Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Перегрев двигателя симптомы


Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Он нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь… Делимся советами: как не вскипятить мотор и что делать, если уже увидели дым из-под капота.

В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.

Чем грозит перегрев двигателя?

Не будем драматизировать: иногда он проходит без больших последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно условно разделить на три части.

Слабый перегрев. Внимательный водитель постоянно контролирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). «Зависшая» в красной зоне стрелка датчика температуры — хороший повод проверить систему охлаждения, а заодно и двигатель. Ежедневный «подогрев» мотора вреден.

Средний. Пар из-под капота проблема уже серьезнее. Если такое случилось, нужно срочно остановиться, дождаться пока антифриз остынет, долить его (если есть что) и попробовать запустить ДВС. После этого лучше проверить мотор на станции обслуживания, потому что во время «кипения» он мог пострадать.

Сильный. Обычно такое случается, если мотор «закипел» из-за неисправной системы охлаждения о чем не знал водитель. Самые частые последствия перегрева двигателя звучат страшно и стоят дорого: расплавленные поршни, трещины на головке блока цилиндров, провернутые вкладыши, сломанный коленвал.

Не откладывайте визит в сервис, если силовой агрегат вдруг стал работать как прежде и больше не греется. В следующий раз он может «вскипеть» с последствиями.

Наиболее чувствительны к перегреву современные двигатели с турбонаддувом. Также «в зоне риска» тюнингованные моторы. Даже после замены программного обеспечения (а чип-тюнинг по праву относится к самому доступному и популярному варианту увеличения мощности мотора) температурный режим часто меняется и становится нестабильным.

Самые распространенные причины перегрева двигателя

Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.

Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.

Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.

Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.

Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?

  • Появление пара из-под капота
  • Вибрация, обусловленная кипением антифриза
  • Падение мощности
  • Отказ работы двигателя

Как предотвратить перегрев?

Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.

Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.

Есть подозрения? Давайте проверим!

Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.

Признаки, причины и последствия перегрева двигателя. Что делать.

Именно перегрев двигателя практически любого транспортного средства является одной из самых важных проблем современных автолюбителей. В современном мире пик таких неприятностей приходится на последние месяцы лета. Данное явление является достаточно опасным, после даже совсем небольшого перегрева, ваше транспортное средство может существенно пострадать, появиться множество неприятных последствий, устранить которые можно будет исключительно в профессиональных СТО, это повлечет очень серьезные расходы.

Если после проверки будут выявлены структурные повреждения определенных элементов — многие специалисты будут рекомендовать капремонт двигателя, а эта процедура обойдется очень дорого. Современный двигатель собран из огромного количества разнообразных элементов, каждый из которых имеет определенную чувствительность к изменениям температурного режима. Маслоотражательные колпачки могут сразу же пострадать от резкой смены температурного режима, после них поршневые кольца также могут оказаться под пагубным воздействием высокой температуры. У современных расширителей маслосъемных колец есть одна особенность — они могут потерять свою изначальную упругость, когда температура становиться слишком высокой, это повлечет за собой достаточно существенные изменения в двигателе, поменяются показатели потребления масла.

Но это только небольшие проблемы, которые могут настигнуть ваше транспортное средство в момент перегрева его основного агрегата. Согласно законам физики — тела расширяются от сильного нагрева. Если перегрев двигателя случился — значит все детали очень сильно расширились. Они подвергаются деформации, и уже не смогут вернуться к своему естественному состоянию. Это приведет к достаточно серьезным повреждениям, ремонт двигателя будет достаточно дорогостоящим.

Из—за чего возникает перегрев

Для перегрева двигателя есть множество факторов. В современном мире выделяют всего семь основных, которые все автовладельцы должны всегда помнить. Это позволит своевременно реагировать на изменения в работе транспортного средства и его деталей.

  1. Охлаждающая жидкость заканчивается, ее слишком мало в системе, отвечающей за охлаждение. Антифриз иногда вытекает через небольшие трещины, которые образуются в патрубках или самом радиаторе. Автовладельцу придется регулярно проводить осмотр пространства под своим транспортным средством, это позволит своевременно определить утечку и принять нужные меры. Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата. Устройство перестанет проявлять необходимую реакцию на температурные показатели антифриза, который выходит из двигателя, это нарушит циркуляцию охлаждающей жидкости — она будет проходить только малый или большой круг, это существенно скажется на правильном функционировании транспортного средства. Если только малый круг — перегрев двигателя вашему транспортному средству гарантирован. Большой — слишком медленный прогрев агрегата, который повлечет за собой проблемы иного типа.

    Но может возникнуть внутренняя утечка — в данном случае все намного хуже. Антифриз будет попадать непосредственно сам картер двигателя, это будет способствовать разжижению используемого моторного масла. Гидроудар — один из ожидаемых результатов такой проблемы, также может произойти неожиданное заклинивание коленвала.

  2. Сломанный термостат и другие его неисправности.

    Отложения, которые собираются внутри системы, отвечающей за охлаждение, способствуют заклиниванию подвижного элемента самого термостата. Устройство перестанет проявлять необходимую реакцию на температурные показатели антифриза, который выходит из двигателя, это нарушит циркуляцию охлаждающей жидкости — она будет проходить только малый или большой круг, это существенно скажется на правильном функционировании транспортного средства. Если только малый круг — перегрев двигателя вашему транспортному средству гарантирован. Большой — слишком медленный прогрев агрегата, который повлечет за собой проблемы иного типа.

  3. Мотор долго работает в нерасчетном режиме. Если двигателю приходится достаточно часто функционировать в режиме буксировки (небольшая скорость и колоссальные нагрузки на транспортное средство), вентилятор охлаждения может сломаться и перестать нагнетать необходимый воздушный поток, который попросту необходим, чтобы эффективно отводить тепло.
  4. Охлаждение радиатора является неэффективным.

    Грязь, которая собирается в пространстве между ребрами этого агрегата, становиться причиной такой серьезной проблемы.

    Вентилятор больше не сможет правильно выполнять все свои функции. Если его активирует электромотор — значит нужна замена температурного датчика, если активация происходит механически — нужно проверить уровень натяжения ремня приводного.

  5. Детонация агрегата бензинового после достаточно продолжительной работы. Все другие проблемы, могут не существенно сказаться на функционировании транспортного средства и двигателя, но этот вариант гарантирует структурные повреждения основному агрегату вашего автомобиля.
  6. Неправильная регулировка систем зажигания или впрыска. Если заводские регулировки были нарушены — это существенно влияет на прогорание рабочей жидкости, в этом случае могут случиться серьезные повреждения двигателя. Отработавшие газы существенно увеличивают свою температуру, из—за неправильной работы определенных систем, головка блока цилиндров начинает сильно перегреваться, это приводит к закипанию антифриза, который расположен в системе, отвечающей за охлаждение двигателя вашего транспортного средства.
  7. Выпускной клапан начинает прогорать. Эта неисправность также будет иметь достаточно серьезные последствия для вашего транспортного средства — детали двигателя существенно перегреваются из-за того, что повысится температура отработанных газов.

