Тахограф - это бортовой самописец, который осуществляет запись параметров движения транспортного средства и режимов труда и отдыха водителей, во внутреннюю память устройства и на Карту Водителя для тахографа.
Внимание: При работе Цифрового тахографа необходима карта Водителя.
Карты водителей имеют ограниченный срок действия. Соответственно до истечения срока действия карты необходимо позаботится о получении новой карты, иначе можно получить штраф за вождение без карты водителя.
При установке карты водителя, на дисплее тахографа отображается ФИО владельца карты, если на дисплее не появилось никакой информации то, возможно, карта вставлена не до конца. Необходимо проверить правильность установки карты (установка сопровождается характерным щелчком).Карты не должны находиться в области сильного воздействия электромагнитного излучения – это может привести к поломке карты водителя.
Если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр. При этом, если экипаж находится в пути, то он все равно должен в течении 7 дней отремонтировать тахограф в специальной мастерской, а до этого времени вносить соответствующие записи на ленту тахографа вручную подписывая данные личной подписью.При работе тахографа используется термобумага. Одно из обязательных условий использования цифрового тахографа - возможность печати и предоставления его данных, находящихся в памяти устройства.
Наличие в тахографе термобумаги, а также 2-хзапасных рулонов в кабине у водителя, является обязательным условием для обеспечения правильной работы тахографа. Отсутствие бумаги равносильно неисправности самого прибора.
Повторимся, наличие карты при использовании цифрового тахографа обязательно в соответствии с действующим законодательством РФ, её отсутствие равносильно неисправности самого прибора.
Но, если случилась поломка, потеря и т.п. то управление транспортным средством, оснащенным цифровым тахографом без карты водителя допускается в течение 7-и календарных дней. (данный период может быть продлен до 15-ти календарных дней, если водитель в рейсе, более подробно можно прочитать в приказе №36, приложение 3, пункты 11, 12, 13, а также в инструкции по эксплуатации тахографа. Приказы можно посмотреть здесь)
В течение этого времени, водитель ОБЯЗАН подать заявление на получение карты для тахографа, либо произвести её замену. При этом в конце каждой рабочей смены должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя.
При осуществлении контроля инспектором ДПС, водитель обязан предоставить данные подписанные распечатки.
Повторимся еще раз, одним из обязательных условий использования цифрового тахографа, является возможность печати параметров движения ТС, записываемых в памяти тахографа. Таким образом, водитель ОБЯЗАН при себе иметь не менее трех рулонов термобумаги (термолента для тахографа).
Не имеет ни какого смысла, так как цифровой тахограф осуществляет запись всех действий связанных с его эксплуатацией, во внутреннюю память устройства. Выявить манипуляции с применением различных карт легко, а возможные штрафы за подобные действия, вплоть до лишения права на эксплуатацию ТС, и его отправка на штрафную стоянку, делают данный способ обмана неэффективным и очень затратным.
Сейчас, наверное, нет ни одного грузового автомобиля, который бы не укомплектовывался тахографом. Данный элемент являет собой контролирующее устройство, функция которого – запись параметров движения грузовика, а также режимов отдыха и труда водителя. Вся информация хранится в самом устройстве либо на специализированной карте. Многих начинающих водителей беспокоит вопрос о том, как правильно пользоваться тахографом. Сегодня мы постараемся найти на него ответ.
Прежде чем рассказать, как пользоваться тахографом, пару слов о карте водителя. Она представляет собой чип с фотографией владельца, а также информацией о его дате рождения, месте жительства, Ф.И.О. и т. д. Карта водителя непосредственно взаимодействует с контролирующим устройством. Перед тем как пользоваться цифровым тахографом, нужно иметь годный чип. Срок его получения – две недели (максимум - один месяц). Для этого водителю нужно предоставить следующие документы:
Стоимость изготовления данного чипа в России составляет от четырехсот до полутора тысяч рублей. Вместе с ним выдается индивидуальный ПИН-код.
