Ну вот, съездил забрал коробас о котором вчера написал. Я его сразу приметил, так как его корпус имел по бокам отливки и я понял, что это именно то, что мне нужно!
Корпус кпп классики старого образца. основное отличие — по бокам имеет технологические приливы
Разобрал его только при помощи пневмозубила, срубив некоторый шпильки и гайки, так что в корпусе остались заломыши шпилек и он полетел в кучу металлолома… Печально, но особых достоинств этого корпуса я не увидел, типа он крепче нынешних или что то в этом роде, с ненужными вещами надо уметь расставаться легко…
Итак, из-за чего мне пришлось разобрать четвёртую коробку…Первая коробка была пятиступка с рядом 2105. Вторая и третья коробки также были с рядом 2105, но четырёхступки… Вот теперь раздобыл чисто копетосовскую коробку, из которой мне по сути нужна была только одна шестерёнка, но за то какая! Износ шестерни совсем маленьких, как и коробки в целом…
Шестерня 1-й передачи 2101-1701112 96,8 мм
Шестерня 1-й передачи 2101-1701112 96,8 мм
Пока разбирал коробку впервые увидел полностью металлический игольчатый подшипник между первичным и вторичным валами…
На последок прикинул как ляжет промвал от 2105 на шестерню и первичный от 2106 ряда. Перекос видно на фотке, это из-за разного наклона зубьев на шестернях. Теперь не удивительно, что у некоторых коробасы гудят…
перекошенный неверно подобранный промвал. Промвал 2105-28/14z, первичный 2106-19z и шестерня 1-й передачи 33*/96,8
перекошенный неверно подобранный промвал. Промвал 2105-28/14z, первичный 2106-19z и шестерня 1-й передачи 33*/96,8
Цена вопроса: 100 ₽ Пробег: 2740 км
Самостоятельня дефектовка шестерен, муфт, вилок и др. В КПП переднеприводных КПП 2108, 21083, 2110 и его производных. Шестеренки могут быть как 2108, 2110 так и 2111 моделей, старых и новых образцов. Не сомненно новые элементы КПП обновленные и доработанны такие как шестерны имеют в центре отверстие для масло подачи и смазывания, синхронизаторы уже другого вида и усилинные.
Шестерня 1й передачи, еще может поездить, небольшие сколы на зубьях со стороны синхронизатора, радует нет раковин в косозубах.
В ведро улетают все синхронизаторы в передачах, т.к зазоры уже уменьшились более 0.6мм в местах соприкосновения с шестернями.
Замер зазора между шестерней 1й передачи и синхронизатором, зазор 0.60мм. 1я передача включалась хорошо, без шума и легко.
Замер зазора между шестерней 2й передачи и синхронизатором, зазор 0.20мм. Что явилось причиной включения второй передачи с хрустом и треском.
Ступица синхронизатора 1й и 2й передачи, еще жива но имеются не значительные раковины на зубъях, может еще кататься.
Муфта синхронизатора 1й и 2й передачи. Зубья со стороны зацепления с шестерной 1й передачи в удолетворительном состоянии, а вот зубья со стороны зацепления с шестерной 2-ой передачи вообще напрочь срезало. Удолетворительное состояние зубьев со стороны зацепления с шестерной заднего хода. По этой причины трудно и с треском включалась 2я передача и при движении назад самопроизвольно выключалась задняя передача.
Шестерня 2й передачи. Зубья на косозубе в отличном состоянии, даже не имеют раковин. Но в удолетворительном состоянии зубья со стороны зацепления к муфте синхронизатора 1й и 2й передачи.
Шестерня заднего хода. Зубья как будто шлифанули, что я явилось причиной выключения передачи заднего хода при движении назад.
Вилка 1й и 2й передачи со стороны включения 1й передачи. Износов нет.
Вилка 1й и 2й передачи со стороны включения 2й передачи. Износ, отшлифавало бронзовое покрытие.
1я и 2я передача в сборе, включенная 1я передача. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ что муфта синхронизатора обращена к шестерне 2й передачи а паз обращен к шестерне 1й передачи, НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ!
1я и 2я передача в сборе, включенная 2я передача. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ что муфта синхронизатора обращена к шестерне 2й передачи а паз обращен к шестерне 1й передачи, НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ!
Новая вилка переключения 1й и 2й передачи со штоком, напыление из бронзы должно быть с 2ч сторон. Шток старый, еще не раз переключит передачи. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как нужно закрепить вилку по отношению к пазам штока.
Новая вилка переключения 1й и 2й передачи со штоком, напыление из бронзы должно быть с 2ч сторон. Шток старый, еще не раз переключит передачи. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как нужно закрепить вилку по отношению к пазам штока.
Самостоятельня дефектовка шестерен, муфт, вилок и др. В КПП переднеприводных КПП 2108, 21083, 2110 и его производных. Шестеренки могут быть как 2108, 2110 так и 2111 моделей, старых и новых образцов. Не сомненно новые элементы КПП обновленные и доработанны такие как шестерны имеют в центре отверстие для масло подачи и смазывания, синхронизаторы уже другого вида и усилинные.
Шестерня 1й передачи, еще может поездить, небольшие сколы на зубьях со стороны синхронизатора, радует нет раковин в косозубах.
В ведро улетают все синхронизаторы в передачах, т.к зазоры уже уменьшились более 0.6мм в местах соприкосновения с шестернями.
Замер зазора между шестерней 1й передачи и синхронизатором, зазор 0.60мм. 1я передача включалась хорошо, без шума и легко.
Замер зазора между шестерней 2й передачи и синхронизатором, зазор 0.20мм. Что явилось причиной включения второй передачи с хрустом и треском.
Ступица синхронизатора 1й и 2й передачи, еще жива но имеются не значительные раковины на зубъях, может еще кататься.
Муфта синхронизатора 1й и 2й передачи. Зубья со стороны зацепления с шестерной 1й передачи в удолетворительном состоянии, а вот зубья со стороны зацепления с шестерной 2-ой передачи вообще напрочь срезало. Удолетворительное состояние зубьев со стороны зацепления с шестерной заднего хода. По этой причины трудно и с треском включалась 2я передача и при движении назад самопроизвольно выключалась задняя передача.
Шестерня 2й передачи. Зубья на косозубе в отличном состоянии, даже не имеют раковин. Но в удолетворительном состоянии зубья со стороны зацепления к муфте синхронизатора 1й и 2й передачи.
Шестерня заднего хода. Зубья как будто шлифанули, что я явилось причиной выключения передачи заднего хода при движении назад.
Вилка 1й и 2й передачи со стороны включения 1й передачи. Износов нет.
Вилка 1й и 2й передачи со стороны включения 2й передачи. Износ, отшлифавало бронзовое покрытие.
1я и 2я передача в сборе, включенная 1я передача. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ что муфта синхронизатора обращена к шестерне 2й передачи а паз обращен к шестерне 1й передачи, НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ!
1я и 2я передача в сборе, включенная 2я передача. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ что муфта синхронизатора обращена к шестерне 2й передачи а паз обращен к шестерне 1й передачи, НЕ ПЕРЕПУТАЙТЕ!
