Чтобы не стать виновником аварии во время движения на перекрестке, водителям обязательно нужно придерживаться существующих правил дорожного движения. Движение через перекрестки полностью регламентировано ПДД.
Водитель, подъезжая к перекрестку, должен определить каким он является- нерегулируемым либо же регулируемым, поскольку от этого зависит, как он должен действовать.
Конечно же, существуют общие правила пересечения как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков.
При этом многие водители задаются такими вопросами, как «ДТП на перекрестке при повороте налево кто виноват» или «ДТП при развороте налево вне перекрестка, кто виноват» и т.д.
Перекресток является наиболее аварийным местом в дорожной сети. Это прекрасно показывает статистика всех дорожно-транспортных происшествий. Примерно 30% всех аварий происходит именно на пересечении улиц.
Очень часто на перекрестках во время ДТП участвует более двух машин. Именно поэтому желательно тщательно ознакомиться с правилами, регулирующими порядок пересечения перекрестка.
Много аварий на перекрестках происходят из-за недостаточного знания водителями правил дорожного движения, которые определяют движение автомобилей через пересечение улиц.
В ПДД четко описаны нормативы, в соответствии определяется порядок пересечения перекрестков. Существует два вида пересечений дорог — регулируемые и нерегулируемые перекрестки.
На перекрестке первого типа движение осуществляется при помощи регулировщика либо автоматического регулирующего устройства — светофора.
Чтобы на нерегулируемом перекрестке не происходило ДТП, на них, как правило, устанавливаются знаки, которые определяют приоритет для транспортных средств.
К ним относятся следующие знаки:
Во время аварии на пересечении дорог инспекторы ГИБДД должны составлять схемы ДТП на перекрестке, в которых бы учитывались сигналы светофоров и все присутствующие на перекрестке регулирующие знаки. Следует рассмотреть наиболее частые причины аварий на разных перекрестках.
На нерегулируемом перекрестке, где нет светофоров, в случае если одна из дорог является главной, а другая второстепенной, виновник аварии определяется в соответствии со знаками, которые установлены на пересечении.
Когда автомобили пересекают нерегулируемый перекресток, виновником ДТП будет считаться тот водитель, который двигался по второстепенной дороге, поскольку он должен пропустит все машины, двигающиеся по главной дороге.
На регулируемом равнозначном перекрестке правила движения могут определяться регулировщиком либо же светофором. Такой перекресток не может регулироваться знаками, поскольку в этом случае он уже не будет являться равнозначным.
Для таких пересечений имеется ряд важных правил, которых должны придерживаться водители.
Если на таком пересечении дорог произошла авария, то инспекторы ДПС прибыв на место ДТП должны выяснить, кто из участников столкновения ехал на запрещающий сигнал регулирующего устройства.
Чтобы определить виновника работники автоинспекции должны опросить очевидцев ДТП, и выяснить в каком режиме работал светофор.
Двигаться через пересечение регулируемых дорог можно лишь на зеленый сигнал, в свою очередь желтый и красный сигнал светофора сообщают водителю, что ему нужно остановиться.
Т-образные перекрестки бывают как нерегулируемыми, так и регулируемыми. Если перекресток регулируется светофорами, то движение должно осуществляться в соответствии с нормами пересечения регулируемых перекрестков.
Во время приближения к т-образному пересечению дорог нужно:
Если перекресток является неравнозначным — когда второстепенная дорога пересекается либо примыкает к главной дороге, то нужно выполнять движение в соответствии с правилами проезда неравнозначных пересечений дорог.
Поэтому в случае дорожно-транспортного происшествия виновником будет тот участник движения, который до аварии ехал по второстепенной дороге.
Многие автовладельцы иногда испытывают трудности во время пересечения Т-образных перекрестков. В соответствии с правилами на равнозначном Т-образном нерегулируемом перекрестке водители должны уступать дорогу машинам, которые к ним приближаются с правой стороны.
Однако не все водители это учитывают, в результате чего и происходят ДТП. Они полагают, что если они двигаются в прямом направлении, то они имеют приоритет. Однако это не так.
Здесь действует правило «помеха справа», т.е. на равнозначном нерегулируемом перекрестке водитель должен пропустить все транспортные средства, которые двигаются по отношению к нему с правой стороны.
Обгон на перекрестке разрешен далеко не всегда. И поэтому следует рассмотреть, когда это можно делать, а когда нет.
Для этого надо вспомнить ПДД, где четко регламентированы правила, связанные с обгоном других транспортных средств, как на перекрестках, так и в других местах.
Обгонять другие транспортные средства нельзя:
В частности следует рассмотреть, кто является виновником ДТП на нерегулируемом перекрестке при обгоне по главной дороге:
На схеме видно, что поворачивает синяя машина налево, в то время как черная осуществляет на перекрестке обгон. Каким же образом можно определить, какой водитель виноват в произошедшем ДТП. Эту ситуацию без всяких вопросов регулируют ПДД.
В данном случае виновником ДТП является, как правило, только лишь один из водителей по следующим причинам:
Правила дорожного движения предусматривают максимальную скорость движения транспортных средств в конкретных местах.
В соответствии с этим, в случае превышения скорости на любом пересечении дорог и при возникновении ДТП виновником происшествия будет считаться тот водитель, который превысил установленные лимиты.
На практике очень часто возникают спорные ситуации, когда один из водителей транспортного средства осуществляет завершающий маневр, из-за чего происходит ДТП.
