Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Проверить работоспособность дмрв


Как проверить ДМРВ разными способами: симптомы неисправности датчика

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или расходомер) является важной деталью автомобиля, от исправной работы которой зависит мощность двигателя и его расход топлива. Обнаружить его можно под капотом машины, где он располагается между воздушным фильтром и воздушным патрубком, направленным к дроссельной заслонке. Задачей ДМРВ является измерение количества воздуха, проходящего в цилиндры, и передача данной информации электронному блоку управления, то есть «мозгам» машины. На основе данных датчика массового расхода воздуха блок управления принимает решение о необходимости увеличения или уменьшения подачи воздуха в горючую смесь.

При выходе из строя датчик массового расхода воздуха практически никогда не ремонтируется, а просто меняется на новый. Его устройство довольно простое, и он состоит из корпуса, в который помещен прибор для измерения затрат воздуха – термоанемометр. Достаточно повредить диагностическое устройство в процессе демонтажа ДМРВ или его очистки, и потребуется замена всего датчика. Выйти из строя он может также при большом сроке службы, но убедиться в его неисправности можно только после проверки.

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха

Перед тем как приступать к проверке ДМРВ, необходимо понять по первичным симптомам, что он неисправен. О проблемах с датчиком могут говорить следующие симптомы:

  • На приборной панели машины горит значок «Проверить двигатель» (Check Engine);
  • Машина начала тратить больше топлива, при этом динамика ее разгона снизилась;
  • Холостые обороты изменились в большую или меньшую сторону. Двигатель работает «на холостых» рывками;
  • Мотор не запускается.

Приведенные выше симптомы указывают, что воздух подается в горючую смесь не в том объеме, в котором необходимо. При этом данная проблема может наблюдаться не только при выходе из строя ДМРВ. В частных случаях неисправность может быть связана с отсутствием питания датчика по электропроводке или при появлении трещин в соединительных шлангах.

Как проверить ДМРВ на исправность

Имеется несколько основных методик проверки датчика массового расхода воздуха, которые позволяют убедиться в его неисправности.

Проверка ДМРВ в движении

Самый простой способ диагностики расходомера – это анализ работы двигателя при принудительном отключении датчика. Проверка происходит следующим образом:

  1. Необходимо открыть капот и отключить разъем с датчика массового расхода воздуха. После этого закройте капот;
  2. Далее сядьте за руль машины и заведите мотор. Автомобиль должен начать работать в аварийном режиме, при котором будет гореть лампочка Check Engine. В такой ситуации количество воздуха в топливной смеси будет определяться в зависимости от положения дроссельной заслонки;
  3. Попробуйте проехаться на автомобиле и обратите внимание на его динамику в сравнении с тем, как машина работала до отключения ДМРВ. С выключенным датчиком машина должна стать «живее», то есть быстрее разгоняться. Если это так, то можно с уверенностью говорить о проблемах с датчиком массового расхода воздуха.

Крайне не рекомендуется долго эксплуатировать автомобиль с отключенным ДМРВ.

Проверка ДМРВ мультиметром

Диагностировать проблему с датчиком можно при помощи мультиметра. Для этого необходимо сперва разобраться с конструкцией устройства и его «распиновкой», то есть распайкой проводов по плате. Из датчика массового расхода воздуха выходит 4 провода. В зависимости от модели ДМРВ и производителя, их цвета могут различаться, но в большинстве случаев они следующие:

  • Розовый (или розово-черный): провод к главному реле;
  • Зеленый: провод к заземлению;
  • Серый: провод к питанию;
  • Желтый: вход сигнала.

Для проверки датчика массового расхода воздуха мультиметр необходимо выставить в режим измерения постоянного напряжения и установить предел до 2 Вольт. Далее потребуется включить зажигание, но не заводить мотор. Когда это будет сделано, подключите красный щуп мультиметра к входу сигнала датчика (желтому проводу), а черный щуп к заземлению (зеленому проводу). Сделать это можно не «оголяя» провода, просунув щупы диагностического устройства сквозь резиновый уплотнитель разъема.

По результатам измерения можно сделать выводы о состоянии датчика:

  • Полностью исправное устройство (новое): 0,996 – 1,01 Вольт;
  • Датчик в хорошем состоянии, но уже поработал: 1,01 – 1,02 Вольт;
  • Датчик давно работает, но еще исправен: 1,02 – 1,03 Вольт;
  • Скоро потребуется замена ДМРВ: 1-03 – 1,04 Вольт;
  • Расходомер близок к выходу из строя, но продолжает справляться с задачами: 1,04 – 1,05 Вольт;
  • Датчик необходимо менять: 1,05 Вольт и выше.

Некоторые современные бортовые компьютеры позволяют смотреть напряжение на датчике массового расхода воздуха. В таких ситуациях можно обойтись без мультиметра.

Визуальный осмотр ДМРВ

Опытные автомобилисты могут определить неисправность датчика массового расхода воздуха по его внешнему виду. Первым делом необходимо снять ДМРВ, а далее его внимательно осмотреть. Признаками неисправности является попадание жидкости в воздушный патрубок и датчик ДМРВ (или наличие механических повреждений).

Чаще всего жидкость может оказаться в датчике по следующим причинам:

  • Повышенный уровень масла в картере. В такой ситуации в датчик попадает масло;
  • Забитый маслоотбойник системы вентиляции картера;
  • Несвоевременная замена воздушного фильтра, из-за чего грязь попадает на термоанемометр ДМРВ.

Самым простым и надежным способом диагностировки проблем с датчиком массового расхода воздуха является его замена на рабочее устройство. Например, можно снять подходящий рабочий датчик с другого автомобиля, установить его и убедиться, что стабилизировалась работа двигателя. В такой ситуации можно сразу идти покупать новый датчик без диагностики его мультиметром или другими способами.

(413 голос., средний: 4,58 из 5) Загрузка...

Диагностика и устранение неисправностей датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)

Основные признаки неисправности ДМРВ — потеря мощности двигателя, затрудненный пуск, «плавающие» обороты мотора. Чтобы узнать точную причину поломки расходомера, надо визуально осмотреть устройство и потом протестировать его сканером (через Опендиаг), вольтметром или мотортестером.

К чему приводит неисправность ДМРВ?

Работа двигателя с неработающим/неисправным расходомером вызывает детонацию топливной смеси в камере сгорания. Это влияет на работу КШМ (кривошипно-шатунный механизм) и разрушает поверхность поршня, что может стать причиной «клина» двигателя.

Какие показания должен выдавать исправный ДМРВ?

Напряжение аналого-цифрового преобразователя (АЦП) расходомера при нерабочем двигателе должно составлять 0,996 V. Показатели 1,016 и 1,025 V приемлемы, но если они достигают более 1,035 вольт, значит, чувствительный элемент ДМРВ засорен.

Чтобы точно определить степень отклонения значений рабочего расходомера от нормальных показателей, необходимо оценить работу двигателя на разных оборотах.

Например, для инжекторного 1,5-литрового двигателя ВАЗ 2111, если он исправен, на холостом ходу (860–920 об/мин) верные показания составляют 9,5–10 кг/час, а на 2 тыс. об/мин — 19–21 кг/час. Если расходомер на 2 тыс. об/мин показывает около 17–18 кг, то автомобиль будет ехать стабильно. Если же значения составляют от 22 до 24 кг/час, то транспортное средство будет двигаться устойчиво, но потребление горючего на 100 км составит приблизительно 10–11 л. Кроме того, автомобиль станет плохо заводиться на морозе из-за перелива топлива при прогреве двигателя.

Признаки неисправности

ДМРВ находится в воздуховоде около воздушного фильтра. Он предназначен для определения количества поступающего воздуха. В зависимости от его показаний БУ будет показывать, сколько нужно топлива для образования качественной топливной смеси. Нормальным считается соотношение 1:14. Поэтому от правильности показаний расходомера зависит качество топливно-воздушной смеси.

Качественная работа ДМРВ зависит во многом от чистоты воздушного фильтра. Поэтому, если появились симптомы неисправности ДМРВ, прежде чем делать ремонт, следует проверить в первую очередь воздушный фильтр. Расходомер обычно не подлежит ремонту. Если он неисправен, то его меняют на новый прибор. Но его стоимость достаточно высока, поэтому следует сначала убедиться, что причины неполадок именно в датчике, не в других неисправностях машины.

Сигналом для диагностики являются следующие признаки неисправности ДМРВ:

  • на панели приборов появляется надпись Check Engine;
  • высвечивается ошибка, сообщающая о низком уровне сигнала ДМРВ;
  • двигатель плохо заводится «на холодную», очень медленно разгоняется, глохнет, падает его мощность;
  • высокий уровень расхода топлива;
  • мотор нестабильно работает на холостом ходу;
  • двигатель глохнет при переключении скоростей;
  • обороты либо повышенные, либо пониженные.

Существуют и другие симптомы «умирающего» датчика. Например, он может иметь трещины в гофрированном шланге, который соединяет дроссельную заслонку с датчиком. Если двигатель глохнет, возможны проблемы с электропитанием или повреждена проводка. Это сигнал для проверки электропроводки. При обнаружении неисправностей нужно выполнить ремонт электрики машины.

Кроме вышеперечисленных возможных признаков выхода из строя ДМРВ, следует провести диагностику уровня сигнала датчика.

