Линейка дизельных двигателей ЯМЗ-236 экологического стандарта Евро-1 — это результат усовершенствования 6-цилиндровых V-образных моторов.
В отличие от базовой модели ОАО «Автодизель» — двигателя ЯМЗ-236 Евро-0 — данные силовые агрегаты оборудованы турбонаддувом. Наличие ТКР значительно меняет технические характеристики мотора и предъявляет более высокие требования к качеству запчастей. Изменения коснулись блока цилиндров, коленчатого вала и цилиндро-поршневой группы.
Полная таблица применяемости дизельных двигателей ЯМЗ-236 с турбонаддувом Евро-1 и Евро-2
Семейство ЯМЗ-236 турбо имеет существенно больший силовой диапазон, в сравнении с атмосферными нетурбированными моторами ЯМЗ.
Наименее мощный из данной линейки — дефорсированный мотор ЯМЗ-236НБ, который устанавливается на строительную технику, например на бульдозеры мощностью 165 л.с.
Средние показатели мощности у двигателей
Наиболее мощные (250 л.с) из данной линейки моторы ЯМЗ-236БЕ устанавливаются на грузовые автомобили.
Эксплуатационные характеристики, свойственные всем 6-цилиндровым дизелям, характерны и для семейства ЯМЗ-236 турбо Евро-1, это:
Нужно помнить, что данные качества проявляются при условии правильной эксплуатации, соблюдении щадящего режима при обкатке, грамотного и своевременного обслуживания.
Двигатель ЯМЗ-236НЕ | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1840/1045/1070 | 1275 | Автомобили МАЗ-533602, -543202, -555102 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236Н | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 215 (159)* | — | 980 | Автомобили МАЗ |
Двигатель ЯМЗ-236Н-3 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 215 (159)* | 990/1045/1080 | 980 | Гусеничный трактор Т10.М6000, бульдозер Б10.М6000, колесный бульдозер БКК-1, погрузчик ПК-1 (ООО «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинск) |
Двигатель ЯМЗ-236Б | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1200-1400 | 215 (159)* | — | 950 | — |
Двигатель ЯМЗ-236Б-2 | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1200-1400 | 215 (159)* | 1172/1045/1070 | 950 | Гусеничный вездеход ТМ-120 (ОАО «Курганмашзавод») |
Двигатель ЯМЗ-236Б-3 | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1200-1400 | 215 (159)* | 1020/1045/1070 | 950 | Экскаватор 30L (ОАО «ВЭКС», Воронеж) |
Двигатель ЯМЗ-236Б-4 | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1200-1400 | 215 (159)* | 990/1045/1080 | 980 | Гусеничный трактор Т12, изделия на его базе (ООО «ЧТЗ-Уралтрак») |
Двигатель ЯМЗ-236НБ | 121 (165) | 1800 | 736 (75) | 1200-1400 | 215 (159)* | — | 985 | — |
Двигатель ЯМЗ-236НБ-2 | 121 (165) | 1800 | 736 (75) | 1200-1400 | 215 (159)* | 1210/985/1030 | 985 | Бульдозерно-рыхлительный агрегат Т-9.01Я (ОАО «Промтрактор», Чебоксары) |
Двигатель ЯМЗ-236НД | 154,5 (210) | 1900 | 882 (90) | 1200-1400 | 215 (159)* | 1210/1045/1100 | 985 | Комбайн «Вектор» (ООО КЗ «Ростсельмаш») |
Двигатель ЯМЗ-236НД-1 | 154,5 (210) | 1900 | 882 (90) | 1200-1400 | 215 (159)* | 990/1045/1080 | 980 | Гусеничный трактор Т 10М (ООО «ЧТЗ-Уралтрак») |
Двигатель ЯМЗ-236НК | 136 (185) | 1900 | 833 (85) | 1200-1400 | 215 (159)* | 1208/1045/1030 | 1030 | Тракторы Т-150К-09, ХТЗ-17222, Т-150-05-09, ХТЗ-181 (ОАО «ХТЗ», Харьков) |
Двигатель ЯМЗ-236БК | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1100-1300 | 215 (159)* | — | 1030 | — |
Двигатель ЯМЗ-236БК-1 | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1100-1300 | 215 (159)* | 1460/1045/1100 | 1030 | Комбайн «Енисей-860» (ОАО «ПО „Красноярский завод комбайнов“) |
Двигатель ЯМЗ-236БК-3 | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1100-1300 | 215 (159)* | 1210/1045/1100 | 985 | Комбайн ACROS 530 (ООО КЗ „Ростсельмаш“) |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ | 184 (250) | 2000 | 1030 (105) | 1200-1400 | — | — | 980 | — |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-5 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1810/1045/1080 | 1275 | Автобус „Волжанин-5270“ — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-6 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1810/1045/1080 | 1275 | Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-16 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1810/1045/1080 | 1275 | Автобусы МАЗ-104; МАРЗ-5266, -5277, -4219 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-18 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1045/1045/1080 | 980 | Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-20 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1840/1045/1070 | 1265 | Автомобили МАЗ — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ-24 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1200-1400 | 206 (152) | 1810/1045/1080 | 1270 | Автобусы ЛАЗ-52528, -52078 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ-12 | 184 (250) | 2100 | 1030 (105) | 1200-1400 | 206 (152) | 1210/1045/1070 | 980 | Автомобили МАЗ-533603, -630303, -543203, -551603 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ-13 | 184 (250) | 2100 | 1030 (105) | 1200-1400 | 206 (152) | 1210/1045/1070 | 980 | Автомобили МАЗ-533603, -630303, -543203, -551603 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ-14 | 184 (250) | 2100 | 1030 (105) | 1200-1400 | 206 (152) | 1210/1045/1070 | 980 | Шасси МАЗ-533603, -630303 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236 первый из V-образных силовых агрегатов ЯМЗ, до него Ярославский моторный завод выпускал только рядные моторы: четырехцилиндровый ЯАЗ-204 и шестицилиндровый ЯАЗ-206. Так как компоновка нового двигателя была признана более удачной, то выпуск рядных моделей старого образца был прекращен в восьмидесятых годах прошлого столетия. Все оставшиеся V-образные дизели ЯМЗ, это лишь развитие конструктивных разработок, заложенных при проектировании двигателя ЯМЗ-236. Все шестицилиндровые двигатели серий ЯМЗ-236, вне зависимости от наличия турбонаддува имеют одинаковый объем – 11,15 л и размерность DxS 130 на 140 мм, угол развала 90°.
Технические характеристики двигателей семейства ЯМЗ-236 различаются достаточно сильно.
Двигатель ЯМЗ-236 с экологическими показателями Евро-0, является атмосферным мотором и самым скромным в мощностном диапазоне силовых агрегатов ЯМЗ. Максимальную мощность из атмосферных двигателей ЯМЗ-236 имеет модификация ЯМЗ-236А - 195 л.с., а минимальную дефорсированный ЯМЗ-236Г - 150 л.с. Сфера применения двигателей ЯМЗ-236 в атмосферном исполнении обширна, они используются: - модификации ЯМЗ-236М2 как силовой агрегат для автотранспортной техники, передвигающейся как по дорогам общего пользования, так и во внедорожном исполнении (с обеспечением бродо-проходимости до 1,4 метра глубины), как промышленные моторы для привода насосных установок и компрессорных станций, в дизельных электростанциях, как судовой дизель; - ЯМЗ-236Г как двигатель для дорожной и экскаваторной техники; - ЯМЗ-236Д как тракторный дизель; - ЯМЗ-236ДК как комбайновый мотор.
Двигатель ЯМЗ-236 имеет шесть цилиндров, с рабочим объемом камеры сгорания 1858 см³ каждый. Принцип работы четырехтактный, характерный для двигателей Отто, порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6, впрыск непосредственный, степень сжатия 16,5.
Цилиндро-поршневая группа (ЦПГ) с поршнем из силумина (сплав алюминия с кремнием) и чугунной гильзой так называемого «мокрого типа». ЦПГ крепится к шатуну двухтаврового сечения, отлитому из чугуна со специальной бронзовой вставкой, при помощи пальца «плавающего типа» с двумя стопорными кольцами. Другая сторона шатуна крепится с помощью двух болтовых соединений на шатунную шейку коленвала через вкладыши (бронзовые подшипники скольжения). Цилиндры расположены в два ряда по три в каждом.
На каждый ряд приходится одна общая головка блока цилиндров (ГБЦ). Распредвал имеет шестеренчатый привод и является единым для обеих ГБЦ. Коленчатый вал изготовлен методом ковки с шейками, укрепленными методом азотации, имеет четыре опорные точки и противовесы. Блок цилиндров отлит из серого чугуна одновременно с верхней частью картера. Блок цилиндров выпуска до 2008г. отличается от современного (унифицирован, имеет укороченную «юбку»). Картер маховика отлит отдельно от блока. Маховик стальной с отдельным зубчатым венцом (используется для стартерного пуска двигателя), выполняется в двух вариантах: под двухдисковое сцепление (широкий) и под однодисковое (узкий).
Из дизельных промышленных агрегатов, выпуск которых стартовал в советский период, двигатель ЯМЗ 236, относится к разряду долгожителей. Помимо того, что продукция выпускается на протяжении 50 лет, применяемые технологии и особенности остаются востребованными и сегодня. Мотор стал первым изделием с компоновкой «V», выпущенным на Ярославском заводе. Конструкция настолько удачна, что последующие модификации с шестью цилиндрами строились, беря за основу первоначальный вариант.
