Не так давно список подкатегорий водительских прав был существенно расширен. Одной из нововведенных позиций является В1, тем не менее, не все, даже опытные водители, понимают, какими средствами передвижения она разрешает пользоваться. Давайте разбираться в том, что же это за категория, как ее проставить в права автолюбителя, и на чем можно ездить с такими водительскими правами.
На самом деле, В1, как и ВЕ, представляет из себя ответвление от всем знакомой категории В, позволяющей своему обладателю эксплуатировать легковые и грузовые (например Навару или Тундру при определенных весовых параметрах) машины не тяжелее трех с половиной тонн и способные разместить максимум восемь персон в салоне.
Подкатегория водительских прав В1 дает возможность использовать трициклы и квадрициклы с объемом двигателя не выше 50 кубических сантиметров, при этом вес средства передвижения не должен превышать 0,55 тонн (с учетом массы перевозимого груза).
Если средство передвижения имеет более низкие эксплуатационные параметры, для того, чтобы ездить на нем, достаточно прописанной категории М.
В отличие от ВЕ при наличии открытой категории В, на В1 не нужно учиться дополнительно. Она проставляется при выпуске водительского удостоверения автоматически. Таким образом, забирая удостоверение с категорией В в вашем документе будут заполнены сразу три строчки — В, М и В1. Однако, если документов, разрешающих управление автомобилями легче 3,5 тонн вы не имеете, но желаете приобрести квадрицикл (трицикл) для передвижения, обучиться на В1 отдельно не представляется возможным.
Также категория В1 пропечатывается в правах автоматически при открытии категории управления транспортными средствами А и не подразумевает дополнительных водительских курсов и экзаменов.
В водительских удостоверениях современного образца по левой стороне от даты получения категории B вы наверняка замечали буквы АТ и МТ. В случае с легковым автомобилем такая пометка определяет вид коробки передач, на которой водителю позволяется ездить. Это зависит от того, какую программу обучения он проходил в своей автошколе.
Рядом с категорией B1 печатаются подобные пометки. Только буквенные индексы AS и MS не имеют отношения к коробке передач.
Владельцы категорий А и В сразу буквенного индекса рядом с В1 не имеют, поскольку имеют право управлять квадрициклами и трициклами с любым типом посадки и любым видом руля.
Под трициклом может пониматься трехколесный легковой малогабаритный автомобиль, мотоцикл или мотороллер на трех колесах, а также трехколесный велосипед, оснащенный двигателем. По ГОСТам максимальная скорость передвижения на подобном транспортном средстве не должна быть более 50 км/ч. Трициклы перед эксплуатацией необходимо регистрировать в ГИБДД.
Квадрицикл представляет собой вид мототранспорта на четырех колесах, способный развивать мощность не выше, чем 20 лошадиных сил. Максимально возможная скорость передвижения на квадрицикле не должна превышать 25 км/ч. Подобные транспортные средства обязательно должны регистрироваться в ГИБДД.
Отдельно заметим, что квадрициклы и квадроциклы — разные вещи. Это принципиально отличные средства передвижения, которые, помимо того, требуют разных категорий водительских прав для разрешенного передвижения на них.
Квадроцикл не используется для передвижения по городским дорогам. Это транспорт, лучше подходящий для спортивных и туристических мероприятий. Квадроцикл в отличие от квадрицикла не имеет закрытой кабины и не способен перевозить более 2 человек сидя. Все органы управления квадроциклом расположены на руле мотоциклетного типа. Самое главное отличие — для управления квадроциклом требуются права из Гостехнадзора.
Для того, чтобы получить доступ и без проблем управлять на законных основаниях транспортными средствами различных категорий, нужно получить специальный документ – водительские права. С недавних пор произошли серьезные изменения в сегменте разделения на отдельные категории. К тем, которые существовали ранее, добавилось и несколько новых. Несмотря на это, наиболее востребованной и популярной остается категория В (В1, ВЕ) водительских прав, а что это и какие имеет особенности, мы подробно разберемся в нашей нынешней статье.
