Понятие «право гражданина» понимается как требования общества, которые должны реализовывать государственные управляющие организации.
Понятие «свободы гражданина» аналогично понятию права, но в данном случае делается ударение на максимальной самостоятельности личности, которая получила гражданство РФ, имеет, сменила гражданство либо восстановил гражданство РФ, в разнообразных аспектах жизни. Большей частью – это когда общественные структуры и организации проводят политику невмешательства в личную жизнь человека.
Гражданин имеет свободу личного выбора в своей жизни, что соответствует его умениям и целям. Это в том случае, когда его свобода не угрожает жизни и нормальному существованию других людей или безопасности государства. При этом последнее должно не просто быть гарантом прав и свобод личности, но и свести к минимуму вмешательство в социальную или экономическую сферу.
Крайняя степень этого вмешательства, что одновременно ущемляет право и свободу личности, имеет название тоталитарный режим.
Баланс между равномерным соблюдением права, свободы гражданина и государственным давлением на социум – это залог процветания государства. Стоит учесть, что с прекращением гражданства РФ прекращаются и права гражданина.
Конституционные права и свободны гражданина России
Вернуться к оглавлениюГлавными правами и свободой личности, считаются те, что указаны в Конституции страны:
На данном сайте вы можете скачать Конституцию РФ для ознакомления со всеми статьями.
Каждая страна в основном своде законов определяет свободы и обязанности своих жителей. Это прописывается в «Законах о правах граждан». В России это «Закон о гражданстве Российской Федерации«. Права утверждены Конституцией РФ, касаются различных аспектов деятельности граждан страны и соответствуют нормам международной защиты прав личности.
Конституция закрепляет гарантию прав и свободы всех российских граждан. Ограничение прав возможно только в случае экстренных ситуаций. Но как реализуются права и свободы, утвержденные законом, в обычной жизни личности и гражданина?
Далее в видео подробнее про права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии:
Согласно международной Декларации прав и свобод личности (от 1948), которую можно скачать Здесь, среди норм международного права можно выделить основные:
Права граждан классифицируются по следующим критериям:
Поколения правомочности личности:
Предлагаем к просмотру видео: «Права» и «Свободы»: в чем разница?»
Вернуться к оглавлениюОсновные виды гражданских прав (личных права граждан) подразумевают:
Как классифицируются права человека
Политические права граждан РФ должны способствовать привлечению самих людей к управлению страной:
Под ними принято понимать конституционные права на владение гражданином имуществом и ведение экономической деятельности:
Подробнее по теме «Конституционное право: права и свободы человека» в следующем видео:
Вернуться к оглавлениюТрудовые права граждан | Право на охрану здоровья | Жилищные права граждан | Пенсионные права граждан и соцобеспечение | Право на получение бесплатного образования |
Человек имеет полное право ходить или не ходить на работу. | Бесплатная медицинская помощь в госучреждениях. | Никто не имеет права лишать личности права на жилое помещение. | Органы социальной защиты граждан образуют систему, которая проводит деятельность, направленную на социальное обеспечение различных групп населения. | Дошкольное образование. |
Принуждение к труду не допускается. | Свободный выбор врача или врачебной практики. | Многодетные и бедные имеют право на бесплатное получение квартиры. | Обеспечение пенсией по причине старости, инвалидности, потери кормильца. | Школьное. |
Свободные выбор места работы и профессии. | Государственные структуры выделяют деньги на оздоровительные мероприятия. | Государственные структуры должны субсидировать постройку нового жилья. | Пособие в случае временной нетрудоспособности. | Профессиональное. |
Контроль условий труда. | Контроль состояния окружающей среды. | Жилищные права можно оспаривать в зале суда. | Безработные имеют право на получение пособия. | Высшее (на условиях прохождения конкурса) |
Каждый работающий имеет право на оплату (таблица 3) без какого-либо ущемления в правах. | Если вред здоровью нанесен по вине государства, то расходы, связанные с мед. помощью должны быть компенсированы. | Выплаты на несовершеннолетних детей, при беременности и родах. | ||
Минимальная заработная плата установлена на уровне государства. | Медицинская помощь может предоставляться за счет бюджетных денег, страховых организаций или средств частных лиц. | Постоянно проживающие за границей, но имеющие гражданство РФ, имеют право на пенсионное обеспечение. | ||
Возможность уехать на отдых и получить при этом оплачиваемый отпуск, выходные и больничные дни. | Размер пенсии устанавливается законодательно (таблица 2). | |||
Вероятность профессиональной переквалификации. | Денежные выплаты могут быть заменены натуральными, например, обслуживанием в доме престарелых или на дому. | |||
Гражданин может уйти с рабочего места для выражения протеста (бастовать). |
Категория населения | Средний размер пенсии (руб.) |
По старости | 13 716 |
По инвалидности | 8 481 |
