Все больше современных автомобилей вместо полноценного запасного колеса комплектуются так называемой докаткой.
Докатка имеет меньший диаметр и толщину и служит лишь одной цели — в случае прокола штатного колеса позволить автомобилю своим ходом добраться до ближайшего шиномонтажа.
Популярность докаток объясняется, как правило, компоновочными причинами: она занимает в багажнике гораздо меньше места, плюсом ко всему при желании можно возить с собой несколько докаток. Особенно это необходимо тем, кто собирается в дальнюю загородную поездку, ведь при повреждении сразу нескольких колес, их все можно заменить и потихоньку доползти до места ремонта.
Важно запомнить, что докатка — не полноценное колесо.
Из-за небольшого диаметра и отсутствия воздухонаполненной покрышки значительно повышается нагрузка на подвеску и дифференциал автомобиля.
Соответственно возникает множество проблем:
Чем значительнее разница между диаметрами докатки и остальных трех колес, тем в большей степени вышеуказанные проблемы будут усугубляться. Если подобная разница невелика и не превышает 1 дюйма, то передвигаться можно вполне сносно — системы стабилизации будут работать корректно, следовательно будут помогать в управлении машиной и при торможении.
Нагрузка на дифференциал тоже не будет чрезмерной и за его исправность опасаться не следует.
Однако не стоит заблуждаться, думая, что на такой докатке можно ехать как на полноценной запаске.
Глубина протектора докатки рассчитана на 2000-6000 километров пробега, он быстро стирается, еще больше увеличивая при этом тормозной путь.
Кроме того, машина, оснащенная разными по величине колесами, может непредсказуемо повести себя на поворотах, особенно в снег или дождь.
При различии диаметров на 3 и более дюймов, обязательно до начала движения отключите электронные системы.
Ведь если этого не сделать, колеса будут постоянно блокироваться, так как электроника будет «думать», что колеса на одной оси имеет разные коэффициенты сцепления с дорогой, и будет притормаживать одно их них.
Не забудьте также, что на дифференциал при подобной разнице диаметров ложится гигантская нагрузка.
Езда на расстояние от 100 километров на скорости более 60 км/ч возможно станет фатальной для вашей машины.
Чтобы минимизировать негативные эффекты, ставьте докатку на тот мост автомобиля, который не является ведущим. Но при этом надо учитывать, что если у вас заднеприводное авто, то закрепление докатки на переднюю ось позволит не бояться за дифференциал, но зато гораздо ухудшит поворачиваемость машины, особенно зимой. В условиях скользкой дороги придется максимально сбрасывать скорость перед крутыми поворотами и действовать рулем нужно будет плавнее. При резкой смене курса, слабенький протектор докатки не сможет сразу зацепиться за поверхность дороги и автомобиль понесет прямо, несмотря на то что его рулевые колеса повернуты в сторону. С другой стороны, поставленная на задний мост докатка станет шлифовать на скользком покрытии, что помимо затрудненного старта, еще и дестабилизирует поведение автомобиля в поворотах, провоцируя постоянные заносы. Порекомендовать можно следующее — если вам важно сохранение тормозного пути в условиях гололеда и вы ездите на хорошей зимней резине, тогда лучше все же поставить докатку вперед. Одно из рулевых колес все равно «одето» в зимнюю шину, которая имеет отличное сцепление с заледенелым асфальтом. При грамотных продуманных действиях вы легко доберетесь до места ремонта. Многие водители советуют все же не отключать стабилизирующие системы, несмотря на их явно неадекватную работу, просто при этом необходимо двигаться с минимальной скоростью, избегая резких ускорений и перестроений из ряда в ряд без особой на то нужды.
На переднеприводных машинах докатку однозначно ставим назад, спасая дифференциал и сохраняя управляемость на должном уровне.
В заключение отметим, докатка — очень удобная и нужная вещь. Благодаря компактным размерам она легко помещается в багажник, не занимая много места. При желании можно иметь с собой не одну докатку, еще сильнее обезопасив себя от неожиданностей в поездке. Минусы ее тоже очевидцы и приводятся выше.
Если вы — неопытный водитель, еще плохо «чувствующий» автомобиль, лучше не искушайте судьбу и возите с собой полноценное запасное колесо с качественной покрышкой.
Ну а всем остальным можно посоветовать быть осторожнее при использовании такой «альтернативной» запаски, и уж постарайтесь комплектовать свое авто докаткой, близкой по диаметру к штатным колесам.
21 марта 2017 года
Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.
И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.
С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?
Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.
Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.
Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.
Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.
Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).
