В условиях, когда с каждым сезоном покрышки на автомобиль дорожают, владельцы машин стараются экономить и как можно позже пересаживаются на зимние шины. Но является ли такая экономия целесообразной? Ведь недаром произошло такое разделение на летний и зимний вариант.
Поверхность автопокрышек, состав резиновой смеси и многие другие показатели могут сильно отличаться, поэтому износ будет намного сильнее в холодное время года, а безопасность не только водителя, но и всех участников движения будет под угрозой.
Обычно такой вопрос задуют те, кто не раз ездил на таких покрышках зимой. Просто некоторые водители, среди которых попадаются довольно опытные автовладельцы, считают, что характеристики в зимних условиях меняются несущественно, поэтому заниматься лишней тратой денег не стоит.
Тогда может быть достаточно резонный вопрос о том, зачем производители и законодательство настаивают на использовании зимней обуви для автомобиля. Может быть, это маркетинговый ход или какие-либо ухищрения со стороны изготовителей и желание заработать на бедных автовладельцах? В первую очередь нужно определиться с тем, что автопокрышки, предназначенные для лета, имеют свой состав резиновой смеси. В такой смеси используется минимальное содержание каучука и полимеров, содержащих кремний.
Кроме того, в состав входят дополнительные полимеры, благодаря которым обеспечивается максимальное сцепление с дорожным покрытием при температуре не ниже +5 градусов. Если температура будет опускаться ниже, то резиновая смесь начнет твердеть, что повлияет на ее эксплуатационные характеристики.
Также нужно понимать, что покрышки на лето имеют отличный от зимних колес протектор. Оказывается, протектор изготавливается так, чтобы обеспечить хорошее сцепление только с шершавой и твердой поверхностью. Визуально такой рисунок отличить просто – он имеет продольный характер. Канавки здесь меньше, но они и не должны быть глубокими, так как служат только для отвода воды.
Необходимо учитывать, что асфальтное покрытие само по себе достаточно шершавое, поэтому резина должна обладать стойкостью к истиранию. Еще в ее обязательные характеристики должно входить невысокое сопротивление качению, ведь цепляться за каждый кусочек асфальтного покрытия не нужно.
Вопросов о том, до какой температуры ездить на летней резине, не должно возникать у водителя, который уже достаточно давно водит автомобиль. Понятно, что для каждого типа шин существует определенный порядок эксплуатации. Температура воздуха не должна быть ниже +5 градусов при использовании шин, предназначенных для лета.
Если температура опустится ниже, то автопокрышки утратят свою эластичность. Соответственно, сцепление с дорожным покрытием будет минимальным, а опасность заноса возрастет в разы, даже если дорога будет полностью сухой. А при проколе колесо просто разорвет.
Рисунок протектора не предназначен для того, чтобы передвигаться по льду или по укатанному снегу. И даже если на дороге будет снежная каша, от пятна контакта шины она не будет отводиться в достаточной степени. Машина перестанет быть управляемой, не будет держать траекторию, и в малой степени будет слушаться поворотов руля. Кроме того, тормозной путь значительно увеличится.
Многие компании и даже независимые автомобильные издания, которые никак не связаны с производителями шин, проводили многочисленные тесты. С помощью таких тестов они хотели определить, какой температурный порог нужно преодолеть, чтобы в покрышках изменились эксплуатационные характеристики.
Оказалось, что летняя резина начинает терять свои эластичные свойства при среднесуточной температуре +7 градусов. Некоторые современные модели, представленные всемирно известными производителями, показывают меньший температурный порог – он составляет +5 градусов. Но если температура воздуха опускается хотя бы на 1-2 градуса, то даже такие покрышки не могут обеспечить максимальное сцепление с дорогой. Хотя некоторые водители утверждают, что эксплуатация автомобиля может быть вполне безопасной даже при 0 градусов. Единственное, что замечают такие водители – это увеличение тормозного пути. Именно этот сигнал является для них точкой, когда наступает время переобувать своего четырехколесного друга в зимнюю обувь.
Так при какой температуре надо менять летнюю резину? Вывод здесь можно сделать один. Если асфальт сухой, а температура воздуха колеблется в пределах 0-+7 градусов, то вполне допустимо ездить на шинах, предназначенных для теплого времени года.
В то же время слякотная погода, наличие мокрого снега и снежной каши на дорогах – это незамедлительная замена шин. В противном случае можно легко стать участником ДТП или создать аварийную ситуацию. Также нужно учитывать нормы российского законодательства. А это значит, что хочет того водитель или нет, но ему придется в зимний период переобуть зимние шины.
Температура эксплуатации летней резины особенно интересна любителям использовать летние шины зимой. Многие начинающие и даже опытные водители считают изменение характеристик летней резины в зимних условиях несущественными. Почему же, в таком случае, каждый производитель твердит о допустимой температуре для летней резины? Это маркетинг или вопрос безопасности?
