содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М, А-41
Двигатели А-01М
Двигатели А-01М представляют собой модификации базовой модели А-01, отличающиеся от последней повышенной (до 130 л. с.) мощностью и некоторыми конструктивными особенностями. Все перечисленные двигатели предназначены для гусеничных и колесных тракторов Т-4 и Т-4А, ДТ-75М, а также трелевочных тракторов, валочно-трелевочных машин. Кроме того, эти двигатели используют в качестве силовых агрегатов передвижных электростанций, насосных станций, дождевальных установок, экскаваторов, грейдеров, дорожных катков и других машин, применяемых в сельском хозяйстве. Многие детали и узлы, например клапаны, пружины клапанов, рычажные толкатели, поршни и поршневые кольца, гильзы цилиндров, распылители форсунок двигателей АМЗ унифицированы с деталями и узлами четырехтактных автомобильных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода. Часть деталей унифицирована с деталями двигателей СМД-7 и СМД-14, а топливоподающих насосов — с насосами 4ТН8, 5X10 двигателей Д-48, Д-54 и др.
Поперечный разрез двигателя А-01М показан на рисунке 3, а продольный— на рисунке 4, продольный разрез двигателя А-41 — на рисунке 5, регуляторные характеристики — на рисунке 6.
В шести- и четырехцилиндровых двигателях, имеющих рабочие объемы соответственно 11,15 и 7,43 л, заданные мощности достигаются без применения наддува при умеренных быстроходности и напряженности рабочего процесса: число оборотов 1600—1750 в минуту, средняя скорость перемещения поршня 7,5—8,0 м/сек, среднее эффективное давление 5,6—6,23 кГ/см2.
В двигателях АМЗ применен современный тепловой процесс. До недавнего времени в тракторных двигателях применяли главным образом вихрекамерное смесеобразование. В этом случае в головке цилиндра делали сферическую или чечевицеобразную камеру сгорания, соединенную
с полостью цилиндра узким каналом, тангенциально расположенным по отношению к сфере камеры. Благодаря такому положению канала воздух, перегоняемый поршнем из цилиндра в камеру сгорания при такте сжатия, начинает интенсивно вращаться внутри камеры сгорания. Топливо впрыскивается форсункой в камеру сгорания и, попадая во вращающийся поток воздуха, хорошо перемешивается с ним, образуя равномерную капельно-воздушную смесь. Это является важным преимуществом вихрекамерного смесеобразования. Однако имеются и существенные недостатки. Главным из них является увеличенная поверхность охлаждаемых стенок камеры сгорания при данном ее объеме. Это приводит к росту тепловых потерь и снижению термического к. п. д. двигателя. Поэтому вихрекамерный способ смесеобразования постепенно заменяют смесеобразованием в камере поршня. Последний способ применен и в двигателях АМЗ. Камера сгорания представляет собой углубление сложной формы, выполненное в днище поршня и открытое со стороны головки цилиндра. Форсунку устанавливают в головке цилиндра так, что топливо, впрыскиваемое в момент, когда поршень находится около в. м. т., четырьмя струями попадает в камеру. Перед этим воздух, засасываемый в цилиндр при такте впуска, проходя через винтообразный впускной патрубок головки, приобретает вращательное движение, в значительной мере сохраняющееся и при такте сжатия. Благодаря этому к концу такта сжатия, т. е. к моменту впрыска топлива, воздух в поршневой камере сгорания также еще сохраняет вращательное движение, и здесь образуется столь же равномерная капельно-воздушная смесь, как и при вихрекамерном смесеобразовании. Преимуществом описанного способа является значительное уменьшение поверхности контакта горячих газов с охлаждаемыми стенками. Благодаря этому удельный расход топлива в двигателях АМЗ меньше, чем в вихрекамерных двигателях, в среднем на 20—25 г/э.л.с-ч. Отношение хода к диаметру поршня у двигателей АМЗ так же, как у двигателей ЯМЗ, составляет 1,08. У предыдущих отечественных моделей тракторных двигателей, например у СМД-14 и Д-54, оно составляет 1,17—1,22. В мировом дизелестроении наблюдается тенденция к снижению указанного отношения для увеличения быстроходности двигателей. В описываемых двигателях повышена надежность корпусных деталей и главных механизмов;
