Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Как рассчитывается кбм


Как рассчитывается КБМ при оформлении полиса ОСАГО по новым правилам?

Коэффициент бонус-малус — один из важнейших параметров расчета стоимости полиса ОСАГО. В 2019 году его применение (как и использование ряда прочих инструментов взаимодействия страхователя и страховщика) осуществляется в рамках реформы рынка автострахования. Ознакомимся подробнее со спецификой данного коэффициента, и с порядком его расчета — в соответствии с нормативными актами, принятыми в процессе реформы.

Расчет КБМ по-новому: особенности реформы

Правила расчета КБМ с 1 апреля 2019 года будут применяться в соответствии с очередным этапом реформы ОСАГО, которая началась в 2019 году. Условно можно выделить три этапа данной реформы:

  • до 01.04.2019 года;
  • с 01.04.2019 по 01.04.2020 года;
  • с 01.04.2020 года.

В рамках первого этапа исчисление КБМ происходит, фактически, по тем же правилам, что применялись до реформы. При покупке полиса в течение данного этапа учитываются сведения по предыдущим полисам — действующим или же тем, что прекратили свое действие не позднее 01.04.2019 года.

В рамках второго этапа применяются следующие правила исчисления КБМ:

  1. Новый коэффициент считается по состоянию на 01.04.2019 года и действует до конца марта 2020 года.

При этом, соответствующий коэффициент не подлежит изменению: он будет заключаться при оформлении всех полисов ОСАГО до следующего пересмотра.

  1. Величина КБМ определяется как минимальная, что применялась для какого-либо из полисов, которые:
  • действуют по состоянию на 1 апреля 2019 года;
  • прекратили действие по состоянию на конец марта.
  1. Производится корректировка коэффициента с учетом тех страховых случаев, которые произошли в период с 01.04.2017 года по 31.03.2019 года. Страховые случаи, которые повлияли на исчисление минимального коэффициента, в расчет не берутся.
  2. В случае, если последний из ранее действовавших полисов гражданина закончился до 01.04.2018 год, то коэффициент принимается равным 1. То же самое — если гражданин ранее не включался в полис ОСАГО.

В рамках третьего этапа применяются следующие правила:

  • Коэффициент исчисляется каждый год 1 апреля (на год).
  • В целях исчисления КБМ берется в рассмотрение его величина за предшествующий период действия коэффициента (с начала апреля по конец марта следующего года).
  • Аналогично, для водителей, ранее не включенных в ОСАГО, применяется коэффициент 1.
  • Коэффициент изменяется с учетом страховых случаев, произошедших с начала апреля до конца марта следующего года.

Реформа ОСАГО призвана улучшить механизм взаимодействия водителей и страховщиков — который до ее начала характеризовался возможностью оформления полисов с разными КБМ (которые при этом привязывались по сроку действия к разным полисам). По задумке законодателей, необходимо, чтобы страховая история была закреплена за определенным водителем (то есть, не привязывалась к договору между ним и страховщиком). Сам факт необходимости реформирования КБМ может быть обусловлен, как считают представители власти,  ростом количества жалоб страхователей на неверное исчисление коэффициента, о котором идет речь.

Рассмотрим теперь подробнее то, каким должен быть конечный вид схемы расчета КБМ — по факту завершения реформы.

Как будет считаться КБМ по завершении реформы?

Итак, одна из основных целей законодателя — приведение КБМ водителя к фиксированной величине (устанавливаемой по состоянию на 1 апреля и сохраняемой в течение года). К числу сопутствующих целей — которые ожидается достичь к концу реформы, относятся, в частности:

  1. Установление правила, по которому коэффициент не аннулируется в случае, если в течение года водитель не был включен в полис.
  2. Установление правила, по которому стоимость полиса зависит от величины КБМ всех водителей, которые вписаны в него — причем, в рассмотрение берется наибольшая величина коэффициента.
  3. Установление правила, по которому сама по себе цена открытого полиса на автомобиль — без ограничений по количеству допускаемых водителей, определяется исходя из того, что КБМ принимается равным 1.

При этом, вполне возможна ситуация, при которой виновником ДТП становится доверенное лицо — вписанное в открытый полис, а КБМ увеличится у владельца машины (как следствие, увеличится стоимость оформляемых им полисов, где количество водителей — ограничено).

  1. Предоставление страховщику возможности самостоятельно установить базовую ставку по каждому типу автомобилей — но только в пределах тех значений, что утверждены законодательно.

Основной нормативный акт здесь — Указание Банка России от 04.12.2018 № 5000-У. Интервалы по базовым ставкам приведены в приложении № 1 к нему.

Собственно, Указание № 5000-У — основополагающий документ в сфере ОСАГО. Там можно ознакомиться, к примеру, с полной таблицей данных, используемых при расчете КБМ по завершении реформы (приложение № 5). В соответствии с этой таблицей, применяется 15 классов владельца ТС — к которым привязаны коэффициенты. Если наступают страховые случаи по вине владельца машины, то его класс понижается (соответственно, растет коэффициент и увеличивается стоимость последующих полисов).

Максимальный класс по приложению № 5 Указаний — 13 (ему соответствует коэффициент 0,5, самый маленький из числа утвержденных законодателем). Минимальный — класс М (которому соответствует коэффициент 2,45 — самый большой из предусмотренных законом).

Можно отметить, что при оформлении открытого полиса ОСАГО класс устанавливается с учетом класса, ранее зафиксированного в последнем действующем (или действовавшем) полисе такого типа. Если водитель — новичок в области ОСАГО, и не заключал договоров, то ему присваивается класс 3 (которому соответствует коэффициент 1). А в случае, если полис включает только определенных лиц, учитывается класс каждого водителя по полису. Если сведений, необходимых для установления класса, нет, то он принимается равным 3.

Если водитель заключал несколько договоров ОСАГО, то его класс устанавливается исходя из величины страховых возмещений по предшествующим договорам, которые закончились не ранее, чем за 1 год до момента подписания текущего договора ОСАГО. Также учитывается класс, установленный при оформлении последнего закончившегося полиса.

  1. Введение в действие инфраструктуры, позволяющей страховщикам при исчислении КБМ запрашивать сведения в автоматизированной системе участников рынка обязательного страхования.

Так, предполагается, что данная система будет включать сведения обо всех страховых возмещениях, осуществленных в пользу человека, который оформляет полис. Эти сведения должны будут соотноситься с периодами действия тех или иных КБМ. В случае, если страховщик обнаружит, что величина коэффициента не соответствует данным в автоматизированной системе, то величина КБМ подлежит корректировке за весь период использования неправильного КБМ.

Полезно будет также рассмотреть отдельно специфику расчета КБМ юрлицом, которое владеет ТС.

Расчет КБМ юрлица для полиса ОСАГО: нюансы

В случае с юрлицами принципы расчета КБМ — несколько иные, хотя и в некоторой степени похожие на те, что характеризуют расчет коэффициента обычными гражданами. Так, величина КБМ в отношении владельца ТС, который представляет собой юрлицо, устанавливается исходя из величины КБМ, что определены в отношении каждого ТС, которыми владеет соответствующее юрлицо.

Общий коэффициент исчисляется как среднее арифметическое по остальным КБМ. Сведения по ним берутся из договоров на страхование ТС, находящихся в собственности юрлица. Учитывается количество страховых случаев в период действия КБМ: сведения об этом прописываются в автоматизированной системе. Если таких сведений в системе нет, то КБМ юрлица по страхуемому ТС принимается равным 1 — как и по остальным ТС, которые данному юрлицу принадлежат.

Величина КБМ юрлица, как и в случае с коэффициентом для физлиц, также устанавливается по состоянию на 1 апреля на год. Она применяется при оформлении любых последующих полисов ОСАГО по машинам, которые принадлежат юрлицу.

Резюме

Расчет КБМ — одного из ключевых коэффициентов, используемых при исчислении стоимости полиса ОСАГО, будет осуществляться по-новому по ходу движения реформы рынка обязательного автострахования. Первый этап данной реформы идет до 1 апреля 2019 года — в рамках него изменения минимальны. На втором (до 1 апреля 2020 года) и третьем этапе (после 1 апреля 2020 года) ожидается внедрение основной части новшеств, предусмотренных главным регулирующим нормативным актом — Указаниями ЦБ РФ № 5000-У.