Минимальная рекомендованная температура эксплуатации летней резины — +7 градусов, и не должна опускаться ниже. По заявлению производителей резины и по данным различных справочников, при понижении температуры сцепные свойства покрышек меняются. Почему? Резиновая смесь теряет свою эластичность.
Дело в том, что резиновые смеси для летних и зимних автопокрышек разные. Первая более жесткая для обеспечения уверенного движения по твердому покрытию. Вторая — более мягкая для улучшения сцепных свойств на снегу. Для придания эластичности летней резине в покрышках активно используется силика, каучук или натуральные масла.
Не секрет, что все эти материалы теряют тягучесть в условиях низких температур. Поэтому и эластичность покрышек снижается. На что это влияет? На сцепление, торможение, управляемость, безопасность, риск совершения ДТП.
Известные автомобильные издания провели свои тесты летних шин в различных температурных условиях. Так, по результатам тестов «За рулем», летние покрышки действительно меняют свои сцепные свойства. Но не так существенно, как говорят производители.
Температурный режим до + 7 градусов указан с запасом, чтобы избежать возможной встречи водителя с заснеженной или обледенелой дорогой. На самом деле, летние шины можно вполне безопасно эксплуатировать до 0 градусов. При снижении температуры тормозные свойства летней резины снижаются более заметно. Поэтому приближение температуры к нулю должно послужить сигналом к замене резины на зимнюю.
Следует отметить, что эксплуатация зимних покрышек на летнем асфальте тоже небезопасна. На твердом покрытии зимние шины показали увеличенный тормозной путь. Причем при росте температуры выше 0 градусов, тормозной путь зимней резины увеличивается на полметра.
Летние шины при повышении температуры сильно разогреваются. Обычные покрышки класса «стандарт» показывают в условиях высоких температур увеличенный тормозной путь. Исключением является авторезина спортивной направленности. Эти шины, напротив, ведут себя увереннее при нагревании.
Указания производителей резины на температурный режим можно понять. Это особенно актуально для российского пользователя, который неохотно меняет сезонные шины. Однако мы настоятельно рекомендуем «переобуваться» на зимние покрышки, когда температура приближается к нулю.
Совет 2. Ежедневно контролируйте давление в шинах и проводите внешний осмотр.
Даже незначительное отклонение давления в шинах от рекомендуемого приводит к их ускоренному износу и повышению расхода топлива. Кроме того, увеличивается тормозной путь и ухудшается поведение автомобиля на дороге. Все сказанное относится к недостаточному давлению в шинах. А если шина «перекачана»? Повышение давления на 10% практически не влияет на комфорт и ресурс шины, расход же топлива снижается. Кроме того, повышается защита от проколов. Если же повысить давление больше, чем на 20% от номинального, то пятно контакта колеса с дорогой превратится в «точку» контакта. Как следствие – повышенный износ центральной части протектора и снижение безопасности в сложных дорожных условиях.Практически все крупные производители выпускают «экономичные» шины с низким сопротивлением качению. При езде по шоссе экономия не так заметна, а вот при езде в городе, где скорости невелики, экономия может достигать 20%. Но такие шины и не предназначены для «спортивной» езды. По мнению специалистов, разница в цене с обычными шинами окупается через 10-15 тысяч километров пробега.Давление в шинах контролируют с помощью манометра, показания которого часто существенно отличаются от реальности. Поэтому либо покупайте цифровой манометр, либо сверьте показания своего манометра с эталонным (например, в шиномонтажной мастерской). Кроме контроля давления, ежедневно проводите осмотр протектора на предмет выявления застрявших в нем посторонних предметов.Совет 3. Периодически проводите перестановку колес.
Немногие автолюбители следуют рекомендациям о регулярной (через каждые 10000 км пробега) перестановке колес. И хотя это ускоряет износ, зато все шины, включая запаску, будут изменять свои свойства равномерно. А автомобиль на равномерно изношенных шинах не преподнесет на дороге неприятных сюрпризов. Хотя тем водителям, которые «наматывают» за сезон не один десяток тысяч километров, можно не заморачиваться с перестановкой колес, а просто целиком менять весь комплект на новый.Совет 4. Следите за балансировкой колес.
Важный вопрос правильной эксплуатации колес – балансировка. Неотбалансированное колесо не только быстрее изнашивается, но и «убивает» подвеску. У специалистов шиномонтажа нормой считается два грузика на колесо массой не более 40 грамм. Если же эффекта достичь не удалось, совмещают самое тяжелое место шины с самым легким место диска.Дисбаланс колеса могут вызвать даже куски грязи, присохшие с внутренней стороны диска. Не обнаружишь обычным осмотром и возможные повреждения внутренней стороны шины («шишки», порезы). Отсюда вывод: необходимо периодически снимать колеса, очищать их, проводить внешний осмотр и балансировку.Совет 5. Следите за глубиной протектора.
