Сегодня АКБ на базе гелевого электролита нельзя назвать переворотом в данной индустрии, революцией в сфере автомобилестроения или новшеством. Скорее это шаг на пути к усовершенствованию рассматриваемого оборудования с целью увеличить время выдержки заряда, повысить технические параметры и эксплуатационный срок.
Принцип действия гелевого аккумулятора не изменился, поскольку кислотный наполнитель и свинцовые электроды никуда не пропали, однако приходится более серьёзно задумываться над тем, как зарядить гелевый аккумулятор, поскольку традиционное использование обычного ЗУ только испортит агрегат. О каких принципах зарядки нужно помнить, и каким методам стоит отдать предпочтение?
Гелевые аккумуляторы отличаются от кислотных преимущественно только наличием кремния в веществе внутри агрегата. Данный элемент позволят сделать текучий электролит желеобразным. Данная особенность актуальна для скутеров, которые меняют положение во время движения, следовательно, возникает необходимость обеспечить более стабильную работу батареи, чтобы соединение гелевой структуры не отлипало от пластин. Постоянная тряска таких транспортных средств также является тому причиной.
Исследования показали, что наклоны и вибрации способствуют потере четверти заряда в случае с полностью заряженным гелевым аккумулятором, если сравнить с обычной ездой.
Среди преимуществ стоит выделить следующие:
Наряду с положительными аспектами, если и отрицательные стороны.
Чтобы знать, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит проследить за особенностями его работы. Степень заряженности стоит всегда контролировать с помощью мультиметра. Достаточно просто выключить транспортное устройство и подсоединить мультиметр к клеммам.
Необходимо отслеживать так называемый порог напряжения во время подзарядки, данный показатель должен находиться в диапазоне 14,2 — 14,5 вольт. Среднее напряжение соответствует примерно 14 вольт, однако оно постоянно колеблется и никогда не остаётся стабильным.
Чем меньше заряда в АКБ, тем выше будут показатели тока, которые в течение подзарядки будут плавно снижаться. С данной особенностью также связан один феномен: расходуется намного больше энергии именно при разряженной батарее, несмотря на то, что количество вольт напряжения не меняется.
Если порог напряжения превысить, желеобразный гель вскипит и превратится в пар. Поскольку гелевые АКБ не рассчитаны на дозаправку, пополнить запасы испарившегося геля не удастся, к тому же такое явление может сопровождаться взрывом. Также гель может отойти от пластинок, и восстановление будет невозможным.
Эффективная и безопасная зарядка гелевых аккумуляторов своими руками возможна даже в домашних условиях. Основное требование – обеспечить поступление постоянного тока. Грамотная эксплуатация требует отказа от использования при низком заряде и контроля полностью заряженной АКБ. Также не стоит оставлять гелевые АКБ в разряженном состоянии надолго, поскольку они обладают памятью и ёмкость со временем может снижаться. Итак, почему обычные зарядки не подходят и как их использовать, чтобы они не навредили аккумулятору?
Ответ на вопрос о том, можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством, можно назвать неоднозначным. С одной стороны, подключение обычной зарядки напрямую к такой АКБ выведет её из строя без возможности восстановления. Суть в том, что гель расплавляется на батарею при подаче конкретного уровня силы тока. Расплавленный гель уже не вернёт себе первоначальное состояние, а продолжит плавить оставшееся вещество.
Проблемы также будут следующими:
С другой стороны, применение правильной технологии позволяет зарядить гелевую АКБ и с помощью обычного ЗУ для кислотного аккумулятора.
Чтобы узнать, как зарядить гелевый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо дополнительно подготовить вторую батарею, она может быть старой, отработанной или новой, гелевой или свинцовой. Также понадобится непосредственно разрядившаяся гелевая АКБ и зарядное устройство. Принцип безопасной зарядки в данном случае основан на правильном подключении приборов в необходимом порядке.
Поэтапная процедура выглядит следующим образом.
Дополнительный старый аккумулятор выполняет в данном случае роль трансформатора, который всю нагрузку принимает на себя. Гелевая же батарея принимает мягкую зарядку, которая является результатом работы электролита в старой АКБ.
