Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Синий дым из выхлопной трубы причины


Синий дым из глушителя

Как известно из глушителя автомобиля может выходить дым с разным оттенком. Например, черный, белый и синий. Каждый из оттенков свидетельствует об определенных проблемах в работе двигателя автомобиля. Рассмотрим причины синего выхлопа. Причины черного и белого дыма описаны в других статьях на сайте twokarburators.ru. Практически всегда он свидетельствует о наличии определенного количества масла в камерах сгорания двигателя. Все нюансы появления синего дыма (например, на холодную дымит, на горячую нет и наоборот) так или иначе связаны с несгоревшим моторным маслом.

Причин его появления в камере сгорания двигателя всего две:

Масло попадает туда через изношенные маслосъемные колпачки, изношенные направляющие втулки клапанов, либо через то и другое вместе.

В этом случае автомобиль может вообще не дымить на холостых оборотах или в движении, либо дымить, но слабо (все зависит от степени износа деталей). При нажатии на педаль газа из глушителя вырывается облако синего дыма.  Резьба свечей на всех свечах или на одной в масле. Электроды свечей могут иметь как коричневый, так и черный нагар (опять же все зависит от степени износа).

Масло попадает в камеры сгорания через изношенную поршневую группу. А именно в связи с поломкой, износом или залеганием маслосъемных колец, износом поршней, выработкой в цилиндрах двигателя.

Резьба и электроды свечей в этом случае будут в масле. Двигатель будет дымить на всех режимах. При умеренном износе деталей возможно прекращение дымления после прогрева двигателя.

Более конкретно диагностировать причину синего дыма из глушителя автомобиля можно измерив компрессию в цилиндрах двигателя. Как правильно это сделать и как расшифровать показания компресометра читайте в статьях на нашем сайте: «Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя легковых автомобилей», «Расшифровка показаний компрессометра».

После выявления причины неисправности – синего дыма из глушителя необходимо либо заменить маслосъемные колпачки или провести раскоксовку поршневых колец (в лучшем случае), либо провести замену направляющих втулок клапанов или ремонт поршневой группы двигателя (в худшем случае).

Примечания и дополнения

— Появление синего дыма из глушителя очень часто сопровождается падением мощности и приемистости двигателя автомобиля, возрастанием его топливного аппетита, затрудненным холодным и горячим пуском.

— Если двигатель неоднократно перегревался, могут потерять эластичность и залечь маслосьемные кольца на поршнях и тогда синий дым из глушителя обеспечен наверняка. Особенно этим страдают переднеприводные автомобили ВАЗ.

— При прогорании перегородки между канавками под кольца на поршнях также обеспечен синий дым из глушителя, который невозможно устранить ни чем, кроме замены поршневой.

Еще пять статей на сайте по двигателям автомобилей ВАЗ

— Первичная диагностика неисправностей карбюраторных двигателей

— Стреляет в глушитель

— Повышенный расход масла карбюраторным двигателем

— «Троит» двигатель

— Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя

twokarburators.ru

Причины дыма из выхлопной. — Opel Frontera B, 2.2 л., 2001 года на DRIVE2

На форуме Исудзу-Опель нарыл такую инфу.Ссылку дал maestrosan Думаю всем нам будет полезна эта инфа.Белый, Сизый, Черный дым из выхлопной. ПРИЧИНЫ!Знакомая картина: запустили двигатель после долгой стоянки и из выхлопной трубы повалил густой дым. Вполне возможно, что после прогрева он уменьшится, а при поездке и вовсе исчезнет. Но чаще бывает иначе. Дымление продолжается и явно показывает, что в моторе имеются какие-то неполадки. Долгое бездействие послужило своего рода толчком к их резкому проявлению.Дым из выхлопной трубы бывает и белым, и черным, и любых промежуточных оттенков. Цвет служит важным диагностическим признаком. Работа двигателя с повышенным дымлением часто сопровождается и другими отклонениями от нормы, хотя порой малозаметными. Их обязательно надо улавливать и отмечать, чтобы точнее оценить ситуацию.Обычно появление дыма связано с неисправностями следующих рабочих органов двигателя: системы управления (в основном топливоподачи), системы охлаждения, механической части (поршневая группа, распределительный механизм и т.д.). В соответствии с этим дым возникает либо из-за неполного или «неправильного» сгорания топлива, либо попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, либо поступления туда масла. Присутствие масла, охлаждающей жидкости или из- лишнего топлива при сгорании в цилиндрах и придает характерный цвет выхлопным газам.Если проанализировать возможные неисправности, то окажется, что во многих ситуациях дым одинаков по цвету, хотя и имеет различную природу. Другое обстоятельство: нередко неисправность одной системы, оказывающейся источником дымления, возникает из-з�%R0 �%Dеполадок и дефектов в другой. Вот характерный пример: плохая работа системы охлаждения приводит к перегреву двигателя и, соответственно, пригоранию поршневых колец. Уже вследствие этого в цилиндры попадает масло и вызывает дымление, причина которого по существу вторична.

Начинать поиск причины дыма лучше с сопоставления всех зафиксированных обстоятельств: характера самого дымления, замеченных сопутствующих явлений, возможных внешних влияний. О характерных сочетаниях этих факторов у нас и пойдет речь.

Белый дым.

Белый дым из выхлопной трубы — вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного двигателя. Только это не дым, а пар. Вода в парообразном состоянии — естественный продукт сгорания топлива. В ненагретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогревания системы конденсация уменьшается. Чем холоднее окружающая среда, тем более плотным и белым получается пар. При температуре ниже -100 С белый пар образуется и на хорошо прогретом двигателе, а при морозе в минус 20-25 градусов приобретает густой белый цвет с сизым оттенком. На цвет и насыщенность пара влияет также влажность воздуха: чем она больше, тем пар гуще.Белый дым в теплое время и на хорошо прогретом двигателе чаще всего связан с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (например, через негерметичную прокладку головки блока). Вода, содержащаяся в охлаждающей жидкости, не успевает полностью испариться при сгорании топлива и образует довольно густой белый дым (на деле опять-таки пар). Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды и освещенности на улице. Иной раз он выглядит сизым, напоминая «масляный» дым. Отличить водяной пар легко: он сразу рассеивается, а после «масляного» дыма в воздухе надолго остается синеватый туман.Чтобы убедиться в виновности именно системы охлаждения, потребуется ряд целевых проверок. Нетрудно уточнить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается вода, а не масло. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Капли воды с листа постепенно испарятся и не оставят явных жирных следов, да и на ощупь они не будут жирными.Далее поиск надо согласовать с конструкцией двигателя. Жидкость может попадать в цилиндр вследствие не только повреждения прокладки, но и трещин в головке или блоке цилиндров. Все эти дефекты при работе двигателя вызывают попадание выхлопных газов в систему охлаждения (порой там даже образуется газовая пробка), что и служит основой для распознавания.Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко заметить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости. Да и уровень жидкости будет пониженным. Характерно, что в таких случаях после запуска холодного двигателя давление в системе охлаждения сразу повышается (нетрудно ощутить рукой, сжав верхний шланг радиатора), быстро увеличивается и уровень жидкости в расширительном бачке. Причем этот уровень нестабилен и в бачке можно заметить выход пузырей газа, иногда с периодическим выбросом охлаждающей жидкости из бачка.Если двигатель остановить, то картина изменится. Жидкость начинает уходить в цилиндр. Постепенно она проходит через поршневые кольца и попадает в масло, в поддон картера. При последующем запуске масло с жидкостью перемешивается, образует эмульсию и меняет цвет — становится непрозрачным и более светлым. Циркулируя по системе смазки, такая эмульсия оставляет на крышке головки и пробке маслозаливной горловины характерную пену светлого желто-коричневого цвета.Это проверяют, вынув масляный щуп и открыв пробку горловины, но если дефект (трещина, прогар) невелик, то никаких изменений может и не быть (случается, что масло остается чистым, хотя пена на пробке образуется). Напротив, если негерметичность в цилиндре существенна, то жидкость, накапливаясь над поршнем, даже препятствует провороту коленчатого вала стар- тером в первый момент при запуске. В особо тяжелых случаях возможен гидроудар в цилиндре, деформация и поломка шатуна.Иногда удается уточнить место дефекта. Попадая в цилиндр, охлаждающая жидкость активно «чистит» все, с чем соприкасается, поэтому и свеча зажигания будет выглядеть совсем свежей. Если через отверстие свечи подать в цилиндр воздух под давлением (например, через переходник со шлангом или специальный тестер утечек), то уровень жидкости в расширительном бачке начнет повышаться (при проверке необходимо повернуть коленчатый вал в положение, при котором оба клапана закрыты, поставить автомобиль на тормоз и включить передачу).Дальнейшие проверки возможны только со снятой головкой блока. Оценивают состояние прокладки, плоскостей головки и блока. Прогар прокладки часто сопровождается деформацией плоскости головки, особенно если дефекту предшествовал перегрев двигателя (например, из-за неисправности термостата, вентилятора и других причин). Хуже, если явных дефектов не найдено. Тогда необходимо проверить головку на герметичность под давлением; наиболее вероятно, что на стенке камеры сгорания будет обнаружена трещина (чаще вблизи седла выпускного клапана). Следует также внимательно осмотреть цилиндр, опустив поршень в нижнюю мертвую точку. Трещина в цилиндре — редкий дефект, но если она есть, обнаружить ее несложно. Края трещины расходятся (стенки «дышат») и нередко оказываются отполированными поршневыми кольцами.Бывает также, что охлаждающая жидкость попадает в цилиндр через систему впуска — например, из-за негерметичности прокладки впускного коллектора (если она одновременно уплотняет и каналы подогрева коллектора охлаждающей жидкостью). В подобных случаях давление в системе охлаждения не повышается, запаха выхлопных газов в ней нет, но масло превращается в эмульсию, а уровень охлаждающей жидкости быстро убывает. Этих признаков, как правило, достаточно, чтобы найти дефект и не спутать его с описанным выше, иначе будет напрасно снята головка блока.Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют не только устранения прямых причин. Поскольку дефекты, как правило, вызваны перегревом двигателя, то следует проверить и устранить неисправности в системе охлаждения — возможно, что не работает термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, негерметичен радиатор, его пробка, шланги или соединения.

Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя. Во-первых, дефекты быстро прогрессируют. А во-вторых — работа мотора на водомасляной эмульсии резко ускоряет износ деталей и через несколько сотен километров без капитального ремонта, скорее всего, уже не обойтись.

Синий или сизый дым

Основная причина появления синего дыма — попадание масла в цилиндры двигателя. «Масляный» дым может иметь различные оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева и количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Характерно, что масляный дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а упомянутый выше тест с бумагой дает жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.Очевидно также, что масляный дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а при достижении 1,0 л/100 км — и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах масляный дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно больших расходах.Масло в цилиндры (точнее, в камеры сгорания) попадает двумя путями — либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.Износ деталей цилиндро-поршневой группы — одна из самых распространенных причин появления масляного дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, воспринимающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно «подкачивают» его снизу вверх.Цилиндры более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при положении поршня в верхней мертвой точке, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах окружности.Нередки случаи, когда при сравнительно приличном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, когда между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины.Аналогичная ситуация реальна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая или цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. В подобных случаях, как правило, вообще нельзя рассчитывать на нормальную приработку.Износы деталей цилиндро-поршневой группы нередко сопровождаются потерей компрессии и повышением давления картерных газов, что определяют соответствующими приборами (компрессометр, тестер утечек и др.). Однако следует помнить, что большое количество масла, поступающего в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если они не слишком велики, то результат оценки компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск конкретной причины синего масляного дыма.Еще одно замечание о характерных обстоятельствах. Когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно наблюдается только при прогреве двигателя, постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.Всегда легче определить неисправность, связанную с более серьезными дефектами или даже поломками деталей. Так, детонация обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршнях, реже — к поломке самих колец. Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат возможен при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.Рассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и значение компрессии в разных цилиндрах. Более того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).Распространенная группа неисправностей, вызывающих масляный дым и расход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холостом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего масляного дыма.У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности, износа подшипников и уплотнений ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Неисправность уплотнения турбины определить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.В эксплуатации синий дым и расход масла нередко появляются при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно, если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда — компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.Встречаются и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий масляный дым. Так, у автоматических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регулятора. Поскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начинает попросту высасывать масло из коробки передач. Как правило, масло поступает только в те цилиндры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. При этом возможен заброс свечей и разбрызгивание масла из свечных отверстий (напомним, что масла ATF обычно имеют

красный цвет).

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливо-воздушной смеси, и, следовательно, о неисправностях системы топливоподачи. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне за автомобилем и представляет собой частички сажи — продукты неполного сгорания топлива.Черный дым часто сопровождается большим расходом топлива, плохим запуском, неустойчивой работой двигателя, высокой токсичностью выхлопных газов, а нередко и потерей мощности из-за неоптимального состава топливовоздушной смеси.У карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров.У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах различных датчиков (кислорода, расхода воздуха и др.), а также при негерметичности форсунок. Последний случай опасен гидроударом в цилиндре при запуске со всеми упоминавшимися выше последствиями. Суть в том, что через неисправную форсунку на неработающем двигателе в цилиндр может вытечь много топлива, а оно не позволит поршню подойти к верхней мертвой точке. У дизелей черный дым иногда появляется не только при нарушениях в работе насоса высокого давления, но и при большом угле опережения впрыска.

Общим для режимов работы бензиновых двигателей на переобогащенной смеси является повышенный износ и даже задиры деталей цилиндро-поршневой группы, поскольку избыточное топливо смывает масло со стенок цилиндров и ухудшает смазку. Кроме того, топливо попадает в масло и разжижает его, ухудшая условия смазки и в других сопряженных деталях двигателя. В некоторых случаях это разжижение настолько велико, что уровень масла в картере (точнее, смеси масла с топливом) значительно повышается. Разбавленное масло приобретает отчетливый запах бензина. Очевидно, что эксплуатация двигателя с такими неисправностями не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро ведет к новым, куда более серьезным неприятностям.

www.drive2.ru

О чем может рассказать синий дым из выхлопной трубы

Синий дым из выхлопной трубы

Основная причина появления синего дыма — попадание масла в цилиндры двигателя. “Масляный” дым может иметь различные оттенки — от прозрачного голубого до густого бело-синего, что зависит от режима работы двигателя, степени его прогрева, количества масла, поступающего в цилиндры, а также освещенности и других факторов. Характерно, что “масляный” дым, в отличие от пара, не рассеивается в воздухе быстро, а в результате упомянутого в прошлой статье теста с бумагой появляются жирные капли, вылетающие из трубы вместе с выхлопными газами.

