Если владелец ВАЗ 2106 вдруг начинает слышать странный скрежет, раздающийся из-под капота при езде, то это не сулит ничего хорошего. Причин возникновения странных звуков существует множество, но скорее всего, проблема в износившемся успокоителе цепи ГРМ. Разберёмся, можно ли поменять это устройство своими руками и что для этого необходимо.
О назначении успокоителя цепи ГРМ нетрудно догадаться из его названия. Задача этого устройства заключается в том, чтобы не давать цепи ГРМ слишком сильно колебаться, поскольку при сильных колебаниях цепь ГРМ может слететь с направляющих звёздочек. Возможен и второй вариант: цепь, основательно разболтавшись без успокоителя, просто оборвётся.
Как правило, обрыв цепи ГРМ происходит тогда, когда скорость вращения коленчатого вала достигает максимальных значений. В такой ситуации водитель просто не успевает среагировать на обрыв цепи и вовремя заглушить двигатель. Всё происходит мгновенно. В результате клапаны и поршни мотора оказываются повреждены, причём устранить такие повреждения удаётся далеко не всегда.
Иногда всё бывает настолько плохо, что проще купить новый автомобиль, чем возиться с восстановлением старого. Именно по этой причине за состоянием успокоителя цепи ГРМ необходимо тщательно следить.
Успокоитель цепи ГРМ — это металлическая пластина из высокопрочной стали. На пластине имеется пара крепёжных проушин с отверстиями для болтов.
Рядом с успокоителем находится вторая часть этой системы — башмак натяжителя. Это изогнутая пластина, которая непосредственно соприкасается с цепью ГРМ. Для предотвращения преждевременного износа поверхность башмака покрыта износостойким полимерным материалом.
Располагается успокоитель цепи в правой части двигателя, под крышкой газораспределительного механизма, между звёздочками коленвала и вала ГРМ. Поэтому для замены успокоителя автовладельцу придётся снять крышку ГРМ и слегка ослабить цепь.
Как только владелец ВАЗ 2106 заводит мотор своего автомобиля, коленчатый вал и вал ГРМ начинают вращение. Однако эти валы не всегда начинают вращаться одновременно. Звёздочки валов соединены цепью ГРМ, которая со временем начинает слегка провисать из-за естественного износа. Кроме того, зубцы на звёздочках валов тоже со временем изнашиваются, что только увеличивает провисание.
В результате возникает ситуация, когда коленвал уже успел провернуться на четверть оборота, а вал ГРМ только начал вращение. В такой ситуации провисание цепи ГРМ резко увеличивается, и для ликвидации этого провисания к работе подключается гидравлический натяжитель.
Его башмак прикручен к масляному штуцеру, который, в свою очередь, подключён к масляной магистрали с датчиком давления масла. Как только цепь провисает, датчик фиксирует резкое снижение давления масла в магистрали, после чего в магистраль подаётся дополнительная порция смазки. Под её давлением натяжительный башмак выдвигается и надавливает на цепь ГРМ, тем самым компенсируя возникшее провисание.
Всё это происходит очень резко, и в результате цепь ГРМ начинает сильно колебаться, причём не со стороны натяжительного башмака (там цепь надёжно придавлена), а на противоположной стороне. Для гашения этих колебаний применяется ещё одно устройство — успокоитель цепи ГРМ. В отличие от башмака натяжителя, в успокоителе нет никаких подвижных частей. По сути, это высокопрочная стальная пластина, о которую бьётся цепь ГРМ после того, как её придавит натяжительный башмак. Но если успокоителя в этой системе не будет, зубцы валов и цепь ГРМ износятся намного быстрее, что неизбежно приведёт к полному выходу мотора из строя.
Существует ряд вполне конкретных признаков, при появлении которых владельцу ВАЗ 2106 следует насторожиться. Вот они:
Успокоитель цепи ГРМ, как и любая другая деталь двигателя, может выйти из строя. Вот основные причины, по которым это происходит:
Прежде чем описывать последовательность замены успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106, определимся с расходными материалами и инструментами. Вот что нам потребуется для работы:
Сразу следует отметить, что перед началом работы с успокоителем водителю придётся снять воздушный фильтр ВАЗ 2106, который держится на четырёх крепёжных болтах. Они откручиваются с помощью рожкового ключа на 12. Без этой предварительной операции до успокоителя не добраться.