При какой остаточной глубине протектора необходимо менять шины? Для легковых автомобилей ПДД устанавливают предельную величину в 1,6 мм. Но это при эксплуатации в нормальных дорожных условиях. В экстремальной же ситуации этого может оказаться мало. Поэтому производители рекомендуют менять летние шины при глубине протектора 3 мм, зимние – 4 мм.Совет 6. Правильно ремонтируйте шины.
Если случился прокол – не ограничивайтесь закачиванием герметика или вставкой жгута. Это – не ремонт, а лишь способ добраться до шиномонтажной мастерской, где повреждение необходимо устранять с демонтажем шины и установкой «грибка». При сборке не поскупитесь на замену вентиля – расходы небольшие, зато не придется вскоре опять возвращаться на шиномонтаж.Совет 7. Новым шинам необходима обкатка.
Не эксплуатируйте новые шины сразу в предельных режимах – их необходимо предварительно обкатать на скоростях до 70 км/ч. Длительность обкатки не менее 800 км.Совет 8. Правильно храните шины.
Неиспользуемый сезонный комплект шин следует хранить в чистом, собранном виде в темном и сухом помещении.Когда менять зимние и летние шины?Все мы хорошо знаем, когда наступает лето и зима по календарю. А, называя шины «зимними» и «летними», что мы подразумеваем? На каких покрышках ездить весной и осенью? Когда наступает смена сезона для автомобильной резины?Одним из главных показателей шины являются ее сцепные свойства, во многом зависящие от температуры. Эта зависимость определяется химическим составом протектора покрышки. У летней шины при снижении температуры сцепные свойства ухудшаются – резина «дубеет». А что происходит при повышении температуры? Если Вы думаете, что чем жарче, тем для летней покрышки лучше – Вы глубоко заблуждаетесь. С ростом температуры воздуха, а, соответственно, и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля увеличивается! Исключение – шины с высоким индексом скорости, которые по мере разогрева крепче «цепляются» за дорогу.Лучшие сцепные свойства летние покрышки проявляют при температуре 10-12° С. Если температура дорожного покрытия ниже 7° С или выше 20° С – тормозной путь увеличивается. Цифры приведены усредненные – все зависит, как указывалось выше, от состава резины. Одни шины лучше ведут себя в жару, другие – когда на улице прохладно.А каковы особенности зимних покрышек? Их резина более мягкая, она не твердеет при низких температурах, сохраняя хорошие сцепные свойства. Большинство автолюбителей знают только о двух видах зимних шин: шипованые и нешипованые. Но не всем известно, что нешипованые, в свою очередь, имеют две разновидности: для «черных» и для «белых» дорог. Первые предназначены для бесснежных покрытий и имеют бoльшую твердость. Вторые – более мягкие, используются для езды по заснеженным и обледенелым дорогам «скандинавского» типа.А теперь самый сложный вопрос – когда нужно «переобуваться»? Производители рекомендуют выполнять замену при температуре ниже 7°С. Но эта цифра указана с запасом, чтобы наверняка не заехать на летних шинах на обледенелую дорогу. На практике эту цифру можно уменьшить, принимая во внимание следующие обстоятельства. Свойства летних шин ухудшаются при снижении температуры не так существенно, как зимних - при ее повышении. Поэтому по сухому асфальту вполне допустимо ездить на летних покрышках даже при температуре, близкой к нулю. При этом тормозной путь будет гораздо меньше, чем на зимних. Но с наступлением отрицательных температур однозначно ставим «зиму», даже если снега и льда нет и в помине.Вывод: осенью не торопитесь устанавливать зимние шины, а весной не медлите с переходом на летние. При температуре выше 4° С тормозной путь на зимних покрышках увеличивается на полметра, а после 11°С разница по сравнению с летними составляет два корпуса!Дороги чистые, температура около нуля или выше. Cтоит ли переобуть автомобиль в летние шины?
Долгое отсутствие снега и совсем незимние температуры провоцируют многих автовладельцев сменить зимние шины на летние. Но делать этого нельзя.
Различные производители шин критичной для смены резины называют среднесуточную температуру от +7 до +10° С. Если произошло похолодание, а автомобиль оборудован летними покрышками, то их резина «дубеет» – шина становится жёсткой. При этом теряется связь с дорожным покрытием, машина хуже управляется, а тормозной путь увеличивается. Это всё касается не только льда и снега, но и чистого асфальта.
При обратной ситуации – температура выше +7° С, а на автомобиле зимняя резина, шины становятся слишком мягкими, что приводит к росту сопротивлению качению и повышенному износу протектора.
