Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Ремонт масляных насосов двигателя


Ремонт масляного насоса двигателя

Насос, снятый с ремонтируемого двигателя, после очистки подвергают безразборному диагностированию. При отсутствии наружных дефектов техническое состояние насосов оценивают по торцовому зазору между корпусом и нагнетающими шестернями и по зазору в подшипниках ведущего валика. Увеличение торцового зазора приводит к снижению производительности насоса.

Торцовый зазор определяют индикаторным приспособлением по величине осевого перемещения ведущего валика насоса. Для двигателей СМД-60, А-41, А-01М допустимый без ремонта зазор — 0,30 мм, а для остальных дизелей — 0,25 мм. Зазор в подшипниках оценивают по радиальному перемещению шейки ведущего валика.

Если зазоры находятся в пределах допустимых значений, то насос испытывают на стенде и определяют для дизельных двигателей его объемную подачу, а для карбюраторных — давление подачи при прокачке через жиклер определенного сечения. В случае недопустимо больших перемещений валика насос разбирают и ремонтируют.

Основные дефекты деталей масляных насосов:

  • износ корпуса насоса и крышки в местах соединения с торцами шестерен и стенок корпуса около всасывающих отверстий, торцовой поверхности шестерен, поверхностей валиков, оси и втулок
  • потеря герметичности клапана, срыв резьбы и износ шлицев валика

При разборке не допускается раскомплектовывать пары шестерен с корпусами.

Изношенные отверстия под втулки развертывают на увеличенный размер, а изношенные втулки заменяют новыми. Гнезда под шестерни восстанавливают наплавкой электродами ОЗЧ-2 или чугунным прутком марки Б с предварительным подогревом детали. Можно восстанавливать гнезда железнением или составами на основе эпоксидных смол. В качестве наполнителя применяют железный порошок. Состав наносят на стенки гнезд слоем 1-2 мм и прикатывают специальным раскатником. После наращивания гнезда растачивают до номинального размера.

Коробление плоскости прилегания крышки насоса устраняют фрезерованием. Поверхность гнезда предохранительного клапана зачищают зенковкой, и клапан, выполненный в виде стакана, притирают к гнезду. Изношенный шариковый клапан заменяют новым, который осаживают в гнездо ударами молотка через наставку, чтобы улучшить прилегаемость.

Изношенную крышку корпуса насоса шлифуют или фрезеруют.

Валик ведущей шестерни восстанавливают наращиванием плазменной наплавкой, хромированием или газотермическим напылением с последующей обработкой под номинальный размер. Изношенные шлицы наплавляют и фрезеруют. Шпоночный паз заплавляют электродом Э-50 и фрезеруют новый паз на другом месте.

Шестерни выбраковывают при изломах зубьев, при износе зуба по толщине и высоте, а также при износе шестерен по высоте до значений, превышающих допустимые.

Торцовые поверхности шестерен с незначительными износами шлифуют или притирают на плите шлифовальной шкуркой. При износе шестерен по высоте на такой же размер уменьшают глубину гнезд в корпусе шлифованием плоскости крышки.

Перед сборкой насоса запрессовывают втулки в ведомую шестерню с натягом 0,015-0,060 мм, а в корпус и крышку — с натягом 0,08-0,12 мм. При запрессовке следят, чтобы отверстия для масла во втулке и шестерне совпали. Втулку по внутреннему диаметру подгоняют по оси шестерни и запрессовывают ось в корпус с натягом 0,015-0,065 мм. Устанавливают крышку на корпус и одновременно развертывают втулки в корпусе и крышке под опорные поверхности валика. Снимают крышку и устанавливают валик и шестерни насоса. Радиальный зазор между стенкой гнезд и вершинами зубьев должен быть 0,12-0,20 мм. Затем закрепляют болтами крышку насоса и собирают предохранительный клапан.

После сборки масляный насос обкатывают и испытывают на специальных стендах КИ-5278М, КИ-9158 и др. Масляные насосы дизелей обкатывают и испытывают на смеси, состоящей из 50% дизельного масла и 50% дизельного топлива. При температуре 20—25°С вязкость рабочей жидкости — 21-29 мм2/с, что соответствует вязкости картерного масла при рабочей температуре.

Масляные насосы карбюраторных двигателей обкатывают и испытывают на смеси, состоящей из 90% керосина и 10% машинного масла.

При испытании проверяют и регулируют давление, развиваемое насосом, его подачу при частоте вращения вала, установленной техническими условиями.

РЕМОНТ МАСЛЯНОГО НАСОСА

Ремонт масляного насоса

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», отвертка.