Итак, замена успокоителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106 не является сложной задачей. Даже начинающий автолюбитель вполне может обойтись без помощи квалифицированного автомеханика, и сэкономить таким образом до 900 рублей. Именно столько в среднем стоит замена успокоителя в автосервисе.
Цепь ГРМ
.
Цепной привод ГРМ – способ передачи вращательного усилия от коленчатого вала двигателя к распределительному валу ГРМ, который расположен в головке блока цилиндров (ГБЦ) верхнеклапанных ДВС.
Цепная передача может быть реализована посредством установки роликовой или зубчатой цепи. Стоит отметить, что зубчатые цепи сегодня являются более предпочтительным вариантом. Зубчатая цепь ГРМ имеет повышенную гибкость, а также использование зубчатой цепи в конструкции привода позволяет снизить уровень шума при работе ДВС. Использование такой цепи приближает по данному показателю цепной привод к ременному.Цепной привод включает в себя однорядные и двухрядные цепи. Посредством цепи усилие от звездочки коленвала передается на звездочку, закрепленную на конце распредвала. Специальный ограничительный палец, который вкручен в блок цилиндров или ГБЦ, является ограничителем цепи ГРМ. Элемент не позволяет цепи спадать в случае ослабления натяжения. Цепь не касается ограничителя при условии нормального натяжения.
Достоинством качественной цепи ГРМ является то, что она практически не растягивается и несжимается в процессе эксплуатации. Главной задачей становится обеспечение эффективного
натяжения цепи при условии работы мотора на различных оборотах.
Цепь ГРМ натягивается при помощи специальных гидравлических натяжителей, которые работают при помощи моторного масла, поступающего из системы смазки двигателя. Натяжителей цепи может быть несколько (1-3), что зависит от количества распределительных валов ГРМ и других особенностей конструкции.
Натяжение цепи не позволяет исключить возникающих колебаний в тех местах, где отсутствуют приводные шкивы и натяжители. Колебания возникают по причине того, что цепь склонна к инерционному движению. По этой причине цепной привод получил дополнительную систему для гашения возникающих колебаний цепи ГРМ.Элементами для устранения колебаний цепи ГРМ выступают так называемые успокоители. Успокоитель цепи представляет собой специальную прижимную планку, которая имеет металлическую основу и покрывается сверху резиной. Успокоитель подпружинен, допуская небольшие колебания цепи, которые ограничены силой пружины. Использование натяжителя и успокоителя цепи становится качественным решением для снижения вибрации и шума в процессе работы цепного привода ГРМ.
Долговечность цепи зависит от материалов ее изготовления, а также от качества обработки. Аналогичные требования выдвигаются к звездочкам, с которыми цепь постоянно взаимодействует. Не менее важными аспектами являются исправность системы смазки ДВС и качество моторного масла. Получается, ресурс цепи ГРМ сильно зависит от трех основных факторов:
— качество самой цепи;— правильное натяжение;
— эффективность смазки;
При соблюдении указанных условий цепь служит без замены минимум от 100 тыс. пройденныхкилометров. Поводом для замены цепи ГРМ служит заметное повышение шума в процессе работысилового агрегата. Обрыв цепи ГРМ происходит в редких случаях, когда двигатель долгое время
эксплуатируется с сильно изношенной цепью.
Главным минусом цепного привода является то, что механизм расположен внутри блока цилиндров и затрагивает внутреннюю часть головки блока цилиндров. Сама цепь изнашивается очень медленно, но успокоители-башмаки и натяжители цепи выходят из строя намного быстрее. Для контроля состояния и замены указанных элементов требуется осуществить большой объем работ по разборке двигателя. Цепной привод ГРМ повышает итоговую стоимость автомобиля, но при должном обслуживании способен обеспечить повышенную надежность сравнительно с реализацией привода посредством ремня ГРМ.
PS:Источник: здесь.
На 50к пробега начала стрекотать цепь в диапазоне 1-2к об./минуту, поэтому было решено сразу менять успокоитель.
Материалы и инструменты— успокоитель цепи— головка с трещеткой на 10— хомуты на 10 и на 20 (опционально)— нефраз или чем безопасно удалить масло— нейлоновые стяжки
— проволока (для извлечения обломков успокоителя)
Итак, поехалиЯ выбрал метод малого разбора машины.
Так как у меня инжектор, снимает с одной стороны патрубки указанные на картинке и сразу затыкаем их чистыми тряпками, отодвигаем в сторону. На некоторых патрубках были одноразовые хомуты, поэтому я их заменил на новые.