Низкий уровень сигнала может означать следующее:

  • ДМРВ не подключен;

    Отсоединенный разъем датчика

  • обрыв в цепи подключения датчика;
  • оборвалась масса в цепи, появилось окисление;
  • оборвались сигнальные провода или неправильно подключены;
  • неисправность БУ двигателем.

Не стоит делать выводы о неисправности датчика массового расхода воздуха, полагаясь только на перечисленные выше признаки. Следует провести полную диагностику двигателя и машины, так как признаки поломки расходомера, могут появиться при неисправности других устройств (например, из-за забитого воздушного фильтра). Тогда нужен ремонт этих устройств, чтобы восстановить работоспособность авто.

Код ошибки ДМРВ

О наличии неисправности в работе ДМРВ могут сообщать такие ошибки:

  1. Р0100 — повреждение электрической цепи подключения датчика. Для устранения поломки нужно проверить проводку на целостность, поскольку возможно случайное отсоединение разъёма либо повреждение электроконтактов.
  2. Р0102 — на блок управления автомобиля начал поступать низкий сигнал, который зафиксирован на входе электролинии ДМРВ. Чтобы устранить причину поломки, необходимо проверить электропроводку и изоляционный слой кабеля, возможно окисление контактов разъёма проводки (т. н. фишки).
  3. Р0103 — критически высокий сигнал, зафиксированный на входе электролинии ДМРВ. Если причина неисправности заключается не в проводке, то потребуется визуальный осмотр и очистка расходомера или придётся его заменять на новый

Проверка и ремонт в домашних условиях

Существует восемь способов самостоятельной проверки амплитудных и частотных ДМРВ.

Способ №1 — отключение расходомера воздуха

Способ состоит в отключении датчика от топливной системы машины и проверки работоспособности системы без него. Для этого нужно отключить прибор от разъема и завести мотор. Без ДМРВ контроллер получает сигнал переходить в аварийный режим работы. Он готовит воздушно-топливную смесь лишь исходя из положения дроссельной заслонки. Если машина движется «резвее», не глохнет, значит, прибор неисправен и требуется его ремонт или замена.

Способ №2 — перепрошивка электронного блока управления

Если штатную прошивку изменили, то неизвестно, какая реакция контроллера в ней прошита на случай аварийной ситуации. В этом случае под упор дроссельной заслонки нужно попытаться засунуть пластину толщиной 1мм. Обороты должны увеличиться. Теперь нужно выдернуть фишку с расходомера воздуха. Если силовой агрегат будет продолжать работать, то причина неисправности — прошивка.

Способ №3 — установка исправного датчика

Установить заведомо исправную деталь и завести двигатель. Если после замены он стал работать лучше, мотор не глохнет, то требуется замена или ремонт устройства.

Способ №4 — визуальный осмотр

Для этого нужно крестовой отверткой открутить хомут, удерживающей гофру воздухосборника. Затем нужно отсоединить гофру и осмотреть внутренние поверхности гофры воздухосборника и датчика.

Осмотр гофры воздуховода

На них не должно быть следов масла и конденсата, поверхности должны быть в сухом и чистом состоянии. Если не следить за воздушным фильтром и редко его менять, то грязь может попасть на чувствительный элемент датчика и стать причиной его поломки. Это чаще всего встречающаяся неисправность. Следы масла могут появиться в расходомере при повышенном уровне масла в картере, а также если забит маслоотбойник вентиляционной системы картера. При необходимости нужно почистить поверхности с помощью специальных чистящих средств.

Способ №5 — проверка ДМРВ мультиметром

Для этого нужно включить тестер в режим, при котором проверяется постоянное напряжение. Предельное значение для измерений следует выставить 2В.

Схема работы ДМРВ

Распиновка датчика:

  1. Провод желтого цвета расположен ближе к лобовому стеклу. Он служит входом для сигнала с расходомера.
  2. Бело-серый провод – выход напряжения датчиков.
  3. Черно-розовый провод ведет к главному реле.
  4. Провод зеленого цвета служит для заземления датчиков, то есть идет на массу.

Провода могут иметь разные цвета, но их расположение неизменно. Для проверки нужно включить зажигание, но не заводить машину. Щуп красного цвета от мультиметра нужно подключить к желтому проводу, а черный нужно присоединить на массу, то есть к зеленому проводу. Измеряем напряжение между этими двумя выходами. Щупы мультиметра дают возможность присоединиться, не нарушая изоляции проводов.

На новом устройстве напряжение на выходе находится в пределах от 0,996 до 1,01 В.

Во время эксплуатации это напряжение постепенно увеличивается и по его значению можно судить об износе расходомера:

  • при хорошем состоянии датчика – напряжение от 1,01 до 1.02 В;
  • при удовлетворительном состоянии — от 1,02 до 1,03 В;
  • ресурс датчика заканчивается, если напряжение находится в пределах от 1,03 до 1,04 В;
  • о предсмертном состоянии говорит значение в пределах от 1.04 до 1,05, если противопоказаний нет, то можно продолжать пользоваться датчиком;
  • если напряжение превышает 1,05 В, ДМРВ требует замены.
Показания АЦП расходомера

Диагностика ДМРВ «Цешкой» не представляет ничего сложного и может быть выполнена своими руками.

Если на снятом датчике есть загрязнения, его можно почистить самому. Для его промывки можно воспользоваться WD-40. Чтобы почистить ДМРВ, нужно сначала снять с него патрубок, а потом демонтировать сам прибор. Внутри прибора находится сеточка и несколько проволок – датчиков.

На них нужно распылить чистящее средство и промыть. Затем дать высохнуть жидкости. Если грязь осталась, то процедуру следует повторить. Этим же средством нужно почистить патрубок. Он должен быть очищен от грязи и масляных пятен. Заменив воздушный фильтр, все детали нужно вернуть на место. После процедуры чистки в 80% можно восстановить работоспособность прибора, исчезает ошибка о пониженном уровне сигнала датчика (автор видео — «24 часа»).

Промывка датчика поможет избежать дорогостоящего ремонта.

Способ №6 — проверка с помощью сканера

Методика проверки:

  1. Установить на телефон (смартфон), планшет или переносной компьютер программу для диагностики (например, Torque Pro, Opendiag, BMWhat, OBD Авто Доктор).
  2. Подключить с помощью специального кабеля, Bluetooth-канала мобильного устройства либо ноутбук к диагностическому разъёму, расположенному на электронном блоке управления автомобиля.
  3. Запустить на телефоне (смартфоне) или компьютере утилиту для диагностики.
  4. Дождаться окончания сканирования программой всех узлов транспортного средства. В результате утилита проверит исправность каждого агрегата автомобиля.
  5. Расшифровать коды ошибок, которые покажет программа после завершения диагностики.

Для выполнения этого метода используются тестеры:

  • K-Line 409/1;
  • Сканматик;
  • ELM (ЕЛМ) 327;
  • OP-COM.

Способ №7 — проверка Васей Диагностом

Чтобы выявить неисправность ДМРВ, не снимая его с машины, нужно:

  1. Установить на портативный компьютер (ноутбук) программу под названием «ВАСЯ диагност» и запустить её.
  2. Подключить адаптер к диагностическому порту автомобиля.
  3. Выбрать из закладок «Блока управления» пункт «Электроника 1» или «01 – Электроника двигателя» для подключения к БУ автомобиля.
  4. Зайти в «Настраиваемые группы».
  5. Выбрать 211, 212 (значение по паспорту) и 213 (актуальное значение).
  6. Сравнить актуальные показатели с паспортными данными. Если отклонения высокие, значит, необходимо заменить ДМРВ.

Способ №8 — с помощью мотортестера

Данный способ используется для проверки расходомеров частотного типа.

Для проверки ДМРВ мотортестером (осциллографом), необходимо подключить его к датчику (зависит от марки автомобиля) и запустить двигатель.

Параметры проверки ДМРВ:

  • время переходного процесса при включенном зажигании;
  • показания расхода воздуха на холостом ходу и резком повышении оборотов двигателя;
  • напряжение в сети датчика.

Выходные данные индивидуальны для разных типов двигателей. Перед диагностикой следует уточнить актуальные показания у официального представителя.

Замена ДМРВ

Для замены датчика своими руками, нужно приготовить фигурную отвертку и ключ на «10».

Процедура замены состоит из следующих шагов:

  1. Сначала нужно выключить зажигание, открыть капот.
  2. Затем нужно отсоединить минусовую клемму на аккумуляторе.
  3. На следующем этапе нужно ослабить хомут, с помощью которого гофра присоединяется к ДМРВ.
  4. Далее снимаем гофру с патрубка.
  5. Затем нужно отогнуть гребенку и отсоединить разъем датчика.

    Отсоединение разъема датчика

  6. Затем, воспользовавшись ключом на «10», нужно отвернуть крепежные болты датчика к корпусу воздухофильтра.
  7. Теперь можно снять ДМРВ.
  8. Установка датчика своими руками осуществляется в обратной последовательности.

Таким образом, если машина глохнет, имеет все признаки поломки ДМРВ, то перед тем, как начинать его ремонт, следует проверить уровень его сигнала, он не должен быть низким, выполнить полную диагностику машины и отремонтировать все неисправные узлы и детали.

Важно регулярно проходить техосмотр авто и выполнять вовремя техническое обслуживание, тогда детали и узлы будут служить дольше.

