Бытует мнение, что в аварии всегда виноваты оба водителя. В этом есть своя логика. Движение по дорогам в настоящее время можно сравнить с гонкой на выживание – кто-то постоянно пытается кого-то подрезать, врезаться в «соседа». Нужно всегда быть начеку, успевать уклоняться от ударов.
Тем не менее, не всякие действия могут подпадать под категорию нарушений ПДД, а ведь именно они формально позволяют говорить о том, что имеет место обоюдная вина при ДТП. И тогда порядок возмещения ущерба меняются.
Не соблюдение правил дорожного движения, которые привели к аварии, формально указывает необходимость привлечения к ответственности обоих водителей. На практике же бывает очень сложно оформить «обюдку». Данная статья поможет разобраться в тонкостях проблемы и не стать жертвой конвейера аварийного делопроизводства.
Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.
По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.
Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.
С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.
В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.
В связи с отсутствием специальной нормы, посвященной «обоюдке», связанные с ней ситуации подлежать регулированию общими нормами, относимыми к ДТП.
В перечень нормативно-правовых актов входят:
В зависимости от того, кто что нарушил, определяется соответствующая статья ПДД и норма, содержащая санкции за административное правонарушение.
Далее в дело вступают нормы об ОСАГО, которыми следует руководствоваться при взаимодействии со страховыми компаниями. Следует также отдельно обратить внимание на процессуальные нормы ГПК РФ, применимые в случаях судебного оспаривания.
Вывод об обоюдной вине делается в том случае, когда нарушения ПДД, повлекшие ДТП совершили не один, а оба водителей.
К категории «ДТП с обоюдной виной» также относятся аварии с более чем двумя виновными участниками. Обязательным условием обоюдной вины является установленный факт нарушения правил дорожного движения, повлекшим аварию.
Важным моментом является то, что недостаточно только факта нарушения. Не все нарушения могут стать причиной аварии. Поэтому необходимым условием признания «обоюдки» выступает причинно-следственная связи такого нарушения и ДТП.
Изначально виновность устанавливается прибывшими на место аварии сотрудниками ГИБДД после анализа ситуации. Если нарушитель не один, то составляются протоколы на всех виновников. Далее оформляются постановления об административном правонарушении.
Если правоохранительными органами сделан вывод о виновности только одного водителя, а второй с этим не согласен, то «обоюдка» уже устанавливается судом по иску заинтересованного участника ДТП.
Процесс это весьма сложный и трудоемкий, поэтому следует предпринять все меры для установления правильных выводов еще на месте аварии, пока «гаишники» оценивают ситуацию. Пошагово процесс выглядит следующим образом.
Закрепление на материальных носителях обстоятельств дорожно-транспортного происшествия производиться различными способами. Для статической картинки можно запечатлеть важные моменты на фотокамеру. Панорамная видеозапись позволит зафиксировать те детали, которые не попали в объектив фотоаппарата.
На данном этапе важно отразить не только расположение ТС относительно друг друга и дороги. Кроме того, необходимо зафиксировать также светофоры, дорожные знаки, условия освещения, погодные факторы (дождь, снег, гололед). Любая мелочь в окружении места происшествия может сыграть важную роль при определении степени вины.
Стражи порядка сами знают, как правильно все делается, но не лишним будет за ними проследить и проконтролировать – все ли они заметили и зафиксировали.
Официальным документом, фиксирующим схематическое изображение ТС и места аварии является Схема ДТП. Водитель должны поставить свои подписи в данной бумаге, поэтому необходимо внимательно проверить все содержащиеся в ней данные.
Ранее оформлялась Справка о ДТП. В данный момент она не составляется. Это нововведение является нормативным, поэтому страховщики не вправе требовать предоставления Справки от страхователей.
Водители заполняют извещение о ДТП, в котором описывают, в том числе, факт признания вины, а также свои пояснения относительно обстоятельств аварии. Инспектор же по результатам анализа ситуации оформляет протоколы на нарушителей.
Если протокол оформлен сразу на обоих водителей, то речь идет об обоюдной вине. Далее выносится постановление о привлечении к административной ответственности.
Следует отметить, что не все нарушения ПДД влекут административную ответственность. По этой причине может возникнуть ситуация, когда нарушения правил допустили оба водителя, а протокол составлен только на одного.
Отчаиваться в данной ситуации не стоит. В отношении второго нарушителя будет составлено Определение об отказе в привлечении к административной ответственности. Данный документ будет основанием для утверждения при обращении к страховщику об обоюдной вине.
