Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Двигатель а 01м


Двигатели А-01М

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М, А-41

Двигатели А-01М

Двигатели А-01М представляют собой модификации базовой модели А-01, отличающиеся от последней повышенной (до 130 л. с.) мощностью и некоторыми конструктивными особенностями. Все перечисленные двигатели предназначены для гусеничных и колесных тракторов Т-4 и Т-4А, ДТ-75М, а также трелевочных тракторов, валочно-трелевочных машин. Кроме того, эти двигатели используют в качестве силовых агрегатов передвижных электростанций, насосных станций, дождевальных установок, экскаваторов, грейдеров, дорожных катков и других машин, применяемых в сельском хозяйстве. Многие детали и узлы, например клапаны, пружины клапанов, рычажные толкатели, поршни и поршневые кольца, гильзы цилиндров, распылители форсунок двигателей АМЗ унифицированы с деталями и узлами четырехтактных автомобильных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода. Часть деталей унифицирована с деталями двигателей СМД-7 и СМД-14, а топливоподающих насосов — с насосами 4ТН8, 5X10 двигателей Д-48, Д-54 и др.

Поперечный разрез двигателя А-01М показан на рисунке 3, а продольный— на рисунке 4, продольный разрез двигателя А-41 — на рисунке 5, регуляторные характеристики — на рисунке 6.

В шести- и четырехцилиндровых двигателях, имеющих рабочие объемы соответственно 11,15 и 7,43 л, заданные мощности достигаются без применения наддува при умеренных быстроходности и напряженности рабочего процесса: число оборотов 1600—1750 в минуту, средняя скорость перемещения поршня 7,5—8,0 м/сек, среднее эффективное давление 5,6—6,23 кГ/см2.

В двигателях АМЗ применен современный тепловой процесс. До недавнего времени в тракторных двигателях применяли главным образом вихрекамерное смесеобразование. В этом случае в головке цилиндра делали сферическую или чечевицеобразную камеру сгорания, соединенную

с полостью цилиндра узким каналом, тангенциально расположенным по отношению к сфере камеры. Благодаря такому положению канала воздух, перегоняемый поршнем из цилиндра в камеру сгорания при такте сжатия, начинает интенсивно вращаться внутри камеры сгорания. Топливо впрыскивается форсункой в камеру сгорания и, попадая во вращающийся поток воздуха, хорошо перемешивается с ним, образуя равномерную капельно-воздушную смесь. Это является важным преимуществом вихрекамерного смесеобразования. Однако имеются и существенные недостатки. Главным из них является увеличенная поверхность охлаждаемых стенок камеры сгорания при данном ее объеме. Это приводит к росту тепловых потерь и снижению термического к. п. д. двигателя. Поэтому вихрекамерный способ смесеобразования постепенно заменяют смесеобразованием в камере поршня. Последний способ применен и в двигателях АМЗ. Камера сгорания представляет собой углубление сложной формы, выполненное в днище поршня и открытое со стороны головки цилиндра. Форсунку устанавливают в головке цилиндра так, что топливо, впрыскиваемое в момент, когда поршень находится около в. м. т., четырьмя струями попадает в камеру. Перед этим воздух, засасываемый в цилиндр при такте впуска, проходя через винтообразный впускной патрубок головки, приобретает вращательное движение, в значительной мере сохраняющееся и при такте сжатия. Благодаря этому к концу такта сжатия, т. е. к моменту впрыска топлива, воздух в поршневой камере сгорания также еще сохраняет вращательное движение, и здесь образуется столь же равномерная капельно-воздушная смесь, как и при вихрекамерном смесеобразовании. Преимуществом описанного способа является значительное уменьшение поверхности контакта горячих газов с охлаждаемыми стенками. Благодаря этому удельный расход топлива в двигателях АМЗ меньше, чем в вихрекамерных двигателях, в среднем на 20—25 г/э.л.с-ч. Отношение хода к диаметру поршня у двигателей АМЗ так же, как у двигателей ЯМЗ, составляет 1,08. У предыдущих отечественных моделей тракторных двигателей, например у СМД-14 и Д-54, оно составляет 1,17—1,22. В мировом дизелестроении наблюдается тенденция к снижению указанного отношения для увеличения быстроходности двигателей. В описываемых двигателях повышена надежность корпусных деталей и главных механизмов;

увеличена жесткость конструкции: коленчатого вала с большими диаметрами шеек и перекрытием контуров коренных и шатунных шеек, доходящем до 26,5 мм\ блока цилиндров с рациональными оребрением и распределением массивов и толщины стенок; снижена деформация гнезд под гильзы цилиндров и опор коленчатого вала; гильзы цилиндров с