Даже при температуре выше нуля и расчищенных дорогах не нужно менять зимние шины на летние. Другой вопрос – что лучше: шипованные колёса или «липучки» (зимние шины без шипов)? Простые зимние шины более комфортны при езде по чистым дорогам, меньше шумят. Их применение обязательно почти во всех странах Европы и даже тёплая Турция с 2013 года ввела обязательную смену шин на законодательном уровне. «Липучки» менее эффективны в экстремальных погодных условиях, но обеспечивают достаточную связь для уверенного передвижения в холодное время года, как по расчищенным улицам городов, так и по загородным трассам.
Шипованные шины шумны и портят дороги (их использование запрещено в 14 европейских государствах ). С ним тормозной путь на чистой дороге становится немного длиннее, а при частых поездках в таких условиях возможна потеря части шипов. Но шипы эффективны на голом льду. Например, когда сугроб на обочине, уже похожий на камень, растаял днём при «плюсе», а вечером лужа рядом с ним превратилась в каток. Таким образом, автомобиль с ними лучше управляется и тормозит на нерасчищенных дорогах местного значения.
Смена летних и зимних шин не прихоть маркетологов, а необходимость ради безопасности
Насколько важно соответствие шин различным погодным условиям, можно понять, посмотрев хотя бы один заезд «Формулы 1». Больше половины комментариев составляет обсуждение того, какие шины на каком болиде стоят, нужно ли их менять, сколько они прошли кругов и т. п. В гран-при изменение температуры воздуха или асфальта на пару градусов может серьёзно повлиять и на результат, и на безопасность. Что же говорить про сезонные колебания в нашем континентальном климате?
Так какая связь между температурой и выбором покрышки? – Прямая. Все когда-нибудь видели эффектные кадры, как разбиваются предметы, опущенные в жидкий азот: супернизкие температуры разрушают связи и предмет становится хрупким. Но даже разница в 10–20 ˚С может кардинально изменить свойства материи. Всё это справедливо и по отношению к резине как основному компоненту автомобильных шин. Чем ниже температура, тем твёрже покрышка. При этом снижаются её сцепные свойства, что отрицательно сказывается на управляемости и торможении. При повышении температуры увеличиваются сцепные свойства, возникает большее сопротивление качению, и как следствие, растёт расход топлива и износ шины.
Для того чтобы эти процессы сбалансировать, шинные компании разработали летние и зимние покрышки, которые отличаются химическим составом и рисунком протектора.
Резина, используемая в летних шинах, более жёсткая, выдерживает контакт с разогретым в жару асфальтом, достаточно износостойка. Её свойства сбалансированы между сцеплением с поверхностью и сопротивлению качению, шина достаточно эластична, чтобы «держать» автомобиль на заложенном курсе, но при этом не изнашивается за 100 км пробега. При низких температурах покрышка становится жёсткой, а способность к уверенному контакту с дорогой стремительно уменьшается, процесс качения начинает больше походить на скольжение.
Зимние шинные имеют более мягкий состав резины, поэтому при плюсовых температурах она становится очень мягкой и быстро изнашивается. Но когда показания термометра ниже 0, зимняя шина достаточно эластична, чтобы давать возможность уверенно управлять автомобилем. Помимо самого химического состава, зимняя шина может быть более пористой для увеличения площади контакта. Особенно это хорошо сказывается на движении по льду, когда мельчайшие неровности цепляются за почти гладкую поверхность, сокращая тормозной путь.
Пограничной температурой для обоих типов шин является +10 ˚С. При её установлении лучше «переобуться».
Что же касается рисунка, то в летнем варианте он имеет больше продольных и выводящих канавок, которые необходимы для увода влаги из пятна контакта и уменьшения последствий аквапланирования. Такие же выводящие канавки характерны и для зимних шин, но они более глубокие, а блоки, которые они разделяют, более крупные. Часть рисунка имеет поперечную направленность для лучшего сцепления со скользкой поверхностью. Этому же служит большое количество ламелей (мелких разрезов в блоках профиля), которые делают покрышку более эластичной и приспосабливаемой к поверхности. Для улучшения сцепления на скользких поверхностях и снегу на зимних шинах могут устанавливаться шипы.
Читайте еще: Какую зимнюю резину выбрать >>>
Есть ещё и так называемые «всесезонные» шины. Это самый бюджетный вариант, но он имеет больше недостатков, позаимствованных у летних и зимних покрышек, чем достоинств. Так, летом эти шины из-за большей мягкости быстрее изнашиваются, а зимой менее эластичны. Лучше всего «всесезонка» ведёт себя в околонулевых температурах.
Чтобы быть увереннее на дороге при наступлении холодов, нужно начать соблюдать несколько простых правил.
Многим известна фраза «День жестянщика». Это отнюдь не профессиональный праздник, отмеченный в календаре определённой датой, а небольшой период времени, в течение которого из-за резкой смены погодных условий происходит много аварий. Чаще всего это небольшие ДТП, которые и приносят прибыль вышеуказанным мастерам, но иногда ошибки в управлении стоят человеческих жизней.
