Большинство узлов и агрегатов современных автомобилей имеют значительный ресурс. При правильном обслуживании их ремонт приходится производить довольно редко. Но это вовсе не означает, что при появлении симптомов неисправности имеет смысл откладывать посещение сервисного центра на более поздний срок.
Напротив, чем раньше будет устранена поломка, тем меньше средств придётся потратить на ремонт. Ведь одна, даже незначительная, на первый взгляд, деталь, будучи неисправной, оказывает негативное воздействие на множество других компонентов конструкции.
Вышедший из строя подшипник передней или задней ступицы не просто влияет на техническое состояние автомобиля, ухудшая его эксплуатационные качества, возникает риск разрушения конструкции крепления колеса прямо в движении.
Такая поломка ведёт к потере управления автомобилем и, как следствие, аварии, последствия которой могут стать самыми тяжёлыми.
Чтобы этого не произошло, нужно своевременно реагировать на появившиеся тревожные симптомы и незамедлительно принимать меры.
Чаще всего о том, что деталь пора менять, сигнализируют два основных симптома:
1. Осевой либо боковой люфт колеса, появление которого нередко сопровождается возникновением ряда сопутствующих проблем:
2. Шум (гудение) в районе ступицы, тональность которого изменяется в зависимости от скорости. Неопытные водители часто приписывают эти звуки особенностям протектора шин или нарушению регулировок развала-схождения.
Убедиться в причине неисправности можно, выполнив ряд несложных действий.
Действуйте последовательно, и тогда вы сможете исключить возможность ошибки даже в том случае, если выполняете такую работу впервые.
Если обнаружите люфт, придётся проверить затяжку гайки ступицы.Тут не обойтись без воротка с большим плечом, динамометрического ключа, рассчитанного на значительные усилия, и подходящего размера торцевой головки.
Важно иметь под рукой и техническую спецификацию вашего автомобиля, в которой указан момент затяжки гайки ступичного подшипника. Последовательность действий такова:
Если момент соответствует величине, указанной в спецификации, а люфт остался, подшипник придётся заменить.
Но бывает и так, что люфта нет, а есть лишь гул, подтверждающий наличие неисправности. Как определить, какой подшипник ступицы гудит? Задача непростая.
Из-за резонирующих эффектов сделать это, находясь на месте водителя, не всегда возможно. Снова придётся звать помощника и идти на хитрость. Возможны варианты:
Оба варианта такого рода диагностики требуют определённых навыков.
Установив, какая деталь подлежит замене, можно приступать к работе, сложность которой напрямую зависит от особенности конструкции автомобиля. Придётся учесть:
Встречаются детали различной конструкции:
Встречаются два варианта комплектации и поставки детали:
Следует принять во внимание тот факт, что наиболее распространены сейчас автомобили с приводом на передний мост. Условия и последовательность проведения ремонтных операций мы будем описывать именно для машин такой компоновки.
Автомобили различных производителей имеют свои конструктивные особенности, которые придётся учитывать в ходе выполнения работ. Мы же опишем лишь общие принципы и последовательность выполняемых операций. Действуем так:
Теперь вы знаете, как производится замена переднего ступичного подшипника переднеприводного автомобиля. Но это теория. А практика потребует от вас сил, терпения и наличия хорошего специализированного инструмента.
Без этого не стоит даже начинать. И ещё. Такую работу следует производить вдвоём.
Дело тут не только в требованиях безопасности. В некоторых ситуациях двух рук будет просто недостаточно.
При проведении работ необходимо придерживаться следующих правил:
Особого смысла повторяться нет. Порядок выполнения необходимых операций во многом совпадает с уже описанной последовательностью. Отличия будут следующие:
Учитывая это, замена заднего ступичного подшипника производится несколько проще, чем переднего.
На автомобилях, имеющих полный привод, разница будет и вовсе минимальна. Учитывая конструктивные особенности техники, иногда для извлечения ШРУС имеет смысл отвернуть приводной вал от редуктора, а рычаг или амортизаторную стойку оставить на месте.
В случае если приходится иметь дело с неразрезным задним мостом и барабанной тормозной системой, замена подшипника задней ступицы выполняется иначе. В такой комбинации, чаще всего, используют конические роликовые подшипники, доступ к которым вы получите, сняв тормозные барабаны и колодки.
У некоторых машин даже ступица изготавливается заодно с барабаном. Но такое устройство встречается всё реже и, будучи владельцем легкового автомобиля, вы едва ли с ним столкнётесь.
Постараемся ответить на несколько связанных с темой и наиболее часто встречающихся вопросов, которые задают автовладельцы.
К устранению неисправности необходимо преступать без промедления. По внешним признакам сложно судить о степени износа детали. А шанс столкнуться с неприятностями весьма высок. Наиболее вероятно, что в результате механических повреждений или перегрева ступицу просто заклинит.
Это чревато потерей управления и аварией, особенно на высокой скорости. Но даже износ резины, вибрации на руле или повышенный расход топлива – достаточные основания для того, чтобы посетить сервисный центр.
Учитывая особенности конструкции современных деталей, смазанных уже на заводе и имеющих защитные пыльники, в этом вопросе нет особого смысла.
