22.05.2019Темы: Транспортная безопасность, Специалисту
Первый, и пожалуй главный, нормативный акт обязывающий поддерживать транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, в исправном состоянии — это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. В пункте 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» сказано что Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
В пункте 2 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указаны дополнительные требования к организациям-перевозчикам и к организациям эксплуатирующим грузовые автомобили и автобусы для собственных нужд. В пункте 2 сказано что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:
В пунктах 1 и 3 Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» также сказано:
Пункт 1 Статьи 19 ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», в котором есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 12 Основных положений сказано что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
В итоге получаем что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны обеспечить исправное техническое состояние транспортных средств путем проведения следующих мероприятий:
Для чего необходимо техническое обслуживание. Об этом сказано в пункте 1 Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения»:
Организовывать техническое обслуживание и ремонт можно как своими силами так и силами сторонних организаций. В целях экономии средств и времени проще заключить договор на ремонт и обслуживание транспортных средств на стороне, так как для организации собственной ремонтной базы необходимо иметь дополнительный штат сотрудников, а так же нужны ремонтные площади оборудованные в соответствии с нормами. Организовывать обслуживание и ремонт своими силами целесообразно при наличии большого количества транспортных средств или из-за невозможности сделать это на стороне. При этом в пунктах 3 и 4 Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения», перечислены требования к организациям, предоставляющим услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств:
Техническое обслуживание должно проводиться с определенной периодичностью и в соответствии с определенными нормами и правилами. Об этом сказано в пункте 2 этой же Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения»:
Если заводом-изготовителем не установлена нормы и правила технического обслуживания транспортных средств то согласно «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
Периодичность этих видов технического обслуживания следующая:
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, проводится ежедневно, перед выездом автомобиля с места стоянки и перед убытием в рейс или на линию. Предрейсовый контроль технического состояния осуществляет контролер технического состояния транспортных средств или сотрудник организации назначенный приказом и прошедший соответствующее обучение. В должностной инструкции этого сотрудника должны быть прописаны должностные обязанности по осуществлению контроля технического состояния транспортных средств.
Далее рассмотрим вопрос как и где необходимо проводить предрейсовый контроль технического состояния. Как такового, законодательно утвержденного алгоритма проведения предрейсового контроля для организаций эксплуатирующихтранспортные средства не существует, последовательность действий нигде не прописана. По этому необходимо самостоятельно разработать и утвердить определенный перечень операций который необходимо проводить при проведении предрейсового контроля транспортных средств. Как мы уже разбирали ранее, пункт 1 Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, и ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», где имеется приложение с перечнем неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В свою очередь это Постановление Правительства ссылается на «ГОСТ Р 51709-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». В нем, как видно из названия, описаны требования к техническому состоянию транспортных средств, в частности:
На первый взгляд всё понятно, но есть определенные сложности с методами проверки технического состояния описанными в ГОСТ. Например, в некоторых случаях, для проверки тормозных систем требуется наличие роликового стенда или специально подготовленной площадки. А негерметичность колесных тормозных камер выявляют с помощью электронного детектора утечек сжатого воздуха. Так же внешние световые приборы проверяются прибором для проверки и регулировки фар, светопропускание стекол так же проверяется специальным прибором и т.д.. То есть для организации предрейсового контроля ТС в соответствии с ГОСТ необходимо иметь определенный набор оборудования и приборов, а это в свою очередь значительные финансовые затраты, которые может себе позволить только крупное автотранспортное предприятие. В некоторых случаях выходом в такой ситуации может стать заключение договора со сторонней организацией, но тогда на территорию этой организации предается переносить и стоянку ТС и проведение медосмотра водителей, но снова получаем затраты и организационные сложности.
Итак, руководствуясь ГОСТ Р 51709-2001 и ориентируясь на перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС, можно составить следующий алгоритм предрейсового контроля технического состояния транспортных средств:
Этот алгоритм фиксируется в виде документа «Перечень операций (работ) при проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» и утверждается руководителем организации.
Как мы уже рассмотрели выше, процедура контроля технического состояния организациями эксплуатирующими транспортные средства законодательством не предусмотрена. По другому обстоит дело с компаниями перевозчиками. Для перевозчиков процедура предрейсового контроля технического состояния предусмотрена Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 года № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”.
Согласно пункта 6 Приказа № 296, при проведении предрейсового контроля должны быть проверены:
1) исправность:
2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
3) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
4) работоспособность в установленном режиме:
5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы, дополнительных сидений;
8) отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб;
9) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:
И для организаций эксплуатирующих ТС, и для организаций-перевозчиков, в случае если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным выше, то итогом проведения предрейсового контроля должна быть отметка в путевом листе. Согласно пункта 16.1 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:
Согласно пункта 12 Приказа № 296 организации перевозчики в случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, в путевом листе ставят отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден».
Так же для перевозчиков, Приказом № 296, предусмотрен «Журнал регистрации результатов предрейсового контроля». Журнал должен содержать следующие реквизиты:
За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрены штрафы. Согласно пункта 3 Статьи 12.31.1 КоАП РФ:
При организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и организации предрейсового технического контроля необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
Здравствуйте уважаемые коллеги. Статья посвящена, так сказать, «последней инстанции», через которую проходит автомобиль перед выездом на линию – контрольно-техническому пункту (далее – КТП).
