Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Минеральное масло для двигателя


Минеральные моторные масла: характеристики и особенности

Каждый  ответственный водитель знает, что моторное масло играет первостепенную роль и оказывает большое влияние на двигатель. Силовой агрегат состоит из большого количества деталей, которые в процессе работы ДВС подвергаются серьезным нагрузкам, причем как механическим, так и температурным.

Что касается масла, смазочная жидкость формирует на сопряженных поверхностях защитную пленку, позволяя избежать сухого трения и ускоренного износа. Также смазка выполняет моющую функцию, а еще охлаждает поверхности деталей в зоне трения.

Выбор моторного масла достаточно широк, сегодня можно встретить большое количество разных продуктов. При этом масла бывают минеральными, полусинтетическими и синтетическими. Также в ряде случаев синтетику принято дополнительно подразделять на полностью синтетические ПАО масла и гидрокрекинг.

Давайте подробнее рассмотрим, что такое минеральное масло для двигателя, характеристики и отличия данного продукта от других аналогов. Также в этой статье мы поговорим о том, какие преимущества  и недостатки имеет «минералка» по сравнению с полусинтетическими или синтетическим смазочным жидкостями.

Какое масло в двигатель лучше залить

Прежде всего, сразу обращаем ваше внимание на то, что лучшим маслом для двигателя будет смазка, которая подходит для конкретного ДВС с учетом всех допусков и рекомендаций производителя автомобиля. Такие рекомендации отдельно прописаны в руководстве по эксплуатации.

Идем далее. Важно понимать, что любое моторное масло представляет собой базовую масляную основу, в которую добавляется пакет присадок для обеспечения необходимых эксплуатационных свойств и характеристик. Такая основа может быть как минеральной, так и синтетической. Полусинтетика фактически является смесью минеральных и синтетических основ в определенной пропорции.

Независимо от того, какая основа была использована, моторное масло, прежде всего, должно хорошо прокачиваться по системе смазки во время холодного пуска, а также масляная пленка должна оставаться стабильной в условиях высоких нагрузок и температур. Также масло должно защищать детали не только от износа, но и от коррозии,  иметь способность «мыть» двигатель изнутри и не терять заявленные свойства на протяжении всего срока службы.

Плюсы и минусы минерального масла для двигателя

Что касается минерального масла, особенностью является то, что этот продукт натуральный. Другими словами, минеральную основу получают из нефти путем перегонки и очистки. Данная технология изготовления моторного масла является самой простой, в результате чего минеральное масло отличается самой доступной ценой по сравнению с полусинтетикой, гидрокрекингом или синтетическими смазками.

Минеральные нефтяные масла формируют устойчивую масляную пленку, которая отличается  неплохой стабильностью. Также следует выделить способность деликатно очищать детали двигателя от различных отложений и загрязнений. Минеральное масло, как и любое другое, содержит в своем составе пакет активных присадок, которые улучшают противоизносные и моющие свойства смазки, защищают двигатель от коррозии, нейтрализуют побочные продукты сгорания топлива и т.д.

Главным недостатком «минералки» принято считать тот факт, что в условиях пониженных температур в значительной степени изменяется вязкость минерального масла. Простыми словами, в морозы такая смазка становится слишком густой и плохо прокачивается в момент холодного пуска ДВС.

В результате двигатель становится трудно завести, так как стартеру «тяжело» прокрутить коленвал в загустевшей смазке. Также после запуска вязкая смазка не поступает к деталям в полном объеме, что становится причиной масляного голодания и сильного износа силового агрегата.

Также после выхода мотора на рабочие температуры присадки, добавленные в минеральную основу, быстро выгорают и срабатываются. Это значит, что такое масло быстрее стареет и теряет свои свойства. Другими словами, срок службы минеральных масел заметно меньше, чем у синтетики и полусинтетики, такую смазку нужно менять чаще.

Синтетика и гидрокрекинг: что нужно знать

Теперь давайте взглянем на свойства синтетических масел, чтобы сравнить их с минеральными. Начнем с того, что такие продукты изготавливаются по специальной и достаточно сложной технологии. Еще отметим, в случае с гидрокрекингом (HC) масла часто позиционируются в качестве синтетических, однако это не совсем так.

На самом деле гидрокрекинговое масло также изготовлено из нефти, однако проходит сложную обработку, что позволяет изначально натуральную основу максимально приблизить к синтетической на молекулярном уровне.