Но если, заглянув за пыльник, вы засомневались в достаточном количестве положенного изготовителем лубриканта, можете воспользоваться практически любой качественной смазкой.
Важно, чтобы были соблюдены следующие требования:
Ремонт рулевой рейки своими руками автомобиля ВАЗ2114 - здесь больше полезной информации.
Этим требованиям соответствуют литиевые смазки и лубриканты с содержанием молибдена.
А вот составов с высоким содержанием цинка или железа рекомендуется избегать – они ускоряют процессы разрушения ступичных подшипников. Категорически нельзя использовать смазки, содержащие графит – у них совсем иное назначение.
Вас заинтересует эта статья - Замена задних и передних тормозных колодок.
Характеристики лубрикантов, используемых для работы в шарнирах равных угловых скоростей (ШРУС), также недостаточно высоки. Такие материалы не рассчитаны для эксплуатации в высокоподвижных соединениях и элементах конструкции.
Если используемые запасные части имеют необходимое качество, работа сделана правильно, а машина эксплуатируется бережно, то ходимость ступичных подшипников составляет 100 тыс. км и более. Но, как только появились первые признаки неисправности, немедленно отправляйтесь на диагностику. Иногда продлить срок службы детали можно, лишь вовремя подтянув ослабшую гайку.
Важной деталью ходовой части автомобиля является ступица колеса. Для ее свободного вращения на оси, в ней помещается подшипник. В процессе эксплуатации он снашивается и становиться необходима замена ступичного подшипника. Сигналом того, что ступичный подшипник изношен могут служить хруст, вибрация и отклонение автомобиля с курса при прямолинейном движении.
На фланец ступицы крепится колесный диск или непосредственно обод колеса. На нее также устанавливаются элементы тормозной системы. Если закрепленные на ступице колеса ведущие, она выступает частью автомобильной трансмиссии. Ступица переднего поворотного колеса является элементом рулевого управления. Диаметр ступицы значительно больше, чем у ее внутреннего отверстия, куда запрессовывается подшипник. Ее длина обычно превышает диаметр этого отверстия.
Высокая прочность и конструкция ступицы не требует ее частой замены. В то же время замена ступичного подшипника впрессованного в нее, должна производиться чаще. Эта деталь удерживает вместе с другими такими же подшипниками вес машины, обеспечивая вращение колес. В ступицах ведомых осей, не испытывающих больших нагрузок, обычно применяются конические однорядные подшипники. Для ведущих применяют конические подшипники с двумя рядами, которые выдерживают вдвое большую нагрузку, чем однорядные.
Ступичные подшипники имеют закрытую конструкцию, что предполагает их использование до почти полного износа. Они не нуждаются в замене смазки. Однако своевременная замена ступичного подшипника необходима, прежде всего, потому, что он обеспечивает безопасное движение, под действием серьезных радиальных и боковых нагрузок.
Ступичный подшипник непосредственно влияет на способность автомобиля уверенно двигаться по дороге, не подвергая опасности людей, находящихся в машине и за ее пределами. Если хотя бы один из таких подшипников выходит из строя, возникает риск неуправляемости автомобиля и аварийной ситуации. Чтобы вовремя понять, нужна ли замена ступичного подшипника, следует каждые пару недель покачивать двумя руками каждое колесо для обнаружения люфта или посторонних звуков.
Верными признаками того, что необходимо заменить ступичный подшипник, являются:
Причинами таких явлений могут быть потеря смазки из-за высокой температуры, вымывание, если автомобиль часто преодолевает водные препятствия. В корпус подшипника может попасть мелкий песок и пыль, имеющие абразивный эффект.
В любом варианте стоит задуматься о том, как поменять ступичный подшипник. Ведь его износ так же влияет на биение руля при движении автомобиля. Обычно эту процедуру проводят после 110-130 тысяч км. пробега. Однако этот показатель может меняться в зависимости от условий эксплуатации машины и стиля ее вождения. Считается, что каждая четвертая машина с пробегом свыше сотни тысяч километров требует особого внимания к состоянию таких подшипников. Чтобы не допустить возникновение проблем с ними, следует сделать правилом для владельцев автомобилей регулярную диагностику ступичных подшипников своими силами или пользуясь услугами автосервиса.
При этом важно помнить, что попытки самостоятельно ремонтировать или как подешевле заменить подшипник ступицы, ни к чему хорошему не приведут, поскольку он ремонту не подлежит. При выходе из строя, его нужно просто заменить.
Чтобы заменить ступичный подшипник своими руками, нужно быть предельно осторожным и свои силы не переоценивать. В условиях СТО это сделать значительно проще и быстрее. В большинстве таких предприятий работают опытные мастера, которые пользуются профессиональными инструментами для того чтобы выбить подшипник из ступицы.
Приняв решение о проведении работ своими силами, необходимо ответить на вопрос, как снять ступичный подшипник и каким образом взамен него поставить новый.