Двигатель сделал лидером дизельной отрасли России предприятие, создавшее продукт. Тяговая установка и сегодня считается массовой в странах содружества. ЯМЗ-236, универсальная машина, устанавливаемая на грузовики, трактора, комбайны и другую технику. Надёжный, живучий, неприхотливый мотор получил за заслуги продолжение, в виде десятка модификаций. Учитывая минимальное количество проблем, которые агрегат создаёт владельцам, в дальнейшем, стратегия развития останется прежней, поскольку такое поведение оправдано.
Мотор ЯМЗ-236:
Развитие мотора стартовало в «пятидесятых», руководством страны поставлена задача по модернизации парка дизельных агрегатов и созданию универсальной тяговой установки. Двигателю предстояло не только заменить устаревшие модели ЯАЗ-204(206), а эксплуатироваться на разнонаправленной технике. Таких особенностей, на тот момент, не было ни у одного изделия.
Ставка сделана в пользу дизельных агрегатов, поскольку топливная экономичность стояла во «главе угла», подходящий образец в стране отсутствовал, изделие разрабатывалось с «нуля». Справиться с требованиями под силу было не каждому, к работе привлекли плеяду конструкторов, руководил группой учёный Г.Д.Чернышёв. Ставка сработала, и в скором времени появился новый продукт. Характеристики двигателя ЯМЗ 236 устраивали и даже превосходили ожидания. Надёжный, экономичный, неприхотливый, живучий аппарат возглавил массовый выпуск, положив начало линейке моторов на солярке.
Даже сегодня, по истечению стольких лет, в стране нет замены, способной повторить путь прославленного мотора. Новые шести камерные дизели, в основе те же ЯМЗ-236, доработанные под последние условия социума. С ресурсом в 500000 километров и конструкцией, в которой лёгкость решений граничит с идеалом, двигатель способен «дать фору» конкурентам. Взглянув на ситуацию со стороны, трудно поверить что история, начавшаяся в далёком 1962 году, продолжается, процветает и влияет на теперешние события.
Читайте также: Двигатель Стирлинга - Устройство, виды и принцип работыСамоходный аппарат «К-700»:
За эксплуатационный промежуток, двигатель ЯМЗ 236 доказал, что он надёжный аппарат, показывающий приемлемые технические характеристики. Универсальность и популярность мотора объясняется применением ряда конструкторских решений. Так, установка оборудована шестью камерами, разбитыми на две группы и выстроенными в два параллельных ряда. Цилиндры соседних рядов расположены по отношению друг к другу с наклоном в 90°. За цикл мотор выполняет 4 такта, создавая напор, равный 16,5 атмосферы, суммарный объём камер 11 литров.
Для системы питания тяговой установки используется механическая топливная помпа повышенного давления. Подача смеси происходит непосредственно внутрь, распылителями. Мотор оборудован двумя головками, в изделии 12 клапанов (6-впуск, 6-выпуск). Совместно с вытеснителями из силумина и чугунными цилиндрическими поверхностями, изделие соблюдает порядок работы двигателя ЯМЗ 236 в очерёдности «142536».
Головка:
Для охлаждения применяют жидкостную помпу, принудительно омывающую «мокрые» цилиндры. Активируется устройство коленчатым валом, посредством ремня и шкива. Вал активируется шестерёнками и обслуживает две головки. Деталь изготовлена ковкой, после чего шейки укрепляются азотом. Изделие фиксируется в четырёх опорах и уравновешивается противовесами.
Учитывая пожелания и потребности покупателя, двигатель развивает мощность в диапазоне 150-500 лошадей. Ранние моторы потребляют до 40 литров топлива на 100км пробега, настройка и доработка позволила снизить показатель до 25 литров. До 2010 года остов мотора выполнялся из чугуна, после начали использовать алюминий. Это снизило вес и положительно сказалось на характеристиках.
Блок:
За время существования агрегата, а это пятьдесят с лишним лет, создано 15 модификаций, отличающихся между собой характеристиками и назначением. Несмотря на обширную линейку, основа мотора не меняется.
Технические характеристики:
Показатель: | Значение: |
Выпуск мотора | 1962-наше время |
Сырьё остова | чугун |
Питание | Дизель |
Охлаждение | Жидкость, замкнутый контур с вентиляцией |
Число и расположение камер | Шесть, «V» |
Порядок работы камер | «142536» |
Перепускных вентилей на камеру, (шт.) | 2 |
Сечение камеры, (мм.) | 130 |
Перемещение вытеснителя мотора, (мм.) | 140 |
Компрессия мотора | 16,4 |
Объём двигателя ЯМЗ 236, (л) | 11,150 |
Мощь мотора, (лошадей/мин-1) | 150-250/1700-2100 |
Импульс мотора, (Нм./оборотов в минуту) | 667-1030/1100-1500 |
Экологическое соответствие | (евро-2)–1 или 0 |
Масса двигателя ЯМЗ 236, (кг) | 890 (двигатель ЯМЗ 236м2); 951 (с турбиной) |
Расход, (л/сотню км.) | 36 |
Смазка мотора | Напор + брызги + пар |
Масло мотора, марка | 10W-30 |
Утрата смазки мотором, (% к дизелю) | 0,3-0,6 |
Объём масла в двигателе ЯМЗ 236, (л.) | 20-25 (с турбиной) |
Смена смазки, (км.) | 7000 |
Работа при температуре, (°С) | 91 |
Ресурс, (час) | 9000 |
КрАЗ-6505:
Для идентификации установок, целесообразно использовать градацию по соответствию экологическим нормам. Выпускаемые моторы отвечают категориям: «нуль» – «два».
