Законодательство обязало юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые организуют коммерческие рейсы, оборудовать транспортные средства автопарка специальными бортовыми самописцами — тахографами.
Тахограф позволяет измерять, регистрировать и индицировать скорость и другие ключевые параметры движения автотранспортного средства.
Устройство фиксирует, затем передает различные данные, которые помогают при автоматизации процессов учета.
В Приказ Министерства транспорта от 13.02.2013 г. №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на ТС…» уже несколько раз вносились поправки.
Список машин, на которые нужно устанавливать устройство, постоянно изменялся. Узнаем, на какие транспортные средства ставится тахограф в 2019 году, а на какие машины не надо ставить тахограф.
Это бортовое техническое устройство, необходимое для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега, времени движения автотранспортного средства в автоматическом режиме. Также предназначается для фиксирования времени, которое водитель тратит на труд и отдых.
Записи устройства используются для следующих целей:
Прибор регулирует режим бодрствования и отдыха водителей большегрузных автомобилей. Его основная цель — снижение аварийности на дорогах из-за потери концентрации внимания водителя.
Но некоторые владельцы автотранспорта решают отказаться от установки прибора, объясняя свой отказ высокой стоимостью устройства и его обслуживания.
Для осуществления международных перевозок нужно устанавливать модели тахографов ЕСТР. Для перевозок в границах государства — СКЗИ.
Виды карт для тахографа:
Узнаем, на какие машины устанавливается тахограф.
Согласно статье 20 Закона 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 26.07.2017) юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств, должны оснащать машины техническими средствами контроля, которые обеспечивают непрерывную, некорректируемую регистрацию сведений о скорости и маршруте движения ТС, а также режиме труда и отдыха водителей ТС.
В 2019 году необходимо устанавливать тахографы на все грузовые ТС грузоподъемностью более 3,5 тонн, которые осуществляют грузоперевозки опасных веществ и других грузов.
Также тахографы должны быть на:
Выпуск на линию ТС для перевозки грузов или пассажиров без тахографа влечет наложение штрафа в размере 1000—3000 рублей, до 5000-10000 рублей на должностных лиц (КоАП, ст.11.23)
Тахограф должен устанавливаться уполномоченной на то мастерской. Должно стоять клеймо и проведение калибровки. За нарушение этих требований также можно получить штраф.
Мастерские, которые устанавливают тахографы, должны иметь аккредитацию.
Со сведениями о таких мастерских можно ознакомиться по ссылке: https://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-ru/workshops/ (РОСАВТОТРАНС).
Также нужно приобрести карточку на каждого из водителей, которые будут вести автомобиль.
Далее рассмотрим исключения.
К такому транспорту относят:
Установка тахографа обязательна и для юридических лиц, использующих автотранспорт в коммерческих целях.
Также тахограф не устанавливают на следующие автотранспортные средства:
Самосвал Камаз — популярнейший тип грузовиков, которые задействованы в строительных работах.
Если его используют в строительной компании, которая возводит жилые дома, устройство устанавливать нужно. Если Камаз нужен для коммунального хозяйства, тут могут быть вопросы.
Во многих регионах вышеуказанный список трактуется так: к автомобилям, предназначенным для коммунального хозяйства и содержания дорог, относят только те ТС, которые имеют специализированное предназначение. То же касается ТС, предназначенных для обслуживания газовых и нефтяных скважин.
Поэтому тахографы не требуются для автомобилей, оборудованных щетками для очистки дорог. Но на самосвалы, которые нужны в коммунальном хозяйстве, установка тахографов необходима. За их отсутствие можно получить штраф.
Монтаж устройства обязателен только для тех автотранспортных средств, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Частному лицу на личный грузовик тахограф не требуется.
Напомним, что тахографы обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспортных средств.
По этой причине некоторые организации, которые желают эксплуатировать ТС круглосуточно, заставляют водителей регистрировать автомобили на себя. Но это нежелательная практика. Водитель может уволиться в любой момент, и оставить ТС себе.