увеличена жесткость конструкции: коленчатого вала с большими диаметрами шеек и перекрытием контуров коренных и шатунных шеек, доходящем до 26,5 мм\ блока цилиндров с рациональными оребрением и распределением массивов и толщины стенок; снижена деформация гнезд под гильзы цилиндров и опор коленчатого вала; гильзы цилиндров с
толщиной стенки в районе поясков \\,Ъмм и за пределами поясков — 9,5 мм; для изготовления поршней применен жаропрочный алюминиевокремнистый сплав, обладающий пониженным коэффициентом температурного расширения (19X10-6); использованы поршневые кольца трапециевидного сечения, что предотвращает их залегание в канавках при закоксовывании, выпускные клапаны из жаропрочной стали ЭИ69 и седла в головках из жаропрочного чугуна; применен косой разъем нижней головки шатуна с креплением крышки болтами, заворачиваемыми в тело шатуна, благодаря чему снижаются вес шатуна более чем на 1 кг, нагрузки на вкладыши и действие сил инерции; разработана специальная конструкция тарелок пружин клапанов, допускающая проворачивание клапанов при работе и обеспечивающая равномерный износ фасок; применены: роликовый рычажный толкатель, при котором повышается время открытия клапанов и достигается безударная их посадка, что повышает долговечность фаски и улучшает наполнение цилиндров двигателей; уравновешенный двухспиральный плунжер топливного насоса; распылитель форсунки с удлиненной иглой, направляющая часть которой удалена от зоны высоких температур. Повышение жесткости блока цилиндров, гильзы цилиндра и коленчатого вала позволило в сочетании с понижением температурного расширения поршня снизить зазоры в паре поршень — гильза, что должно увеличить долговечность двигателей. Кроме того, это уменьшает вибрацию стенки гильзы и предотвращает кавитационное разрушение гильз и блоков цилиндров. В шестицилиндровых двигателях АМЗ достигнута уравновешенность сил инерции I и II порядков. В четырехцилиндровом двигателе остаются неуравновешенными силы инерции II порядка, достигающие, например, в двигателе А-41 — 1500 кг, а в СМД-14 — 900 кг. Неуравновешенные силы столь значительной величины вызывают сильную вибрацию трактора, приводящую к ослаблению стыков и соединений и ухудшающую условия труда тракториста.
Для устранения вибрации для четырехцилиндрового двигателя А-41 применен механизм уравновешивания, погашающий около 70% неуравновешенной силы.
Рис. 3. Поперечный разрез двигателя А-01М: 1 — нижняя крышка картера (поддон); 2— масляный насос; 3 — гидравлический насос НШ-10ДЛ; 4 - редуктор пускового двигателя; 5 — топливные фильтры; 5—впускной коллектор; 7—прокладка водяного коллектора; 8 — топливопровод высокого давления; 9 — водяная труба; 10—болт М8; 11 — генератор; 12 — масляные фильтры; 13 —поршень; 14 — прокладка боковой крышки; 15 —боковая крышка; 16 — блок цилиндров.
Рис. 4. Продольный разрез двигателя А-01М: 1 — коленчатый вал; 2 — шкив коленчатого вала; 3—поджимная шайба; 4 и 8 — стопорные шайбы; 5— болт; —храповик; 7 — болт М16; 9 — механизм газораспределения; 10— картер шестерен;
11 — водяной насос; 12 — прокладка головки цилиндров; 13 — головка цилиндров; 14 — декомпрессионный механизм; 15 — воздухоочиститель; 16 — болт крепления маховика; 17 — замковая шайба; 18—муфта сцепления; 19 — маховик; 20 — картер маховика.
Рис. 5. Продольный разрез двигателя А-41:
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Двигатель — мотор, выпускаемый ОАО «Алтайский Моторный Завод». Дизельные силовые агрегаты, предназначенные для установки на спецтехнику, а также промышленные тракторы, бульдозеры и другие строительные транспортные средства.
Моторы класса А01 имеют высокие технические характеристики и надёжность. Этот силовой агрегат не оснащается турбонаддувом, но при этом дизельной мощности хватает с излишком. Этот силовой агрегат пришёл на смену известного СМД-7. Разработан двигатель был ещё в средине 60-х годов по чертежам Харьковского завода «Серп и Молот».
Двигатель А01
На этот момент выпускается модернизированная версия мотора А-01 МРСИ-1. Применяется он на Трактор -Т-4А, ТТ-4, ТТ-4М, Автогрейдер ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, Погрузчики ТО-18, ТО-28, Экскаватор ЭО-121, ЭО-4124, Дорожные укладчики ДУ-58, ДУ-62 , а также МТП-71А, МТП-7, ЛП-19А.
