1 Февраля, 2017 / Статьи Большинство современных автомобилей комплектуются инжекторной системой впрыска топлива посредством форсунок. Принцип действия такой топливной системы очень прост, но уязвим к различным загрязнениям топлива. Поэтому, периодически возникает необходимость в промывке форсунок и всего топливопровода. Данная система работает благодаря постоянному поддержанию давления посредством топливного насоса, которое составляет около трех атмосфер. А форсунки представляют собой электроклапаны с быстрым срабатыванием и распылительной мелкоячеистой сетки. При подаче напряжения на форсунку, срабатывает электроклапан и открывается доступ топлива в цилиндр двигателя, а металлическая сетка создает специальный факел из топлива для максимального распыления и улучшения смешивания с кислородом. Поэтому, загрязнившаяся сетка становится причиной ухудшения характеристик автомобиля.
Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны. К примеру, чистка ультразвуком проводится только на снятых форсунках и только в том случае, если в конструкции электроклапана отсутствуют керамические элементы. Снятые форсунки погружают в ультразвуковую ванну, наполненную специальной жидкостью, и под воздействием звукового воздействия, все частички отложений отлетают от корпуса детали. Но дело в том, что под тем же воздействием, все керамические элементы разрушаются до состояния пыли, и такая форсунка уже не подлежит восстановлению.
А вот методов очистки форсунок с помощью жидких очистителей — значительно больше, и может применяться как на работающем двигателе, так и на снятых. Но применяемая жидкость должна быть способна растворять все элементы отложений, поэтому стоит пользоваться проверенными средствами. Стоит отметить, что в домашних условиях, провести ультразвуковую очистку невозможно без наличия специальных ванночек. В том случае. Если у Вас имеется такая, то скорее всего, Вы знаете как ей пользоваться, а инструкцию по снятию форсунок с автомобиля можно найти в интернете. Поэтому, перейдем к детальному рассмотрению очистки форсунок с применением жидкостей.Другой способ, самый простой и менее затратный по времени. Для этого способа используются специальные присадки к топливу, а автомобиль используется в привычном режиме. При этом, присадка разбавленная в необходимой пропорции с топливом, эффективно очищает весь налет в топливной системе, в том числе, и в форсунках. Здесь также, необходимо использовать исключительно проверенные бренды и конкретные средства, для достижения максимальной пользы от данного действия.
Главным недостатком метода прочистки инжектора при помощи присадок, это то, что данная присадка растворит не только грязь в шлангах и форсунках, но также поднимет всю грязь в бензобаке, которой там очень много. В принципе, в этом нет ничего страшного, но придется заменить топливный фильтр после очистки.Дело в том, что получив визуальный доступ к форсункам, мы можем полностью оценить состояние механизма и количество отложений. А так же принять решение о целесообразности очистки или замене на новую. Так как, встречаются на столько сильные загрязнения, которые не поддаются очистке, и подлежат обязательной замене на новые.
Еще одним положительным моментом, является возможность визуального наблюдения за правильностью формы факела распыляемого топлива. Данный параметр тоже важен для нормального функционирования мотора. И предоставляется хорошая возможность для проведения теста всех форсунок на равномерный расход топлива.Саму конструкцию стенда можно увидеть на фотографии. Она из себя представляет несколько колб в верхнюю часть которых вставляются форсунки. При этом, на все форсунки подается одинаковая очищающая жидкость и единовременный сигнал на открытие клапана.
Это позволяет визуально сравнить форму струи распыляемого топлива, герметичность форсунок и сравнить расход топлива, который не должен превышать разницы в 5%. Если расход топлива одной из форсунки отличается более чем на допустимую норму в большую или меньшую сторону — то она подлежит замене. Естественно, все сравнения подлежит выполнять после проведения очистки. Сама очистка проводится на этом же стенде с применением специальных чистящих средств.Для всех предложенных конструкций. Можно использовать схему подключения к источнику питания, расположенную ниже. Она отлично подойдет для проведения процедуры в домашних условиях.
Обратите внимание, при промывке инжектора используются легковоспламеняющиеся вещества, которые распыляются при помощи форсунки. Поэтому, категорически рекомендуем соблюдать все меры пожарной безопасности и обеспокоиться о собственном здоровье. Процедуру лучше всего проводить на открытом воздухе, расположившись таким образом, что бы ветер дул от Вас, относительно форсунки. Также, любые взаимодействия с горючими веществами, должны проводиться далеко от открытого пламени, горячих поверхностей или искрящихся электрических контактов.Перед подключением электричества, вся конструкция собирается, а точнее, форсунка подключается к выходу бензонасоса посредством топливного шланга. Затем, насос погружается в жидкость и включается на короткий промежуток времени. Это позволит создать давление в шланге. После, напряжение подается на форсунку, и чистящая жидкость вырывается из сопла, посредством созданного давления в топливном шланге.
Данная процедура проводится до полной очистки форсунки и нормализации формы распыляемого факела.Для получения правильной конструкции, придется потратить время на доработку пластикового ресивера, в котором будет содержаться часть очищающей жидкости, и создаваться давление посредством нагнетания воздуха. Для этого. Нам понадобиться сама бутылка, два ниппеля для бескамерных колес, и герметик для качественного закрытия пробки и закрепления ниппелей.
После заполнения бутылки промывочной жидкостью примерно на четверть, к одному ниппелю подсоединяется топливный шланг с форсункой, а при помощи другого, нагнетается воздух до двух или трех атмосфер. Сама конструкция представлена ниже на фотографии, для более детального понимания конструкции.Элемент 224268 не найден.