И совершенно точно при рекомендованном заводами ограничении скорости в 80 км/ч докатка портит управляемость и увеличивает тормозной путь. Если стоит спереди, то при разгоне машину ощутимо уводит в сторону более широкой шины (при торможении — наоборот). А при установке сзади испытатели ЗР несколько лет назад не рискнули делать упражнение «переставка» на мокром асфальте — хватило впечатлений от сухого.Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.
Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.
Сколько колес имеет легковая машина? «Четыре», — с ходу отвечают многие на этот, казалось бы, простой, но каверзный вопрос. На самом деле легковое авто, уже отправляясь с завода в салон продаж, в обязательном порядке комплектуется не четырьмя, а пятью колесами, одно из которых – запасное. Если автолюбитель живет по принципу: «Еду куда надо, езжу в любое время», то без запаски ему просто не обойтись. Обычно это полноразмерная шина с диском, параметры которой (габариты и масса) соответствуют характеристикам остальных колес, установленным на осях, как по габаритам, так и по массе. Его ставят при внезапном повреждении одного из основных. Минусом этого полезного изделия является то, что оно занимает довольно много места в багажном отделении. Чтобы решить такую проблему, современные автомобили все чаще комплектуются уменьшенной запаской. Она называется колесо докатка.
Справедливости ради скажем, что отдельные современные автомобили теперь обходятся полностью без запасного колеса, поскольку шины типа run flat, установленные на них, даже в случае прокола позволяют проехать несколько десятков километров – чтобы добраться до ближайшего шиномонтажа, этого вполне достаточно. Однако подойдут такие изделия далеко не для всех моделей машин – обычно их ставят на автомобили класса «люкс», оснащенные всеми необходимыми системами (к примеру, курсовой устойчивости и контроля давления), без которых нельзя пользоваться ранфлетовскими покрышками. К тому же стоят они дорого, а по ходовым качествам и комфорту движения уступают обычным. Поэтому можно уверенно говорить, что простые колеса свой век еще не отживают, а значит, по-прежнему будет нужна запаска либо докатка.
Что же принято называть компактной запаской или докаткой? Так называется маленькое запасное колесо: размер докатки (а именно – диаметр и ширина), а также ее вес в сравнении со штатными заметно меньше. Исходя из этого, давление в докатке должно быть больше, чем в обычных колесах. В зимнее время оно в норме составляет приблизительно 4,2 атм. Некоторые модели таких запасок совпадают по размерам со стандартными, однако имеют облегченную конструкцию, которая способствует быстрой установке.
Также необходимо учесть, что двигаться на докатке быстро нельзя – на скорость выше 100 км/ч она не рассчитана вообще, а лучше всего двигаться не быстрее 60 км/ч, чтобы не подвергать себя и пассажиров риску. Кроме того, эти облегченные запаски рассчитаны на конкретную модель авто, поэтому установка на машину «не родной» докатки может привести к неприятным последствиям вплоть до ДТП.
Прежде чем ставить компактную запаску на машину, следует ознакомиться с особенностями вождения ТС после ее установки. Управление автомобилем заметно усложнится, поэтому в пути необходимо быть максимально собранным и осторожным. Впрочем, опытным водителям не составит труда адаптироваться к ней, а вот новичкам стоит посоветовать все же пользоваться полноценным запасным колесом.
Перечислим по пунктам все отличия докаток от полноценных запасных колес:
Запасное колесо-докатка
Такая альтернатива полноразмерным колесам применяется все чаще. Причиной этому ее несомненные плюсы:
Перечислив преимущества таких изделий, стоит упомянуть и об их слабых сторонах. Величина диаметра докаток чаще всего меньше, чем у штатных колес. Чем сильнее это отличие, тем более заметные неудобства оно будет причинять. Лучше всего, чтобы диаметр компактной запаски отличался не более чем на 1 дюйм – в этом случае качество управления почти не снизится. При разнице в 3 и более дюйма, прежде чем тронуться с места, нужно отключить системы, отвечающие за равномерное и устойчивое движение автомобиля. В противном случае будут постоянно блокироваться колеса, так как электронные «мозги» машины посчитают, что коэффициенты сцепления с поверхностью дороги различны. Если же вам не хочется связываться с отключением стабилизирующих механизмов, то советуем при движении не делать резких маневров и снизить скорость до минимума.
Минусы докаток таковы:
Чтобы минимизировать отрицательные стороны применения докатки, ее следует устанавливать на ту ось автомобиля, которая не является ведущей. Однако существует нюанс, касающийся заднеприводных машин. Установив компактную запаску на переднюю ось, можно не бояться за дифференциал, однако управляемость авто на поворотах заметно ухудшится (особенно это заметно на зимней дороге). Если дорожная поверхность скользкая, перед вхождением в поворот следует максимально сбросить скорость. Движение руля должно быть плавным. Если повернуть его резко, протектор компактной запаски потеряет сцепление с дорогой, и машина продолжит движение по прямой линии.
