В статье мы расскажем о трасологической экспертизе при ДТП, разъясним в каких случаях целесообразно ее назначать, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
В процессе любого автодорожного происшествия образуется множество следов.
Транспортные средства, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные по своей природе следы: скольжения, торможения, юза, волочения и т.д.
При столкновении между собой, на автомобилях образуются не только «вмятины», но и другие механические повреждения, такие как задиры, порывы, царапины.
Каждый отдельно взятый след несет в себе информацию о том, каким образом развивалось происшествие в конкретной фазе.
Исследование всей совокупности следов, дает нам представление о едином механизме дорожно-транспортного происшествия.
Изучение следов аварии, в целях расследования ее причин и обстоятельств, входит в предмет трасологической экспертизы при ДТП.
Основная задача, решаемая трасологической экспертизой, заключается в определении механизма автодорожного происшествия.
Механизм происшествия отражает последовательность всех его стадий, от начала до конца.
Например, разобраться без трасологии невозможно при авариях, связанных с перестроением транспортных средств, движущихся попутно. Когда оба участника происшествия говорят о том, что они двигались без изменения направления движения.
Причем каждый из водителей утверждает, что его оппонент совершал маневр перестроения и не выполнил требование ПДД РФ о предоставлении преимущества в движении транспортному средству, движущемуся без изменения направления движения, то есть прямо.
Также к транспортной трасологии обращаются в тех случаях, когда требуется провести идентификационное сравнение следов происшествия с представленными образцами.
Например, при осмотре поврежденного автомобиля с места происшествия были изъяты образцы следов наслоения автоэмали, оставленные скрывшемся с места аварии транспортным средством.
В ходе расследования дела по подозрению в совершении происшествия задержан автомобиль, имеющий следы отслоения автоэмали на переднем бампере. Обнаруженные на задержанном автомобиле следы по цвету, форме и характеру образования соответствуют следам, изъятым при осмотре поврежденного автомобиля.
Для ответа на вопрос о причастности задержанного автомобиля к дорожной аварии назначается трасологическое экспертное исследование.
Статьи в помощь:
Осмотр места происшествия при ДТП
Протокол осмотра места ДТП образец
Участникам дорожных автотранспортных происшествий следует знать, что объектами трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются следы, то есть зафиксированные материально отражения отдельных предметов, транспортных средств, людей.
Без следов не может быть никакой трасологии.
Круг вопросов, решаемых посредством проведения данной экспертизы, достаточно широк.
В зависимости от исследуемых объектов, целей и задач экспертизы, можно выделить три группы вопросов.
Первая группа вопросов направлена на определение групповой принадлежности автомототранспортных средств:
Вторая группа вопросов применяется в целях установления целого по частям:
Третья группа вопросов связана с установлением конкретного автомототранспортного средства:
Эксперты – трасологии в своих исследованиях могут решать ряд вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортной аварии.
Участникам производства по делу предлагаем следующие формулировки задач для экспертного трасологического исследования.
Определить механизм происшествия (указать дату, время, место и состав участников).
Определить место столкновение транспортных средств (место наезда на пешехода, наезда на препятствие).
Соответствует ли место столкновения (наезда), указанное на схеме места происшествия экспертным расчетам?
Определить место наезда на пешехода (препятствие).
Какова последовательность столкновения АМТС?
Какими частями АМТС произошло контактное взаимодействие?
Определить угол столкновения АМТС?
Кто из указанных в постановлении о назначении экспертизы лиц, находился за рулем автомобиля?
Трасология назначается всегда, когда речь идет о столь распространенных в наше время «подставах».
Широкое распространение получило назначение транспортно – трасологических экспертиз страховыми компаниями.
Именно этот вид транспортной экспертизы достоверно и точно определяет соответствие повреждений на транспортных средствах механизма и обстоятельствам дорожно- транспортного происшествия.
Данная экспертиза может быть назначена на любой стадии производства по делу, однако, оптимально проводить исследование в ходе дознания (предварительного расследования).
Именно эта стадия нацелена на установление лица виновного в совершении аварии.
Нормативной базой для назначения и проведения трасологической экспертизы при ДТП, являются процессуальные кодексы РФ – УПК, ГПК, АПК и нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья в помощь:
Как оспорить независимую экспертизу по ДТП
По общему правилу, трасологическое экспертное исследование проводится в рамках комплексной транспортно-трасологической или дорожно-автотехнической экспертизы.
Участники производства по делу об автоаварии для решения организационных вопросов при назначении трасологической экспертизы могут воспользоваться рекомендациями, изложенными в статьях раздела сайта «Экспертизы дорожно-транспортных происшествий».
Статьи в помощь:
Независимая экспертиза после ДТП
Автотехническая экспертиза при ДТП
Дорожно-транспортная экспертиза
В заключение статьи хочется отметить, что информация о трасологической экспертизе при ДТП, изложенная в настоящей статье, может быть сложна для ряда наших читателей.
Конечно же все рекомендации носят сугубо общий характер.
Разбираться в каждой спорной дорожной аварии следует с учетом всех обстоятельств дела и, при необходимости, с привлечением профессиональных автоюристов.
Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp
Трасология – это специализированный раздел криминалистики, посвященный изучению закономерностей и механизма образования различных следов.
Следы могут быть оставлены разнообразными предметами: орудием взлома, например, при проникновении в жилище, шинами автомобиля и т.д. Об особенностях проведения экспертного исследования автотранспорта и оставляемых им следов расскажем в предлагаемой статье.
Трасологическая экспертиза — это способ доказать свою невиновность в ДТП на законных основаниях.
Трасологическая экспертиза при ДТП – это профессиональное исследование следов автотранспорта, направленное на установление механизма и обстоятельств аварии.
Экспертиза может быть назначена судом при рассмотрении уголовных или гражданских дел, а также проводится и по желанию участников ДТП при возникновении спорных ситуаций. Наиболее частые из них:
Важно помнить, что главная цель экспертизы – это реконструкция технических обстоятельств аварии. В компетенцию эксперта входит:
Эксперт при проведении исследования не вправе касаться юридической части вопроса, то есть делать выводы о правомерности тех или иных действий и, тем более, определять виновность его участников. Это компетенция сотрудников ГИБДД и суда.
Эксперт, проводящий экспертизу, — это специалист-автотехник, обладающий соответствующими знаниями, имеющий высшее образование и опыт работы.