Страховая выплата при обоюдной вине производится в зависимости от степени вины. Очень важно не забывать об этом моменте, чтобы не оказаться с копейками вместо реальной суммы на ремонт. Для получения возмещения все документы должны быть оформлены надлежащим образом.
Существует различные виды страхования (ОСАГО, КАСКО), процедура получения страховки по которым различается. Тем не менее, обоюдные нарушения не препятствуют получению выплаты, независимо от вида страхового продукта.
А также не имеет значения – признана ли виновность водителем, или установлена правоохранительными органами.
Обоюдка при ДТП оформляется легче, если оба водителя с этим согласятся. По этой причине важное значение придается отсутствию разногласий между участниками аварии относительно ее обстоятельств, виновности, повреждений.
Такой «мир» и взаимопонимание принято считать поводом для оформления «европротокола». По сути, это самое обыкновенное Извещение о ДТП, по которому нет разногласий между участниками.
Условием отнесения такого документа к категории европротокола является соответствие лимиту размера ущерба (не более 100 тысяч рублей), отсутствие вреда жизни и здоровью, количество участников аварии (два).
ОСАГО при обоюдной вине работает (аб. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО), несмотря на бытующее ошибочное мнение, что выплату не получить при таких обстоятельствах.
Важно понимать лишь нюансы:
При правильном оформлении документов, с получением страхового возмещения не должно возникнуть проблем.
Выплату по КАСКО при обоюдной вине вполне реально получить. Тем более, что данная система страхования вообще не привязана к вине страхователя. Следует только учитывать ограничения, имеющиеся и при обычных ситуациях.
В частности, ДТП не должно быть спровоцировано специально. Не получит страховое возмещение и водитель, лишенный права управления транспортным средством. Что касается алкогольного, наркотического опьянения, передачи управления лицу, не имеющему права вождения – тут и так все ясно.
В соответствии с действующим законодательством, владелец автомобиля должен возместить вред, им причиненный. Соответственно, не имеет значение количество виновников с точки зрения пострадавшего третьего лица. Возмещение такой невиновный человек должен получить в любом случае.
Тем не менее, обоюдная вина при ДТП с пострадавшими усложняет определенным образом саму процедуру получения выплаты. Так, при одном виновнике потерпевший обращается в одну страховую компанию. В ситуации же с несколькими виновниками, человеку придется заявлять свои требования страховщикам каждого виноватого водителя.
Виновность в аварии играет важную роль не только при урегулировании страховой выплаты. По закону виновник возмещает вред. Страхование же лишь покрывает частично сумму ущерба в пределах страхового лимита, не отменяет ответственности, а только уменьшает сумму, относящуюся непосредственно «на карму» нарушителя.
Если ответственность водителя не застрахована, он несет всю ответственность за причиненный вред собственными деньгами. Таким образом, вина при ДТП, если нет страховки дает пострадавшему право взыскать сумму убытков непосредственно с лица, нарушившего ПДД.
Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.
Для признания действий второго участника аварии противоправными, необходимо подготовить исковое заявление. В иске нужно подробно изложить позицию со ссылками на нормы права и документы.Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.
Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.
Помимо оспаривания самого факта обоюдной вины, может возникнуть необходимость не согласиться с распределением ее степени. Априори она признается равно, но это не всегда так. Поэтому, при обоюдной вине в ДТП часто пользуются спросом различные экспертизы, как средства определения степени вины.
Виды экспертиз:
Помимо экспертиз, для доказывания степени вины можно также использовать свидетельские показания. Данные, полученные от очевидцев или с видеокамер позволяют восстановить обстоятельства происшествия и понять кто больше виноват.
Основой судебной практики являются не отдельные судебные акты, а их обобщения. Главным органом, резюмирующим практику разрешения судебных споров является Пленум Верховного суда Российской Федерации.
Данный блюститель закона анализирует судебные прецеденты, рассматривает их законность и формирует позицию, которой руководствуются нижестоящие суды.
К примеру, в Постановлении № 2 от 29.01.15 г., ВС РФ указал, что если не ясно – кто виноват или на сколько виноват, это не является поводом для отказа в страховом возмещении.
Этим же документом установлено разъяснение, что выплаты при обоюдной вине производятся в равных долях, если не установлена степень вины. Это важное мнение высшего суда существенно упростило процедуру участникам ДТП с описанными факторами.Существует, однако, и интересные примеры в районных судах, которые служат впоследствии негласным шаблоном решений для судов данного региона.