То же касается установки тахографа на личный автобус или на личный микроавтобус. Монтаж устройства осуществляется для:
Т.е. по закону владелец автотранспортного средства может не устанавливать на него тахограф, если не занимается коммерческими грузоперевозками.
А нужен ли тахограф на автобус, перевозящий сотрудников компании? Да, нужен.
Снова возвращаясь к закону 196-ФЗ, напомним, что те юридические лица и ИП, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией ТС, должны оснастить свои машины техническими средствами контроля, т.е. тахографами.
Если ТС осуществляет перевозку сотрудников организации к месту их работы или другому пункту назначения и обратно — это связанная с эксплуатацией ТС деятельность. Также такой автобус, вероятно, имеет более 8 пассажирских мест, обладает массой более 3,5 тонн.
Если водитель купит грузовой автомобиль или автобус, чтобы осуществлять коммерческие перевозки, но не желает регистрировать ИП или юридическое лицо, тахограф не требуется.
Штраф за отсутствие устройства в таком случае не налагается. Но водитель может быть наказан штрафом за иное правонарушение — осуществление предпринимательской деятельности без регистрации: 500-2000 рублей.
Нужен ли тахограф на газель? Ответ зависит от характеристик ТС и способов его эксплуатации.
Газель — это грузовой автомобиль. Но ТС попадает под закон, если его масса превышает 3,5 тонны. В пассажирской версии устройство должно быть.
Что касается маршрутного такси, которое осуществляет движение только в пределах города, установки тахографа можно избежать, так как монтаж устройства требуется, если маршрут автомобилей составляет более 50 километров.
Если на борту установлен блок ГЛОНАСС, устройство не заменяет тахографа.
Если газель обладает более 8 посадочными местами, тахограф необходим. Также устройство нужно, если грузоподъемность автомобиля составляет более 3500 кг. Если у газели есть прицеп, монтаж тахографа необязателен.
Нужен ли тахограф на кран-манипулятор в 2019 году? Да, на кран-манипулятор необходимо устанавливать тахограф.
То же касается установки тахографа на ЗИЛ-бычок. Камаз, ЗИЛ 5301, самосвалы весьма популярны среди частных автовладельцев.
Если законодательство возлагает ответственность за установку устройства на руководителей транспортных компаний, частные автовладельцы ошибочно полагают, что подобное требование к ним не относится.
Но нигде в приказах или других документах не указано, что частники освобождаются от установки тахографа.
Требование монтажа тахографов распространяется на любую форму собственности, если ТС попадает под указанные категории и выполняет коммерческие грузовые или пассажирские перевозки.
Если автовладелец — частное лицо, а у него в собственности автомобиль массой свыше 3500 кг, и ТС используется в коммерческих целях, тахограф нужен. В законе также есть список автомобилей, которые должны быть оснащены этим устройством.
Тахограф необходим для контроля за водителем. Устройство подсчитывает время, затраченное водителем на отдых и работу, фиксирует скоростной режим автомобиля, его передвижение, расход топлива.
Устройство помогает сократить издержки, минимизировать нарушения ПДД, исключить несанкционированные отклонения от маршрута.
Внести изменения в зашифрованные данные невозможно. При попытке коррекции вся информация отразится в памяти тахографа и станет доступной контролерам, когда они начнут проводить мониторинг.
Устройство помогает повысить уровень безопасности и оптимизировать бизнес.
Большая часть автовладельцев, в собственности которых имеются транспортные средства коммерческого назначения, считают обязательную установку в автомобиль тахографа обычным вымогательством денег. Поэтому важно знать, что это за прибор и определить, тахограф на какие машины устанавливается?
Для начала следует определиться с тем, на какие машины нужен тахограф в России. В настоящее время рассматриваемым устройством оснащаются:
Чтобы не возникло желание обойти законодательство, с 15 ноября 2014 года Административный кодекс страны претерпел некоторые изменения.