Эксперт может быть государственным или независимым. Обращение к услугам последних чаще всего более практично из-за отсутствия очередей и гибких условий сотрудничества.
К выбору эксперта стоит относиться ответственно, так как результаты его работы могут быть представлены в государственные органы или суд. Поэтому наличие опыта и репутации имеет огромное значение.
Провести экспертизу по закону может только специалист со специальным допуском.
Трасологическая экспертиза может проводиться сразу же после совершения ДТП, а также по прошествии времени на основании составленных документов и сохранившихся следов.
Разумеется, оперативное прибытие эксперта на место – лучший вариант, который позволяет не только воочию увидеть аварию, но и тщательно зафиксировать все оставленные следы при помощи фото и видеосъемки.
Квалифицированная экспертиза проводится на основании разработанных и утвержденных государственными органами стандартов, которые предполагают следующий порядок ее выполнения:
Перед назначением экспертизы лучше получить консультацию специалиста.
Для проведения полного и всестороннего исследования эксперту требуются документы. В стандартный набор входят:
Не исключены ситуации, когда эксперту потребуются дополнительные сведения. В таких случаях эксперт обязан указать, какая именно информация ему необходима. Например, часто требуются документы о производимом ремонте автомобиля, покраске, замене частей автомобиля и т.д.
Изучение следов колес автомобиля наиболее информативно и несет в себе сведений даже больше, чем отпечатки пальцев человека. Опытный эксперт по ширине оставленного следа, а также расстоянию между дорожками следов, может определить массу машины и величину базы (расстояние между осями) автомобиля.
Анализ следов шин — один из главных способов установления траектории движения автомобиля.
Эта информация позволит с высокой точностью установить марку машины. Однако определение марки – не главная задача эксперта. Гораздо важнее отследить направление движения транспортного средства, длину оставленной дорожки, которая часто обозначает тормозной путь машины и, соответственно, скорость движения до столкновения. Все эти сведения и дают следы колес.
Работа эксперта значительно упрощается, если шины имеют индивидуальные признаки (потертости, царапины, порезы). Их изучение с абсолютной точностью позволяет идентифицировать автомобиль, который оставил имеющиеся следы.
Экспертиза отколовшихся частиц краски позволяет идентифицировать автомобиль, их оставивший, а также может показывать точки соударения автомобилей, что позволяет определить взаимное расположение участников сразу после ДТП, даже если в последующем транспортные средства были сдвинуты.
В качестве материала для исследования подходят и другие элементы автомобиля: осколки фар, бампер, части кузова, пятна масла.
Для идентификации автомобиля часто используют оставленные на месте ДТП осколки фар и подфарников. Края пробоин в фарах и края стеклянных осколков имеют трехмерное измерение, что позволяет с высокой точностью определить принадлежность осколка к конкретному транспортному средству.
Задача любого эксперта – это дача ответов на конкретные, четко сформулированные вопросы. Ответы эксперт сопровождает разъяснениями и четкими фактами подтверждает их обоснованность и правильность.
Вопросы к эксперту формулируются исходя из конкретной ситуации. Например, их перечень будет существенно различаться при столкновении двух автомобилей и наезде на пешехода. Обычно перед экспертом ставятся две группы вопросов:
К первой группе можно отнести следующие вопросы:
Вторая группа вопросов более многочисленна и направлена на уточнение всех деталей произошедшего ДТП. К ней можно отнести следующие вопросы:
При желании можно назначить проведение экспертизы нескольким организациям для получения достоверного результата.
Найти эксперта для проведения трасологической экспертизы не сложно. На сегодняшний день подобную услугу предлагают как государственные, так и частные экспертные учреждения.
Гораздо важнее понимать, кому именно вы доверяете проведение экспертизы. Привлеченный эксперт должен иметь все необходимые документы, подтверждающие его квалификацию и право на проведение официальных экспертиз.
Перед проведением экспертизы с экспертным учреждением заключается договор, в котором должны быть прописаны все детали сотрудничества:
Только после оформления договора можно оплачивать услугу и соответственно привлекать эксперта к работе.
Что касается сроков проведения трасологической экспертизы, то они могут существенно различаться. Для проведения одной экспертизы опытному специалисту необходимы 1-2 дня. Однако чаще всего экспертизы проводятся в течение 1-2 недель.
Если речь идет о сложном ДТП, с несколькими участниками, имеются пострадавшие, причинен значительный ущерб, то цена трасологической экспертизы при ДТП значительно дороже и начинается от 10 тысяч рублей.
Об особенностях трасологической экспертизы при ДТП узнайте из видео:
Объективное и компетентное заключение независимого эксперта-трасолога в ряде случаев позволяет уберечься от уголовного преследования или от необоснованного возмещения крупной суммы ущерба, причиненного другим участникам ДТП. В свою очередь, оперативное привлечение эксперта, его квалификация и репутация – это лучшие гарантии его объективности и компетентности выданного заключения.
Источник: https://autourist1.ru/sporny-e-situatsii-na-doroge/dtp/trasolog.html
Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия.
Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца.
Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования.
Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д.
Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.
Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.
Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:
1. Определения суда.
2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.
3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.
В определении должны быть отражены следующие сведения:
Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.
Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:
1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.
3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.
4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.
5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.
Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.
Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами.
Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение.
Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.
Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:
1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.
2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.
Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.
4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.
5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.
6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.
7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.
8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.
Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.
Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.
Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.
1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:
2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:
3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство
4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП
Примерный список:
5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?
Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.
Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.
Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:
1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.
2. В суде первой инстанции.
3. На стадии апелляции.
Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.
Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.
Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:
Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта.
Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный.
Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.
Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени.
В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы.
Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.
Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой.
Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно.
Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.
Источник: https://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/trasologicheskaya-ekspertiza
Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии.
Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП.
Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.
Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:
Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.
Страховая отказала в выплате
Читайте об основаниях для отказа в выплате по ОСАГО в этой статье
Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:
Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.
Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении.
Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.
Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.
Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:
Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.
Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:
Источник: https://roadadvice.club/2727-trasologicheskaya-ekspertiza-pri-dtp-chto-eto-takoe-v-kakih-sluchayah-provoditsya
Большинство автолюбителей ничего не знают о назначении трасологической экспертизы и ее важной роли в определении виновности того или иного участника дорожно- транспортного происшествия. На дороге возможны разные ситуации.