толщиной стенки в районе поясков \\,Ъмм и за пределами поясков — 9,5 мм; для изготовления поршней применен жаропрочный алюминиевокремнистый сплав, обладающий пониженным коэффициентом температурного расширения (19X10-6); использованы поршневые кольца трапециевидного сечения, что предотвращает их залегание в канавках при закоксовывании, выпускные клапаны из жаропрочной стали ЭИ69 и седла в головках из жаропрочного чугуна; применен косой разъем нижней головки шатуна с креплением крышки болтами, заворачиваемыми в тело шатуна, благодаря чему снижаются вес шатуна более чем на 1 кг, нагрузки на вкладыши и действие сил инерции; разработана специальная конструкция тарелок пружин клапанов, допускающая проворачивание клапанов при работе и обеспечивающая равномерный износ фасок; применены: роликовый рычажный толкатель, при котором повышается время открытия клапанов и достигается безударная их посадка, что повышает долговечность фаски и улучшает наполнение цилиндров двигателей; уравновешенный двухспиральный плунжер топливного насоса; распылитель форсунки с удлиненной иглой, направляющая часть которой удалена от зоны высоких температур. Повышение жесткости блока цилиндров, гильзы цилиндра и коленчатого вала позволило в сочетании с понижением температурного расширения поршня снизить зазоры в паре поршень — гильза, что должно увеличить долговечность двигателей. Кроме того, это уменьшает вибрацию стенки гильзы и предотвращает кавитационное разрушение гильз и блоков цилиндров. В шестицилиндровых двигателях АМЗ достигнута уравновешенность сил инерции I и II порядков. В четырехцилиндровом двигателе остаются неуравновешенными силы инерции II порядка, достигающие, например, в двигателе А-41 — 1500 кг, а в СМД-14 — 900 кг. Неуравновешенные силы столь значительной величины вызывают сильную вибрацию трактора, приводящую к ослаблению стыков и соединений и ухудшающую условия труда тракториста.

Для устранения вибрации для четырехцилиндрового двигателя А-41 применен механизм уравновешивания, погашающий около 70% неуравновешенной силы.

Рис. 3. Поперечный разрез двигателя А-01М: 1 — нижняя крышка картера (поддон); 2— масляный насос; 3 — гидравлический насос НШ-10ДЛ; 4 - редуктор пускового двигателя; 5 — топливные фильтры; 5—впускной коллектор; 7—прокладка водяного коллектора; 8 — топливопровод высокого давления; 9 — водяная труба; 10—болт М8; 11 — генератор; 12 — масляные фильтры; 13 —поршень; 14 — прокладка боковой крышки; 15 —боковая крышка; 16 — блок цилиндров.

Рис. 4. Продольный разрез двигателя А-01М: 1 — коленчатый вал; 2 — шкив коленчатого вала; 3—поджимная шайба; 4 и 8 — стопорные шайбы; 5— болт; —храповик; 7 — болт М16; 9 — механизм газораспределения; 10— картер шестерен;

11 — водяной насос; 12 — прокладка головки цилиндров; 13 — головка цилиндров; 14 — декомпрессионный механизм; 15 — воздухоочиститель; 16 — болт крепления маховика; 17 — замковая шайба; 18—муфта сцепления; 19 — маховик; 20 — картер маховика.

Рис. 5. Продольный разрез двигателя А-41:

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

Двигатель А01

Двигатель — мотор, выпускаемый ОАО «Алтайский Моторный Завод». Дизельные силовые агрегаты, предназначенные для установки на спецтехнику, а также промышленные тракторы, бульдозеры и другие строительные транспортные средства.

Технические характеристики

Моторы класса А01 имеют высокие технические характеристики и надёжность. Этот силовой агрегат не оснащается турбонаддувом, но при этом дизельной мощности хватает с излишком. Этот силовой агрегат пришёл на смену известного СМД-7. Разработан двигатель был ещё в средине 60-х годов по чертежам Харьковского завода «Серп и Молот».

Двигатель А01

На этот момент выпускается модернизированная версия мотора А-01 МРСИ-1. Применяется он на Трактор -Т-4А, ТТ-4, ТТ-4М, Автогрейдер ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, Погрузчики ТО-18, ТО-28, Экскаватор ЭО-121, ЭО-4124, Дорожные укладчики ДУ-58, ДУ-62 , а также МТП-71А, МТП-7, ЛП-19А.

Экскаватор с мотором А01

Основные технические характеристики:

НаименованиеХарактеристика
Завод производительОАО «АМЗ»
Марка двигателяА-01
Объем7,43 литра
Количество цилиндров6
КонфигурацияРядник
Количество клапанов12
ОхлаждениеЖидкостное
Мощность135 л.с.
Блок и головка, исполнениеалюминий
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
ТопливоДизельное топливо
Диаметр стандартного поршня130 мм
Ход поршня140 мм
ПитаниеТНВД

Безнаддувные дизели типа А-01 оснащены 2-х клапанным механизмом газораспределения. Отличаются простотой конструкции и надёжностью. Дизели соответствуют по выбросам вредных веществ ГОСТ Р 41.96-2005.