Впервые данный эксперимент был проведён одним из самых крупных производителей гелевых аккумуляторных батарей, что вызвало среди владельцев авто настоящий восторг. Для многих стало доступным восстановление аккумуляторов, которые много лет пылились в гараже. Гель не портится после длительного хранения благодаря его долговечности, поэтому даже старый гелевый аккумулятор можно будет легко восстановить.
Также зарядка гелевого аккумулятора возможна посредством использования специального зарядного устройства. В России они пока ещё не лицензированы и в продаже их часто не встретить, однако при желании найти можно.
Подобные специальные ЗУ обладают рядом отличительных особенностей, а принцип работы представлен следующими стадиями зарядки.
Обратите внимание на последний шаг, поскольку в большинстве случаев ЗУ продолжают работать, пока пользователь сам их не отключит. В данном же случае зарядные устройства обладают специальными настройками, которые предотвращают расплавление геля при перегреве батареи. Возможно восстановление даже максимально разряженной гелевой батареи.
Так как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля необходимо с учётом тонких особенностей, предназначенные для этого зарядные устройства должны отвечать следующим требованиям.
Не стоит заряжать гелевые АКБ чаще пары раз в год. Всегда доводите зарядку до полного завершения, в противном случае ёмкость прибора снизиться при дальнейшей эксплуатации, а восстановить данный параметр до первоначальных значений будет крайне сложно. Проведите расчёты, чтобы определить, как долго следует заряжать АКБ до полного восстановления энергии.
Для этого необходимо ёмкость заряжаемой батареи разделить на ток заряда. Например, при ёмкости в 6,5 Ач и силе тока в 0,65 А, длительность зарядки будет соответствовать примерно 10 часам. Если вы отдали предпочтение специальному зарядному устройству для гелевой батареи, сможете услышать соответствующий сигнал, как только пройдёт 10 часов.
Помните о необходимости строго соблюдать рекомендации производителя гелевых аккумуляторных батарей и относитесь максимально ответственно к выбору подходящего зарядного устройства и метода зарядки в целом. Допущенная при зарядке гелевой АКБ ошибка не предполагает шансов на её исправление, поэтому лишняя осторожность не помешает.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(22 оценок, среднее: 3,64 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!
При длительном использовании любая аккумуляторная батарея утрачивает часть заряда, который нужно восстанавливать. Специалисты дают рекомендации, помогающие понять, как зарядить гелевый аккумулятор. Электролит в такой АКБ находится в сгущенном состоянии, поэтому использовать стандартные способы зарядки нежелательно.
Такой источник питания считается усовершенствованной версией стандартной кислотной АКБ. Наполнитель представлен гелеобразной субстанцией. Характер течения электрохимических процессов несколько отличается от такового у классических батарей.
Гелевый аккумулятор.
Существуют 2 технологии изготовления гелевых аккумуляторов:
Изготавливаемые по таким технологиям АКБ используются для поддержания работы автомобильной и мореходной техники.
От них запитывают устройства, нуждающиеся в непрерывном поступлении энергии. Владельцы автомобилей используют гелевые батареи редко.
Такие изделия чаще устанавливаются в мотоциклы, скутеры, квадроциклы, снегоходы, гидроциклы. Срок службы изделия составляет 7-10 лет. Работоспособность элемента не зависит от положения корпуса. Герметичность препятствует выделению кислотного состава.
Рассматриваемый тип источника питания обладает такими положительными качествами:
У гелевых аккумуляторов немало достоинств по сравнению с обычными кислотными АКБ.
При всех преимуществах аккумуляторы с гелеобразным наполнителем имеют и недостатки:
Применять стандартное автомобильное зарядное устройство не рекомендуется. Использование такого средства способствует изменению структуры внутренних компонентов АКБ. Повышение силы тока приводит к расплавлению наполнителя. Жидкий кислотный состав больше не возвращается в гелеобразное состояние. Он начинает разрушать оставшийся гель.
Восстановление заряда с помощью стандартных устройств приводит к таким последствиям:
Для восстановления мощности GEL-аккумулятора 12 вольт применяют приборы, имеющие такие параметры:
Зарядное устройство для гелевого аккумулятора.
Зарядка аккумуляторной батареи гелевого типа становится безопасной только при соблюдении следующих рекомендаций:
Гелевые АКБ заряжают с помощью специальных приборов. Применение других методов может привести к снижению срока службы изделия.