Основная функция подразделения – проверка технического состояния ТС перед выпуском на линию, по возвращении с линии, проверка качества проведения технического обслуживания.
Перечень неисправностей, при которых запрещается выпуск автомобилей на линию, определен приложением к «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», которые следуют после Правил дорожного движения. Методы проверки подробно изложены в ГОСТ Р 51709-2001. Оба эти документа есть в разделе Нормативно-правые акты. Поэтому подробно я останавливаться на этих документах не буду.
Рассмотрим, каким оборудованием и инструментом должен быть оснащён контрольнo-техничeский пункт предприятия. Прежде всего, для осмотра ходовой части, трансмиссии, тормозных систем и рулевого управления КТП должен быть оснащен смотровой канавой, которая должна быть оборудована стационарным (светильники на стенах канавы) и переносным (фонарь-переноска) освещением.
Смотровая канава должна быть устроена в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями безопасности. В случае невозможности или нецелесообразности устройства смотровой канавы допускается использование для аналогичной цели эстакады или подъемника.
Какое оборудование и инструменты должны использоваться при проверке технического состояния: 1. Прибор для измерения суммарного люфта рулевого управления. 2. Прибор для проверки и регулировки света фар (допускается также использование переносного экрана с нанесенной на него разметкой). Как размечается данный экран, подскажет ГОСТ P 51709-2001. 3. Газоанализатор для проверки содержания вредных веществ в отработавших газах двигателя автомобиля. Причем газоанализатор может быть как для проверки выхлопа только бензиновых двигателей (в таком случае необходимо приобретение еще и дымомера – для проверки выхлопа дизелей), так и многокомпонентный (универсальный) для обоих типов двигателей. 4. Прибором для проверки эффективности тормозной системы (дополнительно требуется асфальтированная или бетонная площадка для проведения испытаний). 5. Секундомер (для проверки частоты проблесков указателей поворотов, скорости перемещения стеклоочистителей). 6. Манометр шинный (для контроля давления воздуха в шинах). 7. Молоток с длинной рукояткой.
8. Комплект слесарного инструмента.
КонсультантПлюс: примечание.
С 27.07.2020 в наименование ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ).
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
С 27.07.2020 в абз. 1 ч. 1 ст. 12.31 вносятся изменения (ФЗ от 26.07.2019 N 219-ФЗ).
1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, -
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения, -
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 12.03.2014 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -
(в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
(примечание введено Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
Открыть полный текст документа
ВОПРОС: Какие предприятия, которые используют транспорт, в том числе легковые автомобили, должны оформлять выпуск транспорта на линию?
ОТВЕТ: Да, если транспортное средство (далее ТС), в том числе и легковой автомобиль, принадлежит предприятию, оно обязано организовать выпуск и возврат ТС с линии, вести путевые листы.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 12.05.2003
N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» пункт 2.3.1.7. Работодатель обязан выпускать на линию технически исправные АТС, укомплектованные в соответствии с пп. 6.1.1, 6.1.9, 6.1.10, 6.1.11 настоящих Правил, что подтверждается подписями в путевом листе работника, ответственного за выпуск АТС на линию, и водителя.
Согласно Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 07.11.2017) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» пункт 9 Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Лица, которые эксплуатируют или владеют ТС, обязаны поддерживать их в технически исправном состоянии.
Трудовая инспекция при проверках организаций, которые по виду деятельности не относятся к автотранспортным, но эксплуатируют автотранспортные средства, выдает предписание о несоблюдении требований Правил. Это очевидно из предписания Верховного суда РФ от 1 февраля 2017 года № 29-АД16-14.
25.12.2017 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств.
В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица:
— диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение);
— медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя;
— механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах.Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика.
В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже.
***
Механик проверяет наличие в путевых листах:
После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.:
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО.
***
После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства. При этом в обязательном порядке проверяются:
Внешний вид автотранспортного средства, общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции:
В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:
Проверка исправности тормозной системы:
Проверка исправности рулевого управления:
Проверка состояния колес и шин:
Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации, световых приборов и электрооборудования (водитель по сигналу механика включает приборы):
Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:
По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
***
В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц).
Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера «… ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим…» механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер.
***
Обязанности механика при возвращении автомобиля с линии
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553, № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21, № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000, № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310, № 27, ст. 3881, № 29, ст. 4283, № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596; 2012, № 25, ст. 3268, № 31, ст. 4320; 2013, № 17, ст. 2032, № 19, ст. 2319, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. 1), ст. 4029, № 48, ст. 6165, № 52 (ч. 1), ст. 7002; 2014, № 42, ст. 5615; 2015, № 24, ст. 3370, № 29 (ч. 1), ст. 4359, № 48 (ч. 1), ст. 6706, ст. 6723; 2016, № 15, ст. 2066, № 18, ст. 2502, № 27 (ч. 1), ст. 4192, ст. 4229) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2017 г.
