Классификация и система обозначения автомобилей и автобусов.
Слайд 2Описание слайда:По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.
Слайд 3Описание слайда:Грузовой подвижной состав. К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили,
Слайд 4Описание слайда:К грузовому подвижному составу автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
Слайд 5Описание слайда:К грузовому подвижному составу автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
Слайд 6Описание слайда:Грузовые автомобили классифицируются следующим образом.
Слайд 7Описание слайда:Грузовые автомобили общего назначения
Слайд 8Описание слайда:Грузовые автомобили специализированные.
Слайд 9Слайд 10Описание слайда:Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформ с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов
Слайд 11Описание слайда:Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки определенных грузов.
Слайд 12Описание слайда:Специализированные автомобили - это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы); автомобили-цистерны для перевозки цемента, нефтепродуктов, молока; автомобили с кузовами для перевозки животных и т.д.
Слайд 13Описание слайда:Специализированные автомобили - это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы);
Слайд 14Описание слайда:Грузовые автомобили классифицируются - по проходимости, т.е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости.
Слайд 15Описание слайда:Автомобили дорожной проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием.
Слайд 16Описание слайда:Автомобили повышенной проходимости и высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья.
Слайд 17Описание слайда:Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
Слайд 18Описание слайда:Грузовые автомобили классифицируются – по приспособленности к климатическим условиям различают автомобили для эксплуатации в условиях умеренного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.
Слайд 19Описание слайда:Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
Слайд 20Описание слайда:По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов. Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов. Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Слайд 21Описание слайда:Число ведущих колес автомобиля характеризуется колесной формулой. Например, формула 4x2 означает, что общее число колес — 4, а ведущих — 2, формула 6*4 означает, что общее число колес — 6, а ведущих — 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
Слайд 22Описание слайда:Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Полная масса грузового автомобиля, т До 1.2 1,2...2 2...8 8...14 14...20 20...40 Свыше 40 Класс I 2 3 4 5 6 7 Вторая цифра означает вид грузового автомобиля: 3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — резерв (пока не используется) 9 — специальный. Третья и четвертая цифры означают номер модели грузового автомобиля (от 01 до 99). Пятая цифра означает порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
Слайд 23Описание слайда:Например, модель ЗИЛ-4331 означает, что грузовой автомобиль изготовлен на заводе им. Лихачева, имеет массу от 8 до 14 т, бортовую грузовую платформу, 31 — номер модели.
Слайд 24Описание слайда:Пассажирский подвижной состав. К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы.
Слайд 25Описание слайда:Автомобили, вмещающие не более восьми человек (с учетом водителя), называются легковыми, а автомобили, вмещающие более восьми человек, — автобусами.
Слайд 26Описание слайда:Легковые автомобиля выпускаются двух видов: 1 - Легковые автомобили дорожной проходимости
Слайд 27Описание слайда:Легковые автомобиля выпускаются двух видов: 2 - Легковые автомобили повышенной проходимости
Слайд 28Описание слайда:Автомобили повышенной проходимости используются в основном для сельского хозяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости путем увеличения числа ведущих колес, так и путем создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и др.
Слайд 29Описание слайда:Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе неснаряженного автомобиля* и рабочему объему двигателя
Слайд 30Слайд 31Описание слайда:К первым трем классам относятся автомобили ВАЗ, ГАЗ и другие с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, -2105, -2106, ИЖ-2126, ГАЗ-З1029, «Волга» и др.), а также переднеприводные автомобили BA3-21083 «Спутник», «Москвич-2141- 01» и др.
Слайд 32Описание слайда:В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя, а последние две цифры — номер модели. Буквы перед цифрами означают завод-изготовитель. Например, ВАЗ-2108 «Спутник» означает, что автомобиль изготовлен ОАО «ВАЗ». Это автомобиль малого класса с рабочим объемом двигателя 1,1... 1,8 л, 08 — номер модели.
Слайд 33Описание слайда:В том случае если автомобиль отличается от базового, т.е. является его модификацией, то третья и четвертая цифры остаются прежними, но добавляется пятая цифра. Так, на базе автомобиля ВАЗ-2108 «Спутник» выпускается его модификация BA3-21083.
