Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Норма расхода масла в двигателе


Норма расхода моторного масла в двигателе

В оценке состояния силового агрегата важную роль играет такой показатель, как расход масла в двигателе. Нормы его отличны для разных типов моторов и зависят от износа. Превышение этих показателей всегда указывают на неисправность, или низкое качество смазочных материалов.

Рассмотрим нормы расхода автомасел для двигателей внутреннего сгорания: бензиновых и дизельных с турбоннадувом и без него. Для определения нормы в каждом случае в расчет берется не величина пробега, а расход топливного ресурса. Это правило неизменно и другие в данном случае не работают.

Условия эксплуатации и факторы, влияющие на расход масла

Превышение нормы расхода моторной жидкости должно насторожить владельца автомобиля. Увеличиться потребление смазочного материала может в двигателях со значительным износом. В любом случае расход моторного масла необходимо периодически отслеживать. Недостаточное количество смеси в смазочной системе приводит к неисправностям, за которыми обычно следует необходимость проведения дорогостоящего ремонта.

Расход смазочной жидкости зависит от нескольких совокупных показателей:

  • характеристики состояния двигателя внутреннего сгорания (сюда относятся не только возраст, мощность, рабочий объем цилиндров и степень износа, но и климатические условия, в которых он эксплуатируется, своевременное проведение техосмотра и ряд других факторов);
  • состояние фильтра (забитый или поврежденный увеличит расход);
  • тип конструкции ДВС (от вида топливного ресурса и способа его подачи зависит расход масла);
  • технические характеристики и качественные показатели моторной жидкости.

Причина возникновения большого расхода моторного масла в двигателе может быть обусловлена условиями эксплуатации, повышенной нагрузкой, внешними неблагоприятными факторами и избыточным уровнем смазочного материала в системе.

Принято рассчитывать расход по объему автомасла, потраченного на 100 литров топлива.

Какой расход масла считается допустимым

Во время обкатки нового агрегата до показания 5000 км. норма расхода масла составляет в среднем 1 литр на 1000 км. Такое количество расходуется смазочной системой после проведения замены поршневых колец. Потребление смазочного материала напрямую зависит от типа двигателя вашего автомобиля. Общепринятые ориентиры при пробеге от 5 до 150 тысяч километров масло расходуется в следующих границах:

  • в обычном режиме движения — 0.25 л. на 1000 км;
  • в скоростном режиме и с повышенной нагрузкой — 0.4 л. на 1000 км;
  • в горах и условиях, приближенных к таковым — 0.5 л. на 1000км.

В движках с пробегом свыше 150 000 км. этот показатель составит в среднем 0.35 — 0.55 л.

Значения в соответствии с конструкциями движка продемонстрированы в таблице. Нормы расхода даны из расчета на 100 литров топлива. Следует учесть, что в дизельных агрегатах они отличны по причине высокого давления в таких двигателях.

Тип двигателя Допустимый показатель в разных условиях на 100 л. Критическая отметка, показатель на 100 л. топлива
Бензиновый В новых силовых агрегатах — 0.25 мл.(в некоторых случаях в период обкатки допустимо превышение этого показателя). В автомобилях с пробегом в хорошем техническом состоянии — 100 мл. 0.5 литра. При таком показателе возникает риск заклинивания мотора на ходу. Следует незамедлительно посетить СТО
Дизельный От 0.3 до 0.5 литров 2 литра
Турбированный В зависимости от количества турбин от 80 мл. даже в новых ДВС

Значение, превышающее допустимый показатель, указывает на неполадки в работе мотора. Оно может быть обусловлено грубым несоответствием смазочного материала допускам, или использование фальсифицированного продукта.

Несмотря на то, что дизели признаны самыми экономичными агрегатами по потреблению топливных ресурсов, масла они могут потреблять значительно больше бензиновых. Связано это с высокой компрессией и повышенной нагрузкой на узлы по причине высокого давления. В процессе эксплуатации, в дизельных ДВС образуется естественный угар, одновременно играющий роль дополнительной защиты. Постепенно часть смазки выдувается системой отвода картерных газов. Потому для дизельных моторов показатели выше.

Причинами повышенного потребления смазки могут быть следующие:

  • перелив при замене или доливке;
  • низкое качество моторной жидкости, вследствие чего происходит активная испаряемость;
  • повышенные нагрузки (горная местность, вождение с прицепом, бездорожье, длительное вождение на высокой скорости);
  • жаркая погода;
  • физические факторы (выход из строя уплотнительных элементов, нарушение герметичности мотора, дефект фильтра).

Как выявить неполадки, ставшие причиной повышенного потребления, подскажет таблица:

Деталь или узел Неисправность Как обнаружить
Главный блок цилиндров Износ прокладки между блоком и головкой Визуально
Коленвал Износ сальников Понадобится разобрать мотор
Масляный фильтр Засорение или плохое крепление Визуально
Газораспределительные клапаны Перегрев приводит к выходу из рабочего состояния маслосъемных колпачков и попадания смазки в ГРМ Необходима замена колпачков
Поршни Маслосъемные кольца Выхлоп приобретает синеватый оттенок. Требуется замена колец
Картер Засор вентиляции и избыточное давление Закрыв ладонью маслозаливное отверстие можно определить повышенное давление так: ладонь будет отталкиваться с нарастающей силой
Цилиндры Износ цилиндров, в результате которых образуются задиры и микротрещины Можно заменить поршневые и маслосъемные кольца. Но чаще требуется расточка и шлифовка поверхностей деталей

Не следует пренебрегать допусками моторных масел, смешивать продукты, не подходящие для этого, или заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.

Для увеличения ресурса двигателя необходимо строго соблюдать правила доливки автомасел. Нормальный расход масла — важное условие для корректной работы ДВС. Недостаток или избыток негативно скажутся на функциональности мотора. В процессе эксплуатации автовладелец должен контролировать расход моторной жидкости, и при достижении критического значения обратиться в СТО, где специалисты проведут диагностику и найдут способ устранить неполадки.

Какой расход масла в двигателе должен быть по норме

Проблема расхода моторного масла волнует многих автолюбителей. Как известно, расход смазки является одним из важных показателей общего состояния двигателя. От одних автовладельцев можно услышать, что двигатель не берет масло, то есть уровень остается одинаковым или сохраняется в допустимых пределах от замены до замены.

Другие отмечают повышенный или большой расход масла в двигателе, что вызывает необходимость доливать смазочный материал. Сразу отметим, сами производители ДВС отдельно указывают нормы расхода масла в двигателе. Это значит, что силовой агрегат может расходовать смазку в определенных пределах, причем такой расход не является неисправностью.

Данное явление принято называть расходом масла на угар. Однако превышение нормы долива масла в двигатель вполне может указывать на возникновение проблем с ДВС, несоответствие смазочного материала допускам и рекомендациям производителя мотора и т.п.

В этой статье мы рассмотрим, какой «масляный аппетит» различных силовых агрегатов можно считать допустимым, а также какие факторы и особенности влияют на потребление смазки в ДВС.

Расход моторного масла в двигателе по норме

Итак, начнем с того, что все двигатели в большей или меньшей степени расходуют моторное масло. Это происходит с учетом особенностей конструкции ДВС, а именно по причине острой необходимости смазывать узлы и детали ЦПГ. Другими словами, основные потери смазочного материала происходят в результате того, что нужно подавать смазку на стенки цилиндров.

