Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Кем устанавливается порядок проведения оценки уязвимости


Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства / КонсультантПлюс

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 в ч. 1 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 в ч. 2 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 в ч. 2.1 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

2.1. Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 ч. 3 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 в ч. 4 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 в ч. 5 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности оценки уязвимости акватории морского порта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

(часть 6 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 225-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 в ч. 7 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

7. Оценка уязвимости воздушного судна, объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 30.01.2020 ч. 8 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.08.2019 N 270-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Оценка уязвимости – Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»

После категорирования в течение 3-х месяцев должна быть проведена оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (определение степени защищённости ОТИ или ТС от угроз совершения АНВ).

Оценка уязвимости ТС и ОТИ проводится в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Порядком проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС (утверждён приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. №  87) и Требованиями по ОТБ по видам транспорта, в т.ч. требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Особенности проведения оценки уязвимости транспортных средств

Результаты оценки уязвимости одного ТС, при оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам ТС, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству, распространяются на всю группу.

Подробнее

Перечень ТС, входящих в указанную группу представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости ТС.

Т.е. субъект транспортной инфраструктуры, для группировке ТС, перед проведением оценки уязвимости (направления на утверждения отчёта об оценке уязвимости на утверждение) направляет ходатайство (письмо) об объединение в группу идентичных, по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам, ТС.

Этапы проведения оценки уязвимости
  1. изучение технических характеристик ОТИ/ТС;
  2. изучение системы принятых на ОТИ/ТС мер по защите от АНВ; изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ/ТС;
  3. определение рекомендаций в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по ОТБ.

Результаты оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляются на утверждение в компетентный орган в области ОТБ (Росморречфлот, Росавтодор, Росжелдор, или Росавиация).

После утверждения результатов оценки уязвимости в течение 3-х месяцев должен быть разработан и направлен на утверждение план ОТБ.

Если Вам необходимо провести оценку уязвимости, то для расчёта стоимости проведения оценки уязвимости Вы можете связаться с нашими специалистами или заполнить форму (заявку) для расчёта стоимости услуг и подготовки коммерческого предложения.

Дополнительная оценка уязвимости

При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ или ТС, и/или потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС, Требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, а также в иных случаях, предусмотренных  Требованиями по ОТБ по видам транспорта, в т.ч. требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Порядок проведения дополнительной оценки уязвимости аналогичен порядку проведения оценки уязвимости.

На основании результатов оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) разрабатывается план ОТБ (вносятся соответствующие изменения в разработанный план ОТБ), который утверждается агентствами Минтранса России.

rusregister.ru

Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства | ГАРАНТ

Статья 5. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

2.1. Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

3. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

4. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

5. Оценка уязвимости морского судна включает в себя оценку охраны морского судна и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства и проводится с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности оценки уязвимости акватории морского порта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

7. Оценка уязвимости воздушного судна, объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта проводится с учетом требований, установленных международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, устанавливается Правительством Российской Федерации.

base.garant.ru

Разъяснения по порядку использования результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры при разработке планов обеспечения транспортной безопасности

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 (далее – Порядок), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) проводится в целях определения степени защищенности ОТИ от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

В соответствии с пунктом 3.1.4 Порядка результатом определения рекомендаций специализированной организацией при проведении оценки уязвимости ОТИ является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Система мер, установленная требованиями по обеспечению транспортной безопасности, определяет только функционал инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) без указания их типов и конкретных мест установки на ОТИ.

В соответствии с Отраслевыми типовыми нормами времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, утвержденными приказом Минтранса России от 15.11.2010 № 248, определение рекомендаций включает в себя:

разработку и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведение степени защищенности ОТИ в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, регламентных мероприятий с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Таким образом, рекомендации специализированной организации относительно ИТСОТБ, включая видеомониторинг, видеофиксацию, видеонаблюдение и видеообнаружение, заключаются в определении конкретных уязвимых мест на ОТИ, целей потенциального нарушителя с расчетом возможного ущерба при совершении АНВ и задач по обеспечению транспортной безопасности с учетом способов совершения АНВ, которые должны решать ИТСОТБ в уязвимых местах ОТИ, в соответствии с требованиями.