Зарядку проводят каждые 4-6 месяцев. Запас мощности должен восстанавливаться в полном объеме. Несоблюдение этого правила чревато уменьшением емкости, вернуть которую получается не всегда. Продолжительность процедуры зависит от силы подаваемого тока и характеристик АКБ. Вычислить время набора заряда можно, разделив емкость на ампераж. Для зарядки батареи емкостью 80 А/ч при силе тока 8 А требуется 10 часов. Автоматические ЗУ сами регулируют длительность процедуры.
Принципиальная схема гелевого аккумулятора.
Заряд гелевого аккумулятора восстанавливают так:
Мотоциклетный аккумулятор отличается от автомобильного меньшими размерами и емкостью. Стандартное ЗУ невозможно настроить на подачу малого тока. Для восстановления АКБ мототехники применяют интеллектуальные приборы (Benton BX). Перед началом процедуры измеряют напряжение на токовыводах, используя вольтметр. На экране устройства должно появиться значение 12,7. Меньшие числа свидетельствуют о необходимости зарядки.
Для поддержания нормального состояния АКБ процедуру проводят каждые 2 месяца. Длительно хранившуюся батарею заряжают в течение 12 часов током, сила которого равна 1/10 емкости. Зарядное устройство не отключают до полного восстановления запаса энергии. Температура корпуса при этом расти не должна.
Гелевый аккумулятор нельзя доводить до глубокого разряда. Батарея не прекращает работать, однако снижается ее способность к восстановлению мощности. В бардачке автомобиля должен находиться мультиметр.
Прибор помогает обнаружить снижение напряжения на клеммах и вовремя начать обслуживание.
Уход за аккумулятором включает и такие мероприятия:
Гелевые аккумуляторы являются необслуживаемыми, однако восстановить их работоспособность можно. Ремонт нельзя выполнять при вздутии. При отделении гелевого наполнителя от электродов проведение электричества становится невозможным. Нарушение структуры внутренних компонентов батареи обнаружить сложно.
Восстановить работоспособность АКБ при высыхании геля можно. Для этого снимают верхнюю часть корпуса, удаляют резиновые пробки. В каждую банку добавляют по 2 мл дистиллированной воды, которая должна закрыть электроды. Остатки жидкости удаляют, снятые детали устанавливают на место.
Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.
Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:
Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.
Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.
Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ. Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два. Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.
Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?
Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.
Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.
Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:
Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.
Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.
Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.
Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию. Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна. Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.
Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.
Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.
Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.
Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.
Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.
Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах. Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети. Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.
Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.
О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео
Гелевые аккумуляторы используются не только в автомобилях, но и, например, в скутерах. По сути это те же свинцово-кислотные АКБ, но с гелеобразным электролитом. Означает ли это, что зарядка этих двух видов аккумуляторов проходит одинаково? Нет, использование зарядных устройств для АКБ с жидким электролитом здесь не приведет не к чему хорошему. Так как зарядить гелевый аккумулятор для мотоцикла или авто? Необходима зарядка, у которой предусмотрена возможность регулировки силы тока и напряжения. Поскольку AGM и GEL аккумуляторы требовательны к напряжению заряда, это крайне важно.
Принципиальная разница между кислотными и гелевыми АКБ состоит только в том, что во втором случае в веществе внутри аккумулятора присутствует кремний. Благодаря этому элементу текучий электролит приобретает вид густого желе.
Это актуально, например, для скутеров — чтобы при изменении их положения соединение гелевой структуры не отлипало от пластин, и батарея работала стабильнее. То же самое относится и к постоянной тряске.
Согласно исследованиям, заряженная батарея указанного типа из-за наклонов и вибраций теряет всего на четверть больше энергии в сравнении с обычной ездой. Хотя переворачивать ее все-таки не стоит.
Очевидные преимущества:
Минусы:
Прежде чем выяснять, как заряжать гелевый аккумулятор для авто или мопеда, нужно научиться следить за ним в работе. В течение периода эксплуатации АКБ рекомендуется регулярно контролировать степень его заряженности. Прибор, который позволяет сделать это своими руками, называется мультиметром. Схема определения заряда проста — нужно выключить скутер и присоединить мультиметр к клеммам.