Страховщики будут оценивать величину КБМ исходя из принадлежности водителя к определенному классу — которых всего 15. Отсутствие аварийности сохраняет класс и позволяет повысить его. Минимальный коэффициент по Указаниям № 5000-У составляет 0,5, максимальный — 2,45. Для водителя-новичка применяется коэффициент 1. Исходная величина коэффициента в любом случае будет зависеть от показателей по последним «дореформенным» полисам: при этом, берется минимальный коэффициент.

Рассчитывается КБМ по состоянию на 1 апреля года, далее — используется в неизменном виде в течение года по всем полисам ОСАГО. По открытому полису КБМ всегда равен 1 (при том, что дорожный инцидент может повлиять на увеличение коэффициента для владельца ТС). По закрытому полису на несколько водителей — определяется исходя из максимального коэффициента из числа тех, что определены для данных водителей.

Основные принципы определения КБМ для юрлиц в некоторой степени схожи с теми, что характеризуют исчисление коэффициента для граждан: целевой КБМ берется организацией исходя из отдельных показателей по полисам на разные ТС.

mirmotor.ru

КБм по ОСАГО: как рассчитать коэффициент и класс бонус-малус самому по базе РСА и каковы нюансы вычислений для физических и юридических лиц?

Автострахование строго регулируется государством, но, тем не менее, остается продуктом торговли, продаже которого сопутствуют различные схемы и маркетинговые приемы.

Коэффициент Кбм занимает одно из самых важных мест в этом списке. Он стимулирует систему государственного страхования, регулируя выгоду автомобилистов и страховых компаний.

Каждому водителю, который покупает полис, полезно владеть базовой информацией по Кбм. Она помогает сэкономить при оформлении ОСАГО, а также на штрафах, при попадании в ДТП.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что это за коэффициент?

Кбм – это Коэффициент Бонус-Малус, главная цель которого поощрить безаварийных водителей и наказать виновников ДТП. От падения и подъема данного коэффициента напрямую зависит стоимость страхового полиса.

Скидка за безаварийную езду

Понятие скидка за безаварийную езду, появилось в 2003 году. Тогда коэффициент был введен в действие, и начал применяться при расчете стоимости страховок. Кбм бывает повышающим и понижающим, в зависимости от наличия аварий в страховой истории клиента. Кроме того, данный коэффициент сохраняется при переходе в другую страховую компанию, а также при продлении полиса.

Очевидно, что для страхователей важны аккуратные водители. Они приносят хорошую прибыль, а поэтому, чтобы премировать их, существуют соответствующие коэффициенты. Ежегодные скидки предусмотрены в размере 5%. Наравне с поощрениями существуют и наказания, они выражаются штрафами, значительно увеличивающими цену страхового полиса.

Коэффициенту бонус-малус часто сопутствует термин «Класс страхователя». Для тех, кто страхуется в первый раз, он равен 3, а сам Кбм – 1. Далее, за каждый последующий год безаварийного вождения дается скидка в 5%. Это значит, что Кбм уменьшается таким образом – на второй год страхования он равен 0,95, на третий – 0,9 и так далее. Максимальное значение Кбм – это 0,5, этого результата можно достичь, если вождение будет оставаться безаварийным десять лет.

Важно! Какой бы большой не была накопленная скидка, ее легко потерять, став виновником ДТП во время очередного страхового периода.

За неимением скидки, неосторожная езда отразится на стоимости страхового полиса на следующий год. Хотя такие меры принимают, лишь в случае обращения пострадавшей стороны за выплатой компенсации в компанию клиента. Часто случается, что при незначительных повреждениях транспортного средства, пострадавший восстанавливает авто за свой счет. При таком удачном стечении обстоятельств, виновнику ДТП не грозит повышение цены полиса.

В некоторых случаях Кбм не учитывают, например, при страховании прицепов, автомобилей, владельцы которых являются иностранными гражданами и при покупке полиса на транзитное ТС.

Какие аварии учитываются при расчете?

При расчете Кбм учитывают только аварии, зафиксированные документально, клиент выступает виновником ДТП, а страховые выплаты потерпевшей стороне возмещены полностью, даже минимальные. Если же клиент является потерпевшим, то данные об аварии вносят в страховую историю, но они не влияют на Кбм и на имеющиеся скидки или наработанные баллы.

С 2011 года для страховых компаний введены строгие правила. Они обязаны предоставлять всю информацию по страховым историям в единую базу АИС РСА (Российский союз страховщиков), а также пользоваться данными оттуда для расчета стоимости ОСАГО и Кбм.

Как узнать или самому посчитать бонус-малус?

Любой ответственный водитель хочет знать размер скидки, накопленной за безаварийное вождение. Коэффициент Кбм можно определить тремя способами:

  1. Узнать о размере Кбм в страховой компании. В верхнем левом углу бланка ОСАГО стоит штамп страховщика и контактные телефоны. Позвонив в страховую компанию, нужно связаться с отделом обязательного страхования. Назвав номер полиса и фамилию, клиент получит информацию о своем классе из базы данных.

    Страховщик обязан также в течение 5 дней предоставить клиенту справку формы №4. В ней подробно указывают описание Кбм по всем допущенным к управлению данного транспортного средства водителям. Эта справка пригодится для продления страхования ОСАГО, если клиент решит сменить страховую компанию.

  2. Узнать коэффициент из полиса. Некоторые страховые компании прописывают Кбм в страховке. Его обычно указывают напротив фамилии водителя или в особых отметках. Но эта запись не является обязательной, поэтому редко встречается в действительности.
  3. Рассчитать коэффициент самостоятельно. Из всех перечисленных способов – этот самый сложный, так как здесь придется рассчитывать Кбм вручную. Для этого используют калькулятор ОСАГО. Чтобы рассчитать класс водителя, в калькуляторе вводят требуемые параметры: мощность авто, срок, регион, возраст, стаж.

    Эти данные берут из действующего полиса, то есть они отражают состояние за прошлый год. Затем постепенно изменяют значение пункта «договор заключается» до того момента, пока цена страхования ОСАГО не совпадет с нынешней. Результат расчета – общий Кбм для всех водителей, внесенных в полис.

Для физических лиц

При самостоятельном расчете Кбм по ОСАГО для физических лиц, используют данные прошлого полиса, оформленного в соответствии с законом.

Справка. Если заключен договор с неограниченным списком водителей, то на расчет Кбм влияют класс, Кбм и поправочные коэффициенты, относящиеся непосредственно к владельцу. Если же это договор с ограниченной ответственностью, то проверяют класс каждого водителя отдельно.

Кбм рассчитывают с помощью базы РСА на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Для этого заполняют форму и отправляют запрос. Вводят ФИО водителя, дату рождения, данные водительского удостоверения (серия/номер). Ставится галочка у пунктов:

  • Обработка личных данных.
  • Учет условий ранее заключенного договора.

Затем вводится код безопасности, и указывается дата допуска водителя к управлению транспортным средством. Такой запрос считается полностью составленным. Его отправляют и ждут ответа от системы.

Далее представлена пошаговая инструкция:

  1. Войти в личный кабинет на сайте autoins.ru.
  2. Выбрать – Расчет Кбм онлайн.
  3. Собственник – физическое лицо.
  4. Договор с ограничением или без ограничения.
  5. Вводится ФИО водителя.
  6. Вводится дата рождения.
  7. Вводятся данные ВУ (серия, номер).
  8. Вводится дата, когда будет произведено заключение договора ОСАГО.
  9. Вводят код безопасности.
  10. Отправляют запрос.

Если водитель заключает договор в первый раз, то его класс равен 0, а Кбм – 2,45 и заполнять форму на РСА необязательно. Если имеется стаж вождения, но раньше человек не управлял данным транспортным средством, тогда его Кбм равен 1, а класс – 3. Как упоминалось выше, ежегодная скидка за безаварийность составит 5%.

Чтобы расчет стал более понятным, рассмотрим несколько примеров:

  • Водитель впервые оформил автострахование на год. Его Кбм равен 1, так как изначально ему был присвоен 3 класс. За текущий период он не участвовал ни в одном ДТП. Это значит, что в следующем году класс будет равен 4, соответственно, коэффициент Бонус-Малус снижается до 0,95.
  • Автолюбитель впервые купил полис ОСАГО, но за год был участником двух аварий. Одна из них произошла по его вине. Его Кбм был равен 1, а класс был 3. Одна авария не берется в расчет, так как не он был ее виновником. Но, так как водитель виноват во втором ДТП, то его класс понижается до 1, а Кбм будет равен 1,55. Согласно данным цена полиса возрастет.
  • Клиент принял решение сменить страховую компанию. Ему присвоили класс 5, а Кбм был равен 0,9. В этом году он не попал ни в одну аварию, а это значит, что его класс составит 6, а Кбм снизится до 0,85. Получается, чем ниже Кбм, тем дешевле выйдет страхование.