Данная область в двигателе является теплонагруженным участком. По этой причине происходит частичное выпаривание и сгорание смазки. Также часть масла не снимается со стенок цилиндров поршневыми кольцами, в результате чего оставшийся смазочный материал горит вместе с топливом в камере сгорания.

Как правило, в современных двигателях заявленный расход масла составляет, в среднем, от 0.1 до 0.3% от общего расхода горючего, которое было затрачено для преодоления какого-либо отрезка пути. Получается, если машина прошла 100 км., а расход составляет 10литров топлива, тогда нормой будет также являться потребление, в среднем, 20 граммов масла.

Получается, расход смазки можно считать допустимым, если он не превышает отметки около 3 литров. на 10 тыс. пройденных километров. При этом также важно понимать, что показатель расхода будет сильно зависеть от типа двигателя, степени его форсирования и т.д.

Например, для многих бензиновых атмосферных ДВС нормой является отметка около 0.1 %. На бензиновых турбомоторах показатель расхода заметно выше. Что касается дизельного двигателя, заявленный расход смазки по норме будет больше любого бензинового аналога и составляет, в среднем, от 0.8 до 3 %. Указанные 3 % расходуют форсированные турбодизели с двумя турбинами и т.п.

Также можно отдельно упомянуть и роторные моторы, которые отличаются особой склонностью к расходу смазочной жидкости. Такие агрегаты (с учетом их полностью исправного состояния) расходуют около 1-1.2 литра масла на 1000 км. пробега. Для справки, в мануалах к разным двигателям указано, что нормой расхода масла на угар является 1 литр на 3 тыс. пройденных км, то есть около 3 литров на 10 тыс. км.

При этом производители также отмечают, что расход напрямую зависит как от технического состояния ДВС, так и от особенностей эксплуатации конкретного ТС (нагрузки на агрегат, скорость и т.д.)

От чего зависит расход масла в двигателе и как его уменьшить

Как уже было сказано выше, масло расходуется в любом двигателе, так как масляная пленка на деталях для защиты от сухого трения сгорает в камере вместе с топливным зарядом. Если добавить к этому естественный износ ДВС в процессе эксплуатации, тогда потребление смазки дополнительно увеличивается.

Однако становится вполне очевидно, что 3 литра масла на 10 тыс. км. для малолитражки с рядным атмосферником можно считать большим расходом, при этом для мощного агрегата с большим рабочим объемом это вполне допустимый показатель. Практика показывает, что даже если двигатель начал «есть» масло выше нормы, экономически выгоднее просто доливать смазку, чем сразу делать капремонт мотора только из-за повышенного расхода.

Дело в том, что на многих СТО мастера предпочитают не диагностировать отдельную причину повышенного расхода масла, а сразу предлагают владельцу сделать капремонт. При этом важно учитывать, что не всегда в таком дорогом ремонте есть необходимость.

В различных ситуациях смазка может течь по внешней поверхности (вытекать наружу), а также проникать в другие системы. Например, если масло течет между коробкой и двигателем, виноват сальник коленвала, а под машиной может образоваться лужа.

Если же проблемной окажется прокладка ГБЦ, снаружи потеков может и не быть, двигатель будет сухой. При этом смазка будет попадать в охлаждающую жидкость, ОЖ помутнеет, масло в двигателе также начнет пениться, под крышкой маслозаливной горловины и на щупе появится эмульсия.

Однако и в такой ситуации с угаром можно попробовать бороться, прежде чем соглашаться на ремонт. Прежде всего, расход смазки зависит от режима эксплуатации мотора. Другими словами, езда на высоких оборотах приводит к повышению температуры и нагрузок, масло разжижается, хуже снимается кольцами со стенок цилиндров, угорает и т.д.

  • Также важно понимать, что смазочный материал может не подходить двигателю по определенным параметрам. Это значит, что нужно знать, какое масло выбрать для двигателя и какие особенности нужно учитывать.
Если мотор изношен, тогда параллельно нужно принимать в расчет и особенности подбора масла для двигателей с большим пробегом. В двух словах, материал со сниженной вязкостью формирует тонкую пленку, которую маслосъемные кольца не могут удалить со стенок. Если же смазка густая, тогда пленка очень толстая, при этом кольца не могут снять такой слой в полном объеме.

С учетом вышесказанного становится понятно, что нужно использовать наиболее подходящее масло как по допускам, так и по индексу высокотемпературной вязкости. Например, из списка рекомендуемых смазок в мануале нужно выбрать продукт с более высокой вязкостью по сравнению с тем, что залито в данный момент.

Также можно перейти с синтетики на полусинтетику, что также в ряде случаев позволяет уменьшить расход смазки. Главное, чтобы такая полусинтетика допускалась к использованию в конкретном ДВС и соответствовала рекомендациям завода-изготовителя мотора.

  • Маслосъемные колпачки (сальники клапанов, маслоотражающие колпачки) также являются элементом, проблемы с которым повышают масляный аппетит агрегата. При этом на многих ДВС замену колпачков можно выполнить без снятия ГБЦ, стоимость запчасти весьма незначительна. Расход смазки после замены в ряде случаев значительно уменьшается.

Основной причиной выхода из строя сальников клапанов является их пересыхание и затвердевание, так как элементы выполнены из резины. Также на сальники может оказывать влияние и неподходящее для мотора масло, агрессивно воздействующее на резину.

  • Износ поршневых колец часто по симптомам аналогичен их залеганию. Если в первом случае кольца нужно менять, то есть потребуется разборка и ремонт ДВС, то во втором можно провести раскоксовку поршневых колец.

Если просто, скопление нагара и кокса не позволяет кольцу двигаться в канавке, то есть кольца залегли. Снижение подвижности означает, что кольцо не выполняет свою функцию, масло плохо снимается со стенок и угорает в камере сгорания.

Для решения проблемы существуют промывки, которые заливаются в систему смазки. Также можно использовать промывочные масла. Радикальным способом является такой, когда в свечные колодцы заливается специальный состав для раскоксовки поршневых колец.

Каждое из решений имеет как свои плюсы, так и минусы, однако для изношенного двигателя во многих случаях удается снизить расход смазки и продлить жизнь мотора до капремонта.

  • Повышение давления в картере также становится причиной перерасхода смазочного материала. Простыми словами, высокое давление картерных газов заставляет масло оказываться там, где его быть не должно.

В результате смазка попадает в цилиндры через впуск, после чего сгорает в двигателе вместе с топливом. В подобной ситуации нужно диагностировать и чистить систему вентиляции картера.

  • Проблемы с турбокомпрессором также приводят к тому, что появляются утечки смазки в области нагнетателя, масло также проникает в цилиндры через впуск и т.д. Для решения необходима диагностика и ремонт турбины. В крайнем случае можно заменить турбокомпрессор, при этом расход смазочного материала также уменьшится.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что основным поводом для капремонта двигателя является наличие значительных дефектов и повреждений, а также большой износ деталей и выработка на стенках цилиндров (задиры, изменение геометрии и т.д.).

