На предыдущем клубном съезде за подкапотным громовержцем было замечено что звук от него идет крайне странный, не мудрствуя лукаво было решил снять разобрать и посмотреть.Так и есть люфт, комплект для ремонта змеюки подкапотной был закуплен давно, как и новая помпа, которая к слову тоже люфтила хоть и не издавала даже писка.
Потому все было заменено с приложением матов, кувалды, газового ключа и вдшки.Вообщем обычная история для олдового ведерка.
Запоминаем положение проводов на генераторе сливаем ож и приступаем к увлекательным квестам
После снятия генератора и ремней нашелся люфт и в помпне, потому-
сняли с матами и гневами и ушли домой в тепло перебирать таки на улице ужа далеко не сентябрь месяц, можно лизнуть волгу как качельку в детстве и остаться с ней во дворе до оттепели
Поскольку шкив помпы теперь лицо мотора оставлять как есть нельзя
Шкив был со всех сторон ободран
Загрунтован
И покрашен в цвет
Пока шкив сох из перепавшей на предыдущей работе сантехнической резины вырезал демпферы на крепление кожуха вентилятора
Вот так, тут пришел Андрюха с подходящим газовым ключем и мы таки открутили шкив с генератора
Этот шкив отправился повторять подвиг шкива помпы ибо слез крокодильих вызывал не меньше чем предыдущий
Вот так выглядит конечный продукт, проставка под шкив помпы на новой не понадобилась все отлично встало без нее
Просто красивая надпись на корпусе генератора
Подшипники старые и новые, старый большой грохотал аки детская погремушка в рассвете сил
Малый без сего чудесного прибора позаимствованного из запасов товарища Тохи, сниматься отказался
Собираем все обратно, шкив генератора затягивать не советую ибо если перепутаете порядок проставок шайб и прочего почувствуете себя героем анекдота про фею и танкистов
Собрано и готово к работе
Прокладки как деды учили промазал солидолом, от себя положив на ночь на батарею, чтоб прогрелось и лучше впиталось
Отправившись все это дело собирать, заметил что концентрация Олдовости на один квадратный метр двора зашкаливает
Заканчивал уже в темноте под редчайшей редкостью этой зимы в регионе — свежим снегом
Теперь все это дело выглядит так а винт пускаясь на заглушенном двигателе заставляет подпрыгивать заблудших пешеходов, сам в центре видел пока сидел парковочное приложение в заглушенной телеге изучал)))
Так как мой регулятор напряжения наполовину выгоревший решил я его сменить, а какой брать?В итоге взял трехуровневый, но под 406 генератор, т.к. под 402 их не делают
Ну думаю, пофиг, щетки 406 отрежу, мамы обожму и на свои щетки поставлю, открываю капот чтобы посмотреть схему подключения и не тут то было, провод «Ш» идет напрямую от гены и до регулятора, а «+» и с гены и с регулятора уходит в косу.
В итоге решил 406 щетки снять вместе с проводами и оставить родную проводку, только все клеммы обновить и сопли убрать. Сначала вообще просто попробовал будет ли это чудо работать, накинул на массу, провода зажал, мотор завел – все работает, буду ставить!
Внутренности, кому интересно.
Ну что ж, все клеммы обжал, фишки сменил – проводка в порядке, все на месте и работает.
Но вот рабочие параметры (все выключено на холостых) совсем не радуют:Положение “MIN”
Среднее положение
Положение “MAX”
Регулятор то работает, а вот почему завышено напряжение, вот в чем вопрос? Со старым регулятором напруга тоже была завышена.
Снимаем генератор с двигателя (см. Снятие генератора).
Отворачиваем два винта крепления щеткодержателя… |
…и снимаем его (для замены щеток генератор с двигателя не снимаем). |
Ключом “на 10” отворачиваем гайку контактного болта. |
Отворачиваем винт крепления и снимаем конденсатор. |
Отворачиваем четыре винта, стягивающие крышки генератора. |
Поддев отверткой, снимаем заднюю крышку в сборе со статором. |
Если таким способом разобрать генератор не удается, отворачиваем три винта крепления крышки подшипника. |
Удерживая генератор на весу за статор и ударяя по подшипнику через оправку из мягкого металла, спрессовываем заднюю крышку. |
Ключом “на 10” отворачиваем три гайки крепления выводов… |
…и вынимаем статор из крышки. |
Ключом “на 10” отворачиваем гайку… |
…и, сняв изоляционную шайбу, вынимаем контактный болт. |
Отворачиваем три винта крепления выпрямительного блока к крышке. |
Вынув блок, извлекаем изоляционную втулку. |
Из задней крышки генератора выпрессовываем пластмассовую втулку подшипника. |
Удерживая шкив генератора газовым ключом, головкой “на 24” отворачиваем гайку. |
Дальнейший порядок разборки и проверка генератора см. в разделе Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062.