Все эти причины способствуют том, что, перегрев двигателя начинает наносить существенный вред вашему транспортному средству. Существуют специальные датчики, их показания позволяют своевременно применять определенные меры при появлении изменений в температурном режиме двигателя вашего транспортного средства. Но есть еще несколько причин, вызывающих перегрев двигателя, их практически невозможно сразу же заметить, и они приводят к тому, что происходит внутреннее перегревание основного агрегата вашего транспортного средства. Если такое случается — современным автолюбителям приходится обращаться в профессиональные СТО, чтобы устранить последствия проблем:

Нагар в большом количестве остается в специальных камерах сгорания.

В основном с такой проблемой сталкиваются транспортные средства с достаточно большими показателями пробега. Циллиндропоршневая группа достаточно сильно изнашивается, это приводит к тому, что моторное масло начинает собираться в элементах цилиндра, когда оно сгорает — остается много нагара. Специальные датчики температур в таких ситуациях не могут сигнализировать о том, что появились достаточно серьезные проблемы. Для водителей остается секретом, откуда берется огромное количество дыма из трубы выхлопа. Бензиновые моторы особенно подвержены данной проблеме, для них наличие нагара является очень опасной проблемой, может возникнуть калильное зажигание.

Наличие разнообразных отложений в системе охлаждения

Такие отложения могут полностью или частично заблокировать специальные каналы, отвечающие за отвод тепла от радиатора или двигателя вашего транспортного средства.

Присадки, которые имеются в современных моторных маслах.

Это прерогатива многих современных автовладельцев — они пытаются добавлять в используемые масла специальные присадки. Это может привести к тому, что цилиндры покроются металлокерамическим слоем, который будет способствовать существенному перегреву двигателя.

К чему лучше всего присмотреться

Есть признаки перегревания двигателя, которые можно заметить во время движения. Есть несколько признаков, которые дадут возможность понять, что случился перегрев:

  • поднялась температура охлаждающей жидкости или сильно упала мощность все это понятно даже начинающему водителю.

Чтобы понять, что случился перегрев двигателя — можно заглянуть под капот вашего транспортного средства. Если появилась деформация определенных элементов — к примеру, прокладки ГБЦ, значит нужно срочно посетить автосервис.

Нужно провести осмотр расширительного бачка. Если в бачке вы увидите потемневшие хлопья — значит произошел перегрев.

Если прокладка головки блока получила повреждения — придется обращаться в автосервис, чтобы устранить все последствия данной проблемы.

Последствия перегрева

Для многих водителей перегрев двигателя — обычная проблема, которая ничем серьезным не угрожает их транспортному средству. Но благодаря перегреву двигателя — транспортное средство может получить очень серьезные повреждения, водитель обязан учитывать этот фактор:

Слабый перегрев двигателя

Если агрегат работал не так долго при колоссальных температурных нагрузках — ничего серьезного не случиться. Важно, чтобы водитель вовремя оценил показатели специального датчика, указывающего на наличие проблемы. Поршни немного поплавятся, но двигатель продолжит нормально функционировать. Если случился более сильный перегрев — поршни существенно деформируются, выхлопная труба будет выдавать исключительно черный дым. Это приведет к регулярному повторению перегрева — деформированные поршни будут тереться о стенки цилиндров.

Серьезный перегрев двигателя

Может деформироваться головка блока, прогореть прокладка, разрушиться определенные элементы на поршнях.

Катастрофический придел перегрева ДВС

Здесь поршни в цилиндрах могут попросту заклинить. Это приведет к полному разрушению двигателя вашего транспортного средства. Элементы конструкции цилиндра будут пробиты шатуном — придется транспортировать автомобиль в автосервис и просить замену двигателя.

Хроника событий

Сначала прогорают поршни, это отражается на работе цилиндров. Коленвал получает повреждения, к нему прилипают определенные элементы.

В дальнейшем воздействию поддается головка блока, это может существенно сказать на функционировании двигателя вашего транспортного средства.

Если поршни крепкие — сломается коленчатый вал, агрегат может продолжить работу. Заклиненный поршень разрывает, он наносит множество повреждений двигателю,поршневой палец с шатуном наносят вред цилиндру — ваше транспортное средство становиться непригодным к использованию.

Как лучше поступить, если основной агрегат сильно перегрелся

Если перегрев сильный — глушите двигатель, если не очень — нужно дать ему постепенно остынуть, чтобы избежать деформации деталей. Если вы откроете коробку расширительного бачка — получите ожоги рук. Если начнете доливать воду — детали деформируются от резких изменений температур.

Как защитить свое транспортное средства от перегрева определенных элементов:

  • Нужно следить за тем, сколько в расширительном бачке осталось антифриза, следить за появлением утечки.
  • Проверить состояние приводного ремня помпы, датчика, который отвечает за показатели температурного режима. Проверить вентилятор, в противном случае — он может не включиться в самый необходимый момент. Он связан с датчиком, от которого зависит момент его включения.
  • Достаточно часто нужно мыть радиатор. Эта процедура позволяет избегать перегрева двигателя, но проводить ее нужно очень осторожно. Если транспортное средство достаточно старое — радиатор снимается и промывается отдельно. Используются специальные защитные составы. Если на радиаторе установлены специальные жалюзи — их нужно открывать, это позволяет избегать регулярных перегревов двигателя.

Ваше транспортное средство должно быть полностью исправным — это является основной гарантией защиты от перегревания двигателя. Лучше всего регулярно обращаться в автосервис и проходиться техническое обслуживание.

Из-за чего возникает перегрев мотора?

Исправный автомобиль не требует предпринимать никаких действий от водителя для охлаждения двигателя. Если автолюбитель стоит в пробке, то с высокой температурой справится вентилятор. При движении радиатор охлаждается встречным воздухом. Когда транспортное средство работает «на холодную», то антифриз или тосол циркулируют по малому кругу: до помпы от двигателя. На прогретой машине открывается большой круг, включающий в себя работу радиатора.

Силовой агрегат современного автомобиля проходит различные испытания при самых высоких нагрузках и максимально-возможной температуре окружающей среды. А означает это только то, что двигатель, штатный для определённой марки транспортного средства, не может перегреваться в результате повседневной эксплуатации. Но, если  такая проблема возникает, то водителю необходимо искать причины ее возникновения, так как незаметные симптомы могут перерасти в дорогостоящий ремонт.

Симптомы перегрева двигателя

О перегреве двигателя водителю красноречиво говорят следующие признаки:

1. Многие автомобили оснащены стрелкой, указывающей температуру охлаждающей жидкости или сигнальным датчиком на панели приборов, указывающим на перегрев мотора. Иногда дополнительно включается звуковой сигнал.