Опытного водителя, соблюдающего ПДД, может подрезать какой-то «лихач» и спровоцировать автоаварию с тяжёлыми последствиями. Доказать свою невиновность автовладелец сможет при помощи трасологической экспертизы. Рассмотрим подробно этот вопрос.
ЭЛЕКТРОННОЕ ОСАГО
Тип автомобиля
техника
Водители
Марка автомобиля Модель автомобиля Начать расчет ОСАГОКАСКО
Моментальный расчет и сравнение цен
Трасологическая экспертиза – это исследование следов оставленных, как на месте дорожно-транспортного происшествия, так на автомобилях с целью расследовать причины и обстоятельства происшествия. Ведь, в процессе каждой автомобильной аварии остается множество следов. Машины, двигаясь по дороге, оставляют на ней различные следы: торможения, скольжения и т.д.
На автомобилях после столкновения остаются разные механические повреждения: царапины, задиры, вмятины и т. д. Изучение каждого отдельного следа может предоставить информацию, как развивалась авария в конкретной фазе. Исследование всех следов на транспортных средствах, ставших участниками происшествия, а также на месте столкновения дает представление о механизме ДТП.
Под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимают последовательность всех стадий происшествия от начала и до конца.
Эксперты-трасологи могут определить вид оставленных следов, какому транспортному средству они принадлежат, при каких обстоятельствах они были оставлены, а также, сколько с этого момента прошло времени.
Трасологическое исследование заказывают с целью:
Таким образом, проведение исследования экспертом-трасологом позволяет обнаружить следы автомобильной аварии, изучить их, а также установить причины их появления. Объектом трасологической экспертизы являются следы. В результате проведения экспертизы определяется механизм дорожно-транспортного происшествия.
Профессиональные трасологи в своей работе применяют специальные методы исследования следов. Поэтому, проводить такую экспертизу могут только компетентные специалисты экспертных организаций.
Когда заказывается трасcологическая экспертиза после ДТП?
Подобное исследование необходимо провести в следующих случаях:
Как видим, на основании трасологического исследования экспертам удается определить ход произошедших событий и установить мельчайшие подробности дорожно-транспортного происшествия. В результате проведения экспертизы будет установлен виновник автомобильной аварии.
Также, трасологическая экспертиза применяется при расследовании угона автомобиля. Трасологи устанавливают направление движения транспортного средства.
Трасологическое исследование, как правило, проводят не самостоятельно, а в рамках комплексной дорожно-автотехнической или транспортно-трасологической экспертизы.
Широкое распространение получила именно вторая комплексная экспертиза. Она помогает определить соответствие повреждений на автомобиле обстоятельствам и механизму столкновения.
Назначить трасологическую экспертизу можно на любой стадии рассмотрения дела о дорожно-транспортном происшествии. Но все же, желательно, такое исследование проводить до передачи дела в суд.
Ведь, именно на стадии расследования дела, необходимо установить виновника автомобильной аварии.
Требовать или назначать трасологическую экспертизу могут сотрудники правоохранительных органов или судьи.
Автолюбители и страховые компании на стадии расследования дела имеют возможность заказать трасологическое исследование у независимых экспертов. Во время судебного процесса они могут подать ходатайство о назначении такой экспертизы.
Страховые компании заказывают трасологическое исследование после дорожно-транспортного происшествия для того, чтобы подтвердить страховой случай. Если будет установлено, что водителем автоавария сфальсифицирована, то страховщик откажется компенсировать причиненный ущерб.
Ходатайство представляет собой заявление просьбы к суду от участников процесса или их представителей. Участниками судебного процесса являются: потерпевший при ДТП автолюбитель; водитель, спровоцировавший столкновение или его страховая компания.
В ходатайстве указывается конкретная экспертная организация или эксперт-трасолог, которым заявитель доверяет провести исследование. Желательно подавать просьбу в письменном виде.
Документ обязательно содержит перечень вопросов, на которые должен ответить трасолог в ходе проведения экспертизы, а также за чей счет будет проводиться исследование. Ходатайство подается во время судебного заседания. Другие участники процесса могут вносить свои предложения по формированию списка вопросов экспертизы.
Окончательное решение о назначении трасологического исследования после автоаварии принимает только судья. Именно он имеет право сформировать окончательный перечень вопросов для трасолога. Таким образом, цель трасологической экспертизы по ДТП — проверить доказательства, имеющиеся в деле, или получить новые.
Процедура проведения трасологического исследования состоит из пяти этапов.
1 этап: трасологу передается пакет документов, фотографии, а также видеоматериалы.
Эксперту понадобятся следующие материалы:
Как правило, перечисленных материалов достаточно для проведения качественного исследования. При «тяжелых» автомобильных авариях трасологу могут понадобиться дополнительные документы.
2 этап: эксперт изучает предоставленные ему материалы и составляет детальный план проведения исследования. Он встречается с автолюбителем для уточнения обстоятельств аварии.
Фото места аварии с пояснениями.
3 этап: трасолог осматривает поврежденный автомобиль. При возникновении необходимости, он может осмотреть машину другого участника столкновения. Если исследование проводится по инициативе сотрудников полиции после автомобильной аварии, то эксперт выезжает на место столкновения.
Когда экспертиза проводится в ходе судебного разбирательства и машины уже отремонтированы, то трасолог будет работать только с документами и фотографиями.
4 этап: специалист обрабатывает, собранные на предыдущих этапах данные и составляет заключение, которое еще называют схема ДТП. При необходимости, он может взять у участников аварии дополнительные объяснения.
5 этап: готовое заключение передается заказчику или направляется в суд.
Хочется заметить, что чем больше будет фотографий, сделанных с разных ракурсов, а также грамотно составленных документов при оформлении ДТП и проведении осмотра автомобиля тем быстрее и точнее будет составлено заключение трасолога.
Расположение автомобилей.
Трасологическая экспертиза относится к дорогим исследованиям. Ее цена, в среднем, варьируется от 7 тыс. рублей до 15 тыс. рублей. Иногда, при сложных обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, стоимость исследования может быть еще выше. Стоимость зависит от сложности ситуации, количества документов и фотографий, а также срока выполнения.
Если нужно выполнить судебную трасологическую экспертизу, то специалистам отводится на все работы от нескольких дней до недель. Судья назначает дату заседания, на которое необходимо подготовить заключение экспертизы. Трасологи выполняют сложную работу в сжатые сроки и, соответственно, стоимость исследования будет максимальной – 15 тыс. рублей.