Начиная с 2017 года система классификации и градации категорий ВУ претерпела серьезные изменения. Это было сделано, чтобы максимально упростить взаимодействие гражданина и системы, а также конкретизировать права и возможности водителя за рулем. Не осталась без внимания и категория В водительских прав, которая приобрела две основные подгруппы В1 и ВЕ, о чем стоит поговорить более детально.
Важно
Большое количество введенных подкатегорий регулируется Приказом за номером шесть МВД Российской Федерации, который был опубликован в апреле 2014 года, но окончательно был ратифицирован только недавно. Всем, кто ранее имел в ВУ открытую категорию В, при замене в связи с истечением срока действия или по любой иной причине, будут автоматически проставлены также подкатегории В1 и ВЕ.
Согласно статье 25 Федерального закона под номером 96-ФЗ «О безопасности ДД», во всех его редакциях, вплоть до 437-ФЗ, Государственной Думой было принято список категорий автотранспортных средств, на управление которыми потребуется специализированное право (получение ВУ). Согласно этим документам мы и будем разбираться, какие машины можно водить, имея права категории В, а также подкатегорий В1 и ВУ.
Не помешает выяснить, что такое категория водительских прав В1 AS и что бы вообще могла означать подобная отметка. Многие считают, что это указание на профессионализм водителя, но это очень далеко от истины. Аббревиатура расшифровывается, как Automotive Steering, не более и не менее. Это значит, что данная категория относится исключительно к тем ТС, что оборудованы рулем автомобильного типа, в простонародье называемого баранкой. Этот вид отметок ставится в том случае, когда категория А и А1 у водителя закрыта, при отрытой В, В1 и ВЕ.
Получение категории В и В1 водительских прав подразумевает полное соответствие гражданина медицинским, возрастным и профессиональным показателям. Но главное, иметь хорошее здоровье, так как, если вы не пройдете комиссию, то все остальное станет просто неважно. Процесс получения категории В можно даже не начинать, при наличии следующих заболеваний.
Препятствием для получения водительских прав категории B1 также может стать чрезмерно низкий рост (менее 151 сантиметра), однако вопрос может решаться в индивидуальном порядке. Список показателей, которые станут серьезным препятствием на пути к открытию таких категорий, да и получения ВУ вообще, довольно обширен. Потому стоит изучить информацию заранее, хотя исключения тоже бывают. К примеру, цветовая дихромазия станет роковой, а вот частичные нарушения в восприятии цветовой гаммы нет.
Болезни сердца и сердечно-сосудистой системы рассматриваются в индивидуальном порядке, так как все будет зависеть от степени и характера заболевания. К примеру, гипертоникам, склонным к постоянным приступам повышенного давления, чаще всего, права вообще не выдаются. Пройти придется кардиолога и офтальмолога, терапевта и хирурга, отоларинголога и невропатолога, а для полноты набора еще психиатра и нарколога, которые исключат психические расстройства и разнообразные зависимости. Полный список необходимых анализов и врачей уже имеется в статье нашего сайта, прочтите ее для общего ознакомления.
Запомните
Ранее медицинская справка о пригодности к управлению ТС, имеющая специальную форму 083/У-89, имела срок действия ровно три года, но сейчас Приложение No2 гласит, что «работать» она будет только два года. Для лиц, которые имеют какие-либо ограничения и проблемы со здоровьем, предусмотрен особый порядок получении медсправки, им придется являться на осмотр не реже одного раза за год.
Разбираясь, что значит категория В1 в водительском удостоверении, а также как именно ее можно открыть не помешает выяснить, какие же профессиональные навыки для этого придется приобрести. Если раньше требовалось только иметь практические и теоретические знания и доказать их на деле, а научиться кататься и выучить правила можно было самостоятельно, то сегодня придется обязательно оканчивать автошколу, иначе до экзамена вы допущены не будете.
Сдавать такие тесты придется дважды, в первый раз при выпуске из учебного заведения, а второй – в подразделении РЭО ГИБДД. Формат и процесс проведения экзаменов почти ничем не отличается. Потому готовиться можно по стандартно принятым билетам. Однако правила передвижения для разнообразных категорий ТС могут в значительной степени отличаться, что и придется учитывать. То есть, для категорий В и В1, а также С, А или любых других, вопросы могут быть разными.