Экскаватор с мотором А01
Основные технические характеристики:
Наименование | Характеристика |
Завод производитель | ОАО «АМЗ» |
Марка двигателя | А-01 |
Объем | 7,43 литра |
Количество цилиндров | 6 |
Конфигурация | Рядник |
Количество клапанов | 12 |
Охлаждение | Жидкостное |
Мощность | 135 л.с. |
Блок и головка, исполнение | алюминий |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Топливо | Дизельное топливо |
Диаметр стандартного поршня | 130 мм |
Ход поршня | 140 мм |
Питание | ТНВД |
Безнаддувные дизели типа А-01 оснащены 2-х клапанным механизмом газораспределения. Отличаются простотой конструкции и надёжностью. Дизели соответствуют по выбросам вредных веществ ГОСТ Р 41.96-2005.
Погрузчик с двигателем А01
В дизелях применены гильзы из спецчугуна с обработкой рабочей поверхности методом плосковершинного хонингования, поршни с трехколечным комплектом поршневых колец, оптимизированным профилем боковой поверхности и графитизированной юбкой, блок-картер с увеличенной прочностью и с улучшенным охлаждением гильз цилиндров.
Усовершенствование конструкции дизелей, выполненные в последние годы, позволили уменьшить расход масла на угар и увеличить моторесурс до 12000 моточасов.
Также, по заказу потребителей возможны следующие опции:
Мотор серии А01
Обслуживание мотора А01 — достаточно простое. Можно сказать, оно аналогичное всем дизельным силовым агрегатам, типа ЯМЗ. Техническое обслуживание проводится каждые 12-15 тыс. км пробега. В этот показатель входит смена моторного масла и фильтрующего элемента. Также, рекомендуется проверять зажигание и состояние воздушного фильтра. Не стоит забывать, что смена воздушного элемента проводится каждое второе техническое обслуживание.
Двигатель особо не прихотлив в использовании топлива и моторного масла. Так, для нормальной эксплуатации подойдёт любое более-менее качественная минеральная смазки. Как показывает практика, обычно автомобилисты льют в мотор такое масло, как М10. Оно прекрасно выполняет все необходимые функции, а также при своевременной замене хорошо защищает элементы мотора. Особое внимание рекомендуется уделить воздушному фильтру. Лучше всего брать качественное изделие с металлическим основанием.
Мотор А01 получил достаточно широкое распространение на автомобили строительной и сельхозтехники. Так, некоторые автолюбители даже устанавливали силовой агрегат на ЗИЛ 131. Межсервисное техническое обслуживание проводится достаточно просто, поскольку силовой агрегат имеет простые конструктивные особенности.
Двигатель А-01М является базовой моделью. Он устанавливается на трактор Т-4А и его модификации, автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-4121, ЭО-4124, МТП-71А, МТП-72, валочно-пакетирующую машину ЛП-19А, пневмокатки ДУ-58, ДУ-62
Наименование | Значение |
Тактность | Четырёхтактный |
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск |
Число цилиндров | 6 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-3-6-2-4 |
Диаметр цилиндров, мм | 130 |
Степень сжатия | 16+0,5 |
Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора) | Правое (по часовой стрелке) |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 99 (135) |
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) | 95,5 (130) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин | 1700 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин | 1850 |
Максимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин | 700 |
Максимальный крутящий момент при 1100-1300 об/мин, не менее, Н.м (кгс.м) | 683 (69,6) |
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град. | 30-2 |
Предельные углы наклона дизеля, град., не менее: продольный поперечный | 30 20 |
Удельный расход топлива при номинальной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч) | 221,45 (162,74) |
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч) | 235 (173) |
Давление в главной масляной магистрали, МПа (кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее при номинальной частоте вращения | 0,1 (1) 0,3-0,5 (3-5) |
Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее | 20 |
Относительный расход масла на угар после 60-часовой наработки к расходу топлива, % | не более 0,3 |
Фазы газораспределения, град. впуск: начало до ВМТ конец после НМТ выпуск: начало до НМТ конец после ВМТ | 20 50 50 20 |
Масса конструктивная дизеля в состоянии поставки, кг | 1200+40 |
Длина-Ширина-Высота (без выпускной трубы и моноциклона), мм | 1777-825-1423 |
001 ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
002 РАЗДЕЛ I УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М, А-41
003 Двигатели А-01М
004 Техническая характеристика двигателей А-01, А-01М и А-41
005 Глава 2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
006 Гильзы цилиндров двигателей А-01, А-01М и А-41
007 Картер маховика двигателей А-01, А-01М и А-41
008 Картер шестерен двигателей А-01, А-01М и А-41
009 ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
010 КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
011 Вкладыши двигателей А-01, А-01М и А-41
012 Поршневые кольца ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
013 МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
014 Коромысла клапанов ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