Когда эксперты не ограничены во времени, то они занимаются исследованием столько, сколько им понадобиться. В среднем, трасологи предают заказчику готовое заключение приблизительно через месяц. Если автолюбитель предоставил эксперту достаточное количество материалов и не выставлял временные ограничения, то экспертиза обойдется в 7-8 тыс. рублей.
Подводя короткий итог, хочется сказать, что автолюбитель, которого признали виновным в ДТП, для опровержения таких обвинений может заказать трасологическую экспертизу.
Проведенное исследование выявит виновного в ДТП и тем самым с автовладельца будут сняты необоснованные обвинения.
Удачи вам на дороге!
Источник: https://detepe.ru/expert/trassologicheskaya-ekspertiza-po-fotografii.html
Поделиться:
Нет комментариев
Привет, с вами Кулик Илья.
Страховая говорит, что вы сами сломали бампер и отказывает в выплате? Или сосед утверждает, что вы поцарапали его машину, стоявшую во дворе, хотя ваш авто в день происшествия находился в другом районе?
Если бы не трасологическая экспертиза при ДТП, доказать свою правоту будет очень трудно, если не невозможно. Что это такое и когда ей нужно пользоваться – об этом я расскажу в этой статье.
Вообще, трасологическая экспертиза – широкое понятие, широко распространённое в криминалистике. Транспортно трасологическая экспертиза проводится по делам, касающимся движения и взаимодействия транспортных средств (ТС). Она является разновидностью автотехнической.
Трасологическая экспертиза – это процессуальное действие, в результате которого эксперт, обладающий специальными знаниями и навыками, и соответствующей компетенцией, производит исследование различных следов, получившихся в результате дорожно-транспортного происшествия для определения механизма и причины их появления, а также кем они оставлены.
К исследуемым следам относятся:
Определение природы возникновения повреждений поможет установить:
Расследование следов на дороге, взаимного расположения автотранспортных средств, осколков позволяет установить обстоятельства ДТП.
Исследование следов, возникших из-за происшествия, может потребоваться, когда:
Первый случай наблюдается, например, когда страховая утверждает, что дефекты автомобиля не могли возникнуть из-за конкретного ДТП. А также когда необходимо точно установить какие именно автомобили контактировали. Например, когда виновник скрылся с места аварии. Исследование краски, оставленной на соприкасавшихся деталях поможет определить действительно ли предполагаемый автомобиль был участником происшествия.
Вторая ситуация возникает, когда надо установить, как двигались транспортные средства и двигались ли вообще, нарушались ли ПДД (например, превышение скорости), имелась ли у водителей возможность предотвратить столкновение и так далее. Основываясь на ответах по этим вопросам, можно установить, кто виновен в аварии.
В общем, можно сказать, что трасологическая экспертиза может потребоваться всем попавшим в аварию, независимо от того, виновник или потерпевший тот или иной участника, пригодится при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по каско.
Выполняя экспертизу, специалист должен решить задачи, которые поставлены перед ним. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтобы, после получения ответа на него, тот или иной факт становился очевидным.
Итак, эксперт-трасолог по оставленным следам может решать такие вопросы:
Основываясь на ответах на указанные вопросы, эксперт может решить, могли ли повреждения возникнуть в результате исследуемой аварии, была ли возможность предотвратить столкновение, были ли нарушены правила движения (превышение скорости, пересечение сплошной) и другие подобные.
Эксперт-трасолог не имеет права определять кто и насколько виноват. Это не входит в его компетенцию. Подобные вопросы решает судья по результатам проведённого исследования.
Её можно сделать на любом этапе после ДТП. Возможен и вызов эксперта сразу после аварии на место, где она произошла. Если сразу видно, что с решением, кто должен отвечать за последствия происшествия будет непросто определиться, это будет лучшим вариантом. Так как исследование «по горячим следам» позволяет точно и с наименьшими затруднениями восстановить механизм столкновения.
Если вам дан неудовлетворяющий вас ответ, например, отказ в выплате, основанный на проведённой страховой экспертизе, лучше не заказывать своё трасологическое исследование, а сразу подавать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как судебную с большой вероятностью потребуется проводить, если будут два различных результата разных экспертиз. Так зачем платить дважды? В любом случае расходы на любую экспертизу надо потребовать с проигравшей в суде стороны.
Если иск в суд кем-либо из участников уже подан, то надо сразу подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Она имеет свои особенности, о которых рассказано в подзаголовке «Как подать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы».
Методика трасологической экспертизы – это совокупность методов, приёмов и средств, а также сведения о том, как правильно использовать эти методы и средства, для достижения оптимальных результатов исследования.
Общая методика одинакова для любого трасологического исследования. Она заключается в том, что исследуются отдельные микропредметы и их конкретные признаки. При этом методы изучения в целом одинаковы для любых следов.
Исследование следов в целом, как и любая криминалистическая экспертиза, выполняется в таком порядке:
Вначале эксперт изучает переданные ему документы и разбирается в поставленных вопросах.
В первую очередь проводится общий осмотр автомобилей, их фотографируют, исследуют и фиксируют повреждения. Иногда может потребоваться снятие части деталей, для доступа к скрытым дефектам. По результатам осмотра определяется, как взаимодействовали предметы, а также соответствие повреждений на предметах.
В исследовании используются в том числе и современные компьютерные технологии
В случае необходимости исследуется место происшествия. Исследуются различные следы, которые транспортными средствами оставили на дороге и окружающих предметах. В некоторых случаях применяется компьютерное моделирование.
После обследования объектов эксперт должен сделать выводы, по полученным результатам и сформулировать ответы на заданные ему вопросы. Результаты экспертизы обязательно оформляются письменно. Прилагаются фотоматериалы, схемы и т. д.
Да, возможно проведение такой экспертизы только по фотографиям, но результаты такого исследования будут неточны, и, скорее всего, однозначных ответов дано не будет. Точно сказать достаточны ли фотоматериалы для расследования может только эксперт после рассмотрения особенностей конкретного дела и представленных фото.
Примечание. Именно поэтому не следует ремонтировать автомобиль после аварии, если существует такая возможность, до полного получения возмещения.