Новая вилка переключения 1й и 2й передачи со штоком, напыление из бронзы должно быть с 2ч сторон. Шток старый, еще не раз переключит передачи. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как нужно закрепить вилку по отношению к пазам штока.
Новая вилка переключения 1й и 2й передачи со штоком, напыление из бронзы должно быть с 2ч сторон. Шток старый, еще не раз переключит передачи. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как нужно закрепить вилку по отношению к пазам штока.
Cтраница 1
Шестерня первой передачи прямозубая, число зубьев 51, находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом меньшего диаметра промежуточного вала. [1]
Шестерни первой передачи, заднего хода и второй передачи выполнены заодно с валом, шестерни третьей передачи 5, четвертой передачи 6 и привода промежуточного вала 9 напрессованы на вал и дополнительно зафиксированы сегментными шпонками. Шестерня третьей передачи 5 напрессована до упора в торец вала, шестерня четвертой передачи 6 упирается в торец шестерни третьей передачи, между шестернями четвертой передачи и привода промежуточного вала 9 установлена распорная втулка. [2]
Шестерни первой передачи и заднего хода прямозубые, остальные - косозубые. [3]
Шестерни первой передачи и заднего хода сделаны с прямым зубом. Для включения второй и третьей, четвертой н пятой передач служат соответствующие синхронизаторы инерционного типа, исключающие удары между зубьями при включении шестерен. [4]
Шестерня первой передачи установлена на валу со спиральными шлицами и имеет косые зубья. [5]
Шестерни первой передачи и заднего хода - прямозубые и включаются при их осевом перемещении. [6]
Шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала сцепляется с венцом шестерни первой передачи и заднего хода промежуточного вала. [7]
Втулка шестерни первой передачи имеет внутреннее шлицевое отверстие, с помощью которого она установлена на шлицевую часть вала до упора в торец втулки шестерни заднего хода. Наружная часть втулки цилиндрическая, двух диаметров. Цилиндрическая шейка меньшего диаметра предназначена для установки подшипника шестерни первой передачи вторичного вала. [8]
Осевое смещение шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должно быть в пределах 0 05 мм при за мере на радиусе 75 мм. После подбора расположение шлицев сопряженных деталей должно быть замаркировано краской. [9]
При заднем ходе шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала соединяется с шестерней блока шестерен заднего хода. [10]
Все шестерни коробки ( кроме шестерни первой передачи и заднего хода) косозубые и находятся в постоянном зацеплении. [11]
Задний ход ( см. рис. 127, е) включается перемещением шестерни первой передачи по шлицам ведомого вала назад до включения ее с шестерней блока заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении. [12]
Шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала сцепляется с венцом шестерни первой передачи и заднего хода промежуточного вала. [13]
Первая передача ( см. рис. 127, а) включается перемещением вперед шестерни первой передачи ведомого вала. [15]
Страницы: 1 2 3 4
Теперь в картинках расскажу об отличительных особенностях нужных деталей для ряда 1Р (детали от коробки 2106 сразу обозначу как детали для 1Р).
Зеленой линией отмечено отличие промежуточного вала 1Р от пятиступенчатого. С помощью этого уступа на валу его отличали на заводе при сборке коробок. Самое главное отличие — это количество зубьев шестерни первой передачи (15 на валу 1Р) при равном количестве на шестерне постоянного зацепления (28 зубьев).
Шестерни первой передачи ряда 1Р и всех остальных классических КПП отличаются диаметром и модулем зуба при равном их количестве. Желтым кругом отмечено визуальное отличие — ступица шестерни не принадлежащей ряду 1Р больше в диаметре, ее не закрывает втулка, как на шестерне ряда 1Р.
После про@издонов, которые регулярно получала коробка ночами, она скончалась, развалились синхроны 1,2,4 передач и выскакивала вторая.Приближался ремонт коробки, в гараже лежала 4-х ступка, но возвращаться к ней не хотелось, была найдена еще одна 5-ти ступка. И однажды вечером, просиживая задницу в интернете, наткнулся на статью об установке R1 в классику, причем собранную из стандартных зап.частей, которые можно найти в автомагазинах
(Я уверен, что многие встречали эту статью, но вдруг кому-то пригодится)
Для начала немного теории:-До 1976 года ВАЗ выпускал единственную модель коробки передач-2101, которую ставил на всe “жигули”.-Затем появилась КП 2121 с “повышенным” рядом, предназначенная для “Нивы” и ВАЗ-2106.-В 1979 году завод освоил КП 2105 для нового семейства.Сегодня она производится в двух вариантах (четырех- и пятиступенчатая) и идет на все “жигули” и “Ниву.А прежние агрегаты сняли с производства еще в 1987 году.
Однако запчасти к ним делали очень долго. Поэтому в продаже до сих пор встречаются детали разных поколений.
В чем их отличие? Начнем с первичного вала.-2101 имеет 17 зубьев на ведущей шестерне,-2121 — 19 зубьев.-А вариант, что ныне ставят на конвейере, насчитывает 18 зубьев.Каждому первичному валу соответствует свой промежуточный.-У 2101 на венце постоянного зацепления нарезано 29 зубьев, а на шестерне первой передачи — 15.-У 2121 — 28 и 15 соответственно.-У 2105 все те же 28 зубьев, но с другим модулем (!).Чтобы не запутаться, посчитайте зубья на шестерне первой передачи: здесь их 14.Вал 2107 предназначен для пятиступенчатой коробки передач. Все его шестерни такие же, как у 2105.
Единственное отличие — резьбовое отверстие для крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода.
Вторичные валы в сборе у всех “четырехступок” взаимозаменяемы.Разница лишь в ведомой шестерне первой передачи.Их две — универсальная для 2101 и 2121 и уникальная — для 2105.Внешне они похожи, ведь у каждой по 33 зуба. Правда, с разным углом наклона.
Отличие в диаметре: 2101 — 96,8 мм, 2105 — 98,8 мм.
И так имея у себя 5-тиступку с 18-ти зубами мы хотим сделать первые 3 передачи немного длиннее и приблизить их к 4-ой передаче и ещё увеличить максимальную скорость на 5-ой!Идём в магазин и покупаем 3 вещи:1) Первичный вал 19 зубов (есть почти везде).2) Промежуточный вал к первичному в пару с 28-и зубами на шестерне постоянного зацепления и 15-ю зубами на привод шестерни 1-ой передачи вал должен быть с резьбовым соединением под 5-ую передачу!
3) Шестерня 1-ой передачи от 4-х ступенчатой коробки
Лучший вариант: Имея штатную 5-ти ступку и 4-х ступку, купить пару первичного и промежуточного вала…в корпус 5-ти ступки запихнуть вновь купленную пару промежуточного и первичного вала, взять все шестерни из 4-х ступки, и оставить все шестерни в хвостовике
коробки без изменения от 5-ти ступки.
В итоге мы получили бюджетный вариант спортивного ряда R1.