015 Установка шестерен ГРМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
016 МЕХАНИЗМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
017 ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
018 Глава 3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
019 ВОДЯНОЙ НАСОС И ВЕНТИЛЯТОР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
020 ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ УЗЛОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01,
021 Глава 4. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
022 МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
023 МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
024 ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ УЗЛОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М
025 Глава 5. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
026 ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИИ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
027 ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
028 Поперечный разрез топливного насоса 6ТН-9Х10
029 Схема работы топливного насоса двигателей А-01, А-01М и А-41
030 РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
031 РАБОТА РЕГУЛЯТОРА ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М
032 УСТАНОВКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА НА ДВИГАТЕЛИ А-01, А-01М и А-41 И ИХ ПРИВОДЫ
033 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41 И ИХ ПРИВОДЫ
034 ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
035 ФИЛЬТРЫ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
036 ТОПЛИВОПРОВОДЫ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
037 ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
038 Глава 6. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
039 ПУСКОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-10У
040 УСТРОЙСТВО ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПД-10У
041 Карбюратор пускового двигателя ПД-10У
042 Регулятор оборотов пускового двигателя ПД-10У
043 Магнето пускового двигателя ПД-10У
044 Автоматическая муфта опережения зажигания МС-22А пускового двигателя
045 РЕДУКТОР ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
046 Схема включения редуктора пускового двигателя дизелей А-01, А-01М и А-41
047 Редуктор пускового двигателя дизелей А-41
048 Глава 7. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
049 ГЕНЕРАТОР ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
050 Техническая характеристика генератора Г214-А1
051 Техническая характеристика генератора Г304-Б1
052 СТАРТЕР ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
053 Глава 8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ И УЗЛЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
054 Муфта сцепления двигателя А-41
055 Муфта сцепления двигателя А-01
056 Разборка и сборка муфты сцепления дизелей А-01, А-01М и А-41
057 ГИДРОНАСОСЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
058 РАЗДЕЛ II ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
059 ТОПЛИВО ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
060 Охлаждающая жидкость двигателей А-41, А-01 и А-01М
061 Глава 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
062 ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
063 ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
064 ОБКАТКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
065 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41 В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ
066 ХРАНЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
067 Глава 11. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
068 Ежесменный технический уход дизелей А-01, А-01М и А-41
069 Технический уход № 1 дизелей А-01, А-01М и А-41
070 Технический уход № 2 дизелей А-01, А-01М и А-41
071 Технический уход № 3 дизелей А-01, А-01М и А-41
072 Сезонный технический уход дизелей А-01, А-01М и А-41
073 ТАБЛИЦА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
074 Глава 12. РЕГУЛИРОВКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
075 РЕГУЛИРОВКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
076 Проверка и регулировка начала подачи топлива секциями насоса дизелей
077 Проверка и регулировка величины и равномерности подачи топлива дизелей
078 РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО И ДЕКОМПРЕССИОННОГО МЕХАНИЗМОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М
079 РЕГУЛИРОВКА МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
080 РЕГУЛИРОВКА МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА ПУСКОВОГО ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и
081 РЕГУЛИРОВКА ЧИСЛА ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ
082 Глава 13. ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
083 УХОД ЗА МЕХАНИЗМОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГОЛОВКОЙ ЦИЛИНДРОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01,
084 Глава 14. ОБСЛУЖИВАНИЕ УЗЛОВ СИСТЕМ ПИТАНИЯ, СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ
085 УХОД ЗА ФОРСУНКАМИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
086 УХОД ЗА ТОПЛИВНЫМИ ФИЛЬТРАМИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
087 УХОД ЗА ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЕМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