Если же на автомобиле с задним приводом докатка будет установлена на заднюю ось, то в поворотах транспортное средство будет вести себя увереннее. Но возникнет другая проблема – начало движения будет затруднено, к тому же участятся заносы. Чтобы сохранить тормозной путь, лучше все же ставить малоразмерную запаску на переднюю ось. Осторожное и грамотное управление машиной позволит без проблем доехать до ближайшего шиномонтажа.
На автомобилях с ведущим передним мостом, а также на полноприводных, компактную запаску следует ставить только на заднюю ось, чтобы сохранить приемлемую управляемость и обезопасить дифференциал.
Подведем итоги вышесказанного в виде кратких рекомендаций по использованию докатки:
Так сколько же можно ездить на докатке? В целом ресурс таких колес составляет 4 000 – 5 000 километров, но это не означает, что, установив их, можно ездить так долго. Да это и неудобно, к тому же рискованно. Поэтому при первом же случае поврежденное штатное колесо нужно отремонтировать и установить его на свое место.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Метки: featured, докатка, запасное колесо Современный автомобиль оборудуется пятью колёсами вместо четырёх. Одно из этих колёс – запасное. Полноценная запаска равняется по размеру и весу штатному колесу и требует много места для хранения в багажнике. И здесь есть два варианта: либо пожертвовать вместительностью багажного отделения, либо комплектовать автомобили малоразмерной запаской (так называемыми, докатками). Большее количество современных автомобилей комплектуются именнодокаткой.
Докатка – это очень удобное изобретение, и что самое главное, очень нужное в дороге. Ведь никогда не знаешь, в какой момент может повредиться штатное колесо. Стоит отметить, что в некоторых авто и вовсе нет запасного колеса, а есть только ремкомплект для самостоятельного ремонта шины. Это обусловлено тем, что новый тип шин RunFlat может спокойно проехать до 50 км на спущенном колесе, чего вполне достаточно, чтобы добраться до сервисного центра.
Докатка – это маленькое запасное колесо, которое при повреждении штатного, устанавливается на его место, если отсутствует возможность ремонта шины на месте. Она предназначена для того, чтобы при неисправностях одного из автомобильных колёс обеспечить возможность транспортному средству добраться до сервисного центра.
Докатка предназначается для временной эксплуатации и, как правило, имеет меньший диаметр и ширину, чем штатное колесо и, в связи с этим, большее давление воздуха внутри, которое периодически нужно контролировать (в зимний период давление в среднем должно быть 4,2 кг/кв.см). Иногда, докатка может иметь такой же размер, как и стандартное автомобильное колесо, но с облегчённой конструкцией (это экономит топливо и обеспечивает лёгкую установку). Максимальная скорость передвижения с докаткой составляет всего 100 км/час, но рекомендуется не превышать скорость 60 км/час. Докатки производятся под конкретную модель автомобиля, поэтому использование докаток из других автомобилей не рекомендовано и может быть даже опасной практикой.
Когда докатка установлена на автомобиль, необходимо ознакомиться с правилами эксплуатации авто с запаской. Управление авто с запаской проходит заметно сложнее, чем автомобилем со штатным колесом. Так что осторожность здесь будет не лишней. Ежемесячно рекомендуется контролировать уровень давления в запасном колесе. Оно должно быть в рекомендуемых производителем пределах. Сложно найти что-то более обидное, чем спущенная докатка при повреждённом колесе.
Неопытному водителю всё же рекомендуется возить с собой полноценную замену колеса, так как с докаткой он может не справиться. А вот для опытных водителей докатка – просто «палочка-выручалочка», не занимающая много места в багажнике.
Идея создания запасного колеса появилась практически одновременно с созданием первых автомобилей. Это было связано с низкокачественным дорожным покрытием тех времён (самыми распространёнными были обычные грунтовые и мощённые дороги), на которых были разбросаны гвозди и другие острые предметы. Поэтому картина ремонта и замены колеса где-то на обочине была самым обычным явлением. Первой воплотила в жизнь идею запасного колеса компания Thomas B. JefferyCompany. Её модель запасного колеса Ramblers получила в своё время большую популярность, так как автомобилист мог очень оперативно заменить испорченное колесо и отремонтировать его в удобном месте, а не на обочине. А после неё такую практику переняли и другие автомобильные компании. На автомобили того времени устанавливали несколько запасных колёс и располагали их на креплениях вдоль бортов автомобилей, а позже – на внешней стороне багажника.