Для сравнения ниже приведу примеры передаточных чисел стандартных КПП устанавливающихся на ВАЗ, и передаточные числа спортивных рядов (стандартными зап.частями можно собрать только R1)
Итак, поехали:КПП 2101 (ВАЗ-2101, 2103, 21011, 21061):1-я — 3.753; 2-я — 2.303; 3-я — 1.493; 4-я — прямая; 5-я — нет; ЗП — 3.867.КПП 2106 (ВАЗ-2106 и 2121):1-я — 3.242; 2-я — 1.989; 3-я — 1.289; 4-я — прямая; 5-я — нет; ЗП — 3.340.КПП 2105 с 5 передачей (ВАЗ-2105, 2107 и 2104):
1-я- 3.667; 2-я — 2.1; 3-я — 1.361; 4-я — прямая; 5-я — 0.801; ЗХ — 3.53
В данное время взамен КПП 2105 выпускаются и устанавливаются КПП 2107 (маркировка: 2107-1700010) и 21074 (21074-1700005).КПП 2107 — аналог КПП 2105, передаточные числа абсолютно одинаковые (какие — смотрите выше);
в КПП 21074 добавлена пятая передача, таким образом имеем передаточные числа: 1-4 и задняя передачи — см. КПП 2107 + 5-я передача — 0.82
КПП 2101, КПП 2106, КПП 2105 — СНЯТЫ С ПРОИЗВОДСТВА!Сейчас продают КПП 2107, КПП 21074.
Спортивные ряды:ряд 1R: 1-я — 3.242; 2-я — 1.989; 3-я — 1.289; 4-я — 1.000; 5-я — 0.775.ряд 2R: 1-я — 3.007; 2-я — 1.989; 3-я — 1.289; 4-я — 1.000; 5-я — 0.759ряд 3R: 1-я — 2.424; 2-я — 1.768; 3-я — 1.240; 4-я — 1.000; 5-я — 0.585
ряд 4R: 1-я — 2.424; 2-я — 1.675; 3-я — 1.186; 4-я — 1.000; 5-я — 0.585
Сведения, по смене привода спидометра:(вставлю это, потому что иногда у людей возникают вопросы)
Приводы спидометров и соответствующие им ведущие шестерни вторичного вала применяются только комплектами – иные комбинации исключены:а – привод 2101-1702150-01 без метки с 12 зубьями ведомой шестерни и ведущая шестерня 2101-1702158 с пятью заходами червяка, помеченная одной кольцевой проточкой – для КП ”жигулей” с задними мостами 2101 (передаточное число редуктора – 4,3) и 2102 (редуктор 4,44). В последнем случае спидометр несколько завышает показания;
б – привод 2103-1702150-01 (9 зубьев), помеченный красной краской, и шестерня 2103-1702158 с четырьмя заходами червяка без метки – для КП ”жигулей” с задним мостом 2103 (передаточное число редуктора – 4,1);
в – привод 2106-1702150-01 (13 зубьев), помеченный синей краской, и ведущая шестерня 2106-1702158 с шестью заходами червяка, помеченная двумя кольцевыми проточками – для ”жигулей” с мостом 2106 (редуктор – 3,9).
Вернёмся немного к назад и посмотрим что же это за механизм такой, разберём устройство и принципы работы!
Механическая коробка передач (МКПП) представляет собой набор шестерен, которые входят в зацепление в различных сочетаниях, образуя несколько передач или ступеней с различными передаточными числами. Чем больше число передач, тем лучше автомобиль «приспосабливается» к различным условиям движения.
Преимущества:
Наименьшая по сравнению с другими типами КПП стоимость и масса;Высокие КПД, топливная экономичность и динамика разгона;Простота и отработанность конструкции, а следовательно — высокая надежность;Не требуют дорогостоящих расходных материалов, просты в обслуживании;Благодаря жесткой связи двигателя с ведущими колесами, водитель может более эффективно использовать автомобиль при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью;
МКПП допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии, поэтому такой автомобиль легко пускается «с толкача» и может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью.
Недостатки:
Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках, необходимость навыка для правильного выбора передачи и плавного переключения передач без рывков;Ступенчатое изменение передаточного отношения;Малый ресурс сцепления.
Ступенчатые механические коробки передач выполняются по двум схемам: трехвальные и двухвальные. Трехвальная коробка передач устанавливается, как правило, на заднеприводные автомобили. Двухвальная механическая коробка передач применяется на переднеприводных и заднемоторных легковых автомобилях. Устройство и принцип работы этих коробок передач имеют различия, поэтому они рассмотрены отдельно.
• Трехвальная коробка передач
Как следует из названия, такая коробка имеет три вала: ведущий, промежуточный и ведомый.Ведущий вал соединяется со сцеплением. На валу имеются шлицы для ведомого диска сцепления. Далее крутящий момент передается через шестерню, находящуюся на валу в жестком зацеплении, на промежуточный вал.Промежуточный вал расположен параллельно ведущему валу. На валу располагается блок шестерен, находящийся с ним в жестком зацеплении.Ведомый вал расположен на одной оси с ведущим. Такое расположение осуществляется за счет подшипника на ведущем валу, в который входит ведомый вал. Жёсткой связи они не имеют и вращаются независимо друг от друга. Блок шестерен ведомого вала не имеет закрепления с валом и свободно вращается на нем. Между шестернями ведомого вала располагаются муфты синхронизаторов. Муфты имеют жесткое зацепление с ведомым валом, но могут двигаться по нему в продольном направлении за счет шлицевого соединения. На торцах муфты имеют зубчатые венцы, которые могут входить в соединение с соответствующими зубчатыми венцами шестерен ведомого вала. На современных коробках передач синхронизаторы устанавливаются на всех передачах (кроме заднего хода).Шестерня ведущего вала, блок шестерен промежуточного и ведомого вала находятся в постоянном зацеплении. При нейтральном положении рычага переключения крутящий момент от двигателя на ведомый вал не передается, а его шестерни свободно вращаются. При перемещении рычага КПП, соответствующая вилка перемещает муфту синхронизатора, который обеспечивает выравнивание (синхронизацию) угловых скоростей шестерни ведомого вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения. После этого, зубчатый венец муфты заходит в зацепление с зубчатым венцом шестерни и обеспечивается блокировка шестерни на ведомом валу. Ведомый вал передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом. При соединении синхронизатором первичного и вторичного валов (минуя шестерни) образуется прямая передача. Передаточное число прямой передачи равно единице. На прямой передаче шестерни вращаются вхолостую и не изнашиваются, коробка работает с максимальным КПД. Движение задним ходом обеспечивается за счет промежуточной шестерни заднего хода, устанавливаемой на отдельной оси. Шестерни трехвальной коробки передач обычно (кроме первой передачи и передачи заднего хода) делают косозубыми. Такие шестерни обладают повышенной прочностью, более долговечны и бесшумнее в работе, чем прямозубые.
Посмотреть анимированное изображение.
• Двухвальная коробка передач
Ведущий вал, также как и в трехвальной коробке, обеспечивает соединение со сцеплением. На валу жестко закреплен блок шестерен, а не одна шестерня, как в трехвальной коробке. Промежуточный вал отсутствует. Параллельно ведущему валу расположен ведомый вал с блоком шестерен. Шестерни ведомого вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала и свободно вращаются на валу. На ведомом валу жестко закреплена ведущая шестерня главной передачи. Между шестернями ведомого вала установлены муфты синхронизаторов.Принцип работы аналогичен трехвальной коробке. Однако прямой передачи в двухвальной коробке нет. Каждая передача, кроме заднего хода, создается одной парой шестерен, а не двумя, как в трехвальной коробке. Это повышает КПД двухвальной коробки, но не позволяет добиться большого передаточного числа. Поэтому и применяется она только в легковых автомобилях.