088 УХОД ЗА СИСТЕМОЙ СМАЗКИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
089 Фильтр тонкой очистки масла дизелей А-01, А-01М и А-4 промывают в таком
090 Промывка сапуна дизелей А-01, А-01М и А-4
091 УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
092 Глава 15. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ
093 УХОД ЗА СТАРТЕРОМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
094 УХОД ЗА ГЕНЕРАТОРОМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
095 УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
096 УХОД ЗА КАРБЮРАТОРОМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
097 Глава 16. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
098 УХОД ЗА ГИДРОНАСОСАМИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
099 Глава 17. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01,
100 НЕИСПРАВНОСТИ ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И РЕДУКТОРА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
101 НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
102 НЕИСПРАВНОСТИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
103 РАЗДЕЛ III РЕМОНТ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4 И ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
104 МОЙКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
105 РАЗБОРКА НА УЗЛЫ И ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
106 МОЙКА ДЕТАЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
107 РЕМОНТ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
108 Ремонт головки цилиндров дизелей А-01, А-01М и А-4
109 Ремонт коленчатого вала дизелей А-01, А-01М и А-4
110 Ремонт маховика ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
111 Ремонт шатуна ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
112 Ремонт вкладышей коленчатого вала дизелей А-01, А-01М и А-4
113 Ремонт поршней, поршневых колец и поршневых пальцев дизелей А-01, А-01М и
114 Ремонт распределительного вала дизелей А-01, А-01М и А-4
115 Ремонт клапанов дизелей А-01, А-01М и А-4
116 Ремонт масляного насоса дизелей А-01, А-01М и А-4
117 Ремонт масляного фильтра дизелей А-01, А-01М и А-4
118 Ремонт воздухоочистителя дизелей А-01, А-01М и А-4
119 Ремонт муфты сцепления дизелей А-01, А-01М и А-4
120 Глава 19. РЕМОНТ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
121 ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ ДЛЯ РЕМОНТА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ
122 РАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и
123 Разборка узлов топливного насоса дизелей А-01, А-01М и А-4
124 Разборка топливоподкачивающего насоса дизелей А-01, А-01М и А-4
125 ДЕФЕКТОВКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01,
126 Глава 20. РЕМОНТ ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
127 Разборка форсунки дизелей А-01, А-01М и А-4 ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
128 РЕМОНТ РЕДУКТОРА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
129 Глава 21. СБОРКА, ОБКАТКА И ИСПЫТАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
130 ОБКАТКА И ИСПЫТАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
131 КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
132 ЗАЗОРЫ И НАТЯГИ В ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕНИЯХ ДВИГАТЕЛЕЙ АМЗ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М
133 МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ (кГм) ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и
134 ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АМЗ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4
135 КАРКАСНЫЕ САМОПОДЖИМНЫЕ САЛЬНИКИ (МАНЖЕТЫ) ДВИГАТЕЛЕЙ АМЗ ДИЗЕЛЕЙ А-01,
136 ЛИТЕРАТУРА (Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41)
На трактор Т-4А устанавливается дизельный двигатель А-01М (мощность 130 л/с при 1700 об/мин). В сравнении с двигателем А-01, двигатель А-01М больше в длину, снабжён более производительным топливным насосом, усиленной муфтой сцепления. Внесены изменения в установку бака гидросистемы, вследствие установки на двигатель воздухоочистителя. Основные механизмы двигателя расположены [рис. 1] внутри блок-картера (1) и надёжно защищены от грязи и пыли.
Рис. 1. Двигатель А-01М трактора Т-4А.
А) – Общий вид двигателя;
Б) – Двигатель в разрезе;
В) – Схема установки шестерён;
Г) – Крепление двигателя;
1) – Блок-картер;
2) – Резервуар для масла;
3) – Топливный насос;
4) – Трубопроводы, осуществляющие подвод топлива к топливному насосу;
5) – Топливные фильтры;
6) – Механизм передачи пускового двигателя;
7) – Пусковой двигатель;
8) – Электростартер пускового двигателя;
9) – Трубопровод для подвода воздуха к выпускному коллектору;
10) – Впускной коллектор;
11) – Трубопроводы для подвода топлива к форсункам двигателя;
12) – Вентилятор;
13) – Водяной насос;
14) – Клапан;
15) – Пружины клапана;
16) – Коромысло;
17) – Толкающая штанга;
18) – Цилиндр;
19) – Элементы декомпрессионного механизма;
20) – Головка цилиндра;
21) – Выпускной коллектор;
22) – Поршень;
23) – Коленчатый вал;
24) – Шатун;
25) – Распределительный вал;
26) – Маслопроводы;
27) – Клапаны масляного насоса;
28) – Масляный насос;
29) – Распределительные шестерни;
30) – Толкатель;
31) – Водяная рубашка.