В начале рабочей смены водитель устанавливает в устройство индивидуальную карту. Она вставляется в первый слот. Карта водителя должна быть повернута чипом вверх. После того как она вошла в устройство, требуется ввести ПИН-код. Важно помнить эти цифры наизусть либо иметь записку. В противном случае при неверно введённом пароле карта заблокируется. Устройство предложит ввести PUK-код. Он идет в комплекте с вашей картой.
Отметим, что чип водителя имеет определенный срок службы (3 года). По его истечении требуется получить новую карту. В противном случае за езду с просроченным чипом полагается штраф. Когда карта установится в разъем, на экране цифрового тахографа будет отображаться ФИО ее владельца, то есть водителя. Если на экране ничего не отображается, вероятно, чип вставлен не до конца. Проверьте правильность установки – карта должна входить с характерным щелчком.
Далее необходимо ввести данные о том, где вы находились до начала смены, выставив:
После ввода данных водитель может продолжать движение. В это время устройство автоматически перейдет в режим вождения. На пиктограмме тахографа отобразится иконка руля. После остановки необходимо проверить текущий режим на цифровом дисплее. При выключении зажигания цифровой тахограф автоматически переходит в режим отдыха. Можно его переключить вручную. Для этого требуется нажать соответствующую кнопку (на тахографах она бывает разного типа). По окончании смены требуется вынуть карту из записывающего устройства.
Карта водителя не должна находиться вблизи электромагнитного излучения. Оно негативно влияет на чип. Также случается, что тахограф не читает или «выплевывает» карточку обратно. В таком случае требуется отремонтировать устройство в ближайшем сервисе. По закону, водитель имеет право ездить без карты на протяжении семи дней (если автомобиль находится в рейсе). При этом водитель обязан вносить данные на ленту тахографа вручную, подтверждая действия личной подписью.
Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать). Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:
Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.
Существует несколько ее разновидностей:
Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.
Частные организации обязаны следить за качеством работы самописцев, производить их калибровку, ремонт и техническое обслуживание. Контроль за соблюдением режимов движения и отдыха производится предприятием раз в 1-2 месяца. Так, выгрузка данных из карты водителя осуществляется не реже, чем раз в 28 дней. Что касается самих тахографов, с них данные выгружаются раз в один год. Полученная информация должна храниться в базе данных на протяжении 365 дней и быть доступной для проверки. Срок действия сертификатов карт предприятия – три года. До истечения этого времени организация должна получить новые чипы для водителей. Сам блок тахографа подлежит регулярному техническому обслуживанию. ТО должно производиться не реже, чем раз в 2 года. При выявлении неисправности блок ремонтируется или списывается. В последнем случае предприятие должно записать всю сохраненную в блоке информацию. Информация не должна удаляться на протяжении одного года. Данные про утилизацию устройства организация направляет в ФБУ «Росавтотранс». Можно ли пользоваться водителю тахографом без карты? Езда без сертифицированного чипа приравнивается к неисправности блока. При проверке транспортная служба или сотрудник ГАИ имеет полное право выписать штраф. Его сумма составляет от 1 до 3 тысяч рублей.
Многие водители, особенно на легковых автомобилях, не всегда придерживаются правил. Тахограф – это устройство, записывающее не только количество и время остановок, но и скорость движения автомобиля. Так, любое превышение будет видно на распечатке. Сотрудник ГАИ имеет право оштрафовать вас за несоблюдение скоростного режима. Кстати, на европейских грузовиках с завода устанавливают ограничитель (85 километров в час). Это исключает возможность намеренного превышения скорости водителем. Перед тем как пользоваться тахографом, учитывайте и этот момент. Все попытки обмануть устройство будут тщетными.
Итак, мы выяснили, как пользоваться тахографом с картой водителя. По закону, данный элемент устанавливается на все грузовые автомобили, за исключением малотоннажных. Ездить без чипа водителю запрещается. Поэтому нужно знать, как пользоваться картой тахографа и как правильно распечатывать нужную информацию. Надеемся, данная статья помогла вам в решении данного вопроса.