• Как работает синхронизатор
Синхронизатор служит для бесшумного переключения передач путем выравнивания угловых скоростей включаемых элементов. Он состоит из ступицы 1, муфты 2, двух блокировочных колец 3, трех сухарей 4, двух проволочных колец 5. Ступица устанавливается на шлицах вторичного вала и жестко фиксируется. На ступице нарезаны наружные зубья и пазы под сухари. Муфта расположена на зубьях ступицы и в среднем положении удерживается сухарями, выступы которых входят во внутреннюю кольцевую канавку муфты. Сухари прижимаются к муфте упругими кольцами (как вариант, вместо колец могут использоваться подпружиненные шарики). Бронзовые блокировочные кольца имеют наружные зубья со скосами и впадины под сухари; ширина впадин несколько больше ширины сухарей. Кольцо может провернуться относительно ступицы на величину разницы ширины паза кольца и ширины сухаря. Для увеличения сил трения на конической поверхности кольца нарезана резьба и выполнены продольные канавки.Работает синхронизатор следующим образом. При включении передачи вилка переключения перемещает муфту в направлении шестерни включаемой передачи. При перемещении муфты усилие через сухари передается на одно из блокировочных колец, которое вместе с муфтой перемещается относительно ступицы в сторону включаемой шестерни до соприкосновения с ее конической поверхностью. Вследствие разности угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала на конических поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора его в сухари. При этом зубья блокировочного кольца станут напротив зубьев муфты и дальнейшее перемещение муфты становится невозможным. После выравнивания угловых скоростей шестерни и синхронизатора сила, сместившая блокировочное кольцо, исчезает; под действием усилия водителя оно вернется в первоначальное положение, чему способствуют скосы на зубьях муфты и кольца. После этого муфта свободно проходит между зубьями блокировочного кольца и соединяется с зубьями малого венца включаемой шестерни. При этом гребни сухарей выходят из кольцевой проточки муфты, а сухари утапливаются, преодолевая упругую силу кольцевых пружин. Шестерня жестко соединяется со вторичным валом, передача включается. Весь процесс занимает время порядка милисекунд. С помощью одного синхронизатора можно поочередно включать две передачи в коробке.
• Механизм переключения
Конструкция механизма переключения передач зависит от конструкции автомобиля. В заднеприводных рычаг располагается непосредственно на корпусе коробки передач. В этом случае весь механизм переключения расположен внутри корпуса коробки и рычаг напрямую воздействует на него. Плюсы такой схемы – простота, более чёткое переключение передач, меньший износ в процессе эксплуатации. Недостаток — такой привод непригоден для использования на большей части переднеприводных и всех заднемоторных автомобилях. В этом случае применяется иная схема механизма переключения: рычаг располагается дистанционно (напольно, на рулевой колонке или на панели приборов) и связан с коробкой передач при помощи расположенных вне ее корпуса тросов либо тяг (называемых обычно «кулисой»). Плюсы такого решения — удобное расположение рычага КПП, отсутствие его вибрации и практически полная свобода в компоновке автомобиля. Однако, дистанционный привод менее долговечен и со временем допускает разбалтывание, что требует его регулировки или замены. Кроме того, чёткость переключения передач с таким механизмом переключения хуже, чем при непосредственном расположении рычага на корпусе КПП.Несмотря на различия в конструкции привода включения передач, механизм включения в большинстве коробок передач имеет одинаковое устройство. Он состоит из подвижных штоков 1, расположенных в крышке коробки передач, и закрепленных на каждом штоке вилок 2. Вилки своими концами входят в пазы муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в кольцевую проточку шестерни заднего хода. Также в любой коробке передач предусмотрены устройства, предохраняющие от неполного включения, самовыключения передачи и одновременного включения двух передач.КПП с непосредственным приводом включения передачПри расположении рычага переключения 3 непосредственно на корпусе коробки передач его нижний конец входит в пазы головок подвижных штоков. Поперечное перемещение рычага, находящегося в нейтральном положении, приводит к выбору необходимого штока (передачи), а продольное — вызывает смещение штока, закрепленной на нем вилки и включение требуемой передачи.Для удержания штока в нейтральном или включенном положении в нем выполнены гнезда, к которым поджимается пружиной шарик фиксатора. Штоки имеют по три гнезда под шарик фиксатора: среднее служит для удержания штока в нейтральном положении, а крайние — для фиксации одной из включенной передач. Шток вилки включения заднего хода имеет два гнезда: одно для фиксации штока в нейтральном положении, другое — во включенном положении передачи заднего хода.Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство. Один из вариантов его конструкции — три блокировочных сухаря 4. Два крайних сухаря установлены в отверстия задней стенки картера, а средний — в отверстии среднего штока. У штоков имеются гнезда для сухарей. При перемещении одного из крайних штоков он выдавливает из своего гнезда сухарь, который, перемещаясь, входит в гнездо среднего штока и одновременно сдвигает два других сухаря, блокируя и второй крайний шток. При перемещении среднего штока, он прижимает два крайних сухаря в гнезда крайних штоков. Тем самым неподвижные штоки оказываются в запертом положении.КПП с дистанционным приводом включения передач
Если рычаг коробки передач располагается дистанционно, то, как уже упоминалось, он соединяется с коробкой с помощью тросов или тяг 1, которые через шток выбора передач 2 воздействуют на механизм выбора передач 3. На конце штока выбора передач крепится двуплечий рычаг 4, который при перемещении штока поворачивает трехплечий рычаг 5 механизма выбора передач. Трехплечий рычаг перемещает шток выбранной передачи с закрепленной на нем вилкой. Одно плечо трехплечего рычага служит для включения передач переднего хода, другое для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. Блокировочные скобы 6 предназначены для предотвращения одновременного включения двух передач. Механизм включения передач состоит из штоков, вилок и шариковых фиксаторов.
• Уход и эксплуатация
При эксплуатации коробки передач необходимо следить за уровнем масла в картере и доливать его в случае необходимости. Полная замена масла производится в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации автомобиля. При грамотном обращении с рычагом переключения передач и периодической замене масла в картере коробки, она не напоминает о себе практически до конца срока службы автомобиля. Обычно неисправности и поломки в коробке передач появляются в результате грубой работы с рычагом переключения. Если водитель постоянно «дергает» рычаг, то когда-нибудь обязательно выйдут из строя механизм переключения или синхронизаторы, да и сами валы с шестернями. Передачи надо переключать спокойным плавным движением, с небольшой паузой в нейтрали для того, чтобы сработали синхронизаторы.Основные неисправности коробки передач:Подтекание масла может быть следствием повреждения уплотнительных прокладок, сальников и ослабления крепления крышек картера;Шум при работе коробки передач может возникнуть из-за неисправного синхронизатора, износа подшипников, шестерен и шлицевых соединений;Затрудненное включение передач может происходить из-за поломок деталей механизма переключения, износа синхронизаторов или шестерен;
Самовыключение передач случается из-за неисправности блокировочного устройства, а также при сильном износе шестерен или синхронизаторов.