В состав двигателя А-01М входят:
- кривошипно-шатунный механизм (цилиндры (18), поршни (22), шатуны (24), коленчатый вал (23) и прочие детали, предназначенные для восприятия давления газов и последующего преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала);
- механизм газораспределения, предназначающийся для своевременного открытия/закрытия клапанов при впуске в цилиндры чистого воздуха, а также выпуске из них отработавших газов. Он состоит из клапанов (14), пружин (15), деталей привода (толкатели (30), толкающие штанги (17), коромысла (16), распределительный вал (25), распределительные шестерни (29), а также декомпрессионный механизм (19));
- система питания и выпуска, предназначающаяся для очистки и подвода топлива и воздуха к цилиндрам двигателя, а также для дальнейшего отвода отработавших газов. Она состоит из топливного бака, трубопроводов (4), которые подводят топливо к топливному насосу, топливного (5) и воздушного фильтров, топливного насоса (3), трубопроводов (9) и (11), подводящих воздух к впускному коллектору и топливо к форсункам двигателя соответственно, впускного (10) и выпускного (21) коллекторов;
- система смазки, используемая для подвода масла к трущимся деталям двигателя, а также для его очистки, в которую включены резервуар (2) для масла либо поддон картера двигателя, масляный насос (28), маслопроводы (26), система клапанов (27), фильтр масляного радиатора;
- система охлаждения (20): водяная рубашка (31) с водораспределительной трубой, радиатор, вентилятор (12) и водяной насос (13);
- система пуска, состоящая из пускового двигателя (7) с электрическим стартером (8), механизмов передачи (6), муфты сцепления, редуктора, автомата отключения пускового двигателя и устройства предпускового подогрева воды.
2*
Рядный 6-и цилиндровый дизельный двигатель А-01М применяется в силовых агрегатах на гусеничном кране МКГ-25, тракторах Т-4 во всех модификациях, а также различных образцах сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники (см. табл.). Данные двигатели хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в тяжелых условиях, в низких температурах, высокой запыленности. Экономичны, неприхотливы в обслуживании. Первые двигатели модели А-01 были выпущены в 1964 году. Агрегаты неоднократно подвергались модернизации. Двигатель А-01М – базовая модель выпускаемой ныне широкой номенклатурной линейки моторов. Выпускаются АО «Алтайский моторный завод» и другими производителями.
Вид техники | Модель |
Гусеничные краны | МКГ-25 |
Тракторы | ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А |
Экскаваторы | ЭО-121, ЭО-4124, МТП-71А, МТП-72 |
Пневмокатки | ДУ-58, ДУ-62 |
Автогрейдеры | ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180 |
Валочно-пакетирующие машины | ЛП-19А |
Дизель-генераторные станции, компрессорные установки, судовые энергетические установки |
Двигатели соответствуют экологическим требованиям российского стандарта ГОСТ Р 41.96-2005 и международных Правил ЕЭК ООН N 96 (класс Евро-1).
Дизель А-01М – 4-х тактный с вертикальным расположением цилиндров, без турбонаддува, с непосредственным впрыском топлива. Состоит из следующих основных механизмов (узлов) и вспомогательных систем:
В зависимости от периода выпуска или предприятия-изготовителя конструкция двигателей имеет ряд особенностей. Так встречаются двигатели как с моноблочными, так и с индивидуальными головками цилиндров. С 2005 года все двигатели, серийно выпускаемые АО «АМЗ», оборудуются электростартером с факельным подогревом. Однако, до сих пор на рынке встречаются старые варианты с карбюраторным «пускачом» - это либо агрегаты, снятые с длительного хранения, либо ранее эксплуатировавшиеся и восстановленные капитальным ремонтом. Пусковой двигатель оснащается одноступенчатым понижающим редуктором, индивидуальной системой электрозапуска и зажигания. Различается также конфигурация системы водяного охлаждения и, соответственно, форма литься картера. С 2011 года отливки блок-картеров для конвейера АМЗ поставляются немецкой фирмой «Luitpoldhuette».