Что снимать
Затыкаем дырки тряпкой. Отодвигает трос дросельной заслонки в сторону жгута. Далее необходимо извлечь топливный фильтр из крепежа.Все патрубки (отпливные и тд) что можно оттянуть вверх и трос, притягиваем нейлоновой стяжкой к замку капота. Одеваем на жгут тряпку, что бы грязь не попадала в двигатель.Обтираем грязь и мало с места стыковки двигателя и крышки, используя нефраз. отворачиваем все болты на крышке, аккуратно их снимаем, под ними на шпильке остались подложки для увеличения площади усилия и гройверы с шайбами. После поднимаем крышку на сколько возможно, и вытаскиваем в сторону переда машины. КРЫШКА МОЖЕТ ЦЕПЛЯТЬ ЗА КОЛЫБЕЛЬ и не подниматься выше из-за жгутов проводки и тд, поддев или просунув жгут под крышку, можно обеспечить нужный ее ход.после снятия крышки снимаем аккуратно прокладку, вытираем их сухой тряпкой что бы не было песка или грязи на них.
Из проволоки делаем крючек, ищем старый успокоитель (со стороны как на фото), скорее всего он находится внизу цепи, поддеваем его крючком за ушко (у меня и его не было уже) и вытаскиваем обломок. Далее спереди двигателя откручиваем болты крепления успокоителя, предварительно наставив крючек из проволоки в место болта, что бы старые крепления не провалились! снимаем их. ставим новый успокоитель, приварачиваем, и собираем все в обратном порядке. Для установки крышки лучше что бы было два человека, один направляет и ставит крышку, другой выправляет жгут проводов.
БОЛТЫ НА ШПИЛЬКАХ ДО ОДУРИ НЕ ЗАТЯГИВАТЬ! ИНАЧЕ МОЖНО ОБЛОМИТЬ ШПИЛЬКУ!
На этом все, успехов в ремонте!
Цена вопроса: 100 ₽ Пробег: 50000 км
Иногда из-под капота ВАЗ 2107 начинают раздаваться сильные удары. Обычно это является следствием выхода из строя успокоителя цепи ГРМ. Продолжение движения в этом случае может привести к поломке двигателя и дорогостоящему капитальному ремонту. Однако самостоятельная замена успокоителя не представляет большой сложности.
Успокоитель гасит рывки и колебания цепи ГРМ, возникающие, как правило, в момент запуска двигателя. Увеличение амплитуды колебаний цепи может привести к её срыву с направляющих шестерён коленвала и вала ГРМ. Более того, цепь может оборваться в самый неподходящий момент.
Обычно обрыв цепи ГРМ происходит в момент, когда коленвал начинает вращаться с максимальной скоростью. Это происходит мгновенно. Поэтому водитель физически не в состоянии оперативно среагировать на возникшую ситуацию и заглушить мотор. Обрыв цепи ГРМ приводит к серьёзным повреждениям двигателя. Прежде всего выходят из строя клапаны — как впускные, так и выпускные.
Узнайте, как отрегулировать клапаны на ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/grm-2107/regulirovka-klapanov-vaz-2107.html
Затем выходят из строя цилиндры. После всего этого восстановить двигатель практически невозможно. Автовладельцы в таких ситуациях обычно продают машину на запчасти. Поэтому успокоитель цепи ГРМ — важнейшая деталь, работоспособность которой необходимо постоянно контролировать.
Успокоитель цепи ГРМ ВАЗ 2107 представляет собой обычную пластину из высококачественной углеродистой стали с двумя крепёжными отверстиями.
Вторым элементом системы успокоения цепи ГРМ является башмак гидравлического натяжителя цепи. Он расположен под крышкой ГРМ рядом с успокоителем. Поверхность башмака, соприкасающаяся с цепью, покрыта прочным полимерным материалом.
Для обеспечения доступа к успокоителю цепи необходимо:
Без этого снять успокоитель не удастся.
При запуске двигателя ВАЗ 2107 вал ГРМ и коленвал начинают вращаться. Это далеко не всегда происходит синхронно. Дело в том, что на этих валах есть зубчатые звёздочки, которые соединяются цепью ГРМ. Эта цепь с течением времени может износиться и провиснуть. Помимо этого, иногда ломаются зубцы на направляющих звёздочках, и провисание цепи увеличивается. В результате при запуске двигателя вал ГРМ начинает вращаться только после того, как коленчатый вал уже провернулся на треть оборота. Из-за такой рассинхронизации цепь ГРМ начинает провисать ещё больше и может слететь со своих звёздочек. Чтобы этого не произошло, начинает работать система успокоения цепи, состоящая из башмака натяжителя и собственно успокоителя.