• Трансмиссионные масла
В механических КПП и ведущих мостах заднеприводных автомобилей применяются трансмиссионные масла (в переднеприводных, как правило, используется моторное масло). Трансмиссионные масла работают в гораздо более легких условиях, чем моторные. Основное требование к ним — способность создавать прочную масляную пленку, выдерживающую большие нагрузки в зоне контакта деталей. Аналогично моторным маслам, трансмиссионные классифицируются по уровню эксплуатационных свойств API и классу вязкости SAE.Согласно классификации API трансмиссионные масла делятся на пять классов: GL-1, GL-2, GL-3, GL-4, GL-5. Первые три класса применяются в тракторах, сельскохозяйственных машинах и грузовых автомобилях. Масла класса GL-4 предназначены для для механических коробок передач, раздаточных коробок и главных передач с цилиндрическими шестернями, GL-5 – для гипоидных передач. Бытует заблуждение, что масла класса GL-5 выше качеством, чем GL-4. Это не так! У них разные области применения. Масла для гипоидных передач содержат специальные противоизносные и противозадирные присадки, которые разрушительно действуют на цветные металлы. Поэтому если залить такое масло в коробку передач, оно неизбежно выведет из строя ее синхронизаторы.Вязкость по SAE определяет температурный диапазон использования масла. Маркировка трансмиссионных масел аналогична маркировке моторных масел. Классификация содержит четыре зимних класса и пять летних. На практике сезоные масла применяют очень редко: срок их службы довольно велик, и проводить два раза в год замену не выходившего свой ресурс продукта экономически невыгодно. Поэтому в подавляющем большинстве случаев используются всесезонные масла. Самые распространенные для умеренного климата масла с верхним индексом вязкости 90. При выборе масла по низкотемпературному индексу ориентируются на следующие рекомендации: 75W-90 для суровых зим, 80W-90 для умеренных температур и 85W-90 для теплых зим.
Трансмиссионные масла выпускают на минеральной или синтетической основе.
Здравствуйте друзья!Есть проблема.Машина Приора Купе, в коробке вал 12.1. Стала вылетать вторая передача. Вопрос решил просто. Разобрал коробку, поменял шестерню второй передачи, синхронизаторы и муфту. Заодно поменял шестерёнку третей и так же синхронизаторы и муфту.
На шестерёнке второй передачи явные следы износа:
Вторая передача
2. Вторая перестала вылетать, всё отлично, но… сразу после сборки стала вылетать первая! По отработанной схеме разобрал коробку, поменял шестерню первой передачи… и осмотрев шестерню, не увидел особого износа, по крайне мере по сравнению со второй:
Первая передача
Но дело сделано и шестерёнка теперь стоит новая!
ПРОБЛЕМА:Первая всё равно вылетает! Стоят все новые шестерёнки, синхронищаторы и муфты! Где искать корень зла?
Вылетает как правило, не в том случае если включить первую, разогнаться и включить вторую, а если включить первую немного ускориться, выжать сцепление, предположим чтоб дорожного полицейского переехать… И всё, нейтралка…Спасибо!
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Аннотация
Введение
1. Устройство коробки передач
2. Технологическая часть
2.1 Назначение конструкция и условия работы шестерни первой передачи коробки передач
2.2 Анализ технических требований
2.3 Выбор способа получения заготовки
2.4 Оценка технологичности конструкции детали
2.5 Маршрут обработки основных поверхностей шестерни
2.6 Выбор технологических баз для обработки заготовки
2.7 Маршрут обработки детали
Аннотация
В данной работе на основании чертежа детали зубчатого колеса и годовой программы (2500шт.) проводится конструктивно - технологический анализ детали. Производится отработка детали на технологичность.
Выбирается вид исходной заготовки. Определяется тип производства. Также проводится анализ схем базирования, разрабатывается технологический маршрут, рассчитываются режимы резания, и проводится нормирование всех технологических операций.
Введение
Развитие транспорта в значительной мере определяется технической базой и обеспечением новыми транспортными и технологическими машинами. Коэффициент обновления машин и оборудования составляет не более 10% в год. Так как новая техника приобретается мало, предприятия стали меньше ее списывать, поэтому средний возраст машин и оборудования значительно увеличился. По оценке специалистов срок службы автомобилей всех марок превышает нормативный. Такое состояние технического обслуживания и ремонта автомобилей обусловлено несвоевременным и некачественным обслуживанием, отсутствием в нужном объеме средств механизации обслуживания, запасных частей, смазочных материалов, что приводит к преждевременному износу.
Известно, что при ремонте машин заменяется большое количество деталей и сборочных единиц с остаточным ресурсом. Исследования ремонтного фонда автомобилей, проведенные ГОСНИТИ, ГНЦ ЛПК, ЦНИИМЭ показывают, что только 17-20 % деталей машин, требующих капитального ремонта, подлежат выбраковке и сдаче в металлолом; 25-49 % являются пригодными для дальнейшей эксплуатации без восстановления, а остальные можно восстановить. Поэтому целесообразность всех видов технического обслуживания и ремонта техники очевидна.
Одной из самых популярных и массовых автомобилей на территории Российской Федерации являются автомобили ВАЗ моделей 2108/2109 и их модификации, которые производятся на Волжском автомобильном заводе г.Тольятти с 1997 года. Многие автомобили этой марки, имеющие большой срок службы и пробег требуют капитального ремонта и замены некоторых сильно изношенных элементов.
Одной из наиболее нагружаемых элементов автомобиля является трансмиссия, которая передаёт и преобразовывает крутящий момент от двигателя на ведущие колёса. Самым нагруженным элементом коробки передач является шестерня первой передачи, которая помимо максимального крутящего момента воспринимает ударные нагрузки при трогании с места и во время движения. Поэтому при ремонте автомобилей часто требуется замена данной шестерни в связи с образованием на ней трещин, сколов и других дефектов возникающих при эксплуатации автомобиля.
В данной дипломной работе будет рассмотрен технологический процесс изготовления зубчатого колеса на одном из крупнейших машиностроительных предприятий московского региона ОАО “Метровагонмаш” г. Мытищи.
Производство шестерни на данном предприятии будет происходить на мощностях завода, где происходит изготовления аналогичных деталей для нужд самого предприятия и не потребует закупку дополнительного оборудования на её изготовление. Также изготовление шестерни в г. Мытищи сократит расходы и время на транспортировку запасных частей из Тольятти в сервисные центры Московского региона.
шестерня поверхность поковка термообработка
1. Устройство коробки передач
Коробка передач является одним из главных элементом любого автомобиля, её назначение изменять крутящий момент, подводимый к ведущим колесам, и направление вращения колес (задний ход). Кроме того, коробка передач позволяет разобщать коленчатый вал двигателя с карданным валом (а значит и с ведущими колесами) при работе двигателя на холостом ходу (при запуске, прогреве, движении накатом и т.д.).