Видео «Проверка ДМРВ с помощью мультиметра»

В этом видео от канала «Простое Мнение» демонстрируется, как проверить ДМРВ мультиметром.

 Загрузка ...

Проверка ДМРВ (датчика массового расхода воздуха): мультиметром, визуально

ДМРВ – один из главных элементов систем впрыска современных автомобилей. Благодаря этому датчику бортовой компьютер подаёт топливно-воздушную смесь, двигатель может работать в оптимальном режиме. Поломка датчика приводит к перерасходу топлива, уменьшению мощности «движка».

Что такое ДМРВ?

ДМРВ – датчик, измеряющий массовый расход воздуха Прибор располагается в воздушном патрубке двигателя между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. Благодаря ему бортовой компьютер определяет объем поступающего в цилиндры воздуха, необходимого для полного сжигания топлива и нормальной работы автомобиля.

Прибор обеспечен чувствительным элементом, состоящим из 2 платиновых нитей диаметром 70 мкм. Одна из них охлаждается проходящим воздухом, а другая является контрольной. При включении зажигания проволока нагревается, посылая в бортовой компьютер сигнал для открытия дроссельной заслонки и охлаждения элемента. Попутно открываются форсунки, в результате чего формируется нужное количество топлива в заданном режиме работы мотора.

После выключения двигателя проволока нагревается до 1000 градусов. В результате находящиеся на ее поверхности отложения, частицы сажи и пыли, способные повлиять на чувствительность датчика, полностью сгорают.

Есть устаревшие модели ДМРВ, работающие за счет флюгерной заслонки, а также более современные модификации с пленочно-кремниевыми элементами и платиновым напылением.

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха

Обычно датчик ломается из-за естественного прогорания или загрязнения поверхности проволоки, которые вызываются несвоевременной заменой воздушного фильтра и из-за экстремальной езды. Неисправность датчика можно определить по ряду признаков:

  • увеличился расход топлива;
  • двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах;
  • не заводится мотор;
  • горит «чек» на дисплее бортового компьютера.

Эти симптомы косвенные. Похожие явления возникают при неисправности топливного насоса, заедающей дроссельной заслонке и погнутом клапане ЕГР. Точную причину поломки может показать лишь диагностика измерителя при помощи мотор-тестера, позволяющего построить и оценить осциллограмму до режима отсечки или при включении зажигания.

Как проверить датчик ДМРВ

Проверка ДМРВ не представляет особой сложности и может быть выполнена несколькими способами:

В движении

Считается самым простым, но наименее эффективным способом диагностики датчика. Отсоедините разъем прибора, заведите двигатель и проедьтесь на машине, следя за тем, чтобы обороты двигателя не падали ниже 1500. При отключенном расходомере воздуха контроллер начинает работать в аварийном режиме, формируя топливную смесь по положению дроссельной заслонки. Если так автомобиль быстрее набирает скорость, чем с подключенным ДМРВ, значит, прибор вышел из строя.

Мультиметром

Перед тем, как проверить ДМРВ мультиметром, отключите двигатель и поверните ключ в зажигании. Красный щуп присоедините к выводу желтого провода (находится с краю элемента, ближе к лобовому стеклу), а черный к зеленому (третий от края).

Цвета проводов могут различаться, но расположение остается неизменным. Напряжение должно варьировать в диапазоне 0.996...1.01 В, но если цифры превышают верхнее значение, значит, агрегат потребует скорой замены. Показания прибора 1,05 В и выше свидетельствуют о высоком выходном напряжении и о том, что датчик не работает.

Более подробная инструкция проверки ДПРВ мультиметром представлена в видео

Визуально

Снимите ДМРВ, открутив хомут на гофрированном трубопроводе воздухозаборника и два винта на корпусе датчика. Извлеките прибор из воздушного фильтра и осмотрите его поверхность – она должна быть чистой, не иметь следов масла и налета пыли. Наличие загрязнений свидетельствует о том, что платиновые нити или пленочный элемент вышли из строя.

Можно ли восстановить датчик массового расхода воздуха?

Ремонту подлежат лишь датчики с платиновыми теплообменниками. Поверхность нитей хорошо очищается от масла, нагара и других загрязнений. Пленочные приборы не восстанавливают, а меняют на новые в сборе. Прежде чем приступить к работе, ДМРВ аккуратно разбирают, стараясь не повредить уплотнительное кольцо. Если на мембране или проволоке присутствует грязь, поверхность элементов промывают WD-40 или медицинским спиртом.

Отличный вариант – чистый этиловый спирт, который превосходно очищает платиновые элементы от любых загрязнений и быстро испаряется, не оставляя следов на поверхности. Обычно проволоку или металлокерамический элемент промывают в течение часа, затем оставляют на несколько часов до полного высыхания на воздухе. При этом нельзя прикасаться к ним руками или инструментом, чтобы не было механических повреждений.

Главное при очистке внутренних частей ДМРВ – не оборвать контакты, закрепленные гелеобразным компаундом. Поэтому в процессе промывки лучше не использовать продувку сжатым воздухом, не протирать ватными тампонами, не чистить ножом.

Большинство органических растворителей, которые изготавливаются на основе ацетона и сложных эфиров, не пригодны для очистки ДМРВ. Такие составы растворяют компаунд, повреждают пленочную мембрану, оставляют маслянистую пленку на поверхности чувствительных элементов агрегата.

Профилактика – эффективное средство для продления срока службы ДМРВ. Своевременно меняйте воздушный фильтр, следите за состоянием форсунок и уровнем масла в двигателе. Тогда этот дорогой прибор прослужит долго без поломок, и вам не придётся тратиться на его восстановление.

▷Датчик расхода воздуха: устройство, принцип работы, проверка

Для оптимальной работы инжекторного двигателя внутреннего сгорания (далее ДВС) следует учитывать, сколько воздушной смеси поступает в камеры сгорания цилиндров. На основании этих данных электронным блоком управления (далее ЭБУ) определяет условия подачи топлива. Помимо информации с датчика массового расхода воздуха, учитывается его давление и температура. Поскольку ДМРВ являются наиболее значимыми, рассмотрим их виды, конструктивные особенности, возможности диагностики и замены.

Назначение и расшифровка аббревиатуры

Расходомеры, они же волюметры или ДМРВ (не путать с ДМРТ и ДВРМ), расшифровываются как датчики массового расхода воздуха, устанавливаются в автомобилях на дизеле или бензиновых ДВС. Место расположения данного датчика найти несложно, поскольку он контролирует подачу воздуха, то и искать его следует в соответствующей системе, а именно, после воздушного фильтра, на пути к дроссельной заслонке (ДЗ).

Место установки ДМРВ на Газель 405

Подключение устройства осуществляется к блоку управления ДВС. В тех случаях, когда ДМРВ находится в неисправном состоянии или отсутствует, грубый расчет может быть произведен исходя из положения ДЗ. Но при таком способе измерения нельзя обеспечить высокую точность, что незамедлительно приведет к перерасходу топлива. Это еще раз указывает на ключевую роль расходометра при расчете подаваемой через форсунки топливной массы.

Помимо информации с ДМРВ, блок управления также обрабатывает данные, поступающие со следующих устройств: ДРВ (датчик распределительного вала), ДД (измеритель детонации), ДЗ, датчик температуры системы охлаждения, измеритель кислотности (лямбда зонд) и т.д.

Виды ДМРВ их конструктивные особенности и принцип работы

Наибольшее распространение получили три вида волюметров:

  • Проволочные или нитевые.
  • Пленочные.
  • Объемные.

В первых двух принцип работы построен на получении сведений о массе воздушного потока путем измерения его температуры. В последних может быть задействовано два варианта учета:

  1. Путем изменения положения ползунка, приводимого в действие специальной лопастью, на которую воздействует воздушный поток, проходящий через прибор. Учитывая наличие трущихся механизмов, уровень надежности таких конструкций довольно низкий. Это стало основной причиной для отказа производителей авто от датчиков данного типа. Для ознакомления приведем упрощенный пример конструкции объемного расходомера. Устройство ДМРВ объемного типа
  2. Подсчетом вихрей Кармана. Они образуются в том случае, если ламинарный воздушный поток будет омывать препятствие, кромки которого достаточно острые. Частота срывающихся с них вихрей напрямую связана со скоростью потока воздуха, проходящего через устройство.
Конструкция вихревого датчика (широко используется производителем Mitsubishi Motors)

Обозначения:

  • А – датчик измерения давления, для фиксации прохождения вихря. То есть, частота давления и образования вихрей буде одна и та же, что дает возможность измерить расход воздушной смеси. На выходе при помощи АЦП аналоговый сигнал преобразовывается в цифровой, и передается в ЭБУ.
  • В – специальные трубки, формирующие воздушный поток, близкий по свойствам к ламинарному.
  • С – обводные воздуховоды.
  • D – колона с острыми кромками, на которых формируются вихри Кармана.
  • Е – отверстия, служащее для замера давления.
  • F – направление воздушного потока.

Проволочные датчики

Нитевой ДМРВ до недавнего времени был наиболее распространенным типом датчика, устанавливаемый на отечественных автомобилях модельного ряда ГАЗ и ВАЗ. Пример конструкции проволочного расходомера показан ниже.

Конструкция волюметра ИВКШ 407282.000

Обозначения:

  • А – Электронная плата.
  • В – Разъем для подключения ДМРВ к ЭБУ.
  • С – Регулировка CO.
  • D – Кожух расходомера.
  • Е – Кольцо.
  • F – Проволока из платины.
  • G – Резистор для термокомпенсации.
  • Н – Держатель для кольца.
  • I – Кожух электронной платы.