Погрузчик с двигателем А01

В дизелях применены гильзы из спецчугуна с обработкой рабочей поверхности методом плосковершинного хонингования, поршни с трехколечным комплектом поршневых колец, оптимизированным профилем боковой поверхности и графитизированной юбкой, блок-картер с увеличенной прочностью и с улучшенным охлаждением гильз цилиндров.

Усовершенствование конструкции дизелей, выполненные в последние годы, позволили уменьшить расход масла на угар и увеличить моторесурс до 12000 моточасов.

Также, по заказу потребителей возможны следующие опции:

Мотор серии А01

  • муфта сцепления;
  • глушитель шума выпуска;
  • жидкостно-масляный теплообменник для охлаждения моторного масла;
  • генератор мощностью от 800 Вт до 3000 Вт и напряжением 12 или 24 В;
  • пневмокомпрессор с ременным приводом;
  • электрофакельный предпусковой подогрев воздуха;
  • два гидронасоса типа НШ-10 и НШ-32.

Обслуживание и ремонт

Обслуживание мотора А01 — достаточно простое. Можно сказать, оно аналогичное всем дизельным силовым агрегатам, типа ЯМЗ. Техническое обслуживание проводится каждые 12-15 тыс. км пробега. В этот показатель входит смена моторного масла и фильтрующего элемента. Также, рекомендуется проверять зажигание и состояние воздушного фильтра. Не стоит забывать, что смена воздушного элемента проводится каждое второе техническое обслуживание.

Двигатель особо не прихотлив в использовании топлива и моторного масла. Так, для нормальной эксплуатации подойдёт любое более-менее качественная минеральная смазки. Как показывает практика, обычно автомобилисты льют в мотор такое масло, как М10. Оно прекрасно выполняет все необходимые функции, а также при своевременной замене хорошо защищает элементы мотора. Особое внимание рекомендуется уделить воздушному фильтру. Лучше всего брать качественное изделие с металлическим основанием.

Вывод

Мотор А01 получил достаточно широкое распространение на автомобили строительной и сельхозтехники. Так, некоторые автолюбители даже устанавливали силовой агрегат на ЗИЛ 131. Межсервисное техническое обслуживание проводится достаточно просто, поскольку силовой агрегат имеет простые конструктивные особенности.

Двигатель А-01М

   

Двигатель А-01М является базовой моделью. Он устанавливается на трактор Т-4А и его модификации, автогрейдеры ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180, экскаваторы ЭО-4121, ЭО-4124, МТП-71А, МТП-72, валочно-пакетирующую машину ЛП-19А, пневмокатки ДУ-58, ДУ-62 

Наименование

Значение

Тактность

Четырёхтактный

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Число цилиндров

6

Порядок работы цилиндров

1-5-3-6-2-4

Диаметр цилиндров, мм

130

Степень сжатия

16+0,5

Направление вращения коленчатого вала (со стороны вентилятора)

Правое (по часовой стрелке)

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

99 (135)

Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.)

95,5 (130)

Номинальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

1700

Максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин

1850

Максимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более, об/мин

700

Максимальный крутящий момент при 1100-1300 об/мин, не менее, Н.м (кгс.м)

683 (69,6)

Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град.

30-2

Предельные углы наклона дизеля, град., не менее:

продольный

поперечный

30

20

Удельный расход топлива при номинальной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч)

221,45 (162,74)

Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, не более, г/кВт.ч (г/л.с.ч)

235 (173)

Давление в главной масляной магистрали, МПа (кгс/см2)

при минимальной частоте вращения холостого хода, не менее

при номинальной частоте вращения

0,1 (1)

0,3-0,5 (3-5)

Номинальный коэффициент запаса крутящего момента, %, не менее

20

Относительный расход масла на угар после 60-часовой наработки к расходу топлива, %

не более 0,3

Фазы газораспределения, град.