Во времена Второй мировой войны (1941 год) и войны в Корее (1951 год)в США на установку запасных колёс был введён запрет в связи с дефицитом резины. Современные производители комплектуют легковые автомобили только одним запасным колесом. На грузовых же автомобилях может устанавливаться несколько запасок. При этом существует два способа комплектации автомобиля запаской:
1. Установка полноценного запасного колеса.
2. Установка докатки – упрощённого запасного колеса.
Практика установки облегчённой версии запасного колеса (докатки) появилась не так давно, но уже успела завоевать большую популярность, что связано с экономией ресурсов и пространства в багажном отделении. Несколько десятилетий назад изобрели запаски, которые складывались, но они не получили распространения из-за сложной конструкции и неудобного монтажа.
Обычные полноразмерные запасные колёса отличаются от упрощённых докаток по следующим параметрам:
1. Вес (обычные шины соответствуют по весу автомобильным колёсам, а вот докатки имеют заметно меньший вес).
2. Размеры (размерные параметры докаток по сравнению с обычными шинами заметно компактнее и отличаются от штатных колёс).
3. Стоимость материалов для изготовления конечного продукта (обычные шины изготавливают из более дорогих и качественных материалов, нежели докатки; ввиду этого стоимость обычных шин будет на порядок выше).
4. Надёжность (стандартные шины значительно надёжнее докаток, так как предназначены для продолжительного пользования, а докатки – только для того, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа).
5. Качество исполнения (у докаток невысокое качество исполнения по сравнению со стандартными колёсами, их протектор очень быстро изнашивается).
В последнее время использование докаток вместо полноразмерных колёс стало популярной практикой среди автопроизводителей. Это связано с ихними несомненными преимуществами.
Преимущества докаток:
1. Докатка занимает мало места благодаря своим компактным размерам, поэтому в багажник можно положить даже несколько докаток, что будет уместно на случай повреждения нескольких колёс.
2. Стоимость докатки значительно меньше стоимости полноразмерного запасного колеса.
3. Произвести монтаж докатки благодаря небольшому весу и компактным размерам значительно проще, чем смонтировать полноразмерное колесо.
4. Благодаря небольшому весу перевозить докатку легче и экономнее (уменьшается расход топлива).
Докатку нельзя назвать полноценным колесом, так как в ней отсутствует наполненная воздухом покрышка и она имеет небольшой диаметр. Из-за этого возникает много проблем. Чем больше разница в диаметре между штатными колёсами и докаткой, тем более выраженными будут проблемы. Желательно, чтобы эта разница не превышала 1 дюйма (при таком значении управление автомобилем будет вполне сносным). Если разница превышает 3 дюйма, то перед началом движения следует отключить все электронные системы. Если этого не предпринять, колёса будут постоянно блокироваться (электроника будет думать, что они имеют разные коэффициенты сцепления с дорожным покрытием). Но некоторые водителе не советуют отключать стабилизирующие системы, а просто советуют двигаться на минимальной скорости без резких манёвров.
Недостатки докаток:
1. Увеличивается нагрузка на дифференциал и подвеску автомобиля, так как получается слишком большая разница угловых скоростей на колёсах оси с докаткой.
2. Площадь соприкосновения с дорожным покрытием уменьшается, и из-за этого ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь.
3. Системы электронной стабилизации (ABS, DSTC, ESP) начинают неадекватно работать. Они воспринимают уменьшенный диаметр докатки как проскальзывание и пытаются с этим бороться.
4. Докатку легко повредить на неровной дороге, так как она более хрупкая, чем штатный набор колёс.
5. Протектор докаток быстро стирается, увеличивая тормозной путь. Она рассчитана не две-шесть тысяч километров пробега.
6. Повышается опасность движения на поворотах, особенно в дождливую или снежную погоду.
7. Если проехать с докаткой больше ста километров со скоростью 60 км/час, это может привести к фатальным последствиям для автомобиля.
Для минимизации негативных аспектов использования докатки, её рекомендуется ставить на неведущий мост транспортного средства. Но при этом стоит учесть следующее. Если автомобиль заднеприводный, то установка докатки на передний мост избавит от боязни за сохранение дифференциала, но значительно ухудшит управляемость автомобилем на поворотах (особенно в зимний сезон). На скользкой дороге перед поворотом нужно будет сбрасывать скорость по максимуму, и плавно поворачивать руль. Если же поворачивать резко, автомобиль продолжит ехать прямо, так как протектор докатки не сумеет зацепиться за дорожное покрытие. Можно, конечно, на заднеприводном авто установить докатку на заднюю ось. Это улучшит поведение транспортного средства на поворотах, но усложнит его старт и будет провоцировать постоянные заносы.