Как произвести расчет КБМ ОСАГО по базе РСА онлайн читайте в этой статье.

Для юрлиц

На заметку. Расчет Кбм для юридических лиц, почти не отличается от схемы расчета для физических лиц. Сведения вводят те же самые, но начисление коэффициента бонус-малус делают по-другому. Начисление происходит на транспортное средство, а не на данные каждого водителя.

Например расчета для юрлиц: у фирмы на балансе два автомобиля, КАМАЗ и ГАЗель. С момента заключения ОСАГО прошел год. За это время шофер КАМАЗа попал в ДТП, а водитель ГАЗели нет. Не играет роли, кто из водителей был за рулем КАМАЗа, так как Кбм повысится на данное транспортное средство. Цена страхования для КАКМАЗа повысится, но это не затронет стоимость полиса для ГАЗели. Этот автомобиль, за безаварийный год получит 5% скидки.

Так проводили расчеты до 1.01.2017. Но с нынешнего года вышло правило – плату производят по среднему коэффициенту. Владельцы больших автопарков от этого пострадали. Если водители часто попадают в аварии, то для юридического лица среднее значение Кбм будет в разы больше.

Пошаговая инструкция:

  1. Войти в личный кабинет на сайте autoins.ru.
  2. Выбрать – Расчет Кбм онлайн.
  3. Собственник – юридическое лицо.
  4. Вводится ФИО водителя.
  5. Вводится дата рождения.
  6. Вводятся данные ВУ (серия, номер).
  7. Вводится дата, когда будет произведено заключение договора ОСАГО.
  8. Вводят код безопасности.
  9. Отправляют запрос.

Рассчитать значение Кбм на следующий год несложно, нужно лишь ввести требуемые данные и отправить запрос.

Более подробно о расчете КБМ для ОСАГО мы рассказывали здесь.

Каждый водитель должен иметь при себе полис ОСАГО. Оформляя его, автолюбители страхуют ответственность и защищают себя от денежных разбирательств при попадании в аварию. Чтобы рассчитать стоимость полиса учитывают различные коэффициенты, а особенно Кбм. В зависимости от того, попадал ли водитель в ДТп и зная его класс, каждый легко сможет рассчитать коэффициент Бонус-Малус.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 703-38-65 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

uravto.com

КБМ (коэффициент бонус-малус)

Аббревиатура КБМ — сокращенное обозначение коэффициента бонус-малус, влияющего на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды). Максимальная скидка может достигать до 50 % от стоимости ОСАГО.

В соответствии с Указанием Банка России от 4 декабря 2018 года N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» значения коэффициентов КБМ приведены в таблице:

№ п/п Минимальный коэффициент КБМ по договорам обязательного страхования, действующим на 1 апреля 2019 года или прекратившим свое действие в период с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года Коэффициент КБМ на период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года в зависимости от количества страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования
0 1 2 3 3 и более
страховых возмещений страховое возмещение страховых возмещения страховых возмещений страховых возмещений
1 2,45 2,45 2,45 2,45 2,45 2,45
2 2,3 1,5 2,45 2,45 2,45 2,45
3 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
5 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
6 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
7 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
8 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
9 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
11 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
12 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
13 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
14 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
15 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Система бонус-малус предполагает применение как понижающих, так и повышающих коэффициентов, если водитель допустил аварию по своей вине и потерпевшим была произведена страховая выплата. На применяемый КБМ по договору ОСАГО влияют все произошедшие ДТП по вине водителя.

При заключении договора ОСАГО значение КБМ по каждому водителю определяется по запросу в автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА).

В соответствии Приложением 6 к Указанию Банка России от 4 декабря 2018 года N 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с 1 апреля 2019г. для договоров ОСАГО, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховая премия рассчитывается с применением коэффициента КБМ = 1.

www.alfastrah.ru

Грамотный расчет КБМ для ОСАГО в таблице или по базе РСА – вот залог реальной скидки на полис!

В системе страхования ОСАГО коэффициент КБМ занимает одно из важнейших мест. Он активно стимулирует систему страхования, и дает ответственным водителям немалое преимущество при заключении страхового договора.

В 2013 году введено новое правило для страховщиков. Страховая компания обязана проверить КБМ каждого водителя записанного в полис, поэтому правильный расчет коэффициента является обязательным.

В статье подробно рассмотрим что это такое и для чего он нужен.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Коротко о нем

КБМ – это коэффициент бонус-малус, являющийся одним из основных параметров, с учетом которого происходит расчет цены государственного автострахования ОСАГО. Для того, чтобы выписать полис ОСАГО, в обязательном порядке запрашивают этот коэффициент в общей базе АИС РСА (Российский союз автостраховщиков).

Что это такое, и зачем нужен коэффициент бонус-малус?

Данный коэффициент нацелен на стимулирование системы страхования посредством регулирования выгоды автомобилистов, страховых компаний и государства. Он помогает сэкономить на цене страховки.

Всем известно, что цена ОСАГО зависит от стажа водителя и от того, сколько аварий произошло по его вине. Коэффициент бонус-малус вычисляют, опираясь на выплаты страховых сумм в прошлогодних полисах. При безаварийном вождении появляются бонусы, и за каждый последующий год аккуратной езды стоимость страховки снижается на 5%. Эта цифра полностью зависит от шофера, и неважно какое транспортное средство он водит.

Владение основной информацией по КБМ дает преимущество при страховании, позволяет основательно экономить на штрафах, а также способствует пониманию того, насколько важно развивать навыки безаварийной езды.

По системе КБМ, стоимость ОСАГО является плавающей, ее расчет выполняют, опираясь на страховую историю и исходные данные по страховому риску.

Необходимые данные для расчета КБМ берутся из предыдущего страхового полиса. Важным является список лиц, которые допущены к управлению автомобилем. Если заключен страховой договор с ограниченной ответственностью, то проверяют класс каждого водителя. Для проверки требуются:

  • ФИО водителя;
  • дата рождения водителя;
  • данные водительского удостоверения (серия, номер).

Если оформлен договор с неограниченной ответственностью, то скидка закреплена за собственником автомобиля, вписанным в страховой полис.

Некоторые водители делают расчет КБМ самостоятельно, но это довольно сложно, так как нужно точно знать, какой класс был указан в предыдущем полисе.

Таблица и формула определения размера бонуса

Таблица расчета КБМ содержит информацию о классе полиса, значении коэффициента, соответствующего конкретному классу, и показывает, как количество аварий за год влияет на класс ОСАГО.

Класс КБМ Подорожание/ скидка Кол-во страховых выплат за период действия предыдущих полисов ОСАГО
0 1 2 3 4
Класс, который будет присвоен
М 2,45 145% 0 М М М М
0 2,3 130% 1 М М М М
1 1,55 55% 2 М М М М
2 1,4 40% 3 1 М М М
3 1 0% 4 1 М М М
4 0,95 5% 5 2 1 М М
5 0,9 10% 6 3 1 М М
6 0,85 15% 7 4 2 М М
7 0,8 20% 8 4 2 М М
8 0,75 25% 9 5 2 М М
9 0,7 30% 10 5 2 1 М
10 0,65 35% 11 6 3 1 М
11 0,6 40% 12 6 3 1 М
12 0.55 45% 13 6 3 1 М
13 0,5 50% 14 7 3 1 М

Ячейка Подорожание/скидка указывает на то, для каких водителей какой уровень скидки предусмотрен. Например, когда у шофера КБМ равен 0,7, то его скидка составит 30%. Если же КБМ водителя равен 1,55, то цена страховки возрастет на 55%.

Снижение и увеличение стоимости всегда рассчитывается от базовой цены полиса. По одной выплате по ОСАГО вычисляют общую сумму, которую компания должна выплатить по одному страховому случаю. Если пострадавших в аварии было несколько, и СК выплатила страховку, предположим, три раза, то подобный случай проходит как одна страховая выплата.