Теперь штрафные санкции за отсутствие в перечисленных категориях автомобилей тахографа накладываются не только на водителя, но и на владельца транспортного средства. Размер штрафа, который предусмотрен статьёй 11.23 за совершение данного правонарушения, составляет от 5 до 10 тысяч рублей.
Главной функцией, ради которой разрабатывался тахограф, является общее сокращение ДТП, а также сохранение здоровья и жизни участников дорожного движения.
Достигнуть поставленной задачи удаётся за счёт установки рамок рабочего времени водителя, а также контроля за соблюдением скоростного режима. Соответственно, появляется возможность не допускать нарушений ПДД и контролировать утомлённость человека с помощью нормирования графика.
Побеспокоиться о проведении монтажа в автомобиль контролирующего устройства обязан владелец. Работы должны проводиться специалистами автомастерской. Сведения о сервисах, где можно выполнить данную услугу содержатся в специальном перечне.
Все этапы работ по оснащению коммерческого автомобиля тахографом прописаны в Правилах обслуживания тахографов. Этот НПА утверждён приказом Министерства транспорта РФ за номером 36.
Процесс монтажа на автомобиль тахографом подразумевает под собой:
Установка тахографа на новый автомобиль, который должен иметь подобное устройство, и при условии, что машина произведена на российском предприятии, возлагается непосредственно на организацию — изготовителя.
Монтаж тахографа на автомобиль, который находится в работе на территории России, но был произведён либо ввезён с территории другого государства, должно осуществляться в специализированной мастерской.
Установка контролирующего устройства выполняется таким образом, дабы водителю были доступны все его функции прямо со своего рабочего места. При выполнении монтажа должны строго соблюдаться все рекомендации, которые прописаны в технической документации завода-изготовителя.
Монтаж контролирующего устройства в большинстве случаев является обязательной мерой. Однако есть и некоторые исключения из правил, позволяющие понять, на какие автомобили не надо устанавливать тахографы.
Так, в установке тахографа не нуждаются целые категории различного транспорта:
Этот список, как видно, исчерпывающий, поэтому, если автомашина не подпадает под перечисленные категории, придётся устанавливать контролирующий прибор.
Постоянно изменяющиеся требования, предъявляемые к тахографам, ведут к постоянному обновлению модельного ряда устройства.
Сейчас для монтажа на коммерческий транспорт предлагаются следующие виды тахографов:
Этот тип тахографа, согласно постановлению отечественного транспортного министерства, с начала текущего года запрещён к использованию на автомобилях. Причиной для таких действий стало то, что аналоговый прибор вёл запись данных электромеханическим способом на бумажный носитель.
Такой принцип работы признан устаревшим и не соответствующим современным реалиям. Поэтому, если в мастерской предлагают поставить именно аналоговый тахограф, можно смело отказываться от услуг таких специалистов.
Цифровое изделие представляет собой устройство, которое осуществляет постоянную запись информации о деятельности коммерческой машины и её водителя на протяжении всей рабочей смены.
Его называют ещё тахограф ЕС Это устройство, которое соответствует международным стандартам и жёстким требованиям в рамках соглашения ЕСТР, подписанного представителями большого количества стран.
Значительная часть автомобилей, произведённых на территории ЕС, изначально оснащены приборами данного типа. Запись информации в устройстве ЕСТР осуществляется при помощи скоростного датчика, передающего сведения на контроллер или спидометр.
Активация работы устройства происходит в тот момент, когда водитель вставляет в замок ключ зажигания. Весь объем получаемых данных фиксируется в памяти и на цифровой водительской карте. Выгрузить информацию можно с помощью специального ключа. Кроме того, все данные, полученные устройством во время работы, можно распечатать на бумажном носителе.
Последние два типа тахографов являются аналогами европейских устройств, однако их производство налажено и на территории России. Отечественные контролирующие приборы имеют расширенный принцип регистрации движения, позволяющий передавать данные не только при помощи датчика скорости, но и с использованием модуля ГЛОНАСС/GPS, а также датчика системы ABS.
Хранение информации осуществляется, как и на европейских устройствах, либо в памяти прибора, либо на водительской карте.
