Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Правила пассажирских перевозок автомобильным транспортом


Подробно о правилах перевозки пассажиров и багажа в автобусах

В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

112-е Постановление Правительства РФ

Регламентирует отношения перевозчика и пассажира принятое в 2009 году Постановление Правительства РФ № 112 «Об утверждении правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», изменяемое и дополняемое пять раз.

Организация регулярных грузоперевозок попадает под контроль Закона 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

Права и обязанности людей в общественном транспорте

В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:

  1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
  2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
  3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
  4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
  5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
  6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

В городском общественном транспорте

Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

  • водителя;
  • пассажира;
  • кондуктора.

Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

Высадка и посадка

Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

Кузов грузового автомобиля

Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

Важно! Перевозка детей строго запрещена.

Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

Легковое такси

Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

Маршрутное такси

Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

Обязательные требования

К автобусу городского маршрута

Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

К водителям

Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

  • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
  • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
  • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
  • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
  • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

К людям и багажу

За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

Документы

При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

  • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
  • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
  • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
  • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
  • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
  • непросроченный техосмотр автобуса;
  • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
  • технический паспорт транспортного средства.

При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

Особенности перевозок автобусом

Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

Автобус должен быть оснащен:

  • пожарным оборудованием;
  • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
  • треугольником знака остановки на случай аварии;
  • обеспечивающими безопасность ремнями;
  • противоскользящим покрытием пола.

По городу

Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

  • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
  • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
  • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
  • отклонений от маршрута по городу быть не может.

Пригородным

Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

  • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
  • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

Заказным и регулярным

Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

Экскурсионным

В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

Служебным

Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей.

Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

Вахтовым

Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

Между городами

В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

  • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
  • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
  • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
  • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

Между странами

При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

  • полис «Зеленая карта»;
  • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
  • документация по тендеру.

Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

  • должна присутствовать туалетная комната,
  • рейсы осуществляются двумя водителями.

В зимнее время

Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

  • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
  • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

Что будет за нарушение правил

Водителю и организации

Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

Пассажиру

Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

Полезное видео

Рейд ГИБДД:

Правила организации пассажирских перевозок

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Общие правила

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

  • разрабатываются рациональные маршруты (при необходимости открываются новые и/или изменяются существующие), перенаправляются низкорентабельные и ликвидируются убыточные маршруты, выявляются потребности граждан;
  • определяется количество единиц транспорта на маршрутах;
  • нормируется скорость движения транспорта и режим труда водителя;
  • составляется расписание движения и график выпуска транспорта на линию;
  • координируется работа всех видов пассажирского транспорта и контролируется регулярность его движения;
  • организуется обслуживание пассажиров на вокзалах, автостанциях, в пути.

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки — билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

  • бронирования мест;
  • оформления билетов;
  • обслуживания пассажиров;
  • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
  • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

  • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
  • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

Выделяются перевозки:

1. Заказные. Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне — информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип перевозки по виду используемого транспорта Нормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажиров Примечание
Железнодорожные перевозки «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ

«О железнодорожном транспорте в РФ» от 10.01.2003 N 17-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

Организация железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает обеспечение на вокзале работы справочного бюро, билетных касс, залов ожидания и комнат отдыха, камер хранения багажа. А также ресторанов и буфетов, помещений санитарно-гигиенического. Для оформления билета и при посадке перевозчик требует удостоверяющий личность пассажира документ.В пригородных поездах курение запрещено (в том числе в тамбурах). В поездах дальнего следования курить разрешено только в тамбурах с некотловой стороны.Пассажиры в пути следования могут воспользоваться:
  • комплектом постельного белья;
  • горячим чаем по установленной цене;
  • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
Воздушные перевозки  «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей«».

«Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» (г. Варшава, 12.10.1929)

В связи с повышенными рисками, вопросам обеспечения безопасности уделяется большое внимание. Перевозчик:
  • при оформлении билета и при регистрации на посадку требует удостоверяющий личность пассажира документ;
  • проводит предполетный досмотр пассажира и его багажа (запрещенные к перевозу предметы изымаются).

Регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин. до вылета.

На борту обеспечивается:

  • информирование пассажиров об общих правилах полета и расположении аварийных выходов;
  • предоставление напитков и питания (при времени полета более 3 часов), если это включено в условия полета, заранее сообщенные пассажиру.
Автомобильные перевозки ГОСТ Р 51825—2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Организация пассажирских автомобильных перевозок в части деятельности легковых такси регламентируется ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
Морские и речные перевозки. «Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа» (г. Афины, 13.12.1974)

«Кодекс торгового мореплавания РФ» от 30.04.1999 N 81-ФЗ.