Существует так называемый порог напряжения, за которым необходимо следить во время подпитки скутера. Обычным считается показатель в 14,2-14,5 вольт. Среднее напряжение в процессе подзарядки батарей — примерно 14 вольт, но оно не остается стабильным, а непрестанно колеблется. Чем сильнее разряжен прибор, тем выше показатели тока, которые впоследствии медленно снижаются. К слову, этот феномен объясняет интересное наблюдение: при разрядке батареи энергии тратится больше, хотя количество вольт напряжения неизменно.
Превышение порога напряжения опасно тем, что желе вскипит и преобразуется в пар. Мало того, что пополнить его запасы никак не удастся, ибо гелевый аккумулятор на скутер или автомобиль не предоставляет такой возможности, так это еще и очень взрывоопасно. Вдобавок гель может отойти и от пластинок. Для обычного кислотного устройства это нормально, но с потерей контакта гелевый аккумулятор не подлежит какому-либо восстановлению.
Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера? Зарядкой прибора можно заниматься даже в домашних условиях, самое главное — сделать возможным поступление постоянного тока. Важным этапом обслуживания АКБ является контроль над тем, что он заряжается всегда полностью и с низким зарядом не используется. Гелевые аккумуляторы обладают памятью, поэтому долгое пребывание разряженными может привести к снижению емкости. Внесение в список обычных действий подпитки АКБ будет правильной тактикой. Даже в слабо заряженном состоянии КПД батареи неплох, и всегда можно быстро съездить и подпитать ее.
Как именно заряжать гелевый аккумулятор для скутера, теперь понятно. Возникает другой вопрос — каким прибором это сделать? Только специальным зарядным устройством для АКБ данного типа на 12 В. Если у невнимательного читателя возник вопрос, можно ли заряжать гелевую батарею прибором, предназначенным для зарядки кислотных собратьев, мы снова категорично ответим — ни в коем случае! Им заряжают только те, кто хочет моментально «убить» прибор.
В магазинах представлен достаточный выбор зарядок, чтобы купить подходящую. Некоторые изготавливают аккумуляторные зарядки своими руками. Отличными от похожих устройств их делает возможность контроля над поступающим напряжением. Этот показатель рекомендуется выставлять в размере одной десятой от мощности прибора.
Как ни прискорбно, но наблюдать за неправильной схемой зарядки мотоциклов приходится даже в центрах СТО. Их специалисты, особенно в регионах, редко достаточно хороши в обслуживании такой техники, как гелевые аккумуляторы, и сами не в курсе, как правильно зарядить АКБ.
Оптимально руководствоваться одной простой схемой того, как безопасно зарядить гелевый аккумулятор, не приблизив дату его отправки в утиль. Сила зарядного тока в амперах в час не должна превышать 10% емкости АКБ. Вообще здесь очень хорошо применим принцип — чем меньше, тем лучше. Батарею, которая заряжена слабым током, можно гораздо реже баловать дополнительным обслуживанием.
Если учитывать эту схему и указанный зарядный ток, то зарядное время составит примерно 12 часов.
Чтобы понять, как подпитать АКБ, достаточно объединить данные из предыдущих пунктов.
Итак:
Вот и все, АБК снова готова к эксплуатации.
Глупо ездить на транспортном средстве до того момента, пока батарея полностью «сядет». Работать она, конечно, не перестанет, но в будущем зарядные приборы не смогут восполнить прежнее количество энергии.
Чтобы не допускать ситуаций полной разрядки, неплохо будет прикупить мультиметр и возить его с собой, дабы иметь возможность вовремя обнаружить, что аккумулятор не заряженный, перегнать тот же скутер к ближайшей розетке и подождать, пока он зарядится.
Дополнительно стоит:
Аккумуляторам непозволительно испытывать ни единого лишнего вольта напряжения на клеммах. Если его абы как зарядили, газы, выделяющиеся при испарении электролита, могут вызвать повреждения в устройстве.
Необходимо придерживаться бережной схемы восполнения заряда прибора — использовать ток не в 10, а в 5% от заявленной емкости, и время, которое займет зарядка гелевых аккумуляторов, вдвое увеличить. Значит, на целые сутки забыть о мотоциклах, стоящих на зарядке. Именно этот прием разумнее всего использовать, если, несмотря на все меры предосторожности, АКБ все-таки разрядилась полностью. Потери энергоемкости при таких действиях окажутся меньше, чем при обычном способе.