Как пользоваться тахографом с картой водителя – должен знать любой, кто имеет дело с этими устройствами. Особых сложностей в использовании бортовых самописцев и тахографических карт нет, но несоблюдение ряда элементарных правил, вызванное незнанием нюансов, может стать источником проблем.
Ниже мы подробно расскажем, как пользоваться тахографом с картой водителя (её еще называют чип карточкой или пластиковым ключом), и на что нужно обращать внимание при работе с этой техникой.
Для правильного использования тахографа и тахографической карточки нужно досконально разобраться, как работают эти устройства:
Для эксплуатации автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки наличие исправного тахографа, прошедшего сертификацию и калибровку, является обязательным. При осуществлении движения каждый водитель обязан использовать только личную тахографическую чип-карту.
Езда с чужой карточки приравнивается к управлению ТС без карты тахографа и наказывается штрафом до 3 тысяч рублей для самого водителя, и до 10 тысяч – для транспортных компаний (владельцев автомобиля).
Корректное использование тахографа предполагает вождение транспортного средства с включенным прибором и установленной в него индивидуальной чип-картой водителя. Большая часть тахографов, сертифицированных для использования в РФ, имеет сходную конструкцию, потому разобраться, как пользоваться тахографом с картой водителя, относительно несложно.
Обратите внимание! Здесь приводятся рекомендации, общие для большинства моделей. У тахографов некоторых марок элементы интерфейса или пункты меню могут отличаться. Потому перед началом работы стоит потратить некоторое время для их изучения, чтобы в дальнейшем обладать актуальной информацией и свободно ориентироваться в деталях.
Последовательность действий водителя при эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, такова:
Для соблюдения требований нормативных документов (приказ Минтранса №15) важно оптимально чередовать работу и отдых. Первый промежуток работы не должен превышать 4 часов, последующие – не больше 2 часов. Минимальная величина промежутка отдыха оставляет 15 минут (иначе он не будет зафиксирован тахографом), максимальная — 2 часа.
При выполнении международных рейсов режимы труда и отдыха считаются по-другому: максимальное время вождения составляет 4 1/2 часа – затем обязательно должен следовать перерыв не менее 45 минут. Время перерыва (в течение которого запрещается выполнять вождение и другую работу) можно делить на части – в этом случае продолжительность первого перерыва не может быть меньше 15 минут, а второго – меньше 30 минут. Максимальное время вождения за день не должно превышать 9 часов (дважды в неделю – 10 часов).
После завершения рабочей смены водитель обязан извлечь карту из тахографа. Для этого достаточно нажать соответствующую кнопку.
Одна из ключевых функций тахографа – распечатка хранящейся в памяти информации о режиме водителя или о движении транспортного средства. Для этого в самом устройстве должен быть установлен рулон бумаги для распечатки, кроме того, в кабине водителя должны храниться минимум 2 запасных рулона. Отсутствие бумаги для печати информации приравнивается к неисправности прибора и является основанием для наложения штрафных санкций со стороны сотрудников ДПС.
Для распечатки данных может использоваться термобумага европейского типа или бумага отечественного производства. Первая разновидность обладает повышенной стойкостью к влаге, выцветанию и температурным воздействиям. Требования к бумаге производства РФ устанавливаются каждым производителем тахографов в отдельности.
Для того, чтобы тахограф можно было использовать с целью распечатки хранящейся в памяти информации, должны быть соблюдены такие требования:
Кроме того, желательно, чтобы у водителя была при себе инструкция по эксплуатации установленной на ТС модели регистрирующего устройства – при необходимости это позволит быстро разобраться в его дополнительных функциях.
Как и в случае с управлением работой тахографа, алгоритм распечатки у разных моделей может незначительно отличаться. Ниже мы расскажем, как распечатать данные с тахографа. Изучив эту информацию, любой водитель быстро сориентируется, и при необходимости внесет в нее коррективы в зависимости от установленной на ТС модели устройства.
Действия водителя при распечатке информации с тахографа:
Затем производится запрос данных путем выбора соответствующего варианта. Наиболее востребованные варианты:
Также инспектор ДПС может запросить общую информацию о работе тахографа для контроля сбоев и ошибок. Это позволит оценить, исправен ли прибор и обладает ли он достаточной точностью для регистрации движения автомобиля.