Это значит, что транспортное средство начало двигаться (выполняло разворот либо же поворот), однако не успело его осуществить.
В этом случае другие участники движения, которым в это время уже включили разрешающий сигнал автоматического регулирующего устройства, должны дать возможность транспортному средству завершить производимый маневр.
Такое же правило предусмотрено также и для неравнозначных нерегулируемых пересечениях дорог.
В случае, если участник движения осуществляющий движение с второстепенной полосы начал производить маневр, то транспортные средства, едущие по главной дороге, должны оставить ему место для выполнения маневра (разворота, поворота и др.)
На перекрестках часто случаются столкновения транспортных средств, когда один из автомобилей производит разворот либо поворачивает налево. Движение через перекрестки в данном случае регламентированы ПДД.
Нужно помнить, что уступать дорогу надо всем участникам движения, которые осуществляют движение справа.
Водителю транспортного средства, осуществляющего на перекрестке разворот, также нужно пропускать все автомобили, которые двигаются прямо по встречной полосе и справа.
На практике судебных разбирательств по делам о ДТП на перекресте очень много. Ниже приведены несколько примеров.
Случай произошел на Т-образном перекрестке, на пересечении Аристарховского и Дровяного переулков в Москве.
В дорожно-транспортном происшествии на этом равнозначном перекрестке участвовало три марки автомобилей: Nissan, Chevrolet, а также Citroen.
Авария произошла из-за отсутствия знаков приоритета, а также недостаточного знания одного из водителей.
Проезд через перекресток производился в соответствии с правилом «помеха справа». Следует рассмотреть, кто виноват в данном дорожном происшествии.
Суд принял во внимание тот факт, что данное ДТП было зафиксировано камерой видеонаблюдения, которая была установлена на магазине, находящегося рядом с перекрестком.
Это дает возможность легко выяснить, кто является виновником, а кто потерпевшим. Стоит отметить, что незнание ПДД в данном случае и привело к ДТП.
Согласно установленным судом фактам водитель машины Chevrolet обязан был в соответствии с ПДД уступить водителю автомобиля «Ниссан» как «помехе справа».
Однако нарушая правила, он проехал на большой скорости прямо. В результате этого случилось столкновение по касательной между автомобилями «Ниссан» и «Шевроле».
У автомобиля Ниссан были повреждения крыши, обоих левых дверей, а также левого переднего крыла. У «Шевроле» были повреждены правые двери с задним крылом и передний бампер.
Третий участник движения — автомобиль «Ситроен» из-за изменения в результате столкновения других автомобилей также был поврежден.
Из схемы ДТП есть возможность определения траектории движения транспортных средств:
Инспекторы ГИБДД после вызова прибыли на место ДТП и определили, что водитель автомобиля Шевроле является виновником аварии, поскольку он нарушил правила движения во время пересечения нерегулируемых перекрестков.
В действующих ПДД определено, что:
Подобное же решение и было принято судом при рассмотрении дела. Соответственно, виновнику пришлось заплатить штраф за ДТП на перекрестке.
Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что действующее законодательство тщательно регулирует порядок и правила дорожного движения на перекрестках.
Все водители должны их соблюдать, иначе правонарушитель может быть привлечен к ответственности или стать виновником ДТП.
В этом случае он может стать участником долгих судебных разбирательств как со страховой компанией, так и с другими участниками дорожно-транспортного происшествия.
Внимание!
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Перекресток считается опасным для водителя участков. Именно тут пересекаются и разводятся автомобильные потоки. ДТП на перекрестке является одним из лидеров негативной дорожной статистики. Примерно треть аварий случается именно здесь. Даже опытным водителям иногда непросто определить, с какой стороны ожидать угрозу. Новички же часто теряются, ведь разновидностей пересечений дорог несколько, и маневр поворота на каждом из них имеет свои особенности.
Наверняка каждый водитель представляет себе, что такое дорожно-транспортное происшествие и какими могут быть его последствия. Однако не каждая авария может классифицироваться как ДТП, поэтому нам нужно точное определение. Его можно найти в п. 1.2 ПДД, ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ, отвечающем за безопасность дорожного движения, КоАП и законе об ОСАГО.
ДТП – это событие с участием ТС, возникшее во время движения по дороге, в результате которого пострадали или погибли люди, повреждены ТС и перевозимые ими грузы, сооружения или нанесен любой другой материальный урон.
Причем данные «события» имеют свою классификацию, факторы риска и разные последствия. ДТП должно фиксироваться и оформляться по общепринятой для участников движения и ГИБДД процедуре.
Разборки после аварии – довольно распространенное явление. Каждый хочет доказать свою правоту в выборе очередности проезда. Практика показывает, что особенно сложно выявить, кто виноват в ДТП при повороте налево. Правда, нередки и другие варианты. Но Госавтоинспекция подобные задачи решает, даже если видеокамер нет. Виновен всегда нарушивший правила, которые детально расписаны в ст. 13 ПДД.
На подъезде к перекрестку нужно учитывать знаки приоритета, рядность, разметку и наличие трамвайных путей. Кроме того, общими для грамотного преодоления перекрестка правилами считаются следующие:
На многих наших перекрестках нет ни регулировщика, ни светофора. Часто последний не работает. Такое пересечение дорог в правилах называется нерегулируемым. Виновный в ДТП на подобного типа неравнозначном перекрестке определяется по нарушению знаков приоритета.