В этом случае устранить «жор» масла только раскоксовкой, заменой колец, маслосъемных колпачков или переходом на более вязкую смазку уже не получится. Обычно двигатели с такими повреждениями имеют низкую компрессию, плохо заводятся как на холодную, так и на горячую, значительно теряют мощность.

Во время работы агрегата могут присутствовать стуки и посторонние шумы. Как правило, после разборки и дефектовки блок нужно растачивать/гильзовать, выполнять шлифовку коленвала и т.д. Другими словами, необходим капитальный ремонт.

Если же двигатель изношен, но работает нормально, при этом расход масла выше нормы, тогда моментального увеличения расхода смазки ждать не стоит. Смазочный материал будет расходоваться все больше и больше, но прогрессировать эта проблема будет медленно.

Получается, долив нескольких литров смазки на каждые 10 тыс. км. позволит эксплуатировать такой мотор еще не один десяток тысяч километров без капремонта (если не возникнет других поломок). При этом по затратам смазку выгоднее доливать, чем ремонтировать мотор.

Дополнительно использование более вязкого масла, замена сальников клапанов и чистка системы вентиляции картера помогут снизить общий расход смазочного материала и затраты на содержание и обслуживание ДВС.

Нормы расхода масла в ДВС

Даже начинающие автомобилисты знают, что моторное масло относится к расходным материалам. Но многие из них воспринимают это как необходимость периодической замены в регламентные сроки, забывая о том, что существует и естественный расход в результате сжигания некоторого его количества при работающем силовом агрегате. В нормальном состоянии этот расход невелик, поэтому многие автовладельцы его просто не замечают. Но даже если уровень смазочного материала заметно понизился, что определяется по отметкам на щупе, далеко не всегда это сигнализирует о наличии каких-либо неисправностей. Достаточно просто долить требуемое количество и продолжать эксплуатировать автомобиль. Но если снижение уровня происходит часто, стоит задуматься о том, чтобы с помощью компьютерной диагностики выяснить причину этого явления и устранить её. Разумеется, на уровень расхода моторного масла влияет множество факторов – тип мотора, его объём, возраст автомобиля или его реальный пробег, и даже стиль вождения владельца авто. Поэтому так важно знать точные нормы расхода смазочных материалов и уметь определять, почему эти показатели со временем увеличиваются.

Граничные нормы расхода масла разными двигателями.

Нормальный расход ММ

Точного ответа на вопрос, какой расход масла в двигателе следует считать нормальным, дать невозможно, поскольку этот показатель может сильно варьироваться в зависимости от самых разных факторов. Отметим только, что сгорание масла в ЦПГ – это естественный процесс, избежать которого, к сожалению, невозможно. Поскольку смазка подаётся на стенки цилиндров, работающих в экстремальных температурных условиях, её испарение и частичное сгорание неизбежно. Определённое количество ММ остаётся на стенках цилиндров из-за не абсолютно плотного прилегания поршневых колец, поэтому эта смазка попадает в камеру сгорания, воспламеняясь вместе с топливовоздушной смесью. Если приводить весьма общие и приблизительные цифры, то в современных силовых агрегатах заявленный производителем расход смазочного материала составляет 0.1-0.3% от совокупного расхода топлива, использованного для преодоления определённой дистанции. Для примера приведём автомобиль, расходующий 10 л/100 км. горючего. Каждые 100 километров он будет лишаться примерно 10-30 граммов масла.

Если при пробеге 10 тысяч км расход превысит 3 литра – это уже повод задуматься, почему ваш автомобиль стал столь прожорливым. Однако во многих случаях это вполне естественный процесс – результат износа трущихся деталей и увеличения зазоров с уменьшением их способности удерживать тончайшую масляную плёнку. Отметим, что во время обкатки транспортного средства (или при установке нового силового агрегата, а также после замены поршневой группы) расход масла увеличивается в среднем до одного литра на тысячу км. В зависимости от условий эксплуатации нормы расхода масла на 1000 км. при пробеге автомобиля в границах 10-150 тысяч км будут следующими:

  • при умеренном режиме вождения – 0.25 л.;
  • при езде с увеличенной нагрузкой – 0.4 л.;
  • если автомобиль эксплуатируется в горной местности – 0.5 л.;
  • если силовой агрегат имеет пробег, превышающий 150 тысяч км. – 0.3-0.55 л.

И всё же общепринятым считается приведение нормативных показателей в зависимости от типа мотора.

Нормы расхода для классических атмосферных двигателей

В настоящее время доля бензиновых атмосферных силовых агрегатов среди всей массы ДВС остаётся преобладающей. Для моторов с относительно небольшим ресурсом эксплуатации общепринятая норма расхода масла в двигателе составляет порядка 0.005-0.025% на каждые 100 литров. Другими словами, при условии нахождения показателя расхода топлива в пределах нормы ваше авто будет «съедать» 5.0-25.0 граммов на каждую тысячу км пробега. Для изношенных двигателей этот показатель вырастает до 0.025-0.1%, или сжиганию 25-100 граммов ММ каждые 1000 километров. Если вы эксплуатируете машину в тяжелых или экстремальных условиях, будьте морально готовыми к тому, что после наезда каждой тысячи километров вам придётся доливать от 400 до 650 граммов смазочного материала.

Нормы расхода для турбированных агрегатов

Форсированные бензиновые силовые агрегаты отличаются от атмосферных собратьев повышенным расходом топлива, поэтому даже для новых авто норма показателя расхода моторного масла составит порядка 80 граммов на каждые сожженные 100 литров горючего. Современный рынок предлагает всё большее количество автомобилей, оснащенных именно такими силовыми агрегатами, при этом количество турбин может варьироваться от одной до трёх. Обладая гораздо большей мощностью при сопоставимых или даже меньших размерах, такие моторы считаются самыми требовательными как к расходу топлива, так и к тратам смазочных материалов. Это вполне объяснимо, поскольку сами турбины нуждаются в смазке и являются важным источником его потерь. А если турбин несколько, то затраты масла будут ещё большими. Допустимый расход масла на форсированном двигателе сильно зависит и от стиля вождения, и от ресурса мотора, поэтому конкретные показатели здесь привести затруднительно.

Расход ММ на дизельных двигателях

Норма потребления масла на угар на новом дизельном силовом агрегате сравнима с расходом для турбированных бензиновых моторов и составляет порядка 0.3-0.55 граммов на каждые 100 литров горючего. Критической отметкой, свидетельствующей о том, что вам следует обратиться к специалистам, является превышение нормы расхода моторного масла в двигателе показателя в два и более литра на каждую тысячу км пробега.

Причины увеличения расхода ММ

Заметное увеличение расхода моторного масла, как уже отмечалось, – явление естественное, однако причин возникновения подобной ситуации может быть несколько. Попробуем разобраться, что конкретно оказывает наибольшее влияние на степень увеличения расхода смазывающего материала и можно ли (и насколько это оправданно) с этим бороться. В большинстве случаев масло расходуется больше нормы из-за перегрева трущихся деталей (испарение) или в результате увеличения технологических зазоров (вытекание). Некоторые проблемы свидетельствуют просто об износе, который некритичен для двигателя, а его устранение требует дорогостоящего капремонта. Другие же причины могут свидетельствовать о наличии очень серьёзных неполадок, без срочного устранения которых двигатель может вскоре выйти из строя.