Очевидно также, что “масляный” дым сопровождается повышенным потреблением масла. Так, при расходе около 0,5 л/100 км сизый дым появляется в основном на переходных режимах, а по достижении 1 л/100 км — и на режимах равномерного движения. Кстати, в последнем случае на переходных режимах “масляный” дым становится густым сине-белым. Правда, владельцам самых современных машин надо помнить о возможном наличии нейтрализатора, который способен очистить выхлопные газы от масла даже при достаточно большом расходе.Масло в цилиндры (точнее, в камеры сгорания) попадает двумя путями — либо снизу, через поршневые кольца, либо сверху, через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.Износ деталей цилиндропоршневой группы — одна из самых распространенных причин появления “масляного” дыма. У верхних компрессионных колец наблюдается износ не только по наружной поверхности, контактирующей с цилиндром, но и по торцевым плоскостям, испытывающим давление газов в цилиндре. Могут быть изношены и канавки этих колец в поршнях. Большие зазоры в канавках создают насосный эффект. Даже если маслосъемные кольца еще в норме, масло все равно поступает в цилиндры, поскольку верхние кольца непрерывно “подкачивают” его снизу вверх.Цилиндры же более всего изнашиваются в зоне остановки верхнего кольца при достижении поршнем верхней мертвой точки, а в средней части нередко приобретают овальную форму. Отклонение формы цилиндра от окружности ухудшает уплотнительные свойства колец. В зоне замков обычно образуются просветы, но не исключено их появление и в других местах. Поэтому замеры диаметра цилиндра при дефектовке проводятся как минимум в двух вертикальных плоскостях и в трех-четырех уровнях по горизонтали, чтобы точнее определить овальность и эллипсность.Нередки случаи, когда при сравнительно нормальном состоянии колец и поршней повреждается поверхность цилиндра. Это бывает, например, при плохой фильтрации масла, если между юбкой поршня и цилиндром попадают абразивные частицы. Тогда на цилиндре возникают царапины.Аналогичная ситуация возможна и после долгой стоянки автомобиля, когда на поверхности цилиндров и колец могут появиться очаги коррозии. Потребуется значительное время на сглаживание этих дефектов и взаимную приработку деталей (если они вообще смогут приработаться).Тот же эффект часто возникает при нарушении технологии ремонта двигателя, если поверхность отремонтированного цилиндра слишком грубая, либо цилиндр имеет неправильную форму, либо же использованы некачественные поршни и поршневые кольца. В подобных случаях, как правило, вообще нельзя рассчитывать на нормальную приработку.Износ деталей цилиндропоршневой группы нередко сопровождается потерей компрессии и повышением давления картерных газов, что определяют соответствующими приборами (компрессометром, тестером утечек и др.). Однако следует помнить, что большое количество масла, поступающее в цилиндры, хорошо уплотняет зазоры в сопряженных деталях. Если они не слишком велики, то результат измерения компрессии может быть вполне нормальным, иногда даже ближе к верхнему пределу. Именно это обстоятельство запутывает поиск конкретной причины синего “масляного” дыма.Кстати, когда больших износов деталей нет, то синий или сине-белый дым явно виден только при прогреве двигателя, постепенно уменьшаясь и даже исчезая. Причина проста: нагреваясь, детали приобретают форму и занимают место, при которых они лучше прилегают друг к другу. При чрезмерно больших износах картина обратная: дым на прогретом двигателе усилится, так как горячему маслу, имеющему малую вязкость, легче попасть в цилиндр через изношенные детали.Всегда легче определить неисправность, связанную с более серьезными дефектами или даже поломкой деталей. Так, детонация обычно приводит к поломке перемычек между кольцами на поршнях, реже — к поломке самих колец. Сильный перегрев двигателя вызывает деформацию юбок поршней, образуется большой зазор между поршнем и цилиндром. Деформированный поршень перекашивается, нарушая работу колец. Тот же результат может быть при деформации шатуна, например, из-за гидроудара при попадании воды в цилиндр или после обрыва ремня и удара поршня по незакрывшемуся клапану.Применение низкокачественного масла может вызвать пригорание и залегание колец в канавках поршня. А вследствие длительного калильного зажигания кольца могут быть просто завальцованы в канавках с полной потерей подвижности.Рассмотренные выше дефекты обычно возникают не во всех цилиндрах сразу. Найти неисправный цилиндр нетрудно, сравнив состояние свечей зажигания и значение компрессии в разных цилиндрах. Более того, подобным дефектам часто сопутствуют разного рода посторонние шумы и стуки, изменяющиеся с оборотами, нагрузкой и степенью прогрева двигателя, а также неустойчивая работа двигателя из-за отключения цилиндров (особенно при холодном пуске).Распространенная группа неисправностей, вызывающих “масляный” дым и перерасход масла, связана с износом стержней клапанов и направляющих втулок, а также износом, механическими дефектами и старением (потерей эластичности) маслосъемных колпачков. Эти дефекты, как правило, дают заметное увеличение дымления двигателя по мере прогрева, поскольку разжиженное горячее масло гораздо легче проходит через зазоры между изношенными деталями. Кроме того, попадание масла в цилиндры усиливается на холостом ходу и при торможении двигателем. На этих режимах во впускном коллекторе возникает большое разрежение, и масло течет по стержням клапанов под действием перепада давления, накапливаясь на стенках деталей и в выхлопной системе. Последующее открытие дроссельной заслонки в первый момент резко усиливает густоту синего “масляного” дыма.У двигателей с турбонаддувом расход масла, сопровождаемый синим дымом, возможен из-за неисправности турбокомпрессора, в частности износа подшипников и уплотнений ротора. Износ уплотнения переднего подшипника компрессора дает картину, похожую на выход из строя маслосъемных колпачков (включая масляный нагар на свечах), но при этом во входном патрубке компрессора собирается лужица масла. Неисправность уплотнения турбины выявить сложно, поскольку масло поступает непосредственно в выхлопную систему и там догорает.В эксплуатации синий дым и перерасход масла нередко возникают при отключении одного из цилиндров из-за неисправности зажигания или при негерметичности клапанов. В последнем случае дым становится бело-голубым, особенно если клапан имеет явный прогар. Такой дефект определяется без труда — компрессия в этом цилиндре незначительна или вообще отсутствует, а на свече появляется обильный черный нагар, часто в виде наростов.Встречаются и довольно экзотические дефекты, вызывающие синий “масляный” дым. Так, у автоматических коробок передач с вакуумным датчиком нагрузки возможен разрыв мембраны регулятора. Поскольку ее полость соединена шлангом со впускным коллектором, то двигатель начинает попросту высасывать масло из коробки передач. Как правило, масло поступает только в те цилиндры, около которых в коллекторе сделан отбор вакуума. При этом возможен заброс свечей и разбрызгивание масла из свечных отверстий. Определить, какое именно масло, в этом случае можно по характерному цвету и запаху (для автоматических трансмиссий применяются масла ATF, в основном красного цвета).Очевидно, что эксплуатация двигателя с теми неисправностями, о которых мы упоминали выше, не только затруднительна, но и крайне нежелательна, поскольку быстро приводит к новым, куда более серьезным неприятностям, вплоть до выхода двигателя из строя.

avtotrec.ru

Почему из выхлопной трубы идет: черный, белый и синий дым. Причины дыма из выхлопной трубы

Если вы неожиданно обнаружили, что дым из выхлопной трубы вашего автомобиля поменял цвет и стал заметно гуще, чем должен быть, это повод серьезно задуматься. Явление такого рода – признак возникших проблем с машиной. Они могут быть крайне разнообразными:

  • Неисправности топливной системы или системы охлаждения;
  • Поломки в системе зажигания;
  • Неправильная работа газораспределительного механизма (ГРМ);
  • Какие-либо неприятности с цилиндро-поршневой группой (ЦПГ).

Непосредственные же причины появления дыма – попадание в цилиндр посторонних жидкостей (тосола и моторного масла), либо избыточное поступление, и, как следствие, неполное или даже ненормальное сгорание топлива. В некоторых случаях дым – вторичный признак неполадок в какой-либо системе автомобиля. В частности, неисправности в системе охлаждения часто влекут за собой перегрев мотора, из-за которого выходят из строя поршневые кольца. Моторное масло начинает попадать в цилиндр, и появляется дым.

Содержание:

  • Белый дым из в.т
  • Черный дым из в.т
  • Сизый дым из в.т

Поскольку причин возможных неисправностей много, начинать локализацию проблемы лучше с определения цвета дыма. В этой статье мы расскажем, какие неполадки может означать дым из выхлопной трубы в зависимости от своей окраски. Причины белого дыма из выхлопной трубы:

Белый дым из выхлопной трубы: причины

Появление белого дыма в некоторых случаях – совершенно нормальное явление, если говорить о первых минутах работы непрогретого мотора в холодное время года. Причина этого – конденсат в выхлопной системе. Но по мере прогрева двигателя конденсат и белый дым (который на самом деле пар) пропадают.

ЗИМОЙ: Следует заметить, что чем ниже температура, тем сильнее растет вероятность появления белого дыма. Более низкая температура прямо пропорционально влияет на густоту пара: уже при -10°С белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает, а если градусник падает до -20°С, то появляется характерный сизый оттенок. Свою лепту вносит и влажность воздуха. Если она большая, то и пар будет густым.

