Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Циатим характеристики и применение


Циатим 201: характеристики и применение

На сегодняшний день, рынок горюче-смазочных материалов имеет широкую линейку выбора. Есть очень популярные, есть менее известные смазывающие вещества. Все они имеют свое предназначение. Сегодня подробно рассмотрим смазку Циатим 201, а именно, ее состав, свойства, где применяется.

Содержание статьи:

Циатим 201 — это

Смазка циатим 201 — антифрикционное смазывающее вещество разностороннего назначения. Разработан этот вид смазывающего вещества в СССР. Рассчитан для смазывания конструкций узлов и деталей скольжения, трения и качения с небольшой, и средней нагрузкой. Широкий спектр применения позволяет активно использовать циатим 201 в автомобильной и авиационной техниках, электрических, механических приводах и многих других. Одним из отличных свойств циатима 201 является морозостойкость, он не твердеет даже до -60 градусов. Благодаря таким характеристиками она решает проблемы трущихся узлов и деталей в условиях Крайнего Севера.

Разрабатывается Циатим 201 в соответствии с Государственным стандартом ГОСТ 6267-74.

Слово в названии смазки «Циатим» — сокращение, аббревиатура структурного подразделения, где придумали эту смазку, то есть, расшифровывается как Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел.

Состав смазки Циатим 201

Цвет 201-й смазки циатим светло-желтый и светло-коричневый. Из-за того, что в составе этого вещества есть литиевое мыло, смазку называют литиевой.

Состоит из:
  • нефтяного масла с малой вязкостью;
  • загустителя «стеарат лития» (оно же литиевое мыло);
  • и присадок, защищающих от окисления смазанных поверхностей деталей.

Характеристики и применение

Благодаря наличию в составе различных компонентов, производители добились того, что циатим 201 имеет рабочий температурный диапазон от -60 до +90 градусов. Предел прочности составляет 500 Па (Паскаль).

Технические эксплуатационные характеристики смазки «Циатим-201» указаны в таблице:
Характеристика Значение
Температурный рабочий диапазон –60°С…+90°С
Температура каплепадения +175°С
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более 1100 Па•с
Устойчивость против окисления, мг КОН на 1 г. смазки, не более 3 мг
Предел прочности при +50°С 250…500 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH 0,1
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более 25%
Пенетрация при +25°С Не нормируется
Срок годности от даты выпуска 5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более 26%
Коррозионное воздействие на металлы Защищает
Температура хранения и транспортировки –30°С…+30°С
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более 0,1%
Содержание воды Отсутствует
Особенности свойств циатима 201
Специфика свойств
1 В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
2 Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки.
3 При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость.
4 Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.
5 Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
6 Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Такая смазка по классу токсичности не относится к токсичным, а это значит, что не требуется специальных средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Если циатимовая смазка загорелась, можно тушить кашмой, например, или пеной, но не водой.

Преимущества и недостатки циатим-201

Плюсы:

  1. Такая смазка стоит не дорого, она дешевле своих конкурентов.
  2. Вещество не токсично, что делает ее использование безопасным.
  3. Смазка полностью инертна, нейтральна, то есть не разъедает резиновые и пластмассовые детали.
  4. Удобно использовать: не течет, имеет хорошую вязкость.
  5. Имеет хорошие температурные свойства, не твердеет даже при сильном морозе и не растекается при сильной жаре.

Минусы:

  • Открытая банка смазки высыхает на открытом воздухе.
  • Не для использования открытых деталей узлов и механизмов. Я, например, смазывал петли на воротах, сначала эффект хороший — ворота при открытии и закрытии не скрипят, но через пару недель смазка твердеет из-за воздействия воздуха. Если смазывать открытые детали механизмов, то смазка от воздействия кислорода даже превращается в твердые кусочки, а такие абразивные частички наоборот ускоряют износ трущихся деталей.
  • Если долго хранить, из состава циатима начинает выделяться масло. Расслоенная смазка уже не будет обладать заявленными способностями. Но для этого есть хороший совет — не покупать большую банку циатима 201, литровой вполне достаточно.
  • В парах, где развивается высокая нагрузка на детали такую смазку не следует применять.

Производят Циатим 201 разные фирмы. Некоторые делают в соответствии с ГОСТ 6267-74, а некоторые по своим внутренним техническим условиям (ТУ). На это следует обращать внимание при покупке любого товара. Если указан ГОСТ, то это лучше, чем ТУ.

Применение ЦИАТИМ-201

Из-за двух основных факторов, дешевая стоимость и морозоустойчивость, эта марка и модель смазки широко применяется в различных отраслях. В автомобильных узлах конструкций он применяется:

  • для смазки подшипников стартера и генератора, а также для смазки подшипников электромоторов;
  • для смазки корректирующей оси распределителя зажигания;
  • для смазывания различных вращающихся осей;
  • для смазки подшипников скольжения;
  • для смазки валиков;
  • для смазки петель;
  • для смазки тросиков;
  • для смазки гибкого вала спидометра;
  • для смазки рулевой рейки;
  • для смазки шаровых шарниров;
  • для смазки аккумуляторных клемм, чтобы не образовывались окисления.

Запрещено использовать Циатим 201 в деталях, куда попадает вода и где есть повышенная влажность, свыше 80%.

Литиевые смазочные средства довольно хорошо поглощают воду. Поэтому, если есть контакт с водой, циатим ее впитывает и ухудшает свои эксплуатационные характеристики. Такие же нюансы следует учитывать при использовании смазки Литол 24.

Где есть повышенная влажность, там нужно использовать не литиевую, а кальциевую смазку. Циатим не эффективен как консервант.

