Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Диагностика аккумулятора автомобиля


Как проверить аккумулятор автомобиля

Все аккумуляторные батареи (АКБ) в процессе эксплуатации разряжаются или приходят в непригодность. Чтобы неисправность не застала вас врасплох, нужно периодически проводить проверку аккумулятора. К тому же методов выполнения проверки существует несколько. Подробнее о том, как проверить аккумулятор автомобиля, и пойдет речь в данной статье.

Что это такое

Аккумуляторная батарея играет важную роль в работе автомобиля, являясь одним из основных элементов электрооборудования. АКБ выступает в качестве источника тока при неработающем двигателе. Задача аккумулятора заключается в выполнении нескольких функций, среди которых:

  • подача тока к стартеру во время запуска автомобиля;
  • питание всех электрических приборов при неработающем двигателе;
  • питание всех электрических приборов вместе с генератором при работающем двигателе.

На заметку! Совместная работа АКБ с генератором позволяет обеспечить переходные процессы, которые требуют большого количества тока. К тому же при совместной работе в электрической сети автомобиля происходит сглаживание пульсации тока.

Как устроен аккумулятор автомобиля

Принцип работы аккумуляторной батареи достаточно простой. Заряженные частицы в аккумуляторе начинают двигаться после подключения к нагрузке. Это и приводит к образованию тока. В время зарядки аккумулятора от зарядного устройства (ЗУ) или генератора частицы начинают двигаться в обратном направлении. Это обусловлено тем, что напряжение заряда превышает напряжение аккумулятора, то есть, его номинальное значение.

Признаки неисправности аккумулятора

О том, что у вас сел или сломался аккумулятор, могут свидетельствовать некоторые признаки, среди которых:

  • двигатель стал заводиться очень вяло (стартер плохо крутит). Как правило, это говорит о низком заряде аккумулятора, которого не хватает для поджигания топливной смеси, так как искра достаточно слабая;
  • заряда аккумулятора надолго не хватает. Чаще всего с такой проблемой автомобилисты сталкиваются в зимнее время, когда полностью заряженной АКБ хватает только на несколько запусков двигателя. О быстром снижении заряда аккумуляторной батареи зачастую свидетельствует недостаточный уровень электролита.
Машина плохо заводится – признак неисправности АКБ

Игнорировать эти признаки нельзя, так как выйти из строя аккумулятор может в самое неподходящее время, например, где-то далеко за городом. Поэтому при первых признаках неисправной работы АКБ нужно немедленно проводить диагностику.

Распространенные причины

Причин неправильной работы АКБ может быть много. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • невнимательность водителя. Нередко водители оставляют свое авто с включенными электрическими устройствами (магнитола, индикаторы, лампочки), из-за чего аккумулятор быстро разряжается;
  • плохое обслуживание устройства. Если не проводить периодическую очистку клемм аккумуляторной батареи, то риск возникновения поломки увеличивается. Также это может уменьшить срок эксплуатации;
  • длительное использование. Все детали автомобиля имеют срок службы. Это относится и к аккумулятору. После того, как гарантийный период работы АКБ закончится, в нем могут возникнуть различные процессы (сульфатация, окисление и т.д.);
  • низкое качество электрической проводки. Если на автомобиле была установлена некачественная проводка, то со временем она может гнить и протираться, что вызывает короткое замыкание или разряжение аккумуляторной батареи;
  • ошибки при подключении электроприборов. Это может ухудшить работу аккумулятора и привести к укорочению длительности его службы;
  • плохая работа генератора. Если генератор будет неисправный, то во время работы двигателя он не будет нормально заряжать АКБ. Чтобы устранить неисправность, необходимо проводить диагностику.
Причины неисправности АКБ

В большинстве случаев неисправности аккумуляторной батареи можно предупредить. Для этого нужно своевременно проводить ТО и ремонтировать свое авто только в качественных мастерских.

Способы проверки аккумулятора

Проверить состояние АКБ можно различными методами, среди которых диагностика с использованием нагрузочной вилки, мультиметра, зарядного устройства. Также в процессе проверки проводится внешний осмотр аккумулятора и проверка электролита. Теперь рассмотрим каждый из методов отдельно.

Визуальный осмотр

Внешний осмотр – это первое, что нужно сделать во время проверки автомобильного аккумулятора. На данном этапе можно выявить механические повреждения корпуса, окисление клемм или загрязнение поверхности АКБ. Специалисты рекомендуют проводить такую проверку регулярно, так как чистота аккумуляторной батареи тоже может влиять на ее функционирование. Процедура осмотра не отнимет у вас много времени, поэтому ее можно проводить каждый раз, когда вы поднимаете капот.

Осмотр аккумулятора автомобиля

На заметку! Особое внимание при осмотре необходимо уделять клеммам аккумулятор. Плохое соединение в этих местах может стать причиной активного окисления. Осмотрите также корпус АКБ на наличие механических повреждений, например, трещин.

Если на поверхности аккумулятора вы обнаружили пыль, грязь или масло – удалите их с помощью ветоши. Без регулярной очистки устройство постепенно будет терять заряд из-за образование токопроводящего налета. Это и приведет к ухудшению работоспособности АКБ. Не будет лишним проверить надежность крепежных элементов.

Замена лампы стоп-сигнала

Подробную информацию о замене вы сможете найти здесь. Также вас может заинтересовать наша статься об установке ДХО.

Проверка нагрузочной вилкой

Шаг 1. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Это можно сделать руками, без использования каких-либо инструментов.

Снимите крышку с клеммы

Шаг 2. Подключите плюсовой провод нагрузочной вилки к положительной клемме аккумулятора (той, которую вы оголили). Как правило, на устройстве плюсовой провод окрашен в красный цвет.

Соедините «плюсы» вилки и АКБ

Шаг 3. Подсоедините минусовый провод нагрузочной вилки к минусовой клемме аккумуляторной батареи.

Теперь соедините «минусы»

Шаг 4. Подключите наконечник устройства (штырь) к плюсовой клемме АКБ. При этом нужно быть предельно осторожным, так как металлический штырь во время работы может сильно нагреваться.

Подключите штырь с плюсом аккумулятора

Шаг 5.  Проверьте показание измерителя напряжения. Если аккумуляторная батарея в хорошем состоянии, напряжение должно составлять от 12,4 до 12,7 вольт. По завершению процедуры нужно установить крышку обратно на плюсовую клемму.

Изучите показания измерительного прибора

Проверка плотности электролита

Проверка электролита в аккумуляторе – это еще один метод диагностики. Для этого нужно отсоединить от него клеммы и поставить АКБ на ровной поверхности. Затем отвинтите все крышки емкостей для электролита и посмотрите внутрь. При нормальных обстоятельствах уровень жидкости должен быть немного выше края свинцовых пластин (примерно на 10 мм).

Проверка и корректировка плотности электролита

Чтобы провести более точный замер, воспользуйтесь ареометром или специальной градуированной трубкой, которую нужно поместить внутрь аккумулятора до самого дна. После этого закройте пальцем верх трубки и вытащите трубку, чтобы измерить уровень электролита. Норма в данном случае – это 10-15 мм. Проводить проверку с помощью ареометра намного проще. Для этого просто возьмите пробу электролита (сделать это можно абсолютно из любой банки). Если все в порядке и АКБ полностью исправна, то устройство должно показать значение в районе 1,28 г/см3. Рекомендуемая периодичность замены составляет 1-2 раза в год.