Сама процедура экзаменации на данное время полностью автоматизирована, все данные загружены в компьютер и подразумевают прохождение в виде тестов. Система сама проанализирует ответы и выдаст объективный результат. В зависимости от него инспектор примет решение и отправит кандидата на открытие новой категории на практический экзамен, где водитель должен показать свой профессионализм («змейка», эстакада, заезд в гараж, режим «город»).
Чтобы водить легковой автомобиль, категория прав должна полностью соответствовать. Чтоб открыть все три дополнительные варианта тем, кто ранее имел подобных прав до 2013 года, делать ничего не придется (выдаются автоматически при истечении срока действия). Тем, кто только желает получить ВУ, нужно будет сдавать экзамены на все три позиции по отдельности и предоставить соответствующее медицинское освидетельствование.
Чтобы открыть категорию Б и Б1 водительских прав, придется соблюсти все условия, которые не помешало бы изучить заранее.
После того, как вы проделаете все последовательно и методично, можно будет обращаться за получением самого удостоверения водителя. Сейчас имеется единственно верный формат для такого документа – пластиковая карта, на которой с лицевой стороны имеется фото, ФИО и другие данные водителя, а с обратной, список категорий с отметками, напротив открытых. Полная инструкция о том, как получить ВУ через портал Госуслуг уже есть на сайте, изучите ее более подробно, чтобы не путаться в дальнейшем.
Еще один, чрезвычайно актуальный вопрос, который интересует многих россиян в условиях современного экономического кризиса, во сколько же обойдется новенькая категория В и В1 в водительском удостоверении, если ранее они не были открыты. Однозначного ответа нет, так как этот показатель будет напрямую зависеть от многих факторов.
Необходимые часы того и другого установлены законодательно, а сама автошкола может добавлять их в произвольном количестве в пределах разумного. Чем больше занятий практикой и теорией, тем легче будет сдавать экзамены в дальнейшем, но и стоимость обучения возрастет пропорционально. В зависимости от региона, цена может значительно разниться. К примеру, в Москве она колеблется в пределах 15-25 тысяч рублей за курс, в Вологде обойдется 10.3 тысячи рублей, в СПб – 14-15 тысяч, а в Уфе – 16-17 тысяч рублей. Учтите, что речь сейчас идет исключительно о категории В, В1 и ВЕ, а при иных вариантах и расширенном списке категорий цена может возрастать и достигать 50-60 тысяч.
Получение прав на легковые автомобили, а именно о них идет речь, когда мы говорим о категориях В, В1 и ВЕ, не представляет ничего особо сложного. К примеру, если возникли вопросы, относительно практики вождения, а также экзамена, стоит посмотреть видео, расположенное ниже.
data-block2= data-block3= data-block4=>
Закон 2013 года о безопасности дорожного движения обязал владельцев скутеров и мопедов получать отдельную категорию М для вождения в связи с тем, что эти виды ТС были признаны механическими средствами передвижения. Любое механическое ТС требует специальных водительских прав. Введение новой категории было вызвано большим количеством аварий, происходящих из-за скутеристов. Итак, что же обозначает категория М в правах и как её получить.
Чтобы легально управлять 50-кубовым мототранспортом, требуются права с открытой категорией «M». Однако, если у вас в водительском удостоверении уже открыта другая автокатегория, сдавать какие-то отдельные испытания и вносить изменения в корочки не придется, так как «M» в этом случае считается открытой по умолчанию. Можно сказать, что корочки мопедного гонщика придется получать только подросткам с 16 лет и людям, которые не имеют водительских прав вообще. С 16 лет можно законно стать обладателем только прав категорий A, A1 и M.
Водительские права категории M дают возможность управлять ТС, оговоренными в них. На какой транспорт она рассчитана? С открытой категорией M можно ездить на мопеде, скутере, на 3-хколесном транспорте, на квадроцикле легкого типа с объемом ДВС не больше 50 кубов или с максимальной мощностью электродвигателя не больше 4 кВт. Любой автомобиль с этой категорией водить запрещено. Есть еще одно ограничение по типу транспортного средства: ТС не должны иметь конструктивной возможности ездить со скоростью, превышающей 50 километров в час.