Аналоги Циатим 201

Российская популярная смазка Циатим 201 имеет конкурентов на рынке. Перечислим бренды аналогов циатима от иностранных производителей:

  1. BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис. Эта смазка применяется в узлах, где детали подвергаются высокой температуре. Она защищает от износа, является противоизносной. Имеет хорошие показатели характеристик при разных температурах. Является антиокислительным веществом, то есть защищает поверхности деталей от образования окислов и дальнейшей коррозии.
  2. Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6. Этот тип смазки на минеральной основе. Является универсальной. В составе содержатся ингибиторы коррозии, которые защищают от окислов и разрушения структуры металлов. Может применяться как для смазывания антифрикционных подшипников, так и других видов подшипников, и коробок передач. Температурный диапазон, при котором смазка сохраняет свои свойства, от -40 до +121 градусов.
  3. Shell AeroShell Grease 22 / Шел Аэрошел Гриз 22. Эта смазка высокого качества. Назначение ее для высоконагруженных деталей узлов. В составе смазки Шэлл 22 содержит базовое масло углеводородного соединения и загуститель Микрогель. Является защитой от окислов, от коррозии металла, от износа. Также в составе есть присадки, которые повышают несущую способность. Температурный диапазон от -65 до +204 градуса.
  4. Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп. Пластичная смазка Мобил 32 имеет долгий срок эксплуатации. Активно используется для наполнения шариковых и роликовых подшипников качения разных видов (обслуживаемые и герметичные). Также ею смазывают шпонки, винты, и передачи закрытого типа. Диапазон температур от -50 до +180 градусов.
  5. Teboil 0-Grease / Тебойл Гриз. Эта смазка как циатим, литиевая. В основе ее использовано очень жидкое минеральное масло. Используется для смазки подшипников качения средних и низких нагрузок. Также ею смазывают измерительные и другие различные приборы, которые эксплуатируются на морозе. Рабочий температурный диапазон от -50 до +80 градусов.
  6. HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски. Эта смазка является универсальной для узлов и деталей конструкции автомобильных машин. Температурные характеристики: от -75 до +221 градусов.
Аналоги Циатим 201 российского производства:
  • Эра.
  • Зимол.
  • Лита.
  • МС-70.
  • Циатим-202.
  • Циатим-221.
  • и другие.
Отличия Циатим 201 от Циатим 221

Использовать 221 циатим можно вместо 201-го. Но есть некоторые отличия, которые следует знать:

  • Циатим 221 — это не литиевая, а кальциевая смазка многоцелевого назначения. Обладает стойкостью к различным температурам, также водостойкая. В основе 221-й смазки — силикон. Применяется для смазки различных соприкасающихся пар «металл-металл», «металл-резина». Циатим 201, если долго будет контактировать с резиновыми деталями, может нарушить ее целостность.
  • Циатим 221 имеет более широкий температурный диапазон, -60 до +150 градусов. А у циатим 210, от -60 до +90 градусов.
  • По цене также есть большая разница. 221 стоит в 3-5 раз дороже, чем 201.
  • По заявленным характеристикам, 221 циатим способе сохранять свои эксплуатационные свойства до 40 лет. А циатим 201 сохраняет свои показатели в течение 5 лет.
  • Производство 221 циатима осуществляется по другом Государственному стандарту, ГОСТ 9433-80.

Вывод

Из вышеприведенных данных можно сделать вывод о том, что Циатим 201 очень популярен из-за недорогой стоимости и отличной морозоустойчивости. Из недостатков отмечено то, что 201й имеет не широкий температурный режим и не назначается для смазывания пар, подвергающиеся высоким, тяжелым нагрузкам. Также циатим 201 гироскопичен, то есть запрещено допускать ее контакт с водой. Еще он быстро высыхает на открытом воздухе.

Для дорогих автомобилей и других видов техники сейчас можно приобретать аналоги, у которых характеристики лучше, но стоят они дороже.

Смазка ЦИАТИМ: характеристики, применение, свойства

На сегодняшний день горюче-смазочные материалы применяются довольно широко, а разнообразие данного продукта на рынке достаточно велико. Одним из хороших отечественных продуктов стала смазка ЦИАТИМ.

Общие сведения

Стоит сказать о том, что разновидностей ГСМ довольно много, и для того, чтобы упростить выбор, была создана классификация этих веществ. На сегодняшний день выделяют три их вида, отличающихся друг от друга по составу, консистенции, а также сфере использования. Также стоит сказать, что по консистенции смазки можно разделить тоже на три вида: пластичные, твердые, полужидкие. Также важным фактором является то, что все они разделяются по областям применения. Существуют:

  • антифрикционные виды смазок;
  • консервационные виды смазки;
  • уплотнительные;
  • канатные.

Еще один важный фактор - это температура рабочей среды состава. Так как в некоторых узлах этот показатель доходит до 200-350 градусов по Цельсию и выше, то необходимо применение термостойких типов. Одним из таких видов является смазка ЦИАТИМ.

Термостойкая смазка

Смазка с названием ЦИАТИМ относится к группе термостойких пластичных веществ. На вид подобное средство представляет собой синтетическое масло, которое искусственно загущается при помощи комплексного кальциевого мыла с добавкой из антиокислительной присадки. Предназначение смазки ЦИАТИМ - это смазывание подшипников качения у электромашин, систем управления, а также приборов, частота вращения которых достигает 10 000 об./мин. Кроме этого, состав используется для агрегатных подшипников, установленных на летательных аппаратах. Еще одна область применения - это узлы трения, а также сопряженные поверхности из материалов металл-металл, а также металл-резина, температура которых составляет от -60 до +150 градусов по Цельсию.

Описание смазки

Стоит отметить, что смазка ЦИАТИМ разработана Центральным институтом авиационного топлива и масел. Многие сильно хвалят подобное средство, а также утверждают, что использование этого вещества имеет множество возможностей. Однако на практике оказалось, что сфера использования именно этой марки, а также ее специфика обладают достаточно узкими характеристиками. Для того чтобы определить, верно это или нет, стоит углубиться в изучение физико-химических, а также эксплуатационных свойств смазки ЦИАТИМ.