впуск: начало до ВМТ

             конец после НМТ

выпуск: начало до НМТ

             конец после ВМТ

20

50

50

20

Масса конструктивная дизеля в состоянии поставки, кг

1200+40

Длина-Ширина-Высота (без выпускной трубы и моноциклона), мм

1777-825-1423

Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41

  001  ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

  002  РАЗДЕЛ I УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М, А-41

  003  Двигатели А-01М

  004  Техническая характеристика двигателей А-01, А-01М и А-41

  005  Глава 2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  006  Гильзы цилиндров двигателей А-01, А-01М и А-41

  007  Картер маховика двигателей А-01, А-01М и А-41

  008  Картер шестерен двигателей А-01, А-01М и А-41

  009  ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  010  КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  011  Вкладыши двигателей А-01, А-01М и А-41

  012  Поршневые кольца ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  013  МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  014  Коромысла клапанов ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  015  Установка шестерен ГРМ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  016  МЕХАНИЗМ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  017  ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

  018  Глава 3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  019  ВОДЯНОЙ НАСОС И ВЕНТИЛЯТОР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  020  ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ УЗЛОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01,

  021  Глава 4. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  022  МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  023  МАСЛЯНЫЙ ФИЛЬТР ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  024  ОСОБЕННОСТИ СБОРКИ И РАЗБОРКИ УЗЛОВ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М

  025  Глава 5. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  026  ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИИ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  027  ТОПЛИВНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  028  Поперечный разрез топливного насоса 6ТН-9Х10

  029  Схема работы топливного насоса двигателей А-01, А-01М и А-41

  030  РЕГУЛЯТОР ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  031  РАБОТА РЕГУЛЯТОРА ЧИСЛА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М

  032  УСТАНОВКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА НА ДВИГАТЕЛИ А-01, А-01М и А-41 И ИХ ПРИВОДЫ

  033  УСТРОЙСТВО И РАБОТА ФОРСУНКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41 И ИХ ПРИВОДЫ

  034  ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  035  ФИЛЬТРЫ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  036  ТОПЛИВОПРОВОДЫ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  037  ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  038  Глава 6. СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  039  ПУСКОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-10У

  040  УСТРОЙСТВО ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПД-10У

  041  Карбюратор пускового двигателя ПД-10У

  042  Регулятор оборотов пускового двигателя ПД-10У

  043  Магнето пускового двигателя ПД-10У

  044  Автоматическая муфта опережения зажигания МС-22А пускового двигателя

  045  РЕДУКТОР ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  046  Схема включения редуктора пускового двигателя дизелей А-01, А-01М и А-41

  047  Редуктор пускового двигателя дизелей А-41

  048  Глава 7. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  049  ГЕНЕРАТОР ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  050  Техническая характеристика генератора Г214-А1

  051  Техническая характеристика генератора Г304-Б1

  052  СТАРТЕР ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  053  Глава 8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ И УЗЛЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  054  Муфта сцепления двигателя А-41

  055  Муфта сцепления двигателя А-01

  056  Разборка и сборка муфты сцепления дизелей А-01, А-01М и А-41

  057  ГИДРОНАСОСЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  058  РАЗДЕЛ II ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  059  ТОПЛИВО ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  060  Охлаждающая жидкость  двигателей А-41, А-01 и А-01М

  061  Глава 10. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  062  ПОДГОТОВКА К ЗАПУСКУ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  063  ПУСК, РАБОТА И ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  064  ОБКАТКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  065  ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41 В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ

  066  ХРАНЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РАСКОНСЕРВАЦИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  067  Глава 11. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  068  Ежесменный технический уход дизелей А-01, А-01М и А-41

  069  Технический уход № 1 дизелей А-01, А-01М и А-41

  070  Технический уход № 2 дизелей А-01, А-01М и А-41

  071  Технический уход № 3 дизелей А-01, А-01М и А-41

  072  Сезонный технический уход дизелей А-01, А-01М и А-41

  073  ТАБЛИЦА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  074  Глава 12. РЕГУЛИРОВКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  075  РЕГУЛИРОВКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  076  Проверка и регулировка начала подачи топлива секциями насоса дизелей

  077  Проверка и регулировка величины и равномерности подачи топлива дизелей

  078  РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО И ДЕКОМПРЕССИОННОГО МЕХАНИЗМОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М

  079  РЕГУЛИРОВКА МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  080  РЕГУЛИРОВКА МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА ПУСКОВОГО ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и

  081  РЕГУЛИРОВКА ЧИСЛА ОБОРОТОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ

  082  Глава 13. ОБСЛУЖИВАНИЕ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

  083  УХОД ЗА МЕХАНИЗМОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ГОЛОВКОЙ ЦИЛИНДРОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01,

  084  Глава 14. ОБСЛУЖИВАНИЕ УЗЛОВ СИСТЕМ ПИТАНИЯ, СМАЗКИ И ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ

  085  УХОД ЗА ФОРСУНКАМИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  086  УХОД ЗА ТОПЛИВНЫМИ ФИЛЬТРАМИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  087  УХОД ЗА ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЕМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  088  УХОД ЗА СИСТЕМОЙ СМАЗКИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  089  Фильтр тонкой очистки масла дизелей А-01, А-01М и А-4 промывают в таком

  090  Промывка сапуна дизелей А-01, А-01М и А-4

  091  УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  092  Глава 15. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ

  093  УХОД ЗА СТАРТЕРОМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  094  УХОД ЗА ГЕНЕРАТОРОМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  095  УХОД ЗА СИСТЕМОЙ ЗАЖИГАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  096  УХОД ЗА КАРБЮРАТОРОМ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  097  Глава 16. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  098  УХОД ЗА ГИДРОНАСОСАМИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  099  Глава 17. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01,

  100  НЕИСПРАВНОСТИ ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ И РЕДУКТОРА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  101  НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  102  НЕИСПРАВНОСТИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  103  РАЗДЕЛ III РЕМОНТ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4 И ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

  104  МОЙКА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  105  РАЗБОРКА НА УЗЛЫ И ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  106  МОЙКА ДЕТАЛЕЙ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  107  РЕМОНТ ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  108  Ремонт головки цилиндров дизелей А-01, А-01М и А-4

  109  Ремонт коленчатого вала дизелей А-01, А-01М и А-4

  110  Ремонт маховика ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  111  Ремонт шатуна ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  112  Ремонт вкладышей коленчатого вала дизелей А-01, А-01М и А-4

  113  Ремонт поршней, поршневых колец и поршневых пальцев дизелей А-01, А-01М и

  114  Ремонт распределительного вала дизелей А-01, А-01М и А-4

  115  Ремонт клапанов дизелей А-01, А-01М и А-4

  116  Ремонт масляного насоса дизелей А-01, А-01М и А-4

  117  Ремонт масляного фильтра дизелей А-01, А-01М и А-4

  118  Ремонт воздухоочистителя дизелей А-01, А-01М и А-4

  119  Ремонт муфты сцепления дизелей А-01, А-01М и А-4

  120  Глава 19. РЕМОНТ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  121  ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ ДЛЯ РЕМОНТА ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

  122  РАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и

  123  Разборка узлов топливного насоса дизелей А-01, А-01М и А-4

  124  Разборка топливоподкачивающего насоса дизелей А-01, А-01М и А-4

  125  ДЕФЕКТОВКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ А-01,

  126  Глава 20. РЕМОНТ ПУСКОВОГО УСТРОЙСТВА ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  127  Разборка форсунки дизелей А-01, А-01М и А-4 ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  128  РЕМОНТ РЕДУКТОРА ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  129  Глава 21. СБОРКА, ОБКАТКА И ИСПЫТАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  130  ОБКАТКА И ИСПЫТАНИЕ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  131  КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  132  ЗАЗОРЫ И НАТЯГИ В ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕНИЯХ ДВИГАТЕЛЕЙ АМЗ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М

  133  МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ ОСНОВНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ (кГм) ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и

  134  ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АМЗ ДИЗЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-4

  135  КАРКАСНЫЕ САМОПОДЖИМНЫЕ САЛЬНИКИ (МАНЖЕТЫ) ДВИГАТЕЛЕЙ АМЗ ДИЗЕЛЕЙ А-01,

  136  ЛИТЕРАТУРА (Дизельные двигатели А-01, А-01М, А-41)

Устройство и работа двигателя А-01М трактора Т-4А

На трактор Т-4А устанавливается дизельный двигатель А-01М (мощность 130 л/с при 1700 об/мин). В сравнении с двигателем А-01, двигатель А-01М больше в длину, снабжён более производительным топливным насосом, усиленной муфтой сцепления. Внесены изменения в установку бака гидросистемы, вследствие установки на двигатель воздухоочистителя. Основные механизмы двигателя расположены [рис. 1] внутри блок-картера (1) и надёжно защищены от грязи и пыли.

Рис. 1. Двигатель А-01М трактора Т-4А.

А) – Общий вид двигателя;

Б) – Двигатель в разрезе;

В) – Схема установки шестерён;

Г) – Крепление двигателя;

1) – Блок-картер;

2) – Резервуар для масла;

3) – Топливный насос;

4) – Трубопроводы, осуществляющие подвод топлива к топливному насосу;

5) – Топливные фильтры;

6) – Механизм передачи пускового двигателя;

7) – Пусковой двигатель;

8) – Электростартер пускового двигателя;

9) – Трубопровод для подвода воздуха к выпускному коллектору;

10) – Впускной коллектор;

11) – Трубопроводы для подвода топлива к форсункам двигателя;

12) – Вентилятор;

13) – Водяной насос;

14) – Клапан;

15) – Пружины клапана;

16) – Коромысло;

17) – Толкающая штанга;

18) – Цилиндр;

19) – Элементы декомпрессионного механизма;

20) – Головка цилиндра;

21) – Выпускной коллектор;

22) – Поршень;

23) – Коленчатый вал;

24) – Шатун;

25) – Распределительный вал;

26) – Маслопроводы;

27) – Клапаны масляного насоса;

28) – Масляный насос;

29) – Распределительные шестерни;

30) – Толкатель;

31) – Водяная рубашка.