Для этого необходимо приготовить:
Перед началом работ следует детально продумать, как лучше снимать подшипник ступицы. Делая это впервые, лучше пригласить помощника. Особого внимания при подготовке заслуживает съемник ступичного подшипника. С его помощью можно аккуратно снять подшипник, не повредив колесо и другие детали машины. С его устройством и принципом работы лучше ознакомиться заранее. Обычно у такого съемника подшипника ступицы достаточно простое устройство.
В его основе металлический стержень и соединенные с ним две-три металлические лапы. Их концы загнуты внутрь. Лапы удобно перемещать по стержню для удобства захвата. Их можно разворачивать, чтобы вынимать подшипник или другие детали.Используя имеющиеся в комплекте хомуты, поврежденный подшипник снимается легче. Для снятия прикипевших подшипников на СТО может применяться как механический так гидравлический съемник для снятия ступичного подшипника. Работа с приспособлением для съема подшипников требует внимательности и аккуратности. Здесь кувалда и выколотка недопустимы, т.к. посадочное место на ступице может быть повреждено.
Решая, как заменить передний ступичный подшипник, следует учитывать его месторасположение. Ведь именно передняя подвеска – главная часть, влияющая на управляемость машины. Поэтому лучше делать эту работу с использованием съемника, помогающего без проблем снять такой подшипник. Прежде всего, нужно зафиксировать автомобиль в удобном для работы положении. Поставить на первую передачу и подложить под колеса упоры, затянуть ручник.
Замена переднего ступичного подшипника требует тщательной подготовки рабочей зоны. Следует внимательно осмотреть детали, с которыми предстоит иметь дело, прикинуть, как лучше снимать подшипник, подготовить необходимые инструменты. Следует принять во внимание, что на передних ступицах ведущих колес может устанавливаться по два подшипника.
Чтобы заменить подшипник ступицы на переднем колесе, необходимо:
Завершив работы, сделать пробный заезд для проверки наличия шумов в подшипнике. После этого еще раз проверить наличие люфта в рулевом управлении. Существуют и другие способы как заменить передний ступичный подшипник. Может использоваться метод выколачивания с помощью обрезка трубы подходящего диаметра, нагрев ступицы и пр. Они требуют внимания и осторожности.
Опытные автомастера знают, как заменить задний ступичный подшипник. Эта процедура значительно проще, чем при замене переднего. Ступицы этих подшипников на задней независимой подвеске практически такие же, как передние. Разница только в отсутствии поворотного кулака. Вид подшипника может меняться в зависимости от модели машины.
Перед тем как заменять подшипник на задней ступице, нужно как обычно снять колесо и тормозной барабан, открутить ступичную гайку. Тормозные колодки можно не трогать. После снятия ступицы с помощью съемника подшипник вынуть из посадочного места. Замена заднего ступичного подшипника проводится после внимательного осмотра отверстия, в котором он находился, его очистки, удаления возможных заусениц.
Ступица должна быть очищена от пыли и грязи, старой смазки. Задний ступичный подшипник надо заменять только после выполнения этих процедур и смазки литолом посадочного места подшипника. Для этого необходимо с помощью съемника подшипник запрессовать до упора и поставить стопорное кольцо. Смонтировать в обратном порядке весь узел. Обильно наполнить смазкой место посадки подшипника. Закрыть его заглушкой, посаженной на герметик.
Замена ступичных подшипников на разных автомобилях может отличаться. Автомобили современных марок могут оснащаться различными легко повреждаемыми электронными устройствами, которые следует снимать при замене подшипника. Поэтому, если Вы не являетесь высококвалифицированным автослесарем, эту работу лучше поручить мастерам автосервиса.
Так же стоит сделать развал схождение после замены ступичного подшипника. Выставленный сход развал позволит улучшить удержание автомобилем дороги на поворотах и прямых, убрать вибрацию, а так же уменьшит износ покрышек и расход топлива. Еще вибрация может появляться из-за криво вставленного подшипника. Для ее устранения нужно вновь выбить подшипник и проверить затяжку колесных гаек.
Подшипник ступицы переднего колеса (ступичный подшипник – далее «СП») – входит в состав рулевого управления, подвески, тормозной системы автомобиля. Вместе со ступицей образуют узел, соединяющий ось, поворотный кулак, колесо. Подшипник запрессован в ступицу, которая или запрессована в гнездо кулака, или соединена с ним через фланец. Такая сборка образует единый корпус.
Новые автомобили снабжены неразборным ступичным подшипником. Заводская сборка гарантирует срок службы ступичного узла без замены 100 000 км, даже больше.
Подшипники ступицы в сборе для автомобильных колес состоят из опорных колец, тел качения и сепараторов, и схожи со стандартными подшипниками качения. Производители, данные детали именуют так:
ПОДШИПНИКИ СТУПИЧНЫХ УЗЛОВ
Ступичные узлы первого поколения (HUB I), второго поколения (HUB II), и третьего поколения (HUB III) отличаются друг от друга по используемым в них подшипникам и периферийным компонентам.
Кроме того, их конструкции классифицируются по условиям работы (вращение по наружному или внутреннему кольцу) и расположению компонентов (для ведущих или не ведущих колес). Кроме того эксплуатируются и производится автомобили со ступичными узлами, состоящие из двух однорядных подшипников, но об этом будет рассказано далее.