ЛЕТОМ: Однако когда вы видите белый дым, а на улице тепло и двигатель прогрет, это сулит плохие новости. Самая вероятная причина белого дыма из выхлопной трубы:

- попадание тосола в цилиндр, что гарантированно происходит, если прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) утратила свою герметичность. Поскольку охлаждающая жидкость (ОЖ) имеет в своем составе воду, она испаряется под воздействием высокой температуры в цилиндре, но не вся, что и приводит к появлению белого пара. Правда, белым он может быть не всегда: в некоторых случаях присадки, содержащиеся в тосоле, придают ему другой оттенок, в том числе и сизый, что уже затрудняет определение причины дымления.

Проверяем опытным путем: пар или сизый дым?

Понять, что это именно водяной пар, можно по 2-м признакам.

  • Во-первых, пар быстро рассеивается, тогда как сизый дым, появляющийся при попадании в цилиндр моторного масла, на какое-то время остается в воздухе.
  • Во-вторых, можно устроить проверку. Она заключается в том, чтобы прогреть мотор и на короткий промежуток времени приложить к выхлопной трубе лист бумаги. Затем нужно внимательно его рассмотреть: если это пар, на листе ничего не будет видно, и он останется таким, каким был до проверки. Дым же оставляет масляные следы, и бумага в этом месте становится жирной на ощупь.

1) Может случиться так, что тосол попадает в цилиндр не по вине, пришедшей в негодность прокладки, а из-за трещины в блоке двигателя или ГБЦ. При таком развитии событий выхлопные газы нередко просачиваются в охлаждающую жидкость, образуя газовую пробку. Обнаружить ее довольно легко. Откройте расширительный бачок. Вас должны насторожить характерный запах, присущий выхлопным газам, масляная пленка на тосоле и низкий уровень ОЖ. Далее запустите мотор (он должен быть холодным) и пощупайте верхний патрубок радиатора – вы должны ощутить сильный рост давления в нем. Далее посмотрите на расширительный бачок. Уровень жидкости резко пошел вверх, а она пузырится? Значит, газы все-таки попадают в тосол.

2) Поскольку ОЖ при остановке мотора уходит в поддон картера, она начинает портить моторное масло. При смешивании этих жидкостей получается эмульсия, которая обладает свойством пенообразования. После запуска двигателя она начинает циркулировать по смазочной системе, и при этом образовавшаяся пена странного цвета (от голубоватого до светло-коричневого). Пена остается на крышке ГБЦ и пробке горловины, куда заливается масло. Проверить ее наличие можно путем вытаскивания масляного щупа и открытия пробки горловины. Но иногда, если течь ОЖ незначительна, пена появляется, но масло почти не портится.

3) Однако, когда тосол льется рекой, это грозит очень серьезными проблемами. Мало того, что уровень ОЖ стремительно падает и она превращает масло в пенную эмульсию, так еще и может случится гидроудар, поскольку большое количество тосола неспособно испариться, и поэтому, накапливаясь, может воспрепятствовать движению поршня. Последствия крайне трагичны – почти наверняка мотор покажет «руку дружбы» (т.е. сломанный шатун пробьет дыру в блоке двигателя).

4)  Иногда можно попробовать локализовать проблему более точно. Дело в том, что ОЖ обладает интересным свойством: она замечательно очищает все, на что попадает. Поэтому вы будете весьма удивлены, когда выкрутите свечи зажигания и обнаружите, что они кристально чистые, как, будто только из магазина. Узнать об утечке тосола можно, вооружившись резиновым шлангом с переходником или тестером утечек и подав воздух под давлением в цилиндр через место установки свечи. Если уровень ОЖ в расширительном бачке повышается, значит, есть утечка. Следует заметить, что при проверке коленвал должен быть повернут так, чтобы все клапана цилиндра с выкрученной свечой были закрыты, а машина стояла на передаче и на ручнике.

5) Более глубокая диагностика требует снятия ГБЦ и ее детальный осмотр. Особенное внимание стоит уделить прокладке, головкам, камерам сгорания, тарелкам клапанов и днищам поршней.

  • Начать лучше с прокладки, поскольку именно ее неудовлетворительное состояние чаще всего является причиной попадания тосола в цилиндр. Также не мешает с помощью специальных инструментов оценить геометрию плоскости ГБЦ. Если ее повело из-за перегрева, головку блока придется заменять. Еще следует проверить, есть ли трещины, для чего ГБЦ необходимо проверить на герметичность под давлением. В лучшем случае все будет в норме, а в худшем – обнаружится трещина, которая зачастую появляется недалеко от седла клапана впуска.
  • Закончив с головкой, загляните в цилиндр. Чтобы осмотр был полноценным, поршень нужно переместить в нижнюю мертвую точку. Ваша задача – поискать трещины в гильзе. Такое случается крайне редко, но тем не менее. Это не составит большого труда: края трещины всегда «отполированы» поршневыми кольцами.

Есть и довольно экзотический способ попадания тосола в цилиндр – через впускной коллектор. Случается это из-за прохудившейся прокладки коллектора, при условии, что она одновременно является прокладкой каналов, с помощью которых он обогревается ОЖ. Характерные признаки: давление в системе охлаждение не растет, а сама жидкость не воняет выхлопными газами, но при этом ее уровень уменьшается и появляется пена из-за превращения моторного масла в эмульсию.

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, свидетельствующий о попадания тосола в цилиндр, может выступать и в качестве косвенного свидетельства перегрева мотора из-за неполадок в системе охлаждения. По этой причине диагностика требуется и ей, ведь если ОЖ пошла в цилиндр, это могло произойти потому, что «повело» головку, а конечным виновником всех бед мог стать, например, изношенный водяной насос.

Черный дым из выхлопной трубы: причины

Если дым, идущий из выхлопной трубы, насыщенного черного оттенка и в нем даже можно разглядеть маленькие частички сажи, значит, топливо-воздушная смесь переобагощена.

Иначе говоря, топливо не сгорает в цилиндре до конца, и дожигание происходит уже в глушителе. Вышеописанное явление случается при неправильной работе системы питания или зажигания, а также системы электронного впрыска, если автомобиль ею оборудован.

Как правило, черный дым не появляется в одиночку: он сопровождается высоким расходом горючего, затрудненным запуском мотора и его неустойчивой работой, а иногда даже происходит падение мощности двигателя.

Если говорить о силовых установках с карбюраторами, то виновник всех бед, скорее всего, – это неисправный игольчатый клапан, из-за которого получается перелив топлива, или засорившиеся жиклеры, через которые перестал поступать воздух.

Кроме того, причиной возникших неполадок может стать неверно выставленное зажигание.

Инжекторные моторы могут начать дымить потому, что вышел из строя какой-нибудь датчик (например, расхода воздуха) или форсунки стали негерметичными, что может вызвать гидроудар (из-за большого объема топлива, которое будет буквально литься в цилиндр), чьи последствия описаны выше.

Выхлоп дизельных агрегатов иссиня-черного цвета сам по себе, однако дымление возникает не только из-за негерметичных форсунок, но и вследствие их неправильной регулировки (т.е. если угол опережения впрыска неверно отрегулирован). Также корнем всех зол может быть неисправность топливного насоса высокого давления.

Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии можно, но крайне не рекомендуется. Из-за слишком большого объема поступающего в цилиндр горючего оно проникает в поддон картера и портит масло, увеличивая его объем и придавая характерный запах, что негативно влияет на смазочные свойства, принося вред всему мотору в целом и особенно – ЦПГ, которая начинает сильно изнашиваться.

Сизый дым из выхлопной трубы: причины

Если из глушителя идет синий дым – это означает, что в цилиндре сжигается не только топливо-воздушная смесь, но и моторное масло, которое проникло туда каким-либо образом. Строго говоря, цвет дыма может быть совсем не синим, а, к примеру, сизо-голубым, да и густота не всегда большая: если масла в цилиндре мало, то и дым будет жидким. По этой причине его можно запросто спутать с белым дымом. Как их отличать друг от друга – читайте выше.  И все же, почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Естественно, сизый дым на прогретом двигателе появляется не один, а в компании с повышенным расходом масла. Как правило, его потребление увеличивается в среднем на 0,5 л. на 100 км. пробега, а в тяжелых случаях даже на 1 л. Что характерно, даже при таком гигантском расходе вы можете не увидеть дымление, если ваша машина оснащена нейтрализатором, поскольку он очищает выхлопные газы и таким образом затрудняет обнаружение проблемы.