В состав двигателя А-01М входят:

- кривошипно-шатунный механизм (цилиндры (18), поршни (22), шатуны (24), коленчатый вал (23) и прочие детали, предназначенные для восприятия давления газов и последующего преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала);

- механизм газораспределения, предназначающийся для своевременного открытия/закрытия клапанов при впуске в цилиндры чистого воздуха, а также выпуске из них отработавших газов. Он состоит из клапанов (14), пружин (15), деталей привода (толкатели (30), толкающие штанги (17), коромысла (16), распределительный вал (25), распределительные шестерни (29), а также декомпрессионный механизм (19));

- система питания и выпуска, предназначающаяся для очистки и подвода топлива и воздуха к цилиндрам двигателя, а также для дальнейшего отвода отработавших газов. Она состоит из топливного бака, трубопроводов (4), которые подводят топливо к топливному насосу, топливного (5) и воздушного фильтров, топливного насоса (3), трубопроводов (9) и (11), подводящих воздух к впускному коллектору и топливо к форсункам двигателя соответственно, впускного (10) и выпускного (21) коллекторов;

- система смазки, используемая для подвода масла к трущимся деталям двигателя, а также для его очистки, в которую включены резервуар (2) для масла либо поддон картера двигателя, масляный насос (28), маслопроводы (26), система клапанов (27), фильтр масляного радиатора;

- система охлаждения (20): водяная рубашка (31) с водораспределительной трубой, радиатор, вентилятор (12) и водяной насос (13);

- система пуска, состоящая из пускового двигателя (7) с электрическим стартером (8), механизмов передачи (6), муфты сцепления, редуктора, автомата отключения пускового двигателя и устройства предпускового подогрева воды.

2*

Двигатель А-01М

Рядный 6-и цилиндровый дизельный двигатель А-01М применяется в силовых агрегатах на гусеничном кране МКГ-25, тракторах Т-4 во всех модификациях, а также различных образцах сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники (см. табл.). Данные двигатели хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в тяжелых условиях, в низких температурах, высокой запыленности. Экономичны, неприхотливы в обслуживании. Первые двигатели модели А-01 были выпущены в 1964 году. Агрегаты неоднократно подвергались модернизации. Двигатель А-01М – базовая модель выпускаемой ныне широкой номенклатурной линейки моторов. Выпускаются АО «Алтайский моторный завод» и другими производителями.

Таблица применяемости  

Вид техники

Модель

Гусеничные краны

МКГ-25

Тракторы

ТТ-4, ТТ-4М, Т-4А

Экскаваторы

ЭО-121, ЭО-4124, МТП-71А, МТП-72

Пневмокатки

ДУ-58, ДУ-62

Автогрейдеры

ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-180

Валочно-пакетирующие машины

ЛП-19А

Дизель-генераторные станции, компрессорные установки, судовые энергетические установки

Двигатели соответствуют экологическим требованиям российского стандарта ГОСТ Р 41.96-2005 и международных Правил ЕЭК ООН N 96 (класс Евро-1).

Устройство двигателя А-01М

Дизель А-01М – 4-х тактный с вертикальным расположением цилиндров, без турбонаддува, с непосредственным впрыском топлива. Состоит из следующих основных механизмов (узлов) и вспомогательных систем:

  • картер с водяной рубашкой – отливается из чугуна специальных марок;
  • головка блока цилиндров;
  • кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – с тремя кольцами на поршне;
  • газораспределительный механизм (ГРМ);
  • система питания;
  • система смазки;
  • система охлаждения;
  • карбюраторный пусковой двигатель ПД-10У или электростартерная установка – в зависимости от исполнения и производителя.

Конструктивные исполнения

В зависимости от периода выпуска или предприятия-изготовителя конструкция двигателей имеет ряд особенностей. Так встречаются двигатели как с моноблочными, так и с индивидуальными головками цилиндров. С 2005 года все двигатели, серийно выпускаемые АО «АМЗ», оборудуются электростартером с факельным подогревом. Однако, до сих пор на рынке встречаются старые варианты с карбюраторным «пускачом» - это либо агрегаты, снятые с длительного хранения, либо ранее эксплуатировавшиеся и восстановленные капитальным ремонтом. Пусковой двигатель оснащается одноступенчатым понижающим редуктором, индивидуальной системой электрозапуска и зажигания. Различается также конфигурация системы водяного охлаждения и, соответственно, форма литься картера. С 2011 года отливки блок-картеров для конвейера АМЗ поставляются немецкой фирмой «Luitpoldhuette».

Выпускаемые в последние годы двигатели обладают гарантированным техническим ресурсом 12 000 моточасов.