На автомобиле ВАЗ -2108 /2109 устанавливается четырёх-ступенчатая коробка передач, объединённая с дифференциалом и главной передачей, передаточное число которой равно 4,846. Первичный вал выполнен в виде блока ведущих шестерён, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Они расположены на игольчатых подшипниках на вторичном валу. Кроме них на валу расположены две кулачковые муфты. Вместе с вторичным валом изготовлена ведущая шестерня главной передачи. В коробку передач также установлен дифференциал.
Кулачковые муфты состоят из ступицы и скользящей муфты с торцовыми кулачками, расположенными по обе стороны муфты. Ступица кулачковой муфты насажена на шлицы вторичного вала и фиксируется торцами шестерён. Скользящая муфта своим внутренним венцом расположена на шлицевом венце ступицы. На скользящей муфте 1-й и 2-й передачи также нарезан зубчатый венец, который используется при включении передачи заднего хода.
При включении передачи скользящая муфта, перемещаясь в сторону включаемой передачи, входит своими торцовыми кулачками в зацепление с кулачками включаемой шестерни. И таким образом крутящий момент передаётся с ведущего вала на ведомый и далее через главную передачу и дифференциал на колёса автомобиля.
2. Технологическая часть
Проектирование технологического процесса обработки шестерни первой передачи коробки передач
Таблица 1. 1-я передача
Геометрические параметры пары зубчатых колёс | Ведущее | Ведомое | |
Модуль нормальный | 3 | ||
Число зубьев | 11 | 32 | |
Угол профиля нормальный | 200 | ||
Угол наклона зубьев | 00 | ||
Направление линии зуба | Прямое | Прямое | |
Ширина зубчатого венца | 16 | 14,5 | |
Коэффициент смещения исходного контура | 0,6500 | 0,6766 | |
Нормальная толщина зуба | 6,132…6,095 | 6,190… 6,153 | |
Длина общей нормали | 23,937…23,902 | 42,587…42,552 | |
Число зубьев в длине общей нормали | 3 | 5 | |
Делительный диаметр | 33 | 96 | |
Основной диаметр | 31,0099 | 90,2105 | |
Диаметр вершин зубьев | 42,0…41,8 | 105,2…105.0 | |
Диаметр впадин | 29,8…29,5 | 92,9…92,6 | |
Угол профиля торцовый | 200 | ||
Угол наклона основной | 00 | ||
Шаг зацепления | 8,8564 | ||
Диаметр окружности граничных точек эвольвенты | 31,6 | 95,5 | |
Радиус кривизны профиля зуба в граничной точке | 3,0392 | 15,6710 | |
Угол развёрнутости эвольвенты в граничной точке | 11013'50” | 19054'23” | |
Межосевое расстояние | 680,025 | ||
Нормальный боковой зазор | 0,067…0,183 | ||
Передаточное отношение | 2,909 |
2.1 Назначение конструкция и условия работы шестерни первой передачи коробки передач
Рассматриваемая деталь является шестерней первой передачи коробки передач. Она предназначена для преобразования по величине угловой скорости вращения и крутящего момента
Краткая характеристика шестерни:
- материал: сталь 20Х ГОСТ 4543-71
- модуль: m=3
- число зубьев: z=32
- угол наклона зубьев: =0(прямозубая)
- делительный диаметр: d=96 мм
- исходный контур: ГОСТ 13755-68
-коэффициент смещения: x=0,6766
-степень точности 7 (передача нормальной точности)
- тип производства: мелкосерийное
- термообработка: Нитроцементация 0,40,7мм
Закалка и низкий отпуск поверхностей зубьев.
Твёрдость поверхности HRCэ=58 min. Твёрдость сердцевины HRCэ=32..45.
Данная шестерня представляет собой деталь типа- диск. Для центрирования на вторичном валу коробки передач она снабжена центральным сквозным отверстием 45 мм. Деталь посажена с натягом на втулку, которая в свою очередь посажена на игольчатые подшипники, которые позволяют шестерне вращаться относительно вторичного вала коробки передач. На внешней цилиндрической поверхности нарезаны 32 прямых зуба На боковых поверхностях шестерни для облегчения конструкции сделаны выемки, для этого же на 67 мм просверлено 6 сквозных отверстий 14 мм. Для удобства изготовления и сборки в конструкции детали присутствуют фаски и радиусы скругления
Крутящий момент от вала передаётся на шестерню путём зацепления шестерни с кулачковой муфтой с помощью кулачков, расположенных на торцовых поверхностях шестерни и зубчатой муфты.
Крутящий момент, действующий на деталь, имеет знакопеременный характер и нагружает зубья шестерни изгибными напряжениями, возможны ударные нагрузки при трогании автомобиля и переключении передач Максимальный крутящий момент передаваемый шестерней равен 329 Нм Максимальная частота вращения- 2063 об/мин
Для лучшей приработки зубьев обеспечения бесшумности работы шестерню и колесо фосфатируют с промасливанием. Благодаря этой мере для заправки главной передачи и коробки передач можно использовать смазку ТАД-17И и отказаться от масла для гипоидных передач характеризующейся высокой температурой застывания коррозионной агрессивностью в присутствии влаги. Из-за наличия в смазке щелочи шестерня находится в агрессивной среде
Деталь работает в пространстве, защищённом от прямого воздействия окружающей среды при этом рабочая температура окружающего пространства около 500С
22 Анализ технических требований
Исходя из условий и характера работы ведомая шестерня должна обладать следующими свойствами: иметь достаточную прочность, износостойкость, жесткость, твердость Конструкционные углеродистые и легированные стали (сталь 18ХГТ 20 20Х 20ХН 35ХМ и др.) удовлетворяют требованиям высокой прочности малой чувствительности к концентраторам напряжений хорошо поддаются механической и термической обработкам. Малоуглеродистые стали обеспечивают вязкую сердцевину и при этом поверхностную твёрдость детали что и требуется для данной шестерни Цементуемая сталь 20Х, исходя из её достаточных механических характеристик и их соотношения с ценой является наиболее оптимальным материалом для изготовления данной шестерни
Исходя из условий работы шестерня должна обладать следующими свойствами иметь высокую контактную прочность и сопротивление изнашиванию Исходя из требуемых свойств деталь подвергается химико-термической обработке - нитроцементации. Нитроцементованные слои лучше сопротивляются изнашиванию (на 20-30) чем цементованные а также такая обработка проводится при более низкой температуре и следовательно уменьшается деформация детали. Ёщё одно преимущество нитроцементации по сравнению с цементацией и азотированием заключается в скорости процесса и одновременном насыщении стали углеродом и азотом Таким образом получают нитроцементованный слой глубиной h=04...07 мм и твердость HRCэ 58...62.