В отношении рекомендаций по размещению пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, КПП (постов), специализированной организации надлежит также руководствоваться положениями Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227.

Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (федеральное агентство) при утверждении результатов оценки уязвимости проверяет их на соответствие порядку проведения оценки уязвимости и требованиям по обеспечению транспортной безопасности, и только наличие выявленных в этой части несоответствий является основанием для отказа в утверждении результатов оценки уязвимости.

Субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности на основании результатов оценки уязвимости. При этом отдельные рекомендации в разделах материалов оценки уязвимости по определению границ зоны транспортной безопасности (ЗТБ) не должны допускать:

1. Разрыва единого технологического процесса работы ОТИ и транспортного комплекса в целом.

2. Несогласованности при установлении ЗТБ ОТИ с ЗТБ определяемыми в последующем в планах обеспечения транспортной безопасности и результатами оценки уязвимости транспортных средств (ТС), эксплуатируемых на данных ОТИ.

3. Отнесения к ЗТБ территорий, зданий, строений, сооружений и устройств, не требующих защиты от АНВ, на которых отсутствуют критические элементы, опасные технологические процессы, существенные пассажиропотоки, места погрузки, выгрузки и отстоя ТС с опасными грузами, с минимальной скоростью движения ТС.

4. Игнорирования при определении ЗТБ ОТИ результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности прилегающих ОТИ.

5. Исключения из границ ЗТБ территорий, зданий, строений и сооружений, подлежащих охране ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, для прохода на которые установлен пропускной режим.

6. Выделения внутри ЗТБ территорий, не отнесенных к ЗТБ, проход на которые возможен только через ЗТБ.

7. Определения границ ЗТБ вне границ землепользования и границ ОТИ.

Только при соблюдении вышеуказанных условий субъекты транспортной инфраструктуры смогут в полном объёме использовать утвержденные результаты оценки уязвимости при разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

В этой связи в целях недопущения упомянутых выше несоответствий при проведении оценки уязвимости ОТИ полагаем целесообразным специализированной организации перед направлением результатов оценки уязвимости на утверждение в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности обеспечить их согласование с субъектом транспортной инфраструктуры в части определения границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ.  

Дополнительно необходимо отметить, что наиболее характерными нарушениями, допускаемыми субъектами транспортной инфраструктуры при разработке планов обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и которые в обязательном порядке подлежат исключению являются следующие:

1. Субъектами транспортной инфраструктуры не выполнены рекомендации в отношении мер, которые по результатам проведенной оценки уязвимости необходимо дополнительно для защиты ОТИ от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ. 

2. Внутренние организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, разрабатываются формально, без учета требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта и специфики конкретного ОТИ.                               

3. Границы ЗТБ в планах обеспечения транспортной безопасности не соответствуют границам определенным по результатам оценки уязвимости ОТИ.

4. Отсутствует схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах ЗТБ и/или ее секторов, критических элементов ОТИ.

5. Не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеообнаружение, видеораспознавание, видеомониторинг.      

6. Не предусмотрен полный перечень мероприятий по обеспечению порядка допуска физических лиц и транспортных средств в ЗТБ ОТИ, а также порядок их передвижения в ЗТБ ОТИ, в том числе не предусмотрено электронное документирование перемещения персонала и посетителей в ЗТБ и на критические элементы ОТИ.

7. Не предусмотрена передача данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем.                

8. Не отражен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра.

9. Субъектом транспортной инфраструктуры не представлены копия положения (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности или копии положения (устава) и договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности. 

10. Отсутствуют сведения о порядке взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, работниками подразделений транспортной безопасности, иным персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ОТИ.