Для анализа и более быстрого и точного определения ответов на возникшие вопросы эксперту понадобится как можно больше вводной информации. Для этого ему нужно будет предоставить:
В сложных случаях могут потребоваться и другие материалы.
Стоимость проведения трасологического исследования изменяется первую очередь от количества вопросов, на которые должен дать ответ эксперт. А также от конкретной организации, проводящей исследование. Естественно, в разных регионах общий уровень цен различается.
В зависимости от перечисленных факторов стоимость экспертизы может составить от пяти до пятидесяти тысяч рублей. Не исключена и более высокая цена, если вопросов много. В некоторых фирмах можно заказать и, соответственно, оплатить, решение отдельных задач, в некоторых – доступно только комплексное исследование.
Проведение трасологического расследования до суда, как правило, на 25-30% дешевле аналогичного, приводящегося в ходе судебного процесса.
Трасологическое исследование оспорить можно. Как уже говорилось, обычно трасологию проводит страховая для объяснения отказа в выплате. Иногда аналогично поступает второй участник ДТП, чтобы доказать свою невиновность.
На основании таких экспертных заключений, выполненных с грубыми нарушениями, страховые компании отказывают в выплатах
Так как результаты экспертизы – документ, то, скорее всего, оспорить выводы эксперта по трасологии можно будет только в суде. Для этого надо привести доводы, почему вы считаете неправильной проведённое исследование.
Примечание. Подача досудебной претензии страховщику обязательна для разбирательств по страховым спорам.
Для признания результатов проведённой страховой компанией исследования зачастую даже не требуется судебной трасологической экспертизы, достаточно экспертной оценки содержимого документа, для признания его недостоверным, так как выводы экспертного заключения от страховой, как и сам процесс исследования, бывают составлены с нарушением законов, регулирующих оценочную деятельность, могут содержать очевидные и грубые ошибки, явно расходиться с действительностью, да и сам документ иногда называется «Заключением специалиста», то есть, по сути, даже не является результатом транспортной трасологической экспертизы.
Если судья явно видит неправомерность отказа, то без всякого дополнительного расследования признаются доводы СК недействительными, а отказ в выплате возмещения – неправомерным.
Если очевидных доказательств неправоты страховщика нет, надо подавать ходатайство о назначении судебной трасологической экспертизы. Это относится и к случаю, когда вы несогласны с доводами о признании вас виновными (признании другого невиновным).
Уже на основании судебной экспертизы суд будет решать о том, кто прав в разбираемом им деле. И, конечно, всегда есть возможность подать апелляцию, если вынесенное решение суда первой инстанции вы считаете неправильным.
Право участвующих в суде сторон ходатайствовать о назначении экспертиз в судебном процессе закреплено в статье 79 Гражданского процессуального кодекса и в статье 82 Арбитражного процессуального кодекса.
Подавать ходатайство можно:
На всех указанных стадиях ходатайство можно подать в любой момент вплоть до того, как судья примет решение по рассматриваемому делу.
В Гражданском процессе подавать его можно и устно. Хотя о нём и должно быть написано в протоколе заседания, во избежание возможных недоразумений лучше сделать письменное заявление, которое обязательно останется в материалах дела.
Каждая из сторон может предложить суду:
Окончательный выбор делает суд.
Ходатайство можно передать:
Сам текст ходатайства пишется в свободной форме. Но оно обязательно должно содержать:
Обязательно необходимо указать тип экспертизы – транспортно-трасологическая (исследование следов). Образец бланка ходатайства можно скачать здесь.
Срок выполнения экспертизы, назначается судом. Эксперт, осуществляющий её, несёт уголовную ответственность в случае дачи ложных показаний, поэтому результат такого исследования будет максимально точным. Не стоит забывать, что ходатайство, так как это, по сути, официальная просьба, может быть и отклонено судом, но с объяснением причины отказа.
Сумму, затраченную на заказ и проведение экспертизы необходимо включить в список трат, которые указываются в ходатайстве о взыскании понесённых издержек с проигравшей суд стороны.
Важно. Если одна из сторон против экспертизы, делает проведение её невозможным, например, не предоставляя принадлежащих ему объектов, необходимых для исследования, суд может и без расследования решить вопрос, для ответа на который предполагалось провести экспертизу.
Впечатления от проведения экспертизы по трасологии встречаются различные. Но зависят они больше всего от фирмы, от эксперта, которые проводили ту или иную работу. Так как большинство компаний, оказывающих экспертные услуги частные, то среди них немало и таких, которые работают лишь с целью получения денег с клиентов, не заботясь о качестве, или напрямую действуют в интересах страховых компаний.
Есть и действительно хорошие организации, сотрудники которых заинтересованы в помощи клиентам, понимают свою ответственность. При обращении к ним вам окажут помощь качественно и своевременно.
Чтобы не нарваться на недобросовестных экспертов, почитайте отзывы о компаниях перед обращением в них в интернете.
Теперь вы имеете представление о трасологической экспертизе, зачем она нужна и как ей пользоваться. Конечно, хорошо, если никогда не придётся применять знания о ней. Но теперь, если что, вы будете знать, что делать.
А вам приходилось заказывать трасологическое исследование или оспаривать его результаты? Если да – то обязательно расскажите о своём опыте в комментариях. Там же задавайте возникшие вопросы по теме статьи.
Просмотрите видео, в котором эксперт Союза потребителей республики Татарстан коротко и понятно отвечает на все основные вопросы по трасологии при ДТП:
На сегодня у меня все. Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе свежих статей, а также делитесь статьёй в соцсетях. До новых встреч!
Многообразие дорожно-транспортных происшествий порождает различные спорные ситуации, решение которых без специальных познаний в области трасологии практически невозможно, особенно когда дело касается тяжких последствий.
Трасология, как раздел криминалистики, изучает следы и все что с ними связанно – механизм их образования, обнаружения и фиксации. Понятие следов автомобиля в трасологии несколько шире, чем в обывательском значении. Применительно к дорожно-транспортным происшествиям, след – это не только непосредственно «протектор» автомобиля на асфальте, но и последствия столкновения на кузове автомобиля (сколы, вмятины, царапины и пр.), фрагменты частей кузова, следы крови на проезжей части и прочее.
Важно! Установление обстоятельств ДТП путем исследования следов является предметом трасологической экспертизы.