Слайд 34Описание слайда:Классифицируют легковые автомобили и по общей компоновке: на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам. При переднеприводной схеме компоновки двигатель располагается спереди, и передние колеса являются ведущими и управляемыми.
Слайд 35Описание слайда:Заднеприводная схема компоновки характерна тем, что двигатель расположен сзади автомобиля и задние колеса являются ведущими. При классической схеме компоновки двигатель расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.
Слайд 36Описание слайда:Автобусы средней и большой вместимости создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства.
Слайд 37Описание слайда:Общими признаками классификации автобусов является их общая компоновка и особенности устройства кузова.
Слайд 38Описание слайда:Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, расположением двигателя, пассажировместимостью и колесной формулой.
Слайд 39Описание слайда:По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.
Слайд 40Описание слайда:По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на бескапотные — вагонного типа, капотные и короткокапотныс.
Слайд 41Слайд 42Описание слайда:Автобусы вагонного типа создаются путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, его кузов делают из двух или трех сочлененных (шарнирно соединенных) между собой звеньев.
Слайд 43Описание слайда:Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.
Слайд 44Описание слайда:По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов бывают с передним или задним расположением двигателя
Слайд 45Слайд 46Описание слайда:Компоновочные схемы автобусов бывают с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенными между лонжеронами рамы под полом кузова.
Слайд 47Слайд 48Слайд 49Описание слайда:В последний класс входят двух- и трехзвенные (сочлененные) автобусы.
Слайд 50Описание слайда:По колесной формуле автобусы разделяются на полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4 х 4; 6 х 6 и неполноприводные 4x2; 6 x 4 и 8x4.
Слайд 51Описание слайда:По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова
Слайд 52Слайд 53Описание слайда:Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс. Первая цифра индекса означает класс автобуса в зависимости от его длины: Длина автобуса, м.... До 5 6...7,5 8...9,5 10,5... 12 I6.5...24 Класс 2 3 4 5 6 Вторая цифра индекса означает вид, третья и четвертая — номер модели. Буквы перед цифрами означают завод-изготовитель. Например, модель ЛиАЗ-5256 означает, что автобус изготовлен на Ликинском автобусном заводе, имеет длину 10,5... 12 м, 2 — автобус, 56 — номер модели (длина автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 м).
Слайд 54Описание слайда:Специальный подвижной состав
Слайд 55Описание слайда:К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Слайд 56Описание слайда:Специальные автомобили на базе легковых автомобилей и микроавтобусов — это автомобили скорой медицинской помощи, автомобили-лаборатории ГИБДД, милицейские автомобили и др.
Слайд 57Описание слайда:Специальные автомобили на базе автобусов — это подвижные телевизионные станции, фото- и кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автомобили и др.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА БАРНАУЛАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«БАРНАУЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»
Автомобили старинные и современные.
«Автомобиль будущего»
Городской конкурс исследовательских работ и творческих проектов в области начального технического моделирования «Юный исследователь»
Секция: Модели техники и вооружение Великой Отечественной Войны
Автор: Кульченко Руслан,
МБОУ ДОД «БГСЮТ», 2 класс
Руководитель: Бородина Светлана
Николаевна, педагог
дополнительного образования
МБОУ ДОД «БГСЮТ»
г. Барнаул, 2014
Содержание:
1.Введение
Цель проекта
Реализация поставленной цели
Область применения
Решаемая проблема
Новизна
Задачи
2.Основная часть
Обоснование выбора темы
Историческая справка
Вывод
3.Автомобиль будущего
Изготовление модели
Технические характеристики
Будущее - за электроникой
4.Заключение
5.Словарь терминов
6.Список используемой литературы
1.Введение
Наверно скоро мы ходить разучимся
Уже привычка ездить в нас живёт
Пройти пешком всего два шага мучимся
Сто километров на авто не в счёт
Мотора рёв для нас звучит как музыка
Как аромат вдыхаем мы бензин
Что нужно нам шоссе полоска узкая
Да запчастей заветный магазин
Для нас автомобили были созданы
Но вот пришли иные времена
И день, и ночь мы под машиной ползаем
Мы служим ей, чтоб ездила она.