Аккуратная и правильная эксплуатация АКБ позволит прослужить ей около десяти лет и произвести порядка одной тысячи циклов разрядки и зарядки.
22 августа 2015 Авто Флот
Бытует мнение, что необслуживаемые гелевые аккумуляторы вообще невозможно зарядить. Многие эксперты преподносят этот факт, как неоспоримое доказательство не слишком удачной покупки в виде гелевой батареи для вашей машины. На самом деле, все обстоит иначе, ведь зарядные устройства для гелевых аккумуляторов уже давно существуют. В США, к примеру, практически весь автопром перешел с вредных кислотных батарей на продукцию с большей экологической чистотой, огромным сроком действия и прекрасным удержанием заряда. Именно такими являются гелевые аккумуляторы, которые сегодня активно продолжают свое распространение в России. Конечно, у таких устройств есть масса преимуществ.
Оборудование гелевых аккумуляторов достаточно долговечное, если не превышать нагрузок и не использовать батареи при предельно высоких температурах. Зато русские морозы на эти батареи не оказывают никакого воздействия. С помощью простых и известных уже десятки лет технологий производители AGM-аккумуляторов создали вполне пригодные для использования в нашем климате устройства. Конечно, такая техника стоит на порядок дороже простых кислотных свинцовых батарей, но она и служит дольше, и проблем доставляет намного меньше.
Если у вас есть или был такой аккумулятор с современными технологиями, и вы пробовали подключать стандартное зарядное устройство напрямую к гелевой батарее, можете смело выбрасывать свой вышедший из строя элемент питания. Дело в том, что при подаче определенного уровня силы тока (который воспринимается свинцовыми аккумуляторами) на гелевую батарею происходит расплавление геля. Назад в обычное состояние гель уже никогда не пройдет, а начнут разрушать даже при слабом нагревании оставшийся гель. Также существуют следующие проблемы:
Если ваш гелевый аккумулятор при зарядке начал греться, скорее всего, придется менять элемент питания. Дело в том, что аккумулятор при нагреве теряет свои свойства, внутри образуется жидкость, которая очень быстро съест весь оставшийся гель. Это и происходит при подключении гелевой батареи к обычному зарядному устройству - нагревается внутренняя среда аккумулятора, гель превращается в водичку, разрушение продолжается, как только вы устанавливаете батарею на ее рабочее место и начинаете эксплуатацию. После такой зарядки аккумулятор будет неизменно греться, что уже свидетельствует о его смерти.
Многие интернет-магазины и частные продавцы стали предлагает специальные зарядки для гелевых аккумуляторов. Это устройства, которые пока не лицензированы для продажи в нашей стране, поэтому не продаются открыто на полках магазинов. Впрочем, и в некоторых торговых точках уже можно найти подобный товар. Такая специальная зарядка имеет несколько ощутимых отличий в работе по сравнению с обычным вариантом привычного для нас зарядного устройства для свинцовых батарей. Принцип работы такого оборудования достаточно прост, он включает следующие стадии зарядки гелевого аккумулятора:
Последний шаг очень важен. Большинство зарядных устройств выполняют свою работу, пока их не выключат из сети. В случае же с зарядным устройством для гелевых аккумуляторов, все происходит иначе. Если продолжать заряжать батарею после того, как она достигла оптимальной кондиции, гель начнет плавиться. Эти последствия мы уже рассматривали выше. Поэтому для зарядки гелевых аккумуляторов лучше использовать специальные настраиваемые зарядные устройства, которые могут восстановить даже очень сильно разряженный аккумулятор. Но есть и другой способ использовать обычную зарядку и получить необходимый результат.