© 2007-2018 Продажа автомобилей, автоновости, каталог авто с ценами. Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков. Электронная почта редакции: [email protected]. Телефон редакции: +7-915-979-14-25. Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+
Многие водители, особенно начинающие, задаются вопросом, возможна ли эффективная промывка инжектора своими руками или необходимо обращаться на станцию технического обслуживания, то есть к знающим специалистам. Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, но в большинстве случаев самостоятельная чистка форсунок не представляет собой особой проблемы.
Для самостоятельной работы необходима некоторая подготовка. Необходимо достаточно хорошо знать свой автомобиль, чтобы не сделать фатальных ошибок.
Также нужно запастись соответствующими приборами, инструментами и химикатами, получить консультацию у специалистов, внимательно изучить инструкцию, как к машине, так и к промывочной жидкости. После этого можно уже приступать к очистке.
Следует отметить, что чистка форсунок своими руками достаточно популярна. Основным стимулом востребованности такого способа самостоятельного ухода за собственным транспортным средством – достаточно высокая стоимость работ.
Оправданное желание сэкономить ведет к поиску иных способов решения проблемы, нежели обращение на станцию технического обслуживания.
Но тут надо обратить внимание и на другую сторону вопроса. Неправильное проведение чистки может вылиться в необходимость покупки нового комплекта форсунок, который может стоить десятки тысяч рублей.
Инжектор представляет собой систему впрыска топлива. Это довольно сложный агрегат. В зависимости от конкретного случая, в ее состав кроме электрического бензонасоса входят система управления, регуляторы давления, а также множество различных датчиков для измерения параметров топлива, впускного воздуха и других объектов.
Существенным недостатком инжектора является то, что при использовании некачественного топлива он довольно быстро засоряется и работает неэффективно. Тогда и встает вопрос о чистке инжектора.
В зависимости от особенностей системы впрыска и используемого топлива ее чистку рекомендуется проводить или после каждых 20 тысяч километров пробега, или больше.
Но есть ряд признаком, которые указывают на то, что чистка инжектора уже необходима. Вот эти признаки:
Конечно, причин ухудшения работы двигателя может быть достаточно много. Если имеются сомнения, естественно, что лучше обратиться к специалистам, на станцию технического обслуживания.
Жидкость для промывки форсунок следует выбирать тщательно и безошибочно. Если выбор сделан неправильно, то, как упоминалось выше, придется покупать новые форсунки, и все попытки экономии на стоимости работ окажутся тщетными.
Наиболее часто используемая жидкость для промывки инжектора – это Wynn’s. Средство, которое в обиходе называют винс, считается сильнодействующим.
Оно наиболее подходит для случаев, когда загрязнение инжектора очень большое, а на клапанах и камерах сгорания образовался нагар. Специалисты рекомендуют использовать этот препарат для достаточно старых автомобилей.
Для новых машин винс нежелателен, а во многих случаях может быть не просто вредным, он может быть причиной больших незапланированных затрат. Во всяком случае, свечи придется точно поменять.
Препарат LIQUI MOLY наоборот, свечи сбережет, менять их не придется. Но эта жидкость для чистки форсунок совершенно не годится для того, чтобы снять нагар с клапанов.
Что хорошо в LIQUI MOLY – это универсальность ее применения. Она не страшна для форсунок.
Промывочная жидкость лавр по характеру воздействия на систему впрыска напоминает Wynn’s. Но ее главный недостаток – стоимость. По причине высокой цены лавром редко пользуются и профессионалы, и любители.
Рынок предлагает огромное количество марок промывочных жидкостей для систем впрыска. Следует помнить, что внимательный их выбор особенно важен.
Наиболее разумно использовать стенд для промывки форсунок. Сложно сказать, имеет ли смысл покупать оборудование заводского производства. Стоит оно достаточно дорого, для периодической работы такое приобретение вряд ли оправдано.
Но оборудование для промывки инжектора без снятия форсунок можно изготовить и самостоятельно, большей частью фактически из подручных материалов. Для этого понадобятся:
Конечно, установка из таких составляющих получится уж слишком простой, но она работает, в отдельных случаях не менее эффективно, чем оборудование промышленного производства.
Можно приобрести готовую систему, или одолжить ее у знакомых. После того как удалось определиться, чем промыть форсунки инжектора в домашних условиях, следует приступать уже и к процессу очистки.
К способам химической очистки инжектора можно отнести не только использование описанных выше жидкостей. Существуют, например, специальные присадки в топливо, которые в некоторой мере чистят форсунки и снимают нагар с клапанов. Но это скорее профилактическое средство, при сильном загрязнении оно не очень эффективно.
Промывка форсунок без снятия с двигателя состоит из некоторого количества этапов.
Специалисты утверждают, что качественная промывка инжектора позволяет существенно снизить расход топлива. Наверное, более правильным будет считать приведение расхода топлива в норму. Во всяком случае, возможность существенной экономии бензина или дизельного топлива имеется.
Самостоятельная промывка дизельных форсунок проводится абсолютно тем же способом, что и промывка бензиновых. Вполне подойдет описанная выше самодельная установка, и алгоритм работы тоже. Конечно, чистка дизельных форсунок требует тщательного подбора промывочной жидкости и определенной аккуратности в работе.
Самостоятельно форсунки тоже можно промыть, сняв их с двигателя. Для этого существует специальный спрей, и установка для очистки отличается от описанной выше.
Таким способом промыть инжектор своими руками можно, и достаточно эффективно, но это более длительный, да и более сложный процесс.
Ультразвуковая ванна для очистки форсунок – достаточно дорогое оборудование, им пользуются только на станциях технического обслуживания.