Трасологическая, или как ее еще принято называть – транспортно-трасологическая экспертиза, может быть с успехом применима при следующих обстоятельствах:
На разрешение трасологической экспертизы может быть поставлен достаточно широкий круг вопросов. В зависимости от целей, задач, а также представляемых эксперту объектов, вопросы условно разделяют на следующие категории:
Важно! Правильно поставленные вопросы эксперту – залог положительного результата всей экспертизы.
Порядок и нормативные основания назначения трасологической экспертизы обусловлены категорией дела:
В постановлении (определении) в обязательном порядке указывается: основания назначения экспертизы, ФИО эксперта или наименование экспертного учреждения, вопросы эксперту, перечень представляемых документов и объектов.
Важно, чтобы эксперт обладал максимально возможным объемом данных по обстоятельствам ДТП. Эксперту могут потребоваться следующие материалы и документы: схема происшествия, справка о ДТП, протоколы следственных действий (осмотр места происшествия\транспортного средства\предметов, следственный эксперимент), пояснения участников ДТП и очевидцев, фото\видео материалы, заключения ранее выполненных экспертиз.
Важно! Объективность трасологической экспертизы напрямую связана с полнотой и качеством представленной на исследование информации.
Часто эксперту требуется лично исследовать место происшествия, транспортные средства, их фрагменты и составные части или иные объекты. Необходимо принять все меры к сохранению следов происшествия – ведь как показывает практика, даже наспех устраненная царапина на кузове автомобиля может привести к отрицательному результату всей экспертизы.
По окончанию производства экспертизы изготавливается заключение, в котором будут сделаны выводы – ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
Несмотря на то, что трасологическая экспертиза охватывает достаточно большой объем решаемых вопросов, нередко возникает необходимость в привлечении специалистов других направлений. Так, для определения скорости движения автомобиля в момент столкновения уже потребуются знания эксперта-автотехника.
В таких случаях проводится комплексная автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП). В зависимости от поставленных задач, для производства указанной экспертизы могут привлекаться эксперты и других специальностей: оценщик, судебный медик, металловед и др.
Для решения конкретных задач могут быть отдельно проведены экспертизы: товароведческая (оценочная), металловедческая, технико-диагностическая, ситуационная и другие.
В большинстве случаев от заключения трасологической экспертизы зависит исход всего дела, сложно переоценить ее значение. Добиться постановки необходимых вопросов эксперту, проконтролировать этапы назначения и производства экспертизы – главная задача для юриста, без помощи которого тяжело добиться положительного результата.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.
Получить бесплатную консультацию
В статье рассказано о том, в каких случаях и в каком порядке назначается трасологическая экспертиза ДТП, рассмотрен круг вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом-трасологом, даны рекомендации участникам дорожно – транспортных происшествий, столкнувшихся с необходимостью назначения трасологической экспертизы.
Содержание статьи:
Любое дорожно-транспортное происшествие образует большое количество следов. Эти следы остаются не только на транспортных средствах после их деформации, но и на дорожном покрытии, теле пешехода, иных объектах, приближенных к месту дорожного происшествия.
Многим водителям приходилось наблюдать последствия уже свершившегося события, задаваясь вопросами: как это все могло произойти, и кто виновен в ДТП? Ответить достоверно на эти вопросы часто невозможно, без привлечения к расследованию дела эксперта-трасолога.
Анализ следов, зафиксированных на месте происшествия, с использованием специальных познаний, позволяет эксперту-трасологу восстановить последовательность наступления и развития всех стадий любого из видов ДТП - столкновения, наезда, опрокидывания. Таким образом, трасологическая экспертиза (ТЭ) дает возможность восстановить картину аварии в её динамическом развитии, что позволяет с высокой степенью вероятности определить виновника ДТП и оградить от необоснованного обвинения иных участников происшествия.
Несмотря на столь широкие возможности рассматриваемой экспертизы, её назначение целесообразно только в ряде случаев, к которым относятся:
Главным условием, без которого не может быть назначена и проведена трасологическая экспертиза, является наличие пригодных для её исследования объектов, то есть следов дорожно-транспортного происшествия.
В результате взаимного контакта на транспортах средствах образуются различного рода деформации - задиры, порывы, царапины, вмятины, проколы, пробои, прижатия. Всё это в криминалистике называется следами. Следы заключают в себе сведения о едином механизме дорожно-транспортного происшествия. Их анализ экспертом-трасологом, позволяет получить достоверную информацию о том, каким образом началось, развивалось и закончилось дорожное происшествие. Изучение следов аварии, в целях установления причин и обстоятельств происшествия, входит в предмет трасологической экспертизы. Заключение ТЭ является весомым доказательством по делу и опровергнут его можно только экспертным путем.
Рассмотрим, когда, кем и каким образом назначается трасологическая экспериза.
К вопросу: когда назначается ТЭ?
Как правило это происходит на стадии предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному после дорожно-транспортного происшествия с тяжкими последствиями (статья 264 УК РФ) или страхового мошенничества (статья 159 УК РФ). Порядок назначения экспертиз по уголовным делам определен Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Если последствия дорожной аварии не относятся к категории тяжких, то данная экспертиза назначается в рамках административного расследования, в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Также судебная трасологическая экспертиза может быть назначена судом, при рассмотрении дела. В зависимости от вида судопроизводства, порядок назначения судебных экспертиз регламентирован УПК РФ - по уголовным делам, ГПК РФ – по гражданским делам, АПК РФ – по делам, относящихся к компетенции арбитража.
К вопросу: кем назначается ТЭ?
Исключительно должностными лицами, осуществляющими производство по делу. То есть дознавателем, следователем, судьей.
К вопросу: каким образом назначается ТЭ?
Если при расследовании (рассмотрении) дела о дорожно-транспортном происшествии, или вытекающего из него страхового мошенничества, возникает необходимость в специальных познаниях в области трасологии, то дознаватель, следователь, судья по своей инициативе, либо ходатайству стороны (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, потерпевшего или их защитника (представителя), выносить определение (постановление) о назначении судебной трасологической экспертизы по уголовному делу.
В определении (постановлении) указываются обстоятельства дела, вопросы, подлежащие рассмотрению экспертом, экспертное учреждение в котором назначается ТЭ и срок на её производство. Вне зависимости от вида производства по делу, его участники при назначении судебной ТЭ вправе ставить вопросы перед экспертом, знакомиться с определением (постановлением) и обжаловать его.