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

  • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
  • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
  • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.

Автотранспорт - правила, нормы, положения

Правила перевозок пассажиров.

  1. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом регулируются следующими документами:

1.1.  Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ).

1.2. Законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.»

1.3. Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112.

  1. Правила перевозок пассажиров предусматривают следующие направления перевозочной деятельности:

 2.1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые по расписаниям для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок. Перевозки осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2.2. Перевозка пассажиров и багажа по заказу. Перевозка осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон (между фрахтователем и фрахтовщиком).

2.3. Перевозки легковыми такси. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

  1. Правила перевозок пассажиров при регулярных перевозках.

Деятельность по регулярным перевозкам пассажиров является лицензируемой.

3.1. Заключение договора перевозки пассажира при таком виде перевозок удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади.

3.2. В соответствии со статьей 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

а) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

б) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

3.3. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписания посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

3.4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.

3.5. В соответствии с Законом от 13 июля 2015 г. N 220 — ФЗ в части организации регулярных перевозок пассажиров устанавливаются следующие маршруты:

а) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

б) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок в сообщении с городом федерального значения (смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок) — межрегиональный маршрут регулярных перевозок между субъектом Российской Федерации — городом федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом или Севастополем и граничащим с ним субъектом Российской Федерации;

в) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов (городских поселений) одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

г) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения (городского или сельского), городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.

Маршрут регулярных перевозок – это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

 Правила перевозок пассажиров по заказу.

В соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.

Фрахтователь – это физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

Фрахтовщик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа.

 4.1. Договор фрахтования на основании Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);

б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, — фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;

в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;

г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;

д) фамилии и инициалы водителей;

е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;

ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;

з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;

и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;

к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;

л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;

м) количество перевезенных пассажиров;

н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.

4.2. Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

  1. Правила перевозок пассажиров легковым такси.

 5.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

5.2. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

5.3. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

а) номер заказа;

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

5.4. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

5.5. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

5.6. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

5.7. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

5.8. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. 

Правила организации пассажирских перевозок: законы, особенности

Услуги, предоставляемые государством либо частными перевозчиками с целью перемещения пассажиров при помощи различных видов транспорта, называют пассажирскими перевозками. Они могут быть международными, междугородними, пригородными и внутригородскими.

Тема нашего сегодняшнего обсуждения: какие требования выдвигаются к пассажирским перевозкам, каковы особенности осуществления данного сервиса на различных видах транспорта.

Общие правила осуществления пассажироперевозок

Перевозка пассажиров является комплексом услуг, поскольку она предполагает, независимо от видов транспорта, выполнение следующих задач:

  • безопасное передвижение людей;
  • своевременное и комфортное предоставление услуги;
  • сохранность багажа граждан.

Эффективность процесса перевозки зависит в том числе и от качества выполнения следующих функций, возложенных на государственные лицензированные органы:

  • серьезной аналитической работы, включающей в себя корректировку маршрутных направлений с исследованием спроса и предложения, учет экономических показателей, изучение жалоб и предложений и так далее;
  • административных мер, как то: способствование организации водительского труда, повышение квалификации водителей и прочее;
  • технического содействия, под которым понимается организация эксплуатации транспортных средств, обслуживание пассажиров в специальных пунктах, предназначенных для их убытия и прибытия (вокзальные помещения, автостанции и т. д.), а также в пути, меры по обустройству остановок и тому подобное.

Важно знать! Любой вид транспортного предпринимательства, сочетающегося с пассажироперевозками, должен в обязательном порядке пройти государственное лицензирование.

Предназначение пассажироперевозок

Первоочередная обязанность перевозчика – предоставить путешественнику место в транспортном средстве и доставить его в пункт следования. В качестве временного договора по перевозке используется билет, а при надобности – и багажная квитанция. Отдельно регулируется порядок предоставления льготных билетов.

За проезд без билета либо с нарушением правил установленных перевозчиком, могут быть установлены штрафные санкции.

В общих правилах перевозки пассажиров обязательно следует указать порядок, по которому выполняются:

  • бронирование мест;
  • оформление билетов;
  • обслуживание пассажиров;
  • провоз багажа (как сдаваемого на хранение во время перевозки, так и ручного);
  • перемещение представителей фауны;
  • порядок разрешения конфликтов между сторонами перевозчик-пассажир.