Чтобы избежать этого, нужно заранее готовиться к приходу холодов. Минусовая температура влечет за собой изменение сцепных свойств автомобиля с дорогой. Необходимо менять и манеру вождения, тактику, а также обращать внимание на мелочи, которые могут предсказать возникновение сложной ситуации.
1. Едем медленнее, поворачиваем мягче
Главное правило зимнего вождения – низкие скорости. Холодная дорога и зимние шины имеют показатели по сцеплению на 5-15% ниже, чем летом. В геометрической прогрессии увеличиваются тормозной путь и сносы при манёврах. Чтобы нивелировать эту разницу, нужно начинать медленнее ездить.
2. Держим дистанцию
Даже если непосредственно перед вами чистая сухая дорога, это не значит, что через несколько десятков метров будет всё так же идеально и вам не придётся тормозить на скользком участке. Увеличивая дистанцию до впереди идущего автомобиля, вы предоставляете себе место для больших непредвиденных манёвров.
3. Следим за дорогой
Там, где вчера были лужи, сегодня уже может оказаться лёд. Если вы ездите одними и теми же маршрутами, нужно просто запоминать эти места и заранее снижать скорость. На новой дороге старайтесь держаться в потоке, ведь в других автомобилях периодически сидят водители, которые знают особенности данного участка и заранее к ним готовятся. В межсезонье особенно внимательным нужно быть утром, когда асфальт становится скользким из-за сконденсировавшейся влаги, и вечером при естественном понижении температуры. Изменение качества покрытия проще всего определить по цвету асфальта – там, где скользко, он темнее, а в тёмное время – блестит. Самое небольшое обледенение можно установить по косвенным признакам: если вам пришлось очищать автомобиль от изморози, скорее всего, тончайший слой льда покрывает всё вокруг.
4. Предугадываем ситуацию
При ровных погодных условиях скользко становится в одних и тех же местах. В первую очередь – несколько десятков метров перед светофорами. Здесь чаще всего тормозят и, соответственно, раскатывают лёд. Поэтому тормозить перед светофорами лучше заранее.
Второе место, где чаще всего бывает скользко – мосты и эстакады. Не связанные с землёй конструкции быстрее промерзают и промораживают влагу. На подъёмах и спусках автомобили чаще тормозят, полируя заблокированными колёсам поверхность. Особенно нужно быть внимательным в правых рядах, где ездят грузовики. Вывод: не совершать резких манёвров по перестроению у основания мостов и эстакад, а при возникновении заторов заранее снижать скорость.
Нужно быть особенно внимательными у пешеходных переходов и остановок общественно транспорта. Подъезжая к ним нужно снижать скорость и не ускоряться, пока пешеход не покинул проезжую часть. Даже вполне здоровый человек может поскользнуться, и поменять свою траекторию движения, попадая под колёса не успевших затормозить автомобилей. У остановок «каток» раскатывают подъезжающие автобусы и троллейбусы.
Если вы видите, что перед вами поток начинает останавливаться, но у вас есть ещё возможность сохранять скорость – нажмите на педаль тормоза, чтобы дать понять водителю следующего за вами автомобилю, что скоро придётся останавливаться. Уверенность в вашей машине не даёт вам гарантию того, что автомобиль сзади остановится вовремя.
5. Восстанавливаем навыки
Вне зависимости от того, поменяли ли вы шины на зимние (что, конечно, гораздо лучше) или нет, лучше вспомнить, как ведёт себя ваш автомобиль в изменившихся условиях. Для этого нужно найти небольшой участок, на площади которого можно поэкспериментировать: попробовать несколько раз затормозить или повернуть. Такие манёвры дадут понять уровень сцепления шин с поверхностью, какое расстояние нужно закладывать на торможение, как и когда срабатывают электронные системы и как реагировать в ситуации заноса. При изменении погодных условий лучше повторить эту процедуру несколько раз, поскольку результаты упражнений будут разными.
В завершении можно посоветовать по возможности отказываться от поездок в те самые «дни жестянщика». Ведь для того, чтобы можно было нормально передвигаться после неожиданно выпавшего снега или ледяного дождя, должны быть готовы все: водители, вовремя поменявшие шины, коммунальные службы, очищающие дорогу и обрабатывающие её реагентами, да и ГИБДД, которая должна вовремя реагировать на возникающие проблемы. Но практика показывает, что так не бывает.
Скользкая поверхность и автомобиль не всегда совместимы, и в различных ситуациях, как самых простых, так и экстремальных, резкие действия водителя могут спровоцировать занос автомобиля. Для того чтобы с ним справиться, нужно знать несколько правил.