Блок СКЗИ представляет собой накопительное приспособление, оснащённое криптозащитой информации и способное сохранять полученные записи на протяжении всего рабочего периода тахографа. Данный тип прибора можно назвать уникальной отечественной разработкой. Блок криптозащиты нельзя вывезти за пределы страны или продать.
Все тахографы, в которых установлены указанные приспособления СКЗИ, находятся под действием Закона о неразглашении государственной тайны.
Любой вид работы, который связан с приспособлениями СКЗИ, должен получить лицензию в ФСБ. С указанными выше обстоятельствами связаны особенности использования тахографа с СКЗИ.
Если для коммерческого автомобиля приобретается тахограф, оснащённый криптозащитным блоком, хозяин машины обязан понимать последствия своего выбора, среди которых есть важные объекты.
Выезжать коммерческому автомобилю с установленным криптозащитным блоком за пределы территории РФ, даже если поездка будет в Республики Беларусь или Казахстан, категорически запрещается.
Причина запрета кроется не только в том факте, что движение автомобиля с подобным типом устройств по странам ЕЭС запрещается, но и в том, что вывозить прошедшее активацию криптозащитное приспособление нельзя, так как можно нарваться на санкции закона о неразглашении государственной тайны. Любое отклонение от норм указанного НПА карается статьями УК РФ.
Несмотря на столь внушительный список требований при эксплуатации, тахографы с СКЗИ не могут похвастаться особой надёжностью. Даже те модели устройств с блоком, производством которых занимаются европейские компании, имеющие репутацию исключительно надёжных производителей, не могут гарантировать более продолжительный срок службы по сравнению с отечественными моделями тахографов.
Основная причина такого обстоятельства кроется в том, что непосредственно блок СКЗИ, который обязательно входит в комплектацию рассматриваемого типа устройства, производится на единственном коммерческом предприятии. А в основе блока базируется модуль фискальной памяти, встраиваемый в стандартные кассовые аппараты.
Этот факт не предполагает разумного ценника. Учитывая себестоимость блока, которая не превышает отметки в две тысячи, стоимость в мастерских стартует с 13000). Устанавливая произвольное определение цены, это производитель не даёт и гарантии надёжного использования.
В процессе изготовления используются радиоэлементы, которые не предусмотрены для применения в транспортных средствах. Это обстоятельство приводит к тому, что из-за постоянного перепада температурного режима довольно часто в автомобиле скапливается избыток статического электричества.
Ещё один важный момент заключается в том, что выполнить оснащение криптозащитным блоком уже установленного в автомобиле тахографа невозможно.
Даже, если сотрудники мастерских будут уверять владельца в обратном, есть ряд обстоятельств, препятствующих установке блока. По этой причине, если на модель устройства при выпуске с производства не был установлен криптозащитный блок, то вмонтировать его в тахограф в 99% случаев нельзя. Последний процент станет для владельца транспорта слишком дорогим.
Стоит помнить о том, что, как бы ни убеждали в обратном, качество европейской техники и тахографов отечественного производства, к сожалению, значительно отличается.
Однако на первый план могут выйти финансовые расходы. Ведь оснастить импортным устройством один или несколько автомобилей особо не скажется на бюджете предприятия. А вот в случае, когда автомобильный парк насчитывает несколько десятков и даже сотен машин, отечественное устройство позволит в значительной степени сократить статью затрат на оснащение транспорта тахографами. Выбор в пользу отечественного производителя будет тем очевиднее, если устройства будут с блоками криптозащиты СКЗИ.
Тахографы должны устанавливать перевозчики грузов и пассажиров. Требования к тахографам разделяются, в зависимости от типа перевозок (международные и внутренние). Для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ.
Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения – в Приказе Минтранса № 273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15.