Поэтому для сохранения тормозного пути, всё-таки рекомендуется устанавливать докатку на передний мост. При грамотном и продуманном управлении добраться до сервисного центра не составить большого труда. Если автомобиль переднеприводный или полноприводный, то докатка однозначно должна ставиться на задний мост. Это обезопасит дифференциал автомобиля и сохранит на приличном уровне управляемость им. Поводя итог, приведём рекомендации при использовании докатки:
1. Не стоит ставить докатку на ведущую ось.
2. С докаткой на скользкой дороге следует ехать с небольшой скоростью, так как увеличивается тормозной путь.
3. Нужно быть максимально осторожным на поворотах.
4. Перед отправлением в путь лучше отключить все системы стабилизации на электронном управлении.
5. При первом подходящем случае следует сменить докатку на полноценное колесо.
6. С докаткой не рекомендуется ездить со скоростью выше 60 км/час.
7. С докаткой необходимо плавно поворачивать и тормозить (никакой резкости).
8. Периодически следует проверять и контролировать уровень давления в докатке и, при необходимости, подкачивать её.
9. Использовать стоит только докатку, сделанную для конкретной марки автомобиля.
Полноценная запаска испорченного автомобильного колеса или, на крайний случай, докатка– это всегда самый лучший вариант, нежели использование альтернативных вариантов-заменителей запаски. Но всё-таки иногда случается так, что запаска отсутствует, а починить колесо необходимо. Здесь на выручку придут специальные герметики и баллончики с воздухом для ремонта автомобильных шин. При этом для ремонта даже не нужно снимать шины с автомобиля.
Аварийный герметик предназначается для ремонта колёс легковых и грузовых автомобилей непосредственно на дороге в течение одной минуты. Он образует очень прочную вулканизированную пробку, которая останавливает утечку воздуха через прокол. Герметик способен заклеить прокол с диаметром до пяти миллиметров и не влияет на балансировку колёс. Он создаёт давление в шине, достаточное для движения на низкой скорости и остаётся в активном состоянии очень длительное время, предупреждая появления новых утечек воздуха.
Виды герметиков:
1. Аэрозольные – находятся в баллонах с разной ёмкостью и имеют шланг или насадку, упрощающую введение содержимого в покрышку. Их можно применять без снижения внутреннего давления в колесе.
2. Жидкие – также расфасовываются в баллоны и имеют удобную насадку для использования, но они требую снижения давления в колесе во время использования.
Аварийные герметики используют не только для ремонта проколотых шин, но и как профилактические средства от проколов. При профилактическом использовании водитель может даже не узнать о проколе, так как герметик сразу сформирует пробку в отверстии.
Правила и особенности использования герметиков:
1. Герметики работают только при повреждении протектора, повреждения на боковых частях колеса они не способны качественно устранить (связано с центробежной силой).
2. Перед использованием баллона с герметиком его нужно встряхнуть и немного разогреть (при низкой температуре), не используя открытого огня.
3. После введения герметика необходимо проехать на низкой скорости несколько километров. Так жидкость равномерно покроет внутреннюю поверхность покрышки, исключая разбалансировку колёс.
4. Если в шине видны сторонние предметы (к примеру, гвозди), то перед использованием герметика их нужно удалить.
5. Вентиль повреждённого колеса при заправке его герметиком должен располагаться ниже центра.
6. Одного баллончика герметика обычно хватает на ремонт одной-двух шин.
7. После нескольких сотен километров пробега с времени использования герметика желательно провести балансировку колёс.
8. Баллоны с герметиком следует хранить в прохладном и тёмном месте, так как нагревать их выше 50 градусов по Цельсию категорически запрещено (могут разорваться от перегрева).
9. После использования герметика в течение нескольких дней следует контролировать давление в колесе и, если оно падает, срочно обратиться в автосервис.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Пробой колеса — серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться практически каждому водителю. Из-за низкого качества дорог и наличия на них всевозможных опасных для резины элементов (гвоздей, саморезов, проволок и прочего), никто не застрахован от того, что в процессе поездки у покрышки случится пробой. Продолжать движение на автомобиле с пробитым колесом невозможно, и в такой ситуации водителю потребуется заменить колесо на полноценное новое или докатку.