Если же говорить о чистой синтетике (масла ПАО), это продукт высокотехнологичного синтеза базового масла из газа этилена. В результате ПАО масла в значительной  степени имеют лучшие характеристики сравнительно с базовыми  минеральными смазками, а также превосходят гидрокрекинговые продукты.

Основным недостатком можно считать крайне высокую стоимость производства. В результате такую основу используют в линейке премиальных моторных масел. Что касается свойств синтетики, такая смазка не сильно зависит от температуры.

Другими словами, на морозе сохраняется текучесть, при нагреве такая смазка не выгорает, также улучшены антифрикционные свойства, отмечается увеличенный срок службы и меньшая склонность к окислению и старению.

Если просто, эксплуатационные характеристики синтетики сохраняются дольше, смазочный материал данного типа не боится как низких температур, так и высокого нагрева.

Советы и рекомендации

С учетом приведенной выше информации может показаться, что оптимальным вариантом является исключительно синтетическая ПАО основа. Обратите внимание, во многих случаях даже для современных двигателей нет никакой необходимости заливать полностью синтетическое моторное масло. Более того, для некоторых ДВС такая смазка и вовсе не подходит.

Дело в том, что необходимость использовать чистую синтетику возникает только тогда, когда:

  • маловязкое масло предписывает сам производитель силового агрегата;
  • двигатель эксплуатируется в условиях  предельно низких температур;
  • мотор постоянно испытывает сильные нагрузки, работает в режимах высоких оборотов и т.д.

В остальных случаях, если в зимний период температура не опускается ниже -30 градусов по Цельсию, вполне можно заливать гидрокрекинг, при понижении температуры не ниже -20 подойдет полусинтетика, до -15 также можно использовать качественную «минералку».

Кстати, если двигатель уже имеет определенный износ, а пробег составляет около 120-150 тыс. км., вместо «жидкой» синтетики или гидрокрекинга в летний период или с учетом «мягкой» зимы многие используют полусинтетику или  даже минеральную основу.

Прежде всего, если двигатель изношен, повышенная текучесть синтетического масла нередко приводит к тому, что сальники и прокладки начинают течь. Также маловязкие масла формируют стабильную, но тонкую масляную пленку. Мотор на таком масле может сильнее изнашиваться, шумно работать или даже стучать.

Давление в системе смазки также может оказаться низким, возникает масляное голодание и поломка ДВС. По этой причине минеральное масло для двигателей с пробегом или полусинтетика предпочтительнее. Еще добавим, что синтетика более агрессивно чистит двигатель, смывая отложения с деталей. В результате повышается риск забить грязью масляные каналы. Минеральные масла «моют» мотор медленнее и делают это поэтапно, задерживая в себе смытые отложения, которые затем выводятся из двигателя при замене масла.

Подведем итоги

Как видно, для многих моторов вполне подходит качественное полусинтетическое или минеральное масло. Более того, многие водители отмечают, что даже с завода некоторые автопроизводители достаточно часто заливают в двигатель «минералку», а не дорогую синтетику.

Например, такая ситуация наблюдается с японскими автомобилями, которые эксплуатируются также на территории Японии. Технологичные и достаточно форсированные японские двигатели вполне нормально работают на минеральном и полусинтетическом масле, так как климат этой страны (отсутствие морозных зим) позволяет использовать такие смазочные материалы в ДВС с сохранением планового ресурса силовой установки.

Что касается стран СНГ, к вопросу подбора масла нужно подходить дифференцированно, то есть учитывать индивидуальные особенности эксплуатации ТС (делать поправку на интервалы замены масла, качество топлива, степень понижения температуры в зимний период и т.д.). Еще добавим, что в Европе, США или Японии синтетическое масло, в среднем, можно менять каждые 20 или даже 25 тыс. км. Более дешевая «минералка» также вполне способна выходить до 10 тыс.

При этом важно понимать, что в СНГ топливо низкого качества зачастую «убивает» любое масло намного раньше заявленного срока, причем как минеральное, так и качественную синтетику. Это значит, что дорогостоящую синтетическую смазку в наших условиях все равно потребуется слить максимум через 13-15 тыс. км., минеральное масло желательно заменить через 5-6 тыс., полусинтетику через 7-8 тыс. км, гидрокрекинг с трудом дотягивает до 10 тыс.

Получается, если в двигателе производителем допускается использование минерального масла, оно может оказаться самым рациональным выбором по соотношению качества и цены. Главное, вовремя менять такую смазку. Напоследок отметим, что при покупке смазочных материалов для двигателя, трансмиссии и других узлов, следует остерегаться подделок.