Желающим узнать свой КБМ на будущий год, нужно знать, что самое большое значение коэффициента равно 0,5 (13 класс). Если шофер отличается безаварийным вождением, то имеет возможность получить 50% скидки, приобретая страховой полис.

Все данные о том, происходили ли ДТП по вине определенного водителя легко найти в общей системе, которой занимается РСА. В этой базе данных находится информация по договорам ОСАГО. Вся информация достоверная, она заносится страховыми компаниями напрямую. Если же данные водителя отсутствуют в базе, нужно написать претензию страховой компании, оформлявшей договор.

Сегодня страховщики применяют такие определения:

  1. КБМ водителя – рассчитывают отдельно для каждого, кто водит автомобиль.
  2. КБМ автовладельца – коэффициент определяют непосредственно для владельца траснспортного средства.
  3. Расчетные КБМ – сюда входят показатели для вычисления размера премии, они зависят от вида договора ОСАГО.

Класс водителей рассчитывается единожды за время действия страхового полиса (если полис годовой — это происходит раз в год). При выплате по страховке Кбм виновного повышается, но эта цифра увеличивается только когда оформляют новую страховку.

Для расчета стоимости ОСАГО при учете КБМ используют следующую формулу:

Т=ТБхКТхКБМхКОхКМхКВСхКСхКНхКП, где:
  • ТБ – базовый тариф;
  • КТ – территориальный коэффициент;
  • КВС – стаж водителя;
  • КО – ограничивающий коэффициент;
  • КМ – мощность;
  • КС – срок эксплуатации ТС;
  • КН – коэффициент нарушений;
  • КП – срок действия договора.

Примеры

Ниже приводятся примеры расчета КБМ по таблице.

Исходные данные: договор ОСАГО заключается впервые, водитель является виновником двух аварий с последующими страховыми выплатами. Так как водитель не имеет страховой истории, ему был присвоен 3 класс (КБМ равен 1). После двух совершенных аварий, класс понизится до М. При продлении договора стоимость полиса увеличится в 2,45 раза.

Стремясь сделать страховку дешевле, некоторые водители скрывают информацию о ДТП. Но лучше этого не делать. Если произойдет страховой случай, факт вины в аварии обязательно станет известным. Страховщик откажется от выплат, и компенсацию последствий ДТП водителю придется взять на себя.

Если водителю раньше был присвоен 5 класс (при этом КБМ равен 0,9), и за время действия полиса произошла одна авария (одна выплата по страховке), то на следующий год ему дадут 3 класс (КБМ равен 1). Если же аккуратный водитель не попал ни в одно ДТП, то в следующий страховой период, ему присвоят 6 класс (КБМ равен 0,85).

В ситуации, когда шоферу присваивают 3 класс, КБМ равен 1 и не отражается на стоимости страховки. При благополучном вождении целый год, ему заслуженно дают 4 класс, тогда КБМ понижается на 5%, следовательно, он составит 0,95 вместо 1.

Как видно из примеров, при безаварийном вождении постепенно снижается КБМ, а вместе с ним падает цена полиса. Даже если водитель стал виновником ДТП и его КБМ понизился, все можно исправить. Если в течение следующего года удастся избежать ДТП, то класс снова восстановится.

Онлайн-калькуляторы

С помощью универсальных калькуляторов на сайтах страховых компаний, можно без регистрации и смс узнать стоимость страхового полиса. Они работают по текущим тарифам. Чтобы найти информацию о КБМ для ОСАГО в предоставленные поля вводят ФИО в именительном падеже, а затем данные ВУ. После этого выполняется запрос в базу РСА, и рассчитывается скидка на страховой полис в следующем году.

Важно. Если в страховой полис вписано несколько человек, то при расчете окончательной стоимости ОСАГО используется самый плохой коэффициент бонус-малус.

Заключая договор с неограниченной ответственностью, рассчитывать КБМ не имеет смысла.

Как высчитать по базе РСА?

При расчете КБМ по базе РСА, главное знать, какой вид договора был подписан. Если это полис с неограниченным перечнем водителей, то учитываются класс, КБМ, а также поправочные коэффициенты, имеющие непосредственное отношение к владельцу автомобиля. В случае с ограниченным списком водителей, класс каждого из них проверяют отдельно.

  1. Заполнив форму на официальном сайте РСА, отправляют запрос и рассчитывают КБМ. После ввода данных водителя, ставят галочки у пунктов:
    • обработка личных данных;
    • учет условий ранее заключенного договора.
  2. Затем вводится код безопасности, и указывается дата когда водителя допустили к вождению транспортного средства.
  3. После оформления запроса остается только отправит его и ждать ответа.

Схема расчета КБМ ОСАГО для юридических и физических лиц почти не отличается. Информация вводится такая же, но КБМ начисляют по-другому. В таких ситуациях коэффициент бонус-малус привязывают к транспортному средству, а не к водителю.

Перерасчет полиса при изменении коэффициента

Если в базе РСА записан неправильный КБМ, то владельцы ТС могут столкнуться с завышенной стоимостью при оформлении страхового полиса. Последствием такой ошибки является расчет стоимости страховки без учета скидки за безаварийную езду. Водителям приходится оплачивать из своего кармана ошибки страховщиков.

Бывают случаи, когда к управлению ТС допущено ограниченное число водителей. Если у каждого из них есть максимальная скидка, то КБМ равен 0,5. При попытке заказать страховой полис ОСАГО с помощью интернета оказывается, что в базе РСА у одного из водителей КБМ равен 0,85. Это значит, что цена страховки увеличится минимум на 25%. Чтобы решить эту проблему и снизить цену, делают перерасчет КБМ.

Сделать перерасчет КБМ можно разными способами:

  1. Написать заявление в Центробанк России. Предъявляется жалоба на КБМ по ОСАГО и производится перерасчет. Для этого нужно отправить сканированную копию полиса с наименьшим КБМ или справку о том, что страховые выплаты отсутствуют. Центробанк сам делает запрос в РСА и отправляет жалобу на рассмотрение. Уведомление о ходе рассмотрения жалобы придет на почту.
  2. Написать заявление в страховую компанию, застраховавшую водителя с неверным классом. Ответственная за ошибку фирма сама все исправляет и делает перерасчет. На имя руководителя компании пишется заявление в двух экземплярах. КБМ изменяют на основании прошлого полиса или справки, что в страховые выплаты в прежней компании отсутствовали.

    Заявление регистрируют и присваивают ему порядковый номер. Второй экземпляр заявления с датой и штампом остается водителю. Такое заявление рассматривают 10 дней (это предусмотрено законом). Если после десятидневной проверки КБМ не изменился, то нужно снова обращаться в страховую компанию.

    Важно. Во время подачи жалобы страховой договор должен быть действительным. Если же страховщик отказывается принять заявление, его отправляют заказным письмом с уведомлением.

  3. Обратиться к брокеру. Страховые брокеры восстанавливают утерянную скидку за вознаграждение. В этом случае сразу определяют, в какой момент присвоили ошибочный КБМ. Для этого изучают размер КБМ помесячно в течение нескольких лет, и находят нужный полис. Запросы по изменениям коэффициента за год сохраняют в электронном виде, чтобы приложить к жалобе.

    Разумно будет найти старые полисы, в которых видно какой КБМ и класс были присвоены водителю в прошлые годы. Затем уже отправляется жалоба в ЦБ РФ, РСА или страховую компанию. Если за месяц страховщик не решит проблему, то придется обратиться в суд.

Заявление на перерасчет в РСА

Заявление на перерасчет КБМ ОСАГО в РСА – официальный документ, направленный на исправление или восстановление верного значения КБМ в базе АИС РСА.

Любые исправления или изменения значения КБМ должна производить компания, которая страховала обратившегося с жалобой водителя. Следовательно, нужно написать заявление в компанию, полис которой на руках у владельца ТС. Если же страховщик отказался от перерасчета КБМ ОСАГО, то заявление отправляют в РСА.

Заявление такого типа пишется в произвольной форме, с просьбой изменить КБМ в базе РСА предоставляют перечень данных:

  • дата рождения заявителя;
  • данные ВУ (серия, номер);
  • дата выдачи ВУ;
  • данные паспорта (серия, номер);
  • номер полиса ОСАГО;
  • номер прошлого полиса;
  • причина обращения в РСА.

Прилагается скан копии полиса ОСАГО, который был оформлен раньше, с указанием правильного КБМ. Также нужна сканированная с обеих сторон копия ВУ.