Плотность электролита при разной разряженности Плотность электролита при разных условиях климата

С помощью мультиметра

Для начала нужно разобраться с тем, что такое мультиметр. Это специальное устройство, используемое для измерения напряжения. Если у вас нет такого прибора, то его можно одолжить у знакомых или соседей. Стоит отметить, что мультиметр не дорогой, поэтому если вы планируете в будущем самостоятельно ремонтировать электрооборудование на вашем авто, то он вам пригодиться. Лучше всего для этой цели подойдет цифровой мультиметр – он более практичен. Итак, приступим к проверке.

Шаг 1. Для начала нужно заглушить автомобиль и выключить зажигание.

Заглушите автомобиль

Шаг 2. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумулятора. Проверьте и очистите клеммы от грязи, если в этом есть необходимость.

Обеспечьте доступ к плюсовой клемме АКБ

Шаг 3. Подключите плюсовой провод мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора. Как уже отмечалось ранее, плюсовой вывод на вольтметре обычно красный.

Соедините «плюс» мультиметра с аккумулятором

Шаг 4. Подключите минусовый провод мультиметра к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Теперь соедините «минус» мультиметра с АКБ

Шаг 5. Проверьте показания мультиметра. Если ваш аккумулятор в хорошем состоянии, напряжение должно составлять от 12,4 до 12,7 вольт. Показание меньше 12,4 вольт означает, что АКБ нуждается в подзарядке.

Изучите показания мультиметра

Если показания превышают 12,9 вольт, то в данном аккумуляторе избыточное напряжение. Включите фары и другие электрические приборы, чтобы устранить чрезмерный заряд поверхностного напряжения. Как правило, избыточное напряжение свидетельствует о том, что генератор автомобиля перегружен аккумуляторной батареей. После завершения процедуры установите крышку клеммы обратно.

Используя зарядное устройство

Если в вашем гараже есть зарядное устройство с цифровым табло, то вы можете проверить уровень заряда аккумуляторной батареи, не используя при этом вольтметр. Процедура не сложная, с ней сможет справиться каждый. Главное правило такой проверки – ЗУ не должно быть подключено к розетке, так как это может повлиять на показания прибора.

Проверка аккумулятора с помощью ЗУ

Чтобы проверить АКБ, нужно подсоединить зарядное устройство к его клеммам. Соответственно, плюсовой провод подсоединяете к плюсовой клемме, а минусовой – к минусу. После этого включите устройство, нажав специальную кнопку на его корпусе. Это запустит проверку, после чего считывайте полученные результаты.

Проверка АКБ без специальных приборов

Вы можете проверить автомобильный аккумулятор и без использования различных приборов. Многие производители устанавливают на аккумуляторы специальные датчики, указывающие уровень заряда. Если вы не знаете, как пользоваться таким датчиком – ознакомьтесь с инструкцией. Нередко производители размещают необходимую информацию на сам корпус АКБ.

Проверка аккумулятора автомобиля

Еще один метод проверки – с помощью фар. Включите ближний свет на холодном (остывшем) автомобиле на 5 минут и следите за светом. На протяжении этого времени яркость не должна пропадать. Если свет все-таки блекнет, то это, как правило, говорит о неисправности аккумулятора. Такой же самый тест, но с использованием звукового сигнала вместо света фар. Включите зажигание и подождите 1 минуту. После чего посигнальте несколько раз – если звук громкий, то все нормально, если тихий, тогда необходимо подзарядить аккумулятор.

Важно! Если в процессе проверки аккумуляторная батарея сильно нагрелась (для этого проверьте ее на ощупь), то эксплуатировать его дальше может быть опасным для здоровья водителя. Дело в том, что быстро нагревающийся аккумулятор может взорваться. В таком случае лучше не рисковать и купить новый АКБ.

В качестве заключения

Ознакомившись с инструкциями, вы знаете, как проверить автомобильный аккумулятор на исправность и что для этого может понадобиться. Но чтобы избежать различных неисправностей АКБ, нужно соблюдать некоторые рекомендации по уходу и эксплуатации:

  • регулярно проводите диагностику электрической проводки, генератора и других элементов бортовой сети;
  • следите за уровнем электролита и его плотностью;
  • периодически проводите зарядку аккумуляторной батареи с помощью ЗУ (каждые 3 месяца);
  • поддерживайте аккумулятор в чистоте, регулярно удаляйте скопившуюся пыль, грязь, остатки электролита и масла;
  • очищайте окислившиеся клеммы аккумулятора, обрабатывая их после этого специальной смазкой, которая применяется для электрических контактов.
Проверка аккумулятора автомобиля без специальных приборов

Надеемся, что наша статья была полезной для вас, дорогие автомобилисты, и вы подчеркнули для себя что-то новое. Если у вас есть пожелания или дополнения, то вы можете оставить их ниже в комментариях.

Видео – Проверка работоспособности автомобильного аккумулятора

[Всего голосов: 22    Средний: 3.9/5]

na-dorogu.ru

КАК ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТО НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ? — DRIVE2

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА АВТО С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕТРА

Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.

ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

Всем правильного напряжения в бортовой сети;)

www.drive2.ru

Диагностика автомобильной аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея является одним из основных узлов, относящихся к электрооборудованию автомобиля. Для обеспечения работоспособности аккумулятора (АКБ) требуется своевременная диагностика, которая продлевает срок его эксплуатации. Выполнить диагностику аккумулятора автомобиля можно в специализированных автосервисах или самостоятельно, предварительно изучив правила обслуживания и эксплуатации аккумуляторных батарей.

Типы автомобильного аккумулятора

Во время эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи необходимо периодически следить за её состоянием. Нужно проводить визуальный осмотр аккумулятора на предмет целостности корпуса и наличие электролита в нём. Корпус АКБ нужно тщательным образом осматривать на наличие сколов или трещин, которые могут вызвать вытекание электролита.

В современных автомобилях применяются аккумуляторные батареи двух типов:

  • Обслуживаемые. Такие батареи завоевали на современном рынке большой спрос среди владельцев автотранспорта. Пластины аккумулятора состоят из свинца. В банках проходит химическая реакция, в результате чего вода превращается в газ и испаряется. Недостающую часть воды необходимо компенсировать.
  • Необслуживаемые. К ним относятся рекомбинационные, состоящие из стекловолокна обладающего высокой впитывающей способностью. Подобные гальванические элементы оснащены клапанами, представляют изолированную от атмосферы систему. К необслуживаемым батареям также относятся гелиевые АКБ, которые заполнены гелеобразным электролитом, полученным при добавлении в него кремниевой кислоты.

Проведение диагностики

Диагностику аккумуляторной батареи необходимо начинать с проверки уровня электролита путём визуального осмотра. На АКБ в верхней части корпуса находится шесть заглушек, которые могут быть разделены между собой, или быть общими для всех шести банок. Необходимо снять специальную заглушку, чтобы получить доступ к емкости, заполненной электролитом. Электролит при визуальном осмотре полностью должен покрывать пластины батареи.

Для более точного измерения уровня электролита можно использовать стеклянную трубочку. При погружении верхнее отверстие трубки необходимо прижать пальцем, после этого вынуть её наружу, провести измерение уровня при помощи линейки. Уровень столба варьируется в пределах 12−15 мм, что указывает уровень электролита над пластинами. Если уровень окажется ниже, то его необходимо компенсировать дистиллированной водой.