Принцип работы и пример функциональной схемы нитевого волюметра.

Разобравшись с конструкцией устройства, перейдем к принципу его работы, она основана на термоанемометрическом методе, при котором терморезистор (RT), нагреваемый проходящим через него током, помещают в воздушный поток. Под его воздействием изменяется теплоотдача, а соответственно, и сопротивление RT, что позволяет вычислить объемный расход воздушной смеси? используя уравнение Кинга:

I2*R=(K1+K2*⎷Q)*(T1-T2) ,

где I – ток, проходящий через RT и нагревающий его до температуры Т1. При этом Т2 – температура окружающей среды, а К1 и К2 – неизменные коэффициенты.

Исходя из приведенной выше формулы, можно вывести величину объемного расхода воздушного потока:

Q = (1/К2)*(I2*RT/(T1 – T2) – K1)

Пример функциональной схемы с мостовым включением термоэлементов приведен ниже.

Типовая функциональная схема проволочного ДМРВ

Обозначения:

  • Q- измеряемый воздушный поток.
  • У – усилитель сигнала.
  • RT – проволочное термосопротивление, как правило изготавливается из платиновой или вольфрамовой нити, толщина которой находится в пределах 5,0-20,0 мкм.
  • RR – термокомпенсатор.
  • R1-R3 – обычные сопротивления.

Когда скорость потока близка к нулю, RT нагревается до определенной температуры проходящим через него током, что позволяет мосту удерживаться в равновесии. Как только поток воздушной смеси усиливается, терморезистор начинает охлаждаться, что приводит к изменению его внутреннего сопротивления, и, как следствие, нарушению равновесия в мостовой схеме. В результате этого процесса на выходе усилительного блока образуется ток, который частично проходит через термокомпенсатор, что приводит к выделению тепла и позволяет компенсировать его потерю от потока воздушной смеси и восстанавливает равновесие моста.

Описанный процесс позволяет рассчитать расход воздушной смеси, оперируя величиной тока, проходящего через мост. Чтобы сигнал воспринимался ЭБУ, он преобразовывается в цифровой или аналоговый формат. Первый позволяет определить расход по частоте выходного напряжения, второй – по его уровню.

У данной реализации есть существенный недостаток – высокая температурная погрешность, поэтому многие производители добавляют в конструкцию терморезистор аналогичный основному, но не подвергают его воздействую воздушного потока.

В процессе работы на проволочном терморезисторе могут накапливаться пылевые или грязевые наслоения, чтобы не допустить этого, данный элемент подвергается краткосрочному высокотемпературному нагреву. Он производится после отключения ДВС.

Пленочные воздухомеры

Пленочный ДМРВ работает по тому же принципу, что и нитевой. Основные отличия заключаются в конструктивном исполнении. В частности, вместо проволочного сопротивления из платиновой нити используется кремневый кристалл. Он покрыт несколькими слоями платинового напыления, каждый из которых играет определенную функциональную роль, а именно:

  • Температурного датчика.
  • Термосопротивления (как правило, их два).
  • Нагревательного (компенсационного) резистора.

Данный кристалл устанавливается в защитный кожух и помещается в специальный канал, через который проходит воздушная смесь. Геометрия канала выполнена таким образом, чтобы температурные измерения снимались не только с входного потока, а и отраженного. Благодаря созданным условиям достигается высокая скорость движения воздушной смеси, что не способствует отложению пыли или грязи на защитном корпусе кристалла.

Конструктивные особенности пленочного ДМРВ

Обозначения:

  • А – Корпус расходомера, в который вставляется измерительное приспособление (Е).
  • В – Контакты разъема, который подключается к ЭБУ.
  • С – Чувствительный элемент (кремневый кристалл с несколькими слоями напыления, помещенный в защитный кожух).
  • D – Электронный контролер, при помощи которого производится предварительная обработка сигналов.
  • Е – Корпус измерительного приспособления.
  • F – Канал, сконфигурированный таким образом, чтобы снимать тепловые показатели с отраженного и входного потока.
  • G – Измеряемый поток воздушной смеси.

Как уже упоминалось выше, принцип работы нитевых и пленочных датчиков аналогичны. То есть, первоначально производится нагрев чувствительного элемента до температуры. Поток воздушной смеси охлаждает термоэлемент, что делает возможным произвести расчет массы воздушной смеси, проходящей через датчик.

Как и в нитевых устройствах, исходящий сигнал может быть аналоговым или преобразовываться при помощи АЦП в цифровой формат.

Следует заметить, что погрешность нитевых волюметров порядка 1%, у пленочных аналогов данный параметр около 4%. Тем не менее, большинство производителей перешли на пленочные датчики. Это объясняется как более низкой стоимостью последних, так и расширенным функционалом ЭБУ, обрабатывающих информацию с данных устройств. Эти факторы отодвинули на второй план точность приборов и их быстродействие.

Следует отметить, что благодаря развитию технологии изготовления флэш-микроконтроллеров, а также внедрению новых решений удалось существенно понизить погрешность увеличить быстродействие пленочных конструкций.

Взаимозаменяемость

Данный вопрос довольно актуален, особенно принимая во внимание стоимость оригинальных изделий импортного автопрома. Но здесь не все так просто, приведем пример. В первых серийных моделях горьковского автозавода на инжекторные волги устанавливался ДМРВ БОШ (Bosh). Несколько позже импортные датчики и контролеры заменили отечественные изделия.

А –импортный нитевой ДМРВ производства Bosh (pbt-gf30) и его отечественные аналоги В – АОКБ «Импульс» и С – АПЗ

Конструктивно эти изделия практически не отличались за исключением нескольких конструктивных особенностей, а именно:

  • Диаметр провода, используемого в проволочном терморезисторе. У бошевских изделий Ø 0,07 мм, а у отечественной продукции – Ø0,10 мм.
  • Способ крепления провода, он отличается типом сварки. У импортных датчиков это контактная сварка, у отечественных изделий – лазерная.
  • Форма нитевого терморезистора. У Bosh он имеет П-образную геометрию, АПЗ выпускает приборы с V-образной нитью, изделия АОКБ «Импульс» отличаются квадратной формой подвески нити.

Все приведенные в качестве примера датчики были взаимозаменяемые, пока Горьковский автозавод не перешел на пленочные аналоги. Причины перехода были описаны выше.

Пленочный ДМРВ Сименс (Simens) для ГАЗ 31105

Приводить отечественный аналог изображенному на рисунке датчику не имеет смысла, поскольку внешне он практически не отличается.

Следует отметить, что при переходе с нитевых приборов на пленочные, скорее всего, потребуется менять всю систему, а именно: сам датчик, соединительный провод от него к ЭБУ, и, собственно сам контролер. В некоторых случаях контроль может быть адаптирован (перепрошит) под работу с другим датчиком. Такая проблема связана с тем, что большинство нитевых расходомеров посылают аналоговые сигналы, а пленочные – цифровые.

Следует отметить, что на первые серийные автомобили ВАЗ с инжекторным двигателем устанавливался нитевой ДМРВ (производства GM) с цифровым выходом, в качестве примера можно привести модели 2107, 2109, 2110 и т.д. Сейчас в них устанавливается ДМРВ БОШ 0 280 218 004.

Для подбора аналогов можно воспользоваться информацией с официальных источников, или тематических форумов. Для примера ниже представлена таблица взаимозаменяемости ДМРВ для автомобилей ВАЗ.

Таблица совместимости ДМРВ для модельного ряда ВАЗ

Представленная таблица наглядно показывает, что, например, датчик ДМРВ 0-280-218-116 совместим с двигателями ВАЗ 21124 и 21214, но не подходит к 2114, 2112 (в том числе и на 16 клапанов). Соответственно можно найти информацию и по другим моделям ВАЗ (например, Лада Гранта, Калина, Приора, 21099, 2115, Нива Шевроле и т.д.).

Как правило, не возникнет проблем и с другими марками авто отечественного или совместного производства (УАЗ Патриот ЗМЗ 409, ДЭУ Ланос или Нексия), подобрать замену ДМРВ для них не составит проблемы, это же касается и изделий китайского автопрома (КIA Ceed, Спектра, Спортейдж и т.д.). Но в этом случае велика вероятность, что распиновка ДМРВ может не совпадать, исправить ситуацию поможет паяльник.

Значительно сложнее обстоит дело с европейскими, американскими и японскими авто. Поэтому, если у вас Тойота, Фольксваген Пассат, Субару, Мерседес, Форд Фокус, Нисан Премьера Р12, Рено Меган или другое европейское, американское или японское авто, прежде, чем производить замену ДМРВ, необходимо тщательно взвесить все варианты решения.

Если интересно, можете поискать в сети эпопею с попыткой замены на Ниссане Альмера Н16 «родного» воздухомера аналогом. Одна из попыток привела к чрезмерному расходу топлива даже на холостом ходу.

В некоторых случаях поиск аналого будет оправданным, особенно, если принять во внимание стоимость «родного» волюметра (в качестве примера можно привести БМВ Е160 или Ниссан Х-Трейл Т30).