Самые жёсткие требования предъявляются к тем поверхностям детали по которым происходит контакт с другими деталями
К сквозному отверстию по которому происходит центрирование шестерни на втулке 45 мм назначен допуск по 6-му квалитету Шестой квалитет обеспечивает требуемую посадку с натягом шестерни на втулку Шероховатость этой поверхности Ra 1,25 мкм равна 0,05 допуска на размер Так же к данному отверстию назначается отклонение от круглости равное 001 мм Такие требования предъявляются для того чтобы исключить деформацию находящихся в зацеплении зубьев
Для плавной и бесшумной работы зубчатой пары и исключения деформации зубьев сопрягаемой шестерни на поверхность зубьев установлен допуск радиального биения
Наряду с выбранным материалом и термообработкой износостойкость зубчатого венца обеспечивает назначенная шероховатость поверхностей зубьев равная 25 мкм
На острых концах зубьев необходимо снять фаски под углом 150 для плавного попадания зубьев во впадины другого колеса
Отклонения на остальные поверхности назначены по 10-му квалитету и выше
23 Выбор способа получения заготовки
Производство шестерни первой передачи вторичного вала коробки передач является мелкосерийным Деталь выполнена из стали 20Х. Так как шестерня передаёт большой крутящий момент через зубчатое зацепление то заготовка должна обладать волокнистой структурой. Этим свойством обладают поковки Поковку можно получить штамповкой в подкладных открытых и закрытых штампах на ковочных молотах и прессах кривошипных прессах и горизонтально-ковочных машинах Лучшие результаты по производительности и качеству штамповок дают штамповочные прессы работающие без перекосов и обеспечивающие одинаковые размеры и форму всех изготовляемых в партии заготовок Они позволяют уменьшить расход металла снизить массу заготовок и сократить трудоёмкость механической обработки. Поэтому заготовку получаем штамповкой на штамповочных прессах в закрытых штампах
Этот метод обеспечивает
Получение заготовки 2-го класса точности(IT 12)
Большую производительность(по сравнению с литьем)
Более высокие механические свойства после термообработки по сравнению с другими видами заготовок, получаемых из данного материала.
Высокий коэффициент использования металла
Штамповкой достигается размельчение зёрен материала что уменьшает шероховатость поверхности зубьев при обработке резанием
Для определения и назначения припусков и допусков на поковку определяют исходный индекс поковки. Исходный индекс поковки - условный показатель, учитывающий в обобщенном виде сумму конструктивных характеристик (класс точности, группу стали), степень сложности (конфигурацию поверхности разъема) и массу поковки (табл. 24 - 28 ) [1].
Расчёт допусков и припусков на поковку
Исходные данные. Изделие - цилиндрическая шестерня с наружным зубчатым венцом. Материал Сталь 20Х ГОСТ 4543-71 (0,17-0,23 % С-углерод; 0,17-0,37 % Si- кремний; 0,5-0,8 % Mn- марганец; 0,7-1,0 % Cr- хром). Штамповочное оборудование - закрытый штамп из инструментальной стали марки 5ХНМ. Масса шестерни 0,8 кг.
1. Определение расчетной массы поковки.
МР.П. = 1,8 0,8 = 1,44 кг. КР =1,8 (см. табл. 26) [1]
2. Класс точности поковки Т2 - 2класс (см. табл. 25).[1]
3. Группа стали - М1 (см. табл. 24). Средняя массовая доля углерода в стали Сталь 20Х 0,20 % С; суммарная массовая доля легирующих элементов - 1,07 % (0,27 % Si; 0,8 % Mn).
4. Степень сложности - С2- 2-я степень (табл. 28). [1]
Массу геометрической фигуры, в которую вписывается форма поковки, определяем исходя из размеров описанного цилиндра с диаметром d = 105,2 1,05 = 110,46 и высотой h = 26,1 1,05 = 27,4. Масса описывающей фигуры (расчетная) - 2,05 кг;
Gп/Gф = 0,8 /2,05 = 0,39
5. Исходный индекс - 9 (см. табл. 28) [1]
Конфигурация поверхности разъема штампа - П -плоская.
6. Припуски на механическую обработку.
Припуски на механическую обработку (табл. 29[1]). Размер диаметра шестерни 105,2 мм, шероховатость поверхности 2,5 мкм, припуск 1,2 мм (на сторону). Размер наружного диаметра с припуском на обработку составит величину 105,2 + 1,2 2 = 107,6 мм. Дополнительные припуски, учитывающие смещение поверхности разъема штампов - 0,3 мм. Размер наружного диаметра поковки 107,6 + 0,3 2 = 108,2 мм. Принимаем размер поковки 109 мм с предельными отклонениями + 0,8 мм и - 0,4 мм. Размер поковки, проставляемый на чертеже .
Аналогично рассчитываются остальные размеры поковки шестерни:
- толщина 26,1 и шероховатость поверхности 2,5;
26.1 + (1,2 + 0,3) Ч 2 = 29,1; принимаем 30; размер на чертеже ;
- диаметр 45 и шероховатость поверхности 1,25;
45 - (1,2 + 0,3) Ч 2 = 42; принимаем 42; размер на чертеже .
24 Оценка технологичности конструкции детали
Оценка технологичности конструкции шестерни производится на стадиях получения заготовки и механообработки детали Также оценивается совершенство конструкции детали характеризующееся её соответствием современному уровню техники экономичностью удобствами эксплуатации и в какой мере учтены возможности использования наиболее экономичных и производительных технологических методов её изготовления
Следовательно можно выделить следующие технологические особенности детали
Конструкция детали обеспечивает возможность лёгкого извлечения её из штампа
Наличие радиусов закругления на наружных и внутренних поверхностях детали облегчает течение металла в штампе упрощает изготовление уменьшает износ увеличивает прочность детали
При механообработке все поверхности базирования удобны для зажима детали в приспособлениях
В конструкции детали присутствует сквозное отверстие что способствует более лёгкой механической обработке этого отверстия
Расстояния между отверстиями выбраны таким образом, что позволяют обрабатывать шесть отверстий одновременно с помощью многошпиндельных сверлильных головок
Во избежание поломки свёрл при сверлении поверхности на входе инструмента перпендикулярны оси отверстий
Переходные поверхности детали заменены фасками и радиусами для обеспечения выхода инструмента
На острых концах зубьев сняты фаски для облегчения входа в зацепление и повышения срока службы
Нет тонких стенок, которые уменьшают стойкость штампа вследствие быстрого остывания и увеличения сопротивления течению металла обуславливают недоштамповку и повышают брак
Данная деталь является жёсткой конструкцией (Из-за малого отношения наименьшего диаметра к длине)
25 Маршрут обработки основных поверхностей шестерни
Наиболее ответственными поверхностями являются зубчатый венец и сквозное отверстие, по которым происходит контакт шестерни с кулачковой и посадочной муфтами
Маршрут обработки отверстия 45H6 Ra1,25 мкм
Из предъявляемых технических требований устанавливаем что требуемая точность размера и шероховатость поверхности может быть достигнута с помощью шлифования или тонкого растачивания Осуществить шлифование или тонкое точение можно лишь тогда когда поверхность была обработана чистовым растачиванием(предварительным шлифованием) обеспечивающим IT8 и Ra25 Чистовому растачиванию предшествует черновое растачивание обеспечивающее IT10 и Ra63