Потеря кормильца | 8 613 |
Социальная | 8 791 |
Социальная, детям с инвалидностью | 13 026 |
Инвалиды военных действий | 30 000–34 000 |
Год | Зарплата |
2014 | 31 000 |
2015 | 32 000 |
2016 (май) | 33 000 |
2016 (октябрь) | 35 749 |
2017 | 39 331 |
Культурные права граждан дают возможность личности духовно развиваться:
Список экологических прав граждан Российской Федерации (Раскрыты в ст. 42 Конституции Российской Федерации)
Таблица экологических прав граждан Рф
Для защиты во время ЧС в Российской Федерации приняты следующие законы:
Предлагаем просмотреть еще одно полезное видео по теме: «Правовой статус личности. Гражданство РФ»
Вернуться к оглавлениюДеликт – это случай, когда поведение личности (гражданина) не соответствует правовым нормам поведения. Это влечет за собой меры конституционной или гражданской ответственности.
Деликты — это случаи нарушения прав
К деликтам относятся:
Но наличием прав жизнь гражданина не ограничивается. Кроме большого количества прав, подданный любой страны имеет не меньшее количество обязанностей:
Кратко про обязанности граждан России
Также нашим читателям будет интересна подробные статьи про права гражданина РФ за границей и про Закон РФ о двойном гражданстве.
Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.
Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемый российским правом обычаи.
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести
Конституционное право — совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.
Гражданское право в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.[1]
Основная статья: Уголовное право Российской Федерации
Уголовное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[2]
Трудовое право — отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ [3].
В своём выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»[4]
Wikimedia Foundation. 2010.
Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.
Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Система права - это сложное юридическое понятие, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризующееся внутренним единством и целостностью, призванное поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества. Нельзя исключать из содержания права, его системы такие понятия, как правовые идеи, ценности, правовые притязания и правовые отношения.
Характеристика системы права предполагает наличие непосредственной связи форм (источников) права с факторами экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом право в соотношении с экономикой выступает в первую очередь как правоотношения, в соотношении с политикой - как закон, а в соотношении с нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями - как правосознание. Правоотношения представляют собой конкретную форму, а нормы права и правосознание - абстрактные формы права. Сочетание этих трех форм права и образует некие разноуровневые, но единые образования, представляющие собой системы права.
Система права как сложное юридическое явление характеризуется следующими основными признаками: во-первых, внутренним единством составляющих ее элементов; во-вторых, система права имеет единую социальную природу; в-третьих, она основана на нравственно-правовых принципах, таких, как идеи свободы, равенства, справедливости и гуманности; в-четвертых, в основе формирования системы права лежит идея права, суть которой состоит в осознании необходимости существования свободной личности, ее прав и свобод; в-пятых, система права призвана регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения, возникающие между субъектами права; в-шестых, содержание системы права получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор и нормативно-правовой акт.
Система норм права - это ее внутреннее строение, характеризующееся как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга. В современном государстве система норм права должна не только соответствовать существующим общественным отношениям, не только быть их выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий.
Система норм права имеет определенное строение, подразделяется на составляющие ее относительно самостоятельные автономные образования - отрасли права и институты, регулирующие качественно однородные группы общественных отношений. Отдельные нормы права совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным правовым институтам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль норм права, определяется их социальное назначение. Правовые институты объединяются в подотрасли либо в отрасли права, которые и составляют систему норм права данного общества.
Можно выделить три общие классификации всей системы правовых норм:
- деление системы права каждой страны на публичное и частное право;
- подразделение всех норм права на нормы материального и процессуального права;
- подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и институты права.
В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права регулируют, они объединяются в обособленные, относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются отраслями права.
Отрасль права - это часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, с присущим ей особым методом правового регулирования.
Отрасли права могут относиться к области частного или публичного права и к материальному или процессуальному праву.
Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом и методом правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом. Заметим, что предметом самой юридической науки является право как общественное явление. Каждая отрасль права связана с определенным видом общественных отношений. Предмет правового регулирования является основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права, подотрасли либо правового института. Именно нормы этих структурных элементов системы права качественно отличаются друг от друга, имеют свое назначение, выполняют определенные функции. Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли права понимается качественно однородная группа общественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права.
Система права- совокупность правовых норм государства и её внутреннее строение, которое выражается в согласованности и упорядоченности норм права, в её единстве, и разделении на относительно самостоятельные части. Недопустимо путать систему права с правовой системой - системой правовых явлений общества.
Система права– это его внутреннее строение (содержание), состоящее изправовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Система правасостоит из отраслей права, подотраслей права, институтов права, субинститутов права. Первичным элементом системы права является норма.
Отрасль права– это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений.Отрасль права-совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права.
В качестве элементов отрасли права выделяются подотрасли, правовые институты и субинституты.
Подотрасль– совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений. Подотрасли регулируют отдельные группы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и обособленностью. Например, в отрасли конституционного права можно выделить подотрасль избирательного права.
Правовой институт– совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных отношений.Правовой институт– это небольшая группа правовых норм, регулирующих сравнительно небольшую группу общественных отношений. Например, в гражданском праве – институт исковой давности.
Правовые институты подразделяются на простые, регулирующие правоотношения внутри одной отрасли, и сложные, регулирующие правовые отношения в нескольких отраслях права.
Для существования отдельной отрасли права необходимо наличие следующих условий: однородности регулируемых общественных отношений, их важного значения для общества и государства, невозможности урегулировать данные отношения с помощью иных отраслей права, специфического метода правового регулирования.
В основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования.Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод – каким образом осуществляется процесс регулирования.
Предмет правового регулирования– обособленная частькачественно однородных отношений,регулируемых нормами права. Предметом правого регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере уголовного права, трудового права и т.д.
Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:
1) конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;
2) гражданское право, предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;
3) административное право, регулирующее сферу управленческой деятельности государства;
4) уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;
5) земельное право, регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.
Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.
Выделяют также отрасли:
1) материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);
2) частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).
Метод правового регулирования– совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения.
Императивный метод(категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.
Диспозитивный(автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность регулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.
По регулируемым отношениям(в сфере государственной власти или в сфере частных интересов)права делится на публичное и частное.
Публичное право– это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов.
Частное правопредставляет собой подсистему права, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношений.
РАЗЛИЧИЯ публичного и частного права
В публичном праве | В частном праве |
Выражаются интересы государства | Выражаются частные интересы отдельных лиц |
Регулируются отношения между государственной властью и гражданином | Регулируются отношения граждан и их частных объединений между собой |
Присутствует подчиненность, неравноправие сторон | Участники юридически равноправны |
В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.
1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права, которая является базовой отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право - это область публичного права. Главная задача конституционного права - организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все эти отношения регулируются государственным правом, а только те, которые устанавливают общие принципы организации и деятельности государственной власти. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы конституции обладают высшей юридической силой.
2. Административное право - это область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти. Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
3. Гражданское право - это область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этого лица.
4. Уголовное право - это область публичного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий перечень уголовно наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяются смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.
5. Процессуальное право - это область публичного права. Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.
Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др.
Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права - часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, в конституционном праве - избирательное; в природоохранительном праве - горное, водное, лесное; в гражданском праве - жилищное, авторское, наследственное и др.
Правовой институт - это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права. Например, в конституционном праве - институт правового статуса личности, в административном праве - институт государственной службы, в международном праве - институт дипломатического права, в гражданском праве - институт обязательств и т.д. Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права, например, включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 36
1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48
1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Статья 50
1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Статья 52
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статья 54
1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Статья 60
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статья 61
1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.
2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62
1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63
1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64
Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Алфавитно-предметный указатель А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Я
Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC
Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.
Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемый российским правом обычаи.
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести
Конституционное право — совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.
Гражданское право в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.[1]
Основная статья: Уголовное право Российской Федерации
Уголовное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[2]
Трудовое право — отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ [3].
В своём выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»[4]
Wikimedia Foundation. 2010.
Правила использования иностранных национальных водительских удостоверений и их обмена на российское водительское удостоверение поменялись в 2014 году и в интернете очень много недостоверной (устаревшей) информации по данному вопросу.
По состоянию на 1 мая 2017 года (момент написания данного текста) национальное или международное водительское удостоверение выданное страной присоединившейся к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года является действующим в России, причем им могут пользоваться как иностранцы, так и граждане Российской Федерации (РФ). Причем для граждан РФ никаких сроков обмена иностранного водительского удостоверения нет, то есть пока оно действует (если прописан срок действия) его можно использовать.
Есть только одно исключение: был принят закон, что с 1 июня 2015 года управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет. Срок введения этого закона в практику переносился, но 1 июня 2017 года закон вступил в действие, продления не произошло. То есть по иностранному водительскому удостоверению работать уже нельзя и нужно получать российское водительское удостоверение.
Возможен обмен иностранного национального или международного водительского удостоверения, выданного страной присоединившейся к Венской конвенции на российское водительское удостоверение. Для этого нужно сдать все три экзамена (теорию, площадку-автодром, вождение в условиях реального дорожного движения) в любом РЭО ГИБДД. Учиться в автошколе и получать ее диплом не нужно.
При этом может быть несколько подвохов (искусственных сложностей), для преодоления которых придется проявлять настойчивость. Не могу утверждать, что написанное ниже система, но есть РЭО ГИБДД где вы можете столкнуться с подобным.
Во-первых, ГИБДД озвучивает проверку подлинности иностранного водительского удостоверения. Процедура этой проверки не формализована. ГИБДД озвучивает необходимость запроса в страну выдавшую ВУ, возможность ответа на запрос не понятна. Подобная проблема возникала при попытке обменять водительское удостоверение выданное Великобританией. Причем управлять транспортным средством используя данное водительское удостоверение можно было без проблем.
Обмен водительского удостоверения выданного в Великобритании
Подобное бывает и с водительскими удостоверениями, выданными в странах входившими в состав СССР (например, Украина) – ездить можно, поменять нельзя. Если вам говорят что Ваше удостоверение не соответствует, пишите письменный запрос, на слова сослаться нельзя.
В конце апреля 2017 года была разъяснена ситуация, когда человек с украинскими правами желает получить права российские. Для этого он заново сдает экзамены, при этом Госавтоинспекция России направляет в ГАИ Украины запрос, не был ли гражданин лишен прав. Если ответа на запрос не приходит, то выдаются российские права. Но если информация о лишении прав придет позже, то удостоверение будет аннулировано, поясняют в ГИБДД. Почему упомянута только Украина – загадка…
Если окажется что ВУ действительно не соответствует каким-то требованиям, то иногда проще поменять его в стране выдачи (если у вас сохранилась такая возможность).
Если у вас водительское удостоверение выданное еще одной из республик СССР тоже нужно разбираться конкретно. Есть вариант что его можно поменять, есть вариант что его можно поменять по месту получения, если обменять не удастся, придется учиться в автошколе.
Во-вторых, проблемы может создать несоответствие категорий водительского удостоверения. Мне писали, что у человека было водительское удостоверение категории D, которое в стране выдачи (Турция) подразумевало возможность управления ТС категорий B, в России сейчас не так и поэтому принуждали к обучению в автошколе.
Если вы гражданин России, то обращайтесь в любое МРЭО ГИБДД России, найти его можно на официальном сайте ГИБДД. Нужно выбрать интересный вам регион и посмотреть раздел “Подразделения ГИБДД” (в правой колонке).
Если вы иностранец, то ищите МРЭО, которые работают с иностранными гражданами, к примеру, в Москве, одно из них, это МРЭО ГИБДД на Лобненской улице.
В некоторых странах возможно получить водительское удостоверение раньше чем в России, например, получить право управления ТС категории B до 18 лет. Естественно поменять его на российское можно только после 18 лет.
Если ваше водительского удостоверение не соответствует Венской конвенции и вы не можете его поменять, то придется учиться в автошколе. Выбирать автошколу нужно тщательно.
На какие автошколы смотреть
Как оптимально действовать если вы умеете водить смотрите в материале:
Диплом-сертификат автошколы без обучения, «переподготовка» (открытие новых категорий ТС при наличии ВУ)
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 23.03.2017) “О допуске к управлению транспортными средствами” (вместе с “Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений”)
IV. Обмен иностранных водительских удостоверений
В Госавтоинспекции разъяснили возникающие у граждан вопросы об иностранных водительских удостоверениях 13 Апреля 2015
В Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России поступают многочисленные обращения граждан с вопросами о действительности для управления на территории Российской Федерации водительских удостоверений, полученных ими в других государствах, и о возможности обмена этих водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения. В связи с этим разъясняем следующее.
По вопросу о действительности иностранных национальных водительских удостоверений для управления транспортными средствами
В настоящее время все лица (как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых – на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений.
Исключением из этого правила являются вводимые с 1 июня 2015 года ограничения – с этой даты управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, допускаться не будет.
При этом необходимо учитывать, что к иностранным национальным водительским удостоверениям, соответствующим требованиям международных договоров Российской Федерации, на основании которых граждане допускаются к управлению транспортными средствами, с учетом положений статей 41 и 43 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, относятся:
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком “SU” (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
Важно отметить, что в соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации.
Если же государство не является договаривающейся стороной Венской конвенции, выданное им национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если в водительском удостоверении все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Исключением являются национальные водительские удостоверения, выданные государствами, в которых не признаются российские водительские удостоверения.
По вопросу обмена иностранных национальных водительских удостоверений на российские водительские удостоверения
Национальные и международные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации, обмену на российские национальные и международные водительские удостоверения не подлежат.
Таким образом, обмену на российские национальные водительские удостоверения подлежат только иностранные национальные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции, а именно:
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные в соответствии с новой редакцией приложения 6 к Венской конвенции;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с прежней редакцией приложения 6 к Венской конвенции, в том числе водительские удостоверения с отличительным знаком “SU” (СССР), выданные в республиках бывшего Союза ССР с 1 января 1992 года;
– иностранные национальные водительские удостоверения, выданные до 28 марта 2011 года (включительно) в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 41 Венской конвенции в прежней редакции (составленные на русском языке либо сопровождаемые заверенным в установленном порядке переводом на русский язык).
В соответствии с новой редакцией статьи 41 Венской конвенции и прежней редакцией приложения 6 к ней вышеуказанные иностранные национальные водительские удостоверения, срок действия которых не указан, также считаются соответствующими требованиям международных договоров Российской Федерации и подлежат обмену.
Обмен вышеуказанных иностранных национальных водительских удостоверений на российские национальные водительские удостоверения осуществляется в порядке, установленном положениями Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Дополнительно необходимо отметить, что обмен иностранного национального водительского удостоверения на российское национальное водительское удостоверение может производиться по результатам сдачи экзаменов на право управления любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории или подкатегории (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий и (или) подкатегорий). В этом случае после успешной сдачи предусмотренных экзаменов на право управления транспортными средствами в российское национальное водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами данной категории или подкатегории и низших из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категорий и подкатегорий транспортных средств.
Что касается обмена не соответствующего новой редакции приложения 6 к Венской конвенции иностранного национального водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «Е», то он производится по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к высшей из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «DЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «DЕ», подкатегории «D1Е», категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».
При этом в соответствии с заявлением лица, имеющего иностранное национальное водительское удостоверение, не соответствующее новой редакции приложения 6 к Венской конвенции, с разрешающей отметкой в графе «Е» обмен указанного иностранного водительского удостоверения может производиться по результатам проведения экзаменов на право управления составом транспортных средств, у которого тягач относится к любой из имеющихся в иностранном водительском удостоверении категории транспортного средства (при наличии в представленном для обмена иностранном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих наличие права управления транспортными средствами нескольких категорий). В этом случае обмен иностранного национального водительского удостоверения производится в порядке, аналогичном описанному выше.
Так, например, при наличии в иностранном национальном водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D» и «Е», после успешной сдачи экзаменов на право управления транспортными средствами категории «CЕ» в российское водительское удостоверение переносятся отметки, подтверждающие наличие права управления транспортными средствами категории «СЕ», подкатегории «С1Е» и категории «ВЕ».
Часто задаваемые вопросы Можно ли на территории Российской Федерации управлять транспортным средством на основании иностранного национального водительского удостоверения? Ответ ГИБДД:
В соответствии с пунктом 12 статьи 25 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, при отсутствии российского национального водительского удостоверения, допускаются к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 статьи 25 Федерального закона.
В соответствии с требованиями пункта 13 указанной статьи Федерального закона, вступающими в силу с 01.06.2017 г., с указанной даты не будет допускаться управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
С учетом положений пункта 15 указанной статьи Федерального закона, если государство не является договаривающейся стороной Конвенции о дорожном движении, принятой в г. Вена 08.11.1968 г., выданное им иностранное национальное водительское удостоверение также признается действительным для управления транспортными средствами на территории Российской Федерации. Такое водительское удостоверение должно предъявляться вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (перевод не требуется, если все записи произведены или дублируются буквами, совпадающими по написанию с буквами русского или латинского алфавита).
Как замена прав происходит на практике:
Подробно расписано как “заставить” ГИБДД действовать по закону, куда и как жаловаться
Замена иностранных прав, личный опыт
Почитать еще:
Старый и новый (с 01.09.2016) регламент экзаменов ГИБДД, тексты документов и отличия
Международное водительское удостоверение (МВУ), использование российского водительского удостоверения (прав) заграницей
Реформа получения водительского удостоверения 2013-2016 годов, подведение первых итогов…
Экзамен ГИБДД (что нужно сдать для получения прав)
Пересдача экзаменов в ГИБДД – последовательность и некоторые обсуждаемые изменения
Категории и подкатегории водительского удостоверения, открытие новой или нескольких категорий, какое ВУ можно получить в 16 лет
Автошкола – зачем нужна, процесс и программа обучения
Цена обучения в автошколе – сколько стоят права?
Лицензии автошколы, требования к обучению
Опубликовано 2.05.2017, версия 1.2 от 28.06.2017 Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
Процесс формирования современной российской правовой системы начался еще в период перестройки. Его характеризовали две основные тенденции. Первая заключалась в необходимости подготовки законодательных актов, обеспечивавших правовое регулирование новых общественных отношений, возникших в связи с кардинальными изменениями экономического и политического строя. Вторая тенденция была обусловлена необходимостью кодификация российского законодательства, в котором до середины 1990-х гг. действовали некоторые нормативные акты бывшего СССР и Российской Федерации, которые нередко содержали противоречия.
В 1990-е гг. изменения затронули практически все отрасли российского права. В этот период активно развивались конституционное, гражданское, трудовое и административное законодательство. Это было вызвано необходимостью обеспечить правовое регулирование развития рыночных отношений, деятельности высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации и органов местного самоуправления, прав и свобод граждан и т.д.
В связи с тем, что современное отечественное право подробно изучается в курсах, посвященных отдельным отраслям права, мы лишь кратко охарактеризуем некоторые из них.
Гражданское право. На первом этапе в суверенной России гражданско-правовые отношения регулировались следующими законодательными актами, принятыми еще в советский период: законом «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г., законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. и др.
30 ноября 1994 г. была утверждена первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая положила начало третьей кодификации гражданского права в России. В первой части ГК РФ устанавливались основные принципы частного права и определялся правовой статус физических и юридических лиц. Кроме того, в ней регулировалось право собственности и иные вещные права, а также была представлена общая часть обязательственного права.
Во второй части ГК РФ, принятой 26 января 1996 г., главное внимание уделялось способам возникновения обязательств. Это касалось договоров, а также внедоговорных способов возникновения обязательств, к которым относятся, прежде всего причинение вреда (деликт) и неосновательное обогащение. К специфическому виду возникновения обязательств был отнесен публичный конкурс.
26 ноября 2001 г. была утверждена третья часть ГК РФ, в которой регулировались вопросы наследственного и международного частного права.
18 декабря 2006 г. была принята четвертая часть ГК РФ, в которой вместо термина «интеллектуальная собственность» применяется понятие «право на результаты интеллектуальной деятельности». Это вызвало большие споры у юристов.
Семейное право. 29 декабря 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации, в котором подчеркивалось, что семейное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации. Это положение способствует учету в семейной политике государства национальных и местных особенностей. В Семейном кодексе нашли отражение принципы добровольности союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения споров в семье по взаимному согласию, а также защиты прав детей и нетрудоспособных членов семьи.
Семейный кодекс устанавливал единый возраст в 18 лет для мужчин и женщин, не имевших препятствий к вступлению в брак. В нем указывается, что выявление у одного из супругов сокрытой венерической болезни или ВИЧ-инфекции может являться основанием для признания брака недействительным.
Кодекс предусматривает внесудебный порядок расторжения брака в органах ЗАГС при взаимном согласии и отсутствии несовершеннолетних детей. Брак может быть расторгнут также по заявлению одного из супругов в случае признания судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужденным на срок более 3 лет.
В Семейном кодексе уделяется большое внимание вопросам воспитания и образования детей, установления отцовства и имущественных отношений супругов.
Трудовое право. 30 декабря 2001 г. был принят Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором главной задачей провозглашалось создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений. В Кодексе определяется система источников трудового права и их соотношение, вводится новое понятие «трудовое правоотношение», а также указываются основания его возникновения и прекращения. Более четко сформулированы нормы, обеспечивающие защиту трудовых прав работников и введение дополнительных отпусков.
В нормах Трудового кодекса предусматриваются меры защиты прав работников и ответственности работодателей в случаях задержки выплаты заработной платы, а также компенсации морального вреда, причиненного неправомерным действием или бездействием работодателя. Кроме того, устанавливается ответственность работников за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.
Уголовное право. 13 июня 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), в соответствии с которым главной задачей являлась охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, а также предупреждение преступлений.
В УК РФ устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется какие деяния признаются преступлениями и указываются виды наказаний, а также иные меры за совершение преступлений. В статье 32 УК устанавливается норма об умышленном характере соучастия в преступлении.
8 декабря 2003 г. был утвержден закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», согласного которому из УК РФ исключался институт неоднократности преступлений. Вместо термина «неоднократность» законодатель предложил использовать термин «совокупность», что допускало возможность сложения наказаний и в целом увеличивало срок наказания.
29 февраля 2012 г. были также внесены изменения и дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми усиливалась ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних и вводилась ответственность за использование несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов.
Таким образом, становление и развитие суверенной российской государственности происходило в сложных международных условиях. После ликвидации организаций социалистического содружества (Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора) руководство СССР допустило непростительную ошибку, не добившись закрепления в соответствующих соглашениях устных обещаний руководителей США и других западных стран о том, что НАТО не будет расширяться на восток. Однако после распада СССР эти обещания были нарушены и военные базы Североатлантического блока стали продвигаться к границам России. В условиях невнятной внешней политики России в 1990-е гг. США удалось быстро распространить свое влияние на те регионы мира, которые до этого находились под контролем СССР. США навязали мировому сообществу однополярный порядок и стали навязывать всем странам и народам якобы демократические ценности. При этом они часто использовали вооруженные силы, полностью игнорируя нормы международного права и нарушая основополагающие принципы ООН. Последующие действия США в Сербии, Ираке, Афганистане и Сирии, а также их активное участие в так называемых «демократических» революциях в Грузии, в странах Северной Африки, на Украине подтвердили их стремление к тотальному доминированию в мире, не считаясь с огромными жертвами и разрушениями.
К сожалению, президент России Б.Н. Ельцин и его окружение в 1990-е гг. не только не смогли отстаивать интересы России, но и нередко поддерживали такую политику США, пользуясь рекомендациями американских советников, которых было немало при отдельных ведомствах правительства России. Второму президенту РФ В.В. Путину удалось постепенно избавиться от диктата США в международных делах. Однако США организовали государственный переворот на Украине и фактически способствовали развязыванию гражданской войны на ее территории. Кроме того, под руководством США НАТО стало распространять свое влияние не только на территории восточноевропейских государств и прибалтийских стран, но и непосредственно на территорию Украины, граничащей с Россией.
Тем не менее меры, принимаемые нынешним руководством страны в сфере обороны и национальной безопасности свидетельствуют о том, что ни экономические санкции, ни политическое давление со стороны США и западных стран не смогут поставить Россию на колени. Мобилизационный ресурс, заложенный в действующей системе органов государственной власти, а также практически всеобщая поддержка политики президента России В. В. Путина со стороны населения, несомненно, помогут преодолеть препятствия и трудности, искусственно созданные США и их союзниками.