Под требование по оснащению тахографами в рамках ЕСТР подпадают транспортные средства, имеющие более 9 посадочных мест, включая водителя, либо полную массу более 3,5 тонны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или более 7,5 тонн для физических лиц. В этом случае на борту автомобиля должен быть установлен тахограф, соответствующий действующим на текущий момент требованиям ЕСТР.Под требования по оснащению тахографами для внутренних российских перевозок подпадают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на любом законном основании владеют транспортными средствами. Это могут быть права собственности, права аренды или договора подряда. Оснащение предусмотрено для транспортных средств более 3,5 тонн, либо имеющих более 9 посадочных мест, включая водителя.
Исключение предусмотрено в том случае, если в паспорте транспортного средства указана одна из вышеперечисленных категорий. Для того чтобы определить принадлежность транспортного средства к списку исключений: – необходимо внимательно изучить: – как сформулировано исключение – подразделяются исключения по принадлежности к организации или по принадлежности к виду деятельности.
Для определения принадлежности транспортного средства к списку исключений, важно учесть:
Принадлежность к виду деятельности означает, что исключаются только те автомобили, которые выполняют данный вид деятельности. Для примера: Транспортные средства (уборочная техничка), которая принимают участие в работах связанных с содержанием дорог, т.е убирают улицы с помощью каких-либо механизмов – не обязаны оснащаться тахографами. А вспомогательная техника, которая принадлежит организации, но не принимает участие в уборке, например, автобус, который подвозит рабочих к месту уборки – подлежит оснащению.
Другой пример: Все транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вне зависимости от того принимают они непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности или нет – не подпадают под оснащение.
Транспортные средства, не подпадающие под исключения, на текущий момент уже должны быть оборудованы тахографами.
Tags: закон, законодательство, тахографы, установка тахографовОбязательная установка тахографов на определенный вид авто, всколыхнула всю индустрию коммерческих перевозок в РФ. Статья раскроет нюансы установки прибора контроля, расскажет о правильных и неправильных тахографах, а также, предоставит информацию к размышлению — как обойти закон в 2019 году.
Тахограф – техническое средство контроля, осуществляющее непрерывную фиксацию скоростных данных, отслеживающее маршрут движения, время работы и отдыха, водителя транспортного средства. Состоит из нескольких модулей: самого устройства, навигационной карты, датчика движения, усиливающей антенны, принимающей сигнал спутника. Устройство имеет защитную пломбу, препятствующую доступу извне.
Абз. 9 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязывает всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оснащать тахографами автомобили, используемые ими в коммерческой деятельности.
Нормы закона об установке тахографа на грузовой автомобиль 2019 вступают в силу в несколько фаз:
В перечень автомобилей, которым не требуется установка такого устройства, относятся: передвижные лаборатории, сельскохозяйственные машины, спецтехника, автомобили ритуальных служб, военные автомобили и автомобили для оперативно-розыскной деятельности, дома на колесах, бронированные транспортные средства.
Установленный тахограф должен использоваться до утилизации автомобиля.
Существует 2 вида контрольных устройств:
Вышедший Приказ Минтранса РФ №237 от 21.08.2013 года, поставил точку в спорах о выборе вида тахографа. Теперь все предельно ясно:
Единственное правило – это наличие у устройства сертификата, подтверждающего соответствие Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств.
Внимание! Следующая информация представлена для ознакомления, риски, возникающие в процессе ее использования полностью лежат на лице, принявшем решение ее использовать.
Этот регламент определяет обязательные характеристики тахографа и устанавливает требования по его соответствию законодательной базе РФ. Это утверждение основывается на Федеральном законе «О техническом регулировании», который закрепляет Технический регламент, как обязательный к исполнению, по отношению к объектам технического регулирования. К таким объектам, относится тахограф – являющийся продукцией и компонентом автомобиля.
В свою очередь, все тот же Федеральный закон «О техническом регулировании», в п. 3 ст. 4 устанавливает, что любые акты в сфере техрегулирования, изданные федеральными органами исполнительной власти, носят рекомендательный характер. К таким актам относятся Приказы Минтранса №36 и 237, содержащие требования об обязательном наличии блока СКЗИ.