Таблица 2 Заготовка IT12 Rz80
2 Черновое растачивание IT10 Ra63 | 2 Черновое растачивание IT10 Ra63 | |
3 Чистовое растачивание IT8 Ra25 | 3 Предварительное шлифование IT8 Ra25 | |
4 Растачивание тонкое IT6 Ra125 | 4 Чистовое шлифование IT6 Ra125 | |
5 Тонкое шлифование IT6 Ra08 | 5 Тонкое шлифование IT6 Ra08 |
Оба варианта помимо требуемой шероховатости обеспечивают и требуемый допуск формы (001 мм)
Из рассмотренных вариантов выбираем тонкое растачивание из-за меньшего времен затрачиваемого на эту операцию
Маршрут обработки зубчатого венца 7-й степени точности
Рассматриваемая шестерня входит в сильнонагруженную и быстроходную передачу и имеет высокую степень точности- 7-ю. Чтобы получить зубчатый венец данной степени точности необходимо выполнить шлифовку или притирку зубьев.Чтобы осуществить зубошлифование или притирку перед этим нужно выполнить чистовое и черновое нарезание зубьев
1 Черновое нарезание зубьев 9 стточности
2 Чистовое нарезание зубьев 8 стточности
3 Термическая обработка
4 Зубошлифование или зубошевингование 7 стточности
Исходя из того что процесс зубошлифования малопроизводителен и дорог в качестве окончательной обработки зубчатого венца шестерни принимаем зубошевингование
26 Выбор технологических баз для установки заготовки
На шестерне присутствует ряд взаимосвязанных поверхностей. А именно центральное сквозное отверстие зубчатый венец и торец. Все эти поверхности обработать с одного установа невозможно следовательно необходимо выбрать базы для обработки отдельно зубчатого венца а также центрального отверстия и торца
Для обработки зубчатого венца базирование осуществляется по центральному отверстию и торцу, в этом случае соблюдается принцип совмещения баз
Обработка торца с кулачками и противоположного торца осуществляется раздельно. При обработке сквозного отверстия и торца за технологические базы могут быть приняты наружная цилиндрическая поверхность и другая торцовая поверхность. При таком базировании обеспечивается свободный подвод инструмента к обрабатываемой поверхности
При окончательной обработке центрального отверстия удобно базировать деталь по зубчатому венцу, следуя принципу постоянства баз
27 Маршрут обработки детали
Маршрут обработки шестерни состоит из трёх основных стадий черновой чистовой и отделочной. На первой стадии идёт подготовка технологических баз (обработка центрального отверстия, торцев шестерни и наружной цилиндрической поверхности)
Последней обрабатываем ту поверхность, которая является наиболее точной и имеет наибольшее значение для работы детали в машине Такой поверхностью является цилиндрическая поверхность центрального отверстия
Рассмотрим возможные варианты обработки детали
Таблица 3 Черновая обработка центрального отверстия и шестерни.
Вариант 1. | Вариант 2. | |
2 Чистовая обработка центрального отверстия и торца | 2. Черновая обработка торца и наружной цилиндрической поверхности шестерни | |
3. Чистовая обработка торца | 3 Чистовая обработка торца | |
4. Чистовая обработка центрального отверстия и торца | 4. Чистовая обработка центрального отверстия и торца | |
5. Фрезеровка кулачков. | 5 Фрезеровка кулачков | |
6. Сверление 8-ми отверстий | 6. Сверление 8-ми отверстий | |
7. Обработка паза | 7. Обработка паза | |
8 Черновое и чистовое нарезание зубьев | 8 Черновое и чистовое нарезание зубьев | |
9 Термообработка | 9 Термообработка | |
10 Шевингование зубьев шестерни | 10 Шевингование зубьев шестерни | |
11. Окончательная обработка центрального отверстия | 11. Окончательная обработка центрального отверстия |
Из рассмотренных выше вариантов выбираем второй, так как при этом варианте производится более равномерная обработка детали что исключает коробление детали и повышает точность обработки
Тогда окончательно маршрут механической обработки шестерни будет состоять из десяти операций механообработки семи вспомогательных операций и одной химико-термической операции
Таблица 4
№ операции | Содержание Выполняемой операции | Оборудование | |
005 | Токарно-винторезная 1. Подрезать торец шестерни выдержав размер 291 мм. 2. Расточить отверстие до 44+01 на проход | Токарно-винторезный Станок мод 16К20 | |
010 | Токарно-винторезная 1. Подрезать торец шестерни выдержав размер 28-0,62 мм. 2. Обточить 107-0,14 на проход. | Токарно-винторезный Станок мод 16К20 | |
015 | Токарно-винторезная Подрезать торец в размер 27-0,62 мм. Расточить 71±0,1 подрезкой торца в размер 5,5+0,1 мм. Расточить отверстие 44,6+0,04. Расточить фаску 1х450 по отверстию 45. Расточить фаску под углом 150 выдерживая размер 96мм. Притупить острые кромки. | Токарно-винторезный Станок мод 16К20 | |
020 | Токарно-винторезная 1. Подрезать торец в размер 26,1-0,1 мм.. 2. Расточить фаску 1х450 по отверстию 45. 3. Расточить фаску под углом 150 выдерживая размер 96 мм. | Токарно-винторезный Станок мод 16К20 | |
025 | Фрезерная Фрезеровать 6 кулачков с поворотом, выдерживая размер10-0,1 мм. | Вертикально-фрезерный станок 6Р12 | |
030 | Слесарная Зачистить заусенцы и притупить острые кромки по пазам кулачков R1,5 | ||
035 | Моечная. Промыть детали в горячем содовом растворе. | ||
040 | Сверлильная 1. Сверлить 6 отверстий 14 на 67. 2. Зенкеровать 6 фасок 1,5х450 на 6 отверстиях со стороны кулачков. | Вертикально-сверлильный станок 2Н118-1 | |
045 | Токарная Точить паз глубиной 30,1 выдерживая размеры 70 и 88. | Токарно-винторезный Станок мод 1К62 | |
050 | Зубонарезная Нарезать 32 прямых зуба. | Зубофрезерный станок 53А20 | |
055 | Контрольная Контролировать полное биение зубчатого венца. | ||
060 | Химико-термическая Нитроцементировать 0,40,7мм. Закалка и низкий отпуск поверхностей зубьев. Твёрдость поверхности HRCэ=58 min. Твёрдость сердцевины HRCэ=32..45 | ||
065 | Мойка бесщелочная (содовый раствор или перхлор этилен) Среда продувки воздух помещения Температура 50-600 С PH моечного раствора 8-10 | Моечная машина 9698-111 | |
070 | Контрольная 58…62 HRCэ | ||
075 | Токарная Расточить отверстие до 45+0016 шероховатость Ra 125 | Токарно-винторезный Станок мод 16К20 | |
080 | Зубошевинговальная Шевинговать зубья шестерни Биение зубьев 005 не более. Шероховатость Ra 25 | Зубошевинговальный полуавтомат 5701 | |
085 | Шлифовальная. Шлифовать отверстие 45+0016. С обеспечением некруглости 001 не более и шероховатости Ra 08 | Внутришлифовальный станок 3К225А | |
090 | Контрольная 1. Отклонение формы 2. Ra 0,8 | ||
095 | Моечная Мойка бесщелочная (содовый раствор или перхлорэтилен) Среда продувки воздух помещения Температура 50-600 С PH моечного раствора 8-10 | Моечная машина 9698-111 | |
100 | Термическая Покрытие: Хим. Окс. Прм. |
Размещено на Allbest.ru
...