Оглавление: 1. Что такое докатка и зачем она нужна 2. Как выбрать докатку 3. Докатка или запасное колесо: что лучше, плюсы и минусыАвтомобильное колесо с надетой резиной — это достаточно большая и тяжелая конструкция, которая занимает немало места. Тем не менее, в большинстве современных автомобилей предусматривается отдельная ниша для хранения такого колеса: в багажнике, под днищем, на задней двери, в подкапотном пространстве и так далее. Но не все водители хотят возить с собой полноразмерное большое колесо на случай пробоя покрышки, и для них придумали докатки.
Докатка — это облегченная версия колеса для автомобиля. Она получила такое название, поскольку служит только для того, чтобы водитель мог добраться до ближайшего шиномонтажа и установить новую полноценную покрышку.
Рекомендуем прочитать: Как поменять колесо самостоятельноДокатка имеет похожую на обычное колесо конструкцию, но с одним существенным нюансом. Диск докатки изготавливается из стали, и он значительно меньше, чем диск полноразмерной покрышки. Соответственно, и ширина резины, надетой на докатку, значительно меньше.
Обратите внимание: Чаще всего докатка — это бюджетное решение, поскольку не предполагается долгая эксплуатация такого колеса. Соответственно, производители стараются максимально удешевить производство докаток, и они имеют резину не лучшего качества, а вместе с тем и максимально простой рисунок протектора.
Докатка устанавливается на место поврежденного колеса, чтобы добраться до сервисного центра (шиномонтажа) и выполнить необходимые работы по ремонту или замене покрышки. Есть ряд моментов, на которые нужно обращать внимание после установки докатки на автомобиль:
В автомобильных магазинах представлены докатки от различных производителей. Нужно знать несколько правил, на которые стоит обращать внимание при выборе таких колес для своего автомобиля.
При подборе докатки, в первую очередь, обращайте внимание не на ее качество, а на размер. Нужно, чтобы докатка соответствовала по размерам колесам автомобиля, либо отличалась не более чем на 1 дюйм. То есть, если колеса имеют размер R15, то подойдет докатка R16, R15 или R14. Но R13 устанавливать нельзя.
Что касается самой резины и рисунка протектора, то лучше выбирать докатки, которые имеют претензии на то, чтобы считаться всесезонными. Само собой, у настоящих всесезонных покрышек используются другие материалы, а также более проработанный рисунок протектора.
Если вы возите с собой докатку, то обязательно нужно озаботиться тем, чтобы в автомобиле был насос для ее подкачки. Из-за малых диаметров покрышке требуется больше давление. В среднем, давление для докатки находится на уровне в 4,0-4,2 Атм.
У докатки есть свои плюсы в сравнении с полноценной запаской, но вместе с тем есть и минусы. Сначала разберемся в ключевых отличиях докатки от полноразмерного колеса:
К плюсам докатки, относительно полноразмерной запаски, можно отнести:
Минусы докатки, в сравнении с полноразмерной запаской:
Если автомобиль небольшой, и у него не предусмотрено специальное место для хранения полноценной запаски, хорошим выбором станет докатка. В остальных случаях лучше отдать предпочтение полноразмерному запасному колесу.
(145 голос., средний: 4,52 из 5) Загрузка...В большинство автомобилей современного типа в комплект входит докатка, служащая заменой колесу. Благодаря ней можно сэкономить средства на запасное колесо, увеличить место в багажнике, европейские автобаны вообще не требуют наличие запаски. Вся конструкция удобна в использовании. Все рано или поздно сталкиваются с необходимостью замены колеса. Если для водителя с большим опытом это не составит труда, то для новичка в вождении этот процесс будет сложным. Приобретение докатки существенно облегчит жизнь водителя и особенно новичка.
Докатка – это один из видов небольшого запасного колеса с нарисованными на нем линиями яркого цвета. Такое колесо устанавливается на место поврежденного, когда его нельзя отремонтировать или заклеить, дает возможность доехать до ближайшего СТО.
Важно! Докатку запрещено применять длительно, максимально допустимая скорость передвижения на ней 90 км/час, узнать о максимальной скорости можно по специальной маркировке на ее ободе.
Ресурс передвижения составляет примерно 5 тыс. км, потому что атмосферное давление в ней равняется 4.2, а глубина протектора около 4 мм. Практически любой владелец автомобиля может отличить докатку от запасного колеса, которое имеется в автомобиле, но нужно знать, что они не только разные по размеру. И запаска и докатка имеют разные технические характеристики.
Параметры отличия:
Обычно такой вид запасного колеса предпочитают водители, захотевшие существенно сэкономить место в багажнике, которое могло бы занимать обычное запасное колесо. За счет докатки так же можно немного сэкономить на расходе топлива, так как она имеет не большой вес. При выборе такого типа запаски рекомендуется ориентироваться преждевсего на ее габариты.
