ИСТОРИЯ
Русский механик Матвей Хотинский в своей книге 1862 года «История машин, пароходов и паровозов» отметил: «Любое изобретение, опережающее требование практики, должно остаться без применения до тех пор, пока в нем не возникнет неотложная нужда».
На протяжении более чем 200 лет, практически до середины ХIХ века, изобретатели пытались использовать в двигателе внутреннего сгорания все, что может гореть, однако лишь бельгийцу Этьену Ленуару удалось создать первый коммерчески удачный мотор на светильном газе. Широкого применения на автомобилях двигатель Ленуара так и не получил, поскольку подоспело время более совершенного мотора на жидком топливе конструкции Августа Отто, а изобретение Рудольфа Дизеля и вовсе поставило крест на газовых механизмах во всех областях применения механических приводов. И только в середине тридцатых годов прошлого века газ стал в Европе альтернативой традиционному моторному топливу. Так, к 1940 году в Германии на метане работало уже около 40 тыс. грузовиков. Не сильно отставали от нее Дания, Румыния, Норвегия, Швеция и Италия.
Расцвет газового автотранспорта в нашей стране пришелся на 1980-е. Моторам, работающим на газе, нашли применение и в авиации, на железной дороге, в оборонке. С распадом Союза газовомоторная тема подрастеряла свою актуальность. Надеюсь, что временно.
ДВА КАПИТАНА
Пропан-бутан и метан — вечные спутники-соперники в деле газификации автомобиля. Первый получают из нефти и сконденсированных нефтяных попутных газов. Чтобы эта смесь оставалась жидкой, ее хранят под давлением 16 атм. Метан — основной компонент природного газа, который практически не оставляет вредных продуктов сгорания и оттого более экологичен, чем пропан-бутан. В жидкую фазу метан переходит только при температурах около —160°С, поэтому его хранят в газообразном виде под очень высоким давлением — до 200 атм. Обычный стальной баллон, рассчитанный на такое давление, весит примерно 100 кг, вот почему раньше в нашей стране на этом топливе ездил только пассажирский и грузовой автотранспорт (такие емкости надо было где-то размещать!). В последнее время появились более легкие баллоны различной формы из металлопластика, что позволяет перевести на метан легковые авто и даже мотоциклы.
Установить газобаллонное оборудование (ГБО) в автомобиль стоит денег: пропан-бутановый комплект в специализированной фирме потянет на 22–25 тысяч рублей. Перевести авто на метан обойдется вдвое дороже. К сожалению, не все сервисы, выполняющие такую работу, имеют сертификат. Аукнуться это может при прохождении ГТО и других регистрационных действиях с машиной (приказ МВД № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору»). Заводская газовая модификация дороже автомобиля с традиционным бензиновым или дизельным мотором в среднем на 200–240 тысяч рублей. За эти деньги владелец получает оптимально настроенный двигатель, баллоны специальной формы, которые не крадут полезное пространство багажного отсека, должное техническое обслуживание и дилерскую гарантию.
КАК И ПОЧЕМ
Если мощность двигателя, работающего на бензине, принять за 100%, то на газе он выдаст примерно 90%. Зато какая экономия на топливе! Кубометр метана стоит в среднем 8 рублей против 18 рублей за литр бензина А92. Стоимость пропан-бутана примерно такая же. Газ не содержит вредных примесей, например свинца и серы, которые разрушают каталитический нейтрализатор и лямбда-зонд. Он легко смешивается с воздухом и равномерно наполняет цилиндры однородной смесью; двигатель работает ровно, не образуя нагара на поршнях, клапанах и свечах зажигания. Наконец, газ, поступающий в двигатель, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере. Весомое «но»: чтобы избежать вредных аспектов и получить положительный эффект, мотор надо серьезно доработать; еще лучше, если он изначально спроектирован для работы на газе. Одной установкой ГБО здесь не обойдешься. Таково мнение всех автопроизводителей.
Многие иностранные автопроизводители имеют в своей гамме газовые модификации своих моделей, включая даже люкс-седаны, и метану сейчас уделяется большее внимание, нежели смеси пропана и бутана. Стоит отметить, что к 2020 году в соответствии с решением Европейской экономической комиссии ООН доля автомобилей на природном газе в странах объединенной Европы должна увеличиться до 10% (сегодня она составляет менее 1%), а в нашей стране аналогичной программы пока нет.
МАРШ В «КОРИДОР»!
Идею масштабной газификации авторанспорта проводит в жизнь ОАО «Газпром», которое организует специализированные автопробеги по стране, демонстрируя отечественную и зарубежную технику в действии. В один из таких вояжей, названный «Голубым коридором», экологически чистые машины отправились весной, пройдя колонной от Ростова до Сочи. В путешествие по югу страны отправились КамАЗы, ИВЕКО, автобусы ГолАЗ и НефАЗ. Наряду с тяжелой артиллерией была и легкая кавалерия: «Волга», «Опель», «Мерседес» и «Фольксваген». К месту старта машины выдвинулись из Москвы, что позволило автору облачиться в шкуру рядового жителя мегаполиса, путешествующего к морю на газифицированном авто. В качестве последнего выступил «Пассат TSI EcoFuel» — газовая версия популярной модели концерна «Фольксваген» (ЗР, 2009, № 5).
В трех баллонах умещается 21 кг газа (зарубежные иномарки измеряют запас газа именно в килограммах, тогда как наши — в кубометрах), и еще 30 л бензина хранится в бензобаке. Такого запаса топлива хватает на 900 км пробега, из которых 450 км приходится на газ. По данным бортового компьютера, на 100 км пробега автомобиль расходовал всего 4,5 кг газа, выбрасывая в атмосферу 123 г/км СО2! Это очень немного для машины класса «Пассата», которая при этом могла разогнаться до 210 км/ч! Разумеется, цифру на дорогах общего пользования мы не проверяли, но, судя по динамике, она машине вполне по плечу.
По ощущениям и не сказать, что управляешь газовым автомобилем. Впрочем, есть одна неприятная особенность: чтобы заправить метаном «Фольксваген» или любую другую иномарку, нужен переходник от евроразъема к российскому заправочному пистолету. Потеряешь его — придется толкать машину руками, если израсходуется и бензиновый резерв. Поэтому столь драгоценный аксессуар я хранил в кармане куртки, благо он невелик.
Но основная причина непопулярности этих машин (помимо их большей стоимости) — слабо развитая инфраструктура. Да-да, речь о заправках. С метаном дела обстоят плачевно: на всю (!) страну всего 221 АГНКС, из них 191 принадлежит ОАО «ГАЗПРОМ». Не все, кстати, работают круглосуточно — проверено на себе! Скажем, первая после Москвы АГНКС на пути в Сочи находится в 25 км от основной трассы, в Новомосковске. Построены станции еще в советское время и находятся, как правило, в промзонах, самостоятельно отыскать которые нелегко. Принцип «заправлюсь, когда будет удобно», в таких обстоятельствах не работает.
Метановые АГНКС, расположенные непосредственно на трассе, встретились лишь две, обе в Краснодарском крае. В Новороссийске метана нет вообще, под Воронежем и перед Туапсе экологическая колонна пользовалась услугами мобильного автогазозаправщика с госномерами Адыгеи (!). Выходит, до Черного моря доехать на экологически чистом метане практически невозможно. На пропан-бутане еще туда-сюда, но все равно непрерывно вычислять в уме, на сколько километров хватит газа, — занятие не для отпуска. Да и в 12-миллионной Москве всего три заправочные станции с природным газом, при том что в Западной Европе подавляющее большинство автозаправочных комплексов располагают всеми видами горючего (пропан-бутан, метан, бензин и дизельное топливо).
Столь малое количество станций традиционно объясняется монополией в этой области. Если коротко, позиция «Газпрома» такова: вначале автомобили, работающие на метане, затем под них вся инфраструктура. Автопроизводители твердят обратное: постройте газостанции, и мы начем выпускать соответствующие авто. Спор этот ведется еще со времен Советского Союза, однако конструктивного решения до сих пор нет, что еще раз подтвердил нынешний автопробег.
Но люди тянутся к «голубому огоньку» — это чувствовалось при встречах с рядовыми автомобилистами. Те, кто раскусил все преимущества езды на газе, уже не хотят возвращаться к бензину или солярке. Особенно водители небольших грузовиков и коммерсанты на «газелях».
В общем, договаривайтесь, господа производители-эксплуатанты-газовики-поставщики топлива! А сам газ, как в Европе, должен стать предметом государственной программы. Неотложная нужда уже возникла.
Мотор-прародитель
Двигатель Ленуара вобрал в себя многое из других изобретений того времени, о которых сам изобретатель говорил так: «Машина Ленуара использует поршень Стрита, цилиндры, как у двигателя Лебона, зажигание электрической искрой, как у машины де Риваца, но двигатель засасывает газ и воздух в пространство между поршнем и цилиндром без опасного предварительного смешивания, требующего использования насоса, — это, собственно, и является предметом патентной защиты». Двигатель развивал мощность около 5 л.с., продано более 500 экземпляров.
На заводе или в сервисе?
Газ в ДВС «попадает» двумя путями: непосредственно на автозаводе или в специализированном сервисе. При послепродажной установке ГБО штатные узлы и детали изменению не подвергаются, газовая аппаратура служит дополнением, что позволяет ездить на двух видах топлива — газе и бензине. Газ из герметичного баллона под давлением поступает в редуктор, где испаряется и уже в газообразном виде (так называемая паровая фаза) поступает в смеситель через дозатор или газовые форсунки в инжекторе. Настройки сугубо индивидуальны, а потому говорить о соответствии каждого переделанного в условиях мастерской мотора стандарту Евро III можно лишь с большой натяжкой.
До лидеров далеко
Перевод транспорта на новые виды топлива, удовлетворяющие стандартам Евро V и Евро VI, предусмотрен концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ. К 2015 году возможности сети заправок природным газом в стране должны возрасти до 693 млн. м³ в год. К этому же сроку ОАО «Газпром» должно выпустить 90 автогазозаправщиков для труднодоступных территорий страны. Россия сегодня на 12-м месте в мире по количеству машин, работающих на природном газе.
Всем доброго времени суток.Установлено два газа на автомобиль Лада Гранта 127 мотор(1,6л 16 кл 106л.с). Метан и пропан работают на одном ГАЗОМОЗГЕ просто переключением редукторов из салона тумблером. Выкладываю фото какие могу, позже будет полный отчёт с видео в моём бортовике.Оборудование:Баллон тор 42 литра, баллон метан 80 литров, пластиковая магистраль для пропана, металлическая магистраль для метана, Аляска АТ-09 пропан, Аляска АТ-012 метан, блок управления Польша(значения не имеет, смогу на любом исполнить), форсунки газовые ?, диаметр дюз ?Скриншоты программы выложить не могу по личным причинам. Проект полностью закончен осталось перешить бензиновые мозги прошивкой пропан+метан от Паулюса. Надеюсь завтра уже прошюсь двухрежимкой.Машина полностью откатана и настроена, долгосрочная топливная коррекция во всех режимах не выходит за пределы 2%.Никакие чеки, провалы и тому подобное не беспокоит. Про настройку ничего рассказывать не буду, поймёт очень малое количество посетителей этого форума, поверьте на слово ОЧЕНЬ сложно и долго, любая неточность даёт чек и сводит с ума бензиновый контроллер.Перед тем как будете пробовать повторить задайтесь вопросом-оно Вам надо?Машина построена специально для клиентов чтобы сравнили езду на всех трёх видах топлива и выбрали что ставить.Можно установить на Тойоту Приус и будет ЧЕТЫРЁХТОПЛИВНОЕ авто-легко.
Для тех кто сразу не понял сути:Два баллона,два редуктора,ОДИН блок управления,ОДИН МАР с датчиком температуры газа,ОДНИ газовые форсунки,OBD коррекция в блоке отключена.
Просьба ко всем-придумайте название видео для Ютуба, буду признателен.Соединение двух выходных магистралей через тройник
Редуктор пропан
Редуктор метан плюс заправочное
Монтаж крепления под метан
финальные аккорды установки метанового баллона
Тумблер переключения Метан-Пропан, левее USB
Только что прошился двухрежимкой ЕВРО2 от Паулюса ПРОПАН+МЕТАН, делал лично он по заказу.Проект можно считать полностью законченным.
Прошивка блока
Расход примерно:Бензин 3 руб/кмПропан 1,5 руб/кмМетан 0,75 руб/км
Я счастлив!
Всем доброго времени суток.Установлено два газа на автомобиль Лада Гранта 127 мотор(1,6л 16 кл 106л.с). Метан и пропан работают на одном ГАЗОМОЗГЕ просто переключением редукторов из салона тумблером. Выкладываю фото какие могу, позже будет полный отчёт с видео в моём бортовике.Оборудование:Баллон тор 42 литра, баллон метан 80 литров, пластиковая магистраль для пропана, металлическая магистраль для метана, Аляска АТ-09 пропан, Аляска АТ-012 метан, блок управления Польша(значения не имеет, смогу на любом исполнить), форсунки газовые ?, диаметр дюз ?Скриншоты программы выложить не могу по личным причинам. Проект полностью закончен осталось перешить бензиновые мозги прошивкой пропан+метан от Паулюса. Надеюсь завтра уже прошюсь двухрежимкой.Машина полностью откатана и настроена, долгосрочная топливная коррекция во всех режимах не выходит за пределы 2%.Никакие чеки, провалы и тому подобное не беспокоит. Про настройку ничего рассказывать не буду, поймёт очень малое количество посетителей этого форума, поверьте на слово ОЧЕНЬ сложно и долго, любая неточность даёт чек и сводит с ума бензиновый контроллер.Перед тем как будете пробовать повторить задайтесь вопросом-оно Вам надо?Машина построена специально для клиентов чтобы сравнили езду на всех трёх видах топлива и выбрали что ставить.Можно установить на Тойоту Приус и будет ЧЕТЫРЁХТОПЛИВНОЕ авто-легко.
Для тех кто сразу не понял сути:Два баллона,два редуктора,ОДИН блок управления,ОДИН МАР с датчиком температуры газа,ОДНИ газовые форсунки,OBD коррекция в блоке отключена.
Просьба ко всем-придумайте название видео для Ютуба, буду признателен.Соединение двух выходных магистралей через тройник
Редуктор пропан
Редуктор метан плюс заправочное
Монтаж крепления под метан
финальные аккорды установки метанового баллона
Тумблер переключения Метан-Пропан, левее USB
Только что прошился двухрежимкой ЕВРО2 от Паулюса ПРОПАН+МЕТАН, делал лично он по заказу.Проект можно считать полностью законченным.
Прошивка блока
Расход примерно:Бензин 3 руб/кмПропан 1,5 руб/кмМетан 0,75 руб/км
Я счастлив!
В последнее время очень заметно выросли цены на бензин, и теперь съездить к знакомым стоит довольно дорого. Именно поэтому большинство автомобилистов стали всерьез думать о том, чтобы перевести свой автомобиль на газ. Эта тема стала тревожить многих, и мы решили вам в этом помочь. В этой статье мы посмотрим на установку ГБО как с положительной, так и с отрицательной сторон, таким образом вам будет намного проще сделать выбор.
Оглавление:
Плюсы ГБО:
Газовые форсунки под капотом авто
Минусы ГБО:
Газовый баллон зачастую занимает много места в багажнике автомобиля
Хоть у ГБО и большое количество минусов, но его установка превосходит дизельные и бензиновые по техобслуживанию и экономии топлива. Допустим, цена литра 92 бензина примерно 42 рубля, тогда газ такого же объема обойдется вам примерно в 20 рублей. Да плюс ко всему, как уже говорилось раньше, на газе и запас хода увеличивается почти в два раза. Поэтому с точки зрения экономии и уменьшения затрат на автомобиль, выбор, определенно, падает на газ.
Себестоимость передвижения на таком автомобиле будет обходится вам в два-три раза дешевле. По этой причине вам удастся отбить все расходы на установку оборудования за полгода или год.
Монтаж, конечно, можно осуществить и своими руками, но тогда будет крайне проблематично раздобыть сертификат газовщика. На самом деле, есть и такие умельцы, которые проделывают установку своими силами.
Если вы надумаете так поступать, то вы должны осознавать, что в процессе монтажа можете допустить ошибку, которая в дальнейшем может негативно сказаться на работе вашего автомобиля вплоть до его критической поломки. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам доверять работу только мастерам, которые хорошо себя зарекомендовали.
Мы уже подробно разобрали преимущества и недостатки установки ГБО. Далее рассмотрим особенности топлива, которое используется на ГБО. Автомобилисты отмечают существенную экономию денег, большая часть людей аргументирует свой выбор только лишь этим.
Газ, а именно пропан и бутан, обладают превосходной антидетонационной устойчивостью. Октановое число выше, чем у бензина, и равно 105, поэтому детонации деталей точно не произойдет. Газ не имеет веществ-катализаторов, поэтому не происходит разрушения металлов, например, как в бензине или дизельном топливе. Ресурс двигателя, который работает на пропане или бутане, увеличивается на 60 процентов.
Двигатель на газу служит дольше
Скорость сгорания воздуха с газом чуть медленнее, чем с бензином, по этой причине нагрузки на поршневую часть снижены. Многие европейские производители автомобилей подметили эти особенности, и теперь некоторые компании (Opel, Volvo, Fiat) производят гибридные машины.
Также отличительной особенностью газа считается его хорошая способность к диффузии с воздухом. Газ отлично смешивается с воздухом и заполняет двигатель идеально смешанным топливом. На стенках камеры сгорания не образуется нагар, который характерен для бензина. Как заверяют производители, автомобили, работающие на газу, не требуют ремонта двигателя примерно 10 лет. Заливания свечей никогда не происходит, все вышеописанное делает машину очень надежной в работе.
Если вы считаете, что при ДТП баллон взрывоопасен, то вы сильно заблуждаетесь. Современные газовые баллоны оборудованы инновационным клапаном. При экстренной разгерметизации трассы с газом, клапан срабатывает, и утечки из баллона не происходит. Толщина стенок баллона сравнима с толстенными стенками бронированного сейфа.
Для того, чтобы произошёл взрыв, нужно его сбросить с 50 метровой моста, и при этом, чтобы его сбил скоростной локомотив. А во всех остальных случаях повреждений он неуязвим, это подтверждается множественными испытаниями производителей.
Устройство ГБО автомобиля
Поэтому знайте — все мифы о взрывоопасности остаются лишь только мифами, и ГБО не опасней бензиновой системы.
Автомобилисты, которые собираются устанавливать газобаллонное оборудование, по большей части интересуются тем, сколько удается экономить на топливе. И, конечно, интересуются, сильно ли ухудшаются динамические характеристики.
Динамика при разгоне теряется примерно на 6-7 процентов — не так уж это и много, поэтому не так страшно. Если смотреть с точки зрения расходов на топливо, то экономия составляет в среднем 30%. Для того, чтобы знать точный показатель экономии, необходимо проводить замеры и сравнивать результаты. Неточность данных кроется в том, что оборудование выпускается разных модификаций, а от этого зависит и расход.
Оборудование ГБО автомобиля под капотом
Также расход зависит от грамотности регулировки газобаллонного оборудования, для этого советуем обратиться к грамотным специалистам в этой области. Сейчас существуют электронные системы контроля, они дают возможность дополнительно экономить до 20% газа.
Всего существует два вида топлива для ГБО — это пропан и метан. Основное их отличие для автомобилиста заключается лишь в способе заправки.
Метан заправляется в бак под давлением в 250 атм, от этого вес баллона может даже превышать 1 центнер. А для стабильной работы, к примеру, Газели, необходима минимум 1 пара баллонов. По этой причине общая грузоподъемность может упасть с 1.5 т до 1.2-1.3, а это хорошо заметно на малотоннажных Газелях. Поэтому производители не советуют использовать ГБО на легковесных автомобилях, от этого увеличивается расход топлива и разгон автомобиля.
Внешнее заправочное устройство с установленным переходником для заправки газом
Пропановые баллоны чаще используются автомобилистами, этот выбор осознанный, потому что они не так сильно нагружают машину. Такой газ легче в 1,5 — 2 раза по сравнению с метановым. Также он эксплуатируется не с таким большим давлением, поэтому взрывоопасность при ДТП намного меньше.
Совсем недавно начали выпускать новые баки для газа, они называются «тороидальные». Их преимущество в том, что они не требуют много места. Тороидальные баллоны легко можно соединять между собой, таким образом у вас будет большой запас топлива. Единственное, цена на такие баки пока что остается довольно высокой — примерно от 6 000 рублей за 50-литровый баллон.
Тороидальный баллон в багажнике автомобиля
Чтобы не причинить вреда машине, необходимо следовать нескольких правилам при эксплуатации:
Кнопка переключения ГБО
Теперь вы знаете, какие есть положительные и отрицательные стороны у ГБО. Зная все это, вы точно сможете решить, нужно ли вам устанавливать данное оборудование. Если вы решились на установку такого оборудования, мтарайтесь обращаться в надежные автосервисы. Только так можно быть уверенным в том, что нигде не допущено ошибок при монтаже. Желаем вам успехов!
Автолюбитель, решивший перевести свой автомобиль на газомоторное топливо, сталкивается с дилеммой: «Что лучше — метан или пропан?» Что выбрать? Какой из них — более надежный и экономичный? Ведь установить дорогостоящее ГБО — не колесо поменять. Каждый вариант имеет как своих сторонников, так и противников. Статистика свидетельствует: более 70% машин с ГБО работает на пропане, около 30% — на метане. С чем связана такая разница? В данной ситуации лучшим решением будет объективно рассмотреть сильные и слабые стороны использования метана и пропана.
Расход и цена заправки Безопасность использования Цена установки Действие на мотор Количество заправок
Знаете ли вы? Перевод автотранспорта на углеводородные газы начался в середине XX века в Европе и Северной Америке. Главной причиной этого стала кампания в защиту экологии. Рост цен на бензин сделал такой переход еще более привлекательным.
Расход и цена заправки
Рынок предлагает владельцам машин с ГБО два варианта газомоторного топлива:
метан (СН4) — природный газ без запаха и цвета. Главное, чем отличается метан от пропана, он не сжижается, а в газообразном состоянии сжимается в баллоне до 270 атмосфер (баллоны очень прочные, тяжелые (от 65 до 130 кг) и громоздкие). Октановое число — 110-120. Следует учитывать, что заправка метаном — процесс довольно длительный (до 40 минут): заправить баллон, выдержать минут 20, дозаправить (без учета очереди); пропан-бутан. Пропан (С3Н8) — побочный продукт добычи нефти, углеродный газ без запаха и цвета. Находится в сжиженном состоянии. Бутан (схожий углеродный газ) добавляется в пропан для получения нужного октанового числа. Рабочее давление в баллоне — 12-15 атмосфер. Баллоны относительно легкие и компактные (40 — 50 кг). Октановое число — 102-105.
Знаете ли Dы? В оба газа добавляют специальные сильно пахнущие вещества — одоранты (чтобы можно было почувствовать утечку газа).
Расход обоих газов на 100 км пробега различается незначительно:
пропан — 10-11 л (ОГБ 5 поколения — 8-9 л); метан — 9 — 10 м куб.
Перерасход по отношению к бензину:
пропан — примерно 10% (при использовании современного оборудования — 1:1);метан — в городском режиме 1:1, за городом — на 15-20% ниже, чем на бензине.
Учитывая, что оба газа дешевле бензина (пропан — примерно в два раза, метан — в три раза (чем метан лучше пропана)) — экономия налицо.
Безопасность использования
Вопрос «Насколько безопасно использовать газ как топливо автомобиля и что лучше для автомобиля — пропан или метан?», — один из важных при принятии решения об установке ГБО. К основным показателям безопасности относятся:
температура воспламенения — или какова вероятность возгорания от контакта с разогретым двигателем. У бензина пары могут загореться при 170-250 градусах, пропан — 365-450, метан — 536-600 градусов. Выводы: по данному показателю использование газа безопаснее бензина; давление в газовом баллоне (показатель взрывоопасности). Этот показатель требует особого внимания. Баллоны авто на метане — высокопрочные (рассчитаны на очень высокое давление), их трудно повредить в ДТП (это плюсы), но они громоздкие и тяжелые (минусы). Баллоны для пропана более уязвимые и нуждаются в регулярном контроле; экологическая безопасность — выхлоп в несколько раз чище, чем у бензинового двигателя (метан — абсолютная безопасность).
Важно! Зимой заправка автомобиля газом происходит быстрее, чем летом. При высоких температурах увеличивается давление в баллоне из-за расширения газа. Чтобы снизить его, можно раскачать автомобиль вверх-вниз при заправке — стенки баллона охладятся.
Необходимо соблюдать несложные правила безопасности:
Перед поездкой проверить герметичность соединений (на наличие запаха). Проверить надежность крепления баллона для газа и трубопроводов к нему. Регулярно проходить освидетельствование газового оборудования.
Подводя итоги, скажем — уровень безопасности использования газа в качестве топлива — очень высокий (особенно при использовании ГБО 4, 5 поколений).
Цена установки
Цены на установку ГБО зависят от нескольких факторов: пропановые или метановые ГБО, их поколение, производитель, класс и возраст автомобиля.
Важно! Экономить на установке ГБО в профессиональных сервисных центрах за счет «гаражных мастерских» не стоит — от этого будет зависеть ваша безопасность!
Абсолютное большинство сервисных центров (до 90%) предлагают установить оборудование под газ пропан-бутан. Предлагаются в основном иностранные системы из Италии (Lovato, Tomasetto, BRC), Польши (STAG, Valtek), Франции (Guther), Нидерландов (Prins), Литвы (Tamona) и др.
На карбюраторные автомобили (отечественные и иностранные) можно устанавливать ГБО второго поколения (в ценовом эквиваленте это будет составлять от 275 до 300 евро). На инжекторные автомобили с впускным коллектором из металла — ГБО второго и четвертого поколения, с пластиковым коллектором (с 2001 года) — только ГБО 4.
Цена за ГБО четвертого поколения зависит от числа цилиндров и фирмы изготовителя (четыре цилиндра от STAG будет стоить — 300 евро, Lovato — 350, BRC — 620, восемь, соответственно — 640, 940, 1150). В стоимость входит комплектация, установка, гарантия, оформление полного пакета документов. Время установки составляет от 4 до 12 часов.
Большинство производителей ГБО метана также иностранные производители. Минимальные цены на установку метанового ГБО 3 поколения (фирма Tartarini (Италия)) начинаются от 586 евро, 4 поколения — 800 евро. Плюс дополнительно около 200 евро на оформление сертификата.
Следует учитывать, что 4 поколение ГБО метан в отличие от пропана — последнее и дальше развиваться уже не сможет (в 5 и 6 газ подается жидким, метан — газообразный).
Еще одна проблема — в отличии от пропана, установкой метанового оборудования занимается немного предприятий и конкуренция здесь небольшая.
Вывод: цена установки метанового ГБО значительно превышает установку аналогичного пропанового оборудования.
Важно! Не следует заправлять баллон «До полного!». Необходимо придерживаться правила — заправлять не более 80% объема. Если на машине стоит отсекатель (мультиклапан), газ автоматически перекроется при достижении заданного давления. Если отсекателя нет — нужно контролировать самостоятельно.
Действие на мотор
Споры о том, что лучше для двигателя — бензин, метан или пропан длятся с того момента, когда начали использовать газомоторное топливо. Существует точка зрения, что газ плохо влияет на состояние двигателя. Более чем 60-летняя практика использования ГБО-оборудования показала что:
Газ не смывает, подобно бензину, масло с цилиндров — цилиндры изнашиваются меньше и срок службы увеличивается. При работе на газе отсутствует детонация двигателя (октановое число метана и пропана выше, чем у бензина 95 или 98). Газ не выделяет при сгорании сажи (в отличии от некачественного бензина) на свечах. Соответственно срок службы свечей и катушки зажигания увеличивается. Температура горения газа (особенно метана) действительно выше бензина, но это не является большой проблемой.
Количество заправок
Количество газовых заправок ненамногим меньше числа обычных АЗС (половина из которых также продают сжиженный пропан). Для пользователей метана проблема заправки стоит на первом месте. Если в большом городе такую заправку отыскать можно (хотя и сложно), за городом, в глуши это исключено. Давление, под которым находится метан (до 250 атмосфер!) требует сложного и дорогого оборудования.
На основании изложенного, сравнивая плюсы и минусы метана, можно констатировать, что метан дает хорошую экономическую выгоду, но требует серьезных первоначальных вложений. Если речь идет об автобусном парке, грузовых перевозках и т.д. — это выгодно.
Владельцев легковых автомобилей, желающих использовать метан, ожидает большее количество минусов (громоздкие баллоны займут все пространство багажника, установка оборудования гораздо дороже, невозможность устанавливать оборудование 5 и 6 поколений, постоянные поиски заправок и пр.), чем с пропановым ГБО. В любом случае — решать, стоит ли перевод легкового автомобиля на метан того плюса в экономии против остальных минусов — предстоит только вам.
Знаете ли Вы? В странах Европы газомоторное топливо маркируется — CNG (сжиженный газ или пропан-бутан) и LPG (сжатый газ — метан).
Все больше распространяется тенденция и в России, и в Екатеринбурге устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО) на грузовые и легковые автомобили. Множество владельцев транспортных средств убеждаются в том, что эксплуатация автомобиля на газу позволяет значительно экономить за счет топлива. При установленном ГБО используется газ пропан-бутан (сжиженный углеводородный газ, СУГ) или метан (компримированный природный газ, КПГ).
Установка ГБО занимает как правило 1 рабочий день * Цена указана с учетом установки ГБО под ключ. Включает в себя стоимость оборудования и все работы по монтажу, цилиндрический газовый баллон. Мультиклапан безопасности класса Европа 2 (+3000 руб) обязателен к установке согласно правилам ЕЭК ООН №67.
Рассчитать стоимость установки ГБО Рассчитать окупаемость ГБОпри оплате по безналу скидка не действует
Автомобильное газовое оборудование от ведущих фирм-производителей | |||||
См. подробный прайс на ГБО и примеры установки ГБО на все марки
1. Цена газа. Стоимость пропан-бутана и метана гораздо ниже стоимости бензина. В то время как бензин дорожает, газ остается дешевым топливом и окупает вложения в разумные сроки. | |
2. Положительное влияние на двигатель. Физические свойства газа позволяют увеличивать срок работы двигателя за счет его меньшего износа. Эксплуатируемый на газобалонном оборудовании двигатель, становится более защищенным из-за того, что газ не смывает масло со стенок цилиндра при воспламенении в камере сгорания. Газ – идеальное топливо, и установленное газовое оборудование полностью устраняет такое опасное явление как детонация. Более того, заменяемое в двигателе машины масло остается более чистым, что, в свою очередь, обеспечивает более высокий рабочий ресурс двигателя автомобиля по сравнению с аналогом, работающим на бензине. Менять масло в автомобилях, работающих на газу, приходится значительно реже. | |
3. Увеличение запаса хода. Установка ГБО делает автомобиль битопливным, способным ездить как на бензине, так и газе (переключение с газа на бензин и обратно осуществляется прямо из салона машины). Следовательно, запас хода газового автомобиля увеличивается, что является дополнительным плюсом для тех, для кого поездки на дальнее расстояние – обычное дело. | |
4. Стабильное качество газового топлива. Газ в отличие от бензина нельзя разбавить. Заправляя свой автомобиль газом, вы избегаете покупки топлива сомнительного качества. Немаловажно и то, что переход на газ является своеобразным противоугонным средством, так как можно надежно заблокировать подачу топлива, просто отсоединив легкосъемный коммутатор. | |
5. Экологичность. Газовый автомобиль становится более экологичным, т.к. газ сгорает гораздо чище бензина или дизеля, сокращая выбросы CO и парниковых газов. Эксплуатируя газовый автомобиль, вы вносите свой положительный вклад в экологию нашей страны. |
Если, выбирая между установкой метанового и пропанового газового оборудования, вы делаете выбор в пользу пропана только исходя из стоимости самого ГБО, которое на метане в среднем действительно двукратно дороже аналогичной пропановой системы, то подумайте и о том, что дальнейшая эксплуатация автомобиля на метане обеспечит вам гораздо большую экономию на топливе и окупит ваши вложения в оборудование быстрее и многократно эффективнее пропановой установки. Калькулятор покажет, что срок окупаемости ГБО метан лишь немногим больше или даже равен сроку окупаемости ГБО пропан, зато последующая экономия не в пример пропану составит 3-3,5 раза, а в некоторых регионах ХМАО – Югорске, Белоярском – до 4-6 раз относительно бензина!
Быть может, этот каждодневный аргумент перевесит некоторые неудобства метанового ГБО вроде более высокой стоимости установки или меньшего количества метановых заправок (которых, к слову, тоже не настолько и мало, как немало людей, регулярно путешествующих в на юг к Черному морю и проезжающих всю дорогу туда и обратно на метане)?
Кроме установки ГБО на автомобили ЭлитГаз предоставляет услуги по техническому обслуживанию, ремонту, настройке газобаллонного оборудования. Большинство деталей газобаллонного оборудования могут быть легко демонтированы и перенесены на другой автомобиль, что позволяет переустанавливать ГБО на новую машину, и продолжать использовать газ в качестве топлива.
Осуществив перевод автомобиля на газ, вы сможете убедиться в очевидной выгоде использования ГБО. Компания ЭлитГаз выполняет установку газобаллонного оборудования от ведущих фирм-производителей и гарантирует качество предоставляемых услуг.
Сомневаетесь, купить в кредит или накопить? Посчитайте сами: если вы копите или ждете зарплаты больше 10 дней, то потери в затратах на топливо уже выше процентов по кредиту, даже если речь идет о покупке на полную сумму без первого взноса. То есть купить ГБО в кредит и ездить на газе – дешевле, чем копить и ездить на бензине, ведь выплаты по кредиту вы будете производить из сэкономленных на топливе денег.
Установите в кредит любое ГБО. Для оформления приезжайте к нам в офис ул. Шефская, 3а |