2. Если водитель не следит за индикацией на приборной панели, то о перегреве оповестят другие неприятные факторы. Во-первых, возможна потеря мощности мотора, это будет отчетливо заметно по «тяжести» набора скорости. Во-вторых, расширенные от повышенной температуры детали начнут стучать, что и приведёт к дальнейшим поломкам.

3. Если есть подозрения на перегрев мотора, то откройте крышку расширительного бачка, когда мотор уже остыл, и рассмотрите его на наличие постороннего налета темного цвета. Обратить внимание нужно и на антифриз, который может содержать серые «хлопья». Если хотя бы один из факторов присутствует, то трактовать это можно исключительно как перегрев мотора.

4. Автомобили, имеющие дополнительный ремень как помпы, так и генератора, сигнализируют о перегреве ещё одним способом – загорается лампа зарядки аккумулятора вместе с лампочкой перегрева двигателя. Это свидетельствует об обрыве ремня генератора и помпы. Но индикация разрядки аккумулятора  появляется только совместно с повышением температуры. Если этого нет, то проблема исключительно в АКБ и о перегреве двигателя говорить не приходится.

5. Пожалуй, самый однозначный симптом перегрева двигателя – это пар из-под ног или капота. В первом случае он исходит из радиатора отопителя, то есть печки.

Видео: Перегрев двигателя, причины перегрева.

Причины перегрева мотора

Среди них:

  1. Низкий уровень антифриза в охлаждающей системе. Многие водители пренебрегают проверкой количества жидкости в расширительном бачке, а ведь она может где-то течь или выкипать. Если все патрубки и другие элементы целы, то можно просто долить ОЖ.
  2. Перегрев может стать следствием пробития радиатора. Поможет только замена, а при незначительных повреждениях герметик. Но чаще всего радиатор засоряется пылью, тополиным пухом и даже листьями. Нужно только прочистить его. Если это не помогло, а остальные причины исключены, то устройство уже просто забилось за годы эксплуатации. Это может быть следствием использования воды вместо антифриза.
  3. Заклинивание термостата. Эту проблему проще всего определить зимой. Если печь дует холодным, то других причин искать не стоит. Летом можно прикоснуться к патрубку, который чаще всего самый нижний, после прогрева мотора. Если шланг полностью холодный, то антифриз на радиатор не поступает, что и стало причиной выросшей температуры.
  4. Поломка помпы. Она, как и термостат, может заклинить.
  5. Остановившийся вентилятор. Для поиска проблемы требуется диагностика, так как мог сломаться моторчик или муфта включения. Иногда достаточно отключить датчик температуры охлаждающей жидкости, чтобы вентилятор работал постоянно при заведенном двигателе, это позволит избежать перегрева.
  6. Утечка антифриза. Первое, на что обращаем внимание, это патрубки. Могут быть не затянуты их хомуты или появились трещины. Проблема может находиться и в системе отопления салона: печка или её краник.
  7. Первая серьезная проблема, которая трудно диагностируется и устраняется исключительно профессионалами, — неправильная регулировка зажигания и впрыска. Позднее сгорание топлива приводит к перегреву двигателя, так как процесс происходит только в момент открытия клапанов.
  8. Отложения в камере сгорания. Во время работы изношенного двигателя происходит постоянный заброс масла в цилиндры. При сгорание масло образует тонкий нагар на стенках. Со временем его толщина увеличивается, что приводит к перегреву силового агрегата. Причем остановить проблему трудно, так как высокая температура способствует расходу масла, что негативно отражается на количестве отложений. Из-за этого перегрев только увеличивается.
  9. Воздушная пробка. Никакого воздуха в охлаждающей системе быть не должно, для этого стоит крышка расширительного бачка. Но она может не работать, если производился ремонт, например замена патрубка. Чтобы проверить наличие такой неисправности, нужно открыть крышку и прокачать шланги. Если это не поможет, то стоит поискать горку, поставить автомобиль «мордой» вверх и завести его, дожидаясь полного прогрева. После двух-трех срабатываний вентилятора снова открывается крышка, но уже максимально аккуратно, так как машина прогрета.
  10. Прогар клапана. Если на клапане присутствует хоть небольшая трещина, то это становится причиной раннего выхода газов, что повышает температуру двигателя.

Непосредственно перегрев наступает не сразу после возникновения причины, а после ряда действий, описанных далее:

  • при достижении высокой скорости;
  • во время пробуксовки и недостаточном обдуве радиатора;
  •  при слабом теплоотводе во время жары;
  • при работающем кондиционере;
  • негерметичная крышка радиатора способствует перегреву во время затяжного подъема в гору.

Но эти ситуации способствуют постепенному перегреву. У водителя есть возможность заметить неисправность из-за плавного роста стрелки температуры или мигающего индикатора. Но существуют и такие неполадки, которые приводят к быстрому перегреву мотора по причине:

  • полная остановка работы насоса;
  • разрыв патрубка, способствующий выходу охлаждающей жидкости из системы;
  • обрыв ремня помпы и генератора на некоторых автомобилях. Такая неполадка уже обсуждалась ранее;
  • прорыв газа в систему охлаждения. Актуально только для автомобилей с установленным ГБО. Последствия те же, что и у лопнувшего патрубка – антифриз просто уходит из системы;

Ещё кое-что полезное для Вас:

Действия водителя при перегреве

Самое главное, что должен сделать автолюбитель, это обеспечить остановку автомобиля. И закончить движение нужно своевременно, так как растущая температура однозначно приведет к перегреву.

Действия водителя далее выглядят следующим образом:

  1. Выключается кондиционер и дополнительные устройства, такие как: магнитола, фары, обогрев сидений и стекла.
  2.  Включается печка на самую высокую скорость. Это позволит отвести некоторую часть тепла.
  3. Если температура продолжает рост или причина не очевидна, то лучше заглушить мотор и осмотреть подкапотное пространство. Это может не дать полноценного ответа о случившемся, но сбережет денежные средства автолюбителя, так как самые печальные последствия перегрева не будут допущены.

Дальнейшее движение возможно только при установленной проблеме. Если это обрыв патрубка или другая проблема, однозначно говорящая о необходимости доливки антифриза, то её нужно устранить и добавить жидкость в систему. От автомобиля не должно исходить посторонних звуков в виде бульканья, хлопков или стуков.

Видео: ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ? КИПИТ МОТОР? / ЕСТЬ РЕШЕНИЕ!

Если двигатель закипел

Когда температура охлаждающей жидкости достигает предела, то водитель пытается спасти двигатель от последствий, но часто делает это неправильно.

Итак, самое главное – не открывать крышку расширительного бачка. Если давление внутри системы излишнее, то кипящий антифриз на огромной скорости польется наружу. Автолюбитель получит сильный ожог.