Блок цилиндров

Пожалуй, самой частой причиной утечки ММ является нарушение целостности прокладки БЦ. Такая ситуация обычно возникаете или в результате неправильной затяжки болтов, либо вследствие перегрева мотора. Способ диагностирования проблемы достаточно прост – визуальный осмотр силового агрегата. О наличии повреждений прокладки будут свидетельствовать подтёки масла, присутствующие в районе прокладки. Согласно статистике, особенно часто грешат данной неисправностью алюминиевые моторы. При обнаружении следов ММ на двигателе проблему следует устранить. Вполне возможно, что для этого достаточно подтянуть недостаточно зажатые болты, но чаще причина кроется в искривлении поверхности головки БЦ. В этом случае она подлежит выравниванию, а прокладка – замене.

Коленвал

Второй часто встречающейся причиной роста расхода моторного масла является течь смазывающей жидкости через сальники. Об этом будут указывать подтёки ММ под силовым агрегатом. Причина возникновения течи – износ кромок уплотнительных элементов. К такому результату может привести:

  • использование некачественных сальников;
  • применение масел, не рекомендованных автопроизводителем;
  • длительная эксплуатация смазки (превышающая регламентные сроки замены).

Чаще всего встречается вторая причина, особенно для устаревших моделей авто. Проблема относительно легко устраняется заменой протекающих сальников.

Маслофильтр

Некачественно прикрученный масляный фильтр – нечастая причина утечки смазывающей жидкости, чаще всего проявляющаяся при самостоятельной замене этого расходного материала неопытными автовладельцами. Обычно для обеспечения требуемой герметичности уплотнительное кольцо смазывают небольшим количеством ММ. Новички этот нюанс не учитывают, да и при заворачивании маслофильтра применяют недостаточное усилие, что и приводит к течи. Если проблему устранить не получается, маслофильтр лучше поменять на новый.

Клапана

Течь маслоотражательных колпачков, работающих в высокотемпературном режиме, тоже считается явлением естественным, поскольку со временем резина утрачивает свои эластичные характеристики, и колпачки уже не в состоянии обеспечить полную герметичность. В подобных случаях утечка смазывающей жидкости может происходить как при выпуске, так и на этапе впуска. Внутри клапанов образуется слой, состоящий из отложений масла и ТВС, существенно ухудшая приёмистость мотора. Для решения проблемы производят замену колпачков, относящихся к расходным материалам.

Поршневая система

Маслосъёмные кольца – распространённая причина увеличения расхода масла, которое, попадая в цилиндр, смешивается с топливовоздушной смесью и сгорает. Обнаружить эту проблему достаточно просто – цвет выхлопа приобретает выраженный сизоватый оттенок. Кольца изготовляются из материала, обладающего конкретным показателем упругости. Если двигатель часто перегревается, то есть работает в режимах повышенной мощности, упругость снижается. Критической считается температура порядка 185-200°С, однако этот показатель индивидуален и зависит от качества изготовления маслосъёмных колец. Легко диагностируемая утрата упругости – признак необходимости замены колец, которые иногда преждевременно теряют свои потребительские свойства из-за возникновения флаттеров – эффекта, при котором кольца самопроизвольно входят в резонансные колебания.

Коксование колец – ещё одна фактор, приводящий к повышению расхода смазки. Прилипание их к поршню становится причиной утраты кольцом уплотняющей функции, в результате чего компрессия двигателя заметно падает, сопровождаясь увеличенным расходованием ММ. Как правило, коксование происходит или в результате использования неподходящего масла, или из-за естественного износа. Для очистки колец используются специальные составы, а если они не помогают – их придётся заменить на новые. В старых моторах к увеличению расхода ММ может привести и разрушение перемычек поршней. Это возрастные изменения, требующие замены самого поршня.

Цилиндры

Норма расхода масла зависит и от состояния стенок цилиндров. По причине увеличенного износа кольцевых уплотнений в ЦПН проникают излишки смазки, что приводит к росту угара ММ. Износ может быть спровоцирован как старением деталей силового агрегата, так и появлением на поверхности цилиндров различных дефектов в виде царапин. Постепенно в них скапливается смазывающая жидкость, приводя к образованию уплотнений, затрудняющих движение поршней. В конце концов, из-за перегрева (например, по причине забитости водяных каналов системы охлаждения) цилиндр может просто покоробиться. В таких случаях вместо круглой его поперечник принимает форму овала, из-за чего уплотнительные кольца уже не в состоянии обеспечить требуемую герметичность, предотвращая утечку технических жидкостей, включая моторное масло.

Один из способов решения проблемы – использование колец с меньшей жёсткостью. Однако мягкие уплотнительные кольца с пружинными расширителями обладают высокой чувствительностью к экстремальным температурам, что нежелательно для системы охлаждения автомобиля. В любом случае компенсировать изменение формы цилиндров можно лишь посредством расточки, что достаточно дорого, либо использованием колец с изменённой геометрией, максимально приспособленной к изменившейся форме цилиндров. Позднее зажигание также входит в число причин увеличения расхода смазки, но она легко устранима – достаточно обратиться в любую СТО. При наличии соответствующего опыта регулировку системы зажигания можно выполнить и самостоятельно, благо это достаточно простая процедура.

Турбокомпрессор

Увеличение мощности силового агрегата автомобиля при помощи турбины становится всё более востребованным вариантом, однако при этом следует всегда помнить, что это палка о двух концах. Турбокомпрессор – деталь, требующая интенсивной смазки, без которой она достаточно быстро выйдет из строя. Это означает, что форсированные двигатели «едят» масло с гораздо большим аппетитом, чем их атмосферные родственники. Избежать подобного рода проблем нельзя. При этом некоторые турбированные моторы потребляют до 200 граммов моторного масла на каждые сто километров, что, безусловно, очень много. Доливать два литра каждую тысячу километров – удовольствие не из дешёвых, но, как говорится, без жертв здесь не обойтись. В прочем, большинство форсированных силовых агрегатов характеризуется расходом смазочной жидкости, на порядок меньше указанного значения, то есть здесь всё индивидуально.

Несоответствие залитого в ДВС масла рекомендуемому

Часто даже опытные автомобилисты применяют масло повышенной вязкости, которое, с одной стороны, улучшает смазку ЦПГ, содействуя образованию масляной плёнки большей толщины. Это способствует увеличению ресурса многих узлов двигателя. Но, с другой стороны, такой шаг становится причиной увеличения потерь ММ. Объяснение этому простое – чем больше площадь контакта жидкости с трущимися поверхностями, тем больше показатель угара смазки. То есть, выбирая масло с улучшенным показателем вязкости, вы должны решить важную дилемму – тратить больше денег на долив масла или отказаться от увеличения совокупного ресурса силового агрегата. Особенно сложным будет выбор для владельцев подержанных авто, которые и без того едят много технических жидкостей при ресурсе, который уже «дышит на ладан».