Для выполнения данной процедуры нам потребуется непосредственно севший гелевый аккумулятор, другая батарея (можно взять гелевую, свинцовую, новую, старую, отработанную - не важно), а также обычное зарядное устройство. Достаточно подключить все в правильном порядке, а также периодически проверять ход выполнения процесса, чтобы получить необходимый результат. Этот способ зарядки невероятно прост, и он на самом деле работает - вы можете сами убедиться в этом в собственном гараже, выполнив необходимые процедуры зарядки. Процедура, которую вам необходимо выполнить в данном случае, следующая:
Вы сможете легко получить необходимые возможности работы батареи, если она еще не вышла из строя, используя простую зарядку и старый аккумулятор любого типа. В данном случае старый АКБ выполняет роль трансформатора, который принимает на себя всю нагрузку зарядки. На гелевую батарею уходит только мягкая зарядка от работы электролита в старом аккумуляторе. Эта система работает, что доказано определенным количеством видео и частных экспериментов. Поэтому можете пользоваться вполне простой схемой восстановления гелевых аккумуляторов и продолжать использовать удобный источник питания. Полезное видео с зарядкой гелевого АКБ предлагаем посмотреть ниже:
Отличные возможности простой зарядки гелевых АКБ посредством использования второй батареи любого типа были впервые показаны одной из самых успешных в мире компаний, производящих гелевые источники питания. Это вызвало определенный фурор среди автомобилстов, многие смогли восстановить многолетные аккумуляторы, которые уже долгие годы хранились в гаражах просто на всякий случай. Гель долговечен и не портится от простого хранения, поэтому ваш старый аккумулятор такого типа тоже может быть легко восстановлен.
Наступило время использовать ресурс автомобильных запчастей и аксессуаров до конца, так что научиться зарядке гелевого аккумулятора стоит. Этот простой навык поможет вам значительно сэкономить ресурс батареи и продлить ее эксплуатацию. С помощью простых вариантов зарядки можно вернуть былую работу старому источнику энергии для автомобиля. А вы пробовали заряжать гелевый аккумулятор любыми доступными способами?
Каждый автовладелец понимает, насколько важен источник питания в машине. Когда приходит время его менять, многие сталкиваются с тем, что не знают, какой АКБ лучше выбрать и на какие параметры ориентироваться. Рекламы в интернете, по телевизору и в других источниках предостаточно, но выбрать идеальный аккумулятор непросто. Мы постарались собрать всю полезную информацию и рассмотреть плюсы-минусы гелевых источников питания в одной статье.
Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.
В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.
Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.
Основные элементы источника питания:
Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.
Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:
Второй (буква) — месяц начиная с января (А).
Третий и четвёртый (цифры) — день месяца
Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.
На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.
Для того чтобы пользоваться гелевым источником питания максимально долго, рекомендовано не допускать глубоких разрядов и хранить АКБ непродолжительное время в сухих помещениях с температурным режимом от −35 °C до +50 °C.К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:
Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:
Если с плюсами гелевых аккумуляторов все понятно, то что же можно сказать о свинцово-кислотных?
Они проверены временем и их положительные стороны давно известны:
Сравнение показывает, что обычный аккумулятор немногим уступает gel-технологиям. Из основных преимуществ гелевой технологии можно выделить более продолжительный срок эксплуатации, меньшие потери во время простоя автомобиля и устойчивость к глубоким разрядам.
AGM-аккумуляторы отличаются наличием электролита не в жидком виде и не в гелевом — кислотный раствор наполняет стеклоткань, которая располагается между пластинами. Благодаря довольно компактному расположению материала, размеры agm-батарей позволяют существенно увеличить ёмкость источника питания. Эти АКБ характеризуются низким внутренним сопротивлением, что позволяет говорить о максимально быстром заряде источника питания и быстром разряде за счёт возможности выдавать большие токи. AGM аккумуляторы выдерживают свыше 200 полных разрядов. Единственной рациональной причиной отказаться от гелевых АКБ в пользу AGM может стать необходимость высоких пусковых токов для завода машины в морозы. По остальным параметрам АГМ технологии существенно проигрывают гелевым.
Гелевые аккумуляторы довольно восприимчивы к силе тока и напряжению, поэтому зарядка такого источника питания требует регулировки данных характеристик. Устройства, которыми традиционно заряжают свинцово-кислотные АКБ для зарядки Gel-аккумулятора не подойдут. Поэтому вопрос о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит подробно рассмотреть подробнее.
Чтобы правильно зарядить gel-батарею необходимо использовать силу тока равную 10% от ёмкости аккумулятора. Например, АКБ 60 Ач надо заряжать током в 6 ампер. Для срочной подзарядки можно использовать 30%, то есть 18А максимум для указанной ёмкости. На корпусе АКБ есть наклейка, на которой указан рекомендованный максимальный ток зарядки для определённой модели — Max initial current (№1 на фото ниже)
Важно и значение напряжения — оно не должно превышать 14,5В. В противном случае внутри батареи начнётся процесс разрушения — гель будет становиться более жидким и утратит свои свойства. Рекомендованное значение напряжения при зарядке указывается производителями на наклейке после слов Cycle use (№ 2 на фото выше). В таком режиме для полного заряда аккумулятора потребуется 10–12 часов.