Важно понимать, что все особенности этой смазки обусловлены именно физико-химическим составом этого вещества. В состав сырья входит кремнийорганическая жидкость. Помимо этого, в смазке содержится загуститель в виде комплексного кальциевого мыла. Возможность работать в широком диапазоне температур обусловлена именно тем, что в состав входит кремнийорганическая жидкость. Максимальные температуры работы - от -60 (возможно и ниже) до +300 градусов по Цельсию. Этот фактор влияет на то, что возможность использования смазки расширяется от различных криогенных устройств до высокотемпературного оборудования. Также важно, что кремнийорганическая жидкость слабо испаряется, а это делает возможным ее использование в вакууме. Во много благодаря этим качествам применение смазки ЦИАТИМ распространилось до аэрокосмической техники.

Если кремнийорганическая жидкость добавляет много крылатых свойств, то такая добавка, как загуститель в виде мыла, сильно осаждает эти качества, так как имеет множество органических параметров. Температура каплепадения, которая находится в районе 200 градусов по Цельсию, снижает максимально возможный диапазон рабочей температуры до 150 градусов. А из-за слабых свойств при низких температурах эффективность смазки ЦИАТИМ-221 сильно снижается. Особенно при ее использовании при температуре ниже, чем 20-30 градусов. Казалось бы, загуститель обладает отличной стойкостью к влаге, но в то же время это преимущество сильно нивелируется тем, что наблюдается высокая гигроскопичность. Другими словами, смазка будет впитывать влагу из окружающего воздуха, что повлияет на начальную консистенцию.

Производство и эксплуатация

В настоящее время сложно сказать, почему характеристики смазки ЦИАТИМ такие несбалансированные. Однако самое вероятное предположение заключает в том, что на рубеже 80-х годов сложно было создать что-то более хорошее. А на сегодняшний день получается так, что этот вид смазки выпускается по ГОСТу 9433-80, который был утвержден еще в 1980-м. Однако, несмотря на эти физико-химические качества, важнейшим показателем все же будет эксплуатационная характеристика вещества.

Один из важнейших параметров такой смазки - это низкий показатель эффективной вязкости вещества, который проявляется на уровне 800 Па/с при температурах -50о. Этот показатель определяет возможность использования смазки в узлах трения, где количество оборотов достигает 10 000 об./мин. Также важно, что минимальная возможная рабочая температура все же устанавливается как -60 градусов по Цельсию.

Свойства

Еще одна важная характеристика применения смазки ЦИАТИМ - это ее химическая инертность по отношению к таким веществам, как углеводород, эластомер, полимер. Принцип растворения подобного в таких соединениях не работают, так как кремнийорганическая жидкость - это не углеводородное соединение. Стоит отметить, что именно это принципиальное свойство позволяет использовать смазку в таких парах трения, как металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т. д.

Но важно заметить, что при таких качествах использовать эту смазку в паре трения металл-металл нельзя. Трибологические параметры такого сырья слишком слабые. Они не предназначены для использования состава в обычных стальных подшипниках. Это обусловлено тем, что из-за своих физико-химических свойств смазка не может применяться в паре трения металл-металл, так как она не способна дать необходимую защиту от износа. Стоит отметить, что создать подходящую трибосистему из этой смазки с добавкой любой трибоприсадки также не выйдет. Это объясняется тем, что кремнийорганическая жидкость не способна сформировать пленку, которая будет отделять детали и защищать от трения.

ЦИАТИМ-201

Если с 221 смазкой все понятно, то есть еще один продукт - смазка 201. ЦИАТИМ-201 - это приборное антифрикционное вещество, обладающее такими качествами, как стойкость к морозу, тугоплавкость, водостойкость. Используется это средство для смазки малонагруженных узлов трения качения, а также скольжения.

Производство подобного материала основывается на маловязком нефтяном масле, которое загущается стеаратом лития, и добавляется антиокислительная присадка. Максимально возможные рабочие температуры данного вещества находятся в пределах от -60 до +90 градусов по Цельсию.

К преимуществам этой смазки можно отнести следующие характеристики:

  • антифрикционные свойства этой смазки могут повысить КПД оборудования, а также существенно увеличить срок его эксплуатации;
  • рабочий температурный диапазон довольно широк, что позволяет применять такое вещество круглый год, а сильная стойкость к морозу делает возможным применение смазки даже в погодных условиях Крайнего Севера;
  • водостойкость сырья делает возможным использование его в открытых, а также негерметичных устройствах.

Аналоги

На сегодняшний день существуют различные импортные аналоги смазки ЦИАТИМ. К таким веществам можно отнести Mobiltemp SHC 32, а также O-Grease. Подобные смазки выпускаются компаниями Mobil и Teobil соответственно. Это аналоги, которые могут заменить смазку ЦИАТИМ-201.

Для того чтобы заменить смазку 221, можно использовать такой импортный аналог, как HUSKEY HVS-100 Silicone Grease. Однако при замене отечественного горюче-смазочного материала необходимо точно разбираться в эксплуатационных и физико-химических характеристиках обеих марок. Так как неверно выбранный аналог может попросту не подходить для эксплуатации в конкретных условиях. А отсутствие смазки в различных устройствах сильно снижает их защиту от износа, трения, а также сильно ухудшает их работоспособность. В результате общий срок эксплуатации у таких машин также уменьшается.

Смазка ЦИАТИМ-221 ( ГОСТ 9433-80 ). Описание и особенности.

Смазка ЦИАТИМ-221 – одна из наиболее популярных смазок советского периода и сегодня на российских производственных предприятиях используется достаточно часто. За долгие годы производства данной смазки и общения с потребителями на местах, мы выяснили, что ЦИАТИМ-221, используются не всегда технически правильно. Поэтому основная задача статьи – рассказать о преимуществе смазки, раскрыть основные принципы подбора и правильного применения, развеять мифы и заблуждения.