Проверка работоспособности

Прежде, чем проводить диагностику ДМРВ, необходимо знать симптомы, позволяющие определить степень работоспособности МАФ (аббревиатура с английского названия прибора) сенсора в автомобиле. Перечислим основные признаки неисправности:

  • Существенно увеличился расход топливной смеси, одновременно с этим замедлился разгон.
  • ДВС на холостом ходу работает с рывками. При этом может наблюдаться в холостом режиме снижение или увеличение оборотов.
  • Двигатель не стартует. Собственно, данная причина сама по себе не говорит о том, что расходомер в автомобиле неисправен, могут быть и другие причины.
  • Выводится сообщение о проблеме с двигателем (Cheeck Engine)
Пример высветившегося сообщения «Cheeck Engine» (отмечено зеленым)

Эти признаки указывают на возможную неисправность ДМРВ, чтобы точно установить причину поломки необходимо выполнить диагностику. Это несложно сделать своими руками. Значительно упростить задачу поможет подключение к ЭБУ диагностического адаптера (если данная опция возможна), после чего по коду ошибки определить исправность или неисправность сенсора. Например, ошибка p0100 указывает на неисправность цепи расходомера.

Поиск ошибки с помощью диагностического адаптера

Но если предстоит провести диагностику на отечественных авто, выпушенных 10 лет назад или более, то проверка ДМРВ может быть осуществлена одним из следующих способов:

  1. Тестирование в процессе движения.
  2. Диагностика с применением мультиметра или тестера.
  3. Внешний осмотр сенсора.
  4. Установка однотипного, заведомо исправного устройства.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов.

Тестирование в процессе движения

Проще всего произвести проверку, анализируя поведение ДВС при отключенном сенсоре МАФ. Алгоритм действий следующий:

  • Необходимо открыть капот, отключить расходомер, закрыть капот.
  • Заводим машину, при этом ДВС переходит в аварийный режим работы. Соответственно, на приборной доске высветится сообщение о проблеме с двигателем (см. рис. 10). Количество подаваемой топливной смеси будет зависеть от положения ДЗ.
  • Проверьте динамику авто и сравните ее с той, что была до отключения сенсора. Если автомобиль стал более динамичен, а также выросла мощность, то это с большой долей вероятности указывает на то, что датчик массового расхода воздуха неисправен.

Заметим, что можно ездить и дальше при отключенном устройстве, но делать это крайне не рекомендуется. Во-первых, увеличивается расход топливной смеси, во-вторых отсутствие контроля над регулятором кислорода приводит привод к повышению загрязнений.

Диагностика с применением мультиметра или тестера

Признаки неисправности ДМРВ можно установить, подключив черный щуп к заземлению, а красный на вход сигнала сенсора (распиновку можно посмотреть в паспорте к устройству, там же указаны и основные параметры).

Пример измерения мультиметром напряжения на ДМРВ в автомобиле ВАЗ 2114

Далее устанавливаем границы измерения в пределе 2,0 В включаем зажигание и производим измерения. Если прибор ничего не отображает, необходимо проверить правильность подключения щупов к массе и сигналу расходомера. По показаниям прибора можно судить об общем состоянии устройства:

  • Напряжение 0,99-1,01 В говорит о том, что сенсор новый и работает исправно.
  • 1,01-1,02 В – прибор БУ, но состояние его хорошее.
  • 1,02-1,03 В – указывает, что устройство все еще работоспособное.
  • 1,03 -1,04 состояние приближается к критическому, то есть в ближайшее время необходима замена ДМРВ на новый сенсор.
  • 1,04-1,05 – ресурсы прибора практически исчерпались.
  • Свыше 1,05 – однозначно нужен новый ДМРВ.

То есть, правильно судить о состоянии сенсора можно по напряжению, низкий уровень сигнала свидетельствует о работоспособном состоянии.

Внешний осмотр сенсора

Данный способ диагностики является не менее действенным, чем предыдущие. Все, что необходимо, – снять сенсор и оценить его состояние.

Осмотр датчика на предмет повреждений и наличия жидкости

Характерные признаки неисправности – механические повреждения и жидкость в приборе. Последнее свидетельствует о том, что не отрегулирована система подачи масла в двигатель. Если сенсор сильно загрязнен, то следует произвести замену или очистку воздушного фильтра.

Установка однотипного, заведомо исправного устройства

Данный способ дает практически всегда ясный ответ на вопрос работоспособности сенсора. На данный способ на практике довольно сложно реализовать, не приобретая новый прибор.

Кратко о ремонте

Как правило, пришедшие в негодность сенсоры МАФ не подлежат ремонту, за исключением тех случаев, когда требует их промывка и чистка.

В некоторых случаях можно произвести ремонт платы объемного ДМРВ, но этот процесс ненадолго продлит жизнь прибору. Что касается плат в пленочных сенсорах, то без специального оборудования (например, программатора для микроконтроллера), а также навыков и опыта, пытаться их восстановить бессмысленно.

Какими бывают датчики массового расхода воздуха и как проверить их работоспособность

По мере усовершенствования двигатели внутреннего сгорания становились всё сложнее. Вряд ли нынешнее состояние моторов является пределом, но уже сейчас каждый силовой агрегат переполнен разнообразной электроникой.

В ДВС используются датчики, следящие за работой всех узлов и агрегатов, передающие информацию на ЭБУ и обеспечивающие слаженную работу всей машины.

А поскольку датчиков или контроллеров много, периодически каждый из них может выходить из строя. Отсюда и возникают вопросы касательно того, куда лезть и где искать то или иное устройство. Одним из таких датчиков выступает ДМРВ.

Что это такое

Относительно этого датчика у автолюбителей возникает большое количество вопросов. Начиная от того, в чём суть этой аббревиатуры и как она расшифровывается, заканчивая тем, что будет, если отключить ДМРВ.

Начнём с простого. А именно с того, как ДМРВ правильно расшифровывается. Расшифровка здесь достаточно простая и понятная. В аббревиатуре скрывается датчик массового расхода воздуха. Но поскольку название слишком длинное, часто используется сокращение в виде аббревиатуры, название типа расходомер или же маф от английского Mass Airflow (MAF).

Также стоит отметить, где находится этот датчик расхода воздуха. Поскольку устройство непосредственно связано с объёмом воздуха, поступающим в двигатель, то и располагается оно в соответствующей зоне. А именно за воздушным самим фильтром на пути следования к заслонке дросселя. Потому отыскать элемент даже для новичка не станет серьёзной и сложной задачей.

Он принимает непосредственное участие в работе двигателя, контролирует количество поступаемого воздуха в камеру сгорания. Его задача заключается в контроле баланса между топливом и воздухом, которые вместе формируют ту самую топливовоздушную смесь. Устройство следит за качеством смеси, которая бывает бедной или обогащённой, передавая соответствующую информацию на ЭБУ. А далее уже сам электронный блок вносит коррективы, подавая то или иное количество топлива.

Расходомеры включают в себя пары основных конструктивных элементов, среди которых термоанемометр и пластиковый корпус. Этот термоанемометр служит для подсчёта количества воздуха, который через него прошёл. Корпус же необходим для размещения самого контроллера.

Актуальным также является вопрос относительно того, можно ли ездить на машине без ДМРВ. В теории можно. Но на практике ездить с отключённым ДМРВ не рекомендуется. Тут вопрос скорее не в том, можно ли или нельзя, а что будет, если его отключить. В такой ситуации грубый расчёт воздуха можно сделать только исходя из положения заслонки. Но на высокую степень точности измерений рассчитывать точно не приходится. Как результат, расход топлива начнёт активно увеличиваться. А вряд ли кто-нибудь из автомобилистов захочет тратить заметно больше горючего, чем в действительности может расходовать двигатель с исправным или подключённым датчиком расходомером.

Виды

Всего существует несколько типов расходомеров или датчиков массового расхода воздуха, которые получили широкое распространение в конструкции автотранспортных средств. И каждой ситуации мы сталкиваемся с соответствующим принципом работы ДМРВ, который несколько отличается от остальных.

Выделить следует такие виды датчиков:

  • нитевые (они же проволочные);
  • объёмные;
  • плёночные.

Для объективности оценки следует каждый контроллер рассмотреть отдельно.

Объёмный

Если в проволочных и плёночных принцип работы основывается на получении информации о массе воздуха за счёт измерения температуры, то в объёмных может применяться два способа учёта.

  1. С помощью изменения текущего положения специального ползунка. Он приводится в действие работой лопасти, на которую действует поток воздуха, проходящий через это регулирующее устройство. Поскольку тут присутствуют трущиеся элементы, надёжность подобных расходомеров достаточно низкая. Потому производители отказались от датчиков такого типа.
  2. Путём подсчёта вихрей Кармана. Они формируются в ситуациях, если ламинарный поток воздуха омывает препятствие с достаточно острыми кромками. Частота срывающихся вихрей непосредственно связана со скоростью перемещения воздушной массы, проходящей через контроллер.

Хотя второй тип измерения не получил массового распространения, есть как минимум одна компания, которая активно использует вихри Кармана. И здесь речь идёт о компании Mitsubishi.

Проволочный

Ещё не так давно плёночный или проволочный маф выступал как самый распространённый расходомер, который устанавливались практически на все автомобили отечественных производителей ВАЗ и ГАЗ. Тут следует разобраться с принципом работы такого ДМРВ в двигателе.