Спектр вопросов, на которые эксперт-трасолог может дать ответы, достаточно широк. Условно их можно разделить на несколько разделов.
Раздел №1 включает вопросы, позволяющие идентифицировать транспортные средства по оставленным ими следам:
Раздел №2 состоит из вопросов, позволяющих определить принадлежность частей обнаруженным на месте ДТП к тому или иному объекту:
Раздел №3 состоит из вопросов, имеющих отношение к механизму ДТП:
Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, так как в каждом отдельном случае, формулировка задач для исследования ТЭ определяется с учетом материалов дела и обстоятельств происшествия.
Зная о том, что ТЭ исследует исключительно следы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, надо отдавать себе отчет в том, что заинтересованному лицу при подготовке к её назначению, необходимо приложить максимум усилий, направленных на сохранение и предоставление в распоряжение эксперта следов. Если дело принимает такой оборот, когда без помощи эксперта- трасолога не обойтись, то рекомендуем не приступать к ремонту поврежденного транспорта до его осмотра экспертом, а в спорных и сложных ситуациях – до вступления решения по делу в законную силу.
Постарайтесь незамедлительно ознакомиться с первичными протоколами, находящимися в материалах дела. Если схема происшествия, протоколы осмотра поврежденных транспортных средств и места происшествия были составлены поверхностно, то незамедлительно следует заявить ходатайства о проведении дополнительных осмотров в целях полной фиксации следов, которые могут быть со временем безвозвратно утрачены.
Читатели, дочитавшие до этих строк, могли убедиться, в том, что для полной и эффективной реализации возможностей, которая дает трасология, от участника происшествия, заинтересованного в назначении независимой экспертизы, потребуется как практическая, так и теоретическая подготовка. Лучшим решением в таком случае будет обращение к адвокату со специализацией по делам о дорожно-транспортных происшествиях.
Если же такая возможность отсутствует или человек, оценивая реально собственные возможности, способен самостоятельно отстоять свои права и интересы, то при необходимости, команда наших автоюристов всегда готова дать профессиональный совет по вопросам, оставшимся за рамками настоящей статьи.
Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.
Последствия дорожно-транспортных происшествий для обывателя – это груда металла и оборванные человеческие жизни. Но для специалистов картина насыщена дополнительными деталями. При расследовании обстоятельств, приведших к аварии, следственные органы нередко опираются на данные, полученные от специалистов-криминалистов. Одно из направлений криминалистики – это трасологическая экспертиза.
Трасологическая экспертиза – это процедура, принадлежащая к разделу криминалистики. В ходе этого исследования проводится изучение и анализ всевозможных следов, которые обнаружены на месте крушения или аварии. При отсутствии других доказательств, то есть, если нет свидетельских показаний или имеет место возникновение спорной ситуации, то наука трасология помогает в восстановлении истинной картины происшествия. По характеру оставленных следов можно восстановить время и первоначальную причину повреждений. Такие исследования проводит специалист.
Эксперт-трасолог – это человек со специальным образованием, который занимается исследованием следов, а также объектов, которые сформировали следы или приняли их форму. И с помощью полученных данных он формирует ответ на запрос следствия. То есть посредством применения различных приемов воссоздаётся момент происшествия в подробностях. И выясняется взаимодействие виновников происшествия.
Объектами, которые изучаются дисциплиной, могут выступать всевозможные следы и отпечатки, которые оставлены как людьми, так и животными или разного рода неодушевленными предметами.
Вопросы к трасологической экспертизе формирует следствие. Назначение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии можно проводить в любой момент и на любой стадии.
Трасологическая экспертиза после ДТП назначается следующими органами и лицами:
Лицо, определившее, что транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП необходима, выносит советующее постановление (определение), составленное согласно КоАП РФ ст. 26.4 п.1.
Определение может нести информацию следующего характера:
Назначение трасологической экспертизы проводится при возникновении следующих моментов:
Вопросы трасологической экспертизы и объекты, подвергаемые изучению, классифицируются по следующим видам:
Изучает разнообразные следы, оставленные человеком:
Отпечатки по своему характеру могут дать весьма полную информацию об обследуемом объекте:
Изучает отпечатки и следы от неодушевленных предметов, а также повреждения, найденные на них:
Специалисты изучают:
Вопросы, изучаемые при проведении данного исследования, следующие:
Специалисты освещают вопросы, касающиеся целостности пломбирования.
Такое исследование необходимо для выяснения определения отношения предмета к тому или иному оборудованию.
Назначение трасологической экспертизы и вопросы к эксперту формируются на основании документов, которые регламентированы нормативами и законами. Толкование таких актов говорит о том, каков порядок действий при трасологической экспертизе.
Нормативные акты состоят из следующего списка:
Сроки, в которые должна проводиться такая процедура, устанавливаются тоже, исходя из периодов, регламентируемых вышеприведенными нормативами.
Если любой из участников процесса не согласен с выводами экспертного бюро, то он имеет полное право ходатайствовать о назначении повторной трасологической экспертизы после ДТП. Стоимость такого действия оплачивается участником самостоятельно.
Опубликовано: 16-12-2017
Последнее обновление: 16-12-2017
Трасология как наука представляет собой раздел криминалистики, который изучает способы и методы обнаружения следов, оставленных людьми, животными, транспортными средствами и другими предметами на месте происшествия. Исследование следов с целью получения дополнительной объективной информации о возникновении происшествия и о том как оно протекало производится во время трасологической экспертизы, выполняемой специалистами – экспертами.
Эта процедура широко применяется также во время расследования ДТП. Трасологическая экспертиза служит основанием для подтверждения версии следствия, определения истинного виновника аварии, поиска вещественных доказательств в пользу одной из сторон происшествия или раскрытия объективной картины произошедшего и уточнения отдельных его вопросов.
Экспертиза может потребоваться на любом этапе проведения расследования, но оптимальнее всего является проведение ее в начальной стадии дознания, когда решается вопрос определения и предъявления обвинения виновнику происшествия. Проведение экспертного исследования может быть назначено судом, заказано следователем ГИБДД или адвокатом обвиняемого. По общепринятому правилу расследования трасологическая экспертиза выполняется в составе комплексной автотехнической экспертизы.
Таким образом основная функция трасологической экспертизы — установление виновника аварии, точное восстановление деталей и описание следов оставленных при ДТП.