Параметры

Значение

Число цилиндров

6

Диаметр поршней, мм

140

Рабочий ход, мм

130

Объем двигателя, л

11,15

Мощность, л.с.

135

Частота вращения, мин-1

1700

Крутящий момент, Н*м

685

Расход топлива, г/л.с. в час

163

Угар масла с топливом, г/л

3

Масса, кг

1200

Глава 4. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

Глава 4. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЕЙ А-01, А-01М и А-41

Система смазки обеспечивает подачу предварительно очищенного масла к трущимся поверхностям деталей двигателя. Слой смазки на поршне и поршневых кольцах способствует уплотнению цилиндра. Кроме уменьшения потерь мощности двигателя на трение, обеспечения долговечности деталей и их охлаждения, смазка служит также для удаления продуктов износа с трущихся поверхностей. Система смазки двигателя комбинированная, т. е. часть деталей смазывается под давлением (от масляного насоса), а часть — разбрызгиванием или самотеком. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала,, подшипники промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса (двигатель А-41), поршневые пальцы, втулки толкателей и коромысел, наконечники штанг. Остальные трущиеся детали (зеркало цилиндров, поршни, кулачки распределительного вала, стержни клапанов, бойки коромысел, шестерни распределения и механизма уравновешивания) смазываются разбрызгиванием. Детали пускового двигателя смазываются маслом, растворенным в бензине. Вспомогательные механизмы (редуктор пускового двигателя, топливный насос с регулятором) смазываются путем разбрызгивания дизельного масла, залитого в их полости. Водяной насос, подшипники натяжного ролика, подшипники муфты сцепления периодически смазываются консистентной смазкой через масленки. В систему смазки (рис. 30 и 31) входят масляный насос с маслоза-борником и маслоподводящими трубопроводами, агрегаты очистки масла, масляный радиатор, масляный картер, маслозаливной патрубок, маслоизмерительный стержень, манометр, клапан переключателя, каналы, трубки, штуцера масляных магистралей. Масло из картера через маслозаборник подается масляным насосом к блоку цилиндров и по каналам подводится к масляному фильтру — полнопоточной центрифуге. В центрифуге часть масла (до 20—25%) прокачивается через реактивный привод ротора центрифуги и сливается в картер двигателя. Основная часть масла, очищенная в роторе центрифуги от примесей, поступает по центральному каналу в оси ротора в масляную магистраль блока цилиндров. К масляной центрифуге масло подводится под давлением 8— 8,5 кГ/см2, а после нее давление падает до 3,5—5 кГ/см2 вследствие частичной утечки через сопла форсунки ротора и дросселирования в масляных каналах. Из масляной магистрали очищенное масло распределяется по каналам в блоке и поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и опорам распределительного вала. Через сверления в теле коленчатого вала по кольцевой канавке в коренных вкладышах масло непрерывно подается к шатунным подшипникам. Под действием центробежных сил масло, попадая в полости шатунных шеек, дополнительно очищается от продуктов износа и механических примесей. В масляное отверстие шатунной шейки запрессована сепарирующая трубка, торец которой выходит на середину полости шатун-ной шейки для устранения прямого попадания механических частиц на поверхность вкладыша. Через сверление в шатуне масло под давлением подается к поршневому пальцу.

К деталям газораспределения масло поступает через сверление в блоке от масляной магистрали. Одной из опор оси толкателей является маслоподводящая опора, к ней масло подводится из блока и затем