Башмак натяжителя подключён к маслопроводу, на штуцере которого установлен датчик давления масла. Когда цепь ГРМ начинает провисать слишком сильно, этот датчик фиксирует резкое падение давления смазки. В маслопровод закачивается дополнительная порция масла, под давлением которой натяжительный башмак выдвигается из своего штуцера и резко надавливает на провисшую цепь ГРМ, не позволяя ей слететь со звёздочек. Так как башмак давит очень резко и сильно, цепь под его воздействием начинает сильно колебаться, причём колебания возникают не под башмаком, а на противоположной стороне цепи. Для гашения этих колебаний и предназначен успокоитель цепи.
Успокоитель представляет собой всего лишь прочную металлическую пластину, по которой цепь ГРМ бьёт в момент срабатывания натяжительного башмака. В нём отсутствуют подвижные части. Однако без успокоителя зубцы направляющих звёздочек и звенья цепи ГРМ будут изнашиваться гораздо быстрее, что, в свою очередь, может привести к серьёзной поломке двигателя.
К типичным признакам поломки успокоителя цепи ГРМ ВАЗ 2107 относятся:
Как и любая другая деталь, успокоитель цепи ВАЗ 2107 может выйти из строя. Это может произойти по следующим причинам:
Подробнее о замене цепи ГРМ: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/grm-2107/zamena-cepi-grm-vaz-2107-svoimi-rukami.html
Для замены успокоителя потребуется:
Работы по замене успокоителя цепи ВАЗ 2107 выполняются в следующем порядке.
Читайте также об устройстве ременного привода ВАЗ 2107: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/grm/grm-2107/metki-grm-vaz-2107-inzhektor.html
Таким образом, заменить вышедший из строя успокоитель цепи ГРМ ВАЗ 2107 довольно просто даже для начинающего автолюбителя. Это позволит сэкономить около 800 рублей — именно в такую сумму оценивают работу по замене успокоителя в сервисных центрах.
Посторонние звуки всегда свидетельствуют о том, что возникли какие-то неполадки. Особенно если шум раздается из-под капота. Особенно тревожат водителей внезапные сильные удары. Так ведет себя успокоитель цепи на ВАЗ 2107 при выходе из строя.
Со сломанным успокоителем продолжать движение опасно. Это приведет к быстрому износу зубцов направляющих на звездочках, что повредит звеньям самой цепи. Как следствие, серьезная поломка движка.
Наша инструкция поможет вам разобраться с устройством и особенностями замены этого важного элемента конструкции автомобиля.
Успокоитель предназначен для того, чтобы погасить колебания и рывки, возникающие в момент запуска на цепи ГРМ. Без этого устройства цепь легко бы срывалась с направляющих шестерен и обрывалась в самые неподходящие моменты.
Чаще всего цепь ГРМ обрывается в тот момент, когда скорость вращения коленвала достигает максимума. Обрыв происходит настолько быстро, что у водителя нет никаких шансов вовремя отреагировать и заглушить двигатель. Как результат – выход из строя всех клапанов мотора.
Вслед за клапанами проблемы начинаются в цилиндрах. Восстановить мотор после такой поломки практически невозможно. Особенно если речь идет о семерке. Ведь стоимость ремонтных работ может значительно превышать стоимость всего автомобиля. И проще продать авто на запчасти, чем восстанавливать работу мотора.
Поэтому можно сделать вывод – успокоитель цепи ГРМ одна из тех деталей, которая нуждается в постоянном контроле. Это важнейшая защита вашего двигателя от капитальной поломки.
Это простая пластина, выполненная из углеродистой стали высокого качества. Она имеет два крепежных отверстия.
Есть также и второй элемент конструкции. Его называют башмаком гидравлического натяжителя. Находится он под крышкой газораспределительного механизма. Для продления срока службы сторона, подвергающаяся повышенному механическому воздействию, покрыта прочным материалом из полимеров.
Для замены успокоителя цепи на ВАЗ нужно снять крышку и ослабить ролик натяжения.
Запуская двигатель, вы заставляете двигаться коленчатый вал и вал газораспределительного механизма. В идеале они должны работать синхронно. Но не всегда это происходит именно так. Зубцы на направляющих шестернях иногда ломаются, а цепь растягивается и начинает провисать.