В охлаждающую систему доливается чистая вода. Мотор запускается, но нужно прислушаться к работе автомобиля. Если от расширительного бачка слышны посторонние звуки, например, бурление, то нужно остановиться. Если рабочая температура двигателя уже достигнута и шумов не наблюдается, то можно ехать домой,следя за показанием приборов. Исключите резкий набор скорости. 

Нельзя поливать горячий двигатель водой, так как это отрицательно скажется на дальнейшей работе агрегата. Микротрещины, возникшие от резкого перепада температуры, проявятся не сразу, но устранить их будет невозможно. 

Перегрев двигателя: причины и последствия

Последствия перегрева двигателя являются одними из самых сложных неприятностей, которые случаются с автолюбителями. При первых признаках подобных неполадок следует сразу же принять меры для их устранения, чтобы не усугубить ситуацию.

Признаки перегрева двигателя

Если вовремя обнаружить, что мотор начал перегреваться, шансы избежать серьезной аварии заметно повышаются. Водителю необходимо постоянно следить за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости. Это самый простой способ вовремя заметить и нейтрализовать причины перегрева двигателя.

Также следует внимательно относиться к косвенным признакам, указывающим на возможные проблемы с охлаждающей системой мотора:

  • излишне напряженная работа вентилятора (иногда без остановки в течение всей поездки);
  • значительное падение мощности без видимых причин;
  • увеличившаяся шумность работы двигателя (стучат пальцы и т. п.);
  • белый налет на электродах свечей зажигания, трещины на изоляторе;
  • потемнение охлаждающей жидкости, черные пятна на стенках бачка охлаждающей жидкости;

Любой из этих признаков может указывать на то, что силовой агрегат работает при чрезмерно высоких температурах.

Автомобильный двигатель после перегрева получает ущерб различного характера. Как этого избежать? Чтобы бороться с проблемами, нужно выяснить причины их возникновения.

Почему перегревается двигатель автомобиля

Весной причиной перегрева двигателя могут быть установленные на зиму утепляющие приспособления (автоодеяло или просто картонка перед радиатором), но это редкость. Чаще автомобильный мотор перегревается, если неисправен один из компонентов системы охлаждения.

Забитый радиатор

Если радиатор забьется снаружи мусором (пух, перья, листва, насекомые и т. п.), избыточное тепло от охлаждающей жидкости не будет уходить в окружающее пространство. В этом случае перегрев двигателя до критической температуры обеспечен.

Более сложная разновидность проблемы – засорение трубок радиатора изнутри. В этом случае причиной перегрева двигателя также является снижение отдачи тепла в атмосферу. Просвет трубок зарастает накипью из-за использования водопроводной воды или забивается вследствие неумелого применения герметика.

Неисправный термостат

Выход из строя термостата приводит к тяжелым последствиям – перегреву двигателя. Этот прибор переключает циркуляцию с малого круга (только через ГБЦ) на большой (с поступлением в радиатор) при достижении температуры охлаждающей жидкости +87 °C. В идеале все должно работать именно так, но в этом приспособлении случаются поломки.

Если термостат неисправен, перегрев двигателя и тяжелые последствия неизбежны. Охлаждающая жидкость не поступает в радиатор, а циркулирует только по головке блока цилиндров. Понятно, что вода или антифриз в таких условиях не успевают отдавать избыточное тепло в окружающее пространство.

Проверка исправности термостата выполняется достаточно просто. Следует запустить двигатель и прогреть его до +90 °C. Затем нужно открыть капот и потрогать шланги от двигателя к радиатору и от радиатора к термостату. Они должны быть одинаково горячими. Если шланг от радиатора к термостату холодный или теплый, значит, термоэлемент не открылся – циркуляция по большому кругу не идет.

Неисправная водяная помпа

 

Неисправность данного прибора является одной из частых причин перегрева двигателя. Как и в случае со сломанным термостатом корень проблемы заключается в недостаточном теплообмене силового агрегата авто с окружающим пространством. Насос просто не перекачивает охлаждающую жидкость по контуру, поэтому тепло от двигателя не отводится. Совсем.

Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости

Этот сенсор передает данные на индикатор приборной панели, отслеживая нагрев охлаждающей жидкости. Если этот датчик неисправен, водитель просто не видит, что температура двигателя превысила допустимый предел, начался его перегрев. Иногда заметить эту неисправность можно лишь, когда мотор уже пошел в разнос.

Неисправный вентилятор системы охлаждения

Неполадки в этом устройстве приводят к перегреву двигателя так же верно, как и проблемы с помпой или термостатом. При работе силового агрегата под пиковой нагрузкой выделяется больше тепла. Чтобы отвести лишнюю тепловую энергию, требуется увеличить эффективность системы охлаждения.

Для принудительного снижения температуры радиатора применяется вентилятор. Крыльчатка начинает вращаться, когда температура охлаждающей жидкости в системе превышает определенный порог. Если вентилятор неисправен, радиатор не успевает охлаждать воду или тосол до требуемого уровня, поэтому мотор автомобиля перегревается.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Механизм этой причины перегрева двигателя не нуждается в долгих объяснениях – все понятно и так. Если в системе недостаточное количество воды или антифриза, охлаждение мотора не может быть эффективным. Уменьшившийся объем жидкости не успевает отводить тепло, кроме того в патрубках собираются воздушные пробки, препятствующие циркуляции.

Заметить эту неисправность можно по тому, что печка салона перестала работать. Радиатор отопления салона находится в самой высокой точке системы охлаждения, поэтому при недостаточном количестве воды или тосола печка отказывает первой.

Сбои в системе зажигания

Одна из причин перегрева двигателя заключается в неисправностях системы зажигания или подачи топлива. Если нарушена нормальная подача горючего, мотор работает на обедненной смеси. Если зажигание выставлено с опозданием, топливовоздушная смесь догорает уже при открытом выпускном клапане. Эти неполадки приводят к резкому повышению температуры выхлопных газов. Головка блока цилиндров перегревается, тосол или вода закипают.

Долгая работа под большими нагрузками

Иногда автолюбители сами «привозят» себе проблемы. Один из способов добровольного перегрева двигателя до экстремальных температур – езда под высокими нагрузками. Такие условия возникают при буксировке груженого прицепа, другого транспортного средства и т. п. При движении на пониженной передаче и высоких оборотах мотор неизбежно перегревается. Радиатор слабо обдувается встречным потоком воздуха из-за низкой скорости движения, что усугубляет положение.

Последствия перегрева двигателя автомобиля

Все неисправности, вызывающие неконтролируемое повышение температуры, однозначно ведут к повреждению мотора. Степень повреждений зависит от длительности разрушающего воздействия перегрева. В большинстве случаев требуется весьма дорогостоящий ремонт, но иногда владелец авто отделывается легким испугом.

Последствия перегрева двигателя в течение 5-10 минут

Как правило, двигатель после перегрева в течение такого малого отрезка времени остается в относительной сохранности. Серьезных проблем чаще всего удается избежать. Иногда требуется заменить оплавившиеся поршни.