Одно важное условие: установленные перевозчиками правила не могут входить в противоречие с общими правилами пассажирских перевозок.

Со своей стороны, пассажиры обязаны соблюдать действующий распорядок, а при его нарушении могут быть подвергнуты санкциям, вплоть до удаления из транспорта. Например, при злостном нарушении общественного порядка, в состоянии алкогольного опьянения, при определенных болезненных состояниях, подвергающих риску других пассажиров.

Пассажироперевозки могут быть регулярными и заказными

Регулярные перевозки характеризуются действующим расписанием, имеют пункты для остановок, в том числе промежуточные, транспортные средства пронумерованы в соответствии с маршрутами следования, в их салонах имеется исчерпывающая информация о перевозчике, об органе, осуществляющем непосредственный контроль за перевозками, в некоторых случаях – о стоимости перевозки.

Для заказных перевозок характерным является то, что, выбор маршрута, конечный пункт назначения, время выезда и места возможных промежуточных остановок определяется пассажиром, а условия конкретной перевозки определяются договором фрахтования при взаимном соглашении сторон.

В некоторых случаях заказной транспорт может выделяться соответствующим оформлением: например, такси снабжены оранжевыми фонарями на крыше и имеют шашечки на боковых дверцах.

Нормативная база по регулированию порядка перевозок

Начнем с автомобильных перевозок. Важнейшими нормативными актами в данной отрасли считаются:

  • «Правила перевозок пассажиров…», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №112 от 14 февраля 2009 года;
  • «Устав автотранспорта …» №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года.

Порядок регулируется также ГОСТ-ом №Р 51825-2001, устанавливающим общие требования к предоставлению услуг пассажирского автотранспорта. Отдельным законом регламентируется деятельность пассажирских такси (№69-ФЗ от 21 апреля 2011 года).

Нормативные документы по воздушным перевозкам:

  • Варшавская «Конвенция…» от 12 октября 1929 года. Это, пожалуй, старейший документ, действующий в области пассажирского транспорта.
  • «Воздушный Кодекс» РФ (19 марта 1997 года);
  • приказ министра транспорта нашей страны №82 от 28 июня 2007 года.

Внимание! Возросшие в последние годы риски, особенно в данной отрасли пассажироперевозок, предусматривают дополнительные требования по безопасности, в частности, тщательный досмотр пассажиров и багажа, проводимый с помощью специальных технических средств.

Для регламентирования железнодорожных поездок существуют такие документы, как:

  • «Устав железнодорожного транспорта» РФ;
  • федеральный закон №17 от 10 января 2003 года;
  • правительственное постановление №111 от 2 марта 2005 года.

При выполнении морских и речных перевозок главным международным нормативным актом считается Афинская Конвенция от 13 декабря 1974 года, а отечественным – российский «Кодекс…», утвержденный Федеральным законом №81 от 30 апреля 1999 года.

Необходимо отдельно подчеркнуть: при организации перевозок, в том числе, транзитных, производящихся с территории вокзалов, необходима работа справочных бюро, касс по продаже билетов. Вокзалы должны быть оборудованы залами ожидания, комнатами отдыха пассажиров, камерами для хранения багажа.

Особенности перевозок

Автомобильный транспорт

Согласно постановлению Правительства РФ, водителю предписывается начинать движение лишь после того, как он удостоверится, что условия безопасности для пассажиров полностью обеспечены. В частности, «стартовать» можно только с закрытыми дверями, а высаживать и «брать на борт» пассажиров разрешается лишь в состоянии полного покоя транспортного средства.

Другим обязательным условием является соблюдение предельно допустимого количества людей, предписанного для данного вида транспорта – в соответствии с Правилами дорожного движения.

Особое внимание уделяется организации перевозок малолетних пассажиров, которые регламентируются отдельными фрахтовыми договорами на основании «Правил…», утвержденных Правительством 17 декабря 2013 года. Они, среди прочего, предусматривают:

  • наличие на автобусах (микроавтобусах) специальных опознавательных знаков;
  • обязательный допуск к управлению транспортом только при наличии соответствующего беспрерывного водительского стажа согласно указанным выше «Правилам»;
  • запрет на перевозку детей в возрасте менее 7 лет, если намеченное время в маршруте следования превышает четыре часа;
  • обязательное присутствие в автобусе сопровождающих совершеннолетних лиц.