Виновным считается двигавшийся по второстепенной дороге и не пропустивший ТС на главной. Последняя не зря так называется, она определяет приоритет. Если главная дорога изменяет направление, водители обязаны разъезжаться по правилам проезда равнозначных перекрестков: увидел помеху справа – остановись, пропусти и спокойно поезжай. Этот же принцип работает на второстепенных дорогах даже для трамваев.
При въезде на круг требуется пропустить все двигающиеся по нему ТС. При левом повороте/развороте на равнозначной дороге следует пропускать все встречные машины, направляющиеся прямо или направо. Данное правило касается и вагоновожатых.
Перекресток, порядок проезда которого определяется регулировщиком или светофором, называется регулируемым. При повороте влево/развороте назад на разрешающий сигнал здесь тоже требуется пропускать встречные ТС, двигающиеся прямо или направо. При движении по стрелке вместе с желтым или красным сигналом надо пропускать ТС с прочих направлений.
Если светофор/регулировщик разрешает движение трамваю и автомобилю, то первый пользуется преимуществом. Но на стрелке с красным или желтым сигналом пропустить ТС с других направлений трамвай тоже обязан.
Выехавший на перекресток водитель должен закончить маневр независимо от сигнала. Если при повороте перед светофорами в разметке имеются линии «стоп», необходимо подчиняться требованиям каждого из них. Даже при разрешающем сигнале требуется уступить дорогу своевременно не успевшим завершить движение ТС и пешеходам.
На второстепенной дороге водитель всегда сначала должен пропустить следовавшие по главной ТС независимо от направления их движения. Все просто: остановился, пропустил, потом поехал сам.
Понять, какая дорога главная, можно по дорожным знакам и качеству покрытия. Если знаков нет, а качество покрытия визуально определить невозможно (плохая погода, видимость и так далее), необходимо полагать, что дорога второстепенная.
На нерегулируемом равнозначном пересечении используется правило правой руки. Трамвай здесь пользуется абсолютным преимуществом перед другими ТС независимо от направления движения.
Проехать нерегулируемый перекресток сложнее, ведь указаний, в какой последовательности ехать, никто не дает. Поэтому при авариях в таких местах чаще можно найти вину каждого участника ДТП.
Помимо соблюдения очередности (приоритетности проезда), приходится учитывать возможность обгона идущим сзади ТС. На регулируемых перекрестках обгон однозначно воспрещен, а на нерегулируемых – не всегда. В п.11.4 ПДД отмечено, что не разрешено обгонять лишь на второстепенной дороге и пешеходных переходах.
Любое изменение направление движения машины требуется показывать поворотниками (п. 8.1 ПДД). Если рядов несколько, водитель, который видит справа другую машину, поворачивающую влево, должен ее пропустить.
До начала поворота влево водитель обязан оценить ситуацию и удостовериться, что сзади и слева другие машины ему не помешают. Если эти условия не соблюдены, при ДТП его признают виновным.
Даже объезд из левого ряда нередко становится причиной столкновений с поворачивающими влево машинами на нерегулируемых перекрестках, хотя обгон здесь не запрещен. В ст.11.2 ПДД сказано, что обгонять запрещается, когда идущий впереди автомобиль уже включил поворот влево. Если это вовремя не заметить, Госавтоинспекция решит вопрос не в пользу «гонщика». Но также ПДД запрещают препятствовать обгону увеличением скорости и так далее. Если поворачивающий водитель будет уличен в чем-то подобном, виновником признают его.
Даже на регулируемом перекрестке можно получить неожиданный боковой удар при левом повороте.
Обгон на регулируемом перекрестке запрещен. Поэтому виновным признают водителя обгонявшей машины.
Если сигнал светофора/регулировщика позволял совершить маневр, левый поворотник был включен, слева не было препятствий, виновником признают водителя, свернувшего не в свой ряд (многорядная дорога) или пытавшегося совершить обгон. Если какие-то правила не были соблюдены каждым участником ДТП, придется разбираться, кто виновен больше. По логике это первый совершивший неправильные действия и нарушивший ПДД.
В ст. 6 ПДД говорится, что двигаться на желтый сигнал запрещено, кроме случаев, когда остановиться не представляется возможным. Другими словами, поворот не разрешен ни влево, ни вправо. Если водитель выехал на зеленый свет, но не успел завершить маневр, он обязан пропустить встречные ТС и только затем закончить свой поворот.
Как уже понятно, ДТП при обгоне и повороте налево на перекрестках вызывается чередой ошибок и нарушений правил, совершаемых всеми его участниками. Отсюда возникают спорные моменты. Простой пример: автомобиль намерен повернуть влево на желтый сигнал и даже уже приступил к маневру, но водитель встречной машины это проигнорировал и въехал ему в правый бок. Кто будет виновным?
С одной стороны, первый водитель, поскольку не пропустил встречный транспорт. Но с другой – он начал свой маневр раньше, да и встречная машина могла начать движение на желтый, а не на зеленый сигнал. Во тут и придется доказывать свою правоту каждому водителю. В учет берется практически всё:
Показания свидетелей (очевидцев), записи видеорегистраторов и камер наблюдения помогут инспектору ГИБДД правильно оценить ситуацию. Если протокол кого-то из водителей не удовлетворит, разбираться, кто виновен в конкретной ситуации, будет комиссия подразделения или даже суд.