Мокрая, снежная или ледяная дорога не может обеспечивать необходимого сцепления, и машина становится трудноуправляемой. Самая распространённая ситуация — это занос или снос автомобиля, когда траектория его движения начинает неконтролируемо меняться под воздействием центробежных сил.Чаще всего причина этого — неправильное управление, но иногда занос или снос может быть вызван неодинаковым давлением в шинах или их износом, неравномерным распределением груза, неровностью дороги.
Для разных типов привода автомобилей существуют разные причины заноса. Для переднеприводной машины это резкое торможение, для заднеприводной машины — это резкое ускорение. Вне зависимости от типа привода, нужно избегать резких поворотов руля.
Для выхода из заноса у переднеприводного автомобиля нужно нажать на педаль газа и повернуть руль в сторону заноса. На заднеприводном нужно притормозить. Если занос происходит на спуске и задние колёса хотят «обогнать» передние — чуть добавьте газа или переключитесь на повышенную передачу, руль при этом — в сторону заноса. В любой ситуации у водителя одна задача — восстановить потерянное сцепление колёс с дорогой.
Источник: Аргументы и факты.
1Всем известно, что автомобильные разделяют по условиям использования на зимние и летние. Однако многие водители подвластны определенным сомнениям по поводу замены одной резины на другую. Можно даже встретить практику использования летней резины в сезон заморозков и холодов. Такой подход особенно распространен в южных регионах, которым свойственна мягкая зима почти без осадков.
Действительно ли можно использовать комплект резины одной сезонности круглый год, или это все же небезопасно? Какие характеристики обеспечивает летняя резина при 0 градусов? Могут ли зимние покрышки обеспечить такие же динамические показатели как летние? И станет ли оптимальным решением покупка всесезонной шины? На эти вопросы мы постарались ответить ниже.
Известно, что общепринятые правила устанавливают для летней резины температурный предел в +7 градусов. Исследования вопроса сезонной эксплуатации автомобильных покрышек показали, что летние шины сохраняют практически все свои характеристики при падении температуры окружающей среди до 0 градусов. Если же градусник показывает «минус», время переобуваться наступило.
В условиях пониженных температур резиновая смесь летних покрышек теряет эластичность, становясь жесткой. В свою очередь, это влияет на управляемость, устойчивость, сцепление на дороге и торможение. На снегу летние шины окажутся бесполезными из-за строения протектора. На асфальте же такая резина показывает оптимальные свойства.
Зимние покрышки, напротив, показывают отличное сцепление на снегу и в гололед за счет строения протектора и выдерживают пониженные температуры за счет мягкой резиновой смеси. Однако на асфальте зимняя резина показывает неуверенное торможение, а при повышении температуры теряет сцепные свойства.
В условиях мягкого южного климата снег выпадает зимой редко и ненадолго. В таких условиях многие автовладельцы считают излишними затраты на покупку двух комплектов шин. И для экономных водителей производители любезно предлагают всесезонные шины. Сразу отметим, что ни один крупный европейский бренд не выпускает такую резину. Выбирать придется из китайской, российской, украинской и белорусской шины. На рынке могут появиться сербские покрышки и другие представители прибалтийских стран.
Почему же мировые лидеры не выпускают всесезонную резину? Потому что суть всесезонных покрышек в усреднении всех показателей для компромисса между безопасностью зимой и управляемостью летом. В любом случае, потери есть с обеих сторон. Всесезонные шины ведут себя хуже, чем летние и зимние по отдельности. Их применение оправдано в условиях ограниченного бюджета, нежаркого лета и мягкой зимы.
Опытные водители давно пришли к выводу, что единственный безопасный способ сэкономить на покупке зимних шин — не ездить зимой. Если вам повезло жить в районах, где температура воздуха зимой опускается максимум до 0, и зима проходит без снега, можете спокойно ограничиться комплектом летних покрышек.
«Можно или нельзя ездить на летних шинах зимой?» — этот популярный вопрос почти всех автолюбителей возникает вначале холодов, когда температура за бортом отрицательна. Ответы на него могут быть самыми разными, но нужно помнить, что есть специальный закон, по которому все транспортные средства с наступлением декабря должны быть снаряжены зимними шинами. Важно помнить, что с такими вещами шутки на дороге могут закончиться плачевно не только для вас, но и для окружающих, поэтому соответствуйте правилам и вовремя меняйте резину.
Оглавление:
Давайте забудем на время про закон и разберём поподробнее автомобильную покрышку. Миллионы людей ездят на машинах и даже не подозревают, какая резина бывает и чем она вообще отличается друг от друга. Обязательно ли ставить зимнюю или можно ездить на летней? Опытные шофёры советуют всегда иметь комплект зимних колёс и своевременно «переобуваться». Неужели всё настолько серьёзно? Ведь они даже по виду идентичные.