Большинство домыслов основано на авиационном прошлом данного смазочного материала. Достаточно вспомнить, откуда образовалось само название – аббревиатура обозначает «Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел» (ЦИАТИМ). В этом учреждении и разработали данный смазочный материал. На сегодня данная аббревиатура ассоциируется у механиков с авиационно-космической отраслью. Однако реальная область применения смазки гораздо шире.

Наиболее востребованным параметром смазки ЦИАТИМ 221 является достаточно высокая температура применения продукта – до 150°С. Не менее важны и низкие значения эффективной вязкости при отрицательной температуре. Благодаря этой характеристике смазка с наступлением холодов не сильно загустевает и может эксплуатироваться даже до минус 60 °С.

Еще один существенный эксплуатационный показатель – это инертность к резинам и пластикам. Причина такого поведения смазки – кремнийорганическая жидкость в качестве масляной основы смазки. Кремнийорганика широко применяется в таких парах трения, как «пластик + пластик», «металл + резина», «пластик + металл». Правда есть и обратная сторона медали – кремнийорганическое масло обладает слабыми трибологическими свойствами, плохо разделяет высоконагруженные металлические пары трения и поэтому не рекомендуется при работе крупногабаритных подшипников.

Смазка ЦИАТИМ221 широко используется в различных видах специализированного оборудования, например, в криогенных и высокотемпературных аппаратах. Смазка идеально соответствует сложным условиям эксплуатации в вакууме. Поэтому она высоко востребована не только на промышленных производствах, но и при изготовлении точных приборов.

СтандартГОСТ 9433-80
Диапазон температур,ºСот -60ºС до +150ºС
Типтермостойкая смазка
Производство Россия
Гарантия60 месяцев*
СертификацияЕАС

Важно отметить тот факт, что большинство производителей ЦИАТИМ 221 делают ставку на неопытность сотрудников промышленных предприятий в вопросах качества смазки, и идут вслед за желанием потребителя снизить расходы на закупку. Это приводит к тому, что вместо кремнийорганического масла в качестве основы начинают применять очищенное нефтяное минеральное масло. Некоторые заходят еще дальше и вместо изготовления уникальной в своем роде смазки ЦИАТИМ-221 просто разбавляют маслом достаточно дешёвую и популярную смазку Литол-24. В итоге цена на конечный продукт действительно может быть очень низкой, но характеристики такого продукта конечно же не выдерживают никакой критики и не имеют никакого отношения к смазке ЦИАТИМ-221.

К сожалению, отсутствие на большинстве предприятий входного контроля смазочных материалов не позволяет потребителю узнать какую же смазку в реальности им поставили, и ставит под угрозу безаварийную эксплуатацию дорогостоящего оборудования и приборов. Низкая цена на смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 должна вас насторожить. Подумайте во сколько реально вам может обойтись вроде бы дешевый продукт. Остается посоветовать покупать смазку ЦИАТИМ 221 только у надежных, положительно себя зарекомендовавших производителей.

Настоящего качества, соответствующего ГОСТ 9433-80, можно добиться только следуя всем пунктам очевидных правил:

  • использовать рецептуру утвержденную ГОСТ;
  • проверять технологические характеристики в современной испытательной лаборатории;
  • проверить и аттестовать каждую партию отделом технического контроля;
  • использовать труд высококвалифицированных сотрудников;

И напоследок, подытожим преимущества смазки ЦИАТИМ 221 из-за которых она имеет такую популярность:

  • Нерастворима в воде
  • Сохраняет рабочие свойства при кипячении.
  • Инертна к полимерам и резине
  • Всесезонное использование (-60С +150С)
  • Прекрасно работает даже при остаточном давлении до 666,5 Па.
  • Обладает высокой коллоидной, механической и антиокислительной стабильностью, благодаря чему может храниться без потери рабочих свойств в течение 40 лет.

Смазка ЦИАТИМ 201: характеристики и применение на автомобиле

Многих моих знакомых, клиентов, да и меня лично, порой раздражает тот факт, что на рынке ГСМ сегодня так много различных смазок и сопутствующих составов, что выбрать подходящий, просто не реально. Конечно, есть очень популярные смазки, обладающие нужными характеристиками, и подходят для частого применения, но и стоимость такой продукции весьма высока.

Я предпочитаю покупать смазку Циатим 201, которая не просто удовлетворяет все мои пожелания, но и выполняет все требуемые функции. Продукт подходит для разнопланового использования, что меня очень радует. Не всегда же нужно смазывать мотор у автомобиля или другие детали. Когда я впервые приобрел Циатим 201, опасался, что нужного эффекта продукт не даст. Очень рад, что ошибался и сегодня применяю данный состав постоянно в работе. Своими впечатлениями я бы хотел поделиться с читателями, а также, дать несколько советов.

Краткое описание смазки

Приобретая Циатим 201, можно рассчитывать на получение отличного антифрикционного и смазывающего состава разного применения. Продукт был создан еще во времена СССР, на основе ГОСТа 6267-74 и предназначался для смазывания конструкций различных узлов, деталей скольжения, качения и трения с небольшой и средней нагрузкой. Название веществе «ЦИАТИМ» — это аббревиатура, под которой скрывается наименование подразделение, занимающееся разработкой масел и топлива для авиации.

Широкий спектр возможностей делает вещество очень востребованным и популярным у пользователей, причем покупают люди смазку для применения в авиатехнике и в электроприборах в мех.приводах и прочих агрегатах, функциональных узлах, устройствах. За счет того, что смазка неплохо переносит морозы и не твердеет даже при -60 градусах Цельсия, использоваться состав можно даже в северных регионах страны.