Путей попадания в цилиндр у масла всего 2. Либо оно просачивается снизу сквозь поршневые кольца, либо наоборот, сверху, через зазоры, которые образовались между стержнями клапанов и направляющими втулками.

1) Наиболее вероятная причина появления масла в цилиндре – это износ некоторых деталей ЦПГ, в первую очередь, поршневых колец. Выходившие свой ресурс кольца неспособны эффективно снимать излишки моторного масла со стенок цилиндра, что и приводит к появлению синего дыма. Если смазочные материалы оказались некачественными, то даже новые поршневые кольца могут быстро пригореть и залечь в своих канавках, что приводит к полной потере их функциональности.

2) Иногда виновником дымления синего цвета оказывается сам цилиндр. Это происходит тогда, когда он сильно изношен и становится овальной формы посередке, и кольца уже не могут плотно прилегать к стенкам, что и вызывает попадание излишков масла в топливо-воздушную смесь. По этой причине при дефектовке цилиндр измеряют в нескольких разных точках, чтобы проконтролировать его состояние в полном объеме.

3) Причиной возникновения проблем может быть и поврежденная поверхность цилиндра, особенно если в масло каким-либо образом попали абразивные частички, царапающие внутренние стенки.

4) Когда машину долго не заводили, в цилиндре и на кольцах может появиться ржавчина, что в конечном счете порождает синий дым. К счастью, такое встречается крайне редко, но если это ваш случай, без ремонта поршневой или даже ее замены не обойтись.

5) Кстати о ремонте. Нарушение его технологии в виде слишком грубой обработки поверхности цилиндра, несоблюдения его размеров или установки дефектных поршней и/или колец тоже вызывает появление синего дыма.

6) Зачастую износ ЦПГ приводит к уменьшению компрессии с одновременных увеличением давления картерных газов. Проверить это можно специальными приборами, например, компрессометром. Но если масла в цилиндр поступает много, оно может уплотнить зазоры, из-за которых теряется компрессия, и в результате при измерениях вы обнаружите, что показатели в норме. Такое явление способно затруднить локализацию неисправности, вследствие которой появился синий дым.

7) В некоторых случаях «масляное» дымление возникает ненадолго и только во время прогревания мотора, после чего или сильно уменьшается, или вовсе пропадает. Такое происходит, если износ ЦПГ невелик: детали нагреваются и расширяются, приобретая оптимальную форму. А вот если поршневая уже выработала свой ресурс, картина меняется на противоположную: нагретое масло становится менее вязким и почти беспрепятственно проникает в цилиндр сквозь большие зазоры.

8) Очень часто одна неисправность тянет за собой другую. Например, при появлении детонации в цилиндре сильно страдают поршневые кольца, деформируясь или даже ломаясь. Перегрев двигателя приводит к изменению формы поршней, и они перестают нормально прилегать к стенкам цилиндров.

9) Гидроудар, ставший причиной изгибания шатуна, приводит к такому же эффекту, ровно как столкновение поршня с клапаном вследствие обрыва ремня ГРМ. Все это способно привести к тому, что у вас будет идти синий дым из выхлопной трубы.

10) Как уже было сказано, масло в цилиндр может проникать не только снизу, но сверху, что происходит, когда изношены стержни клапанов, направляющие втулки и маслосъемные колпачки. Распознать ситуацию, когда масло протекает через них, можно, понаблюдав за синим дымом. Если его выделение усиливается при прогретом моторе, то причина появления кроется в каких-то деталях ГРМ. Еще одним характерным признаком является усиление дымления на холостом ходу и при торможении с помощью двигателя. Происходит это потому, что в этих режимах работы мотора во впускном коллекторе образовывается сильное разряжение, и масло под его действием быстрее течет в цилиндр по стержню клапана. Когда же водитель нажимает на газ, дым из трубы на короткое время становится более густым.

11) Порой усиление расхода масла и дымление появляются тогда, когда двигатель «троит» (т.е. какой-нибудь цилиндр не участвует в работе мотора). Происходит такое, например, при поломке системы зажигания или если клапан этого цилиндра прогорел. При прогаре дым окрашивается в голубовато-белый цвет. Диагностика чрезвычайно проста: компрессии в этом цилиндре не будет, а свеча зажигания окажется в обильном черном нагаре.

  • Стоить заметить, что вышеописанные неисправности редко возникают в нескольких цилиндрах. Нет, все обычно начинается с одного, и отыскать его непросто, но можно. В первую очередь, следует выкрутить свечи зажигания и оценить величину нагара на них. Где его больше, там с большой степенью вероятности кроется проблема.

Также необходимо измерить и сравнить компрессию в цилиндрах. Если вы слышите посторонние шумы в виде стуков, возникающих и меняющихся при изменении числа оборотов мотора, его нагрузки и нагрева, постарайтесь их локализовать.

12) Частным случаем для силовых агрегатов с турбиной является появление синего дыма из-за неисправностей подшипников и уплотнения ротора, обусловленное износом этих деталей. Если проблема в уплотнителе подшипника, то масло подтекает из-под него, образуя лужицу во входном патрубке. А вот когда причина кроется в уплотнителе самой турбины, диагностика сильно осложняется, ведь масло сгорает в глушителе, не оставляя почти никаких следов.

13) Есть и весьма экзотическая неисправность, вызывающая дымление. Присуща она машинам с автоматической КПП, оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Изредка бывает, что мембрана регулятора разрушается. От ее полости к впускному коллектору идет шланг, и если мембрана дырявая, то мотор затягивает через него масло из коробки, которое оказывается в цилиндрах, рядом с которыми сделан отбор вакуума. Нередко в таком случае масло буквально заливает свечи зажигания.

Для диагностики надо вывернуть их, если они покрыты маслом или нагаром красноватого оттенка (а масло для автоматических КПП, как правило, именно такого цвета) и свечи странно, не похоже ни на что, пахнут, то стоит отправиться в сервис, не дожидаясь проблем с коробкой передач.

В заключение хотелось бы сказать, что если вы обнаружили дымление у своей машины, постарайтесь не ездить на ней, а сразу начать искать причину неисправности своими руками или отправившись в сервис. Игнорирование проблемы приведет вас к большим финансовым и временным затратам, а в самом плохом случае – к замене всего двигателя со всеми вытекающими последствиями.

avtgid.ru

Синий дым из выхлопной трубы – причины и последствия

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Пока автомобиль новый, редко кто из автолюбителей обращает внимание на цвет дыма из выхлопной трубы.

Синий дым из выхлопной трубы

Все, что требуется – это своевременно менять расходные материалы и контролировать основные уровни технических жидкостей.

Но со временем возможно появление множества неприятных симптомов. Один из них – синий дым из выхлопной трубы.

Давайте же рассмотрим, чем может быть вызвана такая проблема, и что необходимо делать в дальнейшем.

Изменение окраса дыма, это уже проблема

На практике изменение цвета выхлопных газов – это всегда свидетельство появления проблем с двигателем или одной из систем авто. Так, дым белого цвета может подсказать о наличии антифриза в двигателе.

Черный цвет – это явный симптом перенасыщения топливовоздушной смеси. Что касается синего дыма, то это явный признак попадания масла в ДВС. Из трех симптомов наиболее неприятный именно последний, ведь он свидетельствует о неисправности силового узла.

Стоит отметить, что цвет выхлопа может зависеть от целого ряда аспектов, здесь нужно учесть – число оборотов движка, качество топлива и масла, степень прогрева силового узла, условия внешней среды (температуры влажности и так далее).

Важно обратить внимание и на расход топлива – при наличии стабильного синего выхлопа он обязательно возрастет.

О чем говорит появление синего дыма из выхлопной трубы

От характера и времени появления дыма во многом зависят причины синего дыма из выхлопной трубы. При этом на практике можно выделить несколько основных случаев.

К ним относятся:

  • Появление дыма на холодном движке;
  • дым после прогрева.

Сине-белый дым появляется только при прогреве мотора, а затем постепенно проходит. В этом случае переживать не стоит. Вероятная причина проблемы – износ механизмов силового узла.