Ступицы переднего колеса имеют разные типы подшипниковых узлов. Рассмотрим конструкцию, где внешняя обойма является общей для каждого из рядов подшипникового блока (ролики, или шарики), а внутренняя разделена на 2-части.
Тип необслуживаемого подшипника ступицы переднего колеса исключил регулярную смазку и регулировку люфта. Заводские уплотнительные кольца герметизируют сепаратор, шарики от попадания грязи, пыли, воды. Есть со встроенными кольцами ABS и без них. Фото 1.
Сборка состоит: из общей наружной обоймы, двух отдельных внутренних обойм с сепараторами. В комплект запасных частей входит:
Типовая схема установки и расположения на примере ВАЗ 2110
Встречается на передних колесах автомобилей ВАЗ, УАЗ Патриот, старых моделях Фиат. Используются на заднепроходных авто с небольшим крутящим моментом на оси. Они относятся к обслуживаемым подшипникам, требуется периодической регулировке и смазке.
Схема расположения деталей поворотного кулака на примере ВАЗ 2107
У современных автомобилей ступичный подшипник необслуживаемый. Внутренняя и внешние обоймы находятся в корпусе ступицы, интегрированы во фланцы. Один крепится к кулаку, на второй надевают тормозной диск и колесные болты. Фото 3.
Эта конструкция используется как для ведомых, так и для не ведомых колес. Внимание! В случае применения с приводным колесом внутреннее кольцо (обойма) имеет шлицы для включения приводного вала.
Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.
Типовая схема установка и расположения на примере Шевроле Круз:
Определять неисправность необходимо в гараже и на вывешенных колесах по следующей методике:
Проектируя автомобиль, производители подбирают ступичные подшипники, соответствующие осевым и радиальным нагрузкам, превышать которые не рекомендуется.
Рассмотренные выше конструкции ступичных подшипников установлены на передние оси и имеют в зависимости от конфигурации узла, имеют различную технологию замены.
Так же имеются несколько методик ремонта:
ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:
На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:
Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!
В данной статье для примера взят автомобиль Ауди 80. Рассмотрим процесс ремонта с помощью пресса и съемника, со снятием стойки и без снятия.
Требуемые инструменты для замены:
Такой способ применяют чаще специализированные автосервисы. Если хотите сэкономить, то есть услуга сборки и разборки отдельных узлов и агрегатов. Вы можете доставить проблемный узел и выполнить ремонт, обойдется дешевле, а затем самостоятельно установите на свой автомобиль. Есть дешевые винтовые съемники их можно купить или сделать самостоятельно. Далее рассмотрим процесс ремонта со съемником.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Все конструкции СП имеют основные размеры, по которым их можно идентифицировать типоразмер для подбора и идентификации. В таблицах и эскизах представлены два основных типоразмера деталей, приведены параметры и их расшифровка
1 | d | Внутренний диаметр внутреннего кольца (мм) |
2 | D | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
3 | B | Ширина наружного кольца (мм) |
4 | b | Ширина внутреннего кольца (мм) |
5 | rx (мин.) | Координата (Х) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
6 | ry (мин.) | Координата (Y) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
7 | ℓ | Расстояние между точками Приложения нагрузки (мм) |
8 | m | Приблизительная масса (кг) |
9 | Ga | Осевой зазор (мм) |
1 | d | Внутренний диаметр внутреннего кольца (мм) |
2 | Dw | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
3 | Df | Наружный диаметр фланца (мм) |
4 | D | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
5 | Bi | Ширина наружного кольца (мм) |
6 | Pb | Диаметр окружности центровых отверстий болтов на фланце (мм) |
7 | Ba | Ширина наружного кольца с фланцем (мм) |
8 | b | Ширина внутреннего кольца (мм) |
9 | rx (мин.) | Координата (Х) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
10 | ry (мин.) | Координата (Y) монтажной (мм)внутреннего кольца фаски |
11 | ℓ | Расстояние между точками приложения нагрузки (мм) |
12 | m | Приблизительная масса (кг) |
13 | Количество болтов в фланце наружного кольца (шт) | |
14 | Ga | Осевой зазор (мм) |
Большая часть зарубежных производителей используют собственные обозначения для СП, которые классифицируют габаритные размеры, типы и коды спецификации. Ниже приведены примеры таких обозначений от компании NSK:
256908ЕС17 - Радиально-упорный шарикоподшипник
Предназначен различной сельскохозяйственной техники отечественного производства (в том числе современной). В прошлом устанавливался на автомобили «Москвич».
Так же следует отметить, что на рынке автозапчастей используется каталожные номера деталей, в том числе подшипниковых узлов. Все узлы и детали в автомобиле нумеруются на заводе изготовителе, поэтому зачастую в каталогах и интернет-магазинах автозапчастей используют поиск запчастей по ВИН номеру автомобиля.
На представленной ниже фотографии показан шарикоподшипник для автомобилей семейства LADA KALINA и SAMARA. Как видите, на упаковке обозначены номера детали из спецификации завода производителя автомобиля (АВТОВАЗ), но на самом деле внутри лежит шарикоподшипник с маркировкой по ГОСТу 6-256707 (см. маркировку на фото).