Для того чтобы избежать проблем при общении с сотрудниками ДПС, а также для эффективного контроля режима работы водителя, необходимо правильно использовать тахограф с тахографической картой. Особых сложностей в эксплуатации этих устройств нет, но чтобы избежать ошибок, перед началом работы стоит внимательно изучить инструкцию!
Практически каждый водитель знает, как пользоваться тахографом. Бортовой самописец выполняет ряд полезных функций, включая запись параметров движения транспорта, а так же фиксацию соблюдения режимов труда и отдыха водителей.
Полученные данные записываются на карту водителя и в память цифрового тахографа. В 2013 году вступил в силу закон по которому все транспортные средства массой свыше 3,5 тонн, осуществляющие коммерческие перевозки должны быть оснащены устройствами по контролю режима труда и отдыха водителей, а для невозможности корректировки данных в состав такого устройства необходим блок криптографической защиты информации СКЗИ.
Езда по тахографу является средством защиты участников дорожного движения от возможных ДТП с участием грузового транспорта. Устройство контролирует средние и максимальные скорости, а так же время, когда водитель должен быть сменен.
Поэтому использование тахографов в России получило такое распространение, особенно на коммерческих машинах, перевозящих габаритные и опасные грузы. Работа водителя по тахографу может быть проверена. Данные техники имеют высокий уровень защиты, они не поддаются корректировке, благодаря наличию блока СКЗИ.
Режим работы дальнобойщика по тахографу полностью себя оправдывает. Статистика за 10 лет приводит следующие факты:
Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу. В основе каждой модели лежат:
В зависимости от технических характеристик тахографа, его составляющие могут дополняться. Основной поток информации устройство берет из закодированного датчика, который находится на коробке передач. Дополнительным источником получения данных о скорости движения является ГЛОНАСС/GPS приемник. Если транспортное средство движется, основными сведениями будет скорость и пробег. Все данные передаются на карту водителя и в память цифрового тахографа.
Правила использования тахографа подразумевает периодическую (1 раз в 2 года) калибровку устройства . Основной целью процедуры является выставление коэффициентов таким образом, чтобы данные со спидометра соответствовали информации на экране тахографа.
Трудовые режимы тахографа не должны превышать 9 часов работы водителя. Время вождения может быть увеличено два раза за неделю до 10 часов. Общее количество рабочих часов за 2 недели не должно быть более 90 часов.
После того, как водитель управляет автомобилем 4,5 часа ему необходимо сделать перерыв на 45 минут. Водитель может устраивать несколько перерывов на протяжении 4, 5 часов работы, однако их совокупное время не должно превышать 45 минут.
Водитель, знающий как пользоваться тахографом, должен соблюдать режим сна не менее 11 часов в сутки. Водитель может сократить время сна до 9 часов трижды в неделю при условии, что ему будет оказана соответствующая компенсация.
Для печати данных водителю необходимо зайти в главное меню кнопкой «Ок». Функция «Печать» расположена в вверху списка. Далее нужно выбрать по каким данным осуществлять печать: по данным авто или по карте водителя. Более детальная информация о том, как пользоваться тахографом, представлена на видео
Получить спец. цену на тахограф с СКЗИ +330 Поставить лайк статьеВ связи с частыми обращениями водителей с вопросом как правильно пользоваться тахографом мы решили рассказать основные правила работы с контрольным устройством. Тахограф — контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства (грузового автомобиля, автобуса), предназначенный для контроля и регистрации таких параметров, как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха водителя. Вся информация хранится в самом устройстве либо на специализированной карте.
Прежде чем рассказать, как пользоваться тахографом, пару слов о карте водителя. Она представляет собой чип-карту с фотографией владельца, а также информацией о его дате рождения, месте жительства, Ф.И.О. и т. д.