Регистрационный № 47160
УТВЕРЖДЕНприказом Минтранса России
от 6 апреля 2017 г. № 141
1. Порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (далее — предрейсовый контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.
2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — субъекты транспортной деятельности).
3. Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.
4. Предрейсовый контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.
Контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287*(1).
5. При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»*(2) (далее — технический регламент), постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»*(3).
6. При проведении предрейсового контроля должны быть проверены:
а) исправность:
тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
рулевого управления;
стеклоомывателей;
колес и шин (кроме трамвая);
звукового сигнала;
тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова экстренных оперативных служб (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации);
б) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства:
замков дверей кузова или кабины, бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
устройств обогрева и обдува стекол;
тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
держателя запасного колеса (кроме трамвая);
фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
в) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности,
влияющей на безопасность движения (проверяется при работающем двигателе);
стекол и обзорности с места водителя;
зеркал заднего вида и их креплений;
заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
ремней безопасности (в установленных законодательством случаях) и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
г) работоспособность в установленном режиме:
стеклоочистителей;
внешних световых приборов и световозвращателей;
д) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
е) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
ж) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений;
з) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:
состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая);
соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям;
исправность:
токоприемников;
тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи;
контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.
7. При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств контролер должен проверить состояние и исправность других систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям приложений № 6 и № 8 к техническому регламенту.
8. В случае, если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152*(4), ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.
9. В целях оценки работоспособности, исправности и состояния узлов, агрегатов, механизмов и систем транспортного средства, проверка которых была осуществлена без использования средств технического диагностирования, субъект транспортной деятельности вправе организовать диагностику технического состояния данных узлов, агрегатов, механизмов и систем с использованием необходимого оборудования, средств измерений и инструментов. Средства измерений, используемые для предрейсового контроля, должны быть метрологически поверены.
10. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается.
11. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения предрейсового контроля. Журнал регистрации результатов предрейсового контроля должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего предрейсовый контроль;
5) дата, время проведения предрейсового контроля;
6) показания одометра (полные км пробега) при проведении предрейсового контроля;
7) отметка о прохождении предрейсового контроля;
8) подпись водителя транспортного средства;
9) подпись контролера, проводившего предрейсовый контроль.
В журнале регистрации результатов предрейсового контроля допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
*(1) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 декабря 2015 г., регистрационный № 40032).
*(2) Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (с учетом внесенных изменений).
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; 1996, № 3, ст. 184; 1998, № 45, ст. 5521; 2000, № 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 9, ст. 931, № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899, № 40, ст. 3891; 2005, № 52 (ч. III), ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882; 2009, № 2, ст. 233; № 5, ст. 610; 2010, № 9, ст. 976, № 20, ст. 2471; 2011, № 42, ст. 5922; 2012, № 1, ст. 154, № 15, ст. 1780, № 30, ст. 4289, № 47, ст. 6505; 2013, № 5, ст. 371, ст. 404, № 24, ст. 2999, № 29, ст. 3966, № 31, ст. 4218, № 41, ст. 5194, № 52 (ч. И), ст. 7173; 2014, № 14, ст. 1625, № 21, ст. 2707, № 32, ст. 4487, № 38, ст. 5062, № 44, ст. 6063, № 47, ст. 6557; 2015, № 1 (ч. II), ст. 223, № 15, ст. 2276, № 17 (ч. II), ст. 2568, № 27, ст. 4083, № 46, ст. 6376; 2016, № 5, ст. 694, № 23, ст. 3325, № 31, ст. 5018, № 31, ст. 5029, № 38, ст. 5553.
*(4) Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2008 г., регистрационный № 12414) с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 января 2017 г. № 17 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2017 г., регистрационный № 45612).
Перед выездом на линию прямой обязанностью водителя является проверка транспортного средства на исправность. Выезд недопустим в случае выявления неисправностей, в особенности связанных с тормозной системой, рулевым управлением, а также системой зажигания либо освещения. О выявленных замечаниях водитель расписывается в соответствующей графе журнала выпуска транспортных средств на линию.
О неисправностях водитель информирует лицо, отвечающее за техсостояние ТС, и лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию. Также в журнале выпуска автомобилей на линию имеется графа для подписи о выдаче ключа на транспортное средство, заполняемая ответственным лицом (ставится подпись). Стоит отметить, что без проверки наличия водительского удостоверения отметка о выдаче не производится.
Кроме того, журнал предусматривает заполнение в отдельных колонках даты выезда, основной информации о транспортном средстве, водителе и ответственном лице, а также номере путевого листа. Перед выездом предрейсовый медосмотр водителя должен быть пройден (согласно заключенного договора на предрейсовые медицинские осмотры). Об этом отмечается в отдельном журнале предрейсового медицинского осмотра водителей.
Ведение журнала выпуска транспортных средств на линию предусмотрено в одном экземпляре, обязательна прошивка и нумерация, а на обратной стороне обложки - печать и подпись должностного лица, ответственного за делопроизводство. Также допускается приобретение книги для такого журнала в твердом переплете.
1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.