попадает внутрь полой оси толкателей, из которой по сверлениям нэп* равляется к каждому толкателю. По сверлению в толкателе смазка подается к пяте штанги и через полую штангу — ко втулке каждого коромысла. Боек коромысла и направляющая клапана смазываются маслом, поступающим из отверстия, просверленного в коромысле, путем разбрызгивания. При установке двигателя на трактор в систему смазки необходимо включать масляный радиатор для поддержания нормальной температуры масла. Для присоединения масляного радиатора на блоке цилиндров с правой и левой стороны имеется по одному резьбовому отверстию: с правой стороны (по ходу трактора) для подвода масла к масляному радиатору, а с левой — для слива из него масла в картер двигателя. Масло прокачивается через радиатор при помощи специальной, радиаторной, секции масляного насоса. Количество масла, проходящего через радиатор, регулируется клапаном, установленным на радиаторной секции масляного насоса. Этот клапан открывается при давлении 2,5— 3,2 кГ/см2. Сопротивление масляного радиатора при горячем масле не должно превышать 1,3 кГ/см2. При достижении давления перед радиатором свыше 3,2 кГ/см2 масло сливается через клапан в картер двигателя. При пуске и в холодное время года такая регулировка способствует быстрому прогреву масла и поддержанию его нормальной температуры. В холодное время года (ниже —10° С) масляный радиатор может быть полностью отключен при помощи переключателя «зима — лето», установленного в блоке цилиндров в месте подвода масла к радиатору. На корпусе переключателя нанесены две буквы — «3» (зимняя эксплуатация) и «Л» (летняя эксплуатация). Для отключения радиатора корпус переключателя необходимо установить так, чтобы буква «3» находилась против стрелки (указателя), отлитой на стенке блока. Практически регулировка теплового режима масла обеспечивается клапанами радиаторной секции, поэтому на двигателях выпуска после 1972 г. переключателя может и не быть. При помощи масляного радиатора должна поддерживаться температура масла в системе в пределах 80—95° С на всех режимах работы двигателя. На щитке приборов управления трактором должен быть указатель температуры масла. На некоторых моделях тракторов (например, на тракторах ДТ-75М) установлена контрольная лампа типа ПД-20Е, загорающаяся в случае, если температура масла превышает 100° С. Конструкция и охлаждающие поверхности водяного и масляного радиаторов трактора ДТ-75М подобраны так, что температура масла близка к температуре воды, а при изменении режимов работы двигателя и температуры окружающего воздуха разница в температурах воды и масла не превышает 5—7° С. В этом случае для аварийной остановки двигателя достаточно применять контрольную лампу, загорающуюся при недопустимо высокой температуре масла. Маслоизмерительный стержень установлен на блоке цилиндров, со стороны маслозаливной горловины и переключателя масляного радиатора. На стержне нанесены четыре метки, обозначенные цифрами «41» и «01» (рис. 32), две из них, имеющие обозначение «01», предназначены для верхнего и нижнего уровней масла всех шестицилиндровых двигателей типа А-01, а метки «41» — верхний и нижний уровни масла в картере двигателей типа А-41. На двигателях выпуска с октября 1971 года введен стержень с двумя метками. Штуцера под датчики давления и температуры масла (рис. 33) установлены в корпусе масляного фильтра. Масло сливают через отверстие в нижней части масляного картера. Отверстие закрывают резьбовой пробкой с медной прокладкой. Емкость масляного картера при заливке масла до верхней метки стержня (без учета масляного радиатора и внешних трубопроводов) составляет для шестицилиндровых двигателей 26 л, для четырехцилиндровых — 19 л. После прокручивания двигателя часть масла заполнит масляные фильтры, трубопроводы, масляные каналы и уровень масла в картере несколько снизится (на 1,5—2,0л).

Поэтому доливать масло до верхней метки и проверять уровень масла нужно не раньше, чем через 10 мин после остановки двигателя, когда большая часть масла стечет в картер со стенок, из каналов и зазоров. При проверке уровня масла трактор должен быть установлен на ровной горизонтальной площадке, без крена.

Рис. 30. Схема системы смазки с полнопоточной центрифугой: 1 перепускной клапан; 2 штуцер указателя давления масла; 3— датчик температуры масла; 4 — сливной клапан; 5 — редукционный клапан масляного насоса;

6 — основная секция масляного насоса; 7 — радиаторная секция масляного насоса; 8 — предохранительный клапан радиаторной секции; 9 — переключатель масляного радиатора; 10— главная масляная магистраль

Рис. 31. Схема системы смазки с комбинированным масляным фильтром: 1 — маслозаборник; 2— маслоизмерительный стержень; 3 — трубопровод подвода горячего масла в радиатор; 4 — трубопровод отвода масла от насоса в радиатор; 5 —клапан переключателя; 6 — полость для центробежной очистки масла; 7 — канал для подвода масла к коренным подшипникам; 8 — канал для подвода масла к шейкам распределительного вала; 9 — главная масляная магистраль; 10—маслозаливной патрубок; 11 — сапун; 12—полость для слива масла из клапанного механизма в картер; 13 — маслосъемные поршневые кольца; 14 — канал для подвода масла к клапанному механизму; 15 — полость для масла в оси толкателей; 16 — фильтр тонкой очистки масла (центрифуга); 17 — фильтр грубой очистки масла; 18—манометр давления масла; 19 — перепускной клапан; 20 — датчик дистанционного термометра масла; 21 — сливной клапан; 22 — полость для слива масла из центрифуги в картер; 23 — дистанционный термометр; 24 — трубопровод подвода масла в фильтры; 25 — труба отвода охлажденного масла от радиатора; 26 — масляный радиатор.

Рис. 32. Маслоизмерительный стержень: 1 — верхняя метка для двигателя А-01 в его модификаций; 2 — верхняя метка для двигателя А-41 и его модификаций; 3 — нижняя метка для двигателя А-01 и его модификаций; 4 — нижняя метка для двигателя А-41 и его модификаций.

Рис. 33. Штуцера для подсоединения датчиков: а — температуры масла; б — давления масла.

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..


Смотрите также

Возврат к списку