1. Снимите масляный насос с автомобиля (см. «Снятие и установка масляного насоса»).

 

2. Выверните шесть болтов крепления крышки насоса.

 

3. Спомощью двух отверток приподнимите корпус насоса так, чтобы установочные штифты на корпусе вышли из отверстий в крышке насоса, и снимите корпус насоса с крышки.

 

4. Выньте из крышки ведущую...

 

5. ...и ведомую шестерни насоса.

 

6. Выверните пробку редукционного клапана. Обратите внимание: под пробкой установлено алюминиевое уплотнительное кольцо. Сильно обжатое кольцо замените.

 

7. Извлеките пружину редукционного клапана.

 

8. Извлеките редукционный клапан, осторожно постучав корпусом очистую деревянную доску. Если клапан не выходит, выньте его с помощью заостренной деревянной палочки.

 

9. Осмотрите алюминиевую крышку. В зоне прилегания шестерен на ней не должно быть заметных следов износа, задиров и глубоких царапин. В противном случае замените крышку.

 

10. Осмотрите корпус насоса. На его рабочих поверхностях не должно быть заметных следов износа, задиров и глубоких царапин. В противном случае замените корпус.

 

11. Измерьте диаметр гнезда ведомой шестерни на корпусе насоса. Предельно допустимый диаметр 75,1 мм. Если размер превышает указанный, замените корпус.

 

12. Измерьте всредней части ширину сегмента корпуса насоса. Если ширина меньше 3,4 мм, замените корпус.

 

13. Измерьте толщину ведущей шестерни. Если она меньше 7,42 мм, замените шестерню.

 

14. Измерьте толщину ведомой шестерни. Если она меньше 7,35 мм, замените шестерню.

 

15. Проверьте осевые зазоры шестерен. Для этого установите ведущую шестерню в корпус, поставьте металлическую линейку на корпус и измерьте щупом зазор между линейкой и шестерней.

 

16. Таким же способом измерьте осевой зазор ведомой шестерни. Предельно допустимый осевой зазор для ведущей шестерни равен 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм. Если зазоры превышают указанные, замените шестерни.

 

17. Более точно осевые зазоры шестерен можно получить расчетом. Для этого измерьте микрометром толщину корпуса по наружным поверхностям...

 

18. ...и толщину корпуса в зоне гнезда под шестерни в нескольких местах (по фрезерованным поверхностям). Рассчитайте осевой зазор как разность среднеарифметического значения глубины гнезда и толщины шестерен.

 

19. Осмотрите гнездо редукционного клапана. На его внутренней поверхности не должно быть задиров и глубоких царапин. В противном случае замените крышку.

 

20. Замените редукционный клапан, если на нем есть задиры и глубокие царапины.

 

21. Замените погнутую, поломанную или треснувшую пружину редукционного клапана. Высота пружины в свободном состоянии должна составлять 44,72 мм, под нагрузкой (4 ±0,24) кгс – 31,7 мм. В противном случае замените пружину.

 

22. Установите ведомую шестерню в корпус насоса. Фаски на зубьях шестерни должны быть обращены к корпусу.

 

23. Установите ведущую шестерню в корпус насоса. Фаски на зубьях шестерни должны быть обращены к корпусу.

24. Установите на корпус крышку и вверните болты ее крепления.

 

25. Смажьте моторным маслом редукционный клапан и установите его в гнездо донышком вниз. Затем установите пружину и заверните пробку с уплотнительным кольцом.

 

26. Через отверстие под маслоприемник залейте в насос моторное масло.

 

27. Проверните шестерни насоса на несколько оборотов, чтобы смазать их рабочие поверхности.

Вернуться в оглавление

Ремонт масляного насоса автомобиля в Москве - автосервис «Токио Сервис»

Ремонт масляного насоса автомобиля проводится в случае обнаружения неполадок в системе подачи смазочного материала. Основным признаком такой поломки является снижение давления. В этом случае на приборной панели должна загореться красная масленка, которая сигнализирует о неисправности. Отметим, что дальнейшая эксплуатация машины в таком состоянии может привести к очень серьезным неприятностям. Происходит масляное голодание, которое влечет за собой повышенное трение между подвижными элементами. Из-за этого происходит ускоренный износ, который сокращает срок службы деталей. Если Вы обнаружили такую симптоматику – отправляйтесь в сервис для диагностики. Затягивать с этой процедурой крайне не рекомендуется.