Другое дело – использование некачественного масла. Его покупают в надежде сэкономить, ведь продукция noname-производителей стоит в разы дешевле. Хотя вязкость такой смазки обычно соответствует указанному номиналу, многие её важные характеристики обуславливаются добавлением в состав присадок. У брендовых масел это самые современные высокотехнологичные добавки, способствующие снижению потерь по причине испарения масла. У дешёвых аналогов такие присадки отсутствуют, что автоматически приводит к росту расхода смазывающей жидкости. Поэтому подобная экономия вряд ли оправдана хотя бы с точки зрения затрат на долив ММ, не говоря уже о том вреде, который наносится узлам силового агрегата.

Условия эксплуатации

Нельзя не упомянуть, что преобладающий эксплуатационный режим также может оказывать существенное влияние на нормы потребления технических жидкостей. Если двигатель часто работает в режиме повышенной нагрузки, повышенный расход моторного масла неизбежен. Если вы сторонник агрессивного стиля вождения и предпочитаете резкий старт и движение на максимальных оборотах, если проживаете в гористой местности – будьте готовы к тому, что доливать смазку придётся намного чаще. Напротив, езда в среднем темпе уменьшает расход как горючего, так и масла, поскольку в данном случае температурный режим более щадящий, и потери от угара минимальны. Так что, если вам предстоит дальняя поездка по скоростной автотрассе, обязательно прихватите с собой канистру с маслом для долива, даже если до этого вы не замечали увеличенного расхода.

Подводя итоги, можно условно разделить причины возникновения увеличенных трат смазочной жидкости на две категории: те, которые неизбежны в связи с естественным износом, и те, которые возникают по причине использования несоответствующих расходников и материалов. В последнем случае имеет смысл сопоставлять расходы на приобретение более дешёвого масла с тратами на его частую доливку. Если же расход связан с естественным износом деталей ЦПГ, лучше стоит потратиться на долив нескольких лишних литров смазывающей жидкости каждые 10 тысяч километров, чем производить капитальный ремонт мотора.

Какой расход масла в двигателе считается нормальным?

Любой двигатель внутреннего сгорания устроен таким образом, что расход моторного масла не может равняться нулю в принципе. Производители автомобиля указывают в характеристиках двигателя нормы расхода смазочного материала. Если соблюдать периодичность смены моторного масла, то он будет оставаться в пределах нормы.

По мере эксплуатации транспортного средства водители с удивлением начинают замечать, что масла нужно доливать все больше и больше. Каждый раз после измерения уровня приходится лить несколько сотен грамм. Как же определить, что ситуация с расходом вполне нормальная, а когда следует отправляться на диагностику?

Нормальный расход масла для различных типов ДВС

Как мы уже неоднократно писали на Vodi.su, все характеристики и нормы потребления указываются в описаниях для неких идеальных условий, создать которые в реальной жизни практически невозможно. Даже если вы ездите по лучшим автобанам Германии, заливаете смазочные материалы от ведущих мировых производителей и заправляетесь топливом, в котором нет ни грамма вредных примесей и присадок, расход моторного масла все равно на какую-то долю процента будет выше обещанных показателей.

Данное явление называется расходом на угар. Даже в исправно работающем моторе часть смазки попросту испаряется. Как известно, масло образует тонкую пленку на стенках цилиндров и поршней, которая со временем испаряется. Блок цилиндров является теплонагруженным участком, здесь во время движения автомобиля возникают очень высокие температуры.

Есть два основных подхода для расчета расхода масла:

  • в зависимости от пробега — чем больше тысяч километров прошел автомобиль, тем больше он сжигает смазки;
  • процент от израсходованного топлива.

Стандартные нормы для различных типов двигателей:

Бензиновый мотор

0,005-0,025 процентов на каждые сто литров бензина — это показатель для нового силового агрегата. То есть, уровень будет снижаться очень медленно, на 5-25 грамм. Определить с помощью щупа такое снижение практически невозможно. Заметно же оно будет после заправки литров 500-600 бензина и пробега в несколько тысяч километров.

Если двигатель уже порядком изношен, то нормальные нормы расхода могут достигать 0,1 процента от объема залитого бензина. Это примерно 100 грамм на тысячу километров. При этом не учитывается, что протечки могут возникать из-за трещин в маслопроводящих трубках или износа сальников.

Турбированный двигатель

Турбина устанавливается для перенаправления выхлопа в цилиндры для полного сжигания остатков топлива. За счет этого повышается мощность, но и масла приходится расходовать больше, так как крыльчатка турбины может нормально работать лишь в масляной ванне.

Нормальным для нового агрегата считается расход на уровне 0,03-0,08 процента от залитого топлива. То есть после каждой заправки на сто литров выгорает примерно 80 миллилитров масла. Если залили 10 тысяч литров топлива и проехали более 10 тысяч км, долить уже придется около 800 мл.

Для уже видавших виды моторов этот показатель может приближаться к отметке 0,2% — на каждые 10 тысяч пробега доливать нужно около двух литров. Если же расход еще выше, значит с турбиной неполадки и ее нужно ремонтировать.

Дизельный двигатель

Дизель также оснащается турбиной и нормы для него такие же, как и для турбированного бензинового агрегата — 300-800 грамм для нового и около 2 литров для изношенного двигателя. Если же расход превышает данные показатели, нужно искать причину в техническом состоянии.

Превышение норм расхода

В инструкции к автомобилю производитель указывает допустимые нормы смазочных материалов. Можно даже составить примерную таблицу для легковых автомобилей с объемом двигателя до двух литров:

  • Volkswagen — не более 1,5 литра при пробеге 10 тыс. км;
  • BMW — от 700 мл до 1,5 л;
  • Mercedes-Benz — до одного литра.

Для отечественных УАЗ Патриот, Нива 4х4, ВАЗ нормальным считается расход 0,2 процента от залитого топлива.

Возникает вполне логичный вопрос: а что делать, если расход превысил эти самые 0,2 процента? Сразу ехать на СТО и заказывать капитальный ремонт?

Действительно, стоит начинать беспокоиться, если ваша малолитражка требует доливки 3 литров после пробега 10000 км. Однако капремонт — это довольно дорогостоящее мероприятие. Дешевле обойдется проверка уплотнительных элементов и шлангов.

При повышении расхода обратите внимание на следующие элементы:

  • прокладка головки;
  • сальники коленчатого вала;
  • сальники клапанов (маслоотражающие колпачки) и распредвала;
  • масляный насос и пр.

Если прокладка ГБЦ требует замены, моторное масло может попадать в тосол. Снаружи никаких проявлений не заметите, но масло будет пениться, а антифриз же приобретет бурый оттенок.

Признаком проблем является и сизый дым из глушителя, свидетельствующий о том, что в цилиндрах масло испаряется более интенсивно. Наиболее очевидная причина — залегание или износ поршневых колец. Параллельно с этим наблюдается падение компрессии и появление нагара на свечах.

Уменьшить расход можно, если перейти на более вязкое масло или с синтетики на полусинтетику. Для изношенных двигателей покупают минералку. Не забывайте также о сезонной замене смазочных материалов. Ну, а капитальный ремонт — это уже крайняя мера. Иномаркам он требуется при пробеге от 250 тыс. км, китайским и отечественным автомобилям — 150-200 тыс. км.

Расход моторного масла: горим на работе

Типичная ситуация: автовладелец с беспокойством смотрит на масляный щуп сияющего новизной моторчика. Машина пробежала лишь половину положенного до первого техобслуживания километража, а уже просит долить маслица. Инструкция по эксплуатации тоже бьет по мозгам: во многих из них говорится, что литр масла на тысячу пробега — нормальный расход. Это что же, 15 литров масла на 15 000 километров между заездами на сервис? Не жирно ли?