Форсунки необходимо снять с двигателя и поместить в такую ванну. Там они очищаются с применением эффекта кавитации. Сам процесс очистки многостадийный. После первого этапа на специальном стенде проверяется качество распила и уровень производительности.
Потом следует очередная промывка, за ней очередная проверка, и так до достижения требуемого результата. Одним из критериев готовности форсунок к дальнейшей эксплуатации является небольшая разница в их производительности. Она должна составлять не более одного-трех процентов.
После того как промывка в ультразвуковой ванне успешно завершена, предстоит заменить уплотнительные фильтры и кольца, если в этом есть необходимость.
Как и все процессы, промывка форсунок ультразвуком имеет свои плюсы и минусы.
Одним из главных достоинств такого способа очистки инжектора является возможность удалить очень сильные загрязнения. Там, где жидкостная промывка попросту не поможет, ультразвуковая вполне может справиться.
Но этот способ далеко не всесилен тоже. Случается, что форсунки промыть невозможно. Особенно часто так бывает, если в топливный бак попала вода или автомобиль длительное время не эксплуатировался. На станции техобслуживания в таком случае предложат провести проверку форсунок на стенде, чтобы определиться, можно их еще использовать, или следует заменить.
Нередко отзывы о чистке форсунок ультразвуком бывают негативными. Основания для этого имеются тогда, когда сотрудники станции технического обслуживания неправильно определили метод очистки инжектора. Вполне может быть, что промывка в ультразвуковой ванне форсунок от достаточно давно выпущенного автомобиля может быть эффективной.
В то же время применение такого сильнодействующего средства к относительно новым изделиям может привести к печальным результатам. Форсунки могут просто-напросто развалиться.
Качество ультразвуковой очистки форсунок зависит от множества факторов. Это подбор оборудования, чем оно современнее, тем лучше. Это также подбор жидкости, которой наполняются ультразвуковые ванны.
Но главным все же остается человеческий фактор. Квалификация сотрудников станции технического обслуживания, а также их добросовестная работа и определит качество очистки инжектора ультразвуком.
Разобраться в том, как промыть форсунки на должном уровне и с должным качеством, не так уж и сложно, если речь идет о технической стороне вопроса. Подбор материалов для установки, сборка самой установки и ее использование обычно вопросов не вызывают. Они проводятся достаточно просто, особенно для тех, кто умеет пользоваться обычными инструментами из водительского комплекта.
Датчик детонации: признаки неисправности, замена. - здесь больше полезной информации.
В свою очередь, средство для промывки форсунок инжектора подобрать гораздо сложнее, и процесс этот более ответственный. Как уже указывалось выше, при неправильном подборе промывочной жидкости возможно приведение форсунок в полную непригодность. Это повлечет за собой необходимость замены, а значит, лишних затрат. Но и тут можно избежать ошибки.
Обычно не так сложно найти информацию о том, какая промывочная жидкость для чего подходит. Для этого есть специализированные сайты в интернете, есть инструкции и к автомобилям, и к промывочным жидкостям. В крайнем случае всегда можно обратиться за консультацией к специалисту.
Вас заинтересует эта статья - Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости?
Когда есть потребность в очистке инжектора, необходимо также определиться в ее способе. Опытные специалисты рекомендуют применять жидкостную (химическую) очистку тогда, когда особо сложных проблем с работой двигателя нет. То есть, нет сбоев на холостом ходу, уровень засоренности не столь большой.
Промывочная жидкость с небольшим загрязнением легко справится, да еще принесет пользу двигателю, сняв нагар с клапанов. В общем, жидкостную промывку можно считать скорее профилактикой, чем эффективной очисткой. Тем более что определить результаты такой очистки можно лишь по косвенным признакам.
Если проблемы у автомобиля достаточно сложные, уровень загрязнения высокий, двигатель работает из рук вон плохо – начинать надо с диагностики. Тут, скорее всего, речь о самостоятельной очистке инжектора не идет.
Специалисты на станции технического обслуживания должны проверить все системы, определить причины неисправностей и определиться с методами их устранения, среди которых может быть предложена или ультразвуковая, или химическая очистка инжектора.
Чистота топливной системы автомобиля – залог надежной и экономичной работы двигателя. Наиболее серьезные последствия (вплоть до невозможности запуска мотора) могут возникнуть от засорения форсунок. Для экстренных ситуаций, а также для того, чтобы не тратить деньги в автосервисах, стоит знать, как проводится чистка форсунок своими руками.
Не секрет, что большинство современных водителей еще на этапе автошколы уделяют слишком мало времени изучению общих принципов работы узлов и агрегатов автомобиля или вообще игнорируют эту часть курса обучения. В связи с этим для многих будет актуальной тема данной статьи.
Итак, форсунка, или как ее еще называют инжектор — это часть системы впрыска инжекторных бензиновых и дизельных двигателей. Задачей устройства является распыл топлива для образования топливно-воздушной смеси во впускном коллекторе или камере сгорания. По способам впрыска различают четыре типа форсунок: механические, электромагнитные, пьезоэлектрические, гидравлические. Однако общие принципы работы и принципиальное устройство для всех видов остается одинаковым.