Карта водителя непосредственно взаимодействует с контролирующим устройством. Перед тем как пользоваться цифровым тахографом, нужно иметь исправную чип-карту. Срок её получения – две недели (максимум — один месяц). Для этого водителю нужно предоставить следующие документы:
Стоимость изготовления данной карты в России составляет от 2500 до 3500 рублей. Вместе с ней выдается индивидуальный ПИН-код.
В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение 7 календарных дней в организацию, занимающуюся выпуском карт, с заявлением о выпуске новой карты.
В начале рабочей смены водитель устанавливает в устройство индивидуальную карту. Она вставляется в первый слот. Карта водителя должна быть повернута чипом вверх. После того как тахограф принял карту, требуется ввести ПИН-код. Важно помнить эти цифры наизусть либо иметь записку. В противном случае при трижды неверно введённом пароле карта заблокируется. Разблокировать карту можно любой компании которая занимается изготовлением карт для тахографа, стоимость разблокировки к примеру у нас составляет 300 рублей. Отметим, что чип водителя имеет определенный срок службы (3 года). По его истечении требуется получить новую карту. В противном случае за езду с просроченным чипом полагается штраф.
Когда карта водителя окажется в тахографе, на экране цифрового прибора будет отображаться ФИО ее владельца, то есть водителя. Если на экране ничего не отображается, вероятно, чип вставлен не до конца. Проверьте правильность установки – карта должна входить с характерным щелчком. Далее необходимо ввести данные о том, где вы находились до начала смены, выставив:
После ввода данных водитель может продолжать движение. В это время устройство автоматически перейдет в режим вождения. На пиктограмме тахографа отобразится иконка руля. После остановки необходимо проверить текущий режим на цифровом дисплее.
При выключении зажигания цифровой тахограф автоматически переходит в режим отдыха. Можно его переключить вручную. Для этого требуется нажать соответствующую кнопку (на тахографах она бывает разного типа). По окончании смены требуется вынуть карту из записывающего устройства.
Карта водителя не должна находиться вблизи электромагнитного излучения. Оно негативно влияет на чип. Также случается, что тахограф не читает или «выплевывает» карточку обратно. В таком случае требуется отремонтировать устройство в ближайшем сервисе. По закону, водитель имеет право ездить без карты на протяжении семи дней (если автомобиль находится в рейсе). При этом водитель обязан вносить данные на ленту тахографа вручную, подтверждая действия личной подписью.
В соответствии с приказом Минтранса № 36 от 13 февраля года водители транспортных средств обязаны:
Можно ли пользоваться водителю тахографом без карты? Езда без сертифицированного чипа приравнивается к неисправности блока. При проверке транспортная служба или сотрудник ГАИ имеет полное право выписать штраф. Его сумма составляет от 1 до 3 тысяч рублей.
Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).
Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации. Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени. Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:
Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.
Существует несколько ее разновидностей:
Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.
Частные организации обязаны следить за качеством работы КУ Тахограф, производить их калибровку, ремонт и техническое обслуживание. Контроль за соблюдением режимов движения и отдыха производится предприятием раз в 1-2 месяца. Так, выгрузка данных из карты водителя осуществляется не реже, чем раз в 28 дней. Что касается самих тахографов, с них данные выгружаются раз в один год. Полученная информация должна храниться в базе данных на протяжении 365 дней и быть доступной для проверки. Срок действия сертификатов карт предприятия – три года. До истечения этого времени организация должна получить новые карты для водителей. Блок СКЗИ (НКМ) тахографа имеет срок службы в три года (36 месяцев) с момента активации — именно столько действует защищающий данные «электронный ключ» ФСБ. Также за три года память блока существенно заполнится информацией и будет подходить к концу, а просто освободить место уже нельзя т.к. записанные данные невозможно физически удалить или поменять. Также НКМ подлежит замене в иных случаях:
Информация не должна удаляться на протяжении одного года. Данные про утилизацию устройства организация направляет в ФБУ «Росавтотранс».
Многие водители, особенно на легковых автомобилях, не всегда придерживаются правил. Тахограф – это устройство, записывающее не только количество и время остановок, но и скорость движения автомобиля. Так, любое превышение будет видно на распечатке. Сотрудник ГАИ имеет право оштрафовать вас за несоблюдение скоростного режима. Кстати, на европейских грузовиках с завода устанавливают ограничитель (85 километров в час).