Вообще-то, расход моторного масла на угар — очень хитрый параметр. То, что дает увеличение ресурса и снижение потерь на трение, всегда тянет за собой в качестве платы увеличение расхода масла. Это касается и настройки рабочего процесса, и конструкции цилиндро-поршневой группы, и требований к моторному маслу.

Куда уходит масло в заведомо исправном моторе? Путей несколько. Главный — это угар в цилиндрах. Чтобы поршневые кольца работали и при этом не изнашивались, их необходимо смазывать. Поэтому при движении поршня от верхней мертвой точки первое поршневое кольцо оставляет на поверхности цилиндра остаточный масляный слой. Эта пленка толщиной 3–20 мкм попадает под удар теплового потока, формируемого горящим топливом. Естественно, она начинает греться и испаряться.

Нечто подобное мы наблюдаем на сковородке со сливочным маслом: вонища на всю кухню, а если сунуть горящую спичку, парящее масло может и пыхнуть. В цилиндре ситуация аналогичная.

На угар приходится до 70–80% общего объема потерь масла. Кроме того, небольшая часть масла выносится с картерными газами через вентиляцию картера, еще часть теряется при смазке клапанов. Сколько — зависит от состояния и конструкции маслоотражательных колпачков.

Еще одна существенная составляющая расхода — смазка подшипников турбокомпрессора, которым вскоре будут оборудованы, наверное, все современные моторы. Иначе — при нынешних тенденциях к экологии и даунсайзингу — никак.

Возвращаемся к причине паники обладателя новой машины: мотор ест масло — нормально это или нет? Новый мотор всегда просит обкатки! Все детали — практически со станка, степень шероховатости рабочих поверхностей узлов трения достаточно большая. К примеру, начальные шероховатости колец и цилиндров составляют 2–3 мкм. А кольцо начинает правильно работать только тогда, когда толщина слоя, разделяющего поверхности кольца и цилиндра, будет больше утроенной суммарной высоты шероховатостей, а это для необкатанного двигателя более 10–15 мкм. Потому вначале потери на трение большие. По мотору это чувствуется — он явно «тупит». Но поверхности трения прирабатываются, шлифуются, чему способствует повышенная скорость износа, и к концу полной обкатки высота шероховатостей на поверхностях в зонах трения снижается практически на порядок — до 0,3–0,5 мкм. Таким образом, кольцо всплывает в «правильный» режим, сила трения уменьшается, скорость износа стабилизируется — мотор «едет».

А что происходит с угаром в процессе обкатки? На изначально микробугорчатой поверхности, в эдаких карманах, собирается масло, обреченное на угар (см. рисунок). А поскольку в новом моторе неровности большие, то и расход масла тоже немаленький. Кроме того, есть такой параметр — прилегаемость поршневого кольца, которая характеризует способность кольца «отслеживать» деформированную поверхность цилиндра. Проверяется она на просвет: в нагруженный блок вставляют кольца и подсвечивают цилиндр. Неплотное прилегание выдает себя светящимся серповидным зазором. Чем зазоров больше, тем выше пропуск газов из камеры сгорания в картер и пропуск масла в обратном направлении — из картера в камеру сгорания. Так вот, нормальная прилегаемость достигается только после определенной обкатки. А до того угар тоже будет большим.

Степень шероховатости деталей до и после обкатки — разница почти десятикратная: 1 — стенка цилиндра обкатки; 2 — слой масла; 3 — масляные карманы; 4 — поршневое кольцо; 5 — поршень; 6 — стенка цилиндра после обкатки.Степень шероховатости деталей до и после обкатки — разница почти десятикратная: 1 — стенка цилиндра обкатки; 2 — слой масла; 3 — масляные карманы; 4 — поршневое кольцо; 5 — поршень; 6 — стенка цилиндра после обкатки.Обкатка заканчивается, и шероховатость резко уменьшается, масляные карманы на поверхности цилиндров сходят на нет — угар снижается. Тому же способствует улучшение прилегаемости колец. Мотор выходит в режим, когда масла хватает от смены до смены и доливать его не требуется. Или почти хватает. Это — основной период жизни автомобиля.

Все хорошее когда-то заканчивается. Под конец своей жизни мотор вступает в стадию повышенного износа. Угар снова начинает расти, но причины уже другие. На поверхностях цилиндров образуются трещинки, царапины, микросколы, и они работают как те же масляные карманы. Изнашиваются кольца и поршни, растут зазоры. И, что самое страшное, тихо помирают маслосъемные кольца. Слабеет пружина расширителя, изнашиваются скребки. А если кольца залегают, то есть теряют радиальную подвижность, — вообще беда: расход масла начинает неуклонно приближаться к расходу топлива. Сизый вонючий дым, долгие попытки пуска с утра, тряска на холостых…

Возвращаясь к исходной задаче, подведем итог: не волнуйтесь — новый мотор всегда «подъедает» масло. Но если после первого ТО расход масла останется высоким, то это уже повод для беспокойства. Имеет смысл поискать СТО, где используют визуальную диагностику состояния цилиндров с помощью эндоскопа.

Что касается сравнения века нынешнего с веком минувшим, то на современных моторах расход масла проявляется заметнее, поскольку они сильнее форсированы, а потому и тепловая нагрузка на масло выше. Да и даунсайзинг оказывает свое влияние: если снижение рабочего объема компенсируют турбокомпрессором, расход масла обязательно возрастет, поскольку и нагрузки выше, и сама турбина требует смазки. Но это — темы отдельного разговора.

Расход моторного масла: горим на работе

Расчет расхода масла двигателем. Онлайн калькулятор нормы угара масла на 100л и 1000 км

Расход моторного масла определяется в зависимости от того количества, которое выгорает в двигателе. Излишнее потребление моторного масла может говорить либо о плохом его качестве (смазка тогда чрезмерно выгорает), либо о неисправности самого двигателя (происходит утечка, чаще всего через сальники клапанов и маслосъемные кольца). Все будет зависеть от конкретных цифр и дополнительных симптомов, которые могут проявляться при угаре смазывающей жидкости.

Как рассчитывается расход масла в двигателе

Для определения нормы в расчет берется не величина пробега, а именно расход топливного ресурса. Такой показатель является более точным, нежели пройденное расстояние, ведь когда вы стоите в пробках, масло истощается еще больше, а одометр не меняет своего значения.

Расхода масла в двигателе принято рассчитывать по его объему затраченного на сжигание 100 литров топлива.

Чтобы узнать норму расхода масла в двигателе вашего автомобиля нужно воспользоваться расчетной формулой и калькулятором или же используйте эту онлайн форму. Она предполагает подсчет допустимого количества масла на угар согласно типу двигателя, объему работающего масла и количества расходуемого топлива с учетом состояния поршневой группы.

Расчетные формулы расхода масла

Общий фактический расход масла на угар за цикл его работы (от замены до замены) можно рассчитать по формуле:

Qy = ∑q + (Qз-Qсл),

Где ∑q — масло, долитое в течение цикла (между ТО); Qз — залитое при заправке; Qсл – слитое при замене.