Состав Циатим 201

Внешне продукт выглядит как маслянистый состав коричневого оттенка. Благодаря тому, что в составе вещества присутствует литиевое мыло, продукт имеет еще и другое название – литиевая смазка. Помимо указанной добавки, продукт состоит из таких ингредиентов:

  • нефтяное масло малой вязкости;
  • стеарат лития (литиевое мыло), который применяется в качестве загустителя;
  • присадки, защищающие от окисления смазанных поверхностей деталей.

Благодаря наличию в составе таких веществ, продукт выполняет свои функции при показателях термометра в -60 — + 90 градусов Цельсия. Запас прочности у продукта 500 Па (Паскаль).

Технические параметры смазки

Благодаря наличию в составе различных компонентов, Циатим 201 приобрел особые тех.показатели. Для наглядности, представлю их в виде таблицы:

Критерии Показатели
Рабочая температура -60 — + 90 градусов Цельсия
Температура каплепадения 175 градусов Цельсия
Вязкость при -50°С и предел прочности при +50°С 1100 Па•с и 250…500 Па
Устойчивость к окислению, мг КОН на 1г. 3 мг.
Испаряемость за час при 120 °С 25%
Срок годности с даты изготовления 5 лет

Добавить можно то, что смазка не содержит воды и поэтому, не может спровоцировать развитие ржавчины у металлов. Смазка не слишком липкая, поэтому иногда смывается, но материал не относится к токсичным, а значит, при работе с продуктом не потребуется использовать средства индивидуальной защиты. Если циатимовая смазка воспламенилась, то тушить непременно надо пеной, а не водой.

Преимущества и недостатки смазывающего состава

У Циатим – 201 есть несколько несомненных плюсов и точно имеются минусы. Расскажу о преимуществах и недостатках более подробно. Из преимуществ можно выделить следующие характеристики:

  • недорогая (от 173 рублей за килограмм) и нетоксичная смазка, что автоматически относит состав к безопасным;
  • продукт инертен и нейтрален, то есть на резиновые и пластмассовые детали он никак влиять не будет;
  • не течет и отличается хорошей вязкостью;
  • подходит для использования даже на жаре и при холоде.

К сожалению, недостатки у продукта тоже есть. Во-первых, открытую банку не стоит длительное время оставлять на открытом воздухе. Во-вторых, для открытых механизмов и узлов продукт использовать нельзя, поскольку эффект сначала хороший, а потом возникают проблемы, в виде высыхания состава. Долгое время вещество тоже не хранится, поскольку теряет свои способности, расслаивается и становится непригодным для использования.

Дополнительная информация о смазке представлена в видеоролике:

Аналогичные составы

Смазка выпускается в России, но конкуренты у нее тоже есть. В качестве альтернативных вариантов можно выделить следующие составы с аналогичными свойствами и возможностями:

Название состава Краткая характеристика
BP Energrease SY-HT 2 / БП Энергрис Подходит для узлов, где наблюдается высокая температурная нагрузка. Отлично защищает от износа и коррозии.
Shell AeroShell Grease 6 / Шел Аэрошел Гриз 6 Состав, изготовленный на минеральной основе. Универсальный, защищает от коррозии и выступает в роли антифрикционного смазывающего состава.
Mobil Mobiltemp SHC 32 / Мобил Мобилтемп Надежный состав с долгим сроком эксплуатации. Подходит для подшипников разного типа.
HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease / Хаски Продукт, имеющий температурный диапазон от -75 до + 221 градуса Цельсия.

Предлагаемые смазки, без сомнения очень качественные и могут выполнять свои функции даже при очень низких/высоких температурах, но Циатим 201 выделяется выгодной ценой и неплохими характеристиками.

Заключение

Закончить обзор по смазке можно выводами:

  1. Циатим 201 очень популярен в России за счет невысокой стоимости и отличных технических характеристик.
  2. Смазка не содержит воду, но способна ее отлично впитывать. Благодаря этому качеству, состав не вызывает коррозии и защищает от нее металлические элементы.
  3. Из недостатков люди отмечают отсутствие возможности длительного хранения состава и быстрое высыхание на воздухе.

Смазка Циатим-221: характеристики и применение

На рынке представлено множество смазочных материалов различных типов. Одной из самых распространенных смазок советского времени, обширно применяемой и в наши дни, является смазка Циатим-221. Далее рассмотрен состав, параметры, применение данного продукта.

Общие особенности

Изначально Циатим-221 создавалась для использования в авиационной технике, что подтверждается приспособленностью данной смазки к работе в разреженном воздухе и вакууме. Среди смазочных материалов общего назначения этот продукт относится к самым дорогим.

Состав

Отличие Циатим-221 от прочих смазок производителя заключается в кремнийорганической основе «132-24», составляющей до 88% объема. В качестве загустителя, составляющего 10% объема, используется стеарат-ацетат кальция либо кальциевое мыло. Оставшиеся 5% составляет антиокислительная присадка, улучшающая вязкость и адгезию, а также повышающая термоокислительную стабильность. Таким образом, по составу Циатим относится к кальциевым смазкам.

Скачать ГОСТ 9433-80

Нужно учитывать, что на рынке под данным названием представлены материалы другого состава. Как было сказано, состав Циатим-221 по ГОСТ 9433-80 строго регламентирован. В дешевых аналогах в некоторых случаях в качестве основы применяют очищенное нефтяное масло. Другие представляют собой разбавленную маслом более дешевую смазку Литол-24. Естественно, по параметрам они полностью отличаются от оригинала.