Авиационный транспорт

В компетенцию перевозчика помимо обеспечения перелетов входят также:

  • регистрация вылетающих пассажиров, включая транзитных;
  • перевозка из аэровокзального комплекса к воздушному борту и обратный процесс;
  • манипуляции с багажом: погрузка, выгрузка, доставка.

Правила предусматривают также:

  • предоставление пакета услуг на борту самолета (он может отличаться у разных перевозчиков);
  • информирование вылетающих об особенностях полета и соблюдении мер безопасности на воздушном лайнере;
  • раздачу бортового питания и прохладительных напитков;
  • обеспечение неотложной медпомощи.

Отдельными пунктами определяются условия перевозок лиц, не достигших совершеннолетия, «трансфертников», авиапассажиров с ограниченными возможностями.

Железнодорожный транспорт

Аналогичные задачи стоят перед железнодорожниками. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность, своевременную доставку в пункт назначения в полном соответствии с тарифами.

Кроме того, законодательство предписывает обеспечение одинакового доступа всех пассажиров к услугам, предоставляемым перевозчиком. Перевозку обеспечивают железнодорожные составы дальнего следования и пригородные электрички; пассажирские, скорые или скоростные поезда.

О любом изменении графика движения поездов пассажирам предоставляется соответствующая информация непосредственно на вокзале. Для этого используется громкая связь, также информация выводится на специальные мониторы электронных информационных стендов.

Водный транспорт

Морские и речные перевозки осуществляются девятью пароходствами Минморфлота РФ. Каждый пассажир имеет право на перевозку одного ребенка, не достигшего двухлетнего возраста без предоставления ему отдельного места. Детям до 12 лет предоставляются билеты по льготным тарифам, составляющим от половины до трех четвертей стоимости взрослого билета – в зависимости от категории каюты.

Для бесплатной перевозки каютного багажа установлены определенные нормы. Соответствующими нормативными актами регулируется также порядок расторжения договора о перевозке с учетом, в том числе, форс-мажорных обстоятельств.

Заключение

Независимо от вида транспорта, соответствующими правилами регулируются также все спорные вопросы и взаимные претензии между пассажирами и перевозчиками.

Если дело доходит до предъявления иска к организатору перевозок, в каждом из видов перевозок существует предварительный порядок, называемый претенциозным. Он обычно указывается в каждом из отдельных Уставов.

Видеоматериал:

Правила перевозки пассажиров

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом

Организация перевозки детей автотранспортом

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

Перевозка пассажиров авиатранспортом

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом 

Перевозки пассажиров автотранспортом классифицируются:

  • на регулярные (осуществляются транспортом общего пользования в соответствии с установленным маршрутом и расписанием);
  • перевозки по заказам (производятся с помощью транспорта, нанятого по договору фрахтования);
  • перевозки легковым такси (выполняются на основании публичного договора фрахтования посредством принятия заказа, см. ст. 5 Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ). 

Перевозка пассажиров должна выполняться на основании соответствующего договора (п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ). Образец договора можно посмотреть в статье Договор перевозки пассажиров и багажа (образец).

По общим правилам перевозки пассажиров:

  • водитель может начинать движение транспорта, только удостоверившись, что соблюдены все условия безопасности пассажиров (п. 22.4 постановления Правительства РФ «О правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090);
  • начало движения возможно исключительно при закрытых дверях, открывать двери, производить посадку и высадку людей разрешается только после полной остановки транспорта (п. 22.7 ПДД);
  • запрещено перевозить людей в транспорте в количестве, превышающем установленное техническими характеристиками такого транспортного средства (п. 22.8 ПДД).

Правилами перевозки пассажиров автотранспортом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования претензий (ст. 41 устава автотранспорта): подать иск к перевозчику можно только в том случае, если он отказался удовлетворить претензию или не ответил на нее вовсе. 

Организация перевозки детей автотранспортом 

Организованная перевозка детей в автобусах выполняется по договору фрахтования транспорта (подп. «а» п. 4 Правил организованной перевозки детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177).

При этом по правилам перевозки пассажиров:

  • автобус обязательно должен быть оснащен опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД), а с 01.07.2018 – включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета (см. подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ «О внесении изменений…» от 23.12.2017 № 1621);
  • к управлению таким автобусом может быть допущено лицо, имеющее стаж работы водителем транспорта категории D без перерыва 1 год и более, не подвергавшееся в течение последнего года аресту или лишению водительских прав за нарушение ПДД (п. 8 правил № 1177);
  • запрещается перевозка детей младше 7 лет, если предполагаемое время нахождения автобуса в пути превышает 4 часа (п. 9 правил № 1177);
  • в каждом автобусе должны присутствовать сопровождающие взрослые лица (абз. 2 п. 14 правил № 1177).