Для мгновенной отправки заявления в РСА, используют официальный электронный почтовый ящик российского союза автостраховщиков для приема документов (копий, заявления) на восстановление КБМ.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что правильно рассчитанный коэффициент КБМ – отличный способ сэкономить на страховке для каждого водителя, при условии, что он не стал виновником транспортного происшествия. А главное, что его несложно рассчитать верно, если руководствоваться инструкцией.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 703-38-65 (Москва)

Это быстро и бесплатно!

uravto.com

Рассчитать КБМ для ОСАГО: что такое коэффициент бонус малус, как это сделать самому по базе РСА, отличия для физических и юридических лиц

Правительство РФ утверждает тарифы ОСАГО. Некоторые автовладельцы думают, что они – инициатива страхователей. Стоимость страховки вычисляют, суммируя перемножение базового тарифа и ряда поправочных коэффициентов.

Поправочных коэффициентов много, но самый важный все-таки один – КБМ. Есть ли формула, по которой можно вычислить его? Можно ли провести самостоятельный расчет КБМ?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-72. Это быстро и бесплатно!

Скрыть содержание

Что такое коэффициент бонус малус?

КБМ – это коэффициент бонус-малус. Его величина зависит от наличия/отсутствия страховой выплаты, если владелец ТС стал виновником ДТП. Рассчитывая его, анализируют период действия предыдущих полисов ОСАГО. При заключении договора об ОСАГО впервые водитель, имея за плечами водительский стаж, получит третий класс страхования, а вот КБМ присваивают ему равный 1. Отъездив без аварий один год, его класс станет выше и КБМ снизится, за что ему будет полагаться 5-процентная скидка.

Скидка за безаварийную езду

Страхование авто по обязательной страховке ОСАГО – нужная процедура. В 2017 г. максимальная страховая выплата по договору в случае повреждения авто – 400 тыс. рублей, а при угрозе жизни и здоровью – 500 тыс. Если автовладелец попадет в ДТП и будет признан в нем виновником, выплаты потерпевшему осуществит компания-страхователь. Вследствие изменения суммы выплат цена полиса ОСАГО тоже возросла – примерно в 2 раза.

Лишь пенсионеры получают скидку на него всегда 40-70%, а вот молодым водителям с небольшим стажем можно надеяться только на безаварийную езду.

Все страховые компании ведут свою деятельность, руководствуясь законом №40-ФЗ, в котором отражены все нюансы, касающиеся ОСАГО. Когда рассчитывается цена полиса, учитывают, как отъездил автовладелец год, с авариями или без. Если не было их давно, а точнее 10 лет, он может рассчитывать на 50-процентную скидку.

Так бывает, что у водителя большой водительский стаж, но он никогда не оформлял договор ОСАГО. В таком случае не обижаются при присвоении 3-ого класса и КБМ=1. Ему не полагаются поощрения, но при этом нет поводов для наложения повышающего коэффициента.

Другая ситуация, если человек только отучился в автошколе и купил автомобиль. В таком случае класс вождения у него 0, а коэффициент по КБМ 2,3. За страховку он заплатит в 2,3 раза больше, чем базовый тариф. Главное не попадать в ДТП, и тогда через год класс вождения повысится до 1 и полис оформят за меньшие деньги, так как КБМ=1,55. За безаварийную езду на протяжении десяти лет премируют 50-процентной скидкой.

Важно! Если водитель в течение шести лет управлял автомобилем и не попадал в аварии, все его скидки сгорят. Ему присвоят 1 класс и КБМ возрастет до 2,45.

Какие аварии учитывают?

При расчете стоимости полиса учитывают КБМ. Влияет на его значение не любое дорожно-транспортное происшествие. ОСАГО – страхование ответственности. Поэтому если при ДТП с пострадавшей стороной договорились мирно, страхователи не учтут этот случай. Учитывают только аварии, когда страховая компания выполняла свои обязательства по договору, т.е. платила страховку за клиента.

Случаев изменения стоимости ОСАГО в большую сторону три:

  1. Водитель не был признан виновным в ДТП.
  2. Дорожно-транспортное происшествие не оформляли в ГИБДД.
  3. Урегулирование по Европротоколу.

Как узнать свой коэффициент? В Интернете много сайтов, где можно узнать свой коэффициент бонус-малус. Например, можно зайти на сайт dkbm-web.autoins.ru. Чтобы провести нужные расчеты, достаточно знать следующие данные:

  1. Юридическое/физическое лицо.
  2. ФИО водителя.
  3. Дата рождения.
  4. Серия и номер водительского удостоверения.

Как посчитать самому по базе РСА?

Для физических лиц

Прежде чем рассчитывать КБМ по ОСАГО для физических лиц, внимательно изучают прежний полис, оформленный в страховой компании. Сегодня заключают договор с не- и ограниченным поименным списком водителей. В первом случае при расчетах учитывают класс, КБМ и другие поправочные коэффициенты, имеющие прямое отношение к собственнику автотранспортного средства. Во втором случае придется проверять класс каждого водителя индивидуально.

Через официальный сайт РСА (Российский союз автостраховщиков) можно считать КБМ, отправив соответствующий запрос после заполнения формы. После введения ФИО водителя, даты его рождения, серии/номера ВУ важно поставить галочку у следующих пунктов:

  • Обработка личных данных.
  • Учет условий ранее заключенного договора.

Также вводят код безопасности и указывают дату допуска водителя к управлению ТС. Только после этого запрос считается полностью сформулированным, можно отправлять его и ждать ответа от системы.

  1. Вход в личный кабинет на сайте autoins.ru.
  2. Выбор формы заявления – Расчет КБМ онлайн.
  3. Собственник ТС – физическое лицо.
  4. Договор с ограничением/без ограничения.
  5. Введение ФИО водителя.
  6. Введение даты рождения.
  7. Введение серии и номера ВУ.
  8. Введение даты, когда должно произойти заключение договора ОСАГО.
  9. Введение кода безопасности.
  10. Отправка запроса в РСА.

Необязательно заполнять специальную форму на сайте РСА, если водитель впервые заключает договор ОСАГО. У него будет 0 класс и КБМ=2,45. Если у него есть водительский стаж, но раньше он не управлял ТС, его класс – 3, а КБМ=1. За каждый год безаварийной езды он будет получать 5-процентную скидку, но любая авария аннулирует все прежние льготы и послабления.

Для юридических лиц

В принципе алгоритм расчета КБМ по ОСАГО для юридических лиц ничем не отличается от алгоритма расчета для физических лиц. Приходится вводить все те же сведения, но вот начисление коэффициента бонус-малус происходит по-другому. При страховании не учитывают данные каждого водителя, происходит начисление на транспортное средство.

Пример:

У компании два автомобиля. Первый – КАМАЗ, а второй – ГАЗель. Истек один год с момента заключения первого договора ОСАГО. Водитель КАМАЗа попал в дорожно-транспортное происшествие, а шофер ГАЗели нет. Не важно, кто из водителей был за рулем КАМАЗа. При расчетах повысится КБМ на это транспортное средство. Полис обойдется дороже, чем рассчитывал хозяин фирмы. Но эта ситуация никак не повлияет на стоимость полиса ОСАГО для ГАЗели. После первого года безаварийной езды можно рассчитывать на 5-процентную скидку.

Так делали расчеты до 1.01.2017 г. Но с этого года заработало новое правило – плата за полис ОСАГО по среднему коэффициенту. От этого пострадали владельцы большого автопарка. Например, если речь идет о таксопарке, в котором работают наемные водители, часто попадающие в ДТП, то среднее значение КБМ для юридического лица будет в разы больше.

  1. Вход в личный кабинет на сайте autoins.ru.
  2. Выбор формы заявления – Расчет КБМ онлайн.
  3. Собственник ТС – юридическое лицо.
  4. Введение ФИО водителя.
  5. Введение даты рождения.
  6. Введение серии и номера ВУ.
  7. Введение даты, когда должно произойти заключение договора ОСАГО.
  8. Введение кода безопасности.
  9. Отправка запроса в РСА.

Больше нюансов о том, как осуществляется расчет КБМ для ОСАГО по базе РСА онлайн, можно узнать в нашей статье.