Общие свойства

Циатим-221 представлена мазеобразным, мягким, нетекучим составом с гладкой, однородной текстурой, наподобие вазелина, желтоватого, белого, светло-серого или светло-коричневого цветов. В этом она сходна с аналогами. Оттенок определяется типом присадок и не влияет на технические характеристики. Испаряемость смазки составляет до 2% в час при 150 °С, а температура разжижения равна 200 °С. В случае кипячения свойства восстанавливаются при остывании. Диапазон рабочих температур составляет от -60 до 150 °С. Предел прочности составляет от 120 Па, чего достаточно для высокоскоростных узлов трения. Циатим 221 выдерживает коррозионное воздействие. Возможность продолжительной работы и хранения обеспечена коллоидной стабильностью в 7%. Данный состав не взаимодействует с полимерами и резиной. Она нерастворима в воде, однако избыточно гигроскопична, то есть меняет свойства при поглощении воды, в том числе сокращается устойчивость к низким температурам. Ввиду этого недопустимо хранение в негерметичной таре. Наиболее подходят для этого жестяные банки и алюминиевые тубы. К тому же недопустимо химическое воздействие, в том числе в виде испарений. Параметры смазки сохраняются при максимальном остаточном давлении от 666,5 Па. При условии хранения в оригинальной таре гарантийный срок составляет 5 лет, но свойства сохраняются до 40 лет.

Эксплуатационные свойства и характеристики

Циатим-221 применяют как смазку широкого назначения для сложных условий (резкие температурные перепады, высокие (>150 °С) или низкие (

Смазка ЦИАТИМ 201

Это смазки, изготовленные на основе стеарата лития, или как ещё чаще называют – литиевого мыло, которое выступает как загуститель масла. Также в состав входят нефтяное масло и комплект присадок, которые выполняют роль антиокислителей. Цвет у смазки желтый, иногда светло-коричневый. Она была разработана ещё в 70 годы и до сих пор используется очень широко. Например, в авиационной, автомобильной технике, в оборудовании для радиотехники, в разного назначения точных приборах. В общем, везде, где работы связаны с пониженными температурами и с невысокими нагрузками.

Вид смазки ЦИАТИМ 201

Например, в ступицах, рулевых рейках, у которых отсутствует гидроусилитель,в шарнирах и пыльниках шаровых опор она работает отлично. В электроприборах при обработке клемм она защищает последние от окисления.

В настоящее время выпускаются  такие виды смазок: ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ 203  и ЦИАТИМ-221

Если рассматривать смазку ЦИАТИМ-201, которая выпускается  до сих пор по ГОСТ 6267 -74, чем гарантируется качество продукции, её  положительными характеристиками по применению может служить способность выдерживать температуру от -60 градусов до +90. Она имеет небольшую вязкость, поэтому для соединений, которые испытывают постоянное трение, это отличный вариант. Её  также часто применяют для того, что бы смазывать охотничьи ружья – всех его частей. Но при работе высоконагруженных узлов и механизмов такая смазка применяться не может из-за того, что при нагревании до невысокой температуры +90 градусов она начинает окисляться и теряет свои свойства.

Также она разлагается при длительном хранении, на её поверхности в таре для хранения, а также при смазке механизма для хранения появляется масло. Это один из важных недостатков.

Вторым недостатком является то, что она впитывает влагу из воздуха и не только, меняя при этом свои свойства в худшую сторону.

Получается, что технические характеристики смазки ЦИАТИМ 201 таковы, что применять её можно только для ненагруженных узлов и деталей, находящихся в закрытом состоянии без доступа влаги. Причём, срок пригодности смазки небольшой.

Одним из самых больших достоинств смазки ЦИАТИМ 201 является её цена, поэтому купить ей можно по цене от 92 рублей за упаковку 360 грамм. Расфасовки бывают разные, от 20 грамм до 20  килограмм.

В герметично закрытой таре смазка долго хранит свои качества

Конечно, если покупать большую упаковку смазки ЦИАТИМ 201, цена в перерасчёте за 1 кг будет гораздо ниже, например такая упаковка в 20 кг будет стоить 3500 рублей, что в итоге 1 кг будет стоить 175 рублей, что весьма выгодно. Если брать наиболее распространённую упаковку смазки ЦИАТИМ 201 весом 0,8 кг, её можно купить от 210 рублей за упаковку.

Смазка 0, 8 килограмм часто имет такую упаковку.

Но большие упаковки, хотя они и выгодные с точки зрения цены, нужно покупать с оглядкой. Смазка в открытом виде быстро засыхает и портится.

Аналоги смазки ЦИАТИМ 201

Если вернуться ещё раз к характеристикам смазки ЦИАТИМ 201, нужно отметить и то, что изготовляется она полностью без применения различных синтетик, из масла, которое получено при перегонке нефти, и литиевого мыла, поэтому можно считать её экологически чистой смазкой. Если придерживаться опредёленных ГОСТом условий, смазка может служить очень долго. При правильном применении смазки, трение между деталями практически близкое к нулевому.

В случае, когда детали не испытывают больших нагрузок и, как оговаривалось находятся в закрытом от попадания влаги состоянии, это действительно недорогая, но достойная смазка.

Но в реальности найти такие условия эксплуатации смазки, что бы сохранить её свойства, сложно. Если взять следующий вид смазки, такой как ЦИАТИМ 202, она практически такая же, но  температурный предел применения от -50 до +120 градусов. По остальным характеристикам практически одно и то же .Как и 201 собрат, размягчает резиновые покрытия.

Смазка ЦИАТИМ 203 более совершенна, имеет добавки, улучшающие её вязкость, а также противозадирные характеристики. Загущение низкосортного нефтяного масла, из которого вырабатывается смазка, производится техническим саломасом и асидолом. За счет этого имеет большую химическую стабильность, и срок её хранения намного больше.

Может использоваться в подшипниках, червячных передачах, зубчатых деталях. Работает при температуре от -50 до + 120 градусов.

ЦИАТИМ 221 изготавливается по ГОСТу 9433-80 и является термостойкой смазкой.