К примеру, Ленинский районный суд города Нижнего Новгорода вынес решение по делу № 2-3037/2017, которым снизил размер взыскиваемого морального вреда учитывая, в том числе, наличие обоюдной вины.
Другой пример из судебной практики показывает, что обоюдная вина может быть не только у водителей, но также у водителя, с одной стороны, и коммунальных служб – с другой стороны.
Так в решении Рыбинского городского суда Ярославской области по делу № 2-2052/2017 установлена ответственность Администрации за выбоину (степень вины – 80%), а также вина водителя (20%), за его невнимательность.
Главное правило на дороге говорит – не бывает невиновных водителей в аварии. Один нарушает, другой – надеется на правильные действия всех водителей и не принимает мер предусмотрительности.
В связи с этим, основные рекомендации таковы:
При возникновении спорных ситуаций на дорогах, рекомендуется обращаться к юристу или адвокату по ДДП. Не стоит, надеются на свои силы, решение споров в суде нужно доверять специалистам.
Не забудьте, если быть взаимовежливыми, то аварий на дорогах будет меньше.
Обязательно поделитесь с друзьями!
На сегодняшний день каждый водитель, который управляет автомобилем должен иметь действующий полис ОСАГО.
Правило компенсации причиненного в автоаварии ущерба по системе ОСАГО общеизвестно: страховые выплаты получит потерпевший участник ДТП. Поэтому прежде чем заплатить компенсацию необходимо установить виновность одного из участников происшествия.
Многим автолюбителям интересно: будут ли выплаты при обоюдной вине.
Следует заметить, что такого юридического понятия как «обоюдная вина» в Гражданском кодексе и Законе об ОСАГО не существует. Этим термином с удовольствием пользуются сотрудники ГИБДД и страховщики.
Под обоюдной виной они понимают ситуация, когда оба участника автоаварии нарушили правила дорожного движения, и на группе разбора подразделения ГИБДД каждому было выписано постановление об административном правонарушении.
Итак, понятие «обоюдная вина» или «обоюдка» применяется, когда правила дорожного движения нарушили сразу два водителя, и в результате такого совпадения, возникло дорожно-транспортное происшествие. При такой аварии нет виновника и потерпевшего.
Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?
Согласно, действующего законодательства выплаты по ОСАГО при обоюдной вине должны осуществляться! Так, п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО регулирует этот вопрос. На основании указанной статьи право на получение страховых выплат при возникновении обоюдной вины имеют сразу оба автолюбителя.
Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено 50% причиненного ущерба.
Рассмотрим на конкретном примере: водитель №1 получил ущерб на 40 тыс. рублей, а водитель № 2 – на 68 тыс. рублей. Если будет признана обоюдная вина, то страховщик водителю №1 выплатит 20 тыс. рублей, а водителю №2 соответственно 34 тыс. рублей.
Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.
На основании решения суда составляется исполнительный лист. Страховщики производят компенсационные выплаты в соответствии с полученным исполнительным листом.
П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.
К сожалению, суды идут по пути наименьшего сопротивления и присуждают, чаще всего, выплаты в равных долях. При участии в судебном процессе опытных адвокатов соотношение может быть принятым на уровне 70/30 или даже 90/10. Но не все водители могут позволить себе нанять «сильного» адвоката.
Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.
Судья примет решение, что он не может установить виновника аварии или констатировать обоюдную вину. На основании такого решения суда страховые компании откажут в компенсационных выплатах обоим автовладельцам.
Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.
Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам ДТП необходимо обратиться в суд.
Оформлять автоаварию, в которой виновны сразу оба водителя необходимо стандартным образом с участием сотрудников ГИБДД!
Автолюбителям нужно успокоиться и приступить к выполнению обязательных действий предусмотренных ПДД:
При таком алгоритме действий водитель выполнит все обязательные действия и не будет оштрафован инспектором дорожной полиции за нарушение ПДД. Кроме того, он выполнит свои обязанности указанные в договоре страхования по ОСАГО.
Инспекторы ГИБДД, которые прибудут на место аварии, должны составить такие документы:
Для составления схемы ДТП сотрудники полиции начнут измерение проезжей части и расстановки машин участников столкновения. Водителю нужно принимать в этом участие. Вежливо обращать их внимание на все нюансы, которые могли быть незамеченными. Также следует указать на полученные в результате столкновения повреждения машин.