На Т-образном перекрестке при повороте налево со второстепенной на главную дорогу тоже может возникнуть ситуация, когда виновны оба водителя. Предположим, первый подъехал, остановился, включил поворотник, осмотрелся и начал поворот, но в этот момент в него врезается двигающаяся справа машина. Первый виновен, потому что не удостоверился в отсутствии препятствия или не оценил скорость. Второй слишком быстро ехал и тоже не увидел либо не успел затормозить. Кто прав, кто виноват – определить очень сложно.
При выезде с обочины на дорогу мы фактически выполняем поворот налево. И тут нередко возникают споры. Выезжающий водитель обязан включить сигнал поворота и убедиться в отсутствии препятствий, а двигающийся по дороге обязан его пропустить или предпринять все меры к предотвращению столкновения.
Подробный алгоритм действий водителя сразу после аварии указан в ПДД в разделе обязанностей. Понятно, что уезжать нельзя. Нужно остановиться, включить аварийку, выставить «треугольник», а потом оценить ситуацию. Если есть пострадавшие, оказать первую помощь или доставить в больницу. Потом необходимо вызвать ГИБДД, зафиксировать расположение машин и освободить проезжую часть по возможности.
Затем можно поискать очевидцев и сообщить в страховую. Читайте о том, нужны ли справка и извещение о ДТП.
Вообще, разбор ДТП на перекрестке – довольно сложная штука. Но он необходим водителям, ведь от этого зависят выплаты по страховке. Поэтому важно доказать свою невиновность. Чтобы не попадать в неприятные и опасные ситуации:
Зона, где дороги пересекаются, требует от водителей особого внимания. Но понимают это не все, поэтому ДТП на перекрестках происходят довольно часто. Обстоятельства их бывают разными. И выявить виновного в происшествии непросто.
Проезжая сложный участок, автомобилист должен контролировать пространство буквально на 360 градусов. Ведь другие ТС едут ему навстречу и по обе стороны, могут обгонять, если в этой зоне нет светофора, поворачивать и разворачиваться. В качестве причин аварий, случающихся на перекрестках, можно выделить:
Если обобщить факторы возникновения ДТП на перекрестках, то это незнание правил или пренебрежение ими, отсутствие у водителя должного внимания к происходящему на пути.
У сотрудников ГИБДД и бывалых автомобилистов есть богатый опыт в том, что касается аварий на перекрестке. Все случаи типичны и повторялись много раз.
Трудности у автомобилистов чаще возникают, когда участок нерегулируемый. Но и наличие работающего светофора не всегда помогает избежать ДТП. Здесь могут возникнуть следующие ситуации:
Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения.
При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
И это вне зависимости от того, кто в кого врезался.
Пересечение дорог, где нет разделения на главную и второстепенную, для некоторых тоже оказывается сложным. Здесь могут возникнуть такие ситуации:
Ведь это он нарушил пункт 11.5 ПДД, запрещающий обгонять на регулируемых перекрестках.
И неважно, что он ехал на разрешающий сигнал. Нужно было дать завершить маневр V в соответствии с пунктом 13.8 ПДД.
При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
Он должен был сначала пропустить G, а затем совершать маневр.
О примере ДТП на равнозначном перекрестке смотрите в этом видео:
Возможностей врезаться в другое ТС на перекрестке недисциплинированные и рассеянные автомобилисты находят множество, даже там, где этого легко избежать:
Водителя последнего обвинят в аварии. Он нарушил пункт 9.10 Правил, требующий соблюдать дистанцию.
В этом ДТП виновным назовут того, кто управляет F. Он проигнорировал пункт 8.10 ПДД. Правило требует сначала перестраиваться на полосу торможения, снизив скорость, и лишь с нее выполнять поворот.
По статистике, 30% аварий происходят именно на перекрестках. Лидируют нерегулируемые, на которых можно обгонять. Но в общем правила проезда пересечения дорог достаточно четкие. Если обращать внимание на знаки приоритета и сигналы светофора, помнить правило помехи справа, не спешить, вовремя включать поворотник, избежать ДТП сможет даже начинающий автомобилист.
О ДТП на перекрестках смотрите в этом видео:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!
Примыкание второстепенной дороги к главной может обозначаться и одним из следующих знаков:
Пересечение с второстепенной дорогой обозначается:
Схемы ДТП на перекрестке обязаны быть составлены с учетом сигналов светофора или обозначением указанных выше знаков дорожного движения.
Виновник ДТП на перекрестке неравнозначных дорог, не регулирующихся светофором или регулировщиком, определяется исходя из установленных перед пересечением знаков. Неравнозначным считается перекресток, где одна дорога является главной, а вторая – второстепенной.
При пересечении нерегулируемого перекрестка виновником дорожного происшествия будет признан водитель автомобиля, выезжающего с второстепенной дороги, так как именно он обязан пропустить все транспортные средства, которые едут по главной дороге.
Если ДТП произошло на регулируемом перекрестке, то сотрудникам автоинспекции необходимо выяснить, кто из водителей двигался на запрещающий сигнал светофора. Для этого опрашиваются свидетели автоаварии, и выясняется режим работы автоматического регулировщика.
Следует помнить, что движение разрешается только под зеленый сигнал, красный и желтый извещают водителя о необходимости остановиться.
Т-образный перекресток может быть:
Если движение по пересечению дорог регулируется светофором, то виновник автомобильного столкновения будет определяться правилами проезда регулируемых перекрестков (разобраны выше). При приближении к нерегулируемому т-образному перекрестку рекомендуется:
Если перекресток неравнозначный, то есть имеется главная и второстепенная дороги, то следует руководствоваться правилами пересечения обычных неравнозначных перекрестов, то есть виновником дорожного происшествия будет признан водитель автомобиля, который до столкновения двигался по второстепенной дороге.