11. Отсутствует надлежащим образом разработанный порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

12. Не учтены в полном объеме положения Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 1257.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 (далее – Порядок), оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) проводится в целях определения степени защищенности ОТИ от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.

В соответствии с пунктом 3.1.4 Порядка результатом определения рекомендаций специализированной организацией при проведении оценки уязвимости ОТИ является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Система мер, установленная требованиями по обеспечению транспортной безопасности, определяет только функционал инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) без указания их типов и конкретных мест установки на ОТИ.

В соответствии с Отраслевыми типовыми нормами времени на работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, утвержденными приказом Минтранса России от 15.11.2010 № 248, определение рекомендаций включает в себя:

разработку и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведение степени защищенности ОТИ в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, регламентных мероприятий с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

разработку и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Таким образом, рекомендации специализированной организации относительно ИТСОТБ, включая видеомониторинг, видеофиксацию, видеонаблюдение и видеообнаружение, заключаются в определении конкретных уязвимых мест на ОТИ, целей потенциального нарушителя с расчетом возможного ущерба при совершении АНВ и задач по обеспечению транспортной безопасности с учетом способов совершения АНВ, которые должны решать ИТСОТБ в уязвимых местах ОТИ, в соответствии с требованиями.

В отношении рекомендаций по размещению пунктов управления обеспечением транспортной безопасности, КПП (постов), специализированной организации надлежит также руководствоваться положениями Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227.

Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (федеральное агентство) при утверждении результатов оценки уязвимости проверяет их на соответствие порядку проведения оценки уязвимости и требованиям по обеспечению транспортной безопасности, и только наличие выявленных в этой части несоответствий является основанием для отказа в утверждении результатов оценки уязвимости.

Субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности на основании результатов оценки уязвимости. При этом отдельные рекомендации в разделах материалов оценки уязвимости по определению границ зоны транспортной безопасности (ЗТБ) не должны допускать:

1. Разрыва единого технологического процесса работы ОТИ и транспортного комплекса в целом.

2. Несогласованности при установлении ЗТБ ОТИ с ЗТБ определяемыми в последующем в планах обеспечения транспортной безопасности и результатами оценки уязвимости транспортных средств (ТС), эксплуатируемых на данных ОТИ.

3. Отнесения к ЗТБ территорий, зданий, строений, сооружений и устройств, не требующих защиты от АНВ, на которых отсутствуют критические элементы, опасные технологические процессы, существенные пассажиропотоки, места погрузки, выгрузки и отстоя ТС с опасными грузами, с минимальной скоростью движения ТС.

4. Игнорирования при определении ЗТБ ОТИ результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности прилегающих ОТИ.

5. Исключения из границ ЗТБ территорий, зданий, строений и сооружений, подлежащих охране ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти, для прохода на которые установлен пропускной режим.

6. Выделения внутри ЗТБ территорий, не отнесенных к ЗТБ, проход на которые возможен только через ЗТБ.

7. Определения границ ЗТБ вне границ землепользования и границ ОТИ.

Только при соблюдении вышеуказанных условий субъекты транспортной инфраструктуры смогут в полном объёме использовать утвержденные результаты оценки уязвимости при разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

В этой связи в целях недопущения упомянутых выше несоответствий при проведении оценки уязвимости ОТИ полагаем целесообразным специализированной организации перед направлением результатов оценки уязвимости на утверждение в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности обеспечить их согласование с субъектом транспортной инфраструктуры в части определения границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ.  

Дополнительно необходимо отметить, что наиболее характерными нарушениями, допускаемыми субъектами транспортной инфраструктуры при разработке планов обеспечения транспортной безопасности на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и которые в обязательном порядке подлежат исключению являются следующие:

1. Субъектами транспортной инфраструктуры не выполнены рекомендации в отношении мер, которые по результатам проведенной оценки уязвимости необходимо дополнительно для защиты ОТИ от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ. 

2. Внутренние организационно-распорядительные документы, являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, разрабатываются формально, без учета требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта и специфики конкретного ОТИ.                               