ВСЕ О СИНТЕТИЧЕСКОМ И МИНЕРАЛЬНОМ МАСЛЕ — DRIVE2

Зачем изобрели синтетическое моторное масло?

Уже из названий понятно, что минеральное моторное масло — это что-то натуральное, полученное из нефти, тогда как синтетическое моторное масло — субстанция, полученная в результате синтеза.Что же вызвало необходимость такого синтеза и зачем вообще нужно было изобретать синтетику?

Дело в том, что условия, в которых работает любой двигатель не стабильны. После остановки мотор остывает, после запуска прогревается, во время эксплуатации двигатель также постоянно изменяет свой режим работы – меняются обороты, температура, скорость трения и прочее. Поэтому идеальным моторным маслом для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) могло бы быть такое масло, свойства и характеристики которого не изменялись бы при изменениях вышеперечисленных условий. Но это невозможно – при остывании любая субстанция становится гуще, при увеличении скорости трения – перегревается и так далее.

Поэтому на определенном этапе развития моторостроения вопрос обеспечения максимальной стабильности свойств моторного масла при разных условиях стал особо актуальным. А поскольку минеральная основа моторного масла имеет свои ограничения в плане обеспечения такой стабильности, ученые, путем синтеза молекул, получили синтетическую основу, которая значительно менее подвержена влиянию внешних факторов и свойства которой более стабильны в процессе длительной эксплуатации.

Впервые синтетическое моторное масло было применено в авиации, когда встала необходимость запуска двигателей при очень низких температурах (-40 и ниже). Минеральное масло при таких температурах просто замерзало. Понятно, что себестоимость синтетического масла была в те времена очень высокой, что не позволяло массово применять его в двигателях автомобилей. Со временем синтетические моторные масла стали более дешевыми в производстве и начали применяться в автомобильной промышленности.

Какое моторное масло лучше – синтетическое или минеральное?

Итак, главным эксплуатационным отличием синтетического моторного масла от минерального, является более высокий уровень стабильности его свойств и характеристик при различных температурах и длительной эксплуатации.

Что это означает для обычного автолюбителя? Три момента.

Первое – синтетическое моторное масло потенциально меньше боится низких температур и перегревов.

Второе – синтетическое масло дольше сохраняет свои свойства в процессе эксплуатации.

Третье – некоторые параметры моторного масла, обязательные для многих современных двигателей невозможно реализовать на полностью минеральной основе. Ярким примером является вязкость.

При этом важно помнить, что все в этом мире относительно, а потому далеко не всегда использование именно синтетического моторного масла является острой необходимостью. К примеру, всем известно, что платина является лучшим проводником тока, чем медь, но это вовсе не означает, что в квартирной проводке нужно использовать платиновые провода, поскольку свойств медной проводки с головой хватает для подключения и использования бытовых приборов. Одним словом, хорошее – враг лучшему.

В некоторых случаях как раз наоборот – синтетика для двигателя противопоказана – это касается, в основном, двигателей с большими пробегами.

Поэтому, если для региона, в котором Вы эксплуатируете свой автомобиль, не характерны падения температур в зимний период ниже, скажем -15-20 градусов Цельсия, острой необходимости в использовании синтетического моторного масла для Вас нет, если конечно все остальные параметры масла подходят для Вашего двигателя. Просто минеральное, или же полусинтетическое масло Вам придется менять немного чаще, чем Вы меняли бы синтетическое. В этом случае никакого вреда для двигателя от использования минерального или полусинтетического моторного масла не будет.

Дополнительно читайте: что такое гидрокрекинговые масла и нужно ли бояться слова гидрокрекинг?

А может полусинтетическое моторное масло?

Полусинтетическое моторное масло делается из смешанной основы, где 30-50% составляет синтетическая составляющая, и, соответственно, 50-70% — минеральная. Такое масло действительно обладает гораздо лучшими показателями стабильности характеристик, чем минеральное, но уступает синтетическому.

Обычно полусинтетическое моторное масло рекомендуют заливать в современные двигатели с большими пробегами, когда увеличивается угар синтетического масла. В таких ситуациях полусинтетика – оптимальный выход, поскольку вероятность найти полусинтетическое масло, соответствующее всем требованиям производителя двигателя достаточно велика, в отличие от минерального.

Можно ли смешивать минеральное, полусинтетическое и синтетическое масла