В итоге, получаем, что Технический регламент не устанавливает обязательного наличия блока СКЗИ в тахографе, а Приказы Минтранса носят рекомендательный характер. Таким образом, автовладелец сам решает, какой тахограф выбрать для установки, но нет никакой гарантии, что законность такой установки не потребуется доказывать в суде.
Все же, наиболее оптимальным, будет решение действовать в рамках действующего законодательства РФ и установить требуемые устройства, а для владельцев с устаревшими устройствами уже к началу 2019 года, сменить их на соответствующие модели. На данный момент речь об отмене тахографов не идет, так что лучше, когда предпринимательская деятельность соответствует установленным требованиям.
Не забывайте, что установка средства контроля, осуществляется только в сервисных центрах, имеющих лицензию ФСБ.
За отсутствие тахографа на автомобиле, равно как и за его умышленное повреждение, выезд на линию с неисправным устройством, фальсификацию предоставляемых им данных и внесение различных модификаций, ст.11.23. Административного кодекса РФ предполагает штраф:
Если тахограф фиксирует нарушение режима работы водителя, штраф составит от 1 до 3 тысяч рублей.
Существующий Перечень неисправностей, при которых запрещено эксплуатировать автомобиль, не позволяет передвигаться на транспортном средстве с неисправным тахографом, если неисправность не произошла уже на линии. Игнорирование такого запрета, может привести к снятию государственного номерного знака, а для грузовиков с опасными грузами – транспортировка на штрафстоянку.
«Ключом» к закону, является выражение «коммерческие перевозки», то есть, если владелец грузовика категории N3 использует его для передвижения в магазин за хлебом, то установка тахографа не обязательна. ГИБДД понимает закон таким же образом – если частное лицо использует транспорт для собственных нужд, прибор контроля можно не устанавливать. Получается, что закон о тахографах на грузовые автомобили 2019 для физических лиц не распространяется. По крайней мере в данном случае.
Но некоторые существенные нюансы все же заставляют сомневаться в истинности вышеизложенного утверждения. Как можно охарактеризовать понятие собственные нужды? Каким образом будет определено, передвигается водитель по собственным нуждам или в коммерческих целях?
Если вы везете стройматериалы на собственном грузовике, с целью постройки дачи для себя, то это одно дело. Совсем другое, если вы зарегистрированы как ИП, этот самосвал регулярно используется для перевозки груза, например стройматериалов для постройки дачи соседу и вас останавливает инспектор ГИБДД. В таком случае, вы будете доказывать ему, что груз ваш, вы транспортируете его к себе домой.
Со временем, законодатели дадут ответы на все вопросы, а пока, остается только надеяться на «авось» или смиренно выполнять законодательные предписания.
С тех пор как появилась информация о том, что транспортные средства необходимо оснащать тахографами, водителей начал интересовать простой вопрос: на какие категории автомобилей и других ТС это распространяется? Ясность внес приказ Министерства транспорта РФ от 13.02.2013, в котором не только указаны категории транспортных средств, но и названы даты, к которым должны быть установлены приборы контроля. С 1 апреля 2014 года в России существует административная ответственность за отсутствие тахографа на автомобилях и других ТС, которые должны быть ими оснащены.
Упомянутый выше приказ называет следующие транспортные средства, которые должны быть оснащены приборами:
Тем не менее этот список тоже вызвал немало вопросов на тему, кому нужно устанавливать тахографы. Например, некоторые водители и владельцы транспортных средств решили, что если грузовой автомобиль массой свыше 15 тонн не используется для междугородних перевозок (хотя предназначен для них), устанавливать прибор контроля на него не нужно. Но такая трактовка является неверной: автомобиль должен быть оснащен тахографом вне зависимости от того, используется он по прямому назначению или нет.
Исключением в данном случае являются пассажирские автобусы с количеством пассажирских мест более 8, использующиеся для регулярных внутригородских и пригородных перевозок.
Следующий вопрос, который чрезвычайно часто обсуждается на форумах в интернете и задается специалистам, представителям ГИБДД и так далее, звучит следующим образом: нужен ли тахограф физическому лицу?