В верхнюю часть форсунки под определенным давлением поступает горючее. Оно проходит через внутренний канал и затем при открытии клапана распыляется через выпускное отверстие. Чем лучше распыление, тем однороднее и качественнее получается топливно-воздушная смесь. В процессе работы отверстие постепенно зарастает различными смолистыми отложениями, в результате чего распыление происходит хуже.Вместо тумана получаются струйки, которые очень плохо смешиваются с воздухом. В итоге двигатель начинает работать с перебоями. Чтобы возобновить нормальную работу форсунок, нужно вернуть выпускным отверстиям их первоначальную пропускную способность. В особо запущенных случаях для удаления отложений, которые могут полностью перекрыть выпускное отверстие, применяется чистка форсунок ультразвуком. Эта процедура возможна при наличии специального оборудования и стоит довольно дорого. Поэтому даже в автосервисах предлагают промывку форсунок и другие способы их очистки, которые вполне доступны и в домашне-гаражных условиях.
Вообще, специалисты советуют проводить эту операцию через каждые 30 000 километров пробега. Особенно с учетом качества топлива на отечественных автозаправках. Вот основные признаки того, что форсунки засорились:
Подобные симптомы появляются не сразу, прогрессируют постепенно и отчетливо заметны тогда, когда средний пробег уже начал достигать отметки около 100 000 километров. Однако чем хуже качество топлива и общее состояние системы питания, тем раньше это произойдет.
У разных водителей методика самостоятельной чистки форсунок в домашних условиях может несколько отличаться. Все зависит от технических возможностей и наличия свободного времени. Однако в любом случае имеются некоторые одинаковые моменты. Во-первых, потребуется специальная жидкость, которая сможет химически удалить смолистые отложения. Во-вторых, форсунки придется снимать и затем ставить обратно. И, наконец, в-третьих, потребуется принудительное срабатывание электромагнитного клапана внутри устройства.
Во всех случаях очистки форсунок с их съемом с двигателя в автосервисах настоятельно рекомендуют проводить замену фильтров тонкой очистки и всех уплотнительных резинок. Практика же показывает, что фильтры в ряде случаев можно не менять, а резинки достаточно будет смазать силиконовой смазкой.
Как видно, при регулярном уходе за автомобилем, прочистить форсунки можно и в условиях собственного гаража. Сделать это можно несколькими способами, причем во всех из них, кроме ультразвукового, потребуется средство для чистки форсунок бензинового или дизельного двигателя.Состав обычно приобретается в магазинах по продаже ГСМ и автотоваров. Отметим, что очищающие вещества указанного типа довольно агрессивные и легковоспламеняемые, так что работать рекомендуется в защитных перчатках, а также беречь глаза.
В большинстве современных автомобилей используется система впрыска топлива, что предполагает наличие инжектора. По сути, сама эта деталь является намного более простой, если сравнивать с обычным карбюратором. Тем не менее, за счёт наличия сложной электроники, которая регулирует количество и качество топливной смеси, проблем с инжекторами может быть значительно больше.
Но, что же делать, если данная деталь засорилась? Как промыть инжектор? Конечно же, оптимальным вариантом станет обращение в автосервис, где все работы будут проведены профессионалами на специализированном стенде с применением ультразвуковой технологии.
Тем не менее, стоимость подобной услуги может быть слишком высокой, или же нахождение данного автосервиса — слишком отдалённым. Поэтому можно попробовать определить необходимость промывки при помощи самостоятельной диагностики инжекторной системы. Так что, уместно будет попробовать справиться с подобными проблемами самому, тем более, если в вашей эксплуатации находится один из самых популярных китайских автомобилей в нашей стране — Lifan. Эти машины отличаются неприхотливостью и хорошими возможностями, как к сервисному, так и к самостоятельному обслуживанию.
Обращение в сервисный центр будет идеальным вариантом
Нужно помнить, что автомобиль является сложным механизмом, в котором присутствует множество электронных компонентов.
Так что, реальных причин проблемной езды может быть множество.
Тем не менее, исключить самые очевидные варианты, как, например, забивку инжектора, необходимо.
Это касается тех случаев, когда машина начинает работать с пониженной мощностью или же с увеличенным расходом топлива, или же начинает троить и глохнуть. Также, возможен и вариант с резким «проваливанием» педали акселератора или же с нестабильной работой силового агрегата. А в случае с выхлопами, может быть увеличена их дымность.
Проверьте качество выхлопов
Самым же «безобидным» вариантом станет простое снижение динамических характеристик. Авто, как бы, перестанет «тянуть».
Если проблему просто проигнорировать, то у автомобиля могут появиться и более серьёзные проблемы. Речь идёт о том, что инжектор будет забит до такой степени, что его придётся менять полностью. А это, в зависимости от модели автомобиля, может вылиться в траты вплоть до нескольких сотен долларов США.
Специалисты рекомендуют тщательно присматриваться к тому, какое топливо вы заливаете в бак.
Но, сделать это бывает очень сложно, так как качество топлива может варьироваться, даже в рамках одной заправочной станции.
Профилактика инжектора должна проводиться не реже одного раза на каждые пять тысяч километров, если говорить о связывателе воды в бензине; или же не реже одного раза на десять тысяч километров, в случае с полной очисткой инжектора. Даже если «симптомов» проблем у инжектора нет, то это совсем не значит, что их не будет и далее.
Теперь наступило время приступить к непосредственным действиям, заключающимся в самостоятельном обслуживании своего автомобиля. Если вы задаётесь вопросом, как почистить инжектор самому, то следующая информация будет для вас очень полезной.
Для начала, необходимо определиться с тем, чем лучше промыть инжектор. Чаще всего, речь идёт о специальной жидкости, которая продаётся в автомобильных магазинах.
Если её под руками нет, то можно воспользоваться и жидкостью для промывки карбюраторов.