Эта смазка более совершенна, прекрасно работает и с доступом воздуха, и в вакууме, не впитывает влагу. Срок её хранения до 40 лет. Изготавливается она с применением загустителя из кальциевого мыла, в чем отличие от литиевых смазок. Также в состав входит кремнеорганика, то есть силикон (силиконовое масло), за счет чего цена на смазки в 3-4 раза выше ЦИАТИМ 201.

Работает хорошо при температуре от -60 до +150 градусов Цельсия.

Смазка не токсична, при попадании на кожу и слизистые не вызывает никаких нежелательных реакций , не разрушает резиновые  и разного рода полимерные детали.

Более улучшенный вариант этой смазки, это ЦИАТИМ 221F, в состав которой добавлен фтор в виде неорганического соединения.

Её использование увеличивает срок службы деталей, узлов и механизмов за счет того, что этот вариант смазки не впитывает совсем влагу, имеет отличную механическую стабильность, стойкость в агрессивной среде и считается термостойкой смазкой. На поверхности создает плёнку, которая состоит из фторопластов, которая имеет свойство снижать уровень шума и вибрации при работе.

Два последних вида смазок являются более совершенными и технологичными, их используют в авиации.

Из литиевых отечественных смазок как аналог нужно отметить и такую весьма распространённую смазку, как Литол – 24, которая также изготавливается из неочищенного масла, полученного вследствие перегонки нефти, загущенной  тем же литиевым мылом, но с добавлением присадок, которые добавляют смазке вязкость и не позволяют ей окисляться на воздухе.

Применяется в основном в подшипниковом производстве, шарнирных и зубчатых узлах, для уменьшения трения в транспортных средствах и тому подобных механизмах и узлах. Её можно использовать для смазывания деталей для длительного хранения.

Рабочая температура использования от – 40 до +120 градусов. При  повышении температуры смазка становится жидкой и вытекает. При нагрузке не разлагается и не меняет свойств.

При контакте с водой стойкость в разы выше, чем в ЦИАТИМ 201,2, 3.

Как улучшенная версия, выпускается марка Литол-24РК.  Введение в состав добавок, как защита от коррозии, улучшение вязкости позволяют использовать ее для более длительной консервации тех узлов и механизмов, которые в работе подвергаются повышенной силе трения. Остальные характеристики аналогичны Литол -24. Последние две смазки имеет более широкий  диапазон в применении.

Виды ёмкостей, в которых выпускается Литол-24РК

Кроме вышеперечисленных смазок, выпускается достаточно большое наименование зарубежных аналогов.

Например, хорошие отзывы о компании Арго, которая выпускает смазку TermoSint, которая также загущается литиевым мылом с добавлением комплекса разных присадок, но масло использует синтетическое. Может быть применена в узлах с высокой нагрузкой и рабочей температурой от – 60 до +180 градусов.

Как заменитель ЦИАТИМ 201, можно назвать по аналогии такие смазки, как Mobil, Teobil, Huskey HVS – 100. Но, выбирая смазку, нужно знать, как работают эти смазки, ознакомиться с полной технической характеристикой, иначе можно просто вывести ваш механизм из строя.

Неплохие смазки выпускает компания ВМПАВТО, например: MC1400 NORD, MC 1410NORD, MC1500, MC 1510.

Можно посмотреть также Renolit, Castrol и им подобные.

Циатим 201 - морозоустойчивая литиевая смазка, какая она

Смазка «Циатим-201» — это антифрикционная многоцелевая смазка, используемая в мало- и средне нагруженных узлах скольжения, трения и качения. Область использования смазки — авиационная и автомобильная техника, электромеханические приводы, точные приборы и так далее. Особенностью «Циатим-201» является то, что она способна работать при низких температурах (до –60°С), не высокой влажности и незначительных механических нагрузках. Благодаря этому повсеместно используется в автомобилях в северных широтах, в частности, в условиях Крайнего Севера.

Рассматриваемая информация:

Характеристики и свойства «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» выпускается в соответствии с ГОСТ 6267-74. Состав представляет собой смесь маловязкого нефтяного масла, которое в процессе загущается литиевым мылом (стеаратом лития). Кроме этого, она содержит антиокислительную присадку, и обеспечивает высокую морозостойкость и тугоплавкость. Визуально «Циатим-201» — это мазь светло-желтого или светло-коричневого цвета.

Название «Циатим» — это аббревиатура учреждения, где в середине прошлого века были изобретены данные смазки, Центральный научно-исследовательский институт авиационных топлив и масел.

Технические характеристики «Циатим-201» приведены в таблице:

ХарактеристикаЗначение
Диапазон рабочих температур–60°С...+90°С
Температура каплепадения+175°С
Эффективная вязкость при –50°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с, не более1100 Па•с
Стабильность против окисления, мг КОН на 1 г смазки, не более3 мг
Предел прочности при +50°С250...500 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH0,1
Испаряемость при +120°С, за 1 час, не более25%
Пенетрация при +25°СНе нормируется
Срок годности от даты выпуска5 лет (60 месяцев)
Коллоидная стабильность, % выделенного масла, не более26%
Коррозионное воздействие на металлыВыдерживает
Температура хранения и транспортировки–30°С...+30°С
Содержание свободной щелочи в пересчете на NaOH, не более0,1%
Содержание водыОтсутствует
Специфика свойств
1 В связи с мягкой консистенцией и недостаточной липкостью смазка может механически смываться с открытых поверхностей.
2 Консервационные свойства смазки ЦИАТИМ-201 невысоки.
3 При механическом воздействии смазка достаточно сильно разрушается; в результате снижаются ее предел прочности и вязкость.
4 Химическая стабильность удовлетворительна, что объясняется присутствием анти-окислителя.
5 Под действием повышенных температур или при хранении не уплотняется.
6 Коллоидная стабильность смазки ЦИАТИМ-201 низкая.