Агрегаты категории «нуль»:
Мотор «236М2»:
Моторы, соответствующие категории «один»:
Мотор ЯМЗ-236 БК-3:
Моторы, соответствующие стандарту «Евро 2» (236НЕ2):
Мотор ЯМЗ-236НЕ2-24:
Для надёжной работы агрегата на протяжении срока службы, технику обслуживают и меняют расходные материалы. Прежде, рекомендуется изучить схему мотора, что бы в точности знать место положения и настройки главных узлов. Демонтаж, разборка, сборка тяговой установки вне гаражных условий проблематична, поскольку дизели нуждаются в соблюдении чистоты. Настраивать и регулировать аппарат можно, но для этого используют специальное оборудование или стенды, к таким процедурам относят:
Дизельные двигатели линейки ЯМЗ-236 экологического стандарта Евро-2 — это результат усовершенствования турбированных моторов ЯМЗ-236, которые производит ОАО «Автодизель» (г. Ярославль).
Основные характеристики данного семейства двигателей:
6-цилиндровые, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактные с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.
Существуют значительные конструктивные отличия всей линейки ЯМЗ-236 турбо Евро-2 от базовых атмосферных дизелей ЯМЗ-236. На данных двигателях применяется:
Благодаря этим изменениям существенно увеличилась мощность силовых агрегатов. Так, наиболее мощные из данной линейки моторы серии ЯМЗ-7601 имеют показатели 300 л.с.
Полная таблица применяемости дизельных двигателей ЯМЗ-236 с турбонаддувом Евро-1 и Евро-2
Дизельные двигатели данного семейства широко применяются на грузовых автомобилях и автобусах, седельных тягачах, самосвалах МАЗ, ЗИЛ и Урал.
Моторы серии ЯМЗ-236 турбо Евро-2, аналогично всему семейству 6-цилиндровых дизелей ЯМЗ, прекрасно себя зарекомендовали в экстремальных условиях работы (высокая влажность, перепады температур от -50 до +50, высокогорный и пустынный климат).
Щадящая эксплуатация в период обкатки, своевременное и полное техническое обслуживание — это залог длительного срока исправной работы двигателей.
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | — | 985 | — |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | — | 1280 | — |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-3 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1885/985/1294 | 1280 | Автомобили «Урал-43206-41», «Урал-4320-40», «Урал-5557-40», «Урал-44202-41» — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-5 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1840/1045/1070 | 1275 | Автомобили МАЗ-533602, МАЗ-543202, МАЗ-555102 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-6 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1280 | Автобусы ЛАЗ-52523, -4207, -5207 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-8 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1280 | Автобус «Волжанин-5270» — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-12 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1280 | Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-14 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1840/1045/1070 | 1280 | Автомобили МАЗ-533602, МАЗ-533702, МАЗ-555102 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-15 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1045/1045/1080 | 985 | Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-16 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1265 | Автобус «Неман-5201» — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-18 | 169 (230) | 2100 | 2100 | 1100-1300 | 197 (145) | 1045/1045/1080 | 985 | Автобус «Волжанин-5270» |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-24 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1885/985/1294 | 1280 | Автомобили, шасси «Урал-4320-40, -4320-41, -43203-41, -43206-41», «Урал-4320-1912», «Урал-5557-40, -5557-1112, -55571-40», седельный тягач «Урал-44202-41», вахтовые автобусы «Урал-3255-41, -325512-41, -32552-41, -32552-47» и их модификации |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-28 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1280 | Автобус ЛиАЗ-5256 |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-30 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1840/1045/1070 | 1275 | Автомобили, шасси МАЗ-533602, -533702, самосвалы МАЗ-555102, -555402, сед. тягачи МАЗ-543202, -543302 и их модификации — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-31 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1280 | Автобусы ЛАЗ-52523, -4207, -5207 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-33 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1280 | Автобус «Волжанин-5270» |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-36 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1840/1045/1070 | 1280 | Автомобили МАЗ-533602, МАЗ-533702, -543202, -543302, -555102, -555402 и их модификации — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-37 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1810/1045/1080 | 1265 | Автобусы «Неман-5201, -52012» (РУП «Опытный завод „Неман“, Лида) |