Рекомендуем:  Аккумуляторы Delkor: описание и особенности АКБ

При уровне электролита выше 15 мм его необходимо убрать при помощи специального шприца.

Немаловажным аспектом в диагностике батареи является проверка плотности электролита. Её определение осуществляют при помощи ареометра. Он выполнен в виде стеклянной колбы, внутри которой расположен подвижный уровень, указывающий значения плотности.

Замер производится путём погружения наконечника ареометра в аккумуляторную банку, с помощью груши закачивают электролит внутрь колбы. Если измерение проводится летом, то плотность должна соответствовать 1,24 г/см3, а в зимнее время — 1,29 г/см3.

Плотность электролита можно определить по цвету. Нормальный электролит имеет прозрачный вид. Если жидкость тёмная, или электролит имеет красноватый оттенок, то пластины начинают разрушаться, и такой аккумулятор не подлежит восстановлению.

Проверка уровня заряда

К диагностике АКБ автомобиля можно отнести проверку его уровня заряда. Величина напряжения заряженной АКБ должна составлять не менее 12,6 В. Если напряжение равно 11,6 В, то такая батарея считается разряженной. При зарядке от генератора при нормальных условиях напряжение заряда составляет 14,2 В, что соответствует полному заряду АКБ.

Определить заряд батареи можно следующими способами:

  • При помощи мультиметра или вольтметра.
  • Нагрузочной вилки.
  • С использованием специального измерительного диагностического оборудования.

Измерения проводятся при аккумуляторе, полностью отключенном от электрической схемы автомобиля, через 1 час после зарядки. Такие условия укажут более точные показатели при измерении. Номинальные значения при исправной аккумуляторной батарее составляют 12,5−13 В. Верхнее значение указывает на полный заряд АКБ, а нижний предел означает, что она наполовину разряжена.

Нагрузочная вилка даёт более информативные тестирования батареи под нагрузкой, имитируя запуск двигателя. При подключении приспособления к АКБ в течение 5 секунд напряжение должно быть стабильным и указывать величину не менее 13,5 В. Если напряжение ниже 13,5 В, то можно сделать предположение, что неисправно зарядное оборудование автомобиля, или вышел из строя сам аккумулятор.

Рекомендуем:  Сколько кг свинца содержится в аккумуляторе на 55 ампер

Эффективным диагностическим оборудованием считается тестер MICRO-768A, при помощи которого, можно осуществить проверку пускового тока двигателя, ёмкость каждой банки батареи, контроль зарядки АКБ.

Основные причины, из-за которых приходит в негодность аккумулятор:

  • Повреждение корпуса АКБ.
  • Окисление токоведущих контактов.
  • Сульфатация пластин.
  • Использование аккумулятора в сильные морозы при сниженной плотности электролита, что ведёт замерзанию и повреждению банок.

Способы восстановления АКБ

Для восстановления работоспособности аккумулятора необходимо выполнить несколько циклов с помощью зарядного устройства. Непосредственно перед самой зарядкой нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду. Приступая к зарядке АКБ, необходимо начать с минимального тока 1 А и постепенно увеличивая его до 2 А и выше в зависимости от паспортной ёмкости батареи. После зарядки необходимо провести разряд батареи, используя лампу накаливания.

Высокие результаты можно получить при использовании импульсных зарядных устройств, обладающих функцией десульфатации. Такие устройства работают в автоматическом режиме. Длительность импульса заряда должна быть выше, чем импульс разряда.

Чтобы устранить замыкание пластин внутри банки АКБ, необходимо провести промывку при помощи дистиллированной воды или специального раствора Трилон Б. С помощью шприца, необходимо откачать электролит из банок, после чего залить туда раствор до полного покрытия пластин. Батарею оставляют примерно на 1 час для прохождения реакции, после чего сульфаты растворяются, и можно проводить промывку дистиллированной водой.

По окончании промывки вода сливается, и вместо неё заливается новый электролит, а аккумулятор ставится на подзарядку.

Ревизия необслуживаемых аккумуляторов

Самыми распространёнными АКБ среди необслуживаемых являются кальциевые, которые не требуют доливки водой до 2 лет. По сравнению со стандартными свинцовыми батареями, их разряд происходит гораздо медленнее, но его нельзя допускать ниже, чем на 30% от полного.

Рекомендуем:  Автомобильные аккумуляторы Актех

При глубоком разряде АКБ теряет ёмкость вполовину, после чего её уже не восстановить до заводских параметров. При более десяти глубоких разрядах такой аккумулятор становится полностью неработоспособным.

Диагностику автомобильного аккумулятора можно провести, выполняя зарядку при помощи специального устройства, имеющего два режима, заряда и разряда. Такие устройства могут частично восстановить её ёмкость.

Основные требования по эксплуатации и ревизии необслуживаемых гелевых автомобильных батарей:

  • Периодически проводить проверку заряда с помощью мультиметра или вольтметра.
  • Категорически запрещается перезарядка аккумуляторов, так как они уязвимы к большим токам.
  • Пользоваться нужно специальными зарядными устройствами.
  • Категорически нельзя допускать глубокого разряда АКБ.

В зимнее время рекомендуется снимать батарею и хранить её в тёплом месте, так как без работы при температуре ниже -25°, гелевый электролит становится хрупким и может со временем разрушиться, а восстановить его будет невозможно.

proakkym.ru

Диагностика аккумуляторных батарей – путь к эксплуатации без сюрпризов | Автокомпоненты. Бизнес. Технологии. Сервис

Такие разные аккумуляторы

Начнем с показательной статистики: по данным немецкого автоклуба ADAС за период с 1996 по 2006 г., в Германии удвоилось число автомобильных аварий, связанных с дефектами аккумуляторов. Только в результате недозаряженных аккумуляторов количество ДТП увеличилось в 3 раза.

Более чем в 60% всех аварий, произошедших в связи с дефектными АКБ, батареи находились в состоянии глубокого разряда, а еще в 28,7% случаев во время осмотра выяснялось, что батареи были заряжены некачественно. Аналитика ADAС говорит о том, что в 0,7% случаев дорожных происшествий, произошедших из-за неисправностей АКБ, использовались аккумуляторы, выработавшие свой ресурс. Таким образом, примерно в 90% аварий, связанных с выходом из строя аккумуляторов, причиной оказывался низкий уровень их заряда.

Это является результатом постоянного увеличения числа потребителей тока в современных транспортных средствах и подчеркивает важность и необходимость регулярного осмотра специалистами батареи автомобиля. В идеале нужно, чтобы аккумулятор перед зимним сезоном прошел осмотр на СТО, хотя частично проверить состояние своего аккумулятора водитель может и самостоятельно, используя вполне доступные средства измерения.