ДТП обычно представляет собой результат совпадения нескольких неблагоприятных факторов и обстоятельств по месту и времени развития. Такими факторами могут быть климатические условия, характеристики дорожного покрытия, недостаточная видимость, тип и состояние протекторов, техническая исправность автомашин и опыт водителей, участвующих в ДТП, правильность их действий в процессе развития аварийной ситуации и т.д. Притом само происшествие занимает очень короткое время.
Трасологическая экспертиза выявляет и исследует влияние каждого фактора в процессе произошедшей аварии, раскладывая его по времени и по дистанции. Диапазон вопросов, выясняемых с помощью проведения экспертизы и которые можно задать эксперту-технику можно разделить по направленности на три группы:
Обоснованные ответы эксперта на поставленные вопросы позволяют восстановить истинную картину произошедшей аварии и выявить степень виновности каждого участника происшествия, определить его причинно-следственные связи. Схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД на месте аварии, описание повреждений и следов не всегда может отражать полную картину происшествия и на возникающие спорные вопросы может ответить только квалифицированный эксперт по результатам специальных исследований.
Экспертиза должна рассматривать все обстоятельства столкновения и для обеспечения полноты исследований экспертам представляются все собранные материалы – протокол ДТП, автомобили участников происшествия, вещественные доказательства, подробное описание повреждений и следов, схема аварии и фотоматериалы, показания водителей и свидетелей.
Для полноты и объективности результатов экспертизы требуется представить как можно больше информации, относящейся к данному ДТП. Это даст возможность моделировать процесс аварии более подробно и точно. Для начала процесса моделирования необходимо изучение полного пакета документов и вещественных доказательств, состоящего из следующих материалов:
Услуги по проведению экспертных исследований предоставляются независимыми организациями, поэтому они являются платными. По закону оплата стоимости трасологической экспертизы возлагается на виновника происшествия. Кроме обязательной экспертизы, проводимой следствием, любая сторона или участник происшествия может заказать по собственной инициативе и оплатить проведение экспертной оценки.
Понесённые расходы на проведение экспертизы заказчик может в дальнейшем вернуть, подав судебный иск на виновника ДТП. Заранее определить стоимость трасологической экспертизы невозможно, она вычисляется в конце в зависимости от объёма проведённых работ, затрат на исследования, привлечённых материалов и оборудования. Кроме этого, на стоимость проводимых исследований может влиять срочность их проведения.
Средняя цена услуги на трасологическую экспертизу составляет около 15000 рублей. Но она может быть значительно снижена в зависимости от вида проводимых исследований и типа документального сопровождения.
Трасологическая экспертиза может назначаться в судебном порядке судьей, прокурором, следователем или дознавателем. Во внесудебном порядке экспертизу заказывает заказчик, участник или пострадавший в ДТП. По опыту можно сказать, что лучше не заказывать экспертизу в частном, внесудебном порядке. Лучше сразу подать иск в суд с ходатайством о назначении экспертизы в судебном порядке, так как, скорее всего, суд назначит судебную экспертизу в любом случае, даже, если она проводилась во внесудебном порядке. И тогда придется платить дважды.
По времени времени выполнения трассологическая автоэкспертиза занимает от 7 до 14 дней
Поводом для заказа экспертизы могут быть следующие случаи:
Для заказа и проведения экспертизы нужно:
Итогом экспертизы является заключение эксперта, исполненное в письменном виде, закреплённое его личной подписью и печатью экспертной организации. Оно выдаётся лично заказчику в руки и может быть изготовлено в нескольких экземплярах для представления в судебные, правоохранительные органы или страховые компании. Заключение независимой экспертизы является веским основанием для суда, следователя или должностных лиц страховой организации для принятия или изменения решения в определении виновника происшествия или выяснения других спорных вопросов.
Экспертное заключение, как официальный документ, должно оформляться на фирменном бланке организации с указанием её наименования и содержать следующие основные части:
Дорожно-транспортные происшествия случаются на территории РФ буквально каждый день, но о таком определении, как трасологическая экспертиза после ДТП знает не каждый автомобилист. Она необходима для того, чтобы определить особо важные детали аварии и, как следствие, выявить причину и виновника. Такая экспертиза имеет строго определенный порядок действий, основания, а также особенности документального оформления, которые необходимо строго соблюдать.
Что это такое – трасологическая экспертиза? Она определяет обстоятельства, которые имели место при аварии, причины произошедшего и виновность отдельного лица. Специалисты, которые заняты в проведении трасологической экспертизы, занимаются изучением оставленных на транспортном средстве следов ДТП, повреждений на всех прочих автомобилях, которые выступали в качестве участников аварии. Дополнительно принимаются во внимание другие неподвижные предметы, которые могли быть задеты, а также то, имеются ли отколотые или отдельные части машин и каково место их расположения.
Именно трасология оказывает решающую роль в определении виновного лица и помогает выявить все обстоятельства, которые способствовали аварии. Особенно важным становится заключение, когда свидетелей аварии как таковых нет, отсутствуют любые видеосъемки с места произошедшего, а собственники столкнувшихся авто дают противоречивые показания.Законодательными и нормативными актами, на основании которых проводится такая экспертиза, являются:
Основанием для назначения экспертизы могут стать следующие действия:
При необходимости обращения за проведением такой экспертизы автомобилист может выбирать между государственным специалистом и сторонним (независимым) экспертом. Ко второму варианту прибегают все чаще, поскольку он хоть и обходится заказчику дороже, но гарантирует достаточно быстрое выполнение задачи.
Порядок проведения экспертизы проходит следующим образом:
Оформлять ходатайство о назначении экспертизы могут:
Помимо направляемого ходатайства потребуется также предоставить перечень определенной документации. К ним могут относиться:
Когда собственники транспортных средств обращаются за проведением экспертизы, их часто волнует вопрос относительно того, какой будет стоимость процедуры.
Цена ее проведения будет существенно зависеть от того, насколько сложной была сама авария, а также ее последствия. В среднем та сумма, в которую обойдется ее проведение, колеблется от 4 до 12 тысяч рублей.Проведение трасологической экспертизы во многих случаях помогает собственникам транспортных средств решать проблематичные вопросы относительно обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Необходимо понимать, что сроки ее осуществления могут отличаться в зависимости от цены и обстоятельств, сопутствующих аварии, а также ее последствий.