Такие действия помогут более точно отобразить схему ДТП, которая в суде будет выступать главным документом доказательной базы. Прежде чем подписывать схему, необходимо с ней внимательно ознакомиться, проверить, правильно ли указана вся информация, особенно повреждения авто.
Если вы не согласны со схемой, то не стесняйтесь, попросить ее переделать. В случае отказа обязательно сначала впишите в документ все свои замечания, а потом подписывайте.
“Шапка” постановления пленума верховного суда.При составлении справки о ДТП и протокола нужно следить, чтобы были указаны все повреждения, полученные автомобилем в результате столкновения. Желательно чтобы было записано, что машина может иметь скрытые повреждения. Каждому участнику ДТП выдается на руки заверенная копия справки.
Протокол должен содержать информацию о нарушении вами конкретного пункта ПДД и статью КоАП. Инспектор должен разъяснить ваше нарушение и предусмотренные статьей меры наказания. Прежде чем подписать протокол внимательно его прочитаете, напишите с чем вы не согласны, а только после этого его подписывайте.
Инспектор выдаст вам на руки заверенную копию протокола об административном правонарушении. Там будет указана дата, время и название отделения ГИБДД, в котором на группе разбора будет рассмотрена автоавария.
Автолюбителю следует явиться на группу разбора написать объяснительную и получить заверенную копию постановления об административном правонарушении. Если автовладелец не явится на разбор происшествия, то постановление будет выписано без его участия!
С пакетом документов необходимо явиться в свою страховую компанию на протяжении 15 рабочих дней с момента автоаварии. Не спешите отдавать все документы страховщику, сделайте себе нотариально заверенные копии в двух экземплярах.
Если есть возможность, то сделайте цветные сканы документов. Копии вам пригодятся, если ваши документы потеряет некая «Маша-растеряша», которая работает в страховой компании. А также при обращении в суд.
Подводя итог хочется сказать, что при обоюдной вине водителей в ДТП их страховые компании выплатят 50% страховых выплат.
Автолюбителю следует помнить, что:
Пройдя все этапы, автолюбитель сможет получить часть страховых выплат для ремонта автомобиля, получившего повреждения в результате дорожного происшествия.
Счастливой и безопасной дороги!
Водитель может рассчитывать на получение компенсации, если попадает в аварию. Выплачиваются деньги исключительно пострадавшему лицу, если у него имеется полис ОСАГО. Но как быть водителям, которые оба стали виноватыми в дорожно-транспортном происшествии при обоюдной вине водителей?
В представленной ниже статье будет подробно рассмотрен проблемный вопрос про обоюдку в случившейся аварии.
Статистика показывает, что многие ДТП случаются по виновности лишь одной стороны. Однако нередко происходят происшествия по обоюдной вине. В результате выносится постановление, в котором прописывается, что в ДТП вина лежит на обеих сторонах. Именно это и является обоюдной виной, или обоюдкой, как её принято называть в народе.
Нигде не прописан такой термин, как «обоюдная вина», им могут обозначить случившееся только инспекторы ГАИ, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров. Это заносится в протокол и первого водителя, и второго.
В протоколе обязательно прописываются два пункта:
Обоюдка шофёров признаётся после составления протокола и фиксирования перечисленных выше двух пунктов.
Все страховые агентства выплачивают компенсации тем шофёрам, которые стали пострадавшими в аварии. Тут всё просто: пострадавший шофёр собирает необходимые бумаги и отправляется к страховщику, где и получает деньги.
Однако ситуация осложняется, когда при компенсации по ОСАГО при обоюдной вине. Что же в таком случае делать водителям?
Стоит оговориться, что в данной ситуации есть только две разновидности вины:
Страховая организация не занимается рассмотрением этого вопроса. Только через суд устанавливается степень вины владельцев авто, и только после вынесения решения производятся денежные выплаты.
Чтобы не возникло каких-либо трудностей во время судебной процедуры, надо правильно оформить все бумаги после случившегося ДТП и правильно вести себя.
Важно: не все ДТП можно приписать к обоюдке. Например, если первый участник въехал на так называемую встречку, когда второй ехал, не пристегнувшись, то вся вина всё равно окажется на первом из них. Суд учитывает все нюансы и выносит справедливое, основанное на разумности, решение.
Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:
Важно: в том случае, если одна сторона уверена, что не является виновником, то она должна через суд добиваться подтверждения этого факта, предоставляя доказательства, иначе страховое агентство обеим сторонам возместит лишь половину от всей положенной суммы.
Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.
В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.
Как было уже сказано, страховые организации не занимаются разбирательствами по установлению степени виновности при обоюдной вине, этим занимается только суд. Судебный процесс напрямую зависит от доказательств, которые предоставляют автовладельцы. При обоюдке водителям можно дать лишь рекомендации.
Главным аспектом является доказательство виновности обоих участников.
Должны быть предоставлены следующие документы:
Также в качестве доказательств автовладелец может предоставить судье фото- и видеоматериалы, показания свидетелей, степень полученного ущерба.
Необходимо знать, что судья ориентируется на все обстоятельства, то есть он принимает во внимания не только действия шофёров, но и причины этого дела. К примеру, один из владельцев авто может сослаться на отвратительные погодные условия, из-за которых он не смог справиться с управлением. В этом случае ему потребуется подтверждающая справка.
Если ответчик/истец будет возражать, то на суд разрешается пригласить эксперта, обладающего профессиональными знаниями и навыками, который бы смог подтвердить слова.
Важно: если в протоколах в постановлениях будет изложена информация, которая не соответствует реальности, то суд не станет принимать их во внимание. Опровергнуть такую информацию могут другие доказательства.
Водителям необходимо обратиться в свою страховую организацию, если авария случилась по обоюдной вине двух участников.
Не так давно законодательство позволяло получить компенсацию и от своей организации, и от организации, с которой сотрудничает виновник. Однако теперь такое сделать не представляемся возможным.
Все составленные бумаги должны быть у страховщика в период десяти дней с момента ДТП. Если страховая компания ОСАГО не намерена производить выплату по ДТП при обоюдной вине обозначенного размера, то придётся это дело отдать в руки суду. Если суд будет на стороне водителя, то компании ничего не останется, как выплатить указанный размер. При несоблюдении решения, страховщика ждёт немалый штраф.
Итак, по какому принципу производятся выплаты при обоюдке? Этот вопрос полностью опирается за законы Гражданского Кодекса. По сути, если вина водителя рассчитывается на 70%, то он получает только 30% выплат. Но в большинстве случаев всю сумму распределяют поровну.
Важно: если вины не будет ни за одним участником, то выплат обоим ждать не придётся — будет отказ в выплате.
Внимание! В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!
Горячие линии:
Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997 Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669. Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.
Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:
С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.
Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:
Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.
В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.
Впрочем, худший вариант развития событий – это когда суд не может установить виновника или констатировать обоюдную вину: обстоятельства происшествия не позволяют сделать какие-либо однозначные выводы, водители договориться не смогли, а свидетелей не было. В этом случае, участники аварии гарантированно ничего не получат по ОСАГО. И отремонтировать свое ТС можно будет только с помощью КАСКО , если оно, конечно, имеется.
Сложности и несуразности, возникающие по теме «обоюдная вина» можно перечислять до бесконечности. И юридических тонкостей при этом возникает множество. Вплоть до утверждения, что поскольку Закон об ОСАГО не предусматривает уменьшение страховой выплаты в зависимости от степени вины водителя при обоюдной вине, возмещение обеим сторонам должно быть произведено в полной мере. В судебной практике имеются и такие прецеденты.
При наступлении дорожно-транспортного происшествия каждый автомобилист понимает, что наличие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), хотя бы частично позволит ему избежать неблагоприятных последствий.
Виновнику аварии не придется оплачивать ремонт чужого транспортного средства, а пострадавший получит страховое возмещение в максимально короткие сроки. Однако из-за роста количества ДТП, в которых было виновато два автомобилиста, встает вопрос о том, как получить страховую выплату после аварии по обоюдной вине.
Если в дорожно-транспортном происшествии был виноват всего один автомобилист, вопрос о выплате страхового возмещения решается очень просто. Однако в том случае, если в случившемся было виновато два водителя, с получением страховой выплаты могут возникнуть проблемы.
Прежде чем разобраться с тем, как выплачивается возмещение за вред, причиненный в ДТП по обоюдной вине, стоит понять, что именно подразумевается под данным понятием.
Дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по обоюдной вине, это авария, в которой оба водителя нарушили Правила дорожного движения, что и стало причиной случившегося.
Развитие событий после ДТП может пойти в нескольких направлениях:
В таких случаях страховые организации реагируют практически одинаково. Последствиями обращения к страховщику после ДТП по обоюдной вине может быть:
Если автомобилист получил отказ, он не должен отчаиваться. В соответствии с требованиями российского законодательства, при признании вины обоюдной, каждый водитель вправе рассчитывать на получение половины выплаты. При получении отказа от стразовой компании, собственник авто имеет право обжаловать его в суде.