Такие ситуации чаще возникают при неисправности вентилятора или термостата. Для водителя главное – вовремя заметить, что стрелка индикатора температуры охлаждающей жидкости входит в красную зону шкалы. Достаточно остановить машину и дать мотору поработать несколько минут на холостых оборотах, чтобы температура вошла в норму.

Последствия перегрева двигателя в течение 20 минут и более

Это более тяжелый случай. Двигатель после перегрева средней тяжести может получить следующий ущерб:

  • деформация и трещины ГБЦ, что приводит к выпадению клапанов;
  • прогорание прокладок головки блока цилиндров;
  • разрушение межкольцевых перегородок поршней;
  • деформация сальников, что приводит к протечкам масла.

Ремонт мотора, получившего такие повреждения, возможен, но обойдется в круглую сумму. Масштабы затрат прямо пропорциональны тяжести поломок.

Последствия экстремального перегрева двигателя

Когда мотор автомобиля подвергается воздействию предельно высоких температур длительное время, крупных проблем не избежать. Иногда силовой агрегат просто взрывается, но чаще просто глохнет, не причинив большого вреда машине в целом.

Разрушения начинаются с цилиндропоршневой группы, постепенно распространяясь на другие компоненты. Двигатель последлительногоперегрева до экстремальных температур восстановлению не подлежит.

Чтобы обезопасить себя от подобных проблем, следите за показаниями датчика температуры охлаждающей жидкости и вовремя выполняйте техообслуживание. Любые причины перегрева двигателя, выявленные на ранней стадии, устраняются быстрее и легче, чем запущенные случаи.

Перегрев двигателя: причины и методы борьбы

Что касается эксплуатации в экстремально жарких условиях, то тут сложно дать какие-либо общие рекомендации. Надо или переделывать автомобиль, или двигаться короткими бросками, или дожидаться снижения температуры ночью. А вот если перегрев происходит в штатных условиях, есть повод задуматься.

Симптомы перегрева

Но вначале поговорим о прямых или косвенных признаках перегрева. Маловероятно, чтобы стрелочный указатель или сигнализатор просто беспричинно начал подвирать. В комбинации приборов может быть еще одна подсказка. Если вместе с индикацией перегрева зажегся индикатор отсутствия зарядки аккумулятора, то это однозначно укажет на обрыв ремня приводящего как генератор, так и насос охлаждающей жидкости. Перечень таких автомобилей очень велик. Это все Лады с задним или полным приводом и практически все иномарки с цепным приводом ГРМ. Ведь если распредвалы вращает цепь, то участь «крутить помпу» практически всегда достается ремню привода вспомогательных агрегатов. Вот почему его обрыв сразу отразится на генераторе. Еще о перегреве (либо его приближении) сообщит появление пара из-под капота или, что еще противней, из корпуса отопителя, то есть практически из-под ног.

А вот люди, редко бросающие взгляд на приборы, могут определить начало перегрева по появившимся детонационным стукам и потере тяги.

Электровентилятор системы охлаждения двигателяЭлектровентилятор системы охлаждения двигателя

Причинно-следственные связи

Теперь рассмотрим, в каких условиях произошел перегрев. Здесь следует сразу разделить ситуации на те, когда система охлаждения и до этого работала на пределе и ее просто перестало «хватать», и когда перегрев происходит вследствие неудачного ремонта или обслуживания.

На пределе система обычно работает у нерадивых владельцев, позволивших радиатору утратить часть своих свойств из-за загрязнения (внутри или снаружи) или замятия пластин при неудачной мойке под давлением.

Еще система охлаждения работает на пределе возможностей тогда, когда у нее неисправен (не полностью открывается) термостат.

Итак, если система охлаждения работает не в полную силу, то перегрев происходит:

  • на высокой скорости, так как тепловыделение двигателем максимально;
  • при буксовании в грязи, когда большая нагрузка сопровождается недостаточным обдувом радиатора;
  • при высокой температуре воздуха из-за слабого теплоотвода от радиатора;
  • при высокой температуре воздуха и включенном кондиционере, когда теплоотвод затруднен из-за подогрева воздуха конденсатором кондиционера (стоит раньше радиатора по потоку воздуха) и нагрузка на двигатель, вынужденный вращать компрессор кондиционера, увеличивается;
  • в горах, когда и без того нагруженный двигатель перегревается из-за негерметичной крышки радиатора (жидкость без давления закипает раньше).
Крышка радиатора, применяемая в системах охлаждения «азиатского» типаКрышка радиатора, применяемая в системах охлаждения «азиатского» типа

Если мотор перегрелся вскоре после ремонта, то причиной может быть:

  • замена охлаждающей жидкости (использование жидкости с низкой температурой кипения);
  • герметизация течей системы охлаждения различными составами, препятствующими циркуляции охлаждающей жидкости;
  • неисправный вентилятор системы охлаждения двигателя или питающих его электрических цепей.

Отметим также наиболее частые причины, вызывающие мгновенный перегрев:

  • разрыв или соскакивание с патрубка резинового шланга системы охлаждения;
  • разрушение насоса охлаждающей жидкости;
  • обрыв ремня привода вспомогательных агрегатов, что чаще всего становится концом поездки, если, конечно, вы не возите запасной ремень и умеете его заменить;
  • прорыв газа (при использовании ГБО) под давлением в систему охлаждения через редуктор, вызывающий мгновенное вытеснение жидкости.
Термостат

С характерными признаками определились, но как вести себя в случае перегрева? Главная задача — безопасно остановить автомобиль и по возможности не допустить повреждения двигателя. Для этого нужно:

  1. Выключить кондиционер (что снизит тепловую и механическую нагрузку).
  2. Включить отопитель (что улучшит теплоотдачу).
  3. Сдать к краю проезжей части и включить аварийную сигнализацию.
  4. Двигатель (если неочевидна причина) при этом лучше заглушить.
  5. Провести осмотр подкапотного пространства.

Важно: перед тем как открывать заливную горловину радиатора или расширительного бачка, выждете некоторое время, дав системе остыть. Далее следует долить максимально чистой воды и пробовать запустить двигатель. Его последующий прогрев не должен сопровождаться сильным бурлением в расширительном бачке, что является грозным свидетельством прорыва газов в систему охлаждения и ставит крест на дальнейшей поездке. Если же мотор прогрелся и бурления в бачке незаметно, то, внимательно следя за температурой, можно продолжить путь, стараясь не провоцировать перегрев повышенными нагрузками на двигатель (резкие ускорения, особенно в подъемах). Позже в любом случае следует обратиться к специалистам.

Отдельная история — неисправности цепей управления электровентилятором. Справиться c этой бедой довольно сложно, не считая проверки и замены предохранителя. Тут также придется предоставить машину профессионалам.

Европа или Азия?