Работа основана на так называемом термоанемометрическом методе. В конструкции используется терморезистор, который постепенно нагревается проходящим по нему током и располагается в воздушном потоке. Под действием потока меняются параметры теплоотдачи и соответственно сопротивления. Это даёт возможность определить объём расходуемого воздуха по специальной формуле Кинга.

Датчики неплохие, но обладают одним важным недостатком. Заключается он в высокой температурной погрешности. Чтобы минимизировать её, производители дополнительно используют в конструкции терморезистор такого же типа, как и основной. Только он не подвергается воздействию потоков воздуха.

Когда проволочные расходомеры работают, на них постепенно накапливается грязь и пыль. Чтобы предотвратить сильные загрязнения, на терморезистор воздействует краткосрочный сильный нагрев. Происходит это после того, как отключается двигатель.

Плёночный

Если же говорить о том, как работает контроллер ДМРВ плёночного типа, то принцип его работы аналогичен нитевому. Но существует определённая разница, которая заключается в конструктивных особенностях.

Если в первом случае используется проволочное сопротивление на основе платиновой нити, то здесь за основу берут кремневый кристалл. Он покрывается слоями из специального чувствительного платинового напыления. Причём каждый слой выполняет определённые задачи. Они выступают как:

  • температурный датчик;
  • термосопротивление;
  • нагревательный резистор.

Кристалл датчика устанавливается непосредственно в защитный корпус и размещается в специальном канале, по которому идёт поток воздушной смеси. Канал имеет особую геометрию, которая позволяет считывать температурные показатели со входного и отражённого потока.

Такие условия работы позволяют добиваться высоких показателей скорости движения потока воздуха, из-за чего на поверхности корпуса не накапливается пыль или грязь.

В плёночных расходомерах сначала нагревается чувствительный элемент. Поток воздуха его охлаждает, что позволяет делать замеры их массы, которые проходят через этот датчик. Как и в случае с нитевыми датчиками, сигнал на выходе бывает аналоговым и цифровым.

Важно заметить тот факт, что у нитевых ДМРВ погрешность составляет около 1%, в то время как плёночные устройства демонстрируют погрешность на уровне 4%. Объективно нитевые девайсы лучше, но производители всё равно отдают предпочтение именно плёночным.

Объясняется такая особенность довольно просто. Плёночные датчики более доступные в производстве, а потому и цена их ниже. Плюс ЭБУ имеет расширенный функционал, работая с плёночными устройствами. Из-за этого фактор погрешности отошёл на второй план.

Технологи не стояли на месте, что позволило устранить некоторые недостатки плёночных мафов, повысить точность их работы и тем самым снизить погрешность. В результате современные плёночные датчики мало чем уступают более точным нитевым аналогам, а по некоторым параметрам их существенно превосходят.

В чём опасность неисправности датчика

Может сформироваться во многом ошибочное представление о ДМРВ как о датчике, не выполняющем существенную роль. Ведь та же дроссельная заслонка может компенсировать его отсутствие или поломку.

Но на практике потеря работоспособности расходомера грозит достаточно серьёзными неприятностями. И дело тут не только в том, что двигатель начнёт потреблять большее количество топлива. Хотя уже этот фактор многих заставляет передумать и поменять свою точку зрения относительно ДМРВ.

Если автовладелец не заметил никаких признаков неисправности ДМРВ и упустил из виду факт его выхода из строя, в скором времени это может отразиться в виде:

Даже такое небольшое устройство как ДМРВ на деле может спровоцировать серьёзные неприятности. Потому крайне важно следить за признаками неисправного ДМРВ и вовремя принимать соответствующие меры по устранению возникшей проблемы.

Если же говорить о симптомах неисправностей датчиков массового расхода воздуха, то они следующие:

  • двигатель отказывается запускаться;
  • холостые обороты начинают плавать;
  • на приборной панели загорается лампа проверки двигателя;
  • холостые обороты понижаются или повышаются;
  • отсутствует тяга;
  • разгон происходит с большими задержками;
  • отмечается существенное ухудшение динамики;
  • двигатель поглощает большое количество топлива.

Никто не может гарантировать, что проявление одного или сразу нескольких из перечисленных симптомов непосредственно связано именно с расходомером. В двигателе присутствует ряд других узлов и компонентов, способных спровоцировать аналогичные явления.

Но порой рационально начать проверку именно с ДМРВ. Это можно сделать самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам. Нужно лишь выбрать оптимальный метод проверки, с которым вы справитесь.

Способы проверки

Если автовладелец столкнулся с характерными признаками, потенциально указывающими на выход из строя расходомера, для подтверждения догадок следует провести диагностические мероприятия.

На сравнительно современных автомобилях и новых машинах сделать это не сложно с помощью подключения к ЭБУ специального диагностического адаптера. Устройство выдаёт соответствующую ошибку, по расшифровке которой можно понять, что именно не так с двигателем и действительно ли во всём происходящем виноват датчик массового расхода воздуха.

Если же такой опции в машине нет, либо же вы хотите воспользоваться альтернативными методами, есть ещё несколько вариантов, как можно самому проверить датчик массового расхода воздуха. А именно:

  • проверка в движении;
  • диагностика мультиметром или тестером;
  • визуальный осмотр;
  • установка исправного датчика.

Чтобы суть каждого метода была понятной, рассмотрим их отдельно.

Проверка в движении

Одним из наиболее распространённых вариантов того, как можно проверить потенциально неисправный датчик ДМРВ, является диагностика в движении.

Для этого потребуется последить за работой двигателя в условиях отключённого сенсора или датчика. Задача водителя сводится к выполнению следующих процедур:

  • поднимите капот, найдите в подкапотном пространстве датчик, отключите его и верните капот на место;
  • запустите двигатель. В этот момент мотор должен перейти в аварийный режим функционирования. На приборной панели появляется соответствующее сообщение о проблемах с мотором. Теперь количество создаваемой топливовоздушной смеси напрямую зависит от того, в каком положении находится дроссельная заслонка;
  • выезжайте на дорогу и проверяйте, как ведёт себя машина, насколько изменилась динамика по сравнению с тем, как было до отключения регулятора;
  • если автомобиль прибавил в динамике, стал лучше разгоняться, ощущается прирост мощности, то высока вероятность того, что всё дело именно в неисправном датчике массового расхода.

В теории вы можете и дальше продолжать эксплуатировать своё транспортное средство с выключенным расходомером. Но лучше этого не делать. Вы не только столкнётесь с заметным ростом количества потребляемого топлива, но также спровоцируете увеличение вредных выбросов. Плюс со временем могут возникнуть проблемы с двигателем.

Использование тестера или мультиметра

Мультиметр есть практически у каждого современного автовладельца, кто хотя бы часть работ по ремонту, профилактике или замене расходников выполняет своими собственными руками.

Используя это устройство, следует подключить щуп чёрного цвета к заземлению, а красным соединиться со входом сигнала датчика. Чтобы уточнить распиновку, рекомендуется предварительно заглянуть в паспорт устройства. Там же указываются основные характеристики.

Работа мультиметра должна быть настроена в режиме измерения напряжения. Границы следует установить в пределах 2 В. Запустите зажигание и приступайте к проверке. Если на приборе ничего не отображается, ещё раз проверьте правильность подключения.

Учитывая получаемые на экране мультиметра значения, можно определить, в каком состоянии находится ДМРВ. Здесь возможны следующие показатели:

  • если напряжение находится в пределах от 0,99 до 1,01 В, то датчик совершенно исправен, никаких проблем нет;
  • если от 1,01 до 1,02 В, то это уже подержанный прибор, но к состоянию нет претензий;
  • значения в пределах 1,02-1,03 В не идеальные, но соответствуют норме;
  • при 1,03-1,04 состояние почти критическое, и в ближайшее время настоятельно рекомендуется поменять расходомер;
  • в случае отображения значений на уровне 1,04-1,05 В датчик следует заменить, поскольку его ресурсы практически исчерпались;
  • если более 1,05 В, то тут точно нужно менять устройство.

Правильная проверка мультиметром позволяет по напряжению определить текущее состояние и работоспособность датчика-расходомера. Если уровень сигнала низкий, то прибор работает нормально. Когда значения завышены, требуется замена.

Метод визуального осмотра

При грамотном подходе даже путём визуального осмотра можно получить достаточно точный ответ относительно состояния датчика массового расхода воздуха и его работоспособности.

Для проверки потребуется демонтировать устройство и оценить его текущий внешний вид. Снимается датчик сравнительно легко, потому даже у новичков с этой поставленной задачей особых проблем возникать не должно.

Что же касается того, как можно самому проверить датчик MAF, то требуется снять регулятор с посадочного места, взять в руки и внимательно посмотреть на состояние мафа.

На неисправность будут указывать характерные признаки, которые проявляются в виде механических повреждений или же наличия жидкости в устройстве. Жидкость указывает на то, что в системе не отрегулирована или нарушена регулировка правильной подачи смазочного масла в двигатель. В этой ситуации, когда датчик действительно сильно загрязнён, он может некорректно работать. Потому его можно попробовать очистить от накопившихся загрязнений. Если этот метод восстановления работоспособности не даст результат, тогда единственным вариантом будет замена.

Проверка заменой

Объективно самый действенный способ проверить истинную работоспособность прибора и оценить его текущее состояние. Но этот метод невозможно применить, не купив себе предварительно новый датчик массового расхода воздуха. Поскольку прибор стоит достаточно дорого, то не все готовы идти на такие траты ради проверки. Особенно, когда присутствует вероятность того, что датчик исправен.