Нередко встречаются равнозначные т-образные перекрестки, то есть знаков приоритета движения не установлено. В этой ситуации водитель обязан руководствоваться правилом «помеха справа», то есть уступить проезжую часть требуется всем транспортным средствам, которые движутся справа от автомобиля.
На указанном рисунке (правило «помеха справа») виновником ДТП будет признан водитель синего автомобиля.
Нередко автомобильные аварии происходят на нерегулируемых перекрестках, когда одно транспортное средство собирается поворачивать налево, а другое совершает обгон.
Водитель, совершающий любой маневр на дороге должен убедиться, что он не мешает движению других транспортных средств. Выяснить, если случилось ДТП на перекрестке при повороте налево кто виноват, например, как показано на рисунке, можно только при содействии органов ГИБДД. Кроме основных факторов будут рассматриваться такие аспекты, как положение машин до столкновения, скорость движения транспортных средств и так далее. На рассматриваемом рисунке виновником, скорее всего, будет признан водитель красного автомобиля, так как синяя машина находиться впереди, и уже начала совершать необходимый маневр.
Следовательно, водитель синей машины должен завершить поворот, а красный автомобиль пропустить впереди идущий транспорт.
ДТП на перекрестке при повороте на право случаются крайне редко, так как водителем маневрирующего автомобиля помех для движения транспортного потока и обгоняющих автомобилей практически не создается.
Поворот направо должен совершаться исключительно из крайнего правого ряда (если на дороге отсутствуют другие разрешающие движение по полосам знаки) и только на крайнюю правую сторону. При совершении обгона на перекрестке следует помнить, что данный маневр запрещен (статья 11.4 ПДД):
Исходя из этого правила, можно сделать вывод, что в большинстве дорожных происшествий на перекрестках при совершении одним автомобилем обгона виновником аварии будет признан именно водитель, который пытался обогнать другое транспортное средство.
Превышение установленного скоростного режима является нарушением правил дорожного движения. Следовательно, на любом (в том числе и равнозначном) пересечении дорог виновником дорожной аварии будет признан водитель, нарушивший установленные правила.
Спорные ДТП на перекрестке так же могут возникать вследствие завершения маневра одним из транспортных средств.
То есть автомобиль на разрешающий сигнал светофора начал движение (осуществлял поворот или разворот), но не успел закончить, то остальные водители (которым только включился разрешающий сигнал) обязана позволить автомобилю полностью закончить производимые действия (пункт 13.8 ПДД).
То же самое касается и нерегулируемых неравнозначных перекрестков. Если водитель, выезжающий с второстепенной дороги начал маневрировать, то автомобили, движущиеся по главной дороге, обязаны предоставить ему место для завершения поворота (разворота и так далее).
Если предотвратить столкновение не получилось и ДТП произошло, то водители транспортных средств обязаны:
Если из-за столкновения автомобилей на дороге случился затор, то водители транспортных средств могут быть привлечены к административной ответственности.
В кратчайшее время после автоаварии так же рекомендуется известить страховую компанию, с которой заключены полиса ОСАГО и/или КАСКО. Это необходимо для получения страховой выплаты.
Оформление ДТП происходит двумя способами:
Европротокол можно использовать, если:
Европротокол заполняется на месте происшествия обоими водителями. В результате оформления у каждого участника столкновения должно быть по одному экземпляру документа, которые необходимы для получения страховой выплаты.
Если оформить автомобильную аварию самостоятельно невозможно, то на место ДТП необходимо вызвать сотрудников Госавтоинспекции.
Представители организации самостоятельно составляют протокол об автоаварии, указывая все основные данные: время и место, аспекты столкновения, полученные повреждения и так далее. Протокол подписывается участниками ДТП и является основным документов для страховой компании при получении страховой выплаты. Дорожные происшествия на перекрестках случаются достаточно часто. Нередки ситуации, когда виновность того или иного водителя остается спорным вопросом.
Сотрудники автоинспекции, приехавшие на место столкновения, помогут выяснить все причины аварии, определить виновного в согласии с правилами движения и оформить все необходимые документы.
Как часто водители попадают в ситуации, при которых они выезжают на перекресток для поворота налево, останавливаются, пропуская встречный транспорт и, уже при завершении маневра, сталкиваются с встречным автомобилем.
Несмотря на достаточно подробную регламентацию Правилами дорожного движения (далее по тексту - ПДД РФ) действий водителей в указанных обстоятельствах, количество аварий на регулируемых перекрестках не уменьшается.
Примечательно, что прибывшие на место происшествия сотрудники ДПС составляют административный протокол в отношении водителя, совершающего поворот налево.
Между тем практика показывает, что при подробном разборе обстоятельств ДТП и их оценки экспертом – автотехником, выявляется вина водителя, который двигался прямо.
Из-за высокой интенсивности дорожного движения водители, поворачивающие налево на регулируемом перекрестке, вынуждены выполнять манёвр в два приема.
Сначала – выезжая на середину перекрестка, и, остановившись, пропускают встречный транспорт.
Во второй фазе, после переключения сигнала светофора на желтый (красный), они завершают поворот налево.
Именно переключение сигнала светофора с зелёного на запрещающий желтый и создает неразбериху.
Каждый из водителей в данной ситуации трактует нормы ПДД РФ в свою пользу.