Пока двигатель холодный, небольшие объемы масла просачиваются в двигатель. Как только основные элементы нагреваются и расширяются, все нормализуется и становится на свои места.

Синий дым продолжает идти из глушителя даже после того как двигатель прогрелся. Более того, густой дым начинает валить еще сильнее. А это уже говорит о явных неисправностях двигателя. Скорее всего это появление больших зазоров и проникновение масла в камеру сгорания.

Такие неисправности всегда сопровождаются повышенным расходом масла, поэтому важно время от времени проверять уровень расходной жидкости и своевременно реагировать на появившиеся проблемы.

При этом не стоит слишком доверять показателям компрессии. С одной стороны она должна снизиться из-за появления повышенных зазоров, а с другой — попавшее в камеру сгорания масло может существенно исправить ситуацию.

Синий дым из выхлопной трубы-основные причины

Теперь мы подошли к самому главному – непосредственно к причинам появления синего дыма. Сразу отметим, у масла есть два основных пути, через которое оно попадает в цилиндры движка – это через увеличенные зазоры, образовавшиеся между стержнями клапанов и втулками, или же через поршневые кольца.

К основным же причинам, которые приводят к подобной проблеме, можно отнести:

1. Искривление (дефект) поршневых колец. Это наиболее популярная проблема. В процессе длительной эксплуатации компрессионные кольца истираются по периметру, появляются дефекты и канавки, через которые и поступает масло в камеру сгорания.

2. Еще одна проблема – искривление геометрии одного или нескольких цилиндров двигателя. Заметить такую проблему можно лишь при внимательной диагностике силового узла. При этом должно быть выполнено несколько основных замеров – в четырех уровнях по горизонтали и в двух – по вертикали.

3. Дефекты на цилиндрах (царапины, задиры) – еще одна проблема, которая позволяет маслу просочиться к подготовленной топливовоздушной смеси. К причинам таких дефектов можно отнести – попадание посторонних частиц в смазку, длительная стоянка транспортного средства и коррозия на кольцах, нарушение технологии ремонта силового узла.

Из остальных проблем, которые могут привести к появлению синего дыма, можно выделить отсутствие достаточной герметичности в клапане и износ маслосъемного колпачка.

При появлении синего выхлопа игнорировать проблему нельзя, ведь это может привести к еще большим неисправностям и, как следствие, большим затратам. Важно сразу же провести диагностику двигателя и при необходимости произвести его ремонт.

При этом причину нужно искать в узлах, где есть непосредственный контакт с маслом – в автомобилях ВАЗ это, как правило, ЦПГ. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

(3 голос, средний: 3,67 out of 5) Loading...

remontavtovaz.ru

Почему из выхлопной трубы идет: черный, белый и синий дым. Причины дыма из выхлопной трубы

Если вы неожиданно обнаружили, что дым из выхлопной трубы вашего автомобиля поменял цвет и стал заметно гуще, чем должен быть, это повод серьезно задуматься. Явление такого рода – признак возникших проблем с машиной. Они могут быть крайне разнообразными:

  • Неисправности топливной системы или системы охлаждения;
  • Поломки в системе зажигания;
  • Неправильная работа газораспределительного механизма (ГРМ);
  • Какие-либо неприятности с цилиндро-поршневой группой (ЦПГ).

Непосредственные же причины появления дыма – попадание в цилиндр посторонних жидкостей (тосола и моторного масла), либо избыточное поступление, и, как следствие, неполное или даже ненормальное сгорание топлива. В некоторых случаях дым – вторичный признак неполадок в какой-либо системе автомобиля. В частности, неисправности в системе охлаждения часто влекут за собой перегрев мотора, из-за которого выходят из строя поршневые кольца. Моторное масло начинает попадать в цилиндр, и появляется дым.

Содержание:

Поскольку причин возможных неисправностей много, начинать локализацию проблемы лучше с определения цвета дыма. В этой статье мы расскажем, какие неполадки может означать дым из выхлопной трубы в зависимости от своей окраски. Причины белого дыма из выхлопной трубы:

Белый дым из выхлопной трубы: причины

Появление белого дыма в некоторых случаях – совершенно нормальное явление, если говорить о первых минутах работы непрогретого мотора в холодное время года. Причина этого – конденсат в выхлопной системе. Но по мере прогрева двигателя конденсат и белый дым (который на самом деле пар) пропадают.

ЗИМОЙ: Следует заметить, что чем ниже температура, тем сильнее растет вероятность появления белого дыма. Более низкая температура прямо пропорционально влияет на густоту пара: уже при -10°С белый дым из выхлопной трубы на прогретом двигателе не исчезает, а если градусник падает до -20°С, то появляется характерный сизый оттенок. Свою лепту вносит и влажность воздуха. Если она большая, то и пар будет густым.

ЛЕТОМ: Однако когда вы видите белый дым, а на улице тепло и двигатель прогрет, это сулит плохие новости. Самая вероятная причина белого дыма из выхлопной трубы:

— попадание тосола в цилиндр, что гарантированно происходит, если прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ) утратила свою герметичность. Поскольку охлаждающая жидкость (ОЖ) имеет в своем составе воду, она испаряется под воздействием высокой температуры в цилиндре, но не вся, что и приводит к появлению белого пара. Правда, белым он может быть не всегда: в некоторых случаях присадки, содержащиеся в тосоле, придают ему другой оттенок, в том числе и сизый, что уже затрудняет определение причины дымления.

Проверяем опытным путем: пар или сизый дым?

Понять, что это именно водяной пар, можно по 2-м признакам.

  • Во-первых, пар быстро рассеивается, тогда как сизый дым, появляющийся при попадании в цилиндр моторного масла, на какое-то время остается в воздухе.
  • Во-вторых, можно устроить проверку. Она заключается в том, чтобы прогреть мотор и на короткий промежуток времени приложить к выхлопной трубе лист бумаги. Затем нужно внимательно его рассмотреть: если это пар, на листе ничего не будет видно, и он останется таким, каким был до проверки. Дым же оставляет масляные следы, и бумага в этом месте становится жирной на ощупь.

1) Может случиться так, что тосол попадает в цилиндр не по вине, пришедшей в негодность прокладки, а из-за трещины в блоке двигателя или ГБЦ. При таком развитии событий выхлопные газы нередко просачиваются в охлаждающую жидкость, образуя газовую пробку. Обнаружить ее довольно легко. Откройте расширительный бачок. Вас должны насторожить характерный запах, присущий выхлопным газам, масляная пленка на тосоле и низкий уровень ОЖ. Далее запустите мотор (он должен быть холодным) и пощупайте верхний патрубок радиатора – вы должны ощутить сильный рост давления в нем. Далее посмотрите на расширительный бачок. Уровень жидкости резко пошел вверх, а она пузырится? Значит, газы все-таки попадают в тосол.

2) Поскольку ОЖ при остановке мотора уходит в поддон картера, она начинает портить моторное масло. При смешивании этих жидкостей получается эмульсия, которая обладает свойством пенообразования. После запуска двигателя она начинает циркулировать по смазочной системе, и при этом образовавшаяся пена странного цвета (от голубоватого до светло-коричневого). Пена остается на крышке ГБЦ и пробке горловины, куда заливается масло. Проверить ее наличие можно путем вытаскивания масляного щупа и открытия пробки горловины. Но иногда, если течь ОЖ незначительна, пена появляется, но масло почти не портится.

3) Однако, когда тосол льется рекой, это грозит очень серьезными проблемами. Мало того, что уровень ОЖ стремительно падает и она превращает масло в пенную эмульсию, так еще и может случится гидроудар, поскольку большое количество тосола неспособно испариться, и поэтому, накапливаясь, может воспрепятствовать движению поршня. Последствия крайне трагичны – почти наверняка мотор покажет «руку дружбы» (т.е. сломанный шатун пробьет дыру в блоке двигателя).

4)  Иногда можно попробовать локализовать проблему более точно. Дело в том, что ОЖ обладает интересным свойством: она замечательно очищает все, на что попадает. Поэтому вы будете весьма удивлены, когда выкрутите свечи зажигания и обнаружите, что они кристально чистые, как, будто только из магазина. Узнать об утечке тосола можно, вооружившись резиновым шлангом с переходником или тестером утечек и подав воздух под давлением в цилиндр через место установки свечи. Если уровень ОЖ в расширительном бачке повышается, значит, есть утечка. Следует заметить, что при проверке коленвал должен быть повернут так, чтобы все клапана цилиндра с выкрученной свечой были закрыты, а машина стояла на передаче и на ручнике.