Её химический состав практически не отличается, так как делает данное вещество то же самое — устраняет сторонние элементы из каналов движения топлива. Теперь вы больше не будете беспокоиться о том, какой жидкостью промыть инжектор. Таким образом, можно сказать, что нам придётся просто прогнать специальную жидкость через форсунку, чтобы добиться полного её очищения.
Принципиального отличия в жидкости для промывки карбюратора или инжектора нет
Для того, чтобы почистить инжектор своими руками, нужно снизить давление в топливной магистрали. Делается это в рабочем состоянии мотора. Нам необходимо снять предохранитель, который и отвечает за работу двигателя. Теперь несколько минут выжидаем, прежде чем мотор будет полностью остановлен.
Снимаем рейку с форсунками
После этого, необходимо отключить клеммы форсунок, а также несколько других элементов, среди которых нагнетающий и реверсивный шланги топливопровода, а также рейка с форсунками, которая должна быть откручена и полностью удалена.
Проверьте все сопутствующие элементы
И лишь после этого, наступает время снятия колец форсунок.
Тут важно рассмотреть кольца. Если они стали чёрными или же слишком жёсткими, то их необходимо заменить.
Самостоятельно промыть инжектор — довольно просто. Для этого необходимо, как мы уже отметили, просто прогнать соответствующую жидкость через инжектор. Промывать придётся каждую форсунку в отдельности. Для этого нам будут необходимы провода с клеммами или же другими надёжными контактами, чтобы подключиться к источнику питания, работающему в диапазоне от 9 до 12 Вольт. Нужно проверить, чтобы контакт с кнопочным включателем вжатия был максимально надёжным.
Подойдёт обычный шприц
Теперь важно обеспечить плотное прилегание канала подачи жидкости в форсунке. Для этого можно использовать пятиграммовый шприц, который приделывается к форсунке с её широкой стороны.
Впрочем, шприц может быть заменён и другим предметом, если в этом есть необходимость.
Позаботьтесь об источнике питания
Теперь подключаем подготовленные клеммы к источнику питания. Таким образом, мы начинаем процесс проведения имитации работы клапана, путём вжимания и отпускания клавиши включателя. Нам необходимо пропустить жидкость сквозь форсунку под высоким давлением. Этим самым мы и сможем очистить седла клапана, а также топливных канальцев.
Как только жидкость была несколько раз пропущена через форсунку, её нужно оставить на некоторое время, прежде чем пройдёт процесс окисления. После этого процедура снова повторяется. Если всё сделано правильно, то форсунка снова начнёт функционировать, как и с самого начала.
Сборка всех элементов инжектора проводится в обратном порядке.
Важно обратить внимание на то, присутствует ли течь у основания форсунки. Проверить это можно будет довольно просто — установить давление в магистрали, используя для этого бензонасос. Так что, нам будет необходимо пару раз завести двигатель, не запуская его.
Можно устанавливать всё на свои места
После этих несложных процедур, нужно проверить, работает ли автомобиль должным образом. Если всё хорошо, то проблема заключалась только в неправильной работе инжектора. Иначе, необходимо искать другие недостатки в функционировании силового агрегата.
Если после чистки форсунок, Ваш автомобиль всё ещё «тупит», то необходимо проверить давление в топливной рампе, проблема может быть в некоторых её элементах.
Бензин – не однородная жидкость, а смесь легких и более тяжелых фракций углеводородов. Соответственно, те из них, что легче – сгорают быстрее и безболезненнее, а тяжелые горят дольше и образуют нагар на элементах двигателя. Но помимо самих углеводородов в бензине есть и другие вещества, не способствующие здоровью двигателя: смолы, примеси, присадки и добавки. Именно они по мере прохождения по топливному тракту и, в особенности, сгорания в цилиндрах двигателя, покрывают все, с чем имеют дело, нежелательными отложениями. И если в топливной магистрали ничего особенного не происходит, так как температура немногим выше атмосферной, то в горячем двигателе страдают не только цилиндры, поршни и прилегающие детали, но и устройства топливоподачи – форсунки.
Форсунка – устройство, впрыскивающее топливо в камеры сгорания двигателя, которое самым непосредственным образом влияет на то, как это топливо будет выполнять свои функции. Исправная и чистая форсунка распыляет топливо подобно простому бытовому баллончику со спреем, и, разумеется, форма распыляемой жидкости в этом случае – конусообразная.
Из этого легко понять основные характеристики форсунки, которые нас интересуют в этом отношении. Они просты: это угол распыления топлива и размер микрокапелек, образующихся при этом. Вместе они формируют так называемый факел распыла, который тем лучше, чем лучше каждая из характеристик, указанных выше, ведь топливо будет сгорать быстрее и более полно в случае, если оно будет распылено на больший угол и с меньшим размером частиц.
Однако, вспомним о наших проблемах. При работе форсунки нагреваются, и с течением времени на рабочей части сопла появляется налет тех веществ, о которых мы говорили в начале. Результат очевиден: факел распыла меняет свою идеальную конусообразную форму, топливо распыляется хуже, либо вообще начинает впрыскиваться струйкой, что не может не сказаться на характеристиках двигателя. Отсюда и проистекают проблемы: повышенный расход (система управления двигателем пытается компенсировать ухудшившееся сгорание количеством подаваемого топлива) и потеря динамики вкупе с провалами при движении: топливо горит неравномерно, не позволяя обеспечивать заявленные характеристики двигателя.