Категория M дает право управления только скутерами и мопедами с объемом двигателя не больше 50 кубосантиметров. Если есть желание покататься на мотоцикле с большим объемом мотора, потребуется уже настоящая мотоциклистская категория. Но не все однозначно согласно изменениям в законодательстве и с категорией A.
Категория разделена на 2 подкатегории — A1 и A2:
Нужно отметить, что до последнего времени среди скутеристов в нашей стране была более популярна мотоциклетная техника с объемом движка в 150 кубов. Однако по новым правилам легально сесть за управление этого мототранспорта будет довольно сложно: чтобы открыть подкатегорию A2, требуется накатанный стаж руления по категории A1. Те же, кто успел открыть категорию на мотоцикл до 2013 г. допускаются до управления мотоциклами и скутерами с любым объемом двигателя.
В 2018 г. штраф за езду на скутере или мопеде без прав составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Чтобы его избежать необходимо получить права категории M.
Для этого должны быть соблюдены следующие условия:
Внимание. Если вы еще ни разу не получали водительское удостоверение на право вождения любым ТС, лучше в медсправке сразу поставить печати в поле категории A, а в возрасте старше 18 лет и в полях B и C. Это очень удобно, потому, что получив категорию A, можно управлять всеми типами мотоциклов, мопедов, скутеров независимо от кубатуры двигателя. При открытии B или C категория M просто открывается по умолчанию.
Выбирая автошколу для обучения на категорию М, следует проверить наличие у неё государственной лицензии и разрешения. В конце обучения вы пройдете внутреннее испытание сначала по теории, потом по практике (вождение). Cо скольки лет можно начать обучение категории M? Начать обучение на мотокурсах можно до наступления 16 лет (хоть в 14 — главное, чтобы был паспорт), а потом уже сдать на права после наступления 16-летнего возраста.
В автошколе ученик в процессе обучения приобретает следующие навыки:
Теоретический экзамен реализован в форме тестирования. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов. На ответы дается 20 минут. После ответа на все вопросы сразу на дисплее высвечивается результат. Если верные ответы даны на 18 вопросов и более, тогда сдал. Если зафиксировано верных ответов меньше 18 — тогда не сдал.
Экзамен в ГИБДД построен аналогично испытанию в автошколе: сначала нужно ответить на 20 вопросов тестов (важно сделать в билете не больше двух ошибок), а потом сдать практическое вождение, в которое входят змейка, габаритная восьмерка, габаритный коридор, маневрирование в ограниченном пространстве, парковка, посадка/высадка пассажиров (на мопеде выезжать в город не нужно). Пересдавать каждый экзамен можно не больше трех раз. Если тесты не сданы, допуск к следующему этапу невозможен.
Для получения водительского удостоверения по категории M для автошколы будущему водителю ТВ потребуется:
Чтобы получить допуск к сдаче испытания в ГИБДД потребуется:
Здесь все однозначно. Если у вас открыта любая категория, то разрешение на M получается автоматически. Если у вас права старого образца, то категорию M отдельно получать не нужно. Однако некоторые сотрудники ГИБДД могут придраться к наличию в ваших правах открытого класса M, если остановят вас на скутере или на мопеде до 50 кубов. Поэтому при получении новых прав эту категорию лучше сразу открыть, чтобы в дальнейшем избежать любых недоумений на дороге по этому поводу.
Многие автошколы в крупных городах имеют в своей программе курс обучения езды на скутере или на мопеде.
Получить азы знаний и умений вождения мопеда можно за:
Наличие у ученика собственного скутера или мопеда, необходимой экипировки может намного снизить стоимость обучения в части практических занятий и сэкономить финансы при сдаче в ГИБДД. Ученику не нужно будет арендовать транспорт у автошколы. Также на стоимость обучения могут повлиять дни посещений и время (обучение по выходным и в вечернее время могут обойтись дороже.