Видео по теме

Как рассчитать КБМ для полиса ОСАГО можно также узнать в данном ролике:

Заключение

Полис ОСАГО – обязательный документ, который должен быть у каждого водителя. Его оформляют, чтобы застраховать ответственность и защитить себя от финансовых разбирательств при дорожно-транспортном происшествии. При расчете его стоимости учитывают разные коэффициенты, в том числе и КБМ. Каждый водитель может рассчитать его, зная свой класс и учитывая наличие/отсутствие ДТП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 288-16-72 (Москва)

+7 (812) 317-60-07 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

avtoguru.pro

Примеры расчетов КБМ по ОСАГО

Многим автовладельцам в нашей стране до сих пор неизвестно, что размер оплаты за ОСАГО прямо определяется их водительским опытом и числом дорожно-транспортных происшествий, где водитель принимал участие. Но для расчёта полной стоимости в любом случае используется так называемый КБМ по ОСАГО, то есть коэффициент «бонус-малус».

Статья подробно рассказывает о том, что это такое, как он подсчитывается, когда и почему изменяется и как может пригодиться любому автомобилисту.

Что такое КБМ?

КБМ ОСАГО — это коэффициент, полностью зависящий от оплат по страховым случаям, которые имели место в предыдущем году. Т. е. КБМ в некотором смысле размер скидки за поездки без аварий. Именно с помощью КБМ водитель и может значительно сэкономить деньги, когда оформляется полис. Суть принципа здесь в том, что за год вождения без ДТП класс ОСАГО повышается, а коэффициент уменьшается. Как результат, и стоимость страховки делается ниже как поощрение за вождение с соблюдением всех правил.

Важно: КБМ всегда очень индивидуальная величина, и для всех водителей она считается отдельно, а именно изучается страховая история каждого из них.

Примечательно и то, что указанная скидка действует и в варианте, если автовладелец меняет страховщика. Следует помнить, что перерыв в страховых отношениях должен быть меньше 1 года. Хотя в ситуации, когда автолюбитель оказывается в ДТП по личной вине, цена на полис для него увеличивается в целых полтора раза.

Формулы для расчёта КБМ, как в ней расшифровываются все коэффициенты

Если автовладельцу нужно узнать о том, какой у него КБМ на следующий год страховки, прежде всего надлежит принять во внимание следующие нюансы. Максимум коэффициента «бонус-малус» по закону составляет 0,5, а это относится к тринадцатому классу. Если водитель при поездках обошёлся без аварий, то у него есть возможность приобретения ОСАГО со скидкой в целых 50%. Узнать, были ли ДТП, заметим, совершенно несложно. Все данные о том, случались ли дорожно-транспортные происшествия по вине абсолютно любого водителя, заносятся в автоматизированную систему, которой занимается РСА (Российский союз по автостраховке).

Эта же база помимо вышеназванного содержит и информацию по всем договорам ОСАГО. Представители РСА также подчёркивают, что не вносят сами каких-либо данных — они заносятся напрямую страховыми фирмами, обязанными это делать. При случае, если данных о КБМ водителя в указанной базе по каким-то причинам всё-таки нет, надлежит написать претензию страховщикам, с которыми гражданин до этого оформлял ОСАГО. В наше время фирмы-страховщики применяют следующие термины:

  1. КБМ шофёра — то есть коэффициенты, высчитываемые отдельно для всякого лица, использующего тот или иной автомобиль.
  2. КБМ автовладельца — коэффициент, который определяется непосредственно для обладателя транспорта.
  3. Расчётные КБМ — показатели, необходимые для определения размера премии (они подсчитываются в зависимости от договора ОСАГО).

Класс шофёров и владельцев, заметим, всегда должен просчитываться только единожды за всё время действия годовой страховки. При выплатах по вине застрахованного КБМ делается больше, и увеличивается такой показатель лишь при оформлении нового полиса. Его стоимость определяется по скидке и не зависит от того, продляется ли полис у нынешней компании или клиент решает обратиться к другим страховщикам. Итак, для расчёта цены на ОСАГО с принятием во внимание коэффициента бонус-малус используют такую формулу:

Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН х КП

Она расшифровывается так:

  • ТБ — «тариф базовый», то есть базовый тариф на полис, изначальная цена.
  • КТ — «коэффициент территориальный», т. е. величина территориального коэффициента страховки.
  • КВС — «коэффициент стажа водителя», тут всё понятно из самого названия, время и опыт водителя за рулём.
  • КО — «ограничивающий коэффициент». А именно тут речь об ограничении на количество водителей машины.
  • КМ — «коэффициент на мощность», тоже всё понятно.
  • КС — «коэффициент на срок», то есть на тот промежуток времени, который эксплуатировалось транспортное средство.
  • КН — «коэффициент на нарушения», т. е. на количество произошедших нарушений.
  • КП — это значит срок действия договора.

С учётом понимания и вычисления всех показателей выше и определяется итоговая стоимость для всего страхового полиса.

Расчет КМБ ОСАГО

Сперва может показаться, что лишь страховой специалист может рассчитывать КБМ, но это совсем не так. Чтобы рассмотреть расчёт КБМ получше, изучим его более конкретно на примерах.

Скажем, в первом году страхования клиенту даётся третий класс, тогда КБМ равняется единице и никак не влияет на цену ОСАГО. Если по вине такого шофёра в течение года не станет происходить каких-либо дорожно-транспортных происшествий, то в наступающем году он уже заслуженно получит четвёртый класс. А, значит, КБМ станет меньше на пять процентов и станет равен уже 0,95 вместо единицы. Как и отмечалось выше, при безаварийной езде КБМ будет постепенно принижаться, а вместе с ним, разумеется, и стоимость на ОСАГО.

Когда на второй год езды по ОСАГО владелец автотранспортного средства все-таки по своей вине оказывается в ДТП, то класс у него понизится и станет вторым, а КБМ, в свою очередь, повысится на 0.4. В результате при продлении ОСАГО полиса его стоимость для автовладельца окажется больше на 40%.

Справка: большинство автовладельцев такая система стимулирует ездить без аварий, что, собственно, и является её целью.

Что бы ни было, но если есть желание, всегда можно получить наиболее низкую стоимость страховки. То есть даже если когда-то клиент и попадал в аварии, в любом случае он может восстановить свой уровень. В частности, чтобы снова занять третий класс, автолюбителю надлежит в течение следующего года избегать дорожно-транспортных происшествий и все будет отлично.

Посмотрите видео, как рассчитать скидку

При ограниченном ОСАГО

Когда договор ОСАГО предполагает, что число шофёров транспортного средства будет ограниченным, то применяют такие правила:

  1. КБМ считается с отдельной информацией относительно каждого из шофёров;
  2. Скидка даётся именно на шофёра, а не на его машину;
  3. При высчитывании цены полиса КБМ обязательно берётся по шофёру с самым худшим страховым классом (уточнение — в общей базе у всех шофёров есть свой класс);
  4. Коэффициент повышения для полиса в наступающем году действует лишь к тому шофёру, по вине которого случилось дорожно-транспортное происшествие.

Для наглядности стоит привести пример расчёта КБМ с ограниченным ОСАГО. Например, по существующему договору ОСАГО автотранспортным средством вправе управлять два шофёра: допустим, это Сидоров, имеющий КБМ в 0.9 (то есть пятый класс) и Фёдоров с КБМ целых 0.75 (относящимся к восьмому классу). В общих документах будет дана информация о новом КБМ шофёра для Сидорова, составляющим 0.85 (шестой класс), а для Фёдорова — 0.7 (девятый). А что по поводу расчётного КБМ, он подсчитается по шофёру, имеющему худший класс — в нашем варианте это окажется Сидоров, а расчётный КБМ, соответственно, 0.85. Когда предыдущий полис не предполагал ограниченное число водителей и у по нему не оказалось выплат, то в новом договоре страховщики должны определить шофёру понижающий коэффициент (но также он должен в закончившейся без ограничений страховке являться обладателем машины, с которой страховался).

Можно привести и другой вариант. По предыдущему ОСАГО без ограничений машину водили Иванов (обладатель автотранспортного средства) и Петров. Выплат по страховому полису не проводилось. КБМ владельца равнялся 0.95, что соответствует четвёртому классу. В следующем году берётся ОСАГО с ограничениями, по нему машиной сможет пользоваться лишь один шофёр — Иванов. К нему также применится КБМ шофёра, составляющий 0.9 (пятый класс). Расчётный КБМ также окажется 0.9.