5) Более глубокая диагностика требует снятия ГБЦ и ее детальный осмотр. Особенное внимание стоит уделить прокладке, головкам, камерам сгорания, тарелкам клапанов и днищам поршней.

  • Начать лучше с прокладки, поскольку именно ее неудовлетворительное состояние чаще всего является причиной попадания тосола в цилиндр. Также не мешает с помощью специальных инструментов оценить геометрию плоскости ГБЦ. Если ее повело из-за перегрева, головку блока придется заменять. Еще следует проверить, есть ли трещины, для чего ГБЦ необходимо проверить на герметичность под давлением. В лучшем случае все будет в норме, а в худшем – обнаружится трещина, которая зачастую появляется недалеко от седла клапана впуска.
  • Закончив с головкой, загляните в цилиндр. Чтобы осмотр был полноценным, поршень нужно переместить в нижнюю мертвую точку. Ваша задача – поискать трещины в гильзе. Такое случается крайне редко, но тем не менее. Это не составит большого труда: края трещины всегда «отполированы» поршневыми кольцами.

Есть и довольно экзотический способ попадания тосола в цилиндр – через впускной коллектор. Случается это из-за прохудившейся прокладки коллектора, при условии, что она одновременно является прокладкой каналов, с помощью которых он обогревается ОЖ. Характерные признаки: давление в системе охлаждение не растет, а сама жидкость не воняет выхлопными газами, но при этом ее уровень уменьшается и появляется пена из-за превращения моторного масла в эмульсию.

Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя, свидетельствующий о попадания тосола в цилиндр, может выступать и в качестве косвенного свидетельства перегрева мотора из-за неполадок в системе охлаждения. По этой причине диагностика требуется и ей, ведь если ОЖ пошла в цилиндр, это могло произойти потому, что «повело» головку, а конечным виновником всех бед мог стать, например, изношенный водяной насос.

Черный дым из выхлопной трубы: причины

Если дым, идущий из выхлопной трубы, насыщенного черного оттенка и в нем даже можно разглядеть маленькие частички сажи, значит, топливо-воздушная смесь переобагощена.

Иначе говоря, топливо не сгорает в цилиндре до конца, и дожигание происходит уже в глушителе. Вышеописанное явление случается при неправильной работе системы питания или зажигания, а также системы электронного впрыска, если автомобиль ею оборудован.

Как правило, черный дым не появляется в одиночку: он сопровождается высоким расходом горючего, затрудненным запуском мотора и его неустойчивой работой, а иногда даже происходит падение мощности двигателя.

Если говорить о силовых установках с карбюраторами, то виновник всех бед, скорее всего, – это неисправный игольчатый клапан, из-за которого получается перелив топлива, или засорившиеся жиклеры, через которые перестал поступать воздух.

Кроме того, причиной возникших неполадок может стать неверно выставленное зажигание.

Инжекторные моторы могут начать дымить потому, что вышел из строя какой-нибудь датчик (например, расхода воздуха) или форсунки стали негерметичными, что может вызвать гидроудар (из-за большого объема топлива, которое будет буквально литься в цилиндр), чьи последствия описаны выше.

Выхлоп дизельных агрегатов иссиня-черного цвета сам по себе, однако дымление возникает не только из-за негерметичных форсунок, но и вследствие их неправильной регулировки (т.е. если угол опережения впрыска неверно отрегулирован). Также корнем всех зол может быть неисправность топливного насоса высокого давления.

Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии можно, но крайне не рекомендуется. Из-за слишком большого объема поступающего в цилиндр горючего оно проникает в поддон картера и портит масло, увеличивая его объем и придавая характерный запах, что негативно влияет на смазочные свойства, принося вред всему мотору в целом и особенно – ЦПГ, которая начинает сильно изнашиваться.

Сизый дым из выхлопной трубы: причины

Если из глушителя идет синий дым – это означает, что в цилиндре сжигается не только топливо-воздушная смесь, но и моторное масло, которое проникло туда каким-либо образом. Строго говоря, цвет дыма может быть совсем не синим, а, к примеру, сизо-голубым, да и густота не всегда большая: если масла в цилиндре мало, то и дым будет жидким. По этой причине его можно запросто спутать с белым дымом. Как их отличать друг от друга – читайте выше.  И все же, почему из выхлопной трубы идет синий дым?

Естественно, сизый дым на прогретом двигателе появляется не один, а в компании с повышенным расходом масла. Как правило, его потребление увеличивается в среднем на 0,5 л. на 100 км. пробега, а в тяжелых случаях даже на 1 л. Что характерно, даже при таком гигантском расходе вы можете не увидеть дымление, если ваша машина оснащена нейтрализатором, поскольку он очищает выхлопные газы и таким образом затрудняет обнаружение проблемы.

Путей попадания в цилиндр у масла всего 2. Либо оно просачивается снизу сквозь поршневые кольца, либо наоборот, сверху, через зазоры, которые образовались между стержнями клапанов и направляющими втулками.

1) Наиболее вероятная причина появления масла в цилиндре – это износ некоторых деталей ЦПГ, в первую очередь, поршневых колец. Выходившие свой ресурс кольца неспособны эффективно снимать излишки моторного масла со стенок цилиндра, что и приводит к появлению синего дыма. Если смазочные материалы оказались некачественными, то даже новые поршневые кольца могут быстро пригореть и залечь в своих канавках, что приводит к полной потере их функциональности.

2) Иногда виновником дымления синего цвета оказывается сам цилиндр. Это происходит тогда, когда он сильно изношен и становится овальной формы посередке, и кольца уже не могут плотно прилегать к стенкам, что и вызывает попадание излишков масла в топливо-воздушную смесь. По этой причине при дефектовке цилиндр измеряют в нескольких разных точках, чтобы проконтролировать его состояние в полном объеме.

3) Причиной возникновения проблем может быть и поврежденная поверхность цилиндра, особенно если в масло каким-либо образом попали абразивные частички, царапающие внутренние стенки.

4) Когда машину долго не заводили, в цилиндре и на кольцах может появиться ржавчина, что в конечном счете порождает синий дым. К счастью, такое встречается крайне редко, но если это ваш случай, без ремонта поршневой или даже ее замены не обойтись.

5) Кстати о ремонте. Нарушение его технологии в виде слишком грубой обработки поверхности цилиндра, несоблюдения его размеров или установки дефектных поршней и/или колец тоже вызывает появление синего дыма.

6) Зачастую износ ЦПГ приводит к уменьшению компрессии с одновременных увеличением давления картерных газов. Проверить это можно специальными приборами, например, компрессометром. Но если масла в цилиндр поступает много, оно может уплотнить зазоры, из-за которых теряется компрессия, и в результате при измерениях вы обнаружите, что показатели в норме. Такое явление способно затруднить локализацию неисправности, вследствие которой появился синий дым.

7) В некоторых случаях «масляное» дымление возникает ненадолго и только во время прогревания мотора, после чего или сильно уменьшается, или вовсе пропадает. Такое происходит, если износ ЦПГ невелик: детали нагреваются и расширяются, приобретая оптимальную форму. А вот если поршневая уже выработала свой ресурс, картина меняется на противоположную: нагретое масло становится менее вязким и почти беспрепятственно проникает в цилиндр сквозь большие зазоры.

8) Очень часто одна неисправность тянет за собой другую. Например, при появлении детонации в цилиндре сильно страдают поршневые кольца, деформируясь или даже ломаясь. Перегрев двигателя приводит к изменению формы поршней, и они перестают нормально прилегать к стенкам цилиндров.

9) Гидроудар, ставший причиной изгибания шатуна, приводит к такому же эффекту, ровно как столкновение поршня с клапаном вследствие обрыва ремня ГРМ. Все это способно привести к тому, что у вас будет идти синий дым из выхлопной трубы.