Иногда каждому из нас предоставляется возможность сесть за руль не только своего легкового автомобиля. Особенно в выходные, праздничные дни или во время отпуска. Но можно ли с правами категории «В» управлять другими транспортными средствами? Оказывается, самая популярная водительская категория «В» дает множество возможностей очутиться за рулем не только легкового автомобиля.
Естественно, с правами категории «В» вы можете сесть лишь за руль некоторых транспортных средств. В остальных случаях, чтобы иметь законную возможность управлять нелегковым автомобилем, вам необходимо получить соответствующую транспортному средству категорию или подкатегорию водительских прав, пройдя обучение в автошколе и сдав экзамены в ГИБДД. Не забывайте, что, если вы сядете за руль, например, грузового автомобиля с правами, в которых открыта только категория «В», вы можете быть привлечены к административной ответственности за управление транспортным средством без водительского удостоверения (статья 12.7 КоАП РФ, грозит штрафом от 5 000 до 15 000 рублей).
Мало того, если вы, сев за руль транспортного средства без наличия в правах соответствующей категории, попадете в ДТП, в котором не будете виноваты, то не сможете получить страховое возмещение, поскольку, скорее всего, вас признают виновником аварии, независимо от обстоятельств дорожного происшествия. В этом случае страховая компания выплатит ущерб другим участникам ДТП, а к вам подаст регрессивное требование с целью получить с вас выплаченную ранее сумму.
То же самое, если вы с правами категории «В» сели за руль мотоцикла. Не забывайте, что согласно законодательству для того чтобы управлять мотоциклом, вы должны иметь права с открытой категорией «А». В противном случае, сев за руль мотоцикла с правами с категорией «В», вы, по сути, будете управлять мотобайком без водительского удостоверения со всеми отсюда вытекающими.
Во-первых, напомним, что водительские права категории «В», предназначенной для допуска к управлению легковыми транспортными средствами, не ограничиваются только легковыми машинами. С такими правами вы также можете управлять и некоторыми другими транспортными средствами.
Для начала давайте вспомним, что же такое категория «В» в водительских правах и о каких транспортных средствах идет речь. Как все мы знаем, водительские права категории «В» дают право на управление легковыми транспортными средствами, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест в салоне автомобиля (помимо сиденья водителя) не превышает 8.
Также водителям с правами категории «В» разрешается управлять легковыми автомобилями сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
В том числе водителям категории «В» разрешается управлять легковыми транспортными средствами, сцепленные с прицепом разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки. Правда это возможно только при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств (автомобиля+прицеп) не превышает 3,5 тонны.
Стоит также отметить, что водительские права с открытой категорией «В» допускают управление мотоколяской.
Но и это не все виды транспортных средств, к управлению которыми вам разрешено приступать с водительской категорией «В». Ведь есть еще и подкатегория «В1» и «М», с которыми можно также управлять на законных основаниях при наличии водительских прав, в которых открыта лишь одна «В»-категория.
Итак, согласно действующему законодательству, при получении прав категории «В» водителю автоматически открываются категории М и В1, что дает право управлять следующими транспортными средствами:
КвадрИциклы ≠ КвадрОциклы
Обратите внимание, что квадрициклы – это не одно и то же, что квадроциклы. Квадрициклы – это, по сути, мотоколяски, которые были распространены во времена СССР. Сегодня эта категория транспортных средств практически забыта. Так что вряд ли у вас появится возможность сесть за руль этих необычных транспортных средств.
Квадроцикл – это уже другая категория транспортных средств, представляющих собой внедорожные мотовездеходы, для управления которыми нужно получать специальные права, причем не в ГИБДД. В настоящий момент их в России выдает Гостехнадзор.
К сожалению, несмотря на то что «В»-категория водительских прав автоматически открывает водителям легковых автомобилей управление скутерами, мопедами (то есть автоматически присваивается категория «М»), не во всех случаях разрешено садиться за руль мопеда.
Все дело в том, что иногда в водительских правах в 12 столбце обратной стороны водительского удостоверения, напротив открытой категории прав, ставится служебная отметка в виде латинской аббревиатуры «ML».