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2-38 | 169 (230) | 2100 | 882 (90) | 1100-1300 | 197 (145) | 1840/1045/1070 | 1275 | Шасси МАЗ-533702-240, -270, -280 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-2 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 1275/1045/1070 | 980 | Автомобили МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-6 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 1300/1045/1140 | 985 | Шасси МЗКТ-8022 |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-11 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 1275/1045/1070 | 980 | Шасси МАЗ-533603-240, -630303-245 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-14 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 1840/1045/1070 | 1025 | Автомобиль „Урал-4320-41“ (брод 1,7м) |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-16 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 2498/1045/1140 | 1470 | Крановое шасси БЗКТ-8027 (ООО „БЗКТ“, Брянск) |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-19 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 2180/1045/1140 | 1385 | Шасси МЗКТ-8022-020 |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-21 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 2180/1045/1070 | 1385 | Шасси МАЗ-533603-240, -630303-245 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-22 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 2180/1045/1070 | 1385 | Бортовые автомобили, шасси, сед. тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-23 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 2180/1045/1070 | 1385 | Автомобили, шасси, самосвалы КрАЗ-6510, -65101, -65053, -65055 |
Двигатель ЯМЗ-236БЕ2-24 | 184 (250) | 2000 | 1078 (110) | 1100-1300 | 197 (145) | 2180/1045/1070 | 1430 | Автомобили, шасси, самосвалы КрАЗ-6510, -65101, -65053, -65055 |
Двигатель ЯМЗ-7601.10 | 220 (300) | 1900 | 1275 (130) | 1100-1300 | 197 (145) | — | 1445 | — |
Двигатель ЯМЗ-7601.10-04 | 220 (300) | 1900 | 1275 (130) | 1100-1300 | 197 (145) | 2055/1045/1100 | 1445 | Автомобили, шасси 8×8 „Урал-532301-10“, „Урал-532361-10“, „Урал-532341-10“, „Урал-632341-10“, шасси 10×10 „Урал-692341-10“ |
Двигатель ЯМЗ-7601.10-14 | 220 (300) | 1900 | 1275 (130) | 1100-1300 | 197 (145) | 2055/1045/1100 | 1445 | Автомобили, шасси 4×2 „Урал-6367“; 6×4 „Урал-63634“, седельный тягач «Урал-63674», самосвал 6×4 «Урал-63685» |
Двигатель ЯМЗ-7601.10-18 | 220 (300) | 1900 | 1275 (130) | 1100-1300 | 197 (145) | 2055/985/1294 | 1420 | Автомобиль «Урал-4320-44» |
V-образные 6-цилиндровые двигатели ЯМЗ-236 экостандарта Евро-0 являются базовыми среди продукции Ярославского моторного завода. Их выпуск начался более 20 лет назад, когда были сняты с производства рядные 4-цилиндровые ЯМЗ-204 и 6-цилиндровые ЯМЗ-206. Именно на основе атмосферных (без турбонаддува) двигателей серии ЯМЗ-236 были созданы все остальные дизели ЯМЗ, исключение составляют лишь новые рядные семейства.
Полная таблица применяемости дизельных двигателей ЯМЗ-236 без турбонаддува Евро-0
Высокая востребованность моторов ЯМЗ-236, несмотря на их длинную историю, обусловлена отличными эксплуатационными характеристиками. Данные дизели способны работать в экстремальных температурных условиях от -50 до +50 градусов, в высокогорной и пустынной местности, в условиях высокой влажности. V-образная схема компоновки обеспечивает двигателю ЯМЗ-236 хорошую тягу. Данные моторы экономичны и неприхотливы, надежны и отличаются высокой ремонтопригодностью, текущий несложный ремонт легко выполняется в «полевых» условиях. Перечисленные качества проявляются в полной мере при условии правильной эксплуатации, соблюдении щадящего режима в период обкатки, своевременном выполнении всех регламентных работ по ТО.