Докатка, сразу входящая в заводской комплект автомобиля, обычно имеет размер и вес обычного стандартного колеса, поэтому, выбирая ее в будущем, прежде всего, нужно учитывать размер родного колеса автомобиля. Небольшое расхождение в диаметре, которое допускается при выборе не должно превысить 1 дюйм. Например, при установленных на автомобиле колесах диаметром R15, докатка, имеющая размер R13 не будет подходить, так как нужно, чтобы ее разменная характеристика составляла минимум R14.
Потребность доукомплектации транспортного средства сменными деталями и необходимыми инструментами возникает у каждого автовладельца, ответственно относящегося к своей безопасности во время эксплуатации машины, на случай непредвиденных ситуаций в пути. В предельный минимум каждой машины включаются разнообразные рабочие жидкости для доливки, стандартный набор инструментов, знак обозначения аварийной ситуации и резервное колесо, на случай пробоя или повреждения установленной резины на автомобиль.
В этой статье речь пойдёт о «докатке» как современной альтернативе запасному колесу в привычном для водителей виде, её преимущественных сторонах и недостатках в сравнении с характеристиками последнего, особенностях подбора продукции и её эксплуатационных особенностях.
Необходимость в комплектации машины дополнительным колесом, и не одним, возникла практически одновременно со схождением первого авто с конвейера. Причиной выступало низкое качество дорожного покрытия тех времён, представляющее собой в большинстве случаев грунтовку или мощёное дорожное полотно с обилием колющих и режущих элементов на дороге. Соответственно, прецеденты, заключающиеся в механическом повреждении резины на автомобиле в древние времена, были практически стандартными явлениями, что спровоцировало потребность в комплектации транспорта колёсами, для осуществления оперативного ремонта в пути.
Ранее машины комплектовались не одной, а даже несколькими запасками, так как вероятность повреждения резины была слишком велика. Со временем, ростом количества машин на дорогах, качество шоссейного покрытия значительно улучшилось, однако, потребность в запаске существует и сегодня. В нынешнее время возить несколько резервных колёс нет потребности, однако, одна запаска является необходимой для оперативной замены повреждённой резины в пути, с перспективой осуществления самостоятельного ремонта, экономией денег и времени на вызов специалистов или эвакуатора, для доставки транспорта на станцию техобслуживания.
Сегодня имеется два варианта комплектации автотранспорта запаской:
Технически, докатка выступает решением проблемы с повреждённым колесом, позволяет осуществить его замену. Термин «докатка» является сокращением от слова «докатиться», что предопределяет возможность только временного эксплуатирования устройства, с целью доехать до ближайшей станции обслуживания автотранспорта. На постоянной основе использовать такое колесо категорически нельзя, в силу его упрощённых эксплуатационных свойств, меньших параметров, в сравнении со стандартной «обувкой». Докатки уже активно используются многими автовладельцами, в некоторых автомобилях современного производства идут в комплекте с транспортным средством с завода, а также имеются в продаже и представлены достойным ассортиментом, что позволяет выбрать и приобрести бюджетный вариант запаски любому автовладельцу. Преимущественно такие колёса визуально распознать можно по яркому, контрастному цвету диска приспособления.
Рассмотрим дальше, как подобрать альтернативный вариант запаски, в виде «докатки», на транспортное средство, какие особенности и характеристики товара стоит учитывать потенциальному покупателю при осуществлении выбора.
Вопрос, как правильно подобрать докатку для своего транспортного средства, более чем актуален для автовладельцев, так как от этого зависит возможность её установки, при возникновении такой потребности, и уровень безопасности машины при движении на альтернативном колесе.
Подбирая товар, ориентироваться необходимо первоочерёдно на диаметральный размер приспособления, который максимально должен соответствовать по этому параметру калибровке покрышки стандартного формата. В ином случае эксплуатация товара будет невозможной, в силу большой разницы между колёсами.
Независимо от критерия, покупается колесо для регулярной эксплуатации или временной, подбор важно осуществлять с учётом авторитетности изготовителя товара, а также отдавать предпочтение продукции, произведённой под конкретную марку машины. Такая предосторожность будет гарантировать возможность эксплуатации продукции, с учётом веса машины, и соответствия по крепёжным элементам к конкретному автотранспорту.
Безопасность для автовладельца, пассажиров и других транспортных средств на дороге предопределяется многими факторами, не последнее место, среди которых, занимает качество установленной на машину резины и давление в шинах. Эти показатели непосредственно влияют на управляемость и динамичность автотранспорта в процессе его эксплуатации.