Например, если в строчке с открытой категорией «В» в столбце 12 стоят подобные буквы, это означает, что водителю запрещено управление мопедами и скутерами. То есть буквы «ML» в водительских правах прямо запрещают водителю садиться за руль мопеда. Обычно подобная отметка проставляется тем водителям, которые по медицинским показателям не могут осуществлять управление транспортным средством категории «М».
Самое интересное, что отметка «ML» может быть проставлена даже у тех водителей, у которых нет противопоказаний для управления этим видом транспортных средств.
Но как подобное происходит? Почему многим водителям с категорией «В» запрещают допуск к мопедам/скутерам?
Все дело в том, что категории прав и различные служебные отметки в водительском удостоверении проставляются на основании предъявленной водителем медицинской справки, которую нужно иметь при первичном получении прав или при их замене.
В медсправке обычно указываются все категории водительских прав, к которым у водителя нет противопоказаний для управления транспортными средствами соответствующих категорий. К сожалению, многие медцентры просто не ставят в медсправках отметку о категории «М», считая, что те, у кого уже открыта категория «В», автоматически имеют право управлять транспортными средствами категории «М».
Но в некоторых подразделениях ГИБДД подобное действие медцентров расценивается как запрет на управление мопедами. В итоге при первичном получении прав или при их замене по сроку водителю выдается удостоверение с отметкой, запрещающей управлять транспортными средствами категории «М».
Интересно получается, правда? Ведь сотрудники ГИБДД, не увидев в справке разрешения, считают, что раз нет прямого разрешения на управление мопедом, значит, медицинское учреждение запретило управлять мопедами. Но это, конечно, не так.
Так что если в вашем водительском удостоверении напротив категории «В» стоит отметка «ML», но вы на самом деле не имеете медицинских противопоказаний для управления мопедами и скутерами, вам необходимо обратиться с заявлением к начальнику любого подразделения ГИБДД, где выдают водительские права, с просьбой устранить нарушение ваших прав.
Правда, чаще всего на такие заявления люди получают отказ. Однако попытка не пытка. Но лучший вариант – это обратиться в медицинский центр, в котором вы получили водительскую медсправку, с просьбой изменить ее, поставив отметку, что вам разрешено управлять транспортными средствами категории «М». После этого обратитесь в ГИБДД с целью снять запрет на допуск к управлению мопедами. В этом случае согласно законодательству вам не могут отказать. Если откажут, обращайтесь в суд, который вы 100% выиграете.
Совершенствование транспортных средств, появление новых видов колесной техники, влечет за собой и модификацию законодательной базы. Частным примером выступает появление новых подкатегорий в водительском удостоверении, на которые, впрочем, не нужно сдавать отдельные экзамены, если в правах стоит отметка о наличии старшей категории (для А1 — А, для В1 — В и так далее). Что такое категории «В» и «В1», какие типы транспортных средств к ним относятся? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Согласно Федеральному закону № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», а именно ч. 1. ст. 25, обновленная категория «В» позволяет управлять автомобилями с предельной массой до 3,5 тонн, с количеством сидений до 9 (учитывая водительское кресло). Для легковых авто допускается сцеплением с прицепом, однако пункт имеет также ряд важных оговорок. Предельно-допустимая масса прицепа составляет 750 кг, превышение нормы разрешено, если суммарная масса состава 3,5 тонны или ниже. Максимальный вес прицепа обязательно должен быть ниже массы авто без нагрузки. Узнать весовые характеристики собственного авто поможет паспорт на транспортное средство (пункты 14, 15).
Первый случай. Водитель управляет автомобилем, максимальная масса которого 2750 кг. Тут все предельно ясно — ограничение на прицеп строго 750 кг. Аналогичная ситуация для любого автомобиля, с массой более 2750 кг.
Второй случай. Максимальная масса легкового автомобиля составляет 2 тонны. К нему, разрешено присоединить прицеп с предельным весом не более 1500 кг, чтобы не превысить существующую норму в 3,5 тонны.
Третий случай. Максимально разрешенная масса авто — 1800 кг, без нагрузки — 1400 кг. В этом случае предельно допустимый вес прицепа ограничен второй цифрой — 1,4 тонны.