ЯМЗ-236 обладает самой низкой мощностью в линейке моторов ЯМЗ — от 150 л.с. у дефорсированной версии ЯМЗ-236Г (устанавливается на экскаваторы, дорожные катки и автогрейдеры) — до 195 л.с. у ЯМЗ-236А (для автомобилей ЗиЛ). Спектр применения данного семейства двигателей очень широк:
Вашему вниманию технические характеристики и применяемость двигателей семейства ЯМЗ-236
Двигатель ЯМЗ-236М2 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/1040/1220 | 1205 | Самоходные краны КС-4372в, КС-5871 (ООО «ПО „Юрмаш“, Юрга) |
667 (68) | 1020/1040/1220 | 890 | Судовые двигатели (ОАО „Богородский машзавод“), судовые дизель-редукторные агрегаты (ЗАО „Тюменьсудокомплект“) | |||||
Двигатель ЯМЗ-236М2-1 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/1040/1070 | 1205 | Автомобили МАЗ-53371, МАЗ-5551, МАЗ-54331 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236М2-2 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1135/1040/1220 | 960 | Компрессорные станции ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2 (ОАО „Машзавод“, Чита) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-4 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/980/1110 | 1185 | Автомобили „Урал“ — в запчасти; дрезины АГМС (ДГУП „ПМЗ“, Пермь) |
667 (68) | 1020/980/1110 | 890 | Фронтальный погрузчик В138, бульдозер ТС-10 „Добрыня“ (ЗАО „ЧСДМ“, Челябинск) | |||||
Двигатель ЯМЗ-236М2-7 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1020/1040/1220 | 895 | Электроагрегаты АД60 мощностью 60 кВт, судовые дизель-генераторные установки ЗАО „Тюменьсудокомплект“); экскаватор ЕТ-26 (ООО «ЭЗ „Ковровец“) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-19 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/980/1110 | 116 | Автомобили „Урал“ — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236М2-26 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 227 (167)* | 1020/1040/1110 | 890 | Экскаватор Э30 (ФГУП «ПО „Уралвагонзавод“, Н. Тагил) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-28 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 227 (167)* | 1130/1040/1070 | 985 | Экскаватор ЭО-5119 (ОАО „ЭКСКО“, Кострома); дорожные катки ДУ-84, -85, -85-1, -101 (ЗАО „Раскат“, Рыбинск) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-31 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/980/1110 | 1160 | Автомобили „Урал“ — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236М2-32 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 227 (167)* | 1020/1040/1220 | 890 | Экскаватор ЕК-270-05 (ОАО „МК КРАНЭКС“, Иваново) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-33 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/980/1110 | 1185 | Автомобили „Урал-4320-10“ (брод 1,2 м) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-39 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1845/980/1110 | 1185 | Автомобили „Урал-43206“ (брод 1,7 м) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-40 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/980/1110 | 1185 | Автомобили, шасси „Урал-432067“, „Урал-432007-10“, самосвалы „Урал-5557-10“ и их модификации |
Двигатель ЯМЗ-236М2-41 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1840/980/1110 | 1185 | Автомобили, шасси «Урал-432067», «Урал-432007-10», самосвалы «Урал-5557-10» и их модификации |
Двигатель ЯМЗ-236М2-43 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1845/980/1110 | 1185 | Автомобили «Урал-43206» (брод 1,7 м) — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236М2-44 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 227 (167)* | 1130/1040/1070 | 985 | Автогрейдеры ДЗ-122Б (-6, -7) (ЗАО «Дормаш», Орел) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-48 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1020/1040/1220 | 895 | Дизельные электростанции АД-60 и АД-75 мощностью 60 и 75 кВт производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) |