И в завершение о бурлении жидкости в расширительном бачке. Здесь следует рассказать о двух типах систем охлаждения, которые условно можно назвать европейским и азиатским.

Система охлаждения двигателя «азиатского» типаСистема охлаждения двигателя «азиатского» типа

Раньше появились системы с герметичной крышкой радиатора, поддерживающей давление. При срабатывании основного клапана часть расширившейся охлаждающей жидкости перепускается в расширительный бачок. При остывании двигателя часть жидкости через обратный клапан пробки подсасывается в радиатор, так что избыточного давления в расширительном бачке нет. Вот почему требования к его прочности невысоки. В Европе нынче такую схему встретишь все реже — в основном в Корее и Японии, отчего ее и можно назвать азиатской. Пример из отечественного автопрома — классические ВАЗы с продольным расположением двигателя.

А вот с появлением в 1984 году переднеприводных Лад жители нашей страны познакомились с принципиально иной схемой охлаждения. Радиатор тут уже без крышки, а наполнение системы происходит через расширительный бачок. Его я называю циркуляционным, так как в нем под давлением происходит непрерывное движение охлаждающей жидкости. В него же стравливаются пузырьки из верхней части радиатора.

Система охлаждения двигателя «европейского» типаСистема охлаждения двигателя «европейского» типа

Оценив принцип работы двух типов расширительных бачков, мы можем понять, что в одном случае горячий пар может вырываться из-под крышки расширительного бачка, а в другом — через бачок «азиатского» типа выходить уже значительно остывшим.

От автора: если у вас были интересные «приключения» с системой охлаждения, делитесь ими в комментариях.

Перегрев двигателя: причины и методы борьбы

Главные причины и последствия перегрева ДВС

Статья о том, каковы основные причины и последствия перегрева мотора, симптомы перегрева, меры профилактики. В конце статьи — видео о том, к чему может привести перегрев двигателя.Содержание статьи:Двигатель — это важнейший агрегат автомобиля, за исправностью которого необходимо следить особенно тщательно. Ведь даже маленькая не устраненная поломка может привести к капитальному ремонту, а это дорогостоящая и длительная работа. Распространенной неисправностью двигателя является его перегрев. Отметим, что особенности температурного контроля силового агрегата таковы, что действительная температура выше той, что указана на приборной панели. При нагреве в 60-70 градусов мотор охлажденный, при 85-95 работает оптимально, а при температуре выше 110 градусов начинает перегреваться. Рассмотрим все симптомы, причины и последствия греющегося мотора.Самый очевидный признак неисправности — стрелка указателя температуры, приближающаяся к опасной красной зоне. Кроме этого сигнала, существуют прочие признаки перегрева ДВС:
  1. Мощность автомобиля резко снижается.
  2. Нагревается стрелка салона под ногами шофера.
  3. Изменяется режим работы вентилятора — его лопасти начинают крутиться интенсивнее.
Симптомом серьезного перегрева является «закипание» двигателя. Обнаружив пар, необходимо срочно снизить скорость, по возможности переключится на нейтралку и ехать к месту, где разрешена остановка. Так можно предотвратить разрушение вкладышей и минимизировать прочие последствия.Далее, убедившись в отсутствии металлического гула или ударов, нужно дать двигателю поработать в холостую некоторое время. Только после этого можно залить в бачок воду или антифриз, остудить мотор и разбираться в причинах перегрева.

Если мотор перегрелся сильно и налицо признаки повреждения вкладышей, а именно — металлический стук, то машину придется вести в автосервис на эвакуаторе.

Обратите внимание! В целях безопасности не следует сразу после остановки пытаться остудить мотор. Горячий пар из-под открытого капота может нанести вам серьезные ожоги.Первая и самая распространенная причина греющегося мотора — недостаток охлаждающей жидкости. Почему начинает вытекать тосол, антифриз или вода:
  • просачивается через негерметичные патрубки;
  • вытекает через печь радиатора;
  • неисправен водяной насос (помпа);
  • охлаждающая жидкость попадает в масло. Автомобиль начинает расходовать больше смазочной жидкости, на щупе образуется коричневатая эмульсия;
  • антифриз или вода уходят в цилиндры. Об этой поломке свидетельствует пар из выхлопной трубы белого цвета.
Почему это происходит:
  • если вентилятор с электроприводом, то, вероятнее всего, проблема в датчике температуры;
  • расслабление ремня водяной помпы или его разрыв;
  • радиатор загрязнен. Если в начале движения, после продолжительной стоянки, температура двигателя длительное время не нормализуется, это говорит о том, что радиатор нуждается в очистке или замене. В идеале, обдув основного радиатора должен очень быстро нормализовать температуру, даже в случае, когда машина движется с невысокой скоростью.
Охлаждающая жидкость или герметик для ремонта данной системы образуют отложения. Они негативно влияют на работу термостата, и он перестает реагировать на температуру тосола выходящего из мотора. Вышедший из строя термостат может влиять на двигатель по-разному:
  • возникают проблемы с прогреванием мотора;
  • силовой агрегат перегревается.
А именно:
  • буксировочный режим мотора;
  • вынужденная длительная работа на холостых оборотах (автомобиль часто застревает в «пробках»). В этом случае нагрузка на двигатель небольшая, но ее может быть достаточно для перегрева двигателя.
Из-за трещины этой детали повышается температура отработанных газов, и, соответственно, деталей мотора. Температура тосола тоже поднимается и происходит перегрев двигателя. Если сгорание топлива начинается поздно, то оно не успевает закончиться на выпуске. Отсюда и резкий скачок температуры отработанных газов. При таком раскладе очень часто происходит закипание охлаждающей жидкости, и мотор начинает перегреваться.Все вышеизложенные причины являются так называемым внешним перегревом, который мы видим, глядя на растущую стрелку указателя температуры. Но существуют три более опасных источника перегрева двигателя, которые сложно диагностировать.Большое количество минеральных солей, со временем откладывающихся в системе охлаждения — еще одна важная причина. Такие накопления плохо проводят тепло и перекрывают каналы, снижая расход охлаждающей жидкости. Происходит внутреннее перегревание двигателя, которое часто остается незамеченным.Нагар образует слой, который мешает проводить поток тепла. Это частая проблема двигателей «в возрасте». Большое количество масла попадает в цилиндры и оставляет отложения. Далее, все по цепочке: перегревания повышают расход масла, из-за этого образуется большое количество минеральных солей и двигатель греется еще сильнее. Стрелка указателя температуры не показывает проблему, а внутри мотора все «горит».Последней, но не менее важной причиной является использования присадок для масла. Чрезмерная любовь к автохимии приводит к плачевным последствиям. Присадки работают просто — они наращивают слой из металлокерамики на стенках цилиндра. Слой этот, так же как и внутренние отложения минеральных солей, не проводит тепло и может привести к неисправности двигателя.Повышение температуры силового агрегата может вызвать различные последствия, в зависимости от степени «закипания» мотора. Специалисты выделяют три варианта перегрева:Перегрев слабой степени. Это тот случай, когда водитель вовремя заметил неполадку и остановился до того, как стрелка, указывающая температуру двигателя, попала в красную зону. Последствия незначительны либо отсутствуют. В большинстве случаев после устранения причины перегрева мотор продолжает работать в прежнем режиме.Это тот вариант, когда двигатель долго работал в состоянии повышенной температуры, но не заклинил. Симптомы неисправности — закипание мотора и скачок температурной стрелки. Такой серьезный перегрев может привести к неприятным последствиям, среди них:
  • прогар прокладки головки блока цилиндров;
  • деформация поршневых колец и ГБЦ, вплоть до образования трещин в корпусе.
Если греющийся мотор внезапно заглох, имеет место серьезный перегрев. Последствия самые печальные:
  • деформация всей цилиндро-поршневой группы;
  • оплавление вкладышей коренных и шатунных;
  • поломка коленвала;
  • пробитие поршнем блока ДВС.
Разрушения двигателя в случае критического перегрева бывают настолько сильны, что восстановление мотора бессмысленно и нецелесообразно. Покупка контрактного силового агрегата порой является единственным спасением автомобиля.Перегревание двигателя диагностировать достаточно сложно, но специалисты выделяют пару признаков, указывающих на это:
  • мутная охлаждающая жидкость с вкраплениями и осадком;
  • перешлифовка плоскости ГБЦ, добавление дополнительной прокладки.
После серьезного перегрева головка блока деформируется и требует сложного восстановления.Двигатель, как и любой агрегат автомобиля, нуждается в своевременном и правильном уходе. Соблюдая простые правила, вы минимизируете риск появления неожиданных поломок, в том числе и перегрева:
  1. Своевременная доливка охлаждающей жидкости.
  2. Использование только качественного масла и топлива с высоким октановым числом. Характеристики подходящего масла указаны в книге по эксплуатации автомобиля. Советуем придерживаться правил выбора ГСМ, рекомендованных производителем.
  3. Своевременная замена вышедших из строя деталей системы охлаждения. Как правило, они не подлежат ремонту, поэтому замена неисправного водяного насоса или термостата позволит не допустить возможного перегрева двигателя.
  4. Верная регулировка зажигания и диагностика натяжения ремня помпы.
  5. Умеренность, а лучше — отказ от использования химических присадок для двигателя и системы охлаждения.
Стрелка указателя температуры двигателя, стремящаяся к критической отметке, сигналит о том, что с вашим мотором вскоре случится беда. Игнорировать этот знак нельзя, иначе можно серьезно потратиться, ведь капитальный ремонт даже старенькой отечественной машины обойдется вам в кругленькую сумму. Что уж тут говорить об иномарке с космическими ценами на запчасти. Заботьтесь о своем автомобиле, и он отблагодарит вас бесперебойной работой двигателя и комфортной, безопасной ездой.