Для начала нужно знать, что в зависимости от сезона пользования, автомобильные шины классифицируются на:
И всё-таки в чём же отличия между ними? Высота, толщина и диаметр одни и те же, но вот цена совсем разная. Так, зимняя резина минимум в 2 раза дороже летнего прототипа. А при покупке вы могли ещё и заметить на нём металлические вкрапления. 90% водителей думают, что это единственное достоинство зимней резины, и что именно шипы обеспечивают надёжное сцепление со скользкой дорогой. Но это не так! Шипы необходимы лишь как помощники и выполняют второстепенную функцию, усиливая контакт с дорожным покрытием.
Шипы на зимней резине выполняют второстепенную функцию, усиливая контакт с дорогой
Такая разница в стоимости обусловлена различными примесями, которые добавляют при изготовлении зимних шин. Благодаря им, жёсткость колеса заметно снижается, поэтому оно способно оставаться мягким даже при большом морозе. Соответственно, увеличивается площадь соприкосновения, а значит, выше и сила трения. Вероятность потери сцепления с полотном гораздо меньше. А вот летняя резина в стужу моментально становится твёрдой, как камень. Если по горячему асфальту эффект ещё более-менее неплохой, то при холоде она превращается в пластик. Это равносильно тому, что вы едете на лыжах. Вылететь в кювет или на встречную полосу крайне легко.
В холод летняя резина сильно затвердевает, уменьшая площадь соприкосновения с дорогой
Но в тёплое время года летние шины наиболее оптимальны, поскольку при производстве специально делают повышенную жёсткость. Благодаря этому износ такой резины значительно меньше, а сопряжение с дорогой больше. Вы уверенно чувствуете автомобиль, проходя крутые повороты и делая резкие манёвры. При всём этом сокращается тормозной путь.
Всесезонные покрышки представляют универсальный вариант. Они разработаны для особой погоды — без больших морозов и сильной жары. Преимущественно, это европейский климат, где мягкая зима и умеренное лето. Данная разработка понравилась многим автолюбителям, из-за того, что это очень выгодно. Не нужно покупать отдельно два комплекта и постоянно менять их. Тем не менее, в сильные морозы, свойственные российскому климату в северной части страны, такая резина будет менее предпочтительна и более опасна, чем зимняя шипованная.
Сравнение протекторов всесезонной и зимней (нешипованной) резины
Теперь вы всё узнали про покрышки, но нужно учитывать ещё некоторые нюансы:
Не всегда удаётся соответствовать требованиям, и бывает такое, что можно оказаться в летних «тапках» на гололёде. Например, вы далеко едете и пересекаете не один часовой пояс. Климат и температура постоянно меняются. Или, допустим, вы недавно произвели покупку зимних колёс и направляетесь к станции технического обслуживания, чтобы сменить их. Что делать в этом случае? Ведь риск ДТП очень высокий. Лучше, конечно, попросить помощи у опытного водителя, но, если такой возможности нет, то рекомендации об управлении автомобилем на летних покрышках зимой могут помочь.
Летнюю резину можно заковать в специальные цепи — это неплохой временный вариант замены зимних шин
Штрафа за езду на летней резине зимой пока нет!
В кодексе об административных правонарушениях РФ ничего не сказано про обязанности водителей менять резину на зимнюю или на летнюю в зависимости от сезона (на данный момент — апрель 2018 года).
Однако имеются другие виды штрафов на схожую тематику:
ГИБДД не может штрафовать за езду на летней резине зимой
Тем не менее, не стоит злоупотреблять «прорехами» закона и действительно садиться за руль зимой на летних шинах, ведь это попросту опасно и может привести к поистине трагическим последствиям и для водителя и для окружающих его людей.
Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что ездить на несоответствующей времени года резине очень опасно. Особенно это касается летних покрышек в холодную пору. Не нужно экономить на таких вещах, поскольку это создаёт опасную ситуацию на дороге. Фактически, вы являетесь потенциальной угрозой для окружающих.
Если же решились поехать на летней резине зимой, то стоит помнить основные правила. Скорость должна быть минимальной и оптимальной, чтоб в любой момент могли среагировать и совершить маневр. Не забывайте держать большую дистанцию до впередиидущего авто, так как тормозной путь увеличивается минимум в два раза. Никогда не делайте резких движений рулем, всё делается вдвойне плавней, как повороты рулем, так и жать на педаль газа.