Для одного водителя Правила устанавливают обязанность пропустить все транспортные средства, движущиеся навстречу и направо.
Другому водителю, при включении запрещающего движение желтого сигнала светофора, согласно Правил, надлежит прекратить движение и остановиться до въезда на перекресток.
Безотносительно от того, что на светофоре переключился сигнал с разрешающего движение на запрещающий, транспорт, въехавший на перекресток при зеленом сигнале, должен покинуть его – пункт 13.7 ПДД РФ.
В то же время движущийся по встречному направлению автомобиль, въехавший на перекресток при горящем зеленом, должен завершить свое движение в намеченном направлении.
Поэтому водителю, который собирается совершить поворот налево, во исполнении требования безопасности к совершаемому им маневру, надлежит предоставить преимущество в движении водителю транспортного средства, движущегося через перекресток или въезжающего на него в порядке, предусмотренном пунктом 6.14 ПДД РФ.
Иными словами, водитель, выполняющий на перекрестке поворот налево, должен пропустить весь движущийся ему навстречу транспорт и дождаться полного прекращения движения после включения желтого сигнала светофора. Только после этого водитель может совершать поворот налево.
В подавляющем большинстве случаев, несмотря на очевидный характер обоюдной вины (как минимум), виновными в таких ДТП признают водителей, выполняющих поворот налево.
Причем такая квалификация действий водителей может измениться при обжаловании постановления ГИБДД или в ходе рассмотрения гражданского иска.
Пример такой ситуации, можно посмотреть на видеозаписи, зафиксированной камерой видеорегистратора, установленной на автомобиле, завершающим манёвр поворота при желтом сигнале светофора.
Автомобиль с видеорегистратором №1, движется в левом ряду дороги, намереваясь выполнить поворот налево, въезжает на регулируемый перекресток при зеленом сигнале светофора.
Дождавшись очередности, автомобиль выезжает на середину перекрестка.
Находясь на полосе встречного движения, предназначенной для поворота налево, почти одновременно с включением желтого сигнала светофора, автомобиль №1 выезжает на вторую полосу встречного направления дороги, выполняя намеченный маневр (52-53 секунды записи).
В это же время по второй полосе встречного направления, на желтый запрещающий сигнал светофора, на перекресток въезжает легковой автомобиль № 2.
Причем, в момент смены сигналов светофора с зеленого на желтый (52-53 секунды записи), автомобиль № 2 находится на удаленном расстоянии от границ перекрестка, по записи - вне пределов обзора видеорегистратора.
Далее водитель автомобиля № 2 продолжает движение в направлении перекрёстка без снижения скорости.
В начале 54 секунды записи, автомобиль № 2 находится на уровне столба, на котором расположен знак 6.16 «Стоп-линия».
Несмотря на наличие помехи на перекрёстке – автомобиля №1 и запрещающего движение сигнала светофора, водитель автомобиля № 2 продолжает движение и въезжает на перекресток без изменения скорости движения. После 55 секунды происходит столкновение автомобилей.
Водитель автомобиля №1 в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации должен был руководствоваться следующими нормами Правил:
1.3 и 1.5, то есть он был обязан знать и выполнять требования сигналов светофора и действовать таким образом, чтобы на причинять вред и не создавать опасности для движения;
13.4, то есть он был обязан уступить дорогу автомобилю № 2, который двигался со встречного направления;
13.7, то есть он был обязан выехать с перекрестка в намеченном направлении вне зависимости от сигнала светофора.
Водитель автомобиля №2 в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации должен был руководствоваться следующими нормами Правил:
1.3 и 1.5, то есть он был обязан знать и выполнять требования сигналов светофора и действовать таким образом, чтобы на причинять вред и не создавать опасности для движения;
6.2, в части, зеленый мигающий сигнал разрешает движение и предупреждает о скором включении запрещающего сигнала, желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 Правил;
6.13, то есть, при запрещающем сигнале он обязан остановиться перед стоп-линией, обозначенной дорожным знаком 6.16.
При своевременном выполнении обоими водителями указанных выше требований, ДТП бы исключалось. При таком подходе в оценке действий участников происшествия можно сделать вывод об обоюдной вине. Часто такая логика встречается в судебных решениях по аналогичным делам.
Прежде всего, при наличии спора о вине в рассмотренном ДТП, необходимо обжаловать постановление о назначении наказания.
Подробности здесь:
Порядок обжалования постановления ГИБДД
Как оспорить вину в ДТП
Как обжаловать постановление ГИБДД в суде
В обязательном порядке следует назначить проведение автотехнической экспертизы.
Эксперт может проанализировать дорожную ситуацию и внести ясность относительно вопроса о наличии либо отсутствии у водителя №2 технической возможности остановиться перед стоп – линией, при включении желтого сигнала светофора.
Если будет установлено, что автомобиль №2 мог остановиться, при выполнении требований скоростного режима, то выводы о виновности будут не в его пользу (подробности читайте здесь).
Также эксперт может определить скорость движения автомобиля № 2 при наличии тормозного пути или данных о длине участка и времени его преодоления автомобилем.
Запись видеорегистратора дает такую возможность.
Время имеется на записи, длину участка устанавливают путем замера расстояния, например, от знака 6.16 до границы перекрестка. Зная обе величины легко рассчитать искомую скорость движения автомобиля.
О назначении и вопросах, решаемых экспертизой, мы рассказывали в этой статье.
При поверхностном подходе в оценке причин происшествия напрашивается вывод о вине водителя, начавшего поворот, ведь он не уступил дорогу движущемуся автомобилю, движущемуся во встречном направлении.