3. Границы ЗТБ в планах обеспечения транспортной безопасности не соответствуют границам определенным по результатам оценки уязвимости ОТИ.

4. Отсутствует схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах ЗТБ и/или ее секторов, критических элементов ОТИ.

5. Не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию, видеообнаружение, видеораспознавание, видеомониторинг.      

6. Не предусмотрен полный перечень мероприятий по обеспечению порядка допуска физических лиц и транспортных средств в ЗТБ ОТИ, а также порядок их передвижения в ЗТБ ОТИ, в том числе не предусмотрено электронное документирование перемещения персонала и посетителей в ЗТБ и на критические элементы ОТИ.

7. Не предусмотрена передача данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем.                

8. Не отражен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра.

9. Субъектом транспортной инфраструктуры не представлены копия положения (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности или копии положения (устава) и договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности. 

10. Отсутствуют сведения о порядке взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, работниками подразделений транспортной безопасности, иным персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ОТИ.

11. Отсутствует надлежащим образом разработанный порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ и/или транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.

12. Не учтены в полном объеме положения Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа и Правил проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 1257.

— Разместил/а , 17 мартa 2017, 11:10 , отредактировано 19 декабря 2017, 18:19

rosavtodor.ru

Оценка уязвимости

Обязанность проведения оценки уязвимости определена статьей 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от «09» февраля 2007 года.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» № 16-ФЗ от «09» февраля 2007 года, Приказом Министерства транспорта РФ № 87 от «12» апреля 2010 года утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится в целях определения степени защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Для ТС, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается проведение оценки уязвимости для группы ТС.

В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

  • изучение технических и технологических характеристик объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также организации их эксплуатации (функционирования).
  • изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства.
  • изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
  • определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

Результатом изучения является:

  • описание технических и технологических характеристик объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств, а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.
  • описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
  • описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.
  • описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Обработка, хранение и подготовка и обработка документов, имеющих гриф ограничения доступа не ниже «Для служебного пользования» осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, внутренними организационно-распорядительными документами ООО «Системы транспортной безопасности», при помощи специально выделенной для этих целей средств вычислительной техники, а также с использованием следующих программно-аппаратных комплексов защиты информации:

  • операционной системой «Astra Linux Special Edition», позволяющей обрабатывать, хранить и подготавливать документы и обрабатывать сведения, составляющие государственную тайну до степени секретности «Совершенно секретно» включительно.

www.transport-safety.ru

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок проведения оценки уязвимости состоит из нескольких этапов:

- изучение технологических и технических характеристик ОТИ и/или ТС;

- изучение мер по защите системы от АНВ;

- изучение методов реализации потенциальных угроз и совершения АНВ в деятельность ОТИ и ТС.

Порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС разработан согласно приказу Минтранса России от 11.02.2010 г. №87.

В ходе проведения оценки уязвимости осуществляются следующие мероприятия:

1. Изучение технических и технологических характеристик ОТИ и ТС, а также организации их эксплуатации. Результатом является описание технических и технологических характеристик ОТИ и ТС, определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов ОТИ и/или ТС.

2. Изучение системы принятых на ОТИ или ТС мер по защите от АНВ. Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ и/или ТС по защите от АНВ, а также оценки её соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС, применительно к модели нарушителя.

4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ и/или ТС в соответствии требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими план-схемами в трёх экземплярах (первый и второй экземпляр оформляются на бумажном носителе, третий – на цифровом) по установленным формам. Общая часть отчёта о проведённой оценке уязвимости содержит информацию об объекте, в том числе:

- номер ОТИ( выбирается из указанного диапазона);

- код территориального управления;

- тип объекта;

- наименование перегона (участка перегона), указывается наименование железнодорожного перегона состоящее из названий раздельных пунктов. В случае если граница между дистанциями пути (др. структурными подразделениями владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта) не совпадает с границей станции и находится на перегоне, то указывается участок перегона, содержащийся одним структурным подразделением;

- начало/конец участка перегона. В случае если граница между дистанциями пути (др. структурными подразделениями владельца инфраструктуры ж.д. транспорта не совпадает с границей станции и находится на перегоне), то указывается км (пикет) границы ответственности.