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом 

В соответствии с условиями договора перевозчик обязуется доставить пассажиров в точку назначения с обеспечением им мест в поезде, а пассажиры должны оплатить проезд согласно установленным тарифам (п. 1 ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

По правилам перевозки пассажиров:

  • при перевозке ж/д транспортом все пассажиры должны получить равный доступ к предоставляемым услугам (п. 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473);
  • перевозка пассажиров транспортом общего пользования выполняется скоростными, скорыми или пассажирскими поездами в вагонах, предназначенных для целей перевозки пассажиров;
  • перевозчики и владельцы инфраструктур обязаны обеспечивать безопасность пассажирских перевозок (абз. 1 ст. 80 устава ж/д транспорта). 

Перед предъявлением перевозчику иска необходимо соблюсти претензионный порядок (ст. 121 устава ж/д транспорта). 

Перевозка пассажиров авиатранспортом 

В данном случае кроме собственно перелета перевозчик обеспечивает регистрацию пассажиров, их перевозку к самолету, выход из воздушного транспорта и доставку в здание аэровокзала, а также погрузку, выгрузку багажа, его доставку (п. 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82).

По правилам перевозки пассажиров воздушным транспортом перевозчик:

  • предоставляет пассажирам на борту воздушного судна установленный комплекс услуг в соответствии с правилами конкретного перевозчика;
  • информирует пассажиров об условиях полета и мерах безопасности на борту самолета;
  • предоставляет прохладительные напитки и питание в соответствии с нормативами;
  • обеспечивает первую медпомощь (п. 95 авиационных правил). 

Отдельно правилами перевозки пассажиров авиатранспортом регламентированы условия перевозки:

  • несовершеннолетних и детей;
  • недееспособных граждан;
  • пассажиров, находящихся в кресле-коляске или на носилках, не способных передвигаться самостоятельно;
  • пассажиров, лишенных слуха или зрения;
  • трансфертных пассажиров. 

***

Таким образом, основное назначение правил перевозки пассажиров — обеспечение безопасности как пассажиров, так и лиц, осуществляющих перевозки.

Также правила перевозки пассажиров регламентируют случаи наступления ответственности обеих сторон договора перевозки и порядок разрешения возможных споров.

Какими документами регулируются пассажирские автомобильные перевозки

Какие документы являются главными при организации бизнеса в сфере пассажирских автомобильных перевозок? Краткий перечень точных названий – в помощь руководителю и сотрудникам таксомоторного предприятия или индивидуальному предпринимателю.

Основы гражданско-правовых отношений в сфере автомобильных перевозок пассажиров и багажа изложены в трех документах: 1) Гражданском кодексе РФ (часть 2, раздел IV, гл. 40); 2) в Федеральном законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и 3) в Постановлении Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (ред. от 26.11.2013) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Гражданский кодекс РФ, помимо описания общих начал гражданского законодательства, устанавливает права и обязанности сторон, перевозчика (фрахтовщика) и пассажира (фрахтователя), возникающие в процессе перевозок. Правила перевозок регулируют порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, а также условия перевозок пассажиров и багажа и предоставления транспортных средств для таких перевозок. Различные виды автомобильных пассажирских перевозок – это регулярные, заказные и таксомоторные перевозки. Для каждого из них существуют определенные законодательные акты, более детально регламентирующие деятельность перевозчиков на рынке.

Для такси самые важные документы – это: Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 23.04.2012 № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». Они определяют, например, порядок получения официальных разрешений на оказание услуг таксомоторных перевозок (лицензирование таксомоторов было отменено еще в 2005 году).

Регулярные перевозки пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом (автобусом, трамваем и троллейбусом) регламентируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Они затрагивают множество аспектов организации регулярных перевозок: планирование маршрутов, перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок и др.

Кроме того, как и другим транспортникам, вышеперечисленным перевозчикам необходимо знать и учитывать еще и целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения и транспортную безопасность, работу транспортных предприятий и деятельность по осуществлению денежных расчетов за оказание услуг.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00


Смотрите также

Возврат к списку