Здесь все просто. Ни один из существующих ныне документов, регламентирующих установку приборов контроля, ничего не говорит о том, что необходимость установки каким-либо образом связана с образованием юридического лица, регистрацией индивидуального предпринимательства и так далее. Необходимость устанавливать тахограф не зависит, как мы видели выше, даже от того, осуществляете ли вы коммерческие перевозки или просто владеете транспортом, который подходит для таких перевозок.
Следовательно, ответ на вопрос «на какой транспорт устанавливается тахограф» прост: на любой, соответствующий указанным выше параметрам, вне зависимости от формы собственности.
Тем не менее у водителей и владельцев транспортных средств есть еще и ряд вопросов, касающихся необходимости установки тахографов на специальную технику. Например, нужен ли тахограф на лесовоз? Если тема автобусов и грузовых автомобилей в приказе Минтранса от 13.02.2013 раскрыта хорошо, то со спецтехникой не все понятно.
Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 года «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы» оговаривает ряд исключений и перечисляет транспортные средства, на которые не нужно устанавливать тахограф. В частности, там приведен список специальной техники — например:
Полный список можно посмотреть в названном Постановлении.
Бесплатная консультация 8 800 550 27 17
Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):
Обратите внимание, в данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.
Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2017 или 2018 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.
Тахографы должны устанавливать перевозчики грузов и пассажиров. Требования к тахографам разделяются, в зависимости от типа перевозок (международные и внутренние). Для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки, обязательными являются требования договора ЕСТР (Международное Соглашение, касающееся экипажей транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров). В этом случае перевозчики обязаны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; ЕСТР; 127 ФЗ; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ.
Для перевозчиков, осуществляющих исключительно внутренние перевозки, обязательными являются требования законодательства РФ, в которых предусмотрен иной тип тахографа, не совместимый с ЕСТР. Технические требования к этому типу тахографов изложены в Приказе Минтранса № 36, а порядок оснащения – в Приказе Минтранса № 273. В этом случае перевозчики должны соблюдать следующие нормативные акты: ТР ТС 018/2011; 195 ФЗ; 196 ФЗ; 197 ФЗ; Постановление Правительства РФ 1213; Приказы Минтранса № 36, № 273, № 15.
Под требование по оснащению тахографами в рамках ЕСТР подпадают транспортные средства, имеющие более 9 посадочных мест, включая водителя, либо полную массу более 3,5 тонны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или более 7,5 тонн для физических лиц. В этом случае на борту автомобиля должен быть установлен тахограф, соответствующий действующим на текущий момент требованиям ЕСТР.Под требования по оснащению тахографами для внутренних российских перевозок подпадают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые на любом законном основании владеют транспортными средствами. Это могут быть права собственности, права аренды или договора подряда. Оснащение предусмотрено для транспортных средств более 3,5 тонн, либо имеющих более 9 посадочных мест, включая водителя.
Исключение предусмотрено в том случае, если в паспорте транспортного средства указана одна из вышеперечисленных категорий. Для того чтобы определить принадлежность транспортного средства к списку исключений: – необходимо внимательно изучить: – как сформулировано исключение – подразделяются исключения по принадлежности к организации или по принадлежности к виду деятельности.
Для определения принадлежности транспортного средства к списку исключений, важно учесть:
Принадлежность к виду деятельности означает, что исключаются только те автомобили, которые выполняют данный вид деятельности. Для примера: Транспортные средства (уборочная техничка), которая принимают участие в работах связанных с содержанием дорог, т.е убирают улицы с помощью каких-либо механизмов – не обязаны оснащаться тахографами. А вспомогательная техника, которая принадлежит организации, но не принимает участие в уборке, например, автобус, который подвозит рабочих к месту уборки – подлежит оснащению.
Другой пример: Все транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вне зависимости от того принимают они непосредственное участие в оперативно-розыскной деятельности или нет – не подпадают под оснащение.
Транспортные средства, не подпадающие под исключения, на текущий момент уже должны быть оборудованы тахографами.
Tags: закон, законодательство, тахографы, установка тахографов