1 – ротор; 2 – втулка; 3 – передний подшипник; 4 – втулка; 5 – шайба с гайкой; 6 – шпонка; 7 – шкив; 8 – вентилятор; 9 – передняя крышка; 10 – статор; 11 – обмотка ротора; 12 – щеткодержатель; 13 – пружины щеток; 14 – щетки; 15 – задний подшипник; 16 – крышка; 17 – вал; 18 – контактные кольца; 19 – вывод обмотки статора; 20 – пластины-держатели; 21 – задняя крышка; 22 – набор статора; 23 – обмотка статора.
Генератор 1631.3701 – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами.
В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме “звезда” и подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора.
На роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе.
Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, его заменяют. Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между “ ” и “массой” генератора включен конденсатор. Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.
Напряжение номинальное, В | 14 |
Максимальный ток, А | 65 |
Регулируемое напряжение, В | 13–15 |
Сопротивление обмотки возбуждения, Ом | 2,5 |
Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем доведите частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включите дальний свет фар; обогрев заднего стекла; вентилятор отопителя; стеклоочиститель; аварийную сигнализацию. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть не менее 12 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены кольца обмотки возбуждения. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения – включите ближний свет и замерьте напряжение между выводом “ ” и корпусом регулятора. При 1500–2000 мин –1 оно должно быть в пределах 13,8–14,5 В.
Для проверки цепи возбуждения генератора отсоедините разъем от регулятора напряжения, присоедините к выводу “Ш” штекерного разъема жгута электропроводки и корпусу регулятора подсоедините контрольную лампу или вольтметр и включите зажигание. Если напряжения нет (лампа не горит) – возможна одна из следующих неисправностей: нарушение контакта обмотки возбуждения с контактными кольцами; обрыв обмотки возбуждения; заедание щеток в каналах щеткодержателя; подгорание, окисление и сильный износ контактных колец ротора. Проверка диодов выпрямительного блока и дополнительных диодов описана в разделе Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062. Выпрямительный блок при выходе из строя его элементов рекомендуем менять в сборе. Допускается замена отдельных диодов, однако потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.
Отсоединяем штекерную колодку от щеткодержателя.
Отверткой отворачиваем винт и освобождаем хомут крепления электропроводки к генератору.
Ключом “на 10” отворачиваем гайку и отсоединяем провода от генератора.
Ключом “на 12” отворачиваем верхний винт крепления генератора к натяжной планке.
Удерживая болты нижнего крепления генератора ключом “на 14”, отворачиваем ключом “на 17” гайки. Извлекаем болты.
Снимаем генератор с двигателя. Устанавливаем генератор в обратной последовательности. Регулируем натяжение приводных ремней вентилятора (см. Регулировка натяжения ремней вентилятора и Замена ремней вентилятора).
Снимаем генератор с двигателя (см. Снятие генератора).
Отворачиваем два винта крепления щеткодержателя…
…и снимаем его (для замены щеток генератор с двигателя не снимаем).
Ключом “на 10” отворачиваем гайку контактного болта.
Отворачиваем винт крепления и снимаем конденсатор.
Отворачиваем четыре винта, стягивающие крышки генератора.
Поддев отверткой, снимаем заднюю крышку в сборе со статором.
Если таким способом разобрать генератор не удается, отворачиваем три винта крепления крышки подшипника.
Удерживая генератор на весу за статор и ударяя по подшипнику через оправку из мягкого металла, спрессовываем заднюю крышку.
Ключом “на 10” отворачиваем три гайки крепления выводов…
…и вынимаем статор из крышки.
Ключом “на 10” отворачиваем гайку…
…и, сняв изоляционную шайбу, вынимаем контактный болт.
Отворачиваем три винта крепления выпрямительного блока к крышке.
Вынув блок, извлекаем изоляционную втулку.
Из задней крышки генератора выпрессовываем пластмассовую втулку подшипника.
Удерживая шкив генератора газовым ключом, головкой “на 24” отворачиваем гайку.
Дальнейший порядок разборки и проверка генератора см. в разделе Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062.
Регулятор напряжения закреплен двумя болтами в моторном отсеке на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком.
При выключенном зажигании отсоединяем колодку от электрического разъема регулятора.
Ключом “на 10” ослабляем гайку одного и отворачиваем болт второго крепления регулятора.
Меняем регулятор, заворачиваем болт, затягиваем гайку и подсоединяем разъем.
Заменить щеткодержатель можно и не снимая генератор. Порядок работы описан в разделе Снятие генератора и Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-402.
Генератор 1631.3701
![]() | |
Генератор 1631.3701 – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем. Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами. В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме “звезда” и подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора. На роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе. Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, его заменяют. Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между “ ” и “массой” генератора включен конденсатор.
Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.
Техническая характеристика генератора 1631.3701
Напряжение номинальное, В | 14 |
Максимальный ток, А | 65 |
Регулируемое напряжение, В | 13–15 |
Сопротивление обмотки возбуждения, Ом | 2,5 |