Видео о том, к чему может привести перегрев двигателя:

Теги

Советы автомобилистам Статья о том, каковы основные причины и последствия перегрева мотора, симптомы перегрева, меры профилактики. В конце статьи — видео о том, к чему может привести перегрев двигателя.

Интересные статьи:

Перегрев двигателя бензинового и дизельного, возможные причины, способы диагностики по основным признакам и последствия, что делать если закипел?

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Термин «перегрев двигателя» не совсем точно передает суть проблемы. Экстремальные температуры опасны для его небольших деталей сложной конфигурации, изготовленных с допусками 0,01 – 0,1 мм, которые при определенном нагреве изменяют форму без возможности ее восстановления в момент последующего остывания. Другими словами – деформируется кристаллическая решетка, посадочные поверхности цилиндров, ГБЦ и поршней не соответствуют заданным параметрам.

Почему двигатель перегревается?

Кроме нагрева от трения детали мотора авто работают в режиме высоких температур при сжигании топлива в камере сгорания. Малейшие нарушения в системе охлаждения приводят к недостаточному отводу тепла с их поверхностей. Структура металлов, из которых сделаны все эти детали, изменяется необратимо. Таким образом, перегрев двигателя приводит к изменению геометрии и размеров головки БЦ, цилиндров, поршней и клапанов, которые разрушаются, заклинивают друг о друга.

С точки зрения медиков перегрев ДВС приравнивается к «инфаркту» ТС, парализуется работа всех деталей внутри него. Очень опасна езда в режиме большие обороты/пониженная передача, лучше своевременно переключиться на высшую передачу и снижать обороты на ней. Во время зимних оттепелей не стоит забывать снимать «утеплители» ДВС, контролировать визуально пробой прокладок ГБЦ.

Способы диагностики перегрева

Поскольку перегрев двигателя опасен для его деталей, расположенных внутри этого агрегата, диагностика крайне затруднена. Например, без полной разборки блока цилиндров практически невозможно выявить внутренние причины поломки. С внешними признаками проще – их может диагностировать мастер сервисного центра с достаточно высокой квалификацией.

Например, закоксовавшиеся стенки камеры сгорания достаточно часто обеспечивают перегрев двигателя признаки этого специалист определяет по увеличенному расходу масла, голубоватому дыму из глушителя и снижению мощности авто на малых оборотах.

Для автолюбителя основным показателем неисправности является ситуация, когда загорелась лампочка давления масла и/или 120 градусов в системе охлаждения, «чек», что в принципе не является методом диагностики. Другими словами – ремонт ДВС слишком сложный для самостоятельного выполнения, резко увеличивает эксплуатационный бюджет транспортного средства. Поэтому при малейшем подозрении на перегрев рекомендуется посетить СТО, чтобы сократить возможный расход средств.

В зимний период частично и довольно грубо одну из причин перегрева можно диагностировать по работоспособности печки обогрева салона:

  • при недостаточном количестве антифриза в системе он закипает;
  • воздушная пробка блокирует малый круг на печку;
  • при увеличении оборотов слышен звонкий стук от детонации из-за расширения металла стенок камеры сгорания;
  • воздух поступает в салон холодным.

Вместе с этим наблюдается частичная потеря крутящего момента и мощности на малых оборотах.

Возможные причины закипания

Наблюдается перегрев двигателя при любом отклонении температурных режимов ДВС. В свою очередь, экстремально высокие температуры в цилиндрах возникают, как от внутренних причин (снижение теплопроводности из-за образования пленок, налетов), так и от внешних (система охлаждения). Первые выявить очень сложно, вторые определяются по косвенным признакам, но только опытным автовладельцем либо сотрудником СТО.