Выбирая производителей, обратите внимание на комплектацию запасных деталей. Колесные болты, ступичные гайки подвержены высоким нагрузкам, износу резьбы.
Ремкомплект внутренней и наружной опоры переднего ступичного узла автомобилей ВАЗ помимо необходимых однорядных конических роликоподшипников, обойм, колец, сальников, гаек, поставляет потребителю еще и смазку.
Гайки бывают с левой и правой резьбой. На левую сторону ставят правую гайку с левой резьбой, а на правую сторону – наоборот.
В ремкомплект передней ступицы, как правило, входят:
Проверяйте комплектацию, особое внимание обращайте на качество сальников (уплотнений). Именно из-за них происходит утечка масла и попадание воды, пыли, грязи.
RareMax AF-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
6459 Grease N | Showa Shell Sekiyu, K.K. | Карбамид | Минеральное масло |
Pyronoc Universal N-6C | Nisseki Mitsubishi Oil Corporation | Карбамид | Минеральное масло |
HB-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
Ronex MP | Exxon/Mobil | Литий | Минеральное масло |
В данной статье Вы ознакомились с передними СП, их применением и конструктивными исполнением. В материале описана типовая инструкция по замене и ремонту ступичного узла, так же даны ссылки на статьи по замене СП на конкретных моделях автомобилей.
Из изученного материала можно сделать вывод: для правильного выполнения замены ступичного узла не обязательно обращаться к механику или в автосервис, достаточно изучить вопрос самостоятельно и произвести ремонт без траты денежных средств.
На нашем сайте имеется много полезной информации по данной теме:
В процессе эксплуатации автомобиля приходится не раз сталкиваться с такой проблемой, как гул, идущий от колеса при движении.
Наверное, каждый автомобилист встречался с таким явлением, как неприятный гул от переднего колеса при движении. Причем, чем выше скорость, тем устрашающе он звучит. Причиной его появления может быть только выход из строя подшипника передней ступицы. А это значит, что его нужно менять.
Что может произойти, если своевременно этого не сделать? Постепенно внутреннее содержимое подшипника превратится в пыль, внутренний обод сломается, а колесный диск, вынужденный при движении вращаться под воздействием привода в один прекрасный момент срежет болты, благодаря которым он закрепляется на ступице. А дальше, надеюсь, не стоит расписывать, к чему приводит отвалившееся в скоростном режиме переднее колесо. Поэтому появление первых звуковых подозрений на неисправный подшипник должно быть поводом для проверки догадки и замены.
Проверить догадку довольно просто. Достаточно приподнять домкратом исследуемую сторону автомобиля и проверить состояние подшипника таким образом: ухватиться за колесо двумя руками с диаметрально противоположных сторон и произвести колебательные движения не по оси вращения, а по месту стояния. Если колесо легко поддается усилиям рук в сопровождении легкого похрустывающего звука, значит причина гула действительно в подшипнике.
Заменить его самостоятельно может каждый, даже неопытный автолюбитель. Рассмотрим на примере переднеприводных автомобилей отечественного производителя.
Первый этап заключается в выборе достойной замены неисправного подшипника. Торговая сеть щедро предлагает несколько вариантов. При всем богатстве ассортимента, лучше всего обратить внимание на самарские и вологодские изделия. Советую избегать китайских аналогов, так как послужат они недолго, а цена примерно такая же.
Второй этап – это подготовка необходимого инструмента и автомобиля к проведению операции. Из инструмента понадобится обязательно балонник для снятия колеса, специальный съемник для монтажа подшипника, обрезок трубы для выбивания ступицы, накидные ключи на 19 и 17 и головка на 30 с хорошим и крепким воротком. Подготовка автомобиля заключается в установке на стоп ручного тормоза и перевод коробки передач в позицию первой скорости.
Третий этап. Ослабляем дисковые болты и головкой на 30 окручиваем крепежную гайку на ступице, которая удерживает подшипник. Далее, при помощи отвертки и ключа на 17 освобождаем суппорт и подвязываем его, чтобы не болтался на тормозном шланге. После откручиваем тормозной диск и снимаем его со ступицы.
Далее процедура замены подшипника может пойти по двум сценариям. Первый из них подразумевает его замену без съема поворотного кулака. Данный вариант для многих более выгоден, ведь не приходится трогать болты развала. Но только для тех, у кого имеется оборудованный смотровой ямой гараж или хотя бы небольшая эстакада. Операция по замене подшипника таким методом считается наиболее легкой.
Второй метод замены подшипника легче и удобнее, так как все основные работы проходят в удобной позе и на верстаке, но здесь появляется проблема с автоматическим нарушением развала. Его, в принципе, легко избежать, если оставить метки положения регулировочных болтов и поворотных кулаков к стойке. Потом, когда приступим к сборке, будем добиваться совпадения оставленных меток.
Операция по второму методу проводится также поэтапно:
1. После установки выше описанных меток, выбиваем и откручиваем болты крепежа, принадлежащие поворотному кулаку. Снимаем крепежные болты с нижней шаровой и вынимаем поворотный кулак.