Если же в ходе судебного разбирательства виновный в дорожно-транспортном происшествии так и не был установлен, участникам аварии выдается документ с фразой «обстоятельства и степень вины не установлены». В таком случае получить компенсацию по полису ОСАГО не получится.
Страховой полис ОСАГО предусматривает, что в случае, когда дорожно-транспортное происшествие наступило в результате неправомерных действий застрахованного человека, компенсация не выплачивается. Это значит, что если полис уже покрыл затраты потерпевших, страховщик может принудительно удержать сумму компенсации с виновника ДТП.
Иногда участники дорожно-транспортного происшествия получают компенсации не в рамных долях. Размер возмещения напрямую зависит от степени виновности автомобилиста в произошедшем ДТП.
Вина в дорожно-транспортном происшествии может быть признана обоюдной прямо на месте аварии, если оба водители совершили нарушение правил дорожного движения. Однако сотрудники дорожной инспекции могут не согласиться с тем, что вина автомобилистов была обоюдной, при наличии некоторых обстоятельств:
При рассмотрении дела в суде, степень виновности участников аварии определяется 50/50. Однако при наличии доказательств того, что противоправные действия одного из водителей стали причиной ДТП в большей степени, размер виновности может быть установлен в других процентах (к примеру, 30/70).
В таком случае водитель, вина которого была признана минимальной, не будет освобожден от уплаты штрафа за административное правонарушение, ставшее причиной ДТП.
Для получения страхового возмещения после ДТП, произошедшего по обоюдной вине, автомобилистам придется обращаться в суд. Как показывает практика, в выплате по постановлению сотрудника ГИБДД участникам дорожно-транспортного происшествия чаще всего отказывают.
Большинство автомобилистов не хотят длительных разбирательств и добровольно признают себя виновными в дорожно-транспортном происшествии, даже если понятно, что вина была обоюдной. А спустя время может оказаться, что максимальная сумма страхового возмещения намного меньше, чем стоимость ремонта причиненного второму участнику аварии вреда.
Соответственно, разница будет оплачиваться из кармана водителя, признавшего себя виновным.
Чтобы избежать таких неприятных последствий, автомобилист должен как можно скорее подать в страховую компанию заявление о том, что вина в ДТП была обоюдной.
Да, оба автомобилиста могли нарушить правила дорожного движения. Однако во время проведения автотехнической экспертизы (проводится по инициативе суда), необходимо установить, действительно ли действия обоих автомобилистов стали причиной дорожно-транспортного происшествия.
К примеру, если один из участников ДТП превысил максимально допустимую скорость, а второй просто забыл дома свои документы на автомобиль, в аварии будет виноват тот водитель, который двигался с превышением.
Если один из автомобилистов в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения, он будет привлечен к большей ответственности. Однако в том случае, если пьяный водитель двигался с соблюдением требований разметки и знаков, а в него врезался трезвый автомобилист, не соблюдающий дистанцию, виноваты будут оба участника аварии.
В таком случае автомобилист, находящийся в состоянии алкогольного опьянения получит штраф и лишится своего водительского удостоверения, но ремонт его транспортного средства оплатит страховая компания.
Если оба автомобилиста отказываются признать свою вину в дорожно-транспортном происшествии, дело передается в суд. Судья назначает экспертизу, в ходе которой виновным признается один водитель или выносится определение о том, что вина была обоюдной.
Суд признает вину обоюдной в том случае, если ему не удается найти причинно-следственной связи между действиями водителя и случившейся аварией. В том случае, если экспертам не удалось установить, была ли у водителя возможность предотвратить столкновение, также может быть вынесено решение об обоюдной вине.
После принятия решения о том, что вина в ДТП была обоюдной, страховая компания будет должна выплатить обоим участникам аварии по 50 процентов от страховой выплаты.
Если один из участников дорожно-транспортного происшествия мог предотвратить столкновение, вина может быть распределена в зависимости от степени виновности каждого автомобилиста.
В том случае, если оба водителя признают свою вину, судья может вынести решение об обоюдной вине в ДТП даже без проведения экспертизы.
Чтобы снизить неблагоприятные последствия такой аварии, специалисты рекомендуют сразу обращаться за помощью к опытным автоюристам.