С неограниченным ОСАГО

Когда к управлению автотранспортным средством допускается уже неограниченное число водителей, то класс получает только обладатель этого транспорта.

До 2019 года КБМ, в свою очередь, рассчитывается по последнему закончившемуся договору ОСАГО. Однако в 2019 году начали действовать изменения в порядке определения КБМ. Теперь его будут определять для всех — первого апреля каждого года. При это страховая история прерываться не будет, даже если случились перерывы в страховании, как это было раньше. К учету будут приняты все договора которые еще действуют на 01.04.2019 и те, которые закончились не более одного года назад. На основании, собранных данных, каждому участнику системы обязательного страхования определят свой класс КБМ. Все договора ОСАГО, которые захочет оформить клиент, после 01.04.2019 года, будут рассчитаны на основании определенного таким образом значения коэффициента,  пересматриваться он будет не раньше первого апреля следующего года.  С 2020 года Кбм будет определяться раз в год первого апреля.

Для юридических лиц, КБМ будет един для всей техники, сроки его присвоения такие же, как и для физлиц, а вот значение будет определятся как средне-взвешенная величина из всего количества техники, принадлежащей одной компании.

При разрыве договора раньше времени

Когда договор расторгается раньше срока, то крайне важно знать, что произойдёт лишение скидки за данный период. И когда станет оформляться новый полис, то станет использоваться тот КБМ, который был в начале действия этого самого прерванного договора.

Таблица и ее использование

п/п

Коэффициент КБМ на период КБМ

 Коэффициент КБМ

0 аварий за период КБМ

1 авария за период КБМ

2 аварии за период КБМ

3 аварии за период КБМ

Более 3 аварий за период КБМ

1

2

3

4

5

6

7

1

2,45

2,3

2,45

2,45

2,45

2,45

2

2,3

1,55

2,45

2,45

2,45

2,45

3

1,55

1,4

2,45

2,45

2,45

2,45

4

1,4

1

1,55

2,45

2,45

2,45

5

1

0,95

1,55

2,45

2,45

2,45

6

0,95

0,9

1,4

1,55

2,45

2,45

7

0,9

0,85

1

1,55

2,45

2,45

8

0,85

0,8

0,95

1,4

2,45

2,45

9

0,8

0,75

0,95

1,4

2,45

2,45

10

0,75

0,7

0,9

1,4

2,45

2,45

11

0,7

0,65

0,9

1,4

1,55

2,45

12

0,65

0,6

0,85

1

1,55

2,45

13

0,6

0,55

0,85

1

1,55

2,45

14

0,55

0,5

0,85

1

1,55

2,45

15

0,5

0,5

0,8

1

1,55

2,45

Таблица для коэффициента «бонус-малус» применяется следующим образом. Когда водителю раньше присваивался, скажем, пятый класс (то есть КБМ у него окажется 0,9) и с таким полисом из-за него случается одна авария (т. е. одна страховая выплата), то в новом году такому даётся третий класс (КБМ = 1), если же он проявил себя как образцовый водитель и ДТП из-за него не происходило, то получит шестой класс (КБМ = 0,85). Столбец «Подорожание/скидка» определяет, какой уровень скидок предлагается для каких шофёров. Скажем, когда КБМ у шофёра равняется 0,7, то он вправе иметь скидку в 30 процентов, когда же КБМ для шофёра составляет 1,55, то полис в его случае станет стоить больше на целых 55%. Скидка (впрочем, как и увеличение цены) рассчитывается всегда от базовой стоимости на полис.

Под одной аварией по ОСАГО подсчитываются все страховые деньги, оплаченные компанией-страховщиком именно по одному страховому случаю. Скажем, когда при ДТП оказалось трое потерпевших, они пошли в СК за деньгами и фирма выплатила страховку три раза, то в определениях КБМ это всё равно обязательно пройдёт как лишь единственная страховая выплата.

Вывод

Итак, как нетрудно убедиться, рассмотренный КБМ — это отличный вариант для всякого шофёра сэкономить на автостраховании, если он ездил без нарушений и происшествий. И высчитать его самостоятельно совсем нетрудно, главное — это строго следовать инструкции.

Поделиться:

Нет комментариев

autopravo.club

Рассчитать КБМ ОСАГО по базе РСА – узнать класс водителя

Рассчитать КБМ ОСАГО при оформлении страховых документов, особенно при оформлении электронного ОСАГО, водитель может самостоятельно. Союз Автостраховщиков России на официальном сайте предлагает актуальную информацию и расшифровку коэффициентов автострахования. Рассчитать коэффициент бонус – малус вы можете, исходя из водительского стажа и количества обращений в страховую компанию в результате страхового случая.Пример нахождения КБМ в таблице

Законодательное регулирование и унификация стоимости ОСАГО для всех компаний

Некоторые считают, что законодательство регулирует обязательность ОСАГО для водителей, стандартные базовые тарифы, а затем страховые компании, получившие лицензию на выдачу полисов, начинают коммерческую деятельность и вправе назначить цены на свои услуги, сами определяют, как рассчитать стоимость страхования.

В результате водитель должен искать максимально выгодные условия и подробную информацию о правилах расчета для каждой компании. Если бы все было действительно так, рассчитать коэффициент заранее и узнать стоимость автостраховки, было бы невозможно. Отчасти этот миф поддерживают сами сотрудники страховых агентств, предлагая рассчитать стоимость предварительно, а затем уже точно. Но только самый опытный агент может рассчитать цену ОСАГО правильно, учитывая все тонкости. Так проще убедить клиента, что они предлагают самые выгодные условия.

На самом деле условия у всех абсолютно одинаковые. Законодательство регулирует базовые тарифы и все коэффициенты без исключения. Стоимость ОСАГО в любой компании для одной марки автомобиля с тем же водителем и в одном регионе будет одинаковой.

Водители выбирают страховщика, исходя из соображений надежности, отзывов по выплатам, наличию связей с автомастерскими и общей эффективности рекламной компании. Цена на базовые тарифы, включая все коэффициенты, унифицирована и не должна отличаться. Вы можете рассчитать стоимость страховки на калькуляторе страховки на сайте РСА для сравнения, чтобы проверить правильность расчетов своих страховщиков.

Некоторые страховые компании пишут о том, что готовы рассчитать бонус–малус, как о преимуществе и отличии от других. Но КБМ – один из стандартизированных коэффициентов, обязательно входящий в стандартную расчетную формулу.

Если страховая компания рассчитывает стоимость ОСАГО с ошибками в свою пользу, владелец автомобиля или лицо, оформляющее страховку, вправе потребовать компенсацию и упущенную выгоду. В этом отличие ОСАГО – обязательной программы от КАСКО – добровольной системы дополнительного страхования. Действующий полис ОСАГО обязателен для всех автомобилистов, дополнительную страховку КАСКО приобретают по желанию. При возникновении страхового случая нельзя получить страховую выплату по обоим полисам одновременно. Нужно выбирать, по какому полису выплаты и услуги страховой компании будут предпочтительнее. Например, в ОСАГО не включена опция страхования от угона или случайного повреждения автомобиля, вандализма. Для защиты от таких неприятностей требуется полис КАСКО.

Читайте в какой компании самые выгодные условия по КАСКО в 2019 году

Как выглядит шкала бонус-малус

Коэффициент КМБ относится к стоимости страховки в целом и может иметь как понижающее, так и повышающее значение. Значение КМБ может быть равным 0.5 – это минимальное значение, максимальный понижающий коэффициент. При КМБ, равном 0.5, общая стоимость страховки ОСАГО снижается вдвое. Понижающий коэффициент действует при безаварийном вождении и разделен на классы. С каждым годом без аварий, класс повышается, коэффициент уменьшается, сумма страховки, соответственно, также снижается. Максимальный процент бонуса страхования ОСАГО составляет 50%.

Всего имеется 15 классов с различными коэффициентами. По умолчанию, на первый год вождения, для расчета страховки присваивается коэффициент, равный 1. Это третий класс в соответствии с официальной таблицей. На следующий год, при отсутствии аварий и страховых выплат, коэффициент КБМ по ОСАГО будет равен 0.95, четвертый класс. Класс по КБМ растет линейно при безаварийной езде.

Обратите внимание, начальный отсчет расчета КБМ ОСАГО ведется сразу с 3 класса. Классы с М по 2 – штрафные, имеющие увеличивающий коэффициент.