Решение о виновности, принятое инспектором ДПС без дополнительного анализа обстоятельств происшествия, часто является не объективным.
После детального разбора дорожно-транспортного происшествия специалистом, может быть установлено, что водитель автомобиля №2 неверно оценил свои возможности и пренебрег запрещающим желтым сигналом светофора, поторопился пересечь перекресток, чем и создал аварийную ситуацию.
При наличии записи видеорегистратора события происшествия и грамотного юридического сопровождения, вина второго водителя доказуема.
Также не исключена возможность оправдания и освобождения от ответственности водителя автомобиля №1.
По статистике большинство дорожных происшествий происходит на перекрестках, когда водителю в силу каких-либо причин не могут определить приоритетное направление движения.
Разработанные правила проезда перекрестков четко определяют все ситуации и помогают сотрудникам автоинспекции без проблем выявить виновника дорожного столкновения.
Правила пересечения перекрестков описаны в пункте 13 ПДД. Согласно с документом перекресток считается регулируемым, если на нем установлен светофор или располагается регулировщик. Во всех остальных ситуациях перекресток определяется как нерегулируемый.
На нерегулируемом перекрестке должны быть установлены знаки, определяющие приоритет движения, к ним относятся:
Примыкание второстепенной дороги к главной может обозначаться и одним из следующих знаков:
Пересечение с второстепенной дорогой обозначается:
Схемы ДТП на перекрестке обязаны быть составлены с учетом сигналов светофора или обозначением указанных выше знаков дорожного движения.
Виновник ДТП на перекрестке неравнозначных дорог, не регулирующихся светофором или регулировщиком, определяется исходя из установленных перед пересечением знаков.
Неравнозначным считается перекресток, где одна дорога является главной, а вторая – второстепенной.
При пересечении нерегулируемого перекрестка виновником дорожного происшествия будет признан водитель автомобиля, выезжающего с второстепенной дороги, так как именно он обязан пропустить все транспортные средства, которые едут по главной дороге.
Если ДТП произошло на регулируемом перекрестке, то сотрудникам автоинспекции необходимо выяснить, кто из водителей двигался на запрещающий сигнал светофора.
Для этого опрашиваются свидетели автоаварии, и выясняется режим работы автоматического регулировщика.
Следует помнить, что движение разрешается только под зеленый сигнал, красный и желтый извещают водителя о необходимости остановиться.
Т-образный перекресток может быть:
Если движение по пересечению дорог регулируется светофором, то виновник автомобильного столкновения будет определяться правилами проезда регулируемых перекрестков (разобраны выше).
При приближении к нерегулируемому т-образному перекрестку рекомендуется:
Если перекресток неравнозначный, то есть имеется главная и второстепенная дороги, то следует руководствоваться правилами пересечения обычных неравнозначных перекрестов, то есть виновником дорожного происшествия будет признан водитель автомобиля, который до столкновения двигался по второстепенной дороге.
Нередко встречаются равнозначные т-образные перекрестки, то есть знаков приоритета движения не установлено.
В этой ситуации водитель обязан руководствоваться правилом «помеха справа», то есть уступить проезжую часть требуется всем транспортным средствам, которые движутся справа от автомобиля.
На указанном рисунке (правило «помеха справа») виновником ДТП будет признан водитель синего автомобиля.
Нередко автомобильные аварии происходят на нерегулируемых перекрестках, когда одно транспортное средство собирается поворачивать налево, а другое совершает обгон.
Водитель, совершающий любой маневр на дороге должен убедиться, что он не мешает движению других транспортных средств.
Выяснить, если случилось ДТП на перекрестке при повороте налево кто виноват, например, как показано на рисунке, можно только при содействии органов ГИБДД.
Кроме основных факторов будут рассматриваться такие аспекты, как положение машин до столкновения, скорость движения транспортных средств и так далее.
На рассматриваемом рисунке виновником, скорее всего, будет признан водитель красного автомобиля, так как синяя машина находиться впереди, и уже начала совершать необходимый маневр.
Следовательно, водитель синей машины должен завершить поворот, а красный автомобиль пропустить впереди идущий транспорт.
ДТП на перекрестке при повороте на право случаются крайне редко, так как водителем маневрирующего автомобиля помех для движения транспортного потока и обгоняющих автомобилей практически не создается.
Поворот направо должен совершаться исключительно из крайнего правого ряда (если на дороге отсутствуют другие разрешающие движение по полосам знаки) и только на крайнюю правую сторону.
При совершении обгона на перекрестке следует помнить, что данный маневр запрещен (статья 11.4 ПДД):
Исходя из этого правила, можно сделать вывод, что в большинстве дорожных происшествий на перекрестках при совершении одним автомобилем обгона виновником аварии будет признан именно водитель, который пытался обогнать другое транспортное средство.
Превышение установленного скоростного режима является нарушением правил дорожного движения. Следовательно, на любом (в том числе и равнозначном) пересечении дорог виновником дорожной аварии будет признан водитель, нарушивший установленные правила.
Спорные ДТП на перекрестке так же могут возникать вследствие завершения маневра одним из транспортных средств.
То есть автомобиль на разрешающий сигнал светофора начал движение (осуществлял поворот или разворот), но не успел закончить, то остальные водители (которым только включился разрешающий сигнал) обязана позволить автомобилю полностью закончить производимые действия (пункт 13.8 ПДД).