В теории и практике обслуживания автомобилей есть операции, необходимость и периодичность которых вызывает сомнения. Чистка и промывка форсунок системы впрыска топлива одна из них. Редкий производитель указывает такую операцию в сервисных книгах и назначает ей интервал, но если послушать работников неофициальных сервисов, то промывать и чистить форсунки нужно чуть ли не каждые 20 тысяч километров, особенно «на нашем бензине». Для сервисных центров это выгодная рекомендация, потому что она обеспечивает их объемом работы, но не обязательно куда-то обращаться и кому-то платить, чтобы почистить форсунки. Это можно сделать и своими силами.
ФорсункиСуть топливной форсунки – распыление топлива либо во впускной коллектор, либо непосредственно в цилиндр двигателя. Конструкция это довольно примитивная: от электронного блока управления на форсунку подается небольшой ток, специальный механизм открывает сопла и из форсунки под давлением распыляется бензин. Его объем ЭБУ регулирует длительностью импульса, чем больше топлива нужно впрыснуть в мотор, тем дольше «открыта» форсунка. Количество впрыскиваемого топлива за интервал времени заранее подсчитано, поэтому автомобильный компьютер по времени импульса легко может рассчитать расход топлива.
Грязные форсункиКогда все нормально проблем нет, но со временем форсунка может забиться грязью и отложениями. Чаще всего это происходит из-за некачественного бензина, в котором много серы и различных присадок. Сечение, через которое проходит топливо, становится меньше, хуже работает механизм, который открывает и закрывает «проход» топливу. Форсунка начинает впрыскивать меньше бензина, чем необходимо, а главное — с распыла переходит на струю, серьезно ухудшая смесеобразование, необходимое для полного сгорания смеси и ровной работы мотора. Забитые форсунки проявляют себя рядом проблем:
1. Двигатель плохо заводится, особенно после стоянки.
2. Машина неустойчиво работает на холостом ходу, обороты постоянно прыгают, а по кузову идет вибрация.
3. Заметно падение мощности и увеличение расхода топлива.
4. Заметен «затык» или даже рывки при попытке резко ускориться.
Справедливости ради нужно сказать, что все эти проблемы могут быть вызваны кучей других причин, среди которых забитые форсунки не самая вероятная. Но при серьезной диагностике специалисты нередко начинают именно с промывки форсунок, прежде всего потому, что это относительно простая операция, а лучше исключать вероятные причины начиная с легких. Если очистка форсунок не помогла, тогда ищут более серьезные проблемы.
Казалось бы, лучше всего промывать форсунки прямо во время работы. Такая идея кажется выигрышной: всем известно, что лучше бороться с малыми засорами, чем решать проблему, когда форсунка вообще перестанет пропускать через себя бензин. Производители автохимии массово поддерживают такой порыв, и на полках магазинов можно найти большое количество промывателей топливной системы под брендами Винс, Хадо, Ликви Молли, Хай-Гир, РВС и другими, которые нужно добавлять в топливо и сжигать вместе с бензином.
На фото — средство Lavr для чистки форсунок инжектораПомогают ли они? Подтвердить или опровергнуть это трудно, ведь никто не знает, что происходит внутри. Может, эффект есть, а может и нет. Учитывая, что на бак автомобиля в зависимости от объема нужно купить таких средств на 400-1000 рублей, а одним баком делу не поможешь, нужно искатать 2-3, экономический смысл такой профилактики под вопросом – получается дешевле очистить форсунки, когда они забьются, чем лить разную химию во избежание потенциальных проблем.
Как же проводят очистку? Есть три распространенных способа, два из которых вполне можно применять в домашних условиях. Они не очень сложные, но для их реализации потребуется использовать техническую смекалку.
Суть первого способа – промывка форсунок специальной смесью на работающем двигателе. Для этого потребуется собрать простой стенд, который будет примитивным аналогом топливной системы автомобиля. Решить эту задачу можно разными способами, мы приведем самый популярный.
Для сборки стенда потребуется:
• Компрессор для подкачки воздуха
• Двухлитровая пластиковая бутылка
• Новый топливный фильтр
• Два автомобильных ниппеля
• Хомуты
• Шланг около метра длиной
Систему собираем в такой последовательности.
1. Пластиковую бутылку закрываем крышкой и просверливаем в ней два отверстия, одно на дне, а второе в крышке. Лучше использовать сверло диаметром 13 мм. В получившиеся отверстия вставляем ниппели, причем в крышку нужно вставить с выкрученным вентилем.
Самодельная система чистки форсунок. Фото — drive22. На ниппель, который вкручен в крышку, надеваем шланг и фиксируем хомутом.
3. На втором конце шланга крепим топливный фильтр и тоже фиксируем его хомутом.
4. В бутылку наливаем очиститель. Обычно для четырехцилиндрового мотора объемом 1,6-2 литра хватает одного литра состава. Самый популярный фирмы Винс (он хорош по соотношению цена/качество), но Хадо, Ликви Молли и Лавр тоже подойдут, просто они (особенно последний) дороже.
5. Прогреваем автомобиль, глушим, сбрасываем давление в топливной магистрали и отключаем ее от форсунок.
Система очистки готова6. Вынимаем предохранитель топливного насоса, чтобы его обесточить.
7. Если в топливной системе автомобиля предусмотрена обратка в бак, то ее нужно пережать или заглушить иным способом.
8. Подключаем шланг новособранной системы к форсункам.
9. Ко второму ниппелю в бутылке подключаем компрессор или обычный автомобильный насос с манометром и создаем давление в бутылке около трех атмосфер.
10. Подвешиваем бутылку под капотом, крышкой вниз, чтобы не держать в руках.
11. Заводим автомобиль и оставляем на холостых оборотах. Он будет работать на очистителе, который под давлением, созданным нами в бутылке, поступает на форсунки, проходит сквозь них и очищает.