2. Приступаем к выбиванию ступицы с подшипника. Для этого используем обрезок трубы подходящего диаметра. Снимаем стопорное кольцо, далее, в тиски на верстаке устанавливаем специальный съемник, посредством которого потом и впрессовываем сам подшипник.
3. Посадочное место, которое находится в поворотном кулаке, смазываем и запрессовываем новый подшипник, устанавливаем стопорное кольцо и возвращаем поворотный кулак на родину.
4. Последующая сборка производится в обратной последовательности.
Ступицей называют основной элемент вращающегося механизма колеса; она надевается на вал либо на ось и соединяется со спицами или ободом. Является соединительной деталью, способствует исправному вращению колеса. Тормозная система также связана со ступичным механизмом. Подшипник ступицы передней служит для улучшения ее соединения с осью и является ключевым компонентом ходовой. Подлежит замене практически на любом ТС, за исключением моделей, у которых ступица меняется в сборе. Если замена компонента не производится вовремя, автомобиль теряет управляемость, что грозит серьезным ДТП.
В систему автомобиля устанавливаются ступичные подшипники качения, которые могут быть шариковыми и роликовыми, а также иметь различную форму. Между ступицей и осью передних колес большинства современных ТС устанавливаются по два однорядных конусовидных компонента.
Подшипник ступицы переднего колеса имеет:
А вот с элементами переднего колеса дела намного хуже. Основные элементы – кассета, ролики, внешнее / внутреннее кольцо – закрываются сальником. Из-за особенностей конструкции механизма полноценную защиту пыльники предоставить не в состоянии – из-за этого элемент сильно изнашивается. Плюс к тому подвеска автомобиля и ступичный подшипник испытывают высокие нагрузки во время движения, что сказывается на их сроке службы и тоже способствует износу.
Первым признаком проблемы считается появление посторонних шумов в районе передних колес. Чтобы точно выяснить, действительно ли проблема в износе, необходимо провести диагностику.
Проверка проводится так:
Если во время проверки обнаружились какие-либо отклонения, то состояние подшипника такое, что он требует немедленной замены. Откладывать процедуру «на потом» рискованно – при сильном износе машина может полностью потерять управление, лишиться колеса на полном ходу.
Если при проведении диагностики обнаружен люфт колеса, его нужно устранить, просто отрегулировав осевой зазор. Процедура производится с помощью регулировочной гайки, которая затягивается в нужном положении. При регулировке заложите новую смазку.
На износ переднего подшипника в основном влияет эксплуатация автомобиля; ресурс составляет в среднем от 100 тысяч км пробега. Второй немаловажный фактор – ударные нагрузки. Конструкция ходовой такова, что езда по неровному дорожному полотну способна значительно снизить срок службы ступичного подшипника – они очень чувствительны к любым ударам.
Обязательной замене подлежат необслуживаемые элементы при обнаружении люфта и посторонних шумов. В том случае, когда во время диагностики слышится характерный звук, её тоже нужно менять – регулировка теряет смысл, так как вышел из строя сам подшипник.
Сама процедура не представляет сложности, но при самостоятельном ремонте проблемы могут возникнуть из-за нехватки инструментов или отсутствия навыков в работе с определенной моделью – особенности ремонтных работ зависят от марки и модели машины.
Замена подшипника передней ступицы на отечественных машинах и иномарках производится по-разному. Даже набор инструментов зачастую требуется разный.
Чтобы поменять подшипник передней ступицы,понадобится следующий инструмент:
Некоторые мастера вместо съемников используют молоток, выбивая / забивая запчасть на посадочное место. Этот метод применим, только если мастер обладает большим опытом, так как неправильный удар способен повредить элемент и сделать их непригодными для дальнейшего использования.
Кроме инструмента понадобятся новая запчасть, стопорные кольца (если старые в хорошем состоянии, можно устанавливать их), крепежные болты. Чтобы установка нового подшипника была проведена правильно, рекомендуется использовать наружную обойму от старого компонента для корректировки.
Выполняется замена подшипника ступицы переднего колеса несколькими методами. Для переднего колеса используются два способа.
Первый способ — без снятия поворотного кулака. Удобен тем, что по окончании ремонта не требуется регулировка развал-схождение, так как не нужно снимать болты развала. Минус метода в том, что потребуется наличие смотровой ямы. Не у всех любителей есть такие возможности.
Второй способ — со снятием.Метод гораздо удобнее, так как после снятия разборка, выпрессовка и установка проводятся на рабочем столе. Однако в этом случае происходит нарушение сход-развала. Чтобы этого избежать, следует в процессе разборки установить метки на крепежных болтах и поворотных кулаках.
Перед началом работ необходимо подготовить нужный инструмент и запчасть для замены. Не рекомендуется покупать дешевую запчасть сомнительного качества, так как время эксплуатации может оказаться очень коротким.
Замена производится так:
Далее работы проводятся на верстаке. Убирается обойма внутреннего подшипника, снимается разрезная втулка. Ступица зажимается в тисках, при этом место расположения наружногокомпонентадолжно находиться сверху.