Но объективно ДМРВ никогда не будет лишним, даже если он лежит в гараже или где-нибудь в походном ящике с инструментами, запчастями и расходниками для вашего транспортного средства. Ведь расходомер может отказать в самый неподходящий момент. Имея запасной и заведомо исправный контроллер, вы даже в полевых условиях сможете быстро снять старый датчик и установить на его место новый элемент.

Суть проверки работоспособности в этом и заключается. У вас должен быть в распоряжении заведомо рабочий контроллер, который устанавливается на место потенциально неисправного. Если работа двигателя стабилизируется после проведённых манипуляций, то проблема действительно была в этом датчике. Если же двигатель продолжит вести себя не совсем адекватно, теория невиновности ДМРВ подтвердится, и вы сможете приступить к поискам других потенциальных причин неисправностей.

В большинстве случаев при выходе из строя датчиков массового расхода воздуха из лучше менять. В некоторых ситуациях возможно выполнить восстановление, если это касается образования загрязнений. Но и этот метод ремонта достаточно условный, и актуален далеко не для всех расходомеров.

Отремонтировать возможно только плату объёмных датчиков. Но даже в такой ситуации длительность работоспособности после восстановления будет незначительной.

Если говорить о плёночных устройствах, то тут требуется наличие не только специального оборудования, но также определённые навыки и опыт. Без них пытаться восстановить целостность и работоспособность контроллера бесполезно. Намного проще, а порой даже и дешевле просто купить новый датчик.

Фактически часто выбор состоит между тем, чтобы самому поменять датчик, но купить при этом новый, либо же попытаться восстановить старый ДМРВ с помощью специалистов. В обоих случаях придётся потратить деньги. Но учтите, что восстановленный датчик массового расхода проработает значительно меньше по сравнению с качественным новым устройством. При этом затраты будут примерно одинаковыми, поскольку цена нового контроллера обычно мало чем отличается от оплаты работы специалиста в автосервисе. А порой приходится даже переплачивать за попытку восстановления, которая не всегда завершается успешно.

Отсюда делаем вывод, что оптимальным вариантом при неисправностях с ДМРВ является его замена. Провести процедуру можно своими руками, опираясь на руководство по ремонту к вашему транспортному средству.

Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Как проверить дмрв

AutoAbra.ruНеисправности автомобиля

В случаях, когда на автомобиле выходит из строя датчик массового расхода воздуха, признаки неисправности могут проявляться в виде описанных далее характерных симптомов.

  • индикация «check engine» на панели приборов;
  • затрудненный пуск двигателя;
  • невозможность пуска двигателя при прокручивании стартером;
  • нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
  • провалы оборотов при нажатии на педаль акселератора;
  • падение мощности, затрудненный набор скорости;
  • повышенное потребление топлива.

Автор: Raul_ Механик по ХЧ и сход-развалу; стаж — 3 года.

Консультант по сервисному обслуживанию/ремонту в ДЦ Тойота; стаж — 4 года.

Назначение датчика массового расхода воздуха

ДМРВ, или MAF-сенсор (англ. – Mass Air Flow meter), он же – расходомер воздуха, является одним из компонентов топливно-воздушной системы и измеряет объем воздуха, который поступает непосредственно в камеры сгорания двигателя. Количество забираемого воздуха зависит от положения дроссельной заслонки.

На основании данных датчика, электронный блок управления ДВС высчитывает необходимый объем топлива, который нужно впрыснуть в камеры цилиндра. Корректная работа ДМРВ гарантирует оптимальное соотношение компонентов горючей смеси для ее полного сгорания за такт работы двигателя. В свою очередь, силовой агрегат выдает наилучшие показатели соотношения мощности и расхода топлива.

Датчик массового расхода воздуха присутствует на всех моделях бензиновых двигателей, которые оснащаются электронным впрыском топлива. Конструктивно располагается между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.

Причины выхода из строя ДМРВ

Датчик MAF (расходомер воздуха) измеряет объем воздуха через воздействие воздушного потока на чувствительный элемент, представляющий собой в ряде случаев пленку, а в других – нить, которые изготавливаются из платины. На рабочий элемент подается определенное напряжение, в результате чего происходит его нагрев. Поток воздуха охлаждает элемент. Измеряя скорость падения температуры, компьютер высчитывает, какой объем воздуха прошел через датчик за расчетную единицу времени. На основании полученных данных подается сигнал системе впрыска о необходимом количестве топлива для создания качественной горючей смеси.

Слабым местом узла является именно нагревательный элемент. Со временем на нем осаждаются мельчайшие частицы пыли, образуя налет, нарушающий нормальное охлаждение. Расчеты объема проходящего через датчик воздуха не соответствуют реальным значениям, что вызывает сбои в системе впрыска. Компьютер льет топливо, основываясь на ложных сигналах, что отражается на общей эффективности работы двигателя.

В некоторых случаях характерные признаки неисправности ДМРВ могут появляться не в результате поломки самого датчика, а вследствие подсоса воздуха в обход него. Например, при нарушении герметичности воздуховода. Таким образом, корректное функционирование системы подачи воздуха становится невозможным. Обычно механическое повреждение легко обнаруживается путем демонтажа и внимательного осмотра патрубка. Особенно часто его целостность нарушается в районе соединительных элементов и на изгибах. В данном случае проблема решается путем замены либо восстановлением поврежденной детали.

Как проверить работоспособность ДМРВ

При появлении в работе двигателя характерных признаков неисправности и выхода из строя расходомера воздуха (ДМРВ), есть несложные методы, как проверить его работоспособность и определить причину неисправности своими силами. Для этого достаточно понимать принципы функционирования данного датчика как компонента системы.

Электронный блок управления двигателем регулирует подачу топлива на основании сигналов MAF-сенсора, а при его отказе переводит систему в аварийный режим. Подача бензина начинает рассчитываться по показаниям датчика положения дроссельной заслонки и датчика коленвала, однако параметры впрыска топлива на основании этих данных получаются очень приблизительными. На некоторых автомобилях в таком режиме работы мотора холостые обороты повышаются до 1500-2000 тысяч.

Для выполнения самостоятельной диагностики достаточно на работающем двигателе отсоединить фишку MAF-сенсора. Если это сопровождается повышением оборотов силового агрегата – датчик работает. Но на некоторых моделях авто подобного может и не происходить, поэтому нужно сделать тест-драйв и обратить внимание на поведение авто. Если динамика разгона заметно улучшилась, значит проблема действительно в ДМРВ.

Дополнительно стоит провести контрольные измерения высокоточным мультиметром, если таковой имеется в наличии. Проверка производится на неработающем двигателе при включенном зажигании. Показания напряжения на выходе исправного датчика должны соответствовать пределам от 0,9 до 1,4 Вольт, превышение этого порога обычно свидетельствует о нарушении работоспособности узла.

Срок службы ДМРВ

Срок службы ДМРВ напрямую зависит от чистоты проходящего через него воздуха. Вероятную причину поломки расходомера в результате загрязненности нагревательных элементов расходомера можно выявить путем снятия датчика и визуального осмотра их состояния. Отложения на рабочих поверхностях будет показателем в необходимости замены узла либо попытки очистить налет.

Продлить срок службы датчика массового расхода воздуха можно, самостоятельно отслеживая состояние фильтрующего воздушного элемента двигателя и своевременно заменяя его на новый. Для очень пыльных российских дорог, что наблюдается в большинстве регионов, замена фильтра может потребоваться несколько раз за один год или каждые пять-шесть тысяч километров. При этом в официальных регламентах техобслуживания для большинства авто прописывается интервал замены не чаще, чем приезд на очередное ТО. В зависимости от производства, межсервисный интервал автомобиля может составлять 10000 км или 15000км.

Забитый пылью воздушный фильтр неизбежно ускорит образование губительного налета на чувствительных элементах ДМРВ и уменьшит срок его службы. Вследствие затрудненного прохождения воздуха и его нехватки для штатной работы двигателя, горючая смесь будет обогащенной, и побочным эффектом станет повышенный расход топлива.

Методы устранения неисправности ДМРВ

В ряде случаев допускается чистка ДМРВ, но это зависит от особенностей конструкции рабочих чувствительных элементов узла. Но даже при благоприятном исходе это временная мера и надолго восстановленного датчика не хватит. Узел при отказе работоспособности обычно заменяется целиком на новый.

При покупке ДМРВ необходимо учитывать, что новый датчик должен в точности соответствовать штатному. Это должна быть оригинальная деталь с таким же каталожным номером. В других случаях нормальная работа ДВС не гарантируется, даже если внешне датчики абсолютно идентичны. Оригинальный расходомер стоит недешево из-за сложности его производства и необходимости применения дорогостоящих компонентов.

Неполадки с силовым агрегатом могут быть вызваны нарушениями в работе целого ряда систем: зажигания, подачи топлива или воздуха, датчиков положения распредвалов, коленвала и еще ряда других. Однако одна из вероятных причин при появлении вышеперечисленных признаков неисправностей автомобиля – выход из строя MAF-сенсора. Расходов на комплексную диагностику двигателя в автосервисе можно попытаться избежать. Для этого достаточно знать, как проверить датчик массового расхода воздуха (дмрв) самостоятельно, путем применения предложенных выше несложных методов.