Внутренние

Если произошел внутренний перегрев двигателя причины обнаружить его может исключительно специалист СТО. Сюда относятся три неисправности:

  • некоторые присадки к моторному маслу провоцируют создание металлокерамического слоя на поверхности цилиндров, это вещество плохо отводит тепло, температура достигает критических отметок, в кипящем масле плавятся поршни;
  • из охлаждающих жидкостей могут выделяться минеральные соли, откладывающиеся на стенках системы, снижающие теплопроводность, могут сделать мотор неисправным;
  • при солидном износе цилиндров повышается расход масла, в камере сгорания образуется нагар, свидетельствует о перегревшемся моторе сизый дым, который автолюбители замечают, далеко не сразу.

В последнем случае поможет один из методов мягкой или жесткой раскоксовки ДВС.

Внешние

Возможен перегрев двигателя от нескольких внешних причин, не связанных напрямую с работой ДВС:

  • выпускной клапан – нарушение режимов работы;
  • впрыск/зажигание – сбой заводской регулировки приводит к резкому повышению температуры продуктов сгорания, возможно закипание охладителя;
  • детонация в камере сгорания – при продолжительной работе автомобиля в подобном режиме детали изнашиваются быстрее;
  • повышенные нагрузки – например, затяжной подъем в гору с прицепом или буксировка другого авто;
  • проблемы воздушного охлаждения – отказ термодатчика или вентилятора с электроприводом, грязь на наружных стенках радиатора, снижающая эффективность теплоотведения;
  • термостат – со временем внутри системы охлаждения возникает налет, сужается сечение каналов, происходят сбои работы подвижного элемента;
  • антифриз – гидроудар или функциональный сбой коленвала при внутренней утечке антифриза/тосола в картер, страдают шланги, уплотнения и прокладки, разжижается масло.

Внешние неполадки легко заметить (загорается лампа, снижается уровень ОЖ в бачке, исчезает звук работающего вентилятора). Своевременный ремонт соответствующего узла авто позволит избежать серьезных неприятностей.

Дизель и карбюраторный мотор

Кроме бензиновых моторов на легковые авто устанавливаются дизели. Основными преимуществами являются высокий КПД, меньший расход топлива, габариты и увеличенная степень сжатия. Однако с точки зрения перегрева дизель менее надежен:

  • при низком качестве топлива и засорении фильтров машина может «порадовать» владельца закипевшим двигателем;
  • перегреваются форсунки и поршневая группа;
  • при износе поршневой резко падает мощность, увеличивается закоксованность.

При правильной эксплуатации бензинового ДВС проще и существенно дешевле предотвратить ситуацию, когда закипел двигатель от изменения температурного режима, чем его ремонтировать.

Вероятные последствия

Во избежание капремонта ДВС на приборную панель специально выведен сигнализатор перегрева двигателя с температурной шкалой. При достижении 120 градусов мотор следует выключить немедленно, чтобы избежать нижеприведенных последствий.

Слабый перегрев

Работа мотора при повышенных температурах в течение 7 – 10 минут считается слабым перегревом. Детали ДВС начинают перегреваться по причине отказа термостата или вентилятора – за счет естественной теплопроводности металлов отводится недостаточное количество тепла.

При поломке вентилятора и термостата происходит перегрев двигателя, последствия которого имеют вид:

  • подплавление поршней – 90% современных ДВС в принципе легко «переживут» эту неприятность, однако оплавленный металл может вызвать задиры на поверхности зеркала цилиндров;
  • дым из-под капота – требуется диагностика на СТО.

Не следует ездить с горящей лампочкой на приборной панели (нагрев до 120 градусов, «чек» или низкое давление масла) дольше указанного срока, так как это резко ухудшит состояние деталей поршневой группы.

Сильный перегрев

Если ДВС перегреваются в рабочем режиме дольше 20 минут, к вышеуказанным последствиям могут добавиться следующие неисправности:

  • изменение геометрии головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • раскрытие трещин внутри ГБЦ;
  • прогорание прокладки ГБЦ;
  • расшатывание и срыв клапанного гнезда с посадочного места;
  • разрушение на поршне перегородок между кольцами маслосъемными и компрессионными;
  • протечка смазки по сальникам;
  • искривление посадочной плоскости блока для ГБЦ;
  • заклинивание мотора или возникновение характерного стука, свидетельствующего о скором заклинивании.

В указанном варианте ремонт авто обходится очень дорого, так как замене подлежат все детали:

  • в камере сгорания начинают гореть поршни, в них появляются отверстия и наблюдается разрушение металла;
  • к внутренним стенкам цилиндров прилипает алюминий;
  • смазка при высоких температурах излишне разжижается, теряет эффективность;
  • к коленвалу прилипают вкладыши шатунные и коренные;
  • первым не выдерживает высокотемпературного нагрева коленвал, затем ломается поршень;
  • верхняя часть поршня намертво застревает в гильзе, нижняя улетает в поддон.

И, наконец, ничем не удерживаемый шатун в комплекте с пальцем поршневым пробивают стенку блока цилиндров в произвольном месте. В этом случае мотор глохнет окончательно, если этого не произошло на любом из указанных этапов глобального разрушения агрегата.

В этом случае движок авто не подлежит ремонту, поэтому лучше не допускать, чтобы лампа загоралась на 120 градусах. Что делать если перегрели двигатель? Важно не давать ДВС перегревается в течение долгого срока, нужно выключить зажигание немедленно, соблюдая требования ПДД на дороге.

Защита мотора от перегрева

При соблюдении следующих мер предосторожности вероятность возникновения неприятных ситуаций стремится к нолю:

  • выполнение эксплуатационных требований производителя – это совершенно бесплатно для владельца, нужно лишь изучить техпаспорт ТС;
  • выбор правильного стиля вождения;
  • соблюдение графика ТО – замена деталей трения, подвергающихся интенсивному износу;
  • профессиональная диагностика в СТО – позволит избежать серьезных ошибок, так как производится аппаратным методом;
  • контроль уровня смазки и охладителя – необходимо производить перед каждой поездкой, доливая при необходимости антифриз и масло.

Алгоритм выявления неисправностей в системе принудительного охлаждения мотора выглядит следующим образом:

  1. контроль уровня охлаждающей жидкости по меткам внутри бачка между «min» и «max»;
  2. визуальный осмотр протечек в шлангах и патрубках при запущенном моторе;
  3. прогрев до включения вентилятора;
  4. контроль движения жидкости по большому кругу и срабатывания термостата.

Внимание: При аварийной остановке после обнаружения перегрева ДВС следует переключиться на нейтральную передачу и дать мотору поработать на холостых оборотах. Если сразу заглушить двигатель, прекратится циркуляция антифриза, остывать он будет дольше.

Таким образом, перегрев дизельного или бензинового двигателя, прежде всего, не нужно допускать. Правильная защита деталей ДВС от перегрева заключается в соблюдении правил эксплуатации машины. Система охлаждения и смазки дизеля должна периодически очищаться от кокса, отложений, нагара и осадков. При длительной работе деталей и узлов мотора в экстремальном температурном режиме владельцу следует сразу готовить крупную сумму для капремонта ДВС.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Смотрите также

Возврат к списку