Двигатель ЯМЗ-236М2-52 | 132 (180) | 2100 | 667 (68) | 1250-1450 | 214 (157) | 1845/980/1110 | 1185 | Автомобили «Урал-43206» (брод 1,7 м) — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236А | 129 (175) | 2100 | 667 (68) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1120/1045/1057 | 990 | Автомобили ЗИЛ-452632, -534332 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236А-1 | 143 (195) | 2100 | 716 (73) | 1200-1400 | 214 (157) | 2180/1040/1130 | 1310 | Автомобили ЗИЛ-452632, -534332 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236А-4 | 143 (195) | 2100 | 716 (73) | 1200-1400 | 214 (157) | 1135/1040/1130 | 960 | Автомобили ЗИЛ-452632, -534332 — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236Г | 110 (150) | 1700 | — | — | 220 (162)* | 1130/1040/1070 | 985 | Экскаватор ЭО-33211 (ФГУП ПО «Уралвагонзавод», Н. Тагил) |
Двигатель ЯМЗ-236Г-1 | 110 (150) | 1700 | — | — | 220 (162)* | 1130/1040/1070 | 985 | Дорожные катки ДУ-84, -85, -85-1, -101 (ЗАО «Раскат», Рыбинск) |
Двигатель ЯМЗ-236Г-3 | 110 (150) | 1700 | — | — | 220 (162)* | 1020/1040/1070 | 890 | Экскаватор ВЭКС 20К (ЭО-43211) (ОАО «ВЭКС», Воронеж) |
Двигатель ЯМЗ-236Г-4 | 110 (150) | 1700 | — | — | 220 (162)* | 1130/1040/1070 | 985 | Автогрейдеры ДЗ-122Б (-1, -6, -7) (ЗАО «Дормаш», Орел) |
Двигатель ЯМЗ-236Г-6 | 110 (150) | 1700 | — | — | 220 (162)* | 1130/1040/1070 | 980 | Автогрейдер ГС-14.02 (ОАО «Брянский арсенал») |
Двигатель ЯМЗ-236Г-10 | 110 (150) | 1700 | — | — | 220 (162)* | 1130/1040/1220 | 985 | Экскаватор ЕТ-25-80 (ОАО «Брянский арсенал»); экскаватор ЭО-4225А-071 (-061), ВМП МЛ-119А-03 (ООО «ЭЗ „Ковровец“) |
Двигатель ЯМЗ-236Д | 129 (175) | 2100 | 667 (68) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1120/1045/1057 | 990 | Тракторы Т-150К-09, ХТЗ-17221 (ОАО „ХТЗ“, Харьков) — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236Д-2 | 129 (175) | 2100 | 667 (68) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1020/1040/1070 | 890 | Тракторы РТ-М-160 (ФГУП ПО „Уралвагонзавод“, Н. Тагил), ЛТЗ-155 |
Двигатель ЯМЗ-236Д-3 | 129 (175) | 2100 | 667 (68) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1120/1045/1057 | 1035 | Тракторы Т-150К-09, ХТЗ-17221 (ОАО „ХТЗ“), ОрТЗ-150К; -150Г (ЗАО „Трактормаш“, Орел) |
Двигатель ЯМЗ-236Д-4 | 129 (175) | 2100 | 667 (68) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1120/1045/1057 | 1035 | Автогрейдеры ГС-14.02; ГС-18.05 (ОАО „Брянский арсенал“) |
Двигатель ЯМЗ-236ДК-2 | 136 (185) | 2000 | 716 (73) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1530/980/1180 | 1090 | Комбайны „Енисей-1200НМ; -1200-1 М“ (ОАО «ПО „Красноярский завод комбайнов“) — в запчасти |
Двигатель ЯМЗ-236ДК-5 | 136 (185) | 2000 | 716 (73) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1460/980/1180 | 1060 | Комбайны „Енисей-950, -954“ (Красноярск) — в запчасти; корнеуборочные машины КС-65 (ОАО „Тернопольский комбайновый завод“) |
Двигатель ЯМЗ-236ДК-7 | 136 (185) | 2000 | 716 (73) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1070/980/1105 | 1090 | Трактор Т-11.01Я семейства ЧЕТРА 11Я (М, МП, Д); кран-трубоукладчик ЧЕТРА 121 (ОАО „Промтрактор“, Чебоксары) |
Двигатель ЯМЗ-236ДК-9 | 136 (185) | 2000 | 716 (73) | 1300-1500 | 220 (162)* | 1460/980/1180 | 1035 | Комбайны „Енисей-950, -954, -957, -959“ (Красноярск) |
Модель двигателя | Применяемость, потребитель |
ЯМЗ-236Н-3 | Гусеничный трактор Т10.М6000Колесный бульдозер БК-1, погрузчик ПК-1 (ООО «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинск) |
ЯМЗ-236Б-2 | Гусеничный вездеход ТМ-120 (ОАО «Курганмашзавод») |
ЯМЗ-236Б-3 | Экскаватор 30L (ОАО «ВЭКС», Воронеж) |
ЯМЗ-236Б-4 | Гусеничный трактор Т15 (ООО «ЧТЗ-Уралтрак», Челябинск) |
ЯМЗ-236НЕ | Бортовые автомобили , шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533602, -533702, -543202, -543302, -555102, -555130, -555140 и их модификации |
ЯМЗ-236НЕ-5 | Автобусы «Волжанин»-5270, -52701, -52702 (ЗАО «ВАП Волжанин», Волжский) |
ЯМЗ-236НЕ-6 | Автобус ЛиАЗ-5256 |