10) Как уже было сказано, масло в цилиндр может проникать не только снизу, но сверху, что происходит, когда изношены стержни клапанов, направляющие втулки и маслосъемные колпачки. Распознать ситуацию, когда масло протекает через них, можно, понаблюдав за синим дымом. Если его выделение усиливается при прогретом моторе, то причина появления кроется в каких-то деталях ГРМ. Еще одним характерным признаком является усиление дымления на холостом ходу и при торможении с помощью двигателя. Происходит это потому, что в этих режимах работы мотора во впускном коллекторе образовывается сильное разряжение, и масло под его действием быстрее течет в цилиндр по стержню клапана. Когда же водитель нажимает на газ, дым из трубы на короткое время становится более густым.

11) Порой усиление расхода масла и дымление появляются тогда, когда двигатель «троит» (т.е. какой-нибудь цилиндр не участвует в работе мотора). Происходит такое, например, при поломке системы зажигания или если клапан этого цилиндра прогорел. При прогаре дым окрашивается в голубовато-белый цвет. Диагностика чрезвычайно проста: компрессии в этом цилиндре не будет, а свеча зажигания окажется в обильном черном нагаре.

  • Стоить заметить, что вышеописанные неисправности редко возникают в нескольких цилиндрах. Нет, все обычно начинается с одного, и отыскать его непросто, но можно. В первую очередь, следует выкрутить свечи зажигания и оценить величину нагара на них. Где его больше, там с большой степенью вероятности кроется проблема.

Также необходимо измерить и сравнить компрессию в цилиндрах. Если вы слышите посторонние шумы в виде стуков, возникающих и меняющихся при изменении числа оборотов мотора, его нагрузки и нагрева, постарайтесь их локализовать.

12) Частным случаем для силовых агрегатов с турбиной является появление синего дыма из-за неисправностей подшипников и уплотнения ротора, обусловленное износом этих деталей. Если проблема в уплотнителе подшипника, то масло подтекает из-под него, образуя лужицу во входном патрубке. А вот когда причина кроется в уплотнителе самой турбины, диагностика сильно осложняется, ведь масло сгорает в глушителе, не оставляя почти никаких следов.

13) Есть и весьма экзотическая неисправность, вызывающая дымление. Присуща она машинам с автоматической КПП, оснащенной вакуумным датчиком нагрузки. Изредка бывает, что мембрана регулятора разрушается. От ее полости к впускному коллектору идет шланг, и если мембрана дырявая, то мотор затягивает через него масло из коробки, которое оказывается в цилиндрах, рядом с которыми сделан отбор вакуума. Нередко в таком случае масло буквально заливает свечи зажигания.

Для диагностики надо вывернуть их, если они покрыты маслом или нагаром красноватого оттенка (а масло для автоматических КПП, как правило, именно такого цвета) и свечи странно, не похоже ни на что, пахнут, то стоит отправиться в сервис, не дожидаясь проблем с коробкой передач.

В заключение хотелось бы сказать, что если вы обнаружили дымление у своей машины, постарайтесь не ездить на ней, а сразу начать искать причину неисправности своими руками или отправившись в сервис. Игнорирование проблемы приведет вас к большим финансовым и временным затратам, а в самом плохом случае – к замене всего двигателя со всеми вытекающими последствиями.

portalvaz.ru

Причины, почему идет синий дым из выхлопной трубы

Контроль за исправностью своего автомобилянеобходимо проводить ежедневно, а не только в сервисном центре, при прохождении планового ТО. Синий дым из выхлопной трубы – является признаком возникшей неисправности, которая может привести к серьезной поломке и дорогостоящему ремонту

Синий дым из выхлопной трубы

. Разобраться в причине и принять меры к устранению дефекта, доступно даже начинающему автолюбителю.

Факторы, влияющие на цвет выхлопа

Для проведения диагностики работы двигателя по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы автомобиля, следует учитывать определенные факторы, к которым относятся:

  1. Двигатель работает на холостом ходу или при повышенных оборотах.
  2. Погодные условия.
  3. Степень прогрева мотора.
  4. Качество и уровень загрязненности моторного масла.

Температура двигателя

При повышенной влажности и холодном двигателе, выхлоп принимает синий оттенок, что считается нормой. Если вы заметили, что идет синий дым из выхлопной трубы, следует внимательно изучить насыщенность цвета. Он бывает светлым илисиним. Это зависит от присутствия в выхлопе продуктов не до конца сгоревшего масла, попавшего в блок мотора.

Подтверждением причины выхода синего дыма из выхлопной трубы, служат:

  • Понижение компрессии в цилиндре;
  • Затруднительный пуск холодного мотора;
  • Наличие гари в салоне;
  • Повышенное потребление масла;
  • Неисправность свечей на бензиновом двигателе.

Неисправные свечи

При первых проявлениях эффекта синего дыма на отечественных автомобилях ВАЗ, следует проверить уровень масла в двигателе, и обратить внимание на качество бензина (долить топливо на фирменной заправке). Посмотреть, меняется ли цвет дыма на холостом ходу и под нагрузкой. Проверка свечей, позволяет точно определить, в какой из цилиндров попадает масло.

Почему масло попадает в цилиндр

Если идет синий дым из трубы дизеля или бензинового двигателя – признак неисправности силового агрегата, к которой можно отнести:

  1. Выход из строя маслосъемных колпачков – при их повышенном износе, резиновые детали теряют свою упругость и пропускают масло в цилиндр на холостом ходу или при торможении с помощью двигателя.
  2. Поломку поршневых колец – характерна при длительной стоянке автомобиля без запуска или некачественном ремонте.
  3. Разгерметизацию клапанов – дым из выхлопной трубы имеет светло-голубой оттенок, при замере компрессии, она будет отсутствовать полностью или иметь заниженное значение.
  4. Изменение геометрии цилиндра – возникает в результате естественного износа двигателя, при длительной эксплуатации.

Изношенные маслосъемные колпачки

Для выявления перечисленных дефектов, при появлении синего дыма из выхлопной трубы на автомобилях семейства ВАЗ, необходимо провести замер величины компрессии на каждом цилиндре.

Двигатели с турбокомпрессорами

В дизелях и бензиновых движках, оборудованных турбиной, создающей дополнительную компрессию (давление) поступающего в цилиндр воздуха, причиной выхлопа, имеющего синий цвет, из трубы глушителя, часто служит нарушение герметичности роторной турбины.

Турбокомпрессор

В результате данного дефекта, в нее проникает масло. Диагностика этой неисправности не вызовет затруднений. Следует снять выпускной патрубок турбины компрессора и убедиться в наличии (отсутствии) просочившегося масла.

Почему идет синий дым

Среди причин, которые могут вызывать разрушение поршневой системы ивызывающих продавливание масла в камеры сгорания резиновых маслосъемных колец, в первую очередь следует отметить:

  • Не сертифицированное масло плохого качества. Чтобы двигатель работал долго и без проблем, следует заливать масло, которое соответствует техническим нормам производителя, даже в неприхотливые бензиновые двигатели ВАЗ и дизели.
  • Причиной раннего износа поршневой группы, может стать отсутствие своевременной замены масла.При его сливе, необходимо следить за отсутствием металлической стружки в отработке. Процедура не сложная и доступна и для самостоятельного проведения.
  • Перегрев силового агрегата. Если ваш мотор закипел, вероятность возникновения проблем с маслосъемными кольцами, раньше установленного изготовителем срока, значительно возрастает. Контролируйте уровень охлаждающей жидкости и состояние системы.Перегреть движок, можно и зимой, при минусовых температурах.
  • Повышенный износ двигателя, не проведенный, своевременно, средний или текущий ремонт.

Обращайте внимание на цвет выхлопа вашей машины, и когда парит синим дымом, не затягивайте с обращением в сервисный центр. Во многих случаях, бывает достаточно,вовремя заменитьнедорогие маслосъемные колпачки, моторное масло, фильтры, заправить машину качественным бензином, и избежать ремонта сложных узлов поршневой группы двигателя машины.

Более точно выявить проблему, можно с помощью проведения компьютерной диагностики двигателя в сервисном центре, занимающимся ремонтом автомобилей данной марки.

trubygid.ru


Смотрите также

Возврат к списку