Смазка не токсична. Поэтому специальные средства защиты при работе с ней не требуются, они могут регулироваться лишь отраслевыми нормами на том или ином производстве.

В случае возгорания смазки можно использовать любые средства пожаротушения, кроме воды!

Так выглядит смазка у которой закончился строк годности

К недостатками «Циатима-201» стоит отнести тот факт, что он быстро высыхает на воздухе. Поэтому им не рекомендуется смазывать открытые детали и механизмы. Аналогично, со временем, на открытом воздухе она теряет свои эксплуатационные свойства превращаясь даже в абразив. При длительном хранении начинает отделятся масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики. Так что в связи с низкой коллоидной стабильностью расфасовка более чем литровая банка просто нерациональна. По истечении срока годности смазка расслаивается и становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Также «Циатимом-201» крайне нежелательно смазывать высоконагруженные механические пары.

В связи с тем, что производителей «Циатима-201» существует очень много, некоторые из них выпускают свою продукцию не по ГОСТ 6267-74, а по собственным техническим условиям (ТУ). Обращайте внимание на это при покупке товара у того или иного производителя.

Применение «Циатима-201»

Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»

«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:

  • подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
  • оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • оси вращающихся механизмов;
  • валики;
  • подшипники скольжения;
  • петли;
  • тросы в оболочках;
  • гибкий вал спидометра;
  • рулевая рейка;
  • в шаровых шарнирах;
  • так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.

Обратите внимание, что «Циатим-201» нельзя использовать в условиях прямого контакта с водой, а также при относительной влажности воздуха 80% и выше.

Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.

Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.

Аналоги «Циатима-201»

Смазка «Циатим-201» имеет несколько иностранных аналогов. Среди них:

Некоторые аналоги смазки «Циатим 201»

  • BP Energrease SY-HT 2. Высококачественная противоизносная смазка для использования при высоких температурах. Обладает антиокислительными свойствами и стабильными характеристиками в широком диапазоне температур. Используется в высокооборотистых подшипниках. Диапазон рабочих температур — –50°С...+200°С.
  • Shell AeroShell Grease 6. Универсальная минеральная смазка, имеющая в своем составе ингибиторы, которые задерживают процесс окисления и коррозии. Может использоваться для антифрикционных подшипников, коробок передач и различных подшипников. Диапазон рабочих температур — –40°С...+121°С.
  • Shell AeroShell Grease 22. Высококачественная многоцелевая смазка для тяжелых условий эксплуатаций. Основа смазки — углеводородное синтетическое базовое масло, загущенное «Микрогелем». Имеет в своем составе антиокислительные, антикоррозионные, противоизносные и повышающие несущую способность присадки. Диапазон рабочих температур — –65°С...+204°С.
  • Mobil Mobiltemp SHC 32. Это пластичная смазка, отличающаяся длительным сроком службы и предназначенная для закладки в шариковые и роликовые подшипники качения (обслуживаемые и герметичные), а также в шпонки, винты и закрытые передачи. Диапазон рабочих температур — –50°С...+180°С.
  • Teboil 0-Grease. Это специальная литиевая смазка, основанная на очень жидком минеральном масле. Рекомендуется для использования в работающих при небольших нагрузках подшипниках качения, измерительных и других приборах даже при очень низких температурах. Диапазон рабочих температур — –50°С...+80°С.
  • HUSKEY HTL-500 Ultra Low Grease. Универсальная смазка для автомобильного транспорта. Диапазон рабочих температур — –75°С...+221°С.

Среди отечественных средств также существует несколько аналогов упомянутой смазки. В частности, «Эра», «Зимол», «Лита», «МС-70», «Циатим-202», «Циатим-221» и другие.

Сравнение «Циатим-201» и «Циатим-221»

Многих автомобилистов интересует вопрос, можно ли использовать «Циатим-221» вместо «Циатим-201»? Забегая наперед, сразу ответим — да, можно, однако у 221-го «Циатима» существует ряд особенностей. Перечислим основные характеристики и отличия двух смазок:

Циатим 221

  • «Циатим-221» — это кальциевая многоцелевая водо- и термостойкая пластичная смазка на основе силиконового масла. Ею можно смазывать пары поверхностей «металл-металл» и «металл-резина». «Циатим-201» при длительном контакте с резиной может «вздуть» ее.
  • Температурный рабочий диапазон «Циатим-221» более широк, и составляет –60°С...+150°С (напомним, что аналогичный диапазон у «Циатим-201» — –60°С...+90°С).
  • «Циатим-221» стоит приблизительно в 3...5 раз дороже, чем «Циатим-201».
  • «Циатим-221» сохраняет свои эксплуатационные свойства в течение 40 лет в отличие от «Циатим-201», чей срок годности составляет лишь 5 лет.
  • «Циатим-221» производится по другому стандарту — ГОСТ 9433-80.

В целом же считается, что для современных автомобилей любые смазки линейки «Циатим» малоэффективны, поскольку обладают низкими эксплуатационными характеристики по сравнению с имеющимися на рынке новыми аналогами.

Итоги

Резюмируя приведенную выше информацию, отметим, что преимущества смазки «Циатим-201» заключаются в ее низкой цене и морозоустойчивости. К недостаткам же стоит отнести малый температурный рабочий диапазон, невозможность работать в условиях высоких механических нагрузок, гигроскопичность (из-за чего ее нельзя использовать во влажной среде), недостаточную механическую стабильность, быстрое высыхание на открытом воздухе.

Таким образом, «Циатим-201» на сегодняшний день уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к смазкам подобного рода. Поэтому рекомендуем вам покупать более современные средства с более широким рабочим температурным диапазоном. Например, приведенные выше импортные аналоги. Однако, если у вас в гараже завалялась упаковка этой смазки, можете смело использовать ее в соответствии с перечисленными выше характеристиками.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!


Смотрите также

Возврат к списку