В современном автомобилестроении используются аккумуляторы трех типов. Прежде всего это уже почти не используемые т.н. обслуживаемые аккумуляторы. Их можно ремонтировать, но эксплуатировать неудобно. Наибольшее распространение сегодня получили т.н. частично обслуживаемые АКБ. Пластины этих аккумуляторов изготавливаются из свинца, легированного 6…12% сурьмы. В банках происходит постоянный гидролиз воды, в результате которого вода разлагается и, превращаясь в газ, улетучивается. Недостающую долю воды в растворе электролита необходимо восполнять, в этом, собственно, и заключается обслуживание АКБ этого типа. К третьему типу относятся необслуживаемые АКБ. Благодаря использованию пластин из специального состава, оригинальной системе конденсирования и другим решениям, эти батареи не требуют вмешательства человека в свою работу на протяжении всего эксплуатационного ресурса. А это возможно лишь при условии надежной работы других компонентов бортовой сети автомобиля. И поскольку при эксплуатации часто случаются непредсказуемые ситуации, то и необслуживаемым АКБ нужна диагностика их технического состояния. И здесь на помощь приходят специальные тестеры.

Тестеры АКБ бывают аналоговыми и цифровыми. Аналоговые тестеры отличаются доступной ценой, но цифровые, по сравнению с аналоговыми, дают более точные замеры. В настоящее время на нашем рынке представлены тестеры российских, европейских и американских компаний – НПП «Орион», Mobilen, Argus Analyzers, Battery Bug, Bosch и других.

Диагностика: с чего начнем?

Диагностика начинается с контрольного осмотра, т.е. с проверки, цел ли корпус, отсутствуют ли потери электролита. Если дефекты такого рода имеются, то аккумулятор для эксплуатации непригоден. Надо также помнить, что под наклейкой или упаковочной пленкой могут оказаться скол или трещина, поэтому заклеенные части корпуса должны быть очень тщательно осмотрены.

Как писалось выше, в частично обслуживаемых АКБ необходимостью являются периодическая проверка уровня залитого электролита и контроль его плотности. Если говорить об объеме залитого электролита, то его количество должно обеспечивать уровень, превышающий на 10–15 мм верхний край сепаратора аккумуляторных пластин.

Чтобы тестировать уровень электролита, понадобится предварительно открутить резьбовую пробку на банке. Специальную стеклянную трубку небольшого диаметра опускают одним концом в исследуемую банку аккумулятора, пока трубка не упрется в сепараторы аккумуляторных пластин. А второй конец трубки плотно закрывают пальцем. Затем нижний край трубки извлекают из банки, не отпуская зажатого верхнего края, и замеряют, какой высоты столбик электролита находится в трубке. Если столбик электролита в трубке ниже 10…15 мм, то необходимо долить дистиллированную воду для восстановления нужного уровня.

В редких случаях доливают и электролит, но это только тогда, когда электролит выливается из АКБ в результате опрокидывания, выплескивается через отверстия в банках и т.д.

Проверка плотности электролита осуществляется ареометром, летом она должна составлять 1,24 г/см3, а зимой 1,28 г/см3. Если в результате измерений установлено, что в одной-двух банках низкая плотность электролита, а напряжение холостого хода, то есть напряжение аккумулятора без какой-либо нагрузки, ниже 11,0 В, то, скорее всего, произошло короткое замыкание внутри аккумулятора и дальнейшая его эксплуатация невозможна. Если же плотность электролита во всех банках одинакова, а напряжение холостого хода превышает 12,5 В, то это значит, что АКБ заряжена полностью и можно проводить нагрузочный тест. Возможен вариант, когда низкая, но примерно одинаковая плотность наблюдается во всех банках. Это может значить, что аккумулятор необходимо дозарядить. Случается, что электролит, обычно прозрачный и бесцветный, во всех банках становится коричневого цвета. В такой ситуации мерить напряжение аккумулятора нет смысла, поскольку батарея явно либо чрезмерно изношена, либо неоднократно подвергалась перезаряду.

Но с частично обслуживаемыми аккумуляторами связана еще одна проблема. Нередко на поверхности корпуса батареи появляются следы растекшегося электролита. Они возникают в результате разбрызгивания или из-под небрежно закрученных пробок на банках, или в результате испарения при кипении. К тому же на поверхности накапливаются пыль и грязь. Эти подтеки электролита вместе с грязью, а возможно, и с окисленными полюсами аккумулятора, вызывают усиленный саморазряд АКБ.

Для проверки достаточно взять вольтметр и прикоснуться одним щупом к плюсовому полюсу АКБ, а вторым щупом прикасаться к различным точкам корпуса аккумулятора. На дисплее прибора будет отражаться напряжение токов утечки, часто достаточно мощное. Эти токи разряжают батарею во время простоя автомобиля и могут вызвать глубокий разряд, который грозит выходом АКБ из строя.

В то же время аккумулятор легко очистить от следов кислоты. Для этого достаточно растворить ложку пищевой соды в стакане воды и тщательно промыть, а затем протереть корпус. Раствор соды нейтрализует кислоту разлитого электролита, и после обработки содовым раствором утечки тока на корпусе практически исчезают.

Аккумуляторы, обслуживаемые и необслуживаемые, достаточно часто проверяют на утечки тока. Такая необходимость может возникнуть, например, если автомобиль с заряженным аккумулятором стоял на парковке несколько дней, а при попытке завести двигатель не смог прокрутить стартер. Безусловно, у водителя возникает подозрение, что в этом виноваты токи утечки. Для проверки этого достаточно открутить болт крепления и снять клемму с любого полюса АКБ. Затем проводами мультиметра, переключенного в режим амперметра с пределом измерения до 10 А, соединяют этот разрыв между клеммой и полюсом проводами амперметра, т.е. один провод мультиметра в роли амперметра соединяют с клеммой, а другой – с полюсом аккумулятора.

Считается, что ток утечки допустим в границах 30…40 мА, а для некоторых автомобилей, в большом количестве «напичканных» различными электронными гаджетами и приборами, допускается даже утечка до 80 мА. Если же амперметр фиксирует на дисплее, что между полюсом аккумулятора и снятой клеммой кабеля бортовой сети действует ток большей силы, значит, существует мощная утечка и ее надо срочно устранять.

Нагрузочные вилки нужны и в быту, и на СТО

С целью оценки разряженности батареи проводят несложный тест на измерение напряжения холостого хода. Измерять напряжение удобно с помощью мультиметра. Переключив прибор в режим вольтметра и выбрав постоянный ток и установив предел измерений до 20 В, можно замерить ток холостого хода. При полностью заряженном аккумуляторе напряжение, замеренное на его полюсах, должно составлять 12,6 В. Если же прибор покажет, что напряжение не превышает 12,4 В, то аккумулятор в этом случае заряжен только на 75%. При 50%-ной зарядке вольтметр зафиксирует напряжение аккумулятора в 12,2 В, а напряжение холостого хода в 12 В соответствует уровню заряда на 25%. Полностью разряженная батарея имеет напряжение между полюсами менее 11,8 В, а при достижении напряжения в 11 В батарею использовать не просто нельзя, но и опасно, т.к. появляется риск вывести из строя генератор.

 Также ток холостого хода можно измерить и нагрузочной вилкой, отключив предварительно нагрузку. Однако надо отметить, что измерение напряжения холостого хода позволяет только определить степень заряженности аккумулятора, но не может быть использовано для индикации емкости, определения пусковых характеристик и тем более ресурса аккумулятора.

Гораздо более информативным является тестирование аккумулятора под нагрузкой, что является своего рода имитацией запуска двигателя. Подключив нагрузочную вилку с установленной нагрузкой, прибор фиксирует меняющееся напряжение аккумулятора в течение 5 сек. после подключения. Результат измерений отражается на дисплее прибора и фиксируется в его памяти.