Сергей Васильченко
Цель проекта: Cоздание модели “Автомобиль будущего”.
Учесть в построении модели все запросы современного человека: экономичность, бесшумность, работа на экологически чистом топливе, комфортабельность. Расширить свой кругозор знаний по истории автомобиля от его создания до наших дней.
Реализация поставленной цели предполагает:
Простоту в изготовлении;
Применение доступных материалов;
Небольшие габариты.
Область применения:
Использовать как наглядное пособие при изучении автомобилей.
Решаемая проблема: Увлекаюсь автомобилями, и возникло желание пополнить коллекцию авто в своём музее.
Новизна: Каждый видит “автомобиль будущего” по-разному, я его представил таким. Для модели я использовал готовые наборы конструктора, которые с учетом изменения
эскиза модели автомобиля легко убрать или дополнить.
Задачи:
- конструкторские: определение назначения и принципа действия конструкции в соответствии с его назначением, выбор формы и числа деталей, способов их соединения;
- технологические: выбор материалов и способов обработки, составление плана изготовления. Регулировка и проверка деталей в действии.
- организационно-технические: подготовка рабочего места, распределение работы на своем рабочем месте.
2.Основная часть
Обоснование выбора темы
Тема: «Автомобили старинные и современные. Автомобиль будущего» выбрана мной, потому что я увлекаюсь различными автомобилями. Машины очень важны для человека, т.к. в современном мире сам человек уже не справляется с ритмом жизни. В повседневной жизни автомобили играют важную роль- это и машины скорой помощи, и пожарные машины, автомобили спасателей, такси, троллейбусы и автобусы, и многие другие.
Историческая справка
История слова “автомобиль”
Оно произошло от греч. ”ауто” (сам) и лат. “мобилис” (подвижной)
Автомобиль - безрельсовое самоходное транспортное средство, предназначенное для передвижения людей и грузов по суше. Понятие охватывает и электромобили, троллейбусы, первые самоходные экипажи и т.д.
Кто и когда создал первый автомобиль
В 17 веке французский инженер Никола – Жозеф Кюньо создал первый паровой автомобиль-тягач. Предназначенный для перевозки артиллерийских орудий. Внешне это был скорее безрельсовый паровоз,, чем автомобиль, телега с паровым котлом и двумя большими поршнями.
Скорость – 4 км/ч. Машина могла перемещать до 5т груза. Именно этот аппарат открыл эру автомобилестроения.
Краткая история автомобиля
В 1870 г. австрийский изобретатель З. Маркус смонтировал двигатель внутреннего сгорания. Это событие сделало его первым человеком, который, сконструировал самоходное средство с бензиновым двигателем
В России еще в 1780-х годах Иван Кулибин начал работу над каретой с паровым двигателем и педалями. В числе его
особенностей маховик, тормоз, коробка передач и
подшипник, из которых состоит любой современный автомобиль.
В 1885г. Карл Бенц построил свой первый автомобиль, который
стал серийно выпускаться.
Его супруга совершила путешествие на авто, доказав всем, что
“автомобиль не роскошь, а средство передвижения”.
Вывод: автомобиль – весьма сложная система. Его появление было подготовлено всем ходом развития техники, обеспечена трудом сотни людей – изобретателей
3.Автомобиль будущего
Изготовление автомобиля
Прочитав литературу и воспользовавшись интернет ресурсами я сделал свой «автомобиль будущего». В создании которого постарался учесть все плюсы и минусы автомобиля старинного и современного, и вот таким он у меня получился.
Технические характеристики
Рассказ про свой автомобиль
1.В моём автомобиле двигатель на солнечных батареях.
2.Автомобилю не требуется топливо.
3.Автомобиль не загрязняет окружающую среду.
4.Автомобиль безопасен, чтобы защитить водителя и пассажира в случае аварии.
5.Разгоняется за короткий промежуток времени.
Будущее - за электроникой
В автомобиле присутствует большое количество электронных помощников. Электроника следит за автомобилем и за водителем, а так же за дорожной ситуацией. А в далёком будущем вовсе заменит человека. Тогда человеку только стоит задать маршрут. И автомобиль сам довезёт его до места назначения.