А вот расход залитого масла в литрах на 100 литров топлива определяют так:

Mз = V / (P*k),

Где V — емкость системы смазки двигателя; P – расходуемое топливо k — коэффициент, учитывающий износ поршневой группы (k – для дизельного авто 1,25; бензинового 1,15; турбо 1,3).

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Для легкового транспорта нормальным показателем угара является расход 0,005 — 0,025% на 100 литров топлива, что приблизительно составляет от 5 до 25 граммов масла на 1 тыс. км. В изношенном двигателе может достигаться до 0,1% и 100 гр. на 1000 км соответственно. Ну, а если авто работает на пределе или имеет турбированный или дизельный агрегат, то такая норма будет еще больше.

Для грузовых длинномеров норма расхода масла 0,3 — 0,4% от расхода топлива. В расчетной формуле используется количество спаленного топлива и долитого масла за этот период. Но такой расчет расхода масла, предполагаемый автопроизводителем Scania, актуален лишь для тяжелых авто с большим двигателем. Расчеты расхода смазочной жидкости в легковых машинах, как с дизельным так и бензиновым моторами, имеет несколько другой вид.

Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива для легковых автомобилей

Тип двигателяНовыйИзношенныйНовыйИзношенный
Допустимый угар
В процентах, % 100 л. топливаВ граммах, г. на 1000 км
Бензиновый0,005 – 0,0250,025 – 0,15 до 2525 – 100
Турбированный0,05 – 0,080,5 – 1до 100100 – 300
Дизельный0,035 – 0,250,3 – 0,830 – 55до 200
Роторный0,5 – 1,21 – 2500 – 1000до 2000

Для карбюраторных автомобилей ВАЗ нормой считается расход от 0,3 до 0,4 л. на 100л горючего.

Бензиновый двигатель работающий на пределе своих возможностей может потреблять от 0,4 до 0,6%, при 100 л. израсходованного топлива, что приблизительно 400 – 600 граммов моторного масла на 1000 км пробега. С дизельным точно такая же ситуация, — потребления смазки двигателем увеличивается на 0,5%. Но если это форсированные турбодизели с двумя турбинами, то расход может достигать до 3% объема масла заливаемого в мотор.

Имейте в виду, что нормы расхода масел значительно увеличиваются для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Средний показатель расходуемого двигателем моторного масла после пробега 150 тыс. км составляет 0.35 — 0.55 л.

Уровень масла по щупу

Определение действительного значения удельного расхода моторного масла на угар проводится пробегом 200-300 км. Автомобиль при проведении контрольного заезда должен быть технически исправен. Уровень масла в картере должен быть между метками «МАХ» и «MIN» щупа двигателя. Перед контрольным пробегом необходимо прогреть двигатель, температура масла должна быть 80-85°С. Слив масла производить на ровной площадке. Из поддона оно должно стекать в течение 15 мин. Для точности результата желательно определять не объем, а именно вес поскольку количество смазки оставшейся в фильтре можно узнать лишь взвесив его.

Как пользоваться калькулятором

Одну из основных ролей в данном расчете играет объем сжигаемого топлива и объем работающего масла, а также тип двигателя. Именно относительно этого объема и специфики работы ведется расчет удельного расхода масла.

Для расчета удельного расхода масла в двигателе необходимы такие данные:

  1. В поле «топливо» — введите средний расход горючего в литрах, на 1`000 км. пробега (по умолчанию и исходя из расчетных формул это 100 литров);
  2. В поле «масло» — объем масла что регламентируется производителем как необходимое при заливке;
  3. Выберите тип двигателя и отметьте, если машина эксплуатируется уже больше 5 лет
  4. Нажмите «рассчитать».

Учтите, что результаты, калькулятора расчета допустимой нормы расхода моторного масла, являются общим случаем и для некоторых двигателей (предполагаемых спецификой конструкции) могут быть неточными, и нуждаться в корректировке.

Такой расчетный калькулятор может быть незаменимым помощником для расчета нормы расхода смазочных материалов предназначенной для оперативного учета удельного потребления моторного масла при обосновании потребности в них. Ведь если и не все, то многие автолюбители довольно настораживающее относятся к расходу масла в двигателе. Данный сервис покажет, укладываетесь ли вы в номинальные значения. Если нет, то у вас появится объективный повод искать причины и возможные неполадки.

Каков итог

То есть если двигатель в порядке, то он масла практически не берет, и вам не потребуется доливать до следующей замены. Его уровень будет находится в допустимых границах на мерном щупе (в пределах отметок мин./мах.). Но есть случаи, когда производитель указывает нормы расхода для конкретного силового агрегата (некоторые моторы едят масло), тогда его доливка считается естественной и не является неисправностью, но она в среднем не превышает 1-2 стаканов от замены до замены.

Важно понимать, что чем интенсивнее работает двигатель, тем больше масла сгорает в нем. Так, например, чем больше количество оборотов, тем больше масла будет оставаться в цилиндрах двигателя автомобиля. Хотя не стоит забывать не только о режиме работы двигателя, но и его конструкции. А еще не следует пренебрегать допусками моторных масел и заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.

Вопросы по работе калькулятора,

а также идеи оставляйте в комментариях

Большой расход масла в двигателе: причины, как уменьшить

В двигателе любого транспортного средства смазочные материалы так или иначе со временем расходуются без остатка. Объясняется это неизбежным попаданием этих средств в камеру сгорания со стенок цилиндров, с картерными газами или по штокам клапанов. Расход масла зависит от особенностей конструкции транспортного средства.

Норма расхода масла

В традиционных двигателях уровень потребления должен составлять от 0.1 до 0.3% от общего расхода топлива. Если расход топлива составляет 10 литров, тогда оптимальным уровнем потребления смазочных средств будет 10-30 граммов масла на 100 км пути. Таким образом, вполне допустимо, если расход не превышает 3 литров на 10 тыс. километров пути.

Для форсированных турбомоторов, особенно с несколькими турбинами, допустимый уровень расхода масла будет уже от 0,8 до 3% от расхода топлива. Такой расход масла зависит от оборотов, на которых основное время работает двигатель. Чем больше оборотов совершается, тем больший расход топлива и масла наблюдается. Каждый владелец авто может самостоятельно определить, что представляет собой повышенный расход масла для своей машины.

Неправильно подобранная вязкость масла двигателя и внутренние утечки как причины угара масел.

Зачастую наличие факта повышенного расхода масла может быть обусловлено наличием следующих причин:

  • наружной утечки, под которой подразумеваются течи через сальники и прокладки;
  • внутренней утечки масла, которая называется угар.

Утечку любого рода необходимо как можно быстрее устранить, так как это вопрос безопасности эксплуатации.

Наружные утечки. Какие они бывают и что делать, чтобы их обнаружить?

Наружная утечка обычно легко определяется по каплям масла под транспортным средством.