Если аккумулятор заряжен и исправен, то напряжение в конце 5 сек. будет превышать 10,2 В. Надо отметить, что напряжение в качественной АКБ при подобной проверке должно держаться стабильно и не падать.

В практике случается, что замеренный на АКБ ток холостого хода превышает 12,6 В, тестирование же под нагрузкой показывает на недозаряд или полный разряд батареи. Это значит, что АКБ неисправна, и нужно либо искать поломку, либо просто менять аккумулятор. Возможен еще вариант, когда напряжение под действием нагрузки опустилось ниже 10 В и продолжает снижаться, а кроме того, происходит выделение газа из электролита в результате кипения в одной либо двух банках. Такие признаки характерны для внутреннего замыкания, и аккумулятор необходимо менять. А когда аккумулятор под действием нагрузки демонстрирует снижающееся без паузы напряжение и при этом электролит закипает во всех банках, то это верный признак того, что батарея длительное время находилась в разряженном состоянии, в результате чего, возможно, произошла сульфатация пластин и АКБ к эксплуатации непригодна.

Нагрузочные вилки представлены в торговле в широком ассортименте, в основном они предназначены для тестирования аккумуляторных батарей напряжением 12 В, но можно приобрести вилки и для проверки 6-вольтовых и 24-вольтовых аккумуляторов.

Большой ассортимент КИП производит НПП «Орион» из Санкт-Петербурга, для тестирования автомобильных аккумуляторов предприятие предлагает нагрузочные вилки мод. НВ-01(02,03). С помощью этих приборов можно качественно и удобно тестировать аккумуляторные батареи с номинальным напряжением 12 В емкостью 15…100 Ач. В этом случае в вилке устанавливается нагрузка в 100 А. Для проверки батарей емкостью от 100 до 240 Ач в приборе устанавливают нагрузку в 200 А. Также тестеры НВ-01(02,03) используются для проверки исправности генератора и бортовой сети с помощью высокоточного вольтметра.

В нагрузочных тестерах НПП «Орион» автоматически определяется и выводится на экран дисплея степень заряженности АКБ в процентах, можно в режиме просмотра увидеть, как изменялось напряжение под нагрузкой в каждую секунду проведения теста. Динамика снижения напряжения во время теста имеет важное значение для определения ресурса аккумулятора.

Однако метод проверки АКБ нагрузочной вилкой не определяет емкости батареи, не измеряет величину пускового тока, с помощью этого метода нельзя почти ничего сказать о сроках службы проверяемого аккумулятора. Кроме того, тестирование повышенной нагрузкой значительно разряжает и может нанести вред, особенно изношенным батареям.

А если надо проверить посерьезней?

Глубокая проверка технического состояния аккумулятора возможна только в условиях специальной лаборатории с электронными стендами и дорогим оборудованием. Тем не менее и в условиях СТО можно выявить большую часть дефектов аккумулятора, правильно оценить степень его износа. Для полноценной картины состояния аккумулятора и перспектив его дальнейшего использования либо определения причин некачественной работы необходимо измерить ток холодной прокрутки ССА, а также выяснить процент остаточной емкости, определить зарядный ток электрической системы автомобиля.

В этой связи можно вспомнить переносной профессиональный тестер компании Bosch мод. BAT 121. Он предназначен для работы с пусковыми 12-вольтовыми АКБ. Тестер производит 10-секундную проверку аккумулятора с помощью нагрузки, не приносящей вреда АКБ. Определение тока холодной прокрутки редко вводят в функции тестеров, однако BAT 121 может его определить, причем в соответствии не только с европейскими стандартами EN, DIN, IEC, но и с японским стандартом JIS.

Во время теста на 8-цифровом светодиодном экране с подсветкой можно увидеть параметры напряжения и состояние АБ, а также пусковую мощность. Дополнительно при помощи этого тестера можно провести диагностику 12-вольтового генератора. Тестер запитывается от исследуемого аккумулятора, а результаты произведенных им замеров могут быть распечатаны на встроенном в тестер термическом принтере.

Отличные результаты исследования аккумуляторных батарей демонстрируют профессиональные тестеры компании Argus Analyzers. С помощью моделей АА350, АА360, АА360-RP можно определить ток холодной прокрутки ССА, процент остаточной емкости. Также прекрасно подходят для тестирования стартерных аккумуляторных 12-вольтовых батарей тестеры моделей АА1000 и АА1000-R. Они быстро и точно определяют ток холодной прокрутки ССА, напряжение холостого тока, процент остаточной емкости, диодные колебания, производят безопасное нагрузочное тестирование аккумулятора.

Пользуются доверием и тестеры для стартерных батарей компании Midtronics. При исследованиях тестеры компании очень точно определяют ток холодной прокрутки ССА, диодные колебания, производят нагрузочное тестирование аккумулятора и фиксируют остаточную емкость диагностируемого аккумулятора.

Важно помнить, что осмотр, техническое обслуживание, а возможно, и замена аккумуляторных батарей относятся или, по крайней мере, должны относиться к одним из наиболее важных мероприятий в работе станций техобслуживания в преддверии зимнего сезона.

a-kt.ru

Автокод - официальный сайт. Проверка авто по ГОСНОМЕРУ или ВИН коду.

Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.

Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:

  • Осмотреть аккумулятор внешне;
  • Измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
  • Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
  • Проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.

Внешний осмотр аккумулятора

Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.

В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ – прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода – плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.

Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.

При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.

    • Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
    • Окисление выводов – невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
    • Трещины на корпусе – аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
    • Грязь, пыль, подтёки электролита – всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.

Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко – аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.

Измерение напряжения мультиметром

Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.

Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой – черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».

Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.

Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше – от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше – начнется процесс электролиза воды.

Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 - на 50%, а 12 - на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.

Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.

Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».

Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.

Над сменой аккумулятора рекомендуется задуматься уже в том случае, если напряжение при использовании нагрузочной вилки падает ниже 9 вольт.

Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.

В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

avtocod.ru

Диагностика аккумулятора автомобиля

Аккумулятор является основным источником обеспечения электроэнергии в автомобиле. В процессе эксплуатации аккумуляторной батареи, могут возникнуть проблемы, появление которых будет свидетельствовать о необходимости её замены. Чтобы обеспечить батарее максимально долгую жизнь, время от времени нужно проводить ее проверку. О том, как это сделать, вы можете узнать, прочитав данную статью.

Внешний осмотр аккумулятора

Внешний осмотр рекомендуется проводить каждый раз, как вы заглядываете под капот автомобиля. На аккумуляторной батарее иногда появляется грязь. Это может стать причиной глубокого разряда. Dследствие частых разрядов АКБ, сильно уменьшается её срок эксплуатации. В процессе внешнего осмотра проверяются следующие элементы:

  1. Клеммы. На них не должно быть налета белого или зеленого цвета. При его наличии, клеммы необходимо очистить с помощью мелкозернистой шкурки. Также рекомендуется нанести специальный состав против окисления;
  2. Плотность прилегания клемм и контактов. При неплотном прилегании, аккумулятор может недостаточно заряжаться. Для уплотнения контакта затяните гайки;
  3. Корпус на наличие трещин. Если они есть, это может привести к утечке электролита. В этом случае необходимо заменить АКБ;
  4. Грязь на корпусе. Отрицательно влияет на уровень заряда. Удалить ее можно, протерев корпус щелочным раствором;
  5. Надёжность крепления аккумуляторной батареи на посадочном месте.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Электролит – это концентрат серной кислоты в дистиллированной воде, который принимает участие в химических реакциях. Во время разряда идет расход электролита, при зарядке – восстановление. От количества и качества электролита во многом зависит эффективность и срок эксплуатации аккумуляторной батареи. Есть несколько способов проверки его уровня. Самым простым является визуальный контроль. Осуществляется в том случае, если стенки аккумулятора полупрозрачные. Уровень электролита должен находится между отметками минимально и максимально допустимого уровня.