Что касается двигателя:
Сейчас помимо двигателя внутреннего сгорания применяют электрический и водородный двигатели.
1.Электрический двигатель – будет малых размеров и будет питаться от электрической розетки.
2.Водородный двигатель – в будущем производство водорода будет дешёвым, а значит выгодным большинству автомобилистов.
Двигатель будет экономичным, экологичным и достаточно мощным
А в моём автомобиле двигатель на солнечных батареях.
Заключение
«Автомобиль будущего» будет удовлетворять всем потребностям человека, а именно:
- работать на экологически чистом топливе, никаких выбросов губящих атмосферу не будет, недостатка в топливе тоже быть не может
- будет комфортабельным
- экономичным
- бесшумным
- безопасным
Словарь терминов:
Двигатель внутреннего сгорания – тепловой двигатель, в котором топливо сгорает в рабочей камере “внутри” двигателя.
Маховик (маховое колесо) – массивное вращающееся колесо, использующееся в качестве накопителя кинетической энергии.
Тормоз – механизм или устройство для уменьшения скорости или остановке транспортного средства или механизма.
Коробка передач – агрегат различных промышленных механизмов и трансмиссий механических транспортных средств.
Подшипник – (от “под шип”) сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось, или иную подвижную конструкцию с заданной жесткостью.
Электрический двигатель – электрическая машина, в которой электрическая энергия преобразуется в механическую.
Водородный двигатель – двигатель внутреннего сгорания, в котором в качестве топлива используется водород.
Солнечные батареи – устройства, которые помогают преобразовывать солнечную энергию в электрический ток.
Список используемой литературы:
www.avtozone.net
www.myshared
Википедия – свободная энциклопедия.
Антонов И.С. Краткая история автомобилестроения. Москва “просвещение” 1988г.
Энциклопедия словарь юного техника. М. Педагогика, 1980г.
Компоновка автомобилей Автомобиль как машина характеризуется: 1) компоновочной схемой 2) параметрами конструкции: как полная и снаряженная массы автомобиля, масса перевозимого груза, база, рабочий объем двигателя, мощность двигателя, тип двигателя — дизельный или бензиновый, передаточное число трансмиссии, параметры движителя и так далее; 3) типом несущей системы (рамной или корпусной конструкции); 4) числом осей (двухосные, трехосные, многоосные) и их расположением по длине машины, числом управляемых осей; 5) характеристиками агрегатов и систем автомобиля, схемой силового привода к ведущим колесам Общепринятыми для разделения автомобилей каждого класса на группы являются следующие признаки общеконструкционных решений: осевая формула, формула управления, формула привода колесных осей
Слайд 2Описание слайда:Компоновка автомобилей Компоновка автомобилей зависит, прежде всего, от назначения машины и определяется, в основном, взаимным положением основных элементов автомобиля — двигателя, кабины, трансмиссии, отделения для пассажиров, груза, экипажа. Компоновка должна обеспечивать заданное, целесообразное или удобное размещение людей или грузов в машине, возможность оптимальной реализации сил тяги, создаваемой двигателем; удобное обслуживание, высокие эксплуатационные качества, особенно проходимость, подвижность, маневренность, тормозные качества. Компоновка, кроме того, зависит от типа несущей системы и типа привода к ведущим колесам. На большинстве АТС двигатель, кабина, кузов размещены последовательно.
Слайд 3Описание слайда:двигатель находится над передним мостом, кабина расположена за двигателем
Слайд 4Описание слайда:двигатель находится над передним мостом, кабина частично надвинута на двигатель
Слайд 5Описание слайда:двигатель находится над передним мостом, кабина над двигателем
Слайд 6Описание слайда:двигатель находится сзади переднего моста, кабина максимально сдвинута вперед
Слайд 7Описание слайда:Специальные колесные шасси
Слайд 8Описание слайда:компоновка легковых атомобилей
Слайд 9Описание слайда:Варианты компоновок трансмиссий
Слайд 10Описание слайда:Варианты компоновок трансмиссий
Проект на тему: «Автомобили - старинные и современные» Выполнил: ученик 1 «А» класса МОУ «Гимназия № 2» Вострухин Марк
Обоснование выбора темы современные» выбрана мной, потому что я люблю различные автомобили. Машины очень важны для человека, так как в современном мире сам человек уже не справится с ритмом высоких скоростей. В повседневной жизни автомобили играют важную роль - это и такси, и машины скорой помощи, пожарные машины, автомобили спасателей и многие другие.