Как проверить и почистить датчик массового расхода воздуха на ВАЗ 2114

Содержание:

ДМРВ, то есть датчик массового расхода воздуха, служит для обеспечения эффективной работы силового агрегата, вне зависимости от режима его функционирования.

Внешний вид устройства

Роль ДМРВ

Задача заключается в создании смеси из бензиновых паров и воздуха. Датчик способен измерять два показателя, которые прочно связаны друг с другом:

  • Время реакции;
  • Количество используемого воздуха.

Получая точные данные, измеритель определяет оптимальное количество компонентов для создания пропорций воздуха с парами топлива. Если ДМРВ начнет выдавать неправильные значения, смесь не будет соответствовать режиму работы двигателя, в котором он функционирует на данный момент.

Как результат, мощность падает, расход горючего растет, отклик снижается, разгон занимает значительно больше времени. В зависимости от датчика, его опоздания могут проявляться в виде провалов при разгоне или плавающих оборотах на холостом ходу.

Оптимальный расход воздуха

Поскольку мы говорим про ВАЗ 2114, следует определить, какой же показатель расхода воздуха является оптимальным для его двигателя.

Исправный датчик при условиях работы двигателя объемом 1,5 литров на примерно 900 оборотах в минуту, количество потребляемого воздуха составит от 10 кг с погрешностью 0,5 кг за час. Если поднять обороты до 2000, тогда расход повысится примерно до пределов 19-21 кг.

При снижении количества воздуха при тех же оборотах, начнет тут же снижаться динамика, но при этом уменьшится расход топлива. Если же расход воздуха повысится, динамика увеличится, а за ним повысится и расход топлива.

Нельзя допускать отклонения датчика более чем на 2-4 килограмма, поскольку при таких обстоятельствах работа движка окажется очень капризной и непредсказуемой.

Причины поломки

На самом деле датчики расхода воздуха могут выходить из строя только по причинам, которые скрыты в вентиляции картера двигателя.

Эта вентиляционная система двухконтурная, она отвечает за работу при двух режимах — с закрытой или открытой дроссельной заслонкой. Если заслонка закрыта, газы из картера выходят через магистраль. Но определенная доля газов скапливается внутри магистрали холостого хода. При этом газ соприкасается с резистором нашего датчика, хотя тот покрыт пленкой. Из-за смолы, которая оседает на резисторе, ДМРВ начинает выдавать неправильную информацию. Отсюда возникает цепочка неисправностей.

Признаки поломки

Если датчик вышел из строя, симптоматика может появиться разнообразная, но в итоге это приведет к нарушению работоспособности мотора. Сначала может повыситься аппетит двигателя к бензину, потом будут наблюдаться плавающие обороты и т.д.

Существует несколько характерных признаков, по которым определяется поломка датчика ДМРВ:

  1. Наблюдаются провалы при работе двигателя с нагрузкой и при холостом ходу;
  2. Машина начинает медленнее разгоняться, динамика ощутимо страдает;
  3. При переключениях передачи двигатель выключается;
  4. Падает мощность;
  5. Повышается расход топлива;
  6. При горячем двигателе мотор с трудом заводится;
  7. На приборной панели загорается лампа проверки двигателя (Check Engine).

Если же датчик совсем не подает даже малейших признаков жизни, лампа на панели может не загораться. В этом случае поломка определяется за счет работы бортового компьютера и ошибок.

Можно провести диагностику, определив уровень сигнала датчика. Если уровень окажется низким, это говорит о:

  • Отсутствии подключения датчика;
  • Обрывах в цепи;
  • Окислении и обрыве массы в цепи;
  • Сбое в работе электронного блока управления мотором;
  • Замыкании или обрыве сигнальных проводов;
  • Вышедшем из строя ДМРВ.

Даже если вы обнаружили поломку, не спешите приобретать новый ДМРВ, поскольку этот датчик стоит от 1,5 до 4 тысяч рублей.

В некоторых ситуациях может помочь простая проверка и чистка ДМРВ. Причем обращаться в сервисный центр при этом вовсе не обязательно. Вы легко справитесь поставленной задачей своими собственными руками.

Проверка

Есть несколько способов проверки работоспособности датчика расхода. Но для начала вам нужно определить, где искомый объект располагается.

А находится наш герой в подкапотном пространстве. Отыщите там патрубок от воздушного фильтра. Именно на нем находится ДМРВ, который следит за потоком воздуха, проходящим через фильтр. Его замена выполняется просто — достаточно демонтировать устройство, сняв его с крепежей, и поставив на место новое.

Теперь что касается проверки.

  1. Отключите датчик путем отсоединения от разъема колодки с проводками. Нажмите на фиксатор снизу, и все у вас получится. Теперь запускайте мотор, и поднимайте обороты минимум до 1500 оборотов. Отключив датчик, авто воспримет этот как аварийное состояние, потому приготовление смеси будет осуществляться в зависимости от текущего положения дросселя. Проедьте небольшое расстояние. Если машина будет разгоняться быстрее обычного, ДМРВ точно вышел из строя.
  2. Замените прошивку. Оригинальную прошивку электронного блока управления не редко меняется. Потому мы не можем узнать, какой алгоритм работы датчика был прописан в случае с первым способом проверки. Дроссельная заслонка имеет упор, под него следует положить пластину толщиной примерно 1 миллиметр. Это позволит поднять обороты. Теперь отключается фишка с датчиком. Если ДМРВ не работает, движок заглохнет. Если этого не произошло, тогда прошивка не оригинальная, шаги регулятора холостого хода прописаны неправильно.

Проверка мультиметром

Для этого вам придется воспользоваться мультиметром. И как проверить этим способом работоспособность датчика? Выберите на приборе режим измерения постоянного напряжения и максимальное значение поставьте на отметку 2В.

Проверяем мультиметром

Отдельно следует ознакомиться со схемой подключения в случае с ВАЗ 2114.

Последовательность

Цвет провода

Значение

1

Желтый

Входящий сигнал

2

Серо-белый

Питание на выходе

3

Зеленый

Заземление

4

Розово-черный

Выход на главное реле

В отдельных случаях цвет может отличаться, однако последовательность всегда остается одинаковой. Это позволит не запутаться.

Включаем зажигание при заглушенном моторе. Плюсовой щуп мультиметра подключается к желтому выходу датчика, а черный, то есть плюсовой, идет на зеленый.

Щупы измерительного прибора следует вставлять через резиновые уплотнители разъемов, не повреждая при этом изоляцию. Щупы стоит смочить с помощью всемогущего средства WD 40. Теперь замерьте показатели напряжения. Полученный результат сопоставьте с данными из таблицы.

Показатель напряжения

Состояние ДМРВ

1,01-1,02В

ДМРВ исправен, состояние почти новое, служить может долго

1,02-1,03В

Датчик в неплохом состоянии, хотя старый. К работоспособности претензий нет

1,03-1,04

ДМРВ в плохом состоянии, практически выработал свой ресурс, потребует скорой замены

1,04-1,05

Состояние критичное, ресурс исчерпан. Рекомендуется в ближайшее время заменить во избежание неприятностей

Если установить новый датчик, изначально он будет демонстрировать показания в районе 0,996-1,01 В, но с течением времени напряжение начнет увеличиваться. Это свидетельствует об износе.

Чистка

Чистка — это один из наиболее эффективных способов вернуть к жизни ДМРВ и обеспечить его работой еще не на один сезон эксплуатации вашего ВАЗ 2114.

Давайте разберемся, как можно почистить этот измерительный прибор.

  1. С помощью крестовой отвертки ослабьте хомут, который держит патрубок от воздухозаборника.
  2. Снимите гофру и проверьте, присутствуют ли следы масла, конденсата внутри.
  3. Изучите состояние внутренней поверхности самого ДМРВ.
  4. Если все хорошо, никаких следов загрязнения быть не должно.
  5. Чувствительный компонент датчика не редко выходит из строя по причине появления загрязнений.

Загрязнения

  1. Во избежание подобных проблем с грязью рекомендуется регулярно, согласно руководству по эксплуатации, выполнять замену воздушного фильтра.
  2. Масло на датчик может попадать по причине повышенного уровня масла в картере из-за засорения маслоотделителя в системе вентиляции.
  3. Датчик удерживается на патрубке с помощью двух винтов.
  4. Демонтаж выполняется рожковым ключом. Так можно снять и заменить датчик, если потребуется.
  5. Впереди располагается вход, на котором должно располагаться уплотнительное резиновое кольцо. Оно служит для защиты от подсоса загрязненного, неочищенного воздуха. Если уплотнитель отсутствует, он зацепился за фильтр. Как результат, входная сетка ДМРВ будет загрязняться.
  6. Очистите сетку подручными средствами. Можно зубочисткой, зубной щеткой.
  7. Поставьте на место уплотнитель, верните датчик на свое законное место.

Каждый способ по-своему эффективен. Но лучше всего проверить работоспособность ДМРВ путем установки на его место нового датчика. Сравнив поведение автомобиля, вы определите, необходима ли замена или чистка.

Если у вас нет времени или желания самостоятельно заниматься проблемами с ДМРВ, можете обратиться в автосервис. Там с помощью осциллограммы помогут проверить состояние устройства. Но учтите, на диагностику и замену на СТО придется потратить значительную сумму денег. Это при том, что сам датчик расхода может обойтись в 4 тысячи рублей.

 Загрузка ...


Смотрите также

Возврат к списку