В некоторых случаях провести визуальный осмотр не представляется возможным. Чтобы проверить уровень электролита, нужно взять трубочку и опустить её до упора. Её наружное отверстие прижимается пальцем, после чего трубка вытаскивается. Нормальным является значение в пределах 10–15 миллиметров. Если электролита больше, то его нужно откачать. Если меньше – долить дистиллированную воду.

Также требуется проверить цвет электролита. Он должен быть прозрачным. Если заметно его потемнение, то это говорит об оплывании пластин АКБ вследствие попадания внутрь посторонних примесей. В таком случае в скором времени потребуется провести замену аккумуляторной батареи.

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе?

Эта процедура не сложная, но требует аккуратности, поскольку серная кислота может попасть на участки кожи. Проверку нужно выполнять при температуре воздуха около 25⁰С. Перед тем как проверять плотность, потребуется зарядить аккумулятор. После этого подождать 5–7 часов.

Для проверки плотности необходимо приготовить ареометр (прибор, используемый для измерения плотности). На его корпусе нанесена градуировка. Примерно такой же принцип работы имеют встроенные «глазки» – всплывающий шарик зеленого цвета, который виден в световоде индикатора. Если он тонет, то плотность упала. Перед началом процедуры обязательно наденьте перчатки.

Чтобы выполнить проверку плотности электролита, аккумулятор необходимо установить на ровную поверхность и демонтировать все заглушки. Наконечник ареометра погружают в банку с электролитом. Прибор засасывает электролит, после чего поплавок останавливается на цифре, равной значению его плотности. Это значение должно быть примерно 1,24 кг/л. Если плотность электролита ниже нормы на 0,01 г/см3, то это значит, что падение напряжения составляет порядка 5–6%. Если значение сильно отличается от требуемого, то ресурс аккумуляторной батареи существенно снизится. Для повышения плотности рекомендуется провести полную замену АКБ.

Чтобы провести проверку плотности правильно, ознакомьтесь с данным видео

Измерение напряжения на аккумуляторе мультиметром при неработающем двигателе

Основным параметром аккумуляторной батареи является уровень заряда. Чтобы оценить емкость аккумулятора, потребуется выполнить замеры напряжения на нем. Для этой операции потребуется мультиметр. Черный щуп присоединяется к минусовой клемме, а красный – к плюсовой. После этого на дисплее появится значение напряжения.

Заряженная аккумуляторная батарея должна иметь напряжение в пределах 12.6–2.7 В. Напряжение в 11.9–12 В свидетельствует о том, что батарея разряжена более чем наполовину, необходимо срочно произвести её зарядку. В том случае, если прибор показал значение ниже 11.6 В, то батарея разряжена. Исходя из этих данных можно подсчитать насколько аккумулятор заряжен. Если напряжение ниже от нормы на 0.1 Вольт, то аккумуляторная батарея разряжена приблизительно на 10–12%. Стоит отметить, что напряжение аккумуляторной батареи напрямую зависит от плотности электролита.

Измерение напряжения при работающем двигателе

Чтобы измерить напряжение при заведенном двигателе, нужно выполнить те же действия, описанные выше. Значение напряжения должно быть от 13,5 до 14,0 В. Если оно выше отметки в 14, 3 В, то это говорит о том, что аккумулятор сильно разряжен и генератор работает в усиленном режиме. Через несколько минут работы двигателя, напряжение должно понизиться до нормы. При напряжении ниже 13 В требуется провести замену аккумуляторной батареи.

Проверка аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой

Чтобы оценить исправность работы АКБ, проверки напряжения недостаточно. Потребуется также проверить батарею при помощи нагрузочной вилки. Этот прибор имеет довольно простую конструкцию. Зажим, который находится на тыльной стороне прибора присоединяют к клеммам аккумулятора. А к гайкам подключают дополнительное сопротивление. Проследите за тем, чтобы АКБ была полностью заряжена.

Проверка без нагрузки

При выполнении замеров к нагрузочной вилке не подключают дополнительного резистора. Следует помнить, что с последнего запуска автомобиля должно пройти больше 7 часов. Перед началом отсоединяют батарею. Замеры осуществляются в такой последовательности:

  1. Плюсовой щуп нужно присоединить к плюсовой клемме;
  2. Металлический штырь, который является минусом нагрузочной вилки, нужно присоединить к минусовой клемме аккумуляторной батарее;
  3. По показаниям на приборе можно увидеть, заряжен ли аккумулятор на 100%.

Напряжение должно быть такое же, как и при измерениях с помощью мультиметра. Если по результатам видно, что АКБ заряжена полностью, можно переходить к следующему этапу.

Проверка с нагрузкой

Этот этап проверки проводится только при полностью заряженной батарее. Сначала нужно подключить нагрузочный реостат. Далее необходимо повторить те действия, которые были выполнены при проверке аккумуляторной батареи без нагрузки.

«Следует отметить, что не рекомендуется работа нагрузочной вилки дольше 5 секунд после подключения. На пятой секунде с вольтметра снимаются показания. При касании штырем к минусовой клемме АКБ, должны появляться искры. Проверку с нагрузкой не рекомендуется проводить слишком часто, чтобы не навредить аккумулятору».

Если показания вольтметра больше 9 В, то это значит, что аккумулятор находится в исправном состоянии. Если напряжение ниже – проведите повторную заряду АКБ и сделайте замеры еще раз. В том случае, если показания останутся прежними, значит аккумуляторная батарея неисправна и требуется ее замена.

О том, как проверить напряжение с помощью нагрузочной вилки, вы можете узнать, посмотрев этот видеоролик.

Выводы

Самым простым способом проверки состояния аккумуляторной батареи, является проверка с помощью мультиметра. Наиболее точным – использование нагрузочной вилки. Обслуживание аккумулятора – важный процесс, который позволит увеличить срок его эксплуатации. Провести обслуживание можно самостоятельно, не прибегая к помощи автосервисов.

pricurivatel.ru

Как своими руками выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля

Аккумулятор автомобиля, как и любое другое техническое устройство, нуждается в периодическом обслуживании. Многие сегодня относятся к автомобильному аккумулятору, как к расходному материалу. Его обслуживанием не занимаются, эксплуатируют 2─3 года и покупают новый. Но ведь автомобильная аккумуляторная батарея может служить значительно дольше. При периодическом обслуживании срок эксплуатации составляет 5─6 лет, а в некоторых случаях и дольше. Поэтому, если у вас нет лишних денег, давайте разберёмся, как нужно проводить обслуживание аккумулятора автомобиля, и с какой периодичностью.

Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля?

Чтобы правильно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля, нужно понять какие факторы влияют на срок его эксплуатации. Тогда будет понятно, на что нужно обращать внимание в первую очередь. Ниже перечислены основные факторы, влияющие на срок службы АКБ.