Цель исследования: изучение истории автомобилей. Задачи исследования: 1) Осуществить сбор информации о развитии автомобиля; 2)Провести классификацию автомобилей; 3) Провести анкетирование среди учащихся класса; 4) Сделать выводы по теме исследования.
Автомобиль Автомобили существуют более ста лет. Слово «автомобиль» состоит из двух слов: греческое «авто» означает «само» , а латинское «мобиле» – движущееся» . Всё вместе переводится как «самодвижущийся» . Самыйсамый первый автомобиль сконструировал француз Николя Кюньо в 1770 году. Автомобиль Карла Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Классификация автомобилей Класс Легковые Грузовые Автобусы Старинные Современные
Из чего состоит автомобиль? Кузов – основная часть автомобиля. Двигатель – сердце машины. Самая важная часть автомобиля. Благодаря ему автомобиль движется. Шасси – основание машины. Салон - здесь размещаются пассажиры и грузы. Багажник - для размещения багажа.
Безопасность Развитие автомобилестроения привело к увеличению скорости передвижений, росту количества автомобилей на дорогах. Все чаще случались происшествия. В 1909 году были приняты единые правила для всех стран, введены первые дорожные знаки, установлены обязанности водителей и пешеходов. В 1914 году появился первый светофор. Также одним важнейшим направлением стало увеличение безопасности самого автомобиля. Так появились бамперы, ремни, подушки безопасности и различные системы.
Опрос
1) Какие марки автомобилей тебе нравятся? 2) Для чего в первую очередь нужен автомобиль? 3) Каким должен быть автомобиль будущего? 1 2 3 Мерседес- 13 Для работы - 13 Безопасным - 13 Шкода - 10 Для удобства - 8 Экологичным - 10 Ламборджини-6 Для путешествий - 6 Красивый - 4 Тойота-4 Для развлечения - 3 Скоростным - 3
Вывод Согласно результатам опроса, современное поколение учеников основным качеством выбирает безопасность, и считают, что автомобиль необходим для деловых передвижений по городу, а не для развлечений. Важным фактором считают экологичность автомобиля, так как ребятам важна чистая окружающая среда. Обобщая собранный материал, хочу отметить важный вклад автомобилей и автомобилестроения в современную историю и жизнь человека. Лучшей маркой автомобилей признан основатель автомобилестроения – «Мерседес Бенц» .
Заключение Данная работа: - позволила мне узнать много нового и интересного об истории автомобиля; - дала расширенные знания по созданию и появлению новых марок авто; - считаю, что мой проект будет полезен тем, кто не знаком с развитием автомобилестроения и позволит узнать много нового об истории автомобиля.
Автомобиль представляет собой механическое транспортное средство, которое предназначено для перевозки грузов, людей и выполнения специальных задач.Автомобили и автомобильные подвижные составы по назначению делятся на:
1) грузовые;2) пассажирские;3) специальные.
К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Автомобили грузового подвижного состава в зависимости от устройства кузова и других конструктивных особенностей, определяющих область их применения, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов и применяются для перевозки грузов всех видов, кроссе жидких и без тары. Например:
1) самосвалы предназначены для перевозки сыпучих и вязких грунтов;2) цистерны применяются для перевозки газообразных грузов;3) рефрижераторы используются при перевозке скоропортящихся грузов;4) прицепы и полуприцепы для перевозки крупногабаритных или больших партий грузов.