ЯМЗ-236НЕ-16 | Автобусы МАЗ-104, -104С (РУП «МАЗ»), МАРЗ-5266, -52661, -5277, -5277-01, -4219, 4219-01 (ЗАО «Мичуринский завод по производству автобусов») |
ЯМЗ-236НЕ-18 | Автобус ЛиАЗ-5256 |
ЯМЗ-236НЕ-20 | Автомобили МАЗ (см. применяемость ЯМЗ-236НЕ) |
ЯМЗ-236НЕ-24 | Автобусы ЛАЗ-52528, -52078 |
ЯМЗ-236БЕ | Бортовые автомобили , шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации |
ЯМЗ-236БЕ-12 | Автомобили МАЗ-533603-2123, -533603-2124, -533603-2143, -630303-2147, -543203-2122, -543203-2123, -543203-2126, -543203-2127, -543403-2121, -551603-2141 |
ЯМЗ-236БЕ-13 | Автомобили МАЗ (см. применяемось ЯМЗ-236БЕ) |
ЯМЗ-236БЕ-14 | Шасси МАЗ-533603-2140, -630303-2145 |
ЯМЗ-236НБ | Гусеничный трактор ВТ-150Я (ОАО «ТК ВгТЗ», Волгоград) |
ЯМЗ-236НД | Комбайн «Вектор» (ООО «КЗ «Ростсельмаш») |
ЯМЗ-236НЕ2-1 | Автомобили, шасси МАЗ-533602, -533702, седельные тягачи МАЗ-543202, -543302, самосвалы МАЗ-555102, -555140, -555402 и их модификации |
ЯМЗ-236НЕ2-3 | Автомобили, шасси «Урал»-43206-41, -4320-41, самосвал «Урал»-5557-40, седельный тягач «Урал»-44202-41, вахтовые автобусы «Урал»-3255-41, -32552-41 и их модификации |
ЯМЗ-236НЕ2-5 | Автомобили МАЗ (см. применяемость ЯМЗ-236НЕ2-1) |
ЯМЗ-236НЕ2-6 | Автобусы ЛАЗ-52523, ЛАЗ-4207, ЛАЗ-5207 |
ЯМЗ-236НЕ2-7 | Автомобили МАЗ (см. применяемось ЯМЗ-236НЕ-1) |
ЯМЗ-236НЕ2-8 | Автобус «Волжанин-5270» |
ЯМЗ-236НЕ2-9 | Автомобили ЗИЛ-541730, -54432, -544332, ЗИЛ-6309 |
ЯМЗ-236НЕ2-10 | Автобусы Маз-104, МАЗ-104С |
ЯМЗ-236НЕ2-12 | Автобус ЛиАЗ-5256 |
ЯМЗ-236НЕ2-14 | Автомобили МАЗ-533602, -533702, -543202, -543302, -555102, -555402 и их модификации |
ЯМЗ-236НЕ2-15 | Автобус ЛиАЗ-5256 |
ЯМЗ-236НЕ2-16 | Автобусы «Неман»-5201, -52012 (РУП «Опытный завод «Неман», Лида) |
ЯМЗ-236НЕ2-18 | Автобус «Волжанин»-5270 |
ЯМЗ-236НЕ2-22 | Автобусы Маз-104, МАЗ-104С |
ЯМЗ-236НЕ2-23 | Автомобиль «Урал»-43206 |
ЯМЗ-236БЕ2-1 | Бортовые автомобили, шасси, седельные тягачи, самосвалы МАЗ-533603, -630303, -543203, -543403, -551603 и их модификации |
ЯМЗ-236БЕ2-2 | Автомобили МАЗ (см. применяемость 236БЕ2-1) |
ЯМЗ-236БЕ2-6 | Шасси МЗКТ-8022 |
ЯМЗ-236БЕ2-8 | Автомобили, шасси МАЗ-533603-224, самосвал МАЗ-551603-242 |
ЯМЗ-236БЕ2-9 | Автомобили МАЗ (см. применяемость 236БЕ2-8) |
ЯМЗ-236БЕ2-11 | Автомобили, шасси МАЗ-533603-240, -630303-245 |
ЯМЗ-7601.10-01 | Междугородный автобус МАЗ-152 |
ЯМЗ-7601.10-04 | Автомобили, шасси «Урал»-532302-10, -532365, -632341-10, -692341-10 |
ЯМЗ-7601.10-14 | Бортовые автомобили «Урал»-6363, -63634″, самосвал «Урал»-63645 |
дизельные двигатели для ДГУ
Описание
Тип двигателя 6-цилиндровые дизельные двигатели с V-образным расположением цилиндров, 4-тактные, с непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением. ТНВД с регулятором обеспечивает наклон регуляторной характеристики не более 6%, вентилятор толкающего типа с вязкостной демпферной муфтой Borg Warner, генератор 1,6 кВт, картер маховика под установку индуктивного датчика, маховик под диафрагменное сцепление. Для ЯМЗ-236БИ-1 - генератор 1 кВт.
Характеристики
Число и расположение цилиндров | V6 |
Диаметр и ход поршня, мм | 130х140 |
Рабочий объем, л | 11,15 |
Номинальная мощность, брутто, кВт (л.с.) | 162 (220) |
Максимальная мощность (кратковременная, в теч. 1 ч), кВт (л.с.) | – |
Номинальная частота вращения, мин-1 | 1500 |
Степень сжатия | 16,5 |
Наклон регуляторной характеристики в составе ДГУ, % не более | 6 |
Система смазки л | 24 |
Система охлаждения л | 17 |
Тип, управление | ТНВД, мех |
Удельный расход топлива при номинальной мощности г/кВт.ч (г./л.с.ч) | 215 (159) |
Расход масла, % к расходу топлива | 0,5 |
Масса незаправленного двигателя | 950 |
Габаритные размеры | |
длина | 1020 |
ширина | 1045 |
высота | 1070 |
Ресурс до капитального ремонта, не менее, час | 25000 |
ТО-0 (после обкатки) | 50 |
ТО-1 | 250 |
ТО-2 | 1000 |
Применение
Электрогенераторные установки 1, 2 степеней автоматизации, дизель-генераторные комплекты
Мощность ДГУ, кВт | 100 |