РСА официальный сайт предоставляет таблицу индексации коэффициента РСА, утвержденную для базовых тарифов обязательного страхования.

классКБМ0 выплат класс на

следующий год

1 выплата2 выплаты3 выплаты4 и более
М2.450ММММ
02.31ММММ
11.552ММММ
21.431МММ
3 /началь- ный

уровень/

141МММ
40.95521ММ
50.963 класс, возврат к коэффи-

циенту

1ММ
60.85742ММ
70.8842ММ
80.75952ММ
90.710521М
100.651163 класс, возврат к началь- ному коэффи-

циенту

1М
110.612631М
120.5513631М
130.513 максимальный

уровень КБМ

731М

Рассчитать КБМ можно по приведенной таблице. Как мы видим 10 лет безаварийного вождения снижают стоимость страховки вдвое. Вы оплачиваете страховку, но никогда не получаете никаких выплат по полису, идеальный клиент.

  • Если вы допускаете одну страховую выплату в 2 года, вы возвращаетесь к начальному коэффициенту, равному единице, это соответствует 3 классу по таблице.
  • Если вы допускаете аварии по вашей вине чаще 1 раза в 2 года – рассчитывайте на повышающие коэффициенты и существенное удорожание обязательной автостраховки ОСАГО.

Как мы видим, страховая своей выгоды не упустит. До скидки в 50 процентов придется идти 10 лет, а увеличить цену страховки в 2 и больше раз можно всего за 2 ДТП в течение года. Сумма выплат по страховке не учитывается. Достаточно самого факта выплаты. Исключения – случаи, о которых не ставят в известность страховую компанию. Возможно, при мелких ДТП снова будет выгоднее рассчитываться на месте, даже при наличии действующей страховки.

Штрафная линейка КБМ по ОСАГО

Существуют специальные штрафные классы, которые присваиваются в результате многократных страховых выплат в течение года. Штрафной коэффициент маркируется буквой «М», от латинского слова «малус» и составляет 2.45. При 4 и более страховых выплатах в течение года, коэффициент «М» присваивается из любого класса.

Коэффициент «малус» увеличивает общую стоимость страховки в 2, 45 раза. Штрафными также являются коэффициенты 0, 1 и 2. Выход из категории «М» до 3 категории со ставкой КМБ, равным 1 займет 3 года безаварийного вождения с постепенным снижением штрафных санкций.

Обнуление КБМ

Класс индекса бонус – малус теперь привязывается не к автомобилю, а к водителю. Соответственно, при смене автомобиля, а это происходит в среднем раз в 3-5 лет, коэффициент не обнуляется. Для аккуратных водителей это, безусловно, важно. Но и избавиться от повышающего коэффициента со сменой машины не получится. КБМ отслеживается по единой базе при условии своевременного внесения изменений и информации о новых договорах.

Тем не менее, случаи обнуления индекса происходят не так уж редко. Класс КБМ привязан непосредственно к номеру водительского удостоверения. Соответственно, при любых манипуляциях с удостоверением водителя, замене, утрате, КБМ обнуляется. Обнуление происходит, если вы не информируете страховую об изменениях. Или если страховая не передает обновление информации в единую информационную базу РСА. Можно попытаться восстановить водительский безаварийный стаж, если значение индекса КБМ хорошее. Но можно и не восстанавливать, если вы рады избавиться от штрафного коэффициента. В этом случае вам придется начинать с классической единички и, наверное, в новой страховой компании. Хотя страховщики обмениваются информацией через базы, и трюк может не сработать.

Откуда страховые компании знают ваш класс по КБМ

Автоматизированная информационная система АИС содержит данные по всем страховым договорам, заключенным с 2011 года. Страховые компании обязаны передавать данные о заключенных договорах и страховых случаях в автоматизированную базу.

Согласно законодательству, страховая компания обязана предоставлять данные в АИС в течение одного рабочего дня после заключения договора страхования. Это правило действует с 2014 года. Союз автостраховщиков не уполномочен вносить изменения в информацию по договорам страховки в имеющуюся базу. Изменения вносят непосредственно страховые компании.

Вы можете проверить действия страховщиков по внесению изменений самостоятельно. Чтобы пробить по базе данные водителя по страховке, воспользуйтесь единой базой РСА. На странице dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm официального сайта РСА расположена форма просмотра и вычисления класса бонус-малус. Форма действует только для водителей с российскими правами.

Также проверить свой КБМ вы можете на нашем сайте на странице по ссылке

Возможно, имеет смысл проверять права и стаж безаварийной езды у всех водителей. В страховой полис не вносится информация о классе КБМ, все данные придется проверять в ручном режиме.

В каких случаях можно утратить класс индексирования КБМ

  • При замене водительского удостоверения, утере, окончании срока действия удостоверения. Замена удостоверения при смене фамилии – самый вероятный способ утратить КБМ. Чтобы избежать утраты данных и снижения класса, при замене водительского удостоверения, прав, смене фамилии и прочих случаях, сообщайте об изменениях в страховую компанию. Компания должна выполнить внесение измененной информации в автоматизированную базу. Это касается всех водителей, допущенных к управлению транспортным средством.
  • Ошибки страховых агентов при оформлении документов. Неправильно оформленные документы могут стать достаточным основанием для невыплаты страховки. При увеличивающейся популярности электронной страховки, шанс неправильного указания года рождения или ФИО при оформлении существенно снижается. Увеличивается риск предоставления подложных и фальшивых документов при самостоятельном оформлении электронной страховки ОСАГО, неточное указание серии автомобиля и года выпуска, что скажется на возможности страховых выплат, но в меньшей степени влияет на коэффициент бонус малус. Только при отказе от страховой выплате и признании страховки недействительной виду подлога документов. О снижении процента выплат в данном случае говорить не приходится.
  • Положительный КБМ по ОСАГО аннулируется при перерыве в автостраховании более 1 года. Обнуление КБМ происходит и при заключении автостраховки на срок менее года.
  • Ошибки страховой компании. КБМ обнуляется, если страховая не передала данные водительских прав в АИС РСА – союз автостраховщиков. Проверяйте передачу данных в базу при проблемах с лицензированием страховой компании или при прекращении деятельности компании. Они обязаны официально передать дела преемникам и передать все данные в АИС РСА.
  • Страховая компания может пересмотреть класс водителя после любого ДТП, в том числе и не по вашей вине.

Что делать, если вы не согласны с коэффициентом, который применяет страховая компания и можно ли рассчитать снова

Нередко бывают ситуации, когда страховая компания предпочитает рассчитать стоимость страховки начиная с первого коэффициента и третьего класса соответственно, для всех новых клиентов, без учета прошлого водительского стажа. Игнорирование реального класса водителя и отказ от предоставления скидки противозаконно. Для всех клиентов, включая новых, необходимо рассчитать ОСАГО с учетом всех коэффициентов. Это относится и к онлайн страховке. Правильный КБМ необходимо учесть и рассчитать при оформлении е-ОСАГО.

Читайте: Где дешевле оформить e-OCAГО в 2019 году

Все коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО утверждены законодательно. Крупные компании не позволяют себе игнорировать законодательство – это может обойтись дороже. При многократных нарушениях можно лишиться лицензии по выдаче полисов ОСАГО. Насаждением «своих правил» обычно страдают мелкие компании, не вполне осознающие меру ответственности. Если компания пытается нарушить закон уже при оформлении полиса, закономерно предположить, что при возникновении страхового случая, вы можете столкнуться с полным нежеланием платить и будете вынуждены отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Водитель вправе опротестовать решение страховой компании, требовать компенсации и верно рассчитать коэффициенты по уже заключенным договорам автострахования ОСАГО.

Чаще всего страховые компании пытаются присвоить начальный третий класс и рассчитать «единичку» для автомобилей с неограниченным кругом лиц, допущенных к управлению. В некоторых случаях агенты могут пытаться рассчитать даже штрафной повышающий коэффициент. Это неверное решение. Если к управлению допущен неограниченный круг лиц, КБМ нужно рассчитать на основании данных владельца машины. При безаварийной езде, можно получить существенную скидку по обязательному страхованию ОСАГО даже на машине с неограниченным кругом водителей, регистрируя страховку на собственника.

Видео

Рассчитывайте КБМ самостоятельно, опираясь на данные союза автостраховщиков, проверяйте правильность стоимости страховки.

osago-go.com


Смотрите также

Возврат к списку