Это исключает возможность намеренного превышения скорости водителем. Перед тем как пользоваться тахографом, учитывайте и этот момент. Все попытки обмануть устройство будут тщетными.
Итак, мы выяснили, как пользоваться тахографом с картой водителя. По закону, данное устройство устанавливается на все грузовые автомобили,свыше 3,5 тонн. Ездить без карты для тахографа водителю запрещается. Поэтому нужно знать, как пользоваться картой тахографа и как правильно распечатывать нужную информацию. Надеемся, данная статья помогла вам в решении данного вопроса.
С наилучшими пожеланиями команда ООО «Умные Системы Контроля»
Если у вас возникли вопросы звоните нам по телефону +7(3452)381551
Сегодня все автомобили, предназначенные для совершения коммерческих перевозок, должны иметь в наличии специальные контрольные устройства— тахографы. Начинающие водители иногда впадают в панику, не зная, как работать с данной техникой.Но в Сети существует множество обучающих видеоинструкций, чтобы найти которые, достаточно ввести в поисковую строку браузера фразу: «Как пользоваться тахографом с картой водителя видео».
На самом же деле, порядок работы с устройством весьма прост. При этом водителю знать абсолютно все возможные манипуляции с ним просто нет необходимости. Для спокойной работы достаточно уметь совершать всего несколько простейших операций.
По специфике работы водителю придётся совершать их периодически, поэтому со временем набивается рука и процедура работы легко запоминается.
Тахографом оборудуются автомобили, задействованные в коммерческих перевозках. Это могут быть как перевозки грузов, так и пассажиров. Это устройство на автомобиле выступает в роли бортового самописца.Основное предназначение которого — регистрация движения (учитывается скорость и расстояние), а также учёт времени, которое водитель провёл за управлением автомобиля.
Последнее обстоятельство, а именно — время управления транспортным средством, фиксируется тахографом при помощи использования водителем индивидуальной тахографической карты. Данная карточка содержит особый чип, на который, собственно, и записывается касающаяся его информация, в том числе и время работы. Помимо чипа на карте изображается фотография водителя, его личные данные, а также срок её действия.
Водитель обязательно должен использовать только свою личную карточку. Если он в процессе управления автомобилем использует чужую карточку, то такое приравнивается к управлению транспортным средством без карты тахографа. Проще говоря, за подобное деяние лицо может быть привлечено к административной ответственности согласно ст.11.23 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа в весьма существенном размере.
Однако необходимо учитывать, что существуют некоторые нюансы использования тахографических карт и тахографов. Об этом речь пойдёт чуть ниже.
Первый раз слыша подобные аббревиатуры становится как-то не по себе. Однако, на самом деле всё предельно просто и понятно. Дело в том, что в зависимости от маршрута следования автомобиля зависит и тип карты водителя, а также тип самого тахографа.
Водительские карточки СКЗИ и ЕСТР имеют довольно явные отличия друг от друга:
Помимо вышеуказанных отличий существуют отличия и по внешним признакам:
Если маршрут следования транспортного средства пролегает внутри страны, т.е. ехать придётся по российским дорогам, то должны использоваться тахографы типа СКЗИ с таким же типом карты. Если же путь лежит за рубеж, то должны использоваться международные тахографы и карты типа ЕСТР.
Водителю знать PIN-код по карте СКЗИ. Это надо для пользования устройства в штатном режиме. Без его введения тахограф функционировать не будет. Поэтому PIN-код предоставляется фирмой производителем вместе с картой водителя.
Однако очень часто водители ошибаются при вводе данного кода. В результате карта блокируется.
Последний штрих — снять блокировку можно лишь путём введения другого кода, который называется PUK-код. Он также предоставляется фирмой производителем. После его введения устройство автоматически сгенерирует новый PIN-код и выдаст его на экран.