То же самое касается и нерегулируемых неравнозначных перекрестков. Если водитель, выезжающий с второстепенной дороги начал маневрировать, то автомобили, движущиеся по главной дороге, обязаны предоставить ему место для завершения поворота (разворота и так далее).
Если предотвратить столкновение не получилось и ДТП произошло, то водители транспортных средств обязаны:
Если из-за столкновения автомобилей на дороге случился затор, то водители транспортных средств могут быть привлечены к административной ответственности.
В кратчайшее время после автоаварии так же рекомендуется известить страховую компанию, с которой заключены полиса ОСАГО и/или КАСКО. Это необходимо для получения страховой выплаты.
Оформление ДТП происходит двумя способами:
Европротокол можно использовать, если:
Европротокол заполняется на месте происшествия обоими водителями. В результате оформления у каждого участника столкновения должно быть по одному экземпляру документа, которые необходимы для получения страховой выплаты.
Если оформить автомобильную аварию самостоятельно невозможно, то на место ДТП необходимо вызвать сотрудников Госавтоинспекции.
Представители организации самостоятельно составляют протокол об автоаварии, указывая все основные данные: время и место, аспекты столкновения, полученные повреждения и так далее.
Протокол подписывается участниками ДТП и является основным документов для страховой компании при получении страховой выплаты.
Дорожные происшествия на перекрестках случаются достаточно часто. Нередки ситуации, когда виновность того или иного водителя остается спорным вопросом.
Сотрудники автоинспекции, приехавшие на место столкновения, помогут выяснить все причины аварии, определить виновного в согласии с правилами движения и оформить все необходимые документы.
Внимание!
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Перекресток – одна из самых активных зон проезжей части. Но именно здесь многие автомобилисты предпочитают выполнять разворот, когда им это нужно. И если бывают неосторожными, нарушают правила, то попадают в ДТП. Правда, в происшедшем иногда следует винить других участников.
Маневр осуществляется в соответствии с пунктом 8.5 ПДД:
Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Это значит, что прежде чем резко менять направление пути, необходимо занять крайнее левое положение. То есть начать маневрировать от центра проезжей части.
Типичная авария при осуществлении одним из автомобилей разворота на перекрестке может произойти:
Вторая машина, стремясь быстрее проехать налево и сделать это вслед за идущей впереди, напротив, сокращает расстояние. О том, что первое авто разворачивается, ее водитель не догадывается. В результате его машина получает удар в правый бок. Или сама врезается в разворачивающееся ТС.
О правилах разворота на перекрестке смотрите в этом видео:
Вина автомобилистов в каждом случае устанавливается в зависимости от обстоятельств происшествия. Оценить ее в приведенных выше распространенных случаях можно так:
В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
То есть в этой ситуации виновен тот, кто ехал налево. К нему справа приближался разворачивающийся автомобиль, значит, он должен был пропустить его. Ответственность для этого водителя наступит и в случае, если он сам врезался в левую сторону машины оппонента. Ведь пункт 8.9 ПДД все же им нарушен.При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
То есть этот водитель и будет признан виновным.Ведь второй автомобилист, который обгонял, не мог узнать о его намерении выполнить маневр.
При определении виновника происшествия значение в конкретном случае будет иметь также нарушение других правил или статей КоАП. Важна скорость, с которой двигались автомобили. Поэтому нередко в расследовании столкновения при развороте на перекрестке назначают техническую экспертизу. Пригодятся также показания очевидцев и съемка видеорегистратора.
Мера ответственности виновного автомобилиста определяется разделом КоАП, который он нарушил. Это может быть штраф по статьям 12.14, 12.15, части 2 статьи 12.16 Кодекса. А если в результате ДТП есть тяжело раненые или погибшие, действует Уголовный Кодекс. И виновник может лишиться свободы. Его страховщику в любом случае придется выплачивать деньги на ремонт автомобиля потерпевшего.
Аварии на нерегулируемых точках пересечения путей случаются не только из-за незнания правил движения, но и невнимательности водителей. А проблемы можно избежать, если все потенциальные участники будут действовать верно:
Подождать стоит, даже если идущих налево машин много, и заминка составит несколько минут. Ведь оформление ДТП, ремонт машины и лечение травм займут больше времени.
Иногда от аварии уходить не стоит ради того, чтобы не стать ответственным за нее. Например, когда автомобиль (D) начал разворот на перекрестке, навстречу по той же дороге движется еще одно ТС (B), а сзади третья машина (С) пытается уехать налево. Если D уже осуществляет маневр, ему выгоднее врезаться в С. А не тормозить, чтобы столкнуться с идущим навстречу B. Ведь в столкновении с C тот сам будет виноват, а D окажется потерпевшим.
Если же разворачивающаяся машина врежется в B, водителю первой и придется отвечать.
Рекомендуем прочитать о штрафе за езду задним ходом. Вы узнаете о том, когда разрешено ехать задним ходом, дорожных знаках о запрете маневра, штрафах при езде задним ходом на перекрестке, по обочине, на пешеходном переходе. А здесь подробнее о штрафе за выезд на перекресток.Нерегулируемый перекресток дает автомобилистам большую свободу, чем тот, на котором есть светофор. Но требует и повышенной ответственности. Разворачиваясь в этой точке пути, следует быть втройне внимательным и осторожным, не форсировать движение, помнить о правилах. Тогда есть шанс выполнить маневр без ненужных «приключений».
Об ошибках при развороте на перекрестке смотрите в этом видео:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!