После того, как элемент фиксируют, откручивается направляющий болт крепления, снимается кольцо. Затем извлекается наружный обод. Можно воспользоваться специальным съемником или осторожно выбить его молотком.
Ставим новые запчасти – запрессовка наружных колец (старые кольца выполнят роль наставок) выполняется с помощью тисков. После того, как кольца будут установлены, на посадочное место внутреннего подшипника тонким слоем наносится смазочный материал, затем ставятсяновая запчасть, стопорное кольцо, сальник. Сборка осуществляется в обратном порядке.
Прежде чем приступать к ремонту, следует выяснить особенности конкретной машины. Если же опыта для самостоятельного проведения работ недостаточно, лучше обратиться в профессиональный автосервис.
20 апреля 2015 Авто Флот
Поломка ходовой части - это всегда неприятность, которая порой стоит достаточно дорого. В частности, одним из популярных вариантов неполадок является выход из строя подшипника ступицы. Этот элемент имеет ряд особенностей, которые позволяют водителю безошибочно диагностировать поломку именно подшипника. Но покупка оригинальной детали и выполнение ремонта на профессиональной СТО - это достаточно дорогой процесс, который не слишком радует владельца автомобиля. Потому многие желают выполнить ремонтные работы самостоятельно. Для этого достаточно обладать определенными знаниями по специфике конструкции ступицы в вашей модели авто. Зачастую процесс замены не является слишком сложным.
Для владельцев авто, возраст которых старше десяти лет, замена действительно может быть выполнена в гараже без особых проблем. У современных автомобилей есть ряд тонкостей, которые мешают выполнять самостоятельный ремонт. Главной причиной возникновения таких тонкостей является желание производителя заставить вас приезжать именно на официальную станцию для выполнения ремонта. Но при замене ступичного подшипника проще поехать в ближайшую мастерскую, которой вы доверяете, и выполнит все процессы там. Рассмотрим процесс самостоятельной замены подшипника для большинства моделей авто.
Первым делом нам нужно убедиться в том, что мы имеем дело именно со ступичным подшипником, а не с другими деталями ходовой части. Для этого нужно послушать звуковые эффекты в автомобиле на скорости свыше 70 километров в час. Обычно при поломке подшипник ступицы начинает «выть» на этой скорости, гул усиливается с увеличением скоростных режимов. Помните, что в городском режиме поездки поломка может себя никак не проявлять. Основные факторы, которые возникают при выходе из строя данного элемента, следующие:
В отдельных случаях может проявляться хруст и треск при движении. В таких вариантах лучше не эксплуатировать машину до замены подшипника. Выполнить замену в полевых условиях у вас вряд ли получится, ведь необходимо специфический инструмент. Если неполадка застала вас в дороге, оптимальным решением будет вызов эвакуатора и транспортировка автомобиля в гараж. Затем потребуется поиск необходимых запчастей и инструментов, а также непосредственное выполнение замены требуемых деталей.
Если вы решили выполнять замену подшипника ступицы своими руками, помните о важности качественной установки этого элемента подвески. При нарушении правил установки можно поплатиться безопасностью поездки в машине. Одной из важных особенностей является покупка качественного подшипника, ведь процедура замены достаточно долгая и сложная. Потому лучше сразу поставить хорошую деталь и забыть о возможных проблемах на долгие тысячи километров. Для начала нужно снять ступицу, для этого выполняем такие действия:
Когда ступица снята, можно считать, что половина работы уже проведена. На этом этапе вы можете осмотреть все элементы ходовой части автомобиля, и пренебрегать такой возможностью не стоит. Оцените состояние шруса, рулевых тяг и наконечников, полуосей и других открывшихся вам элементов подвески и ходовой части машины. После небольшого отдыха можно приниматься непосредственно к замене подшипника, ради которого весь этот процесс затеивался.
Когда ступица снята, нужно оценить ее визуально. Возможно, поломка подшипника стала причиной повреждения металла ступицы или пазов, в которых сидит подшипник. Для этого желательно очистить деталь от лишней смазки и оценить ее состояние. Следует выбить внутренние шлицы, чтобы разделить ступицу на две части. Выбивать шлицы проще всего подходящего размера головкой. Далее следует выполнить достаточно сложную процедуру, в которой важная аккуратность и точность:
Особенно важно аккуратно отнестись к процессу затягивания ступичного болта или гайки. Здесь следует использовать динамометрический ключ. У каждого автомобиля есть свои рекомендации по затягиванию этого крепления. В большинстве случаем рекомендуют использовать силу 120 НМ, чтобы обеспечить нормальной функционирование ступичного подшипника. Посмотрите эту информацию в инструкции по ремонту вашего авто. Также помните, что гайку или болт ступицы лучше купить в магазине, ведь старая нередко оказывается не столь надежным вариантом. На процедуру замены подшипника смотрите на видео на примере автомобиля Nissan Note:
Замена ступичного подшипника является одним из достаточно сложных процессов при ремонте автомобиля. Важно выполнить все процедуры с точностью до каждого отдельного движения. Один неточный момент может вызвать ряд неприятностей и стать причиной более серьезных и дорогостоящих поломок. Тем не менее, многие владельцы автомобилей, которые уже сняли свои авто с гарантии, предпочитают делать подобные ремонтные процессы самостоятельно. Это может неплохо сэкономить, но без определенных навыков выполнять процедуру не рекомендуется.