Если же утерян PUK-код, решить проблему можно будет лишь одним способом —обратиться в фирму, которая занималась изготовлением карты. При этом, обратившемуся придётся представить документ, удостоверяющий его личность, и саму карту.
Важно знать, что тахографы, которые сертифицированы для использования в РФ, имеют схожую конструкцию. В связи с этим, водителям разобраться в нюансах работы большинства устройств проблем не составляет. Однако вопрос: «Как пользоваться картой водителя для цифрового тахографа?» — по-прежнему остаётся актуальным, ведь пункты меню и элементы интерфейса могут сильно различаться в зависимости от модели прибора.
Однако, в общем виде пошаговая инструкция пользования содержит следующие пункты:
Несмотря на простоту работы с устройством, иногда в ходе его эксплуатации могут возникать вопросы. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют водителям иметь при себе подробное руководство (инструкцию) по работе прибора. Её наличие будет плюсом для водителя и при остановке его на дороге сотрудниками ГИБДД.
Таким образом, цифровой тахограф выполняет следующие функции:
Помимо того, что тахограф отражает действия водителя в реальном времени, он производит диагностику ошибок и самотестирование.
Тахограф, как и любое электронное устройство, нуждается в обслуживании.
В общей перечень мероприятий по обслуживанию устройства входит несколько позиций:
Проверяется тахограф не реже одного раза в два года. При этом обслуживание также должно осуществляться по мере необходимости: после ремонта прибора, замены шин, замены блока СКЗИ и так далее.
Тахограф относится к криптографическому оборудованию. Поэтому, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N313, любые производимые с ним манипуляции возможны только лицом, имеющим специальную лицензию. Вследствие этого,самоуправство или обращение за помощью к нелицензированным компаниям может повлечь за собой дополнительные растраты.
Во-первых, — это административный штраф за неправильно установленный прибор.
Во-вторых, — это затраты на замену испорченного оборудования. Поэтому обращаться за обслуживанием стоит лишь к тем фирмам, которые имеют соответствующее разрешение на работу с криптографическими устройствами.
Целью внедрения и использования тахографов является повышение уровня безопасности дорожного движения.
Добивается это путём не только контроля за техническим состоянием автомобиля при помощи подобного бортового самописца, но и посредством строгого соблюдения нормы рабочего времени водителя.
Законодательство содержит ряд нормативных актов, которые чётко регламентирует график работы водителя.
Так, согласно установленным требованиям ЕСТР (международные нормы), действуют следующие нормы рабочего времени:
А вот согласно Приказу Минтранса РФ от 20.08.2004 года N15 (нормы российского права), для водителей устанавливается другой режим:
К сожалению, несмотря на установленные нормы рабочего времени, полноценно соблюдать требования нормативов достаточно проблематично.
Одной из причин такого положения дел является малая развитость придорожной инфраструктуры. Наиболее это касается трасс местного назначения. Как итог — нарушение режима отдыха и создание угрозы безопасности движения.
Цифровой тахограф — устройство, производящее запись параметров движения Транспортного Средства, а так же режимов труда и отдыха водителея во внутреннюю цифровую память устройства и на Карту Водителя для тахографа.
Внимание: Для корректной работы цифрового тахографа необходима карта водителя.
Для начала работы с Цифровым тахографом, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации тахографа, а так же изучить режимы труда и отдыха водителей.
1) В начале рабочей смены, водитель ОБЯЗАН вставить карту водителя для тахографа в соответствующий слот цифрового тахографа. Карта должна быть вставлена «Чипом в верх» (аналогично банковской при пользовании банкоматом).
После загрузки карты водителя, на дисплее тахографа отображается Ф.И.О. собственника карты. Если же этого не произошло, возможно, карта вставлена не до конца или неисправна. Необходимо проверить правильность установки карты. После установки карты, как правило, слышен характерный щелчок замка картоприемника.
В случае, если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр, для выявления причин неисправности. Причиной может являться как неисправность карты водителя (выход из строя), так и неисправность тахографа.
2) После установки карты водителя в тахограф – на дисплее тахографа необходимо ввести данные о том, где находился Водитель до момента начала рабочей смены, отдыхал — «Режим отдыха» либо же был занят работой — «Режим работа».