При желании управлять легковым транспортным средством с более тяжелым прицепом, необходимо получить категорию «ВЕ», которую не следует путать с «В1». На первую необходимо сдавать отдельно, вторая открывается автоматически при наличии в правах старого образца категории «В». При этом управление транспортом «В1» имеет ряд нюансов и особенностей. которые необходимо учитывать при открытии этой категории.
К таким видам относятся трициклы и квадрициклы. Право вождения таких автомобилей предоставляет наличие подкатегории «В1». Но и тут не обошлось без специфических нюансов. Первый из них — технические параметры транспортных новшеств. Объем двигателя не может быть больше 50 куб. см, а максимальная разрешенная масса — до 550 кг. Второй нюанс — тест на внимательность. Квадрицикл и квадроцикл — это два разных транспортных средства. Второй вариант представляет собой внедорожник, оснащенный рамой вместо кабины и использующийся вне автотрасс общего пользования. Разрешение управлять квадроциклом дает категория «М», открываемая при переходе от прав старого образца к новым водительским удостоверениям автоматически. Остается определиться, что каждое из автомобильных новшеств представляет в глазах инспектора ГИБДД. С технической точки зрения — это средства, развивающие скорость 50 км/ч и имеющие мощность двигателя 50 куб. см. или 250 кВт для электрических мотосредств. Трицикл — транспортное средство на трех колесах. Оно подлежит регистрации и разрешено для передвижения на дорогах общего пользования. Квадрицикл, по аналогии с трициклом — четырехколесное транспортное средство, также подлежащее регистрации и допускаемое на автотрассы. Технические параметры, определяющие квадрицикл:
Последний нюанс, относительно разрешения на вождение трицикла или квадрицикла относится к системе управления. Существуют две разновидности мотосредств. Первые оснащены рулем автомобильного вида, вторые — мотоциклетного. Соответственно этому, водительские права может сопровождать дополнительная пометка: AS — если имеется только категория «В» и MS — если присутствует исключительно категория «А».
Таким образом, после внесенных изменений в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» в 2014 году, помимо категории «В» в водительском удостоверении появилась литера «В1». Первая удостоверяет право гражданина управлять легковыми автомобилями с массой не более 3,5 т, вторая является разрешением на управление такими транспортными средствами, как трициклы и квадрициклы.
Категория в правах формирует конкретную группу транспортных средств (ТС) право управлять которой имеет владелец водительского удостоверения.
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Имеющиеся категории классифицируются на 7 основных:
И 4 группы подкатегорий: «A1», «B1», «C1», «D1».
Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.
Категория «А» дает право управлять любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.
Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).
Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.
Эта подкатегория, грубо говоря, относится к мотоциклам с небольшим двигателем и невысокой мощностью.
Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».
С 05.11.13 определена новая категория «М» для мопеда и легкого квадрицикла.
Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».
Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.
Категория «В» в водительском удостоверении разрешает управление легковым авто и небольшими джипами/ микроавтобусами/ грузовиками, отвечающим таким требованиям:
Категория «B», в том числе, разрешает управление мотоколяской, а также еще и машиной с прицепом весом не более 750 кг.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:
Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:
На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Категория «C» нужна водителю для управления грузовиком весом более 3500 кг:
Человек с правами категории «С» может водить только средние и тяжелые грузовики (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовую машину с прицепом весом не более 750 кг.
Стоит обратить внимание что категория «C» абсолютно не дает водителю прав на управление небольшим грузовиком (менее 3,5 тонн) и легковой машиной.
Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).
Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:
Открытая категория «С» разрешает управлять машинами и по категории «С1».
Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.
Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».
Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».
«DЕ» – транспорт из категории «D» в связке с прицепом весящим более больше чем 750 килограммов. Сюда же причислен сочлененный автобус.
Такая подкатегория разрешает управлять маленьким автобусом ( от 9 до 16 мест), а также эксплуатировать легкий прицеп (вес — менее 750 кг).
Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:
Категория «D» разрешает водителю управлять ТС из категории «D1», а «DE» – из категории «D1E».