Это приводит к тому, что вал ГРМ начинает движение спустя несколько мгновений после коленчатого. Цепь еще больше растягивается и легко может сойти с шестерни.
Вот потому на автомобили и устанавливается так называемая система успокоения, которая состоит из двух частей.
Так выглядит успокоительБашмак соединяется с маслопроводом, обладающим датчиком масляного давления. Если цепь ослабление цепи достигает высокого значения, резко понижается давление смазки. Это приводит к подкачиванию дополнительного объема масла, что позволяет создать дополнительное давление.
Башмак сдвигается и передает давление, приведя состояние натяжение в порядок. Все это происходит мгновенно, что защищает от обрыва цепи.
Но из-за резкого удара по башмаку она начинает сильно вибрировать. Колебания передаются на противоположную сторону, где и стоит успокоитель, предназначенный для их гашения.
Водитель может судить о поломке по двум характерным сигналам:
Успокоитель на ВАЗ 2107 сталкивается с серьезными нагрузками на протяжении всего цикла работы двигателя. Не удивительно, что иногда он выходит из строя. На это могут быть две причины:
Для работы вам понадобятся:
Так за короткое время у себя в гараже можно легко осуществить замену успокоителя, сэкономив при этом около 700 рублей. Обычно эту сумму просят в СТО за аналогичную работу.
Стал замечать странное бряканье в районе грм. Дотерпев до выходных вскрыл клапанную крышку, цепь натянута и по верхней звезде лежит нормально, но успокоитель как то странно болтался, решил снять успокоитель, открутил 2 болта крепления успокоителя, но вытащить его не получилось мешает звезда с цепью. Выставив звезду по меткам предварительно зафиксировав цепь на звезде проволокой (что б не перескочила) снял звезду и вытащил успокоитель. Отломалось ухо крепления да плюс ко всему втулка упала вниз (благо не в картер) застряла между цепью и нижней звездой. С помощью проволоки и большого количества матюков удалось достать эту грёбаную втулку. Вставив новый успокоитель мне доперло что звезда обратно не надевается, натяжитель натянул цепь до упора, надавив немного на натяжитель удалось напялить звезду на место. Окончательно все собрав противный звук исчез, надолго ли хватит этого успокоителя не известно, я так понял это болезнь инжекторных нивасов.
Отломанное ухо крепления
Цена вопроса: 250 ₽
Думал, уже ни чего интересного не напишу о ремонте MR-20. Однако он принёс мне ещё один неприятный сюрприз. Который подтвердил моё мнение о низком качестве производства современных моторов, при чём не только концерна NISSAN, а это общая тенденция всех заводов, которая направлена на снижение моторесурсов выпускаемых автомобилей. А обосную я свой вывод на примере всего лишь одной, но очень важной в работе двигателя детали. Речь пойдёт об успокоителе цепи ГРМ.Выставил я газораспределительный механизм по меткам и стал устанавливать успокоители, это достаточно неудобное занятие на поперечных двигателях, так как мешает лонжерон кузова. В общем один успокоитель, который работает с натяжителем упал на пол. Ни чего не подозревая, поднимаю деталь с пола и вижу, пластиковая накладка отошла от металлического корпуса. Ещё ни чего не понимая, я слегка надавил на накладку, пытаясь установить её на место, а она тут же переломилась. Чисто автоматически, не задумываясь, сажусь в автомобиль и еду в магазин. И вот тебе раз, а такой детали нет в наличии ни в одном магазине запчастей. Однако зная об унификации некоторых деталей двигателя Ниссанов, еду на разборку, нахожу, два проверенных варианта SR-20 и VQ-25 DD, снимаю успокоители и начинаю мерять. От SR-20, даже близко не подошел, а вот Скайлайновский, можно поставить, но нужно подгонять. Главное, что нажимной пятак для натяжителя стоит в нужном месте, Единственное отличие, радиус изгиба немного отличается от оригинала, однако цепь деталь податливая, она спокойно обогнёт и этот радиус. Теперь вспомним о качестве деталей. Посмотрите на фото и увидите, насколько надёжнее и качественнее изготовлены детали двигателей 90-х годов. И всё таки, имея на руках качественную, но деталь от другого двитателя, я пошел по другому пути, решил восстановить поломанную. Моя уверенность основывается на том, что уж если на соплях держащаяся накладка ни куда не делась, то посаженная на клей КОМОФЕН, точно будет работать. Я так и поступил, приклеил накладку и собрал газораспределительный механизм.