Степень заряженности

Если автомобильная аккумуляторная батарея часто находится в разряженном состоянии, то это сильно сокращает срок её службы. В идеале аккумулятор должен постоянно находиться в заряженном состоянии. То есть, при запуске двигателя он отдаёт часть заряда, а при дальнейшей зарядке от генератора во время поездки восполняет эти потери. Но современный автомобиль с большим количеством потребителей тока просто не успевает восполнять потери заряда. Этому совершенно не способствует режим езды в городском цикле с частыми пусками двигателя и многочасовыми простоями в пробках. Поэтому возникает необходимость в периодической зарядке от сетевого зарядного устройства. Если батарея постоянно будет в разряженном состоянии, то срок службы аккумулятора автомобиля значительно сократиться. Вернуться к содержанию  

Температура эксплуатации

Температура, при которой эксплуатируется аккумуляторная батарея, также является фактором, оказывающим влияние на срок её службы. От температуры во многом зависит пусковая мощность автомобильного аккумулятора.

Как известно, свою заявленную ёмкость полностью заряженный аккумулятор выдаёт при 15─20 градусах Цельсия. При снижении температуры на один градус ёмкость АКБ уменьшается на 1 А-ч.

Замерзший электролит в аккумуляторе

Если автомобиль находится на морозе с разряженным аккумулятором, то электролит в батарее может просто замёрзнуть. Часто это заканчивается выходом АКБ из строя. Подробнее об этом читайте в статье «Замёрз аккумулятор автомобиля: причины и что делать». В жаркое время года проблемы могут быть связаны с испарением воды из электролита. Если уровень электролита сильно упадёт и оголятся пластины, то эксплуатация в таком режиме сильно сокращает время жизни АКБ. Поэтому требуется периодическая диагностика аккумулятора автомобиля и его обслуживание. Вернуться к содержанию  

Состояние бортовой сети автомобиля

Это важный момент, поскольку от исправности автомобильной электросети сильно зависит состояние аккумуляторной батареи. Особенно важно иметь исправный генератор и регулятор напряжения. Если эти узлы не работают должным образом, то даже при регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля, он будет изнашиваться раньше времени.

Содержите в порядке электросеть автомобиля

Если в бортовой сети на АКБ будет подаваться слишком высокое напряжение, то это будет приводить к его перезарядке и постоянному «кипению». В результате будет большой расход воды и падение уровня электролита. Кроме того, от излишней зарядки будет идти преждевременное разрушение электродов. Читайте подробнее в материале «Кипит аккумулятор на машине: причины и устранение».

Если напряжение в сети будет меньше нормы, то аккумуляторная батарея будет постоянно находиться в разряженном состоянии. О негативных последствиях этого говорилось выше. Так, что неисправная бортовая сеть авто значительно сокращает срок службы аккумуляторной батареи. Вернуться к содержанию  

Процессы коррозии

Коррозийные процессы также сокращают время эксплуатации аккумулятора автомобиля. Производители борются с этим явлением при помощи различных легирующих добавок. Коррозия является естественным процессом в любых аккумуляторах. Автомобилистам здесь можно посоветовать использовать качественный электролит и дистиллированную воду при обслуживании аккумулятора.

Если эти расходные материалы будут низкого качества, то вы рискуете только усугубить коррозийные явления. Здесь можно рекомендовать покупать дистиллированную воду в аптеке, а не в автомагазинах. Там вы рискуете напороться на простую воду из-под крана. Вернуться к содержанию  

Сульфатация

Сульфатация – оседание сульфата свинца на пластинах аккумулятора, что приводит к снижению ёмкости АКБ. Процесс сульфатации, как и коррозии является естественным при использовании и хранении АКБ. Но при правильном и регулярном обслуживании аккумулятора автомобиля можно заметно снизить интенсивность сульфатации.

Пример сульфатации пластин

Полезно будет периодически проводить мероприятия по десульфатации аккумулятора, о которых рассказывается по указанной ссылке. Вернуться к содержанию  

Виды и периодичность обслуживания автомобильного аккумулятора

Обслуживание автомобильного аккумулятора можно разделить на диагностику и, собственно, и сами сервисные операции с батареей. Можно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками или доверить его работникам СТО, а вот диагностику автомобильного аккумулятора нужно проводить самостоятельно. В этом случае вы будете в курсе текущего состояния аккумуляторной батареи.

Диагностика автомобильного аккумулятора

К диагностике автомобильного аккумулятора можно отнести следующие операции:

  • Проверка напряжения на выводах АКБ при разомкнутой цепи (то есть, батарея не подключена к автомобильной сети);
  • Проверка напряжения в бортовой сети автомобиля при запущенном двигателе;
  • Проверка уровня электролита (на автомобиле или на снятой АКБ);
  • Визуальный контроль (повреждения, загрязнения).

Эти операции нужно выполнять, не дожидаясь, пока возникнут проблемы с аккумулятором автомобиля. Их можно проводить с такими действиями по обслуживанию автомобиля, как проверка уровня масла, доливка жидкости в омывательный бачок, проверка давления в покрышках и тому подобное. Вернуться к содержанию  

Операции по обслуживанию автомобильного аккумулятора

  • Периодическая и внеплановая (при необходимости) зарядка АКБ сетевым зарядным устройством;
  • Проверка и корректировка плотности электролита;
  • Тест аккумулятора нагрузочной вилкой;
  • Проверка тока утечки;
  • Профилактические работы по десульфатации.

Для проведения работ вам потребуются следующие приборы, инструменты, материалы:

  • мультиметр (или вольтметр);
  • нагрузочная вилка;
  • ареометр;
  • зарядное устройство;
  • стеклянная или пластиковая трубочка;
  • груша;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Внимание! При работе с электролитом обязательно надевайте перчатки и защитные очки. Электролит – это водный раствор серной кислоты. Вещество едкое и поражает кожный покров и слизистые оболочки. Используйте средства индивидуальной защиты.

Теперь рассмотрим подробнее, как все это выполняется на практике. Вернуться к содержанию  

Как выполняется обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками?

Проверка напряжения аккумулятора

Здесь все просто и для замера напряжения потребуется только мультиметр или вольтметр. Аккумуляторная батарея можно снять с автомобиля или просто отсоединить клеммы. Мультиметр переводится в режим замера напряжения, щупы накидываются на выводы АКБ (красный на плюс, чёрный на минус). Ничего страшного не случиться, если щупы подключить наоборот. Просто напряжение будет с отрицательным знаком.

Измерение напряжения аккумулятора мультиметром

Значение напряжения на заряженной батарее должно быть в интервале 12,6─12,9 вольта. Если оно упало ниже 12 вольт, то нужно ставить АКБ на зарядку. Эксплуатировать её в таком состоянии категорически не рекомендуется. Это значительно увеличивает сульфатацию и сокращает срок службы. Для кальциевых аккумуляторов сильные разряды совершенно противопоказаны, поскольку после этого они необратимо теряют ёмкость. Подробнее о напряжении аккумулятора автомобиля читайте по указанной ссылке.

Вернуться к содержанию  

Проверка напряжения в бортовой сети

Здесь измерения также проводятся мультиметром на выводах аккумулятора, но батарея установлена на авто и двигатель запущен. При этом включите обогрев заднего стекла, печку и магнитолу для имитации реальных условий эксплуатации. Значение напряжения должно находиться в интервале 13─14,4 вольта.