12. Рекомендуется через 15 минут заглушить двигатель, дать составу немного разъесть загрязнения в форсунках, а потом завести снова и «дожечь» остаток жидкости.
13. После того, как вся жидкость будет выработана, нужно заглушить двигатель, разобрать стенд (при этом стравливать давление с бутылки нужно очень осторожно!), подключить к форсункам обратно топливную магистраль, вернуть питание топливному насосу и не забыть про обратку.
Система чистки форсунок на Лада ПриораНередко можно встретить рекомендацию после такой промывки поменять свечи, потому что на них образуется налет из очистителя, но этот момент факультативный – налет должен сам сойти через несколько 100-200 километров.
Такой способ очистки хорош дешевизной и относительно малой трудоемкостью. Банка промывателя стоит 300-500 рублей, рублей 100 придется потратить на ниппели и хомуты – вот и все траты. Минусы этого способа – мы не сможем оперативно узнать о качестве очистки, судить о ней можно будет лишь по косвенным признакам через несколько сотен километров.
Этот способ кажется более сложным, но он позволяет визуально оценить качество очистки и состояние форсунок, поэтому многие предпочитают именно его. Для промывки тоже нужно собрать небольшую систему, причем она даже проще, чем в первом варианте, но потребуется демонтировать форсунки, а это на некоторых автомобилях весьма непросто. Мы не будем останавливаться на этом вопросе подробно, информацию про демонтаж можно найти в книгах по ремонту, посвященных именно вашей модели автомобиля.
Для этого способа очистки можно использовать любой состав, на котором написано «промывка карбюратора» или «промывка инжектора», подойдут даже отечественные препараты за несколько сотен рублей за флакон. Принципиальную разницу с дорогими средствами заметить будет непросто. Обычно двух флаконов хватает на все форсунки.
Для промывочной системы потребуется:
• Медный провод с изоляцией, не меньше метра длиной
• Хомуты
• Кусок шланга, походящий по диаметру к распылителю на баллончике с очистителем
• Электрическая батарейка напряжением не менее 9В или запасной автомобильный аккумулятор
Схема работы очень простая.
1. Одеваем один кусок шланга на распылитель очистителя, а второй на форсунку (с которой предварительно снимаем резиновый уплотнитель). Возможно, диаметры не совпадут, тогда нужно будет придумать какой-нибудь переходник, вырезав его, например, из колпачка баллона с очистителем. Подойдут даже самые примитивные переходники, ибо большого давления в такой системе не будет.
Так выглядит система2. Зачищаем изоляцию на проводе и подаем на форсунку плюс и минус с источника питания. Лучше использовать батарейку, потому что обычно форсунки работают с напряжением 9В, с автомобильным аккумулятором (у которого, напомним, 12В) система тоже будет работать, но есть небольшой риск оплавления внутренностей форсунки от долгой работы. После того как мы подадим напряжение на форсунку она должна открыться, что будет хорошо слышно благодаря щелчку.
3. Жмем на распылитель баллончика, жидкость, пройдя по шлангу, попадет в форсунку, а потом начнет проходить через выходные сопла. По форме «выхлопа» делаем выводы о загрязненности форсунки. Главный плюс этого метода — мы можем контролировать качество очистки. Из загрязненной форсунки будет вырываться просто струя, нужно чистить до тех пор, пока средство из сопл не начнет распыляться. В запущенных случаях можно и нужно делать перерыв, давая электрической части форсунки «отдохнуть», а чистящему составу немного «отмочить» наросты. Так нужно обработать каждую форсунку. Потом их нужно установить на автомобиль.
Чистим форсункуСовет: жидкость для промывки очень едкая, и крайне нежелательно, чтобы она попадала на кожу, так что необходимо позаботиться о защите рук и тела, с помощью перчаток и какой-нибудь спецодежды.
Нужно признать, что этот способ очистки непрост. Он требует демонтировать форсунки, а потом еще и каждую почти вручную долго мыть до полной очистки, зато с ним вы можете убедиться в эффективности очистки и понять, если она не помогла. Это очень хороший бонус.
Грязная и чистая форсункиЧистка ультразвуком считается самой эффективной. Мы о ней подробно не рассказываем, потому что доступна она только в условиях станций техобслуживания (да и то далеко не всех). В зависимости от сервиса и количества цилиндров за такую чистку могут взять от 2 до 5 тысяч рублей. Разумнее всего попробовать к ней прибегнуть, когда описанные выше способы промывки не помогли. Постоянно чистить ультразвуком не рекомендуется – есть мнение, что из-за агрессивного воздействия ультразвука внутренности форсунки начинают быстро разрушаться.
Интервал очистки форсунок вопрос очень непростой. Они забиваются, спору нет, но попытка ввести какие-то усредненные параметры кажется утопичной – кто-то часто сталкивается с проблемами, а кто-то ездит сотни тысяч километров и в топливную систему не заглядывает. Слишком много параметров на это влияет. Так что мы бы не стали рекомендовать промывать форсунки просто так, без веских на это причин. Ну, а если повод появится, всегда можно осуществить промывку своими силами – и дешевле, и качественнее, и можно самому понять, если форсунки пора менять.
Форсунки, с помощью которых топливо впрыскивается в цилиндры двигателя, называемые также инжекторами, постепенно засоряются. Их отверстия имеют малый диаметр. Смолы, содержащиеся в топливе, при горении оседают на головке цилиндров, на донышках поршней, на инжекторах.
При этом диаметр отверстий последних уменьшается. В результате в цилиндр поступает меньше топлива. Оно не распыляется, поскольку форма отверстия изменилась. Работа двигателя ухудшается.