Во время движения на летней резине зимой, стоит держать средние обороты или немного выше средних. На автомобилях с автоматической коробкой передач нужно быть особо осторожным, так как автоматика самостоятельно подстраивает обороты, поэтому лучше переключить на пониженные передачи или вовсе в ручной режим. Независимо от кпп, в повороты необходимо входить плавно, без лишних рывков. В случае заноса не стоит жать на тормоз, лучше его вовсе отпустить и подвернуть руль в сторону заноса, а педаль газа нажимать рывками. Вспомогательные системы типа ABS и ESP лучше отключить, в ином случае система заблокирует тормоза, что без сомнений потянет в занос. Как уже говорили, с наступлением холодов, летняя резина автомобиля существенно меняет свои свойства. Каждый производитель решает по своему, какие основные компоненты должны входить в состав определенного типа резины. Одни производители делают уклон в сторону качества и строго соблюдают пропорции, другие же экономят, в результате чего получается некачественный продукт.Автомобильные шины для зимнего периода имеют основной параметр – эластичность при самых низких температурах. Это позволяет не терять сцепление с поверхностью и полностью вести контроль над управлением автомобиля. Помимо этого, производитель добавляет разные наполнители, вулканизаторы, смягчители и другие компоненты, чтоб приспособить шины к разным зимним условиям. Для производства летней резины, производитель наоборот убирает данные компоненты, чтоб в жаркую погоду покрышка не расплывалась на дороге, а управление было уверенным.Кто ездил на зимних шинах летом, особенно в жаркую погоду, сразу может сказать, управлять таким автомобилем достаточно тяжело. Машину может бросать со стороны в сторону, а колеса не сразу отвечают на действия рулевого колеса. Таким образом, вывод – летняя резина зимой становится твердой, что ведет к потере управления.Не менее важную роль играет узор протектора на зимней и летней резине. Как и в варианте по составу, главной задачей протектора считает надежное сцепление с поверхностью дороги. Для летних шин так же важно быстрый отвод воды, чтоб уберечь автомобиль от аквапланирования. Поэтому протектор на летней резине имеет более широкие канавки по всей шине. Статистика показывает, что в зимой сцепление летней резины на 60% хуже, нежели зимних покрышек.При езде по снегу на летней резине, такие канавки мгновенно забиваются снегом, а машина потеряет управление, несмотря на наличие самых современных систем безопасности. Некоторые производители делают летнюю резину шире, а в зимний период это приводит к плохому передвижению, особенно в сильный снегопад.
Окончательный выбор остается за водителем, но наведенные данные показывают, что лучше не пожалеть денег на зимние шины и переобуть ваш автомобиль, нежели потом тратить деньги на его восстановление в случае ДТП.Ни для кого не секрет, что за езду зимой на летней резине предусмотрен штраф. Такие ограничения ввели 1 января 2015 года. Сумма штрафа предусмотрена в размере 500 рублей, но это не касается первых дней зимы, когда погода еще переменная в некоторых частях России. Прежде чем получить штраф водителю выносят предупреждение о надобности переобуть автомобиль с летней резина на зимнюю.Работники ГИБДД ссылаются на статью 12.5 часть 1 КоАП. Но, так как поправки внесены спешно, есть и недоработки, особенно это касается глубины износа протектора. На зимней резине глубина протектора должна быть не меньше 4 мм, а вот для летней резины износ протектора не меньше 1,6 мм. Главный нюанс, что негде строго не указано с какого по какой период нужно ездить на летней резине или зимней, таким образом, право выбора промежутка ложится на владельца автомобиля.До конца 2017 года пообещали доработать данные несоответствия в законе. Изначально хотели штрафовать водителей за езду зимой на летней резина на сумму в 5000 рублей. Далее понизили до 2000 рублей, но в результате максимальная сумма штрафа на сегодня 500 рублей, хотя, по словам юристов, оспорить такой протокол не составит труда.Можно долго спорить по поводу смены летней резины на зимнюю, а в конце зимы обратно. Первое, о чем задумывается владелец автомобиля – это стоимость зимних покрышек, ведь покупать необходимо будет минимум 4, а еще лучше 5 покрышек (5-ая на запаску). Аналогично нужно в запасе иметь 5 покрышек летней резины. Второе – где хранить зимнюю или летнюю резину. Если вы живете в частном доме и есть свой гараж, то это не составляет проблем, но если вы живете в квартире и нет своего гаража – это целая проблема по хранению покрышек.В крупных городах существую специальные сервисные центры, где за определенную месячную плату вам выделяют небольшой бокс для хранения зимней или летней резины. Но если автомобиль бюджетный, такое хранение становится не выгодным. Многие водители стараются минимизировать поездки в зимний период, если же очень нужно выехать, то бывалые водители рекомендуют купить пару специальных цепей на колеса, они помогут намного лучше проходить снег и гололед на летней резине.Последнее решение остается за владельцем, если вы уверены в своем опыте и в полной мере будете соблюдать необходимые правила для езды зимой на летней резине, то вовсе вероятно, что покупать зимние шины не стоит. В случае поездок на дальние дистанции или частые поездки за город, лучше обзавестись зимней резиной.Видео о летней резине на льду зимой:
Теги
Советы автомобилистам Можно ли ездить зимой на летней резине? Какой может быть за это штраф, нюансы летней резины зимой и основные нюансы. В конце статьи видео о летней резине на льду.Интересные статьи: