Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Судебная экспертиза дтп


Экспертиза обстоятельств ДТП

cтоимость экспертизы

от 15 000

Заказать

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия (ДТП), загруженности, техническом состоянии транспортного средства / автомашины скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения транспортного средства / автомашины и т.д.

Вопросы

Как бы не пытались правоведы исключать из деятельности судебного эксперта-автотехника задачи по установлению вины (виновности или невиновности) водителя или иного участника дорожного движения в ДТП, фактом является лишь то, что именно автоэксперт, специализирующийся в области автотехнической экспертизе обстоятельств ДТП, но никак не следователь и суд устанавливает и экспертным путем доказывает наличие в действиях водителя, пешехода, пассажира или дорожной службы (дорожников) вину (виновность) в случившемся ДТП.

Именно автоэксперт в силах методологически обоснованно установить виновность (вину) в случившемся ДТП того или иного водителя (в т.ч. пьяного / нетрезвого).

Именно автоэксперт имеет право устанавливать вину в ДТП пешехода.

Именно на плечи автоэксперта возлагается столь сложный вывод как – обоюдная вина (виновность) в совершении ДТП.

Именно автоэксперт имеет право определять степень вины (виновности) каждого из участников дорожного движения в ДТП.

Именно автоэксперт в силах определить вину (виновность) в ДТП кроме водителя таких участников дорожного движения как пассажиров и работников дорожных служб (дорожников).

Положение экспертизы обстоятельств ДТП в системе автотехнических экспертиз

С точки зрения судебного эксперта, независимая экспертиза обстоятельств ДТП в колонке прочих автотехнических экспертиз обоснованно считается наиболее сложным и трудоемким и наукоемким видом исследования обстоятельств ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП требует от эксперта особой глубины экспертных познаний, т.е. для этого для проведения данного вида судебной экспертизы требуется первоклассное судебно-экспертной образование, доступное не многим.

Так в штате НП «Федерация Судебных Экспертов» работают эксперты, имеющие высшее судебно-экспертное образование, полученное в единственном ВУЗе страны, где производится подготовка экспертов-автотехников высшей категории, а именно в МГТУ им. Баумана.

На текущий момент, к сожалению, только в данном ВУЗе страны подготавливаются по настоящему первоклассные эксперты, которые на предельно высоком научно-техническом уровне могут провести автотехническую экспертизу / исследование обстоятельств возникновения ДТП, исследовать причины и условия возникновения ДТП, определить скорость автомобиля по тормозному пути, исследовать дорожные условия и иные параметры, повлиявшие на возникновение ДТП.

Узловым элементом автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является установление скорости автомобиля по тормозному пути, либо определение скорости в момент ДТП, т.к. именно определение скорости автомобиля является одним из важнейших элементов, служащих основанием для установления наличия или отсутствия в действиях водителя вины в результате возникшего ДТП.

Задачи

Целями и задачами судебной автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП являются:

  • определение и установление скорости движения и других параметров транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени транспортного средства / автомашины;
  • определение и установление удаления транспортного средства / автомашины, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение и установление взаимного расположения транспортного средства / автомашины в различные моменты ДТП;
  • определение и установление времени преодоления транспортного средства / автомашины определенных участков пути;
  • определение и установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения транспортного средства / автомашины, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение и установление взаимного положения транспортного средства / автомашины и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение и установление того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • какие именно и установление действия водителя по управлению транспортного средства / автомашины, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение и установление соответствия действий водителя транспортного средства / автомашины требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  • определение и установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избегания происшествия;
  • определение и установление технической возможности у водителя транспортного средства / автомашины предотвратить ДТП путем снижения скорости транспортного средства / автомашины или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  • определение и установление причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению транспортного средства / автомашины и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • определение и установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение и установление причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами судебной автотехнической экспертизы, либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных.

Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления транспортного средства / автомашины, можно решить лишь после определения технического состояния транспортного средства / автомашины.

Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния транспортного средства / автомашины, а в отдельных случаях и металловедческой.

Для квалификации действий водителей транспортного средства / автомашины экспертам зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на транспортного средства / автомашины и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц.

Проведение судебной автотехнической экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС. Экспертиза обстоятельств ДТП наш профиль.

Другие статьи по теме «Экспертиза обстоятельств ДТП» >>

Цены

Вид экспертизы Стоимость экспертизы
Экспертиза обстоятельств ДТП от 15 000
Цена экспертизы указана с учетом налогов. Транспортные расходы оплачиваются отдельно.

sud-expertiza.ru

Судебная экспертиза после ДТП: когда проводится, кем назначается, сроки, стоимость

Время чтения: 5 минут

В некоторых случаях после аварии может понадобиться анализ ситуации и состояния автомобиля. Это нужно для более точного определения обстоятельств и поиска виновника, если возникают какие-то несостыковки. Как показывает практика, они есть почти всегда, поэтому судебная экспертиза после ДТП проводится практически всегда, когда дело доходит до суда. Мы расскажем, что она собой представляет и подлежит ли обжалованию.

Какие бывают экспертизы

Зачастую множество нюансов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) скрыто и определить их с первого взгляда невозможно. Но опытные эксперты могут практически по секундам воссоздать события аварии. На данный момент существует четыре вида экспертиз, среди которых:

  • Трасологическая – проводится непосредственно на месте ДТП. Призвана воссоздать картину аварии на местности, высчитать скорость автомобиля, при которой он двигался до столкновения, его траекторию, тормозной путь и прочие нюансы. Позволяет определить виновника происшествия и оценить ущерб.
  • Судмедэкспертиза – тоже должна проводиться на местности. Оценивается ущерб здоровью, количество пострадавших и их состояние.
  • Автотехническая – может проводиться на штрафстоянке. По сути, является той же судмедэкспертизой, только не для людей, а для автомобиля.
  • Независимая – производится независимо от местности и призвана оценить ущерб для предъявления этих данных в официальные структуры (в основном для получения компенсации).

Для чего проводить судебную экспертизу

Есть много причин, по которым нужно проводить экспертизу, но все они сводятся к трем основным:

  • Смоделировать аварию.
  • Оценить нанесенный вред (как людям, так и имуществу).
  • Определить виновника.

Первые шаги экспертизы проводятся по инициативе сотрудников ГИБДД на месте аварии. Это трасологическая и судмедэкспертиза. Именно на этом этапе моделируется авария. Затем по результатам следствия определяется виновник и степень его вины. После этого пострадавшая сторона вправе требовать компенсацию.

С этого момента определяется компенсация пострадавшей стороне. Проводится судебная автотехническая экспертиза автомобиля, на основании которой оценивается нанесенный вред. А также на данном этапе решается, страховой ли это случай аварии и кто будет возмещать ущерб. При условии, что случай страховой, выплачивать компенсацию будет фирма, выдавшая полис. Если автомобиль был не застрахован – виновник аварии.

Все необходимые доказательства (задокументированные точные данные об ущербе и стоимости возмещения ремонтных работ), а также другие необходимые документы нужно представить следствию. Инициатором экспертизы выступает страховая компания, следствие или водитель, если он желает повторно получить информацию и оспорить предыдущее решение.

Какие могут быть основания для назначения экспертизы

Несмотря на то что право на запрос о проведении экспертной оценки есть как у следственных органов, так и у страховщиков и даже участников, конечное решение принимает суд. Для назначения экспертизы нужно написать заявление и передать его на рассмотрение в суд. Решение суда определит, проводить ли процедуру.

Как подать ходатайство

Как уже отмечалось, пострадавшей в ДТП стороне при необходимости запросить экспертизу следует написать официальную просьбу об этом. Потребуется специальный бланк, пример которого вы можете видеть ниже.

Оформлять нужно по общепринятым стандартам заявлений. Сначала вы пишете кому и куда направлен документ – в правом верхнем углу листа:

А затем указывается предмет заявления:

Процедура назначения судебной экспертизы

Для проведения экспертной оценки только заявления недостаточно. Согласно действующему порядку проведения экспертизы, установленному законом, требуется в официальной форме подать извещение в страховую компанию. В документе нужно сообщить о случившийся аварии. Как уже упоминалось ранее, страховщики сначала проверят автомобиль, который нужно предоставить им в течение пяти дней с момента подачи заявления о ДТП. Также следует подать  все необходимые документы.

Если дорожное происшествие несерьезное и вы согласны с решением проводивших проверку экспертов, ничего больше делать не понадобится. Но если это не так, нужно инициировать экспертную проверку – написать ходатайство. Как именно это сделать, читайте выше. Ходатайство следует подать в соответствующий орган. В данном случае в суд. Если он откажет в проведении экспертизы (обязательно должна быть указана причина), подайте заявление уже через канцелярию. В таком случае нужно следить, чтобы вам поставили штамп, что заявление принято.

Кстати, подавать ходатайство в письменной форме вовсе не обязательно. Можно сделать и устный запрос непосредственно во время проведения заседания суда. Хотя это и не рекомендуется, так как тогда оно нигде письменно не зафиксируется.

Для принятия решения проводить экспертизу или нет много времени не нужно. Если заявление было сделано устно – все решается на месте во время судебного заседания по итогам рассмотрения доказательств обеих сторон. Если же документ подавался через канцелярию – может потребоваться несколько дней, в зависимости от загруженности отделения. Кроме требований сторон, экспертиза может также назначаться по решению суда для уточнения материалов дела.

Какие понадобятся документы

Несложно догадаться, что проведение судебной экспертизы при ДТП требует наличия пакета документов. Кроме автомобиля, для проверки вам понадобится предоставить:

При себе также нужно иметь удостоверение личности.

Кто выступает в роли эксперта

Несмотря на то что существует масса организаций, занимающихся экспертной оценкой автомобилей после ДТП, их есть всего два вида:

  • Государственные учреждения.
  • Частные компании.

Можно без опасения обращаться в любые госучреждения, но с частниками стоит быть предельно внимательными. Стоит проверить наличие лицензии, отзывы клиентов. Все затраты ложатся на заказчика процедуры. Если заключение будет некорректным, то, кроме дезинформации по делу, понадобится проводить дополнительную проверку – тоже за счет заказчика.

Классификация исследований

Вопреки широкому мнению, оценка повреждений, которая проводится страховой компанией не является конечным неоспоримым результатом. Если возникают вопросы, разрешение на проведение дополнительной экспертной проверки нужно запрашивать в суде. Их может быть три вида:

  • Первичная. Проводится в случае сомнений в решении страховщиков. Как правило, сомнения есть всегда, если речь идет о серьезной аварии. Проверяются те же параметры, что и при экспертизе страховой компании.
  • Вторичная. Проводится в случае сомнений в решении экспертной организации, проводившей первичную проверку. Такой вид проверки встречается гораздо реже. Если ею будет заниматься организация, не имеющая отношения к первой экспертизе, нужно обязательно сообщить эту информацию вовлеченным в конфликт сторонам.
  • Дополнительная. Запрашивается только в особенно тяжелых и запутанных случаях. Требует от экспертной организации дополнительных разъяснений или более тщательной проверки какой-то части автомобиля.

Длительность экспертизы

Нужно понимать, что все в данном случае зависит от сложности работ, сохранности автомобиля, загруженности фирмы и ее тарифов. Факторов, влияющих на сроки проведения проверки множество, но в среднем заключение можно получить в течение одной-двух недель. Процедура может длиться от нескольких дней до месяца.

Сколько стоит проведение экспертной проверки

Логично возникает вопрос, сколько стоит судебная экспертиза автомобиля и кто ее оплачивает. Процедуру оплачивает заказчик (по решению суда обязанность оплаты может быть переложена на виновника ДТП или страховую компанию, даже если инициатором был пострадавший), но сумма может значительно варьироваться.

Кроме причин, влияющих на скорость проведения проверки, описанных разделом ранее, на цену влияют и расценки конкретной фирмы и сложность проводимых работ. Если вы хотите приблизительно подсчитать стоимость судебной экспертизы по ДТП, учтите данные следующей таблицы:

Название процедуры Стоимость, руб
Изучение технического состояния авто. От 5 000
Оценка ущерба. От 3 000
Судмедэкспертиза. 8 000–15 000
Дополнительные проверки, затребованные следствием. Стартуют от 1 000 и могут доходить до десятка, в зависимости от вида.
Приведенные данные являются приблизительными. С уверенностью можно сказать только, что государственные пункты проверки обойдутся дешевле, но работать они будут дольше.

Можно ли обжаловать заключение

Если пострадавшая сторона не согласна с заключением экспертизы, она может побороться за свои права получить компенсацию. Скорее всего, суд откажет принимать ходатайство о повторном проведении экспертизы, но попробовать все же стоит. Опишите что именно вас не устраивает в повторном заявлении и подайте его как полагается.

В случае отказа обратитесь к независимому эксперту и попросите написать рецензию по уже имеющемуся заключению (конечно, это будет небесплатно). Обязательным условием является то, чтобы юрист, пишущий рецензию, не был вовлечен в данное судебное разбирательство. Но даже в этом случае нет гарантий, что суд выдаст разрешение на перепроверку. Причиной тому послужит нежелание затягивать дело, которое уже якобы решено. Поэтому экспертную организацию важно выбирать с особой тщательностью, руководствуясь прежде всего надежностью и качеством предоставления услуг, а не ценой.

Споры по дорожно-транспортным происшествиям.

Что в итоге

Судебная экспертиза – важнейший момент в моделировании аварии, оценке ущерба и определении ее виновника. К ней нужно относиться со всей серьезностью и не экономить, если вы являетесь пострадавшей стороной и хотите получить возмещение в полной мере.

Независимая экспертиза транспортного средства: Видео

1avtoyurist.ru

РФЦСЭ // Возможности // Автотехническая экспертиза

В условиях высоких темпов автомобилизации России вопрос обеспечения безопасности дорожного движения является чрезвычайно актуальной социально-экономической проблемой. В системе мер по повышению безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-правового характера. Расследование и судебное разбирательство уголовных дел по факту ДТП1 требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов «водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В боль­шинстве случаев состав преступления или нарушения возможно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать: эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия ДТП, полноты и достоверности исследования, а также относимости, достоверности и полноты исходных данных и материалов, представляемых на исследование. Научной основой САТЭ является судебная автотехника – своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методах решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ – род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела или административного материала.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ выделятся следующие виды:

  1. судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  2. судебная экспертиза технического состояния ТС;
  3. судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Наряду с приведенными разработан еще 1 вид САТЭ, инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП2.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ либо с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, – трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС)3, расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП – фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продоль­ном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  1. определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  2. определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  3. определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  4. установление технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  5. определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  6. определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  7. установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  8. определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  9. определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  10. какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  11. Определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  12. установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  13. установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
  14. определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  15. установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  16. определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.

Судебная экспертиза технического состояния ТС включает экспертное исследование технического состояния ТС, их систем, агрегатов, механизмов, узлов и деталей в целях установления их работоспособности4, причин и времени возникновения неисправностей5, а также возможности их обнаружения.

Предметом судебной экспертизы технического состояния ТС являются фактические данные о техническом состоянии ТС, участвовав­ших в ДТП.

К задачам, решаемым данным видом САТЭ, относятся следующие:

  1. установление технического состояния ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов;
  2. установление причин и времени возникновения неисправности, возможности своевременного выявления их лицами, ответственными за тех­ническое состояние ТС, влияния этих неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
  3. установление причинно-следственных связей между неисправностью и ДТП, а также обстоятельств, способствующих возникновению неисправностей;
  4. установление технической возможности предотвращения ДТП (наезда, столкновения, потери устойчивости и т.д.) при определенном техническом состоянии ТС, их отдельных узлов, механизмов, систем, агрегатов в момент ДТП;
  5. установление обстоятельств, связанных с техническим состоянием ТС, которые способствовали или могли способствовать возникновению ДТП.

Отдельные из приведенных задач экспертизы технического состояния ТС можно решить только в комплексе с металловедческой экспертизой, а в отдельных случаях и с трасологической экспертизой. К ним, в частности, относится задача установления причины (способа или инструмента) и времени поломки деталей ТС.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП фактически включает в себя два независимых вида САТЭ. При этом, судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика), это комплексное трасолого-автотехническое исследование ТС, различных объектов, следов и обстановки на месте происшествия в целях определения траектории и характера движения относительно расположения ТС, пешеходов и других объектов до столкновения (наезда) и установления места столкновения (удара), наезда, опрокидывания. В свою очередь, экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием участка автомобильной дороги, на котором происходит движение ТС непосредственно до и после происшествия, участка места происшествия, дорожных условий на этом участке, элементов ТС, взаимодействующих с дорогой, в целях установления связанных с ДТП фактических данных о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среде, а также конструкции и состояния взаимодействующих с автомобильной дорогой элементов ТС.

Предмет судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – обстоятельства (фактические данные), устанавливаемые экспертом на основе исследования следов, возникающих на местах ДТП в результате воздействия ТС, иных материальных объектов, людей, животных. Предметом судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП являются фактические данные о строительных и эксплуатационных свойствах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условиях и окружающей среды, а также параметры взаимодействия с элементами ТС, связанные с ДТП.

В рамках судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие задачи:

  1. определение механизма ДТП;
  2. установление механизма взаимодействия ТС при столкновении;
  3. установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
  4. установление угла взаимного расположения ТС и направления удара в момент столкновения;
  5. установление взаимного расположения ТС относительно границ и осевой линии проезжей части;
  6. установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
  7. установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
  8. установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
  9. определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
  10. установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
  11. установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
  12. установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
  13. установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.

Наряду с приведенными задачами существует ряд задач, решаемых экспертизой следов на ТС и месте ДТП в комплексе с судебно-медицинской экспертизой:

  1. установление взаиморасположения человека и частей ТС;
  2. оценка особенностей функционального состояния людей ко времени взаимодействия их с частями ТС;
  3. определение позы и двигательных реакций пострадавших;
  4. выявление признаков, характеризующих действия водителя;
  5. получение объективной информации об условиях травмирования для сопоставления ее с показаниями свидетелей.

Некоторые из перечисленных задач наряду с упомянутой судебно-медицинской экспертизой можно решить только в комплексе с другими родами (видами) судебной экспертизы. Например, определение взаимного расположения ТС и пешехода в момент наезда осуществляется в комплексе автотехнической, медицинской, биологической, трасологической (исследование одежды и обуви) экспертизами и криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий.

В рамках экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП решаются следующие задачи:

  1. установление основных квалификационных характеристик дороги. Особо важным и приоритетным является определение сцепных качеств автомобильных дорог в зависимости от типа и состояния их покрытия, других признаков дифференциации;
  2. установление технического состояния ее структурных элементов и дорожных условий;
  3. определение соответствия (несоответствия) фактических квалификационных характеристик и технического состояния участка автомобильной дороги, на котором произошло ДТП, элементов исследуемой дороги и дорожных условий требованиям нормативно-технической документации (НТД);
  4. установление причин и времени образования дефектов на дороге, угрожающих безопасности движения;
  5. определение влияния снижения эксплуатационных качеств автомобильной дороги и ее структурных элементов на механизм ДТП;
  6. установление уровня и качества информационного обеспечения водителя о дорожных условиях;
  7. определение причинной связи между отклонениями квалификационных характеристик дороги и дорожных условий от требований НТД и происшедшим ДТП.

Судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя ТС – вид САТЭ, связанный с экспертным исследованием индивидуальных психофизиологических особенностей водителя на момент обследования, а также проявляющихся в различные периоды жизни обстоятельств психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП, условий, в которых действовали водитель и другие участники ДТП непосредственно в момент происшествия, психических компонентов действий водителя (других участников происшествия), а также сведений о профессиональной деятельности водителя в целом и о ДТС, предшествовавшей ДТП.

Предметом судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя являются фактические данные: об условиях деятельности во­дителя перед и в момент ДТП; индивидуальных особенностях зрительного восприятия и реакции водителя на момент обследования; особен­ностях профессиональной деятельности водителя в целом, имеющих отношение к ДТП; обстоятельствах психологического характера, которые могли способствовать возникновению ДТП.

Основными задачами, решаемыми в рамках судебной инженерно-психофизиологической экспертизы водителя ТС, являются следующие:

  1. установление соответствия индивидуальных возможностей познавательной сферы водителя особенностям ДТС;
  2. определение особенностей эмоционально-волевой сферы водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций;
  3. установление социально-психологических характеристик водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций.

Каждая из этих задач охватывает ряд подзадач, которые могут решаться самостоятельно независимо от основной задачи. Так, исследование познавательной сферы водителя включает подзадачу определения особенности реакции факторов, затрудняющих и делающих невозможной своевременную реакцию на появление опасного для движения объекта, и т.д.

Приведенный перечень не исчерпывает все решаемые САТЭ задачи; в зависимости от сложности ДТП он может иметь гораздо более широкий спектр задач. Анализ экспертной практики показал, что в настоящее время САТЭ решает до 70 задач, являющихся традиционными, т.е. встречающихся на протяжении всего анализируемого периода, и до 100 задач, ставящихся реже, но, тем не менее, постоянно присутствующих в заключениях. Кроме того, около 50 задач имеют единичный характер.

Объекты экспертизы и материалы, необходимые для исследования

Общие объекты САТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Наряду с общей характеристикой объекты каждого из видов САТЭ могут быть несколько конкретизированы.

Объект судебной экспертизы обстоятельств ДТП – данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Объект судебной экспертизы технического состояния ТС – автомототранспорт, городской электротранспорт, тракторы и самоходные ме­ханизмы, участвовавшие в ДТП, их агрегаты, детали, фрагменты ТС и следы на них. По видам ТС объектами могут быть следующие: велосипеды, мотоциклы, мокики, мотороллеры пассажирские и грузовые, автомобили отечественного и зарубежного производства (выпускаемые в настоящее время и ранее, начиная с конца XIX в., грузовые, легковые, внедорожные, спортивные, кроссовые, рекордные, индивидуального изготовления и «са­моделки»), трамваи и троллейбусы (пассажирские и грузовые), тракторы (гусеничные и колесные), дорожные машины, сельскохозяйственные ма­шины, аэросани, снегоходы, вездеходы, немеханические ТС и т.д. (Не являются объектами ис­следования САТЭ ТС, относящиеся к речному, морскому, воздушному, железнодорожному и трубопроводному видам транспорта.)

Объект судебной экспертизы следов на ТС и месте ДТП – следы на ТС, проезжей части, вещная обстановка или фрагменты места происшествия, иные сведения, содержащиеся в различных материалах дела.

Объект судебной экспертизы технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП – участок дороги на месте происшествия, непосредственно примыкающие к нему участки движения ТС, элементы ТС, взаимодействующие с дорогой.

Объект судебной инженерно-психофизиологической эксперти­зы водителя – водитель, его психическая деятельность по управлению ТС, психические состояния, процессы, свойства, функции, которые можно поставить в причинную связь с ДТП; условия деятельности водителя перед и в момент ДТП; материалы дела, содержащие обстоятельства ДТП психического характера, предоставленные в распоряжение эксперта органом, назначившим экспертизу.

При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по собиранию, подготовке, сохранению и представлению экспертам материалов для исследования. В отношении материальных объектов исследования (вещественных доказательств) сложностей, как правило, не возникает, главное требование к ним – это сохранение их в том состоянии, которое они приобрели в процессе ДТП. Что касается представления нематериальной категории объектов исследования, то здесь постоянно возникают сложности. Специфика САТЭ заключается в том, что большинство объектов исследования, необходимых для решения ставящихся перед ней задач, нематериальны и отно­сятся к так называемой категории сведений, получаемых следователем (судом) из документов, содержащихся в деле (протоколов допроса, осмотра места ДТП, проверки технического состояния ТС, схем и т.д.). Эта категория объектов исследования называется исходными данными.

Практика показывает, что для решения простейшей задачи САТЭ – определения технической возможности предотвращения наезда на пешехода путем торможения (экспертиза обстоятельств ДТП) – используется около 15 исходных данных. При решении более сложных задач перечень исходных данных, необходимых при исследовании, как правило, превышает это число и в отдельных случаях может достигать 50. Все исходные данные должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ. Обилие исходных данных, которые нужно указывать в постановлении (определении) о назначении экспертизы, закономерно вызывает у следователей (судов) значительные сложности.

В целях облегчения процедуры назначения САТЭ приводится перечень базовых (основных) исходных данных, которые устанавливаются следователем (судом) и в зависимости от вида ДТП должны содержаться в постановлении (определении) о назначении САТЭ.

1. По всем делам, связанным с расследованием ДТП.

1.1. Фабула ДТП с подробным описанием ДТС.

1.2. Дорожные условия:

тип дорожного покрытия (асфальтобетон, цементобетон, брусчатка, булыжное, щебеночное, гравийное, песчаное, дерновое, глинистое и т.д.);

состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, мокрым, укатанным или раскатанным снегом с россыпью песка либо подверженное другой обработке, гололедица и т.д.). Во всех случаях необходимо указать, равномерна или нет по состоянию проезжая часть. Если неравномерна, то указать, в чем заключается неравномерность, а также по возможности представить координаты границ изменения состояния проезжей части;

состояние поверхности проезжей части (наличие повреждений: ямы, выбоины, просадки, нарушение уровня, другие дефекты, размеры этих повреждений, навалы кирпича, строительного материала, мусора, снега, песка и т.д.), наличие отдельных предметов, затрудняющих движение ТС, координаты расположения повреждений и отдельных предметов относительно места ДТП;

размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (обочины, откосы, ширина проезжей части, тротуаров и т.д.);

продольный и поперечные профили проезжей части в градусах или в процентах (спуск, подъем в направлении движения ТС либо горизонтальный);

наличие разметки проезжей части, дорожных знаков, пешеходных переходов, светофорных объектов и т.д.;

установленный порядок движения на данном участке проезжей части (одностороннее, двухстороннее, круговое, число полос для движения, их ширина, одностороннее с полосой для встречного транспорта общественного пользования, наличие остановок общественного транспорта, пешеходных переходов и дорожек и т.д.);

дата и время суток ДТП;

месторасположения ДТП (населенный пункт, ненаселенный пункт и т.д.);

дальность видимости проезжей части, наличие искусственного или естественного освещения;

1.3. Наличие следов ТС на проезжей части, их характер, расположение по ширине проезжей части, протяженность, при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы торможения и до оси каких колес (передней или задней) измерен след. В случае если ТС в процессе торможения разворачивалось, указать, на какой угол и протяженность участка разворота. В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии либо накатом преодолело участки с различным типом дорожного покрытия (асфальт, гравийное покрытие и т.д.) или с различным состоянием проезжей части (мокрая, сухая, обледенелая и т.д.), необходимо привести последовательность и протяженность каждого участка;

при пересечении под углом, отличающимся от прямого, указать угол пересечения в градусах либо в относительных величинах (подобная ситуация может наблюдаться при съезде ТС с проезжей части на обочину). В случае если ТС в процессе движения в заторможенном состоянии или накатом преодолело какое-либо препятствие, находящееся по уровню выше (ниже) проезжей части (например, бордюрный камень), указать высоту (глубину) этого препятствия (препятствий). В случае если у ТС затормаживались только колеса одной оси (стороны), указать какой (либо какое, если это одно колесо), а также причину незатормаживания. Кроме того, указать другие индивидуальные черты, касающиеся процесса торможения.

1.4. Скорость движения ТС, пешеходов, животных (определяется для последних экспериментально) и т.д.

1.5. Освещенность проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочин, кюветов, откосов и т.д.).

1.6. Дальность видимости элементов проезжей части с рабочего места водителя (определяется следственным экспериментом).

1.7. Координаты места наезда (столкновения, опрокидывания и т.д.) относительно обочин дороги или других элементов.

1.8. Техническое состояние ТС до ДТП.

1.9. Тип, модель ТС.

1.10. Принадлежность государственному учреждению либо индивидуальному владельцу.

1.11. Наличие предупредительных знаков, установленных на ТС (ограничение скорости, ручное управление, глухой водитель и т.д.).

1.12. Степень загруженности ТС (вид груза и его масса, число пассажиров). В случае если груз не габаритный, указать его габариты относительно ТС, а также условие его закрепления на ТС.

1.13. В случае если при расследовании установлены факторы, способствующие совершению ДТП, необходимо указать их (например, вмешательство пассажира в управление ТС).

2. Дополнительные исходные данные для случаев наезда на пешеходов (велосипедистов).

2.1. Момент возникновения опасности для движения либо препятствия, т.е. момент, в который водитель ТС должен принять меры для предотвращения наезда.

2.2. Направление движения пешеходов (в дальнейшем под пешеходами подразумеваются и велосипедисты) для случаев, когда пешеход перед наездом двигался в попутном направлении (параллельно его траектории движения) либо под углом к ТС; в этом случае необходимо указать угол сближения ТС и пешехода, а также с какой, левой или правой, стороны от ТС происходило это сближение;

то же самое для случая движения во встречном для ТС направлении;

 в случае движения в перпендикулярном направлении указать «слева направо», «справа налево».

2.3. Расстояние, которое преодолел пешеход с момента возникновения опасности для движения или препятствия до момента наезда. В случае если пешеход менял темп движения, указать протяженность каждого участка и скорость движения на каждом участке; если пешеход останавливался – время остановки. Для велосипедиста в случае, если велосипед затормаживался перед наездом, указать расстояние, преодоленное в заторможенном состоянии до наезда, и какими тормозами (ручным, ножным, на переднее, заднее колесо) производилось торможение.

2.4. Какой частью ТС был произведен контакт с пешеходом при наезде.

2.5. Указать, применял или не применял водитель ТС торможение перед наездом; если применял – координаты места наезда относительно следов торможения либо, на какое расстояние продвинулось ТС в заторможенном состоянии до или после наезда.

2.6. В случае наезда на пешехода, появившегося из-за препятствия, необходимо указать:

интервал между ТС и препятствием, ограничивающим обзорность;

скорость движения ТС, ограничивающего обзорность, либо что оно находилось в неподвижном состоянии;

вид и модель ТС, ограничивающего обзорность;

направление движения ТС, ограничивающего обзорность;

при одинаковых скоростях ТС и попутном движении - дистанцию;

при различных скоростях ТС при попутном движении, а также при любых скоростях во встречном движении – расстояние от ТС, ограничивающего обзорность, до линии движения пешехода в момент его выхода из-за габарита ТС, ограничивающего обзорность. Для случаев движения пешехода по направлениям, перпендикулярным к направлению движения ТС, все расстояния указываются от места наезда; затормаживалось или нет ТС, ограничивающее обзорность, до линии движения (места наезда) на пешехода, и если да, то координаты следов торможения относительно места наезда.

2.7. Для всех случаев наезда при ограниченной видимости (ночь, туман, дождь, снегопад и т.д.) необходимо указывать дальность видимости препятствия, которое в большинстве случаев отличается от дальности видимости дороги; совпадение этих расстояний крайне редко и маловероятно. Определяются обе величины экспериментальным путем (эксперимент необходимо проводить в условиях наиболее приближенных к условиям на месте совершения ДТП). Дальность видимости, как проезжей части, так и препятствия зависит от множества факторов: конструктивных, атмосферных, технических, субъективных, экологических и т.д. Поэтому в каждом отдельном случае эти величины определяются индивидуально, независимо от среднестатистических данных.

3. Дополнительные исходные данные для случаев столкновения ТС.

3.1.      На перекрестках.

3.1.1. Обустройство перекрестка, его топографо-планировочная схема (расположение домов, деревьев и других препятствий, ограничивающих обзорность). Наличие за светофорными объектами рекламных люминесцентных витрин, совпадающих по своему цвету с цветовыми сигналами светофора, и т.д.

3.1.2. Порядок организации движения ТС на перекрестке и образующих его улицах (дорогах).

3.1.3. Наличие разметки, ее расположение, возможность видеть для водителей из-за снежного или другого покрытия.

3.1.4. Наличие светофорных объектов, расположение на перекрестке, режим (цикл) и характер их работы.

3.1.5. Расположение места столкновения, следов ТС относительно границ перекрестка.

3.1.6. Применяли или не применяли водители перед столкновением торможение; если да, то на каком расстоянии от начала следов торможения произошло столкновение.

3.1.7. Расположение ТС по ширине проезжей части перед выездом на перекресток.

3.1.8. Техническое состояние и загруженность ТС, какими частями произошло их столкновение, наличие факторов, способствующих возникновению ДТП.

3.2.      Дорога вне населенных пунктов.

3.2.1. Попутное или встречное столкновение.

3.2.2. Применялось или не применялось торможение перед столкновением; если да, то на какое расстояние продвинулось в заторможенном состоянии ТС до столкновения, а также после столкновения – до остановки.

3.2.3. Момент возникновения опасности для движения, а также время либо расстояние и скорость движения с момента возникновения опасности (препятствия) для движения до столкновения.

3.2.4. Какими частями столкнулись ТС, их загруженность, техническое состояние и скорость движения.

3.2.5. Если столкновение произошло после выезда одного из ТС на встречную полосу движения либо в соседний ряд, необходимо указать, какое расстояние преодолело ТС с этого момента до столкновения.

3.2.6. Расположение следов ТС, оставленных на проезжей части, относительно оси проезжей части и ее границ.

3.2.7. Расположение места столкновения ТС относительно оси проезжей части и ее границ.

3.2.8. Расположение ТС и их частей после столкновения относительно границ проезжей части и друг друга.

3.2.9. Если столкновение произошло с неподвижным ТС, то указать расположение неподвижного ТС относительно границ и оси проезжей части.

3.2.10. При столкновении в темное время суток необходимо кроме видимости дороги указать расстояние, с которого у водителя была объективная возможность различить неподвижное препятствие (определяется только экспериментальным путем).

4. Дополнительные исходные данные для случаев потери устойчивости ТС.

4.1. Характеристика следов, оставленных на проезжей части (являются ли они следами торможения, бокового скольжения, заноса или торможения с заносом и разворотом ТС; при этом, как правило, следы левой и правой стороны раздваиваются из-за того, что передние и задние колеса ТС двигаются по различным траекториям).

4.2. Величина радиуса и угла закругления (поворота) дороги.

Приведенный перечень исходных данных, использующихся в САТЭ, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет следователям (суду) сориентироваться во всем многообразии исходных данных и представить для исследования именно те из них, которые отвечают особенностям конкретного ДТП. При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю (суду) об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных. Следователь (суд) всегда имеет возможность получить консультацию по указанному вопросу либо у эксперта, направившего ходатайство, либо у иного специалиста – сведущего в САТЭ лица. На стадии подготовки назначения экспертизы наиболее существенную помощь в этом вопросе следственно-судебным работникам может оказать только сотрудник СЭУ.

При оценке экспертного исследования в рамках САТЭ, учитывая ее специфические особенности, необходимо обращать особое внимание на использованные экспертом методики и произведенные расчеты.

С 1990 г. действует Свод методической и нормативно-технической документации, одобренный научно-методическим советом по САТЭ в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. Каждому включенному в Свод документу присвоен инвентарный номер, показывающий, для решения каких задач он предназначен. Таким образом, исключена возможность применения в экспертной практике различных, порой противоречивых методов исследования, допускающих решение одних и тех же задач различными методами, в результате чего эксперты могут давать противоположные выводы даже при одних и тех же исходных данных. Свод охватывает все задачи данного вида САТЭ; все методы, включенные в него, прошли апробацию и утверждены научно-методическим советом по САТЭ.

Специфика судебной экспертизы обстоятельств ДТП заключается в том, что наряду с огромным массивом и разнообразием данных, представляемых следователем (судом), эксперт-автотехник в своих исследованиях использует ряд параметров и коэффициентов, выбираемых им из методической литературы в зависимости от вида и условий совершения ДТП. Данные, которые представляет следователь (суд), на стадии их получения оцениваются им самим, и этим данным придается статус доказательств по делу. Оценка коэффициентов и параметров, используемых экспертом самостоятельно, должна производиться в совокупности со всем заключением САТЭ. Признание заключения эксперта-автотехника доказательством по делу одновременно является признанием доказательством по делу и используемых коэффициентов и параметров. В связи с этим на стадии оценки заключения САТЭ следователю (суду) необходимо обращать внимание и на использованные экспертом параметры и коэффициенты.

В судебной экспертизе технического состояния ТС используются технико-диагностические методы с применением диагностической аппаратуры и стендов, ходовых испытаний, экспресс-диагностики, общей диагностики, поэлементной диагностики и углубленного исследования. Каждый из этих методов имеет свою специфику и предназначен для решения определенных задач. Ходовыми испытаниями исследуются в большинстве случаев ТС, у которых при визуальном осмотре не обнаружено значительных механических повреждений, свидетельствующих о снижении или отказе рабочих систем. В аналогичных случаях для исследования применяется и диагностическая аппаратура. При вероятности снижения работоспособности или отказа какой-либо системы ТС исследование может проводиться с использованием стендов, аппаратуры, а также методами поэлементной, или углубленной, диагностики. Сущность методов общего диагностирования заключается в диагностировании систем ТС (агрегата) по диагностическим параметрам, характеризующим их общее техническое состояние, без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные). Экспресс-диагностика – диагноз, формулируемый из минимального числа общих диагностических параметров. Диагностирование поэлементное (углубленное) – диагностирование систем ТС, агрегатов, узлов по диагностическим параметрам, характеризующим их техническое состояние, с выявлением характера, места, иногда причины отказа (неисправности). Приведенные методы позволяют решить все задачи данного вида САТЭ. Однако непременным условием этого является сохранение объекта исследования (ТС) в том состоянии, которое он приобрел в процессе ДТП.

Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика) – подраздел трасологии, поэтому исследования проводятся с применением трасологических методик с учетом особенностей конструкции ТС (исключением являются методы идентификации). В судебной экспертизе технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП используются методы сравнительного анализа.

В судебной инженерно-психофизиологической экспертизе водителя используется комплекс аппаратурных и бланковых методик, направленных на исследование экспериментальным путем различных особенностей познавательной эмоционально-волевой сферы и личности водителя, совершившего ДТП.

Основными задачами следующего этапа развития САТЭ являются: совершенствование существующих видов (подвидов) САТЭ на основе анализа и обобщения современной экспертной практики, разработка и создание новых видов (подвидов) САТЭ с учетом требований практики расследования уголовных дел по ДТП, компьютеризация экспертного исследования и его методическое обеспечение. В настоящее время отсутствует, но уже получили определенное методическое обеспечение новые виды и подвиды САТЭ, в рамках которых оценивались бы правильность выполнения ремонта, заводской сборки ТС, проведения дорожных работ, техническая грамотность и соответствие нормативным актам действий должностных лиц (регулировщиков дорожного движения и т.д.). Необходима организация экспертиз, связанных с оценкой профессионализма при выполнении своих обязанностей участниками дорожного движения (исключая пешеходов) и лицами, ответственными за обеспечение его безопасности. В такую экспертизу должны быть включены следующие предполагаемые подвиды: профессиональная водительская; ремонтная; сборочная; лиц, находящихся вне транспортного средства на дороге и выполняющих на ней работу.

1 ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

2 В связи с тем, что инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП не вошла как вид САТЭ в перечень существующих в судебно-экспертных учреждениях Минюста России экспертных специальностей, сведения по ней приводятся в сокращенной форме.

3 ДТС — совокупность развивающихся событий на дороге, обусловленных взаимодействием водителя и других участников движения в определенных пространственно-временных границах.

4 Работоспособное состояние объекта – состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять заданные функции, со­ответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской до­кументации.

5 Неисправное состояние ТС – состояние, при котором ТС не отвечает хотя бы одно­му требованию нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

www.sudexpert.ru

Судебная экспертиза после ДТП: как назначить и где проводить

Как правильно назначается судебная экспертиза по ДТП и где проводится? Судебная экспертиза – это самый весомый аргумент в пользу того или иного участника ДТП.

Какие бывают виды судебных экспертиз по факт ДТП, и как не прогадать с назначением экспертизы и выбором эксперта:

  • Автотехническая экспертиза. Она отвечает на вопрос: кто из участников ДТП, какими пунктами ПДД должен был руководствоваться и чьи действия нарушали ПДД? То есть подобная экспертиза фактически определяет, кто именно виновен в ДТП;
  • Трасологическая экспертиза. Она исследует следы на месте ДТП и на транспортных средствах с целью установления тех или иных важных обстоятельств ДТП. В том числе, определяет, кто из участников врет по поводу обстоятельств ДТП, а чья версия является правдоподобной;
  • Автотовароведческая экспертиза. Она определяет действительную стоимость ремонта автомобиля после ДТП, его рыночную стоимость до и после ДТП, а также величину утраты товарной стоимости;
  • Комплексная экспертиза. Это любое из сочетаний вышеуказанных экспертиз.

Как правильно назначить экспертизу и где ее проводить:

  • Экспертиза назначается определением дознавателя ГИБДД или суда, в производстве которых находится дело по ДТП;
  • В определении ставятся конкретные вопросы, на которые необходимо ответить эксперту;
  • Экспертиза проводится за счет того, кто ходатайствует о ее проведении;
  • Расходы на экспертизу впоследствии взыскиваются с проигравшей стороны.

Как сделать, чтобы экспертиза была в вашу пользу?

Необходимо перед назначением экспертизы проконсультироваться с экспертом и сформулировать в ходатайстве правильные вопросы.

Судья или должностное лицо не обязано ставить перед экспертом именно указанные участником ДТП вопросы и не обязано отправлять дело именно в ту организацию, в которую он попросит.

Однако в 80% случаев происходит именно так, поскольку о проведении экспертизы ходатайствует конкретный человек, и он же ее оплачивает.

Следовательно, дело направляется именно в ту организацию, куда просит ходатайствующий. Также и вопросы перед экспертом ставятся обозначенные им.

Как выбрать хорошую организацию для проведения экспертизы?

Нужно позвонить в экспертную организацию и сходить на первичную консультацию эксперта.

На консультации можно узнать:

  • имеются ли в этой организации эксперты с нужной квалификацией;
  • есть ли у них опыт проведения подобных экспертиз;
  • какие вопросы нужно ставить перед экспертом в конкретном случае.

Если кто-либо столкнулся с необходимостью проведения экспертизы, следует записаться на бесплатную консультацию автоэксперта. На консультации можно узнать, что именно нужно сделать в конкретном случае для выигрыша своего дела.

Поделиться:

Нет комментариев

1avtourist.ru

Автотехническая экспертиза ДТП

В статье рассказано о том, что устанавливает автотехническая экспертиза, излагаются правила назначения и проведения автотехнической экспертизы ДТП, рассмотрены вопросы для автотехнической экспертизы, приведен образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу.

 Содержание статьи:

Проведение автотехнической экспертизы ДТП

Автотехническая экспертиза (АТЭ) назначается по делам о дорожно-транспортных в следующих видах процессов – в административном, гражданском, арбитражном, уголовном. Законодательные основы назначения судебных АТЭ регламентируются соответствующими видами процессуальных кодексов. Таким образом, в зависимости от подведомственности дела будет определяться и кодекс, в котором содержится нормативная база.

В подавляющем большинстве случаев вопросы вины в дорожно-транспортных происшествиях решаются в ходе производства по делам об административных правонарушениях или в рамках расследования уголовного дела, предусмотренного   статьей 264 УК РФ. Основываясь на установленной вине в отношении участника дорожно-транспортного происшествия суды, в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, рассматривают иски о возмещении ущерба и вреда, причиненного в ДТП.

Оспаривание вины в нарушении норм ПДД РФ, повлекших причинение вреда, является важным элементом в защите от необоснованного привлечения к правовой ответственности. Анализируя практику расследования дел о ДТП в административном процессе, с сожалением приходится констатировать, что в подавляющем большинстве случаев решение о вине принимаются по усмотрению сотрудника ГИБДД, осуществляющего производство по делу, без назначения автотехнических исследований обстоятельств происшествий. Такой подход удобен для дорожных правоохранителей и избавляет их от лишней работы. Назначить виновного гораздо проще и удобнее, чем доказывать и расследовать ДТП, а иногда и просто - выгоднее.

Все действия сотрудника инспектора ДПС сводятся к оформлению первоначального материала – схемы, объяснений участников аварии, составлении административного протокола и вынесении постановления о вине (либо направлении материала в суд для дальнейшего рассмотрения). Причём аргументы лица, привлекаемого к ответственности относительно его невиновности, не принимаются во внимание, а оправдательная версия о причинах ДТП вообще не проверяется.

Таким образом, при несогласии лица с выдвинутыми в отношении него обвинениями в нарушении норм ПДД РФ, ему следует безотлагательно, не дожидаясь вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы.  Этот документ составляется в письменной форме и приобщается к материалам дела. КОАП обязывает должностное лицо рассмотреть такое ходатайство и вынести по нему мотивированное решение. Если ходатайство о назначении АТЭ не будет рассмотрено, что случается почти повсеместно, или в его удовлетворении будет отказано, то при составлении жалобы на постановление ГИБДД это нужно сделать ещё раз.  

Подробности в статьях:  

В уголовном процессе к доказыванию вины фигуранта ДТП и его правам относятся более бережно и необходимость в назначении экспертизы по оспариванию вины возникает при несогласии подозреваемого (обвиняемого) с заключением первичной автотехнической экспертизы. Причин к тому бывает более чем достаточно – это и низкое качество первоначального материала, и некорректная постановка вопросов перед экспертом, и несоответствие исходных данных фактическим обстоятельствам дела. При таком положении дела оспаривание вины в ДТП заключается в понуждении следователя к назначению дополнительной АТЭ. Ведущая роль в решении этой задачи возлагается на адвоката, выполняющего функцию защиты участника ДТП.

Образец ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы по гражданскому делу

В тех случаях, когда административное или уголовное расследование заходит в тупик и вина ни одного из участников в совершении ДТП не определена, пострадавший водитель, претендующий на полное возмещение причиненного ущерба, вынужден будет обращаться в суд. По правилам гражданского процессуального законодательства на истца возлагается обязанность доказать исковые требования, а значит и вину ответчика в причинении ущерба. Без назначения судебной автотехнической экспертизы, устанавливающей фактического виновника, такой иск не имеет ни малейших шансов быть удовлетворенным. Истец оформляет ходатайство и приобщает его к материалам дела. Суд как правило после его рассмотрения назначает судебную АТЭ.

Образец ходатайства выглядит следующим образом

                                                                                     В Н-ский городской суд                                                                                      Истец: Иванов Иван Иванович,                                                                                      проживающий по адресу:                                                                                     г. Н-ск, ул. Пушкина 4/19

                                                                                     Ответчик: Петров Петр Петрович    

                                                                                     проживающий по адресу:                                                                                     г. Н-ск, ул. Ленина 32/129              

                                                   ХОДАТАЙСТВО

                      / о назначении судебной автотехнической экспертизы/

   В целях доказательственного подтверждения исковых требований по иску о возмещении материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием и необходимости экспертной оценки действий водителей – участников ДТП, основанной на специальных познаниях в области автотехники, в соответствии со статьями 35, 56, 79 ГПК РФ

 ПРОШУ:

1.    Назначить по материалам дела судебную автотехническую экспертизу. 2.    Производство экспертизы поручить экспертам Центра судебных экспертиз Центральному округу, юридический адрес: г. Н-ск пер. Доломановский, № 1893.    На разрешение экспертов поставить следующий вопросы:•    Как должны были действовать водитель автомобиля Мазда 6 государственный регистрационный номер Х 292 СУ/777 Иванов И.И. и водитель автомобиля Хёндэ Х -12.5 государственный регистрационный номер А 738 ОВ/150 в условиях дорожной обстановки на месте ДТП, произошедшего 30 августа 2017 года в 13 часов 40 минут на участке трассы М 4 100 км. + 50 м.?•    В действиях какого водителя имеются несоответствия техническим нормам и требования Правил дорожного движения РФ, состоящие в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием?

4.    Оплату экспертизы гарантирую.

Приложение: копия ходатайства для ответчика.

Истец: / И.И. Иванов/.

Вопросы автотехнической экспертизы ДТП

Автотехническая экспертиза устанавливает и исследует технические параметры транспортных средств, колесных шин, физические свойства дорожного покрытия, применительно к конкретным погодным, дорожным и метеорологическим условиям. На основании специальных познаний эксперт – автотехник определяет степень соответствия действий водителей транспортных средств требованиям ПДД РФ.  При этом решение правовых вопросов не входит в его компетенцию. Все вопросы можно условно разделить на несколько блоков.

  • Вопросы, определяющие физические параметры и величины, являющиеся исходными при экспертном исследовании. Сред и них – коэффициенты сцепления, торможения, параметры и траектории движения пешехода и транспортных средств, их следов.
  • Вопросы, относящиеся к оценке действий водителей транспортных средств, применительно к условиям дорожно-транспортного происшествия. При этом действия оцениваются с точки зрения технических требований ПДД РФ, а не правовых. То есть речь идет о правильности использования приемов управления транспортом для обеспечения безопасности и предписаний ПДД РФ. Итогом работы эксперта по решению вопросов относящихся к этому блоку, является определение причинно-следственной связи действий учеников ДТП с фактом самого происшествия (то тесть чьи действия явились причиной автотранспортного происшествия).
  • Вопросы по определению параметров движения транспортных средств на различных этапах (стадиях) дорожного происшествия с участием транспортных средств: расчетная скорость движения перед столкновением, вероятная траектория движения, момент возникновения опасности для водителя и прочее. Решение этих вопросов позволяет определить экспертным путем наличия у водителей транспортных средств технической возможности предотвратить ДТП.
  • Вопросы анализа состоятельности противоречивых версий водителей – участников происшествия и показаний его очевидцев. То есть эксперт в определенных случаях имеет возможность либо подтвердить, либо опровергать показания указанных лиц и обосновать свои выводы путем расчетов.

В заключении статьи отметим, что автотехническая экспертиза ДТП располагает большими потенциальными возможностями. При грамотном подходе, требующим профессионализма, любое, даже самое запутанное и сложное дорожно –транспортное происшествие может быть успешно объективно расследовано. Если вам пришлось столкнуться с необоснованным обвинением в нарушении ПДД РФ, отстаивайте свою позицию до конца. Не забывайте о том, что ни какое постановление ГИБДД по делу об административном правонарушении, ни одно обвинительное заключение по статье 264 УК РФ не являются бесспорными с юридической точки зрения, если они не подтверждены вступившим в законную силу решением суда.

femida-info.ru

Можно ли оспорить судебную экспертизу по ДТП?

Если произошло серьезное дорожно-транспортное происшествие, то без применения специальных познаний в самых различных областях науки и техники, невозможно определить, кто является виновником происшествия.

Поэтому возникает необходимость в назначении и проведении различных судебных экспертиз. Однако результат таких исследований не всегда удовлетворяет стороны или одну из сторон ДТП.

В связи с этим, действующим законодательством предусматривается возможность не согласится с выводами экспертизы, и ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы.

Действующее российское законодательство предусматривает возможность назначения экспертиз по делам о нарушении правил дорожного движения, руководствуясь нормами таких нормативно-правовых актов, как:

  • уголовно-процессуальное законодательство, которое предоставлено УПК Российской Федерации;
  • административно-процессуальное законодательство, которое предоставлено АПК Российской Федерации;
  • гражданско-процессуальное законодательство, которое предоставлено ГПК Российской Федерации.

Руководствуясь указанными кодексами, стороны дорожно-транспортного происшествия могут воспользоваться своим правом, для того чтобы обжаловать результаты судебной экспертизы, с выводами которой они не согласны.

А так как в суде каждая из сторон имеет право предоставлять свои доказательства, то противоположная сторона наделена правом с ними не соглашаться.

Поэтому нормы действующего законодательства, наделяют каждую из сторон судебного разбирательства такими правами:

  • не согласиться с выводами судебной экспертизы в целом и оспорить их, заявив соответствующее ходатайство;
  • не согласиться с самим ходом проведения судебного исследования и оспорить его;
  • заявить отвод специалисту, который был привлечен в качестве эксперта, усомнившись в его компетентности, соответствующей квалификации и личной заинтересованности в предоставлении заключения в пользу одной из сторон;
  • оспорить заключение судебного эксперта на основании неправильно примененных методик исследования.

Когда назначается судебная экспертиза при ДТП

Одним из направлений проведения судебной экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях, является определение размера причиненного столкновением ущерба.

При этом каждая из сторон может воспользоваться своим правом на проведение дополнительной экспертизы, путем привлечения для такого исследования независимого эксперта или же специалиста, который может быть представлен страховой компанией.

В результате проведения судебных экспертиз по делам о ДТП, выясняются вопросы:

  • о стоимости транспортных средств, которые стали участниками происшествия;
  • в результате чего транспортному средству были причинены повреждения. Бывают случаи, что до ДТП транспортное средство уже было повреждено, поэтому данные повреждения не имеют никакого отношения до происшествия и должны быть исключены из исследования;
  • какое техническое состояние было у транспортного средства в момент столкновения с другим участником происшествия;
  • имеются ли на исследуемом транспортном средстве повреждения, которые не видны без применения специальных средств и технических устройств;
  • какова стоимость восстановительных ремонтных работ по конкретному транспортному средству, которое пострадало в результате ДТП.

Если проводится экспертное исследование конкретного транспортного средства, то в обязательном порядке должны быть указаны все его номерные детали. Это позволит в дальнейшем определить подделку.

В связи с тем, что в большинстве случаев, экспертизы проводятся по инициативе участников дорожно-транспортного происшествия, то расходы на их проведение возмещаются за счет инициатора такого исследования. Поэтому количество экспертиз законодательно не ограничивается.

При несогласии с выводами судебного эксперта, которые изложены в акте судебной экспертизы, заинтересованная сторона имеет право обжаловать полученные данные, заявив соответствующее ходатайство.

Федеральный закон №73 от 31 мая 2001 года, который регулирует государственную экспертную деятельность, предоставляет право стороне, которая не согласна с выводами экспертизы, обратиться за помощью к независимому эксперту и добиться получения нужного результата.

Помощь в этом можно получить и от сотрудников страховой компании, у которой застрахован поврежденный автомобиль.

Однако прежде чем обращаться к независимому специалисту, подготовьте такие документы:

  • национальный паспорт;
  • документы на транспортное средство в виде паспорта на ТС и свидетельства о постановке автомобиля на регистрационный учет;
  • акт осмотра транспортного средства на месте ДТП;
  • справка, выдаваемая сотрудниками ГИБДД о том, что транспортное средство пострадало в результате дорожно-транспортного происшествия.

В каких случаях заключение эксперта можно оспорить?

Участник дорожно-транспортного происшествия наделен правом на обжалование заключения судебного эксперта в таких случаях:

  • если заключение эксперта является ложным;
  • если заключение эксперта ошибочное.

Для такого вывода достаточно мнения участника ДТП, который ходатайствует о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Так как заключение судебной экспертизы является доказательством при судебном рассмотрении дела, поэтому сторона, которая не согласна с ним на основании того, что данные исследования являются ложными, имеет право оспаривать такое заключение и ходатайствовать о проведении независимой экспертизы.

То есть в данном случае речь идет о преднамеренном включении специалистом ложных сведений в результаты исследований, на основании которых затем и делается вывод.

При ошибках в заключении речь не идет о преднамеренных действиях специалиста. В данном случае, это может быть результатом недостаточной компетентности в виду малого опыта работы по данной специальности.

Действующее законодательство предусматривает, что экспертной деятельностью может заниматься лицо, которое обладает специальными познаниями в той или иной области исследований и может дать правильную оценку дорожно-транспортному происшествию.

Сторона, которая не согласна с результатами заключения судебного эксперта, прежде чем обжаловать акт экспертизы, должна определиться, по каким критериям следует считать выводы эксперта неправильными:

  • использовать свое право на обжалование доказательств, которые предоставлены суду второй стороной;
  • если судебный спор решается в порядке гражданского судопроизводства, то заключение эксперта не относится законом к обязательному доказательству, поэтому противоположная сторона может выразить свое аргументированное несогласие и требовать проведения независимой экспертизы, предоставив вопросы, на которые специалист должен дать ответы;
  • следует понимать, что только обоснованное ходатайство убедит судью в необходимости назначения повторной или дополнительной экспертизы, поэтому если сторона не имеет надлежащих познаний, желательно обратиться за помощью к специалисту;
  • если имеются сведения, что специалист, который был приглашен в качестве эксперта, был заинтересован в предоставлении конкретного результата, то это будет основанием для назначения независимой экспертизы;
  • в том случае, если сторона представит доказательства того, что специалист не имеет надлежащей квалификации в проведении данных исследований или применил неверную или устаревшую методику, то это будет основанием для назначения дополнительной экспертизы, которая будет проводиться другим специалистом.

Для того чтобы можно было оспорить результаты экспертизы по делу о дорожно-транспортном происшествии, следует соблюсти такой порядок:

  • стороны по делу должны быть ознакомлены с постановлением о назначении экспертизы, с вопросами, которые вынесены на разрешение эксперта и также исходными данными, которые предоставляются эксперту. Если сторона не была ознакомлена с таким документом, то это уже является основанием для повторного проведения исследований, так как стороной могут быть заявлены вопросы, которые ранее не ставились для разрешения эксперту, а также представлены дополнительные доказательства, которые следует учитывать при проведении экспертизы;
  • получив заключение эксперта, водитель должен внимательно его изучить, уточнить, на все ли вопросы эксперт дал ответ, не содержатся ли в выводах противоречивые данные, которые позволяют трактовать заключение неоднозначно. Если такие данные есть, то следует усомниться в компетентности специалиста;
  • в случае необходимости оспорить выводы эксперта, изложенные в его заключении, следует заявить ходатайство о вызове в суд данного специалиста, и в ходе судебного заседания, путем задавания вопросов, показать несостоятельность его выводов, которые убедят судью назначить повторную экспертизу;
  • если заключение эксперта будет неполным, или изложенная информация будет сомнительной, то однозначно следует ходатайствовать перед судом о назначении повторной экспертизы.

Действующее законодательство не предусматривает конкретной формы такого ходатайства, однако, судебная практика выработала общепринятые требования к таким документам.

Поэтому составляя ходатайство на имя суда о назначении повторной экспертизы по делу о дорожно-транспортном происшествии, необходимо, соблюдая деловой стиль написания документа, придерживаться следующих правил:

  • в правой части листа сверху указывается, кому адресуется документ, и кто заявляет ходатайство;
  • документ должен содержать название – ходатайство о назначении повторной экспертизы;
  • во вступительной части ходатайства следует указать данные о проведенной экспертизе, каким экспертом, где он работает;
  • в описательной части следует указать, какие выводы сделаны экспертом, перечислить доводы, почему с ними согласиться нельзя, и обосновать необходимость назначения повторной экспертизы;
  • в заключительной части ходатайства указывается просьба к суду удовлетворить ходатайство, назначить повторную экспертизу, указать, кому или какому экспертному учреждению следует поручить проведение повторной экспертизы, а также предложить свой перечень вопросов, на которые следует ответить при проведении повторной экспертизы;
  • к ходатайству можно приложить документы, которые считает необходимым заинтересованная сторона;
  • слева внизу проставляется число, месяц и год составления ходатайства, подпись заявителя и расшифровка его фамилии.

Исковое заявление о повторной судебной экспертизе по ДТП можно скачать здесь.

Данное ходатайство может заявить как лицо, которое было участником ДТП, так и его доверенное лицо, которое может действовать на основании доверенности, а также адвокат, представляющий интересы соответствующего участника происшествия.

Решение по заявленному ходатайству принимает судья в процессе рассмотрения дела: ходатайство может быть удовлетворено полностью, частично или в удовлетворении ходатайства может быть отказано.

Поделиться:

Нет комментариев

1avtourist.ru


Смотрите также

Возврат к списку