Условно процесс загрязнения распылителей делят на три стадии:
1). При первой, малой, происходит увеличение расхода горючего, хотя работа двигателя остается нормальной.
2). При второй, средней, отмечается существенный рост расхода горючего. Движок дает эффект «подтраивания». Отмечается неравномерность выхлопа. Машина хуже разгоняется. В выхлопе присутствует посторонний запах.
3). При третьей, сильной, двигатель работает неустойчиво. При холостом ходе возможна остановка его работы, или работа отдельных цилиндров. Возможны хлопки в воздушном фильтре. Сильно ухудшается динамика разгона, заметно возрастает расход горючего.
Избежать загрязнения клапанов невозможно. Поэтому приблизительно раз в тридцать тысяч километров пробега следует их прочищать. Эта операция выполняется с помощью ультразвука или с использованием специальной жидкости.
Второй способ проще, и при некоторых навыках все можно сделать самостоятельно, даже не снимая инжекторы. Операция выполняется с помощью специального аппарата, который обеспечивает подачу промывочной жидкости к инжекторам. То есть выполняет роль топливного насоса.
Еще по теме: Масла для гидравлических систем
Обязательное условие – подачу горючего следует отключить. Иначе активный состав попадет в бензобак. На его стенках имеются отложения. Реагент их растворит. Затем засорится топливный фильтр бензонасоса. Результат – бензонасос придется сменить и выполнить очистку ультразвуком.
Реагенты, находящиеся в промывочной жидкости, растворяют смолы, отложившиеся в инжекторах, а также налет с клапанов, и со стенок цилиндров. Операция продолжается полчаса. За это время инжекторы будут очищены полностью.
Для их промывки нужно смонтировать систему, подобную используемому в таких случаях стенду. При этом потребуются два баллончика с промывочной жидкостью.
Нужен отрезок шланга, приблизительно 15 сантиметров в длину. Пара хомутов. Кроме того, потребуется:
Последовательность действий:
От аккумулятора отсоединяется провод, идущий на массу. Выполняются операции по извлечению распылителей. То есть снимается воздушный фильтр, блок дроссельной заслонки, коллектор, трос акселератора и коробки передач, шланг сапуна и подогрева БДЗ.
Снимаются все фишки форсунов и шланги, подсоединенные к коллектору. Чтобы горючее не попало на рампу, откручивается обратка его подвода рядом с бачком рулевого гидроуселителя. После этого можно снять рампу и достать форсунки.
Еще по теме: Свойства трансмиссионных масел, применение
Следующий этап. Шланг с помощью хомутов крепится к форсунке и трубке, имеющейся на крышке баллона со специальной жидкостью. Для выхода ее из форсунки нужна емкость.
Красный провод зарядки присоединяется к кнопке, второй – с контактом форсунки. Чтобы не сжечь катушку, имеющуюся в форсунке, в собранную цепь подключается 12-вольтовая лампа.
Проверить работу собранной схемы достаточно просто. Надо лишь надавить на кнопку. Лампа загорится и послышится слабый щелчок.
Далее надо надавить на кнопку, имеющуюся на баллончике, за счет чего в шланге будет создано давление. Затем включить питание собранной цепи. Такую операцию следует проделать несколько раз, добиваясь, чтобы струя из форсунки имела ярко выраженный конус, и стала однородной.
После того, как промыты все форсунки, следует провести обратную сборку. Она выполняется в обратной последовательности к той, которая приведена выше.
Существует и способ, при котором форсунки промываются непосредственно в системе ДВС. Для этого следует отключить от мотора топливную систему. Затем в пластиковую бутылку (достаточен объем в 2,5 литра) наливается промывочная жидкость (100 гр на 500 граммов его объема).
Туда же наливается бензин (примерно половина от объема жидкости). Вместо пробки на горлышко бутылки одевается шланг. В шланг должен быть врезан бензонасос. Когда такая система собрана, мотор надо запустить. Это делается несколько раз, чтобы сбросить в системе давление.
Еще по теме: InnAqua System антигрязь, антидождь, антиналедь
Затем надо снять шланг, по которому бензин поступает к форсункам, подсоединив вместо него собранную схему. Предварительно, после прогрева двигателя, следует убрать предохранитель, находящийся в цепи бензонасоса.
Еще одна операция – в шланг обратки вставляется заглушка (можно болт 10 миллиметров в диаметре).
После проверки герметичности соединений надо завести двигатель. После 5-и минут работы, следует остановка также минут на 5. За эти минуты отложения в форсунках размокнут. Далее ДВС вновь запускается, и продолжает работать примерно полчаса.
Последний этап – собранная система отсоединяется от мотора. Штатная система подсоединяется. Предохранитель бензинового насоса ставится на место. Желательно сменить свечи и сбросить ошибку ЭБУ.
Среди подобных составов к числу наиболее популярных относятся:
Отличающаяся универсальностью Liqui Moly. Ее можно использовать, когда требуется промыть форсунки любого автомобиля. Недостаток – на головке цилиндров и клапанах нагар не убирается.
Хорошо очищающая и удаляющая нагар Wynn’s. Используется, если автомобиль изготовлен не позже 2002 года. Но все же желательно убедиться, что ею можно промывать форсунки конкретной модели авто.
Carbon Clean можно назвать чем-то средним между двумя рассмотренными выше.
Хороший эффект дает жидкость Лавр. Она имеет почти тот же состав, что и Wynn’s. Единственное серьезное отличие – цена Лавр намного выше при таком же эффекте.