Специализированные грузовые автомобили имеют кузов, приспособленный для перевозки грузов определенных видов, к таким машинам относятся самосвалы, цистерны. Автомобили-тягачи представляют собой машины, предназначенные для постоянной работы с прицепами или полуприцепами; автомобиль-тягач в соединении с прицепом называют автопоездом. Кроме этого грузовой подвижной состав делится на дорожный и внедорожный. Дорожный подвижной состав предназначен для работы на дорогах общей сети, внедорожный предназначен для использования вне дорог общей сети.Пассажирский подвижной состав в зависимости от вместимости, конструкции и назначения делится на легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы. Автобусы, в свою очередь, делятся на городские (внутригородские и пригородные), автобусы местного сообщения (для сельской местности), междугородные и туристические.К пассажирским автомобилям относятся:
1) легковые автомобили, предназначенные для перевозки до 6 пассажиров;2) автобусы для массовых перевозок пассажиров.
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, которые предназначены в основном для выполнения работ, не связанных с транспортными перевозками. К специализированному транспорту относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, мусороуборочные и поливочные автомобили, автокраны, санитарные машины, машины технической помощи и т. п.По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили делятся на карбюраторные, инжекторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные.Модели отечественных автомобилей принято обозначать шифром, который состоит из сокращенного наименования завода-изготовителя и шести цифр. Структура классификационного индекса имеет следующий вид:
1) название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, АЗЛК);2) первая цифра — номер класса автомобиля;3) вторая цифра — номер вида автомобиля (1 — легковой, 2 — автобус, 3 — грузовой автомобиль, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — резервный номер вида, 9 — специальные автомобили);4) третья и четвертая цифры — номер модели от 01 до 99;5) пятая цифра — номер модификации от 1 до 9 или 0 при отсутствии модификации;6) шестая цифра — номер экспортного варианта, номер исполнения.Например, модель автомобиля КамАЗ-5320 можно расшифровать следующим образом:1) КамАЗ — Камский автомобильный завод;2) 5 — автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 тонн;3) 3 — автомобиль грузовой;4) 20 — номер модели автомобиля.ВАЗ-2105 расшифровывается как:1) ВАЗ — Волжский автомобильный завод;2) 2 — автомобиль второго класса с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л;3) 1 — автомобиль легковой;4) 05 — номер модели автомобиля.
Автомобиль состоит из агрегатов, механизмов и систем, которые образуют шасси, кузов, двигатель.Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления.Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя к колесам ведущих мостов, кроме этого трансмиссия изменяет крутящий момент по величине и направлению. Трансмиссия, в свою очередь, состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, а также одного или нескольких ведущих мостов.Сцепление представляет собой механизм, который позволяет кратковременно и плавно разъединить или соединить двигатель с механизмами трансмиссии.Коробка передач представляет собой механизм, который преобразовывает по величине и направлению крутящий момент, передающийся от двигателя через сцепление. Коробка передач дает возможность автомобилю двигаться вперед и назад, а также она позволяет отключать двигатель от ведущих мостов на длительное время.Карданная передача передает крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам под изменяющимися углами в зависимости от неровностей дорожного покрытия.Ведущий мост представляет собой механизм, который включает в себя главную передачу и дифференциал с полуосями.Главная передача позволяет преобразовать крутящий момент по величине и передает его от карданной передачи через дифференциал на полуоси ведущих колес под постоянным углом.Дифференциал — это механизм, который позволяет вращаться колесам с различной скоростью относительно друг друга в зависимости от степени сцепления их с дорожным покрытием.Ходовая часть включает в себя раму, рессоры, амортизаторы, заднюю и переднюю передачи, колеса и шины.Механизмы управления дают возможность изменять скорость и направление движения, а также останавливать автомобиль и удерживать его на месте. Механизмы управления включают в себя тормозную систему и рулевое управление.Кузов грузового автомобиля включает в себя кабину водителя и платформу для размещения груза. Кроме этого к кузову также относятся крылья, облицовка, капот и брызговики. Легковые автомобили имеют несущий кузов, к которому крепятся все агрегаты и механизмы. Кузов автобуса представляет собой салон, который служит для размещения пассажиров. Кузов является одной из самых дорогостоящих частей автомобиля.
Двигатель представляет собой агрегат, который преобразует тепловую энергию, получающуюся при сгорании топлива в цилиндрах в механическую работу, в результате чего с помощью кривошипно-шатунного механизма создается крутящий момент, который используется для передвижения автомобиля.