Источники наружной утечки:

  • Прокладка под клапанной крышкой. Данный вид течи является одним из наиболее распространенных. Верхняя часть движка – одна из самых разогретых его частей, при этом прокладочные материалы стареют довольно быстро. Кроме того, клапанный механизм часто подвергается разборке во время проведения ремонтных работ. Снятие и обратная установка клапанной крышки крайне негативно сказывается на долговечности прокладок. Прокладка под головкой блока течет довольно редко.
  • Прокладка поддона. Течет редко, обычно из-за ослабления крепежа и старения прокладки, но этот вид течи – один из самых сложных для устранения, так как на некоторых автомобилях для снятия поддона необходимо извлечь сам двигатель.
  • Прокладка передней крышки. Редкий вид течи, но также неприятный из-за тесноты в отсеке двигателя современных моделей машин. Данный факт вызывает определенные трудности при замене прокладки.
  • Сальники. Утечка также может происходить через сальники: передний и задний коленвала, сальник распредвала. Сальники начинают пропускать масло от их естественного износа. Если пробег автомобиля превышает 150 000 км, то сальникам следует уделить особое внимание. Передний сальник может забрасывать маслом приводной ремень газораспределительного механизма. Задний сальник ведет к замасливанию сцепления. И то, и другое недопустимо. В случае протечки в месте стыка двигателя и коробки передач встает вопрос, откуда конкретно происходит утечка, влекущая такое огромное количество проблем. Определить это довольно просто: необходимо взять каплю протекшего масла и нанести на поверхность воды. Если капля растечется радужной пленкой по поверхности, то утечка из коробки передач.
  • Уплотнение масляного фильтра. Прокладку фильтра картриджного типа может пробивать, особенно при запуске мотора при низких температурах. Причины может быть две: либо плохое качество фильтра, либо неисправность байпасного клапана масляной магистрали.

Также есть один редко встречающийся случай – одновременная небольшая утечка из всех сальников и соединений двигателя. В этом часто кроется причина, по которой двигатель буквально «потеет», из-за чего масло вытекает в огромных количествах.

В этом случае утечка не связана с качеством уплотнений. Это говорит о слишком высоком давлении картерных газов. Причина такого давления кроется в состоянии внутренних деталей двигателя. Определяется повышенное давление картерных газов по активному дымлению из трубки вентиляции картера. Данная проблема устраняется очисткой системы вентиляции картера или, в запущенных случаях, – капитальным ремонтом поврежденных двигателей.

Считается, что слишком жидкий или слишком густой уровень масла приводит к тому, что масляная пленка, формируемая маслосъемным кольцом, будет слишком тонкой или слишком толстой.

Слишком тонкая пленка плохо герметизирует камеру сгорания, вызывая прорыв капель масла вместе с картерными газами в камеру сгорания. Масло горит – отсюда и возникает неоправданно повышенный уровень расхода. Слишком сильная вязкость приводит к «всплытию» поршневых колец и также способствует слишком высокому уровню расхода. Снижению вязкости моторного масла способствуют загрязнения топливной системы; при этом топливо попадает в масло по стенкам цилиндра, и полученная смесь активно сгорает, вызывая потребление больше нужного.

Внутренняя утечка из-за маслосъемных колпачков

Самые распространенные виды внутренних утечек масла в двигателе – утечки через сальники клапанов, то есть маслосъемные колпачки.

Маслосъемные колпачки от времени и температуры теряют упругость, твердеют, изнашиваются и растрескиваются.

Изношенные клапанные втулки позволяют клапанам раскачиваться и дополнительно разбивают сальники клапанов. Масло, преодолев слабое сопротивление сальника, стекает по клапану вниз и попадает в камеру сгорания. Диагностировать проблему можно по мощному дымлению при запуске двигателя – на прогретом движке и при движении дымление более слабое.

Также признаком износа маслосъемных колпачков является замасленная резьба свечей зажигания.

Рассмотрим такую причину утечки, как внутренняя утечка из-за компрессионных и маслосъемных колец. Утечки через кольца связаны с их износом, или потерей подвижности (закоксовкой), или в связи с износом/разрушением канавок поршневых колец, или задиры на стенках цилиндров.

Угар через кольца сопровождается дымлением в двигателе. Из выхлопной трубы идет синий или сизый дым с характерным запахом. Особенно он становится заметным под нагрузкой при наборе или сбросе газа. На автомобилях с катализаторами образца текущего поколения дым может быть малозаметен, так как катализатор успевает дожечь остатки масел.

Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?

В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.

Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?

Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.

Устранение наружных утечек.

Для решения проблем с большинством небольших наружных утечек есть простой и недорогой способ – герметик масляной системы. При первых же симптомах утечки, одним из которых является появление масляных пятен под авто или сильно загрязненный двигатель, можно использовать одно из лучших средств на рынке – немецкую присадку-герметик масляной системы Liqui Moly Oil Verlust Stop.

Присадка устраняет течь через сальники и прокладки,

восстанавливая эластичность прокладочных материалов и резины.

Присадка также действует на маслосъемные колпачки,

устраняя и этот вид внутренних утечек.

Присадка начинает действовать в полном объеме после пробега 500-800 км.

Присадка абсолютно безопасна для любого типа мотора и подходит под все существующие двигатели.

Если даже она не подействовала, то это сигнал к ремонту,

частью которого должна стать замена пришедших в негодность уплотнений.

Устранение внутренних утечек.

Если причиной больших внутренних утечек (угара) является затвердевание маслосъемных колпачков, то также рекомендуем вначале попробовать простой и недорогой способ – немецкую присадку Liqui Moly Oil Verlust Stop.

Важным моментом профилактики утечек масла является использование антифрикционных присадок, которые снижают трение и препятствуют износу двигателя. Антифрикционные присадки в двигателе продлевают его ресурс за счет сокращения износ колец, что позволит уменьшить расход масла в двигателе. Подробнее о различиях в антифрикционных присадках можно почитать здесь.

Составная часть профилактики износа заключается в использовании правильных и рекомендованных для данного типа техники смазочных материалов и регулярной промывки двигателя перед заменой смазочных средств, соблюдение рекомендованных интервалов замены. Подобрать необходимую промывку можно здесь.

Кроме того, необходимо помнить, что ускоренному расходу на угар способствует неправильная работа топливной системы. Например, если форсунки загрязнены, то они осуществляют неправильный распыл топлива в камеру сгорания, что напрямую коррелируется с величиной расхода (угара) масла.

В этом случае следует произвести очистку топливной системы, для чего также есть недорогое и простое решение – топливные присадки (в бак). Следует выбирать присадки известных уважаемых брендов, которые не только произведут очистку топливной системы, но и сделают это безопасно для всей топливной аппаратуры. Мы рекомендуем выбирать присадки в топливо немецкой компании Liqui Moly. Более подробную информацию можно почитать здесь.

ИТОГ

У каждого двигателя есть четко установленная норма потребления смазочных средств. Существует нормированный уровень расхода и расход масла больше нормы. Уровень потребления, не соответствующий установленным нормам, имеет место быть в связи с двумя факторами: внешними утечками и внутренними (угар). Если степень расхода масла небольшая и появилась сравнительно недавно, есть простые и недорогие способы устранения этой проблемы. Для этого, в первую очередь, используйте герметик масляной системы. Предотвратить не соответствующее нормам потребление вам помогут промывки масляной системы, антифрикционные присадки и присадки в топливо. Если расход выше оптимального, то от этого могут появиться иные причины увеличенного расхода масла, что, в свою очередь, приведет к большим тратам на ремонт двигателя.


Смотрите также

Возврат к списку