3) После ввода всех данных, водитель начинает движение. В отличае от аналогового тахографа, на цифровом тахографе режимы деятельности водителя выставлять вручную необязательно, так как цифровой тахограф фиксирует изменения режимов труда и отдыха водителей автоматически.
Возможны исключения в цифровых тахографах старого производства, в которых режим отдыха необходимо устанавливать вручную нажатием соответствующей клавиши.
Обратите внимание – на дисплее тахографа отображается текущий режим деятельности водителя.
4) В начале движения тахограф автоматически включает режим Вождение.
5) После остановки ТС, водитель обязательно проверяет текущий режим своей деятельности, который отображается на дисплее тахографа. При выключении зажигания на ТС, тахограф автоматически перейдет в режим отдыха, либо водитель производит переключение в данный режим вручную нажатием соответствующей клавиши.
6) По окончании рабочей смены водитель должен извлечь свою карту, нажатием на соответствующую клавишу, в зависимости от модели тахографа.
Для работы цифрового тахографа используется специальная термобумага. Также, согласно действующему законодательству РФ, одним из обязательных условий использования цифрового тахографа является возможность печати и предоставления данных, параметров движения ТС, записываемых в памяти устройства.
Термобумага — бумага со специальным покрытием, меняющим цвет в локальной точке, где происходит нагрев. Печать производится с помощью термопринтера. Размеры термобумаги для тахографа: 57 мм в ширину на 25 мм в его диаметре.
Наличие в тахографе термобумаги, а также запасного рулона в кабине у водителя, является обязательным условием для обеспечения корректной работы тахографа, а её отсутствие, согласно действующему законодательству, равносильно неисправности тахографа.
Отличительной чертой термобумаги для тахографа Европейского типа является наличие на оборотной стороне специальной разметки для возможности заполнения вручную.
Способ установки термобумаги в термопринтер тахографа также индивидуален, и зависит от его модели. Как правило, это либо откидывание соответствующей крышки термопринтера и последующее вставка рулона термобумаги «концом вверх», либо снятие передней части термопринтера и вставка рулона термобумаги путем соответствующего её оборота «концом наружу».
Исходя из этого, следует:
Водитель ОБЯЗАН знать, как произвести печать указанных данных, как произвести замену рулона термобумаги в термопринтере, следить за количеством имеющейся запасной термобумаги в кабине ТС.
Наличие карты водителя, при использовании цифрового тахографа обязательно, в соответствии с действующим законодательством РФ. Её отсутствие равносильно неисправности прибора.
Но возможны случаи отсутствия у водителя карты для тахографа. Например: поломка, потеря, смена места работы и т.п.
Как же быть в этом случае?
Управление транспортным средством, оснащенным цифровым тахографом, без карты водителя допускается в течение 14-ти календарных дней.
В течение этого времени водитель ОБЯЗАН получить карту для тахографа, либо осуществить её замену. При этом, в конце каждой рабочей смены, водитель должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными и необходимыми для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя, не имеющего карты на данный момент.
При осуществления контроля инспектором ДПС, водитель обязан предоставить данные распечатки.
Одним из обязательных условий использования цифрового тахографа является возможность печати параметров движения транспортного средства, хранящихся в памяти тахографа.
Таким образом, водитель ОБЯЗАН иметь при себе не менее трех рулонов термобумаги
Инспектор вправе потребовать от водителя распечатку данных с тахографа о его деятельности за последние 28 дней.
В этом нет никакого смысла, так как цифровой тахограф осуществляет запись всех действий, связанных с его эксплуатацией во внутреннею память устройства.
Выявить возможные манипуляции с применением различных карт не представляет значительной сложности, а санкции за подобные действия могут быть вплоть до лишения права на эксплуатацию ТС и его отправка на спец. стоянку.
Карта водителя для цифрового тахографа индивидуальна! Она содержит персональные данные, фотографию и подпись.
Использование чужой карты строго ЗАПРЕЩЕНО законом!