В остальных случаях поле не заполняется. Граница участка перегона указывается по ходу нечетного направления, при этом за начало следующего участка условно принимается конец предыдущего участка.

Т.е. деление на участки возможно как по километру, так и по блокпосту;

- код станции начала перегона/ станция начала перегона;

- длина перегона в км;

- количество путей. Указывается количество путей на перегоне в цифровом виде;

- вид тяги, используемый на железнодорожном перегоне;

- тип локомотива. Указываются основные типы локомотивов используемые в грузовом, пассажирском (пригородном) сообщении в соответствии с Распоряжением МПС РФ от 27.11.2002 № 747р «Об утверждении типов и основных параметров локомотивов»;

- тип подвески контактной сети. Указывается тип подвески контактной сети. В ячейку заносится цифровое значение;

- количество переездов и характеристика переездов;

- количество пересечений с продуктопроводами и характеристика пересечений;

- количество искусственных сооружений и характеристика искусственных сооружений;

- количество пассажирских платформ и характеристика пассажирских платформ;

- размер движения пар поездов в сутки, грузовых (пассажирских). Указывается размер движения пар поездов в сутки, грузовых, согласно КГДП. Указывается размер движения пар поездов в сутки, пассажирских, согласно КГДП. Все значения только в цифровом виде;

- наличие вагонов по СМГС. Наличие поездов (вагонов) в международном сообщении. В ячейках показателей указывается число соответствующее наличию вагонов / поездов;

- вес/длина грузового поезда (нечетное/четное направление);

- год постройки / проведения капитального ремонта;

- вид связи по движению поезда;

- тип рельсов / ширина колеи.

Аналитическая часть отчёта о проведённой оценке уязвимости содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС, определённых с использованием модели нарушителя, об оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ОТИ и/или ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

Заключительная часть отчёта о проведённой оценке уязвимости содержит необходимые рекомендации по изменению существующей системы мероприятий и мер транспортной безопасности, при наличии недостатков – рекомендации о необходимости:

- изменения действующих схем движения ТС, в зонах безопасности ОТИ, технологий обработки грузов и пассажиров;

- назначения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и/или ТС, укомплектовании персонала, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;

- доработки внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;

- оснащения (дооснащения) техническими средствами обеспечения транспортной безопасности зон объекта или транспортного средства;

- изменения действующих мер обеспечения транспортной безопасности;

- изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности;

- изменения места размещения, количества и оснащенности КПП;

- изменения пропускного режима на ОТИ или ТС;

- изменения существующего порядка действий при тревогах «угроза захвата», «угроза взрыва»;

- прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер транспортной безопасности на ОТИ и/или ТС в соответствии с требованиями руководящих документов по обеспечению транспортной безопасности.

Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в установленном порядке в течение 3-х месяцев (с момента получения субъектом уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС).

Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 09.02. 2007 г. №16-ФЗ, являются сведениями, составляющими государственную тайну.

После процедуры оценки уязвимости в соответствии с приказом Минтранса России от 11.02.2010 г. № 34 осуществляется планирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности.

4. Основы планирования мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.

Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется в соответствии со статьёй 9Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

На основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры (юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании) разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.

Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.

Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 г. N 34 утвержден «Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью и содержит следующие сведения:

1. Полное наименование юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридический и фактический адрес, полное наименование объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.

2. Технические и технологические характеристики объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядок функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства).

3. Назначенные лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лица занимающие должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственные за обеспечение транспортной безопасности, лица, занимающие должность на транспортном средстве и ответственные за обеспечение транспортной безопасности, персонал, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности.

4. Границы части (наземной, подземной, воздушной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности).

5. Строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

6. Порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим).

7. Количество и места расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве).

8. Места размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства.

9. Мероприятия по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения АНВ.

10. Места размещения и состав систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.

11. Места размещения и состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от АНВ.

12. Порядок накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов ФСБ России и органов внутренних дел Российской Федерации.

13. Места размещения и оснащенности специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (КПП).

14. Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним.

15. Порядок прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт.

16. Порядок организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности.

17. Порядок действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва».

18. Порядок доступа к сведениям, содержащимся в Плане.

19. Порядок информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ.

20. Порядок организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.

Отдельным графическим документом может разрабатываться План охраны объекта, на нём отображаются:

- способы охраны объекта;

- места расположения и границы постов;

- численность работников охраны (с учетом возможности усиления за счет персонала предприятия, привлекаемого к круглосуточной работе на объекте, сил и средств охранных организаций и подразделений транспортной безопасности);

- маршруты патрулирования и передвижения личного состава подразделений охраны, резервных групп и групп быстрого реагирования;

- участки ответственности групп, осуществляющих оперативно-профилактическую работу;

- защитные меры по инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности;

- посты служебных собак;

- вопросы оснащения средствами связи, приборами управления охранно-пожарной, тревожной сигнализации;

- обеспечение помещениями для отдыха (обогрева) и приема пищи и, при необходимости, караульными помещениями;

- оборудование контрольно-пропускных пунктов и установление пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте с учетом требований руководящих документов, регламентирующих работу охранных организаций;

- порядок взаимодействия администрации охраняемого объекта, персонала предприятия, должностных лиц караулов (дежурных смен) между собой, а также с территориальными подразделениями правоохранительных органов в штатных и чрезвычайных ситуациях и др.

Схема охраны объекта разрабатывается как приложение к Плану обеспечения транспортной безопасности, на ней отображаются:

- исходная обстановка (границы объекта, тип ограждения, ворота для въезда (выезда) автотранспорта и железнодорожного подвижного состава, КПП;

- железнодорожные пути и переходы (переезды) через них;

- административные, производственные здания и иные сооружения;

- открытые площадки с материальными ценностями, рабочие места персонала и руководителей, входящих в состав круглосуточной дежурной смены (ПУ), места стоянки подвижного состава (временные, длительного хранения) расположение пожарных постов, устройств наружного освещения;

- наиболее уязвимые места с точки зрения вероятного проникновения на объект и вывода его из строя (вероятный характер действий террористов);

- организация охраны объекта (места расположения и границы постов охраны, места расположения резервных групп и групп быстрого реагирования);

- маршруты патрулирования территории и обхода сооружений, зданий, маршруты выдвижения резервных групп, групп быстрого реагирования их возможные действия;

- места расположения инженерных и технических средств охраны, охранно-пожарной сигнализации и связи, видеонаблюдения, наблюдательных постов;

- способы использования служебных собак и другие данные по охране объекта.

Пояснительная записка может включать в себя следующие вопросы:

- название, технические и технологические характеристики объекта транспортной инфраструктуры;

- описание местности и местных условий, влияющих на уязвимость объекта;

- условные знаки и обозначения;

- характеристики инженерных сооружений, технических средств охраны и связи, применимых при организации охраны данного объекта при повседневном уровне безопасности;

- порядок функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры при уровне безопасности №1, с указанием сооружений, помещений влияющих на степень риска возникновения угрозы жизни и здоровью людей, нанесения ущерба окружающей среде, имуществу на прилегающей к объекту территории и обеспечению транспортной безопасности;

- дополнительные мероприятия, предусмотренные договором и проводимые на охраняемом объекте работниками предприятия, а также силами и средствами охранных организаций, в т.ч. подразделениями транспортной безопасности, при объявлении уровней безопасности № 2 и № 3.