Вконтакте
Google+
Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?
Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. В справке о ДТП фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.
Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховщик тем более не обладает полномочиями для этого.
В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховщики платят «в равных долях».
Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:
Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что не обращение в суд в данном контексте предполагали бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.
Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.
Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховщиков возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.
Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».
В частности, в декабре 2015 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.
Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.
И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.
В то же время, Руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. N 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:
То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.
Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.
Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховщика, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.
В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.
Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.
Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.
Страхование полисом ОСАГО в наши дни является обязательным для каждого эксплуатируемого на дороге транспортного средства.
Другой вид страховки – КАСКО – это комплексное страхования самого автотранспорта, наличие такого полиса является желанием самого владельца.
После наступления дорожно-транспортного происшествия любая финансовая защита будет актуальной, но большая ответственность возлагается именно на автогражданку.
При возникновении аварии последствия могут быть абсолютно разными, потерпевших и виновников может быть больше, чтобы урегулировать денежные вопросы между ними и используют страховой полис, определив виновника.
Зачастую бывает, что причиной ДТП становится обоюдное нарушения правил сторонами ситуации, то в таких случаях актуальным стает вопрос регулирования вопросов между автомобилистами.
Практика предусматривает случаи, когда все участники происшествия своими неправомерными действиями способствовали ее возникновению.
Поэтому изначально разберемся понятием «обоюдная вина». Оно подразумевает умышленное или неумышленное действие, которое произвело ДТП.
Если два или несколько водителей или пешеходов нарушили правила, в результате чего получилась авария, то вина расценивается как обоюдная.
Страховые выплаты, когда все участники ДТП являются и его виновниками, регулируются статьей 22 федерального закона «Об ОСАГО». Он предусматривает страховые выплаты сразу же для всех участников.
Но следует учитывать, что степень вины различается или может быть равной. Исходя из этой оценки, и определяется размер выплаты для каждого. Но данным вопросом занимается уже судебное разбирательство.
От виновников аварийной ситуации требуется предоставить полный пакет документации, а также содействовать быстрому оформлению и расследованию происшествия.
Не все нарушения Правил дорожного движения суд будет расценивать как обоюдную вину.
Например, в ситуации, когда один из автомобилистов выехал на встречную полосу автострады, а второй водитель был не пристегнутым ремнем безопасности, то ответственность за случившееся столкновение возлагается на первого гражданина.
Суд не только руководствуется регламентом законодательства, но при этом рационально оценивает степень причастности участников в содеянном.
До недавних пор российское законодательство не рассматривало понятие обоюдной вины сторон ДТП, поэтому и процесс страховых выплат не регулировался.
Такое понятия и механизм предоставления страховых премий официально ввели с 1 сентября 2014 года.
ДТП с несколькими виновниками оформляется по стандартному принципу. Для этого уполномоченные инспектора ГИБДД составляют схему происшествия, руководствуясь стандартной схемой действия, согласно с законом «Об ОСАГО» и инструкциями страховых компаний.
Автомобилистам обращаться сразу же к страховщикам можно в таких случаях:
В большинстве случаев СК производят страховые выплаты в одинаковых частях между участниками, то есть, если виновников два, то они получают по 50% от страховой премии каждый.
Сроки выдачи денежных средств страховщиком колеблется в пределах пятнадцатидневного периода. Но при этом, документация о происшествии и запрос на выплату подаются не позднее десятидневного срока с момента происшествия.
Истечение этого периода сделает возможность получить предназначенную компенсацию незначительной.
Если же страховщики или выгодополучатели не согласны с предложенными оппонентом суммами, то они имеют право оспаривать такое решение в судебном режиме.
Если же суд оказывается на стороне автомобилистов, то страховая компания производит выплату в полном размере, который предусмотрело судебное слушанье.
Также в обязательном порядке выплаты производятся в указанный срок, иначе СК получит штрафные санкции внушительных размеров.
Если вы стали жертвой недобросовестных действий страховщика (отказ приема документов или же оттягивание с выплатами), то можете пригрозить ему судебным разбирательством.
Если виновники транспортного происшествия являются клиентами одной СК, то организация самостоятельно урегулирует финансовый вопрос между своими страхователями.
А если автомобилисты купили полиса в разных компаниях, то каждый обращается к своему страховщику.
Ранее водителя могли получить выплату как от своей СК, так и от страховщика другой стороны аварии. Но на данный момент такая практика считается неправомерной (реформа закона «Об ОСАГО» в 2014 году).