Выпускаемые в последние годы двигатели обладают гарантированным техническим ресурсом 12 000 моточасов. Параметры | Значение |
Число цилиндров | 6 |
Диаметр поршней, мм | 140 |
Рабочий ход, мм | 130 |
Объем двигателя, л | 11,15 |
Мощность, л.с. | 135 |
Частота вращения, мин-1 | 1700 |
Крутящий момент, Н*м | 685 |
Расход топлива, г/л.с. в час | 163 |
Угар масла с топливом, г/л | 3 |
Масса, кг | 1200 |
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Глава 4. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41
Система смазки обеспечивает подачу предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. Слой смазки на поршне и поршневых кольцах способствует уплотнению цилиндра. Кроме уменьшения потерь мощности двигателя на трение, обеспечения долговечности деталей и их охлаждения, смазка служит также для удаления продуктов износа с трущихся поверхностей. Система смазки двигателя комбинированная, т. е. часть деталей смазывается под давлением (от масляного насоса), а часть — разбрызгиванием или самотеком. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала,, подшипники промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса (двигатель А-41), поршневые пальцы, втулки толкателей и коромысел, наконечники штанг. Остальные трущиеся детали (зеркало цилиндров, поршни, кулачки распределительного вала, стержни клапанов, бойки коромысел, шестерни распределения и механизма уравновешивания) смазываются разбрызгиванием. Детали пускового двигателя смазываются маслом, растворенным в бензине. Вспомогательные механизмы (редуктор пускового двигателя, топливный насос с регулятором) смазываются путем разбрызгивания дизельного масла, залитого в их полости. Водяной насос, подшипники натяжного ролика, подшипники муфты сцепления периодически смазываются консистентной смазкой через масленки. В систему смазки (рис. 30 и 31) входят масляный насос с маслоза-борником и маслоподводящими трубопроводами, агрегаты очистки масла, масляный радиатор, масляный картер, маслозаливной патрубок, маслоизмерительный стержень, манометр, клапан переключателя, каналы, трубки, штуцера масляных магистралей. Масло из картера через маслозаборник подается масляным насосом к блоку цилиндров и по каналам подводится к масляному фильтру — полнопоточной центрифуге. В центрифуге часть масла (до 20—25%) прокачивается через реактивный привод ротора центрифуги и сливается в картер двигателя. Основная часть масла, очищенная в роторе центрифуги от примесей, поступает по центральному каналу в оси ротора в масляную магистраль блока цилиндров. К масляной центрифуге масло подводится под давлением 8— 8,5 кГ/см2, а после нее давление падает до 3,5—5 кГ/см2 вследствие частичной утечки через сопла форсунки ротора и дросселирования в масляных каналах. Из масляной магистрали очищенное масло распределяется по каналам в блоке и поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. Через сверления в теле коленчатого вала по кольцевой канавке в коренных вкладышах масло непрерывно подается к шатунным подшипникам. Под действием центробежных сил масло, попадая в полости шатунных шеек, дополнительно очищается от продуктов износа и механических примесей. В масляное отверстие шатунной шейки запрессована сепарирующая трубка, торец которой выходит на середину полости шатун-ной шейки для устранения прямого попадания механических частиц на поверхность вкладыша. Через сверление в шатуне масло под давлением подается к поршневому пальцу.
К деталям газораспределения масло поступает через сверление в блоке от масляной магистрали. Одной из опор оси толкателей является маслоподводящая опора, к ней масло подводится из блока и затем
попадает внутрь полой оси толкателей, из которой по сверлениям нэп* равляется к каждому толкателю. По сверлению в толкателе смазка подается к пяте штанги и через полую штангу — ко втулке каждого коромысла. Боек коромысла и направляющая клапана смазываются маслом, поступающим из отверстия, просверленного в коромысле, путем разбрызгивания. При установке двигателя на трактор в систему смазки необходимо включать масляный радиатор для поддержания нормальной температуры масла. Для присоединения масляного радиатора на блоке цилиндров с правой и левой стороны имеется по одному резьбовому отверстию: с правой стороны (по ходу трактора) для подвода масла к масляному радиатору, а с левой — для слива из него масла в картер двигателя. Масло прокачивается через радиатор при помощи специальной, радиаторной, секции масляного насоса. Количество масла, проходящего через радиатор, регулируется клапаном, установленным на радиаторной секции масляного насоса. Этот клапан открывается при давлении 2,5— 3,2 кГ/см2. Сопротивление масляного радиатора при горячем масле не должно превышать 1,3 кГ/см2. При достижении давления перед радиатором свыше 3,2 кГ/см2 масло сливается через клапан в картер двигателя. При