Если напряжение будет меньше, то АКБ просто не будет заряжаться, а если больше, то будет большой расход воды. При несоответствии напряжения указанным границам следует обратиться к автоэлектрику для проверки работы генератора, регулятора напряжения и прочих компонентов электросети авто. Подробнее об этом читайте в статье «Не заряжается аккумулятор автомобиля от генератора».

Вернуться к содержанию  

Проверка уровня электролита

Диагностика автомобильного аккумулятора включает в себя проверку уровня электролита, которую вы можете делать, не снимая АКБ с автомобиля. Для этого нужно отвернуть пробки в банках аккумуляторной батареи или снять всю крышку, если она цельная. Для измерения используйте стеклянную трубочку. Если такой не имеется, то можно использовать корпус простой шариковой ручки.

Корпус от ручки

Забор электролита в банках

Уровень электролита

Трубочку опускаете в банку до соприкосновения с пластинами, закрываете пальцем один конец и поднимаете.

Высота электролита, оставшегося в трубочке должна быть 10─15 миллиметров. И такую проверку провести в каждой банке. Если под рукой нет трубочки, может просто визуально проконтролировать уровень электролита, чтобы он с запасом покрывал пластины.

При осмотре подсвечивайте себе фонариком.

Внимание! Ни в коем случае не используйте зажигалку для подсветки. При зарядке в аккумуляторе накапливается водород. При попадании в его смесь с кислородом искры будет взрыв аккумулятора автомобиля. Помните об этом и соблюдайте меры безопасности.

В необслуживаемых автомобильных аккумуляторах уровень электролита можно проконтролировать по меткам на корпусе: min и max. Он должен находиться между ними. Хотя в большинстве случаев для этого типа аккумуляторов такая проверка не требуется.

Вернуться к содержанию  

Визуальный контроль

Визуально осматривайте аккумулятор на предмет повреждений. Кроме того, АКБ нужно поддерживать в чистоте. Стирайте с корпуса следы масла, электролита, грязи. Рекомендуется протирать аккумулятор раствором пищевой соды (1 чайная ложка на стакан воды). Сода нейтрализует электролит.

Неудовлетворительное состояние аккумулятора

Если аккумулятор будет грязный и в подтёках электролита, то на поверхности всегда будет присутствовать токопроводящая плёнка. Из-за этого будет усиливаться саморазряд батареи. Клеммы советуем покрывать антикоррозионными гелями или спреями. Они имеются в любом автомагазине и стоят недорого. Проще поддерживать АКБ в чистоте и рабочем состоянии, чем потом выполнять ремонт аккумулятора автомобиля. Вернуться к содержанию  

Зарядка аккумулятора сетевым ЗУ

В штатных условиях эксплуатации и постоянных поездках на автомобиле зарядку рекомендуется проводить раз в три месяца. Правильнее её будет назвать подзарядкой. То есть, заряд аккумулятора просто доводится до максимума, а периодическая подзарядка делается на ходу от генератора. Этот вид зарядки можно проводить при постоянном напряжении в автоматическом режиме. Подробнее о разных режимах зарядки можно прочитать в статье «Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством».

Зарядка АКБ может быть штатная и внеплановая

Также бывает необходимость внеплановой зарядки. Например, вы забыли выключить фары и АКБ села в ноль. Может случиться так, что автомобиль долго стоял и аккумулятор не использовался. Тогда зарядку лучше проводить под контролем в режиме постоянного тока. Это позволит вернуть ему ёмкость после глубокого разряда.

Отдельно советуем прочитать про то, как делается зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля.

Вернуться к содержанию  

Проверка и корректировка плотности электролита в АКБ

Проверять плотность электролита следует после проведения полной зарядки аккумулятора. Для АКБ, эксплуатируемых в средней полосе, значение плотности электролита заряженной батареи должно быть 1,27─1,29 гр./см3. В северных широтах можно увеличить плотность до 1,3 гр./см3. Для контроля плотности вам потребуется ареометр, а для её корректировки – дистиллированная вода или электролит.

Ареометр

Дистиллированная вода

Электролит

Таблица заряженности электролита приведена ниже. В ней можно посмотреть зависимость степени зарядки АКБ, плотности и температуры замерзания электролита.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия)Напряжение, В (в отсутствии нагрузки)Напряжение, В (с нагрузкой 100 А)Степень заряда АКБ, %Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,1111,78,40-7
1,1211,768,546-8
1,1311,828,6812,56-9
1,1411,888,8419-11
1,1511,94925-13
1,16129,1431-14
1,1712,069,337,5-16
1,1812,129,4644-18
1,1912,189,650-24
1,212,249,7456-27
1,2112,39,962,5-32
1,2212,3610,0669-37
1,2312,4210,275-42
1,2412,4810,3481-46
1,2512,5410,587,5-50
1,2612,610,6694-55
1,2712,6610,8100-60

В случае испарения воды и повышения плотности нужно просто долить дистиллированной воды до уровня. Если плотность ниже положенной, то задача сложнее. В этом случае нужно отбирать электролит низкой плотности и заливать вместо него новый плотностью 1,28 гр./см3. Подробно на эту тему вы можете прочитать статью «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит».

Вернуться к содержанию  

Тест аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка позволяет достоверно оценить состояние аккумулятора. Этот прибор имитирует нагрузку на аккумулятор, создаваемую при запуске двигателя автомобиля. Поэтому такую проверку полезно проводить при обслуживании аккумулятора своими руками.

Проверка автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой

Подробнее об использовании нагрузочной вилки читайте в соответствующем разделе статьи «Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность».

Вернуться к содержанию  

Проверка тока утечки

Если ток утечки на АКБ в автомобильной сети превышает норму, то это может создавать серьёзные проблемы для владельца авто. Даже если аккумуляторная батарея полностью исправна, ток утечки будет постоянно сажать её и препятствовать нормальному восстановлению заряда.

Проверка тока утечки автомобильного аккумулятора

Для измерения тока утечки вам опять потребуется мультиметр. На этот раз он должен быть включён в режим измерения тока. Подробно процесс описан в статье «Ток утечки аккумулятора автомобиля: норма и измерение».

Вернуться к содержанию  

Профилактические работы по десульфатации

Здесь стоит отметить, что в случае запущенной сульфатации, добиться ощутимых результатов практически нельзя. Различные методы десульфатации работают только в случае начальной стадии сульфатации пластин. Поэтому важно проводить эти мероприятия периодически, не запуская сульфатацию.

В статье «Десульфатация аккумулятора» приводится ряд методов по растворению сульфата свинца. Среди них можно выделить проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ), при котором проводится несколько циклов заряд-разряд. Эту операцию без проблем можно сделать своими руками, заряжая АКБ и разряжая какой-нибудь нагрузкой (например, лампочкой 12В) до напряжения 10,8 вольта.

Стоит отметить, что КТЦ не рекомендуется проводить на кальциевых аккумуляторах. Они устойчивы к перезаряду, но не переносят глубокий разряд.

Теперь вы знаете всю необходимую информацию по обслуживанию автомобильного аккумулятора. Если остались вопросы, а также исправления и дополнения, пишите их в комментариях ниже. Будем рады ответить на них. Вернуться к содержанию

akbinfo.ru


Смотрите также

Возврат к списку