На сегодня категории «E» уже не существует. Ее заменили охарактеризованные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
В том случае если вас интересует обмен старого удостоверения с категорией «Е» — читайте наш материал «Перенос категории E в новые права«.
Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».
Все ещё остались вопросы?Позвоните по номеру +7 (499) 455-12-39 (МСК и МО), +7 (812) 426-14-93 (СПб и ЛО) и 8 (800) 500-27-29 доб.181 (общий) и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.
Опубликовано: 02-06-2016
Последнее обновление: 16-01-2019
В зависимости от вида транспорта выдаются разные категории прав. Поскольку, к примеру, грузовик в управлении будет сильно отличаться от мотоцикла, то вождение грузового автотранспорта с ВУ категории А будет вне закона. Для обычной легковой машины понадобится категория B. Какие машины можно водить, а также как получить права категории Б – рассмотрим далее.
Категория прав — это разрешение на управление определенным видом ТС. Они существуют 5-ти видов, каждый из которых выдается в зависимости от массы, мощности, а также вида управления. Большинство автомобилистов получают водительское удостоверение категории B, так как она охватывает наибольший диапазон авто (в том числе и малотоннажные грузовики). Однако, прежде чем сдавать на права, нужно знать, какие именно автомобили разрешается водить. С удостоверением категории B разрешается управлять следующими транспортными средствами:
Если вы стали обладателем такого водительского удостоверения, то смело можете приобретать легковушки любого производителя (Audi, BMW, ВАЗ и т.д) либо малотоннажные грузовые авто от Citroen, Fiat, Ford и т.д. Сюда также входят внедорожники и микроавтобусы. В разрешенную максимальную массу 3500 кг входит автомобиль с грузом и пассажирами, так что управлять можно не только всеми легковыми авто, но и небольшими грузовиками по типу Газели.
Если вы открыли категорию B, то автоматически получаете и B1, которая позволяет вам управлять трициклом и квадрициклом. ВАЖНО! Не нужно путать квадрИцикл и квадрОцикл, так как транспортные средства имеют четкие различия:
Кроме квадрициклов, еще одним транспортом, которым можно управлять с B1, является трицикл. Обычно это трехколесный мотоцикл, на котором можно передвигаться по общественным дорогам.
Регистрировать это транспортное средство в ГИБДД нужно только в том случае, если ДВС более 50 куб. см., а скорость выше 50 км в час. Если эти характеристики ниже, то транспортное средство можно отнести к категории М или даже к велосипедам, на которые права не нужны. Категория B1 — это нововведение, получить ее можно только при наличии категории B.
Водительское удостоверение позволяет управлять легковым автомобилем с прицепом, масса которого не более 750 килограмм. ВАЖНО! Общий вес автомобиля с прицепом не может превышать норму, установленную категорией B — 3500 тонн. Например, авто марки Nissan Patrol (масса 3400 кг) сцеплен с прицепом массой 460 кг. Хотя прицеп по весу не превысил допустимую норму, в сумме с весом машины получается 3860 килограмм, что подразумевает получение более высокой категории С.
Интересно, что с категорией С уже нельзя водить машины категории B, а разрешается управление транспортными средствами, масса которых более 3500 кг. Обычно это грузовики. Для экзамена в автошколе вам предоставят грузовые авто. В дальнейшем вам доступны для управления только грузовики.
Согласно правилам дорожного движения, если вы водите автомобиль с несоответствующей категорией, то это расценивается как вождение вообще без прав и в соответствии статьей 12.7 ч.1 КоАП наказывается следующим образом:
Если за рулем машины находится ученик в сопровождении инструктора, который имеет нужную категорию, наказание накладываться не будет.
Чтобы открыть категорию прав B, нужно выполнить следующие действия:
Водительское удостоверение выдается водителю Госавтоинспекцией, если тот достиг 18-летнего возраста. Сдать экзамен можно и в 17 лет, однако права вы получите, только достигнув совершеннолетия. Категорию BE можно получить с 19-ти лет.
Экзамен, после успешной сдачи которого вы получите права категории В, состоит из трех частей.
На сегодняшний день категория В остается самой востребованной среди водителей, так как позволяет водить не только легковушки, но и легкие грузовики.