пуске и в холодное время года такая регулировка способствует быстрому прогреву масла и поддержанию его нормальной температуры. В холодное время года (ниже —10° С) масляный радиатор может быть полностью отключен при помощи переключателя «зима — лето», установленного в блоке цилиндров в месте подвода масла к радиатору. На корпусе переключателя нанесены две буквы — «3» (зимняя эксплуатация) и «Л» (летняя эксплуатация). Для отключения радиатора корпус переключателя необходимо установить так, чтобы буква «3» находилась против стрелки (указателя), отлитой на стенке блока. Практически регулировка теплового режима масла обеспечивается клапанами радиаторной секции, поэтому на двигателях выпуска после 1972 г. переключателя может и не быть. При помощи масляного радиатора должна поддерживаться температура масла в системе в пределах 80—95° С на всех режимах работы двигателя. На щитке приборов управления трактором должен быть указатель температуры масла. На некоторых моделях тракторов (например, на тракторах ДТ-75М) установлена контрольная лампа типа ПД-20Е, загорающаяся в случае, если температура масла превышает 100° С. Конструкция и охлаждающие поверхности водяного и масляного радиаторов трактора ДТ-75М подобраны так, что температура масла близка к температуре воды, а при изменении режимов работы двигателя и температуры окружающего воздуха разница в температурах воды и масла не превышает 5—7° С. В этом случае для аварийной остановки двигателя достаточно применять контрольную лампу, загорающуюся при недопустимо высокой температуре масла. Маслоизмерительный стержень установлен на блоке цилиндров, со стороны маслозаливной горловины и переключателя масляного радиатора. На стержне нанесены четыре метки, обозначенные цифрами «41» и «01» (рис. 32), две из них, имеющие обозначение «01», предназначены для верхнего и нижнего уровней масла всех шестицилиндровых двигателей типа А-01, а метки «41» — верхний и нижний уровни масла в картере двигателей типа А-41. На двигателях выпуска с октября 1971 года введен стержень с двумя метками. Штуцера под датчики давления и температуры масла (рис. 33) установлены в корпусе масляного фильтра. Масло сливают через отверстие в нижней части масляного картера. Отверстие закрывают резьбовой пробкой с медной прокладкой. Емкость масляного картера при заливке масла до верхней метки стержня (без учета масляного радиатора и внешних трубопроводов) составляет для шестицилиндровых двигателей 26 л, для четырехцилиндровых — 19 л. После прокручивания двигателя часть масла заполнит масляные фильтры, трубопроводы, масляные каналы и уровень масла в картере несколько снизится (на 1,5—2,0л).
Поэтому доливать масло до верхней метки и проверять уровень масла нужно не раньше, чем через 10 мин после остановки двигателя, когда большая часть масла стечет в картер со стенок, из каналов и зазоров. При проверке уровня масла трактор должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке, без крена.
Рис. 30. Схема системы смазки с полнопоточной центрифугой: 1 перепускной клапан; 2 штуцер указателя давления масла; 3— датчик температуры масла; 4 — сливной клапан; 5 — редукционный клапан масляного насоса;
6 — основная секция масляного насоса; 7 — радиаторная секция масляного насоса; 8 — предохранительный клапан радиаторной секции; 9 — переключатель масляного радиатора; 10— главная масляная магистраль
Рис. 31. Схема системы смазки с комбинированным масляным фильтром: 1 — маслозаборник; 2— маслоизмерительный стержень; 3 — трубопровод подвода горячего масла в радиатор; 4 — трубопровод отвода масла от насоса в радиатор; 5 —клапан переключателя; 6 — полость для центробежной очистки масла; 7 — канал для подвода масла к коренным подшипникам; 8 — канал для подвода масла к шейкам распределительного вала; 9 — главная масляная магистраль; 10—маслозаливной патрубок; 11 — сапун; 12—полость для слива масла из клапанного механизма в картер; 13 — маслосъемные поршневые кольца; 14 — канал для подвода масла к клапанному механизму; 15 — полость для масла в оси толкателей; 16 — фильтр тонкой очистки масла (центрифуга); 17 — фильтр грубой очистки масла; 18—манометр давления масла; 19 — перепускной клапан; 20 — датчик дистанционного термометра масла; 21 — сливной клапан; 22 — полость для слива масла из центрифуги в картер; 23 — дистанционный термометр; 24 — трубопровод подвода масла в фильтры; 25 — труба отвода охлажденного масла от радиатора; 26 — масляный радиатор.
Рис. 32. Маслоизмерительный стержень: 1 — верхняя метка для двигателя А-01 в его модификаций; 2 — верхняя метка для двигателя А-41 и его модификаций; 3 — нижняя метка для двигателя А-01 и его модификаций; 4 — нижняя метка для двигателя А-41 и его модификаций.
Рис. 33. Штуцера для подсоединения датчиков: а — температуры масла; б — давления масла.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..