Можно долго спорить о том, стоит ли вообще выполнять самостоятельный ремонт автомобиля. Вопрос достаточно сложный и имеет ряд особенностей. Тем не менее, выполнение работы самостоятельно предоставляет серьезное преимущество - экономию средств на услугах сервисного центра. Именно это мотивирует автомобилиста изучать подробно инструкции по ремонту машин своими руками. Доводилось ли вам когда-нибудь выполнять ремонт ступицы и замену подшипника собственными силами?
Самостоятельный ремонт автомобиля может оказаться интересным и увлекательным занятием. Замена подшипника ступицы — занятие не быстрое, но сделав это однажды при надобности вы сможете повторить замену самостоятельно не раз. Подшипник ступицы после длительной эксплуатации автомобиля выходит из строя, за счёт чего при езде начинаются характерные постукивания со стороны колеса, на котором истёрся подшипник. Неисправность ступичного подшипника может стать серьезной проблемой при езде, колесо заблокируется, машина резко затормозит, ее поведет в сторону, а не прямо.
Подшипник — небольшая деталь, которая может принести большие проблемы. Если обнаружилась неисправность этой детали постарайтесь произвести ремонт так быстро, насколько это возможно. Не пренебрегайте своей безопасностью и безопасностью своих пассажиров.
Ремонт подшипника ступицы занимает некоторое время, занятие не из лёгких. На ремонтные работы отведите свободный день, найдите удобное место, желательно позвать на подмогу второго человека.
Не придётся ездить к специалистам, проводить диагностику. Есть два способа проверки. Для первого способа вам понадобятся только перчатки. Наденьте перчатки и после длительной поездки на автомобиле сравните температуру дисков на колесе, от которого исходят стуки и на колесе, которое не стучит. Если к диску колеса, производящего стуки невозможно прикоснуться от высокой температуры — скорее всего подшипник вышел из строя, подлежит скорой замене.
Для второго метода проверки вам понадобится домкрат. Поднимите домкратом колесо, со стороны которого слышите подозрительные звуки. Возьмитесь двумя руками за нижнюю часть колеса, слегка раскачайте его. Если слышно глухой стук, значит подшипник вышел из строя и подлежит замене. Возьмите на помощь друга, попросите нажать на тормоз, когда машина поддомкрачена, снова раскачайте колесо, если стука больше нет — проблема стука при езде именно в подшипнике.
Эту деталь сложно найти с первого раза, так как она располагается в поворотном кулаке, для тщательного рассмотрения её, нужно полностью снять поворотный кулак, затем станет возможно разглядеть сам подшипник, располагающийся далеко. Есть другой способ нахождения подшипника: подлезьте под дно автомобиля, отверните все болты шарового крепления шарнира, далее нужно оттянуть поворотный кулак со стойкой, таким образом вы откроете обзор на нужную деталь. Если вы не сразу поняли, что именно нужно делать, прочитайте статью до конца, после прохождения всех манипуляций станет понятно, что к чему.
Распространённые причины выхода подшипника из строя:
Езда по кочкам — первая причина выхода этой детали из строя. Большие кочки на проселочных дорогах, трещины в асфальте после зимы, ямы — враги подшипников. При спокойной езде в 70 километров в час водитель при виде препятствия на дороге начинает резко тормозить, баланс веса машины концентрируется на передних колесах машины, возрастает нагрузка на подвеску, при этом сила трения подшипника резко возрастает, он подвергается деформации, истирается из-за таких частых манипуляций. Глухой гул, в передней части автомобиля означает деформацию подшипников.
Резкие смены температур. Представьте, что вы долггое время продолжаете движение по трассе, а затем сворачиваете на просёлочную дорогу, где кочки, лужи. Вода из луж моментально попадает на колеса, затем на подшипники. Вода вымывает смазку из подшипников, поэтому они быстро выходят из строя. Следите за своей ездой, не допускайте резких перепадов температур при езде, не ездите по воде, это вредит подшипникам.
Для самостоятельной замены этой детали вам понадобится несколько инструментов, имеющихся у людей, занимающихся ремонтом машины, несколько часов свободного времени, терпение и желательно взять друга, разбирающегося в машинах.
Инструменты, которые понадобятся для ремонта:
На словах замена подшипника ступицы кажется сложным и долгим делом, в жизни всё проходит быстрее, особенно для людей, разбирающихся в строении своего автомобиля. Самостоятельная замена этой маленькой, но важной детали с первого раза кажется сложной, но на второй вы уже изловчитесь производить ремонт быстрее и эффективнее, а главное, сэкономите деньги на ремонте автомобиля.
Прочитав, как снять ступичный подшипник, вы вряд ли станете автомобильным гуру, но знаний прибавится. На дорогах России много кочек и прочих препятствий, такие маленькие детали часто выходят из строя, поэтому научиться самостоятельно их заменять станет полезным опытом для вас и, возможно, ваших друзей.