Перечень организационно-распорядительных документов, являющихся составной частью плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС включает в себя:

- положение (устав) подразделений транспортной безопасности ОТИ и/или ТС;

- организационно-штатная структура управления транспортной безопасностью;

-номенклатура (перечень) должностей работников, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС;

- номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;

- номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС;

- положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС;

- порядок выявления и распознавания на КПП или на ТС физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС;

- порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности;

- порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС;

- порядок информирования компетентных органов о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ и/или ТС;

- порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию;

- порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с инженерно-технических систем).

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель — глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определения категорированию и оценке уязвимости ОТИ и ТС

железнодорожного транспорта.

2. Перечислите ОТИ железнодорожного транспорта по группам категорирования и оценки уязвимости.

3. Перечислите объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), подлежащие категорированию и оценке уязвимости.

4. Перечислите объекты водоснабжения железнодорожной

инфраструктуры и основные пункты управления и информационные

комплексы, подлежащие категорированию и оценке уязвимости.

5. Назовите и раскройте категории ОТИ и ТС

6. Перечислите количественные показатели критериев категорирования ОТИ и ТС.



infopedia.su

Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта

Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ О транспортной безопасности

ЗАКОН

О транспортной безопасности

Принят Государственной Думой 19 января 2007 года Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2007 года

Опубликовано 14 февраля 2007 гВступает всилу с 14 августа 2007 г

.

.

Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

1. акт незаконного вмешательства- противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

2. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств- отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

3. компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

4. обеспечение транспортной безопасности- реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

5. объекты транспортной инфраструктуры- технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;

6. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

7. перевозчик- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

8. специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

9. субъекты транспортной инфраструктуры- юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

10. транспортная безопасность- состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

11. транспортные средства- воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и

электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;

12. транспортный комплекс- объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;

13. уровень безопасности- степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом Росжелдора

от 28 июля 2010 г. № 309

(продолжение осн.определений)

1 Область применения

Методика проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее по тексту – Методика) устанавливает общие положения, на основе которых рекомендуется проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) и транспортных средств (далее – ТС) железнодорожного транспорта.

Методика предназначена для использования специализированными организациями для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС.

Оценка уязвимости ОТИ и ТС проводится специализированными организациями в рамках реализации Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

2 Общие положения

2.1 Определения

Для целей настоящей Методики используются следующие термины и определения:

Аварийно опасные химические вещества – опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;

Акт незаконного вмешательства (далее – АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

Внутриобъектовый режим в целях обеспечения транспортной безопасности (далее – внутриобъектовый режим) – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на ОТИ и ТС, в соответствии с планом по обеспечению транспортной безопасности и иными внутренними распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры;

Зона транспортной безопасности (далее - зона безопасности) - часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) ОТИ или ТС, на которой реализованы мероприятия по обеспечению транспортной безопасности, включая зоны, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты);

Зона транспортной безопасности ограниченного доступа (далее - зона безопасности ограниченного доступа) – часть зоны безопасности, контролируемая и/или охраняемая с помощью технических средств, проход в которую ограничен в соответствии с мероприятиями плана по обеспечению транспортной безопасности и осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты);

Зона транспортной безопасности свободного доступа (далее - зона безопасности свободного доступа) – часть зоны безопасности, контролируемая с помощью технических средств, проход в которую не ограничивается и осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты);

Зона уязвимости (далее – зона угрозы ОТИ или ТС) – территория (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная), прилегающая к ОТИ или область вокруг ТС, способная использоваться для совершения АНВ;

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (далее – инженерно-технические системы ТБ) – совокупность инженерных сооружений и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ и/или ТС в целях защиты от АНВ;

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (далее – инженерные сооружения ТБ) – части конструкции ОТИ или ТС (заграждения, противотаранные устройства, решетки, двери, люки, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования, а также задержки или замедления проникновения нарушителя в зону безопасности ОТИ, ТС и/или на их критические элементы;

Категорирование ОТИ и ТС - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

studfiles.net


Смотрите также

Возврат к списку