Одним из важных, актуальных среди автовладельцев, является вопрос, какое давление должно быть в докатке, сколько атмосфер нужно регулярно поддерживать в альтернативной запаске, чтобы её эксплуатация была не только допустима, но и безопасна. Докатка сравнительно недавно стала применяться активно в качестве запаски, потому ответ на этот вопрос для многих неизвестен, что заставляет водителей искать варианты ответа на разнообразных форумах или путём уточнения у работников сервисных центров.
Профессионалы советуют в этом вопросе руководствоваться рекомендациями производителей продукции, которые регламентируют рабочее давление в шине не меньше четырёх атмосфер, с возможной погрешностью до двух десятых единицы измерения в сторону повышения. Такие параметры, значительно превышающие стандартное давление в шинах, позволяют использовать покрышку, основательно меньшую по размерам от штатной, с минимальным влиянием на эксплуатационные свойства транспорта, его динамичность и управляемость.
Контроль давления в резервном колесе необходимо выполнять с периодичностью, не превышающей месяца, что позволит избежать непредвиденных прецедентов на дороге, при потребности его монтажа.
Определится, что лучше возить в машине на случай повреждения покрышки, докатку или колесо стандартной конфигурации, поможет детальный разбор, чем отличается шинная продукция? Отличия заключаются не только в визуальном аспекте, но и в технических параметрах товаров, предопределяющих их эксплуатационные и преимущественные стороны.
Запасные устройства отличаются по следующим критериям:
По сравнению с колесом стандартной конфигурации докатка значительно уступает по качественным показателям и эксплуатационному ресурсу. Среди недостатков использования докаточной продукции водители выделяют следующие нюансы:
В качестве преимущественных сторон использования докатки, как временного решения проблемы с повреждённой покрышкой, выступает её ценовая доступность, компактность, которая позволяет экономить место в багажнике, лёгкость самостоятельного монтажа и позитивное влияние на расход топлива, в силу небольшого веса продукции.
Для многих автовладельцев демократичная стоимость докатки является приоритетным фактором для её покупки, так как приобрести резервное колесо, идентичное установленным на авто, не каждому доступно с финансовой позиции. Однако, при принятии решения в пользу нестандартного приспособления, каждый ответственный водитель, переживающий за безопасность, интересуется, как правильно эксплуатировать продукцию, сколько можно ехать на докатке, и с какой скоростью?
Дилемма, сколько можно проехать на докатке по километражу, без нанесения вреда узлам и системам транспортного средства, предопределяется понятием термина. Эксплуатация докаточной покрышки предусматривает возможность доехать на ней до ближайшего шиномонтажа, что зачастую составляет не больше стокилометрового расстояния. Согласно регламенту производителей, эксплуатационный ресурс докатки составляет от двух до шести тысяч километров, в зависимости от особенностей производства товара и материала изготовления, соответственно, такой пробег, теоретически является реальным для авто. С практической позиции, продолжительная езда на докатке провоцирует возникновение серьёзных неисправностей рабочих узлов машины, что в результате позиционирует рентабельность выполнения оперативного ремонта штатного колеса и его монтажа.
Ещё одним, наиболее обсуждаемым среди автовладельцев, является вопрос, с какой скоростью можно ехать на докатке, чтобы избежать неприятностей в виде ДТП или преждевременной порчи нестандартного, резервного элемента в пути. Как максимальная скорость езды на докатке производителями регламентируется рубеж, не превышающий ста километров в час, однако, профессионалы не рекомендуют разгонять автомобиль до такой отметки на спидометре, во избежание неприятностей, в виде потери контроля над автомобилем, негативным влиянием скоростного режима на элементы подвески. Оптимальным режимом пользователи называют скоростной порог в шестьдесят километров, с обязательным снижением этого показателя на участках дороги с плохим шоссейным покрытием и на поворотах.
Корректная эксплуатация автодокатки предполагает, кроме выдерживания адекватного скоростного режима и езды только на короткие расстояния, с целью добраться до шиномонтажа, соблюдение следующих правил и предосторожностей:
Докатка выступает достойной, бюджетной альтернативой запасному колесу, позволяет экономить место в багажнике, и облегчает процесс замены колеса в «кустарных» условиях, за счёт небольшого веса и уменьшенных габаритов.
Адекватная, соответствующая регламенту и описанным правилам эксплуатация докатки позволит автовладельцу минимизировать негативное влияние использования приспособления на узлы и системы транспорта, сэкономить финансы на покупку обыкновенной запаски. Многие водители уже сделали свой выбор в пользу подобной переменной, запасной «обувки» для машины и успешно её эксплуатируют, с соблюдением правил безопасности.