Для получения предусмотренной компенсации следует собрать пакет требуемой документации, как и при наличии виновников и потерпевших. Размер компенсации для себя вы сможете узнать лишь после судебного слушания.
Автомобилистов зачастую волнует момент: при обоюдном ДТП кому выплачивает страховая компания. Эти случае регулирует законодательство государственного уровня.
Для устранения сложностей с получением страховой премии полагаемой случаю величины, следует разобраться в действующем в данных аспектах законодательстве. Статья 12 рассматриваемого ранее закона «Об ОСАГО» детально освещает данный вопрос.
Она регламентирует следующие важные нюансы:
Мы показали основные и важные пункты закона «Об ОСАГО», но в процессе получения страховых компенсаций учитываются и другие аспекты, которые следует ранее изучить.
ДТП с обоюдной виной не является нестандартным случаем, ведь статистика показывает, что причиной аварийности зачастую становится пренебрежение правилами дорожного движения, а также невнимательность водителей. Но при наличии усложнения следует обращаться в судебные инстанции.
Следует отметить, что автомобильное законодательство в наши дни хорошо проработанное, потому что его регламент позволяет максимально сокращать сроки расследования и выплаты денежных компенсаций.
Автомобилистам следует ориентироваться на опыт суда в таких вопросах, изучи реальные примеры.
Страховщик определяет сумму выплаты, руководствуясь достаточно большим количеством разнообразных факторов.
Участники дорожно-транспортного происшествия должны ранее и самостоятельно ознакомиться с этими аспектами, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно определить правильность вердикта страховщика, знать, когда есть объективные причины отказа по выплатам.
Закон «Об ОСАГО» регламентирует следующие весомые причины отказа по выплатам:
Если страховщик мотивирует свои действия абсолютно иными причинами, то есть повод сомневаться в объективности его отношения к ситуации, тогда можно обратиться к автоюристу или в суд.
Реальные разбирательства с ДТП показывают, что существует большое количество совсем противоположных случаев, но суд их рассматривает согласно регламенту законодательства, что позволяет делать правильные выводы, потерпевшим назначать нужный размер денежной компенсации.
Рассмотрим типичный пример, когда есть обоюдная договоренность при ДТП без расписки. Два водителя стали обоюдно виновниками, когда первый из них выехал на встречную полосу, а второй при этом не воспользовался ремнем безопасности.
В результате их неправомерных действий пострадали оба транспортных средства от столкновения, но при этом второй автомобилист получил ушибы.
Стороны договорились между собой, что виновником определяют первого водителя, выехавшего не на свою полосу, но при этом, второй машинист отказывается от компенсации для лечения, потому что ушибов не было бы, если он воспользовался бы средствами безопасности. Суд согласился с обоюдным и добровольным решением автомобилистов.
Произошло столкновение двух автомобилей: сын владельца одного авто врезался в другое авто, которое поворачивало без включенных поворотных сигналов.
Водитель, управляющим тем ТС не был вписан в полис автогражданки, страховая пыталась отказываться от принятия документов от стороны, в которую врезались. Суд постановил, что отвечающая сторона обязывается провести компенсацию.
Страховщик далее отказывается от выплат, объясняя свои действия алкогольным опьянением первого водителя, потому страховщик требовал от своего клиента оспаривать судебное решение, что позволяет приостановить процесс денежной выплаты.
Большая часть случаев с ДТП заканчивается скрытием виновника с места аварии. Столкновение произошло по обоюдной вине автомобилистов, которые невнимательно отнеслись к сигналам светофора.
Одна из сторон происшествия сразу же покинула место столкновения. Выплата приостановлена, пока не найдут второго виновника, не докажут обоюдную вину.
Знание всех нюансов процесса убережет каждую из сторон от непредвиденных обстоятельств, от недобросовестного отношения страховщиков.
Именно когда в ДТП присутствует обоюдная вина сторон, страховщики всячески пытаются не производить компенсационные выплаты, каждый раз прибегая к разнообразным объяснениям, перекручиванию законодательства.
Поэтому все владельцы транспортных средств обязаны изучать не только ПДД, но и нормативно-правовую базу, которая связанная с процессом страхования автомобилей.
Обоюдная вина в ДТП не всегда гарантирует компенсационные выплаты от страховщиков всем сторонам, не всегда они могут быть в одинаковых размерах каждому, потому что все зависит от обстоятельств конкретного случая.
Внимание!
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.