Обращаем ваше внимание, для гелевых аккумуляторов предусмотрена возможность режима зарядки для сохранения энергии. Такой способ используется в рамках обслуживания источника питания и рекомендован для периодической подзарядки АКБ. Каким напряжением можно заряжать источник питания для поддержания его работоспособности, указано также на наклейке в строке Standby use (№ 3 на фото выше).
Современный рынок предлагает большое количество всевозможных зарядных устройств для аккумуляторов. Однако стоит помнить, что только свинцово-кислотные могут заряжаться от любого оборудования.
Гелевые источники питания требовательны к напряжению и силе тока, поэтому использование нерегулируемых зарядок может испортить АКБ. Давайте разберёмся, какое зарядное устройство необходимо для обслуживания гелевого аккумулятора.
Производители рекомендуют осуществлять зарядку источника питания поэтапно:
Таким образом, для зарядки гелевых аккумуляторов необходимы импульсные зарядные устройства, которые позволяют регулировать силу тока и напряжение, а также имеют функцию отключения тока.
Если у вас есть определённые навыки и желание собрать зарядку для аккумулятора самостоятельно, то вы можете сделать это с помощью представленной схемы и видео.
Более подробно о том, как собрать зарядное устройство на микросхеме L200C аккумулятор самостоятельно написано в этот статье: http://rustaste.ru/improvised-charger-for-gel-batteries-l200c.html
Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?
Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.
Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:
Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.
В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.
Электролит в чистом виде в гелевые АКБ не заливают. Можно попробовать сделать абсорбированный электролит, однако, за результаты такого эксперимента мы не ручаемся.Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.
Все про гелевые аккумуляторы: плюсы, минусы, зарядка, восстановление, срок службы, обслуживание Ссылка на основную публикациюПостоянное развитие техники вызывает развитие и источников её питания, включая аккумуляторные батареи. Если раньше наибольшее распространение имели модели с жидким электролитом, то сейчас все больше начинают использоваться гелевый электролит в качестве основы химических реакций. Несмотря на свою дороговизну и сложность в обслуживании — такие устройства хранения энергии имеют ряд ключевых плюсов.
Чем отличается гелевый от обычного кислотного аккумулятора?
Электролит в нем содержится не в жидкой форме, а в связанной кремнием гелевой субстанции. Соответственно все плюсы такого энергетического накопителя вырастают из этого фактора. Это:
Но как говорится, плюсы накопителя дают и некоторые минусы в его использовании, наиболее сильно это заметно в особенности зарядки гелевых аккумуляторов:
Обычные зарядные устройства для зарядки гелевых накопителей не сильно подходят, тем не менее их можно использовать. Как правильно зарядить и заряжать гелевый аккумулятор обычным ЗУ? Основной принцип безопасности для последующего функционирования элемента питания – контроль и правильный расчёт токовых составляющих.
Для начала нужно вычислить, какой ток в амперах требуется для зарядки аккумулятора. Для этого берётся информация по максимальной ёмкости в ампер*часах для конкретной модели (зачастую написана пряма на корпусе), и оттуда высчитываются 10%, для быстрой зарядки, или 5% для более безопасной, используемой силы тока. К примеру — аккумулятор имеет ёмкость 150 Аh (ампер*часов), значит максимальную силу ток заряда нужно выставить в 15А, а в идеале (но время восстановление заряда гелевого аккумулятора увеличится в двое) в 7,5А.
Что касается вольт подаваемых с клемм зарядного устройства, — необходимо их выставить в позицию, предназначенную для штатного напряжения аккумулятора, 6В, 12В или 24В.
Теперь, что касается зарядных устройств, у которых нет регулятора силы тока. Нужно обязательно понизить её, иначе последствия будут непредвиденные. Амперы можно уменьшить, если подключить параллельно к электрическому зарядному устройству нагрузку – лампу накаливания. Можно для этого использовать буферный свинцово — кислотный аккумулятор. При лампе будет падать и вольтаж, а вот по поводу буферного аккумулятора — интересно. Схема:
В теории обычный аккумулятор будет понижать амперы, так как он более сильный потребитель и находится в начале параллельной цепи. Параметры по вольтам у обоих АКБ должны быть одинаковыми. Остаток ампер будет уходить в гелевый электролит, что поможет произвести более «мягкую» зарядку. Только после сборки цепи и включения нужно проверить – не начал ли нагреваться гелевый накопитель. Это может произойти в том случае, если обычный неисправен.
Также существуют специализированные зарядные устройства, которые обладая невысокими выходными токами по амперам позволяют или в целиком автоматическом режиме, или в полу ручном заряжать такие накопители. Такие ЗУ сделаны с учётом особенностей зарядки гелевых аккумуляторов. Наиболее сложные из них позволяют восстанавливать различные по вольтам АКБ. Приобретая же более простые, нужно обращать внимание на соответствие выходного тока (если нет переключателя).
Справка! Чаще пары раз в год заряжать гелевых АКБ не рекомендуется.
Основные требования к специализированным ЗУ:
Сколько заряжать гелевый аккумулятор? Это очень просто подсчитать – ёмкость аккумулятора ампер*часы, делится на выставленную силу тока зарядного устройства. Получаемый результат – это то время в часах, которое требуется элементу питания для полного насыщения энергией. Превышать это время нельзя! Начнётся перегрев. Рекомендуется даже держать на зарядке чуть меньше времени. Пусть аккумулятор зарядится не на 100%, но хотя бы останется целым.
Совет! При заряде, если аккумулятор стал горячим, его требуется немедленно отключить от зарядного устройства и дать остыть. Если этого не сделать, то закипевший гель погубит АКБ без возможности восстановления. Кроме того, при повторной зарядке стоит уменьшить силу тока.
Как проверить гелевый аккумулятор на уровень уже накопленного заряда, чтобы не пропустить момент отключения? Для этого используют обычный мультиметр. АКБ периодически отключают от ЗУ и замеряют вольтаж на клеммах накопителя. Если там напряжение поднимается выше 12,6В для 12 вольтовых, 6,6В для 6В, или 24,6В для 24В, то значит заряд полностью набран. Дальше заряжать нет смысла, тем более, что это может привести к началу нагревания элемента коллекторных банок элемента питания.
Со временем гель высыхает, теряя свои электролитические свойства. Происходит это конечно с меньшей скоростью, чем в свинцово-кислотных аккумуляторах. Но это частая причина понижения КПД аккумуляторной батареи.
Как восстановить и оживить гелевый аккумулятор в таких случаях? Плотность можно до определённого предела поднять долив в банки аккумулятора дистиллированной воды. Для этого аккуратно снимаются крышечки на каждом из баков АКБ, потом резиновые заглушки, следом туда малым, на 2 мл шприцем, в каждую, заливается дистиллят. При открытых заглушках оставляется батарея на три-четыре часа, для прохождения реакции и впитывания жидкости в гель. Проверяется уровень напряжения на клеммах аккумулятора. Если все в порядке, крышечки ставятся на место и батарею ставят на подзарядку.
Собственно, поднятие плотности, а также периодическая подзарядка до 100% два раза в год – это собственно всё доступное обслуживание гелиевых аккумуляторов.
Гелиевый аккумулятор имеет очень долгий срок службы по сравнению со свинцово-кислотным. При идеальных условиях использования он достигает и 14 лет. Конечно, в жизни так не бывает, всё же подразумевается уличная работа автотранспортного средства, да ещё с перепадами температур. Это приводит к снижению срока службы.
Не стоит доводить батарею до заряда менее 20%. Это может снизить её ёмкость.
Если батарея вздулась, или отошли пластины — восстановить её своими руками попросту не реально. Лучшим решением будет замена накопителя. Такое состояние устройства непосредственно указывает на то, что его основа — гель закипел. Химические реакции с таким электролитом или вообще не пойдут, или будут очень слабыми, а значит, функциональность АКБ равна нулю.
Некоторые виды проверки гелевых накопителей:
Будущее за созданием подобных устройств хранения. Меньший размер (а зачастую и вес), при ёмкости как у старших по возрасту свинцово-кислотных собратьев – большой плюс. И это все при том, что они намного более универсальны в применении, безопасны, к тому же могут применяться в широком спектре устройств, от автомобильной техники до микроэлектроники.