Назначение элементов

Функционирование двигателя связано с постоянным взаимодействием большого количества элементов. Все они испытывают серьезные механические и термические нагрузки. Для предотвращения быстрого выхода деталей из строя используется смазочный состав, который нивелирует негативные воздействия на подвижные компоненты. Стоит понимать важность его постоянного наличия в должном объеме, а также регулярная смена. Отметим, что при выполнении этих операций следует поменять и масляный фильтр, который имеет одинаковый срок службы со смазочным материалом.

Пока мотор не работает, масло находится в поддоне картера. После запуска ДВС оно немедленно поступает в специальные каналы. В осуществлении этой процедуры ей помогает масляный насос, который забирает его из резервуара и нагнетает в магистраль, создавая необходимое давление в системе. Этот процесс происходит непрерывно, обеспечивая смазкой подвижные детали.

Восстановительные процедуры

Ремонт масляного насоса авто является альтернативой приобретению нового устройства, так как цена его весьма велика. Конечно, есть и вариант покупки подержанной детали, однако, высока вероятность низкого уровня остаточного ресурса, поскольку проверить устройство до установки весьма непросто. Но и ремонт не стоит поручать кому попало. Ошибки, допущенные при выполнении таких мероприятий, приведут к невозможности функционирования механизма.

Рассмотрим основные этапы:

  • Слив масла
  • Отсоединение шкива коленвала
  • Демонтаж поддона картера
  • Выемка насоса
  • Дефектовка устройства
  • Замена изношенных элементов
  • Сборка
  • Монтаж
  • Сборка
  • Заливка новой смазки

При осуществлении мероприятий также стоит выполнить очистку поддона. Также замените прокладки.

Выбор мастеров

Выбирая техцентр для ремонта масляного насоса, стоит отказаться от гаражных мастерских. Качество работ, которое они демонстрируют, в большинстве случаев не дотягивает до уровня профессионалов. Также Вам вряд ли смогут дать какую-либо гарантию на результат процедур. В Москве осуществляют деятельность немало серьезных автосервисов. Они имеют в штате высококвалифицированных мастеров, а также необходимое техническое оснащение. Например, Вы можете воспользоваться услугами «Токио Сервис», который дает длительную гарантию на все проводимые мероприятия.

Признаки неисправности масляного насоса. Симптомы, причины и основные проблемы

Неисправности масляного насоса могут значительно навредить двигателю автомобиля, поскольку из-за них нарушается нормальная циркуляция моторного масла по системе. Причинами поломки может быть некачественное используемое масло, его низкий уровень в картере, выход из строя редукционного клапана, загрязнение масляного фильтра, засор сетки маслоприемника и несколько других. Проверить состояние масляного насоса можно как с его демонтажем, так и без него.

Содержание:

  • Признаки поломки
  • Причины неисправности
  • Методы проверки

Признаки неисправности масляного насоса

Существует несколько типовых симптомов неисправности масляного насоса. К ним относится:

  • Снижение давления масла в двигателе. Об этом будет сигнализировать лампочка масленки на приборной панели.
  • Повышение давления масла в двигателе. Моторное масло выдавливает из различных уплотнений и мест стыка в системе. Например, сальников, прокладок, места соединения масляного фильтра. В более редких случаях из-за избыточного давления в масляной системе машина вообще отказывается заводиться. Это происходит потому, что гидрокомпенсаторы перестанут выполнять свои функции, и соответственно, плохо функционируют клапана.
  • Увеличение расхода масла. Возникает из-за утечки либо угара.

При этом необходимо понимать, что некоторые из них могут указывать и на выход из строя других элементов масляной системы. Поэтому проверку желательно проводить в комплексе.

Причины неисправности масляного насоса

Причину по которой маслонасос вышел из строя может определить диагностика. Есть как минимум 8 основных неисправностей масляного насоса. К ним относится:

  • Забитая сеточка маслоприемника. Она находится на входе в насос, и в ее функции входит грубое фильтрование моторного масла. Как и масляный фильтр системы, она постепенно забивается мелким мусором и шлаком (часто такой шлак образовывается в следствии промывки двигателя различными средствами).
  • Неисправность редукционного клапана масляного насоса. Обычно выходит из строя входящие в его конструкцию поршень и пружина.
  • Износ внутренней поверхности корпуса насоса, так называемого «зеркала». Возникает по естественным причинам в процессе эксплуатации мотора.
  • Износ рабочих поверхностей (лопастей, шлицов, осей) шестерен масляного насоса. Случается как со временем долгой эксплуатации, таки из-за редких замен (очень густого) масла.
  • Использование грязного или неподходящего моторного масла. Наличие мусора в масле может быть по разным причинам — неаккуратная установка насоса или фильтра, использование некачественной смазывающей жидкости.
  • Небрежная сборка насоса. В частности, допущено попадание различного мусора в масло или насос был неправильно собран.
  • Падение уровня масла в картере двигателя. В таких условиях насос работает с избыточной производительностью, из-за чего перегревается и может преждевременно выйти из строя.
  • Грязный масляный фильтр. Когда фильтр очень забит насосу приходится прилагать значительные усилия для прокачки масла. Это приводит к его износу и частичному или полному выходу из строя.

Вне зависимости от причины, вызвавшей частичный выход из строя масляного насоса, необходимо выполнить его детальную проверку и при необходимости сделать ремонт или полную замену.

Как определить неисправность масляного насоса

Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.

Как проверить масляный насос, не снимая

Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.

Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах. Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.

На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал. Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.

Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.

Сетка маслоприемника

Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять. Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой.

Проверка редукционного клапана

Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.

В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.

Зашкуривать поверхность поршня нужно аккуратно, чтобы не снять слишком много металла. В противном случае масло будет возвращаться в основную магистраль при более низком давлении, чем настроенное значение (например, на холостых оборотах работы двигателя).

Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.

Корпус и шестерни насоса

Нужно осмотреть состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопастей. При их значительном повреждении снижается эффективность работы насоса. Существует несколько типовых тестов.

Проверка зазора между шестерней и корпусом масляного насоса

Первый — проверка зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Замер производится при помощи набора специальных щупов (инструменты для замера зазоров с различной толщиной). Другой вариант — штангенциркуль. В зависимости от модели конкретного насоса, допустимый максимальный зазор будет отличаться, поэтому соответствующую информацию необходимо уточнять дополнительно.

Например, у нового оригинального масляного насоса автомобиля Volkswagen B3 зазор составляет 0,05 мм, а максимально допустимый — 0,2 мм. При превышении этого зазора насос подлежит замене. Аналогичное максимальное значение у ВАЗ «классики» — 0,25 мм.

Выработка на шестерне маслонасоса

Второй тест заключается в измерении зазора между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки насоса. Для выполнения измерения сверху на корпус насоса нужно поставить металлическую линейку (или подобное приспособление) и с помощью тех же щупов замерить расстояние между торцевой стороной шестерен и установленной линейкой. Тут аналогично, максимально допустимое расстояние нужно уточнять дополнительно. У того же насоса Пассат Б3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше — нужен новый насос. У ВАЗ «классики» это значение должно находиться в пределах 0,066…0,161 мм. А предельный аварийный зазор — 0,2 мм.

В маслонасосе ВАЗ также нужно обратить внимание на состояние бронзовой втулки шестерни привода. Извлекается из блока двигателя. Если на ней имеются в значительном количестве задиры, то ее лучше заменить. Аналогично стоит проверить состояние ее посадочного места. Перед установкой новой втулки желательно почистить.

Если выявлены повреждения «зеркала» и самих лопастей — можно попробовать на специальном оборудовании в автосервисе попробовать проточить их. Однако зачастую это либо невозможно, либо нецелесообразно, поэтому приходится покупать новый насос.

При покупке насоса его необходимо полностью разобрать и проверить состояние. В частности, наличие на его деталях задиров, а также размеры люфтов. Особенно это актуально для недорогих насосов.

Отдельно стоит заметить, что для избежание проблем с масляной системой, в том числе с насосом, необходимо периодически контролировать уровень масла в картере, проверять его качество (не сильно ли оно почернело/загустело), менять моторное масло и масляный фильтр в соответствии с регламентом. А также пользоваться моторным маслом с характеристиками, предписанными производителем двигателя автомобиля.

При необходимости покупки нового масляного насоса в идеале нужно покупать, конечно же, оригинальный агрегат. Особенно это касается машин среднего и высшего ценового диапазона. Китайские аналоги мало того что отличаются малым сроком эксплуатации, так еще и могут вызвать проблему с давлением масла в системе.

После выполнения проверки и при сборке нового насоса его внутренние детали (лопасти, редукционный клапан, корпус, вал) обязательно нужно смазать маслом, чтобы он не стартовал «на сухую».

Неисправность, пусть даже незначительная, масляного насоса может привести к серьезным поломкам других элементов двигателя. Поэтому при возникновении признаков его неисправности необходимо как можно быстрее выполнить соответствующую проверку, а при необходимости ремонт или замену.

Самостоятельно выполнить проверку имеет смысл лишь в случае, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения подобных работ, а также понимание выполнения всех этапов работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Масляный насос проверка на стенде, замена, ремонт + фото и видео

Двигатель внутреннего сгорания в автомобилях ВАЗ нуждается в непрерывной смазке. Если циркуляция масла в моторе по каким-то причинам нарушается, то работать ему осталось недолго. За подачу смазки в двигатель отвечает масляный насос, который, как и любой другой узел, со временем изнашивается и выходит из строя. К счастью, автовладелец может заменить маслонасос самостоятельно.

Назначение и виды автомобильных маслонасосов

Назначение масляного насоса состоит в том, чтобы создавать необходимое давление в системе смазывания двигателя. Масло под действием высокого давления по специальным каналам поступает ко всем трущимся частям мотора, интенсивно снижает их трение друг о друга, тем самым предотвращая досрочный износ.

Масляный насос автомобиля ВАЗ, регулируемый, с редукционным клапаном

Типы масляных насосов

На автомобилях ВАЗ в разное время применялись различные типы насосов. Перечислим их:

  • насосы нерегулируемые. В их конструкции отсутствует редукционный клапан, так что давление в смазывающей системе всегда остаётся постоянным;
  • насосы регулируемые. Они оборудованы редукционным клапаном, так что давление в смазывающей системе автомобиля может меняться в зависимости от оборотов мотора;
  • насосы роторные. Главный элемент такой конструкции — ротор с небольшими металлическими лопастями, который и перекачивает масло. В регулируемых насосах этого типа помимо ротора всегда имеется статор с пружиной. Это устройство обеспечивает постоянное давление в системе смазывания независимо от скорости вращения коленвала;
  • насосы шестеренные. В насосах такого типа ротор с лопастями отсутствует. Его функцию выполняет пара шестерёнок с длинными зубьями. Эти зубья играют роль лопастей при перекачке масла.

Практически на всех современных автомобилях ВАЗ (начиная с ВАЗ 2114 и выше), устанавливаются регулируемые масляные насосы роторного типа.

Основные элементы конструкции регулируемого роторного маслонасоса ВАЗ

Вот основные достоинства этих устройств:

  • при использовании регулируемого маслонасоса мощность двигателя увеличивается на 30%. Это происходит за счёт снижения коэффициента мощности, отбираемой у мотора сторонними устройствами;
  • с регулируемым маслонасосом масло приходится менять реже, так как скорость оборотов коленвала снижается, а значит, снижается и их количество;
  • регулируемый маслонасос практически не вспенивает масло. Проблема, актуальная для нерегулируемых шестеренных насосов, была успешно решена в насосах роторных.

После запуска двигателя автомобиль начинает движение и постепенно ускоряется. Коленчатый вал при этом вращается всё быстрее. С увеличением скорости вращения вала давление в смазочной системе мотора постепенно падает, а потребность в притоке нового масла — возрастает.

Схема перекачивания масла насосом роторного типа на автомобилях ВАЗ

По мере снижения масляного давления пружина на подвижном статоре насоса разжимается, прикреплённый к ней статор начинает вращаться, затем смещается и входит в зацепление с ведомым ротором. Так начинается всасывание масла в полость насоса. Затем масло выдавливается в двигатель лопастями ротора и цикл всасывания повторяется.

Расположение маслонасоса в автомобилях ВАЗ

Масляный насос в автомобилях ВАЗ является частью двигателя, поэтому увидеть его, просто открыв капот, не удастся. Чтобы добраться до маслонасоса, автомобиль необходимо установить на смотровую яму, снять с него картерную защиту, а потом поддон.

Чтобы добраться до маслонасоса, с автомобиля ВАЗ придётся снять поддон и картер

Понять, что маслонасос вышел из строя, нетрудно. Перечислим симптомы, однозначно указывающие на поломку этого устройства:

  • лампочка давления масла на приборной панели постоянно горит. Обычно это происходит из-за засорения или поломки редукционного клапана в насосе. Как только этот элемент ломается, давление масла в смазочной системе резко возрастает, о чём и сигнализирует лампочка, горящая даже на холостых оборотах;

    Постоянное горение этой лампочки говорит о поломке маслонасоса

  • стук двигателя. Если водитель по каким-то причинам не обращает внимания на горение лампочки, мотор начинает стучать. Характерный стук становится громче по мере износа трущихся частей двигателя, на которые не подаётся масло. Отремонтировать мотор после такой поломки очень непросто.

Проверка маслонасоса на износ с помощью щупов

  1. Масляный насос снимается с автомобиля и разбирается. Отделяется редукционный клапан и приёмный патрубок. Все детали насоса тщательно промываются в керосине.
  2. После промывки необходимо осмотреть каждую деталь на предмет трещин или деформации. Повреждённые детали придётся заменить. Если никаких повреждений не выявлено, можно начинать замеры.
  3. Сначала с помощью щупа замеряются зазоры между корпусом насоса и зубцами шестерён. Зазор не должен превышать 0,2 мм.

    Расстояние между зубьями и корпусом маслонасоса измеряется специальным щупом

  4. Далее замеряются расстояния между зубьями шестерён. Они не должны превышать 0.5 мм с допустимой погрешностью в 0,05 мм. Если между какой-то парой зубьев это условие не соблюдается — налицо износ шестерни и её следует заменить.

Видео: как проверить масляный насос

Диагностика маслонасоса на стенде

В крупных автосервисах имеются универсальные стенды для быстрой проверки масляных насосов практически любых типов. Процедура проверки маслонасосов автомобилей ВАЗ, как правило, состоит из двух этапов:

  • проверка редукционного клапана;
  • проверка собранного маслонасоса.

Первый этап проверки заключается в следующем: редукционный клапан, предварительно снятый с насоса, устанавливается на стенд и на него через систему патрубков подаётся керосин. Давление керосина постепенно увеличивается с помощью специальных регуляторов.

Проверка маслонасоса ВАЗ на стенде происходит в два этапа: сначала клапан, потом сам насос

Задача специалистов сводится к тому, чтобы зафиксировать, при каком давлении клапан откроется, а при каком — полностью закроется.

Основные элементы конструкции типового редукционного клапана автомобилей ВАЗ

Редукционный клапан считается исправным, если он открывается при давлении в 7 кг/см², а закрывается при давлении в 16 кг/см². Если подобного не наблюдается, необходимо подтянуть (или, наоборот, ослабить) пружину на клапане и повторить проверку. После диагностики клапана насос полностью собирается и проверяется целиком. Для этого обычно используют смесь, на 70% состоящую из моторного масла и на 30% — из керосина. Фиксируется давление, которое насос создаёт на выходном патрубке. Устройство считается исправным, если при скорости вращения ротора в 250 об/мин на выходе создаётся давление в 35 кг/см².

Замена масляного насоса на автомобилях ВАЗ

  1. Машина ставится на смотровую яму. С помощью торцового ключа на «14» с него снимается защита картера и поддон.

    Защиту картера с автомобиля ВАЗ лучше снимать на смотровой яме или эстакаде

  2. Откручивается пробка сливного отверстия, масло сливается в подставленную ёмкость. Слив масла из системы может занять 10–15 минут.
  3. С помощью торцовой головки на «13» откручиваются все крепёжные болты маслонасоса.

    Крепёжные болты маслонасоса ВАЗ удобно откручивать торцовым ключом

  4. Маслонасос аккуратно снимается вместе с уплотнительной прокладкой, находящейся под ним.

    Снимая маслонасос ВАЗ, важно не потерять тонкую прокладку, находящуюся под ним

  5. Неисправный насос заменяется новым, после чего производится обратная сборка смазочной системы.

Полная разборка маслонасоса ВАЗ

  1. Снятый с автомобиля насос зажимается в тиски. Торцовым ключом на «12» откручиваются все крепёжные болты выходного патрубка (их 3). Следует отметить, что один из этих болтов короче остальных. Поэтому при разборке необходимо запомнить место, из которого его вывернули.

    Один из этих крепёжных болтов короче остальных

  2. После выкручивания болтов патрубок вместе с крышкой снимается с насоса. Под крышкой находится небольшая шайба. Снимая патрубок, её следует придерживать пальцем.

    Снимая патрубок маслонасоса ВАЗ, важно не потерять шайбу

  3. Теперь снимается пружина, регулирующая положение редукционного клапана.

    Пружину редукционного клапана ВАЗ можно снять вручную

  4. Далее извлекается сам клапан.

    Чтобы извлечь редукционный клапан ВАЗ, придётся приложить небольшое усилие

  5. Под клапаном находится стальная крышка. Для снятия её нужно с силой потянуть вверх. На снятой крышке не должно быть никаких царапин или заусенцев. Если они есть, значит, шестерни задевают крышку и насос износился полностью.

    На крышке маслонасоса ВАЗ не должно быть никаких царапин и заусенцев

  6. Открывается доступ к ведущей и ведомой шестерням. Они свободно извлекаются вручную. Все детали тщательно промываются в керосине и осматриваются на предмет повреждений. Сборка маслонасоса производится в обратном порядке.

    Вначале извлекается ведущая шестерня маслонасоса, затем — ведомая

Видео: снимаем и разбираем маслонасос ВАЗ

Снять масляный насос с автомобиля ВАЗ не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всё, что для этого нужно — хорошая смотровая яма, которая есть в большинстве гаражей, и час свободного времени. Задача вполне по силам начинающему автолюбителю, так что ему не придётся платить за эту работу профессиональным механикам.

Ремонт масляного насоса смазочной системы

Масляный насос подлежит ремонту при давлении масла в смазочной системе двигателя ниже значений, указанных в руководстве по эксплуатации.

Вначале нужно проверить состояние редукционного клапана насоса. Для этого необходимо вынуть редукционный клапан в сборе и проверить состояние его деталей.

Детали клапана, очищенные от масляных осадков и промытые в керосине, должны свободно перемещаться в корпусе редукционного клапана. Длина пружин клапана должна соответствовать значениям, заданным заводом-изготовителем при определенной нагрузке. Если при проверке наблюдается отклонение от указанных контрольных значений, то необходимо разобрать насос.

Разбирать масляный насос рекомендуется в следующем порядке:

  • промыть насос в обезжиривающем растворе, закрепить его в тисках и выпрессовать штифты;
  • отвернуть три болта крепления корпуса нижней секции (для двухсекционного насоса), вынуть болты, снять корпус нижней секции с прокладкой, снять ведомую шестерню нижней секции и вынуть ось из корпуса масляного насоса с помощью съемника, слегка постукивая деревянным молотком;
  • вывернуть пробку и вынуть редукционный клапан (пружину и плунжер);
  • спрессовать центрирующую муфту и вал в сборе с двумя ведущими шестернями и промежуточной крышкой на верстачном прессе;
  • снять прокладку верхнего корпуса насоса, ведомую шестерню верхней секции и выпрессовать ось;
  • закрепить вал насоса в тисках с мягкими подкладками и снять с вала ведущую шестерню нижней секции, затем вынуть первую шпонку из паза вала насоса, снять стопорное кольцо с помощью отвертки и промежуточную крышку;
  • спрессовать ведущую шестерню на верстачном прессе и вынуть вторую шпонку из паза вала масляного насоса.

Детали разобранного масляного насоса нужно промыть и проверить их геометрические размеры.

Диаметры отверстий в корпусе масляного насоса под ведущий вал насоса должны соответствовать допустимым значениям. При увеличении диаметра отверстия более допустимых значений нужно заменить корпус или отремонтировать отверстия. Глубина полостей под шестерни верхней секции должна соответствовать допустимым значениям. При увеличении глубины более допустимого значения корпус необходимо заменить или отремонтировать. Диаметры полостей под шестерни в корпусе и крышке также нужно проверить на соответствие допустимым значениям. При увеличении диаметра более допустимого корпус или нижнюю крышку нужно заменить или отремонтировать.

Также требуют проверки следующие размеры:

  • диаметры отверстий под оси ведомых шестерен в корпусе и в нижней крышке насоса;
  • диаметры осей ведомых шестерен;
  • глубина полостей под шестерни в нижней крышке насоса;
  • диаметр ведущего вала масляного насоса и ширина шпоночной канавки вала.

Односторонний износ осей недопустим. Изношенные оси следует выпрессовать и заменить новыми.

Разъемные поверхности промежуточной крышки насоса, соприкасающиеся с торцами шестерен, должны быть плоскими и параллельными. Допуск параллельности не должен превышать 0,03 мм на дайне 50 мм. Допуск плоскостности поверхностей крышки или выработка не должен превышать 0,04 мм. Допускается шлифование крышки на величину не более 0,15 мм с каждой стороны. Поверхность корпуса нижней секции насоса, соприкасающаяся с торцами шестерен, должна быть плоской. Допуск плоскостности поверхности крышки или выработка соответствует 0,04 мм, допуск параллельности — не более 100 мм.

Для контроля герметичности и выявления течи через невидимые трещины рекомендуется корпус масляного насоса, промежуточную крышку и корпус нижней секции проверять путем подачи воды под давлением 0,4 МПа.

Сборку насоса проводят в последовательности, обратной разборке. Все бумажные прокладки при сборке насоса следует заменить новыми. Прокладки смазывают тонким слоем герметика УН-25 или другим средством, отвечающим требованиям завода-изготовителя.

При установке ведущего вала насоса должны быть обеспечены зазоры между валом и отверстием корпуса и между осью и отверстием шестерни. При сборке насоса необходимо уделять особое внимание следующему. Ось ведомой шестерни должна быть запрессована в корпус с натягом 0,032… 0,077 мм. Центрирующая муфта на ведущем валу должна быть посажена с натягом 0,004… 0,048 мм. Если муфта на валу качается (имеется зазор), ее следует заменить. При напрессовке центрирующей муфты нужно выдержать размер от торца насоса до верхнего края муфты в соответствии с требованиями завода-изготовителя.

Щупом и линейкой необходимо проверить зазоры масляного насоса:

  • зазор между зубьями шестерен и стенками корпуса — 0,100…0,175 мм (предельно допустимый зазор 0,25 мм);
  • зазор в зацеплении зубьев шестерен — 0,14…0,24 мм (предельно допустимый зазор 0,25 мм);
  • зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса верхней секции при установленной прокладке толщиной 0,17 мм — 0,120…0,195 мм (предельно допустимый зазор 0,20 мм);
  • зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса нижней секции — 0,135 …0,188 мм (предельно допустимый зазор 0,20 мм).

Рис. Проверка зазоров масляного насоса с помощью щупа и линейки: а — проверка зазора между зубьями шестерен и стенками корпуса; б — проверка зазора в зацеплении зубьев шестерен; в — проверка зазора между торцами шестерен и плоскостью корпуса; г — проверка зазора между торцами шестерен и плоскостью корпуса нижней крышки

Ведущий вал насоса, установленный в корпусе насоса, после затяжки всех болтов должен легко проворачиваться от руки без заклинивания. При наличии заклинивания допускается добавление одной прокладки толщиной не более 0,06 мм. Собранный насос рекомендуется испытать на специальном стенде. Значения подач масла насосом должны быть в пределах значений, указанных заводом-изготовителем.

Ремонт масляного насоса авто в Москве | Стоимость работ - автосервис «Кволити Моторс»

Ремонт масляного насоса автомобиля предусматривает устранение появившихся дефектов и восстановление работоспособности этого важного механизма. В случае неполадок или полного выхода агрегата из строя, у владельца автомобиля есть три пути. Во-первых, установить новый элемент. Однако, цена такого устройства вряд ли обрадует владельца подержанной машины. Но, это, конечно же, обеспечит продолжительный срок службы и не заставит автолюбителя возвращаться к этому вопросу в ближайшем будущем. Во-вторых, есть вариант приобретения подержанного механизма. Его остаточный ресурс трудно оценить до установки, однако и стоимость компонента системы в таком случае будет существенно ниже. В-третьих, многие элементы такого типа поддаются ремонту, что позволит найти некий компромиссный вариант, восстановив устройство.

Система подачи смазки

В агрегатах, которые имеют достаточно большой объем смазочного или рабочего материала, используется поддон картера, который выступает хранилищем для масла, а также помогает в процессе его охлаждения. Для того чтобы в нужный момент осуществлялась подача жидкости, устанавливается специальный насос. В ДВС он начинает работу при запуске мотора, а в АКПП – при включении рабочего режима. Важность этих устройств сложно переоценить, поскольку без их работы штатное функционирование агрегатов будет невозможно.

Помимо естественного износа, который неизбежен в процессе активной эксплуатации транспортного средства, выход механизма из строя возможен и по причине засорения масляного канала. Это происходит из-за продуктов износа, которые накапливаются в смазочном материале, а также по причине несвоевременной смены рабочей жидкости.

Выполнение процедур

Ремонт масляного насоса подразумевает его извлечения из агрегата. Это не такая простая операция, как может показаться на первый взгляд. Для ее выполнение требуется специальный инструмент, а также подъемник, без которого успех операции окажется под большим вопросом. Следовательно, самостоятельное осуществление мероприятий довольно проблематично, особенно, если Вы не являетесь опытным автомехаником.

Рассмотрим этапы:

  • Слив смазки
  • Удаление поддона картера
  • Выемка устройства
  • Дефектовка насоса
  • Очистка
  • Замена изношенных элементов
  • Сборка механизма
  • Установка

Требуется очистка поверхностей. Это позволит удалить из системы продукты износа.

Выбор мастеров

Чтобы добиться ожидаемы результатов, поручите ремонт масляного насоса авто профессионалам. Если специалисты имеют большой опыт, для них подобная процедура будет рутинной работой. Следовательно, они смогут гарантировать высокое качество осуществляемых процедур. Например, Вы можете воспользоваться услугами квалифицированных специалистов «Кволити Моторс», техцентра, расположенного в Москве. На месте будут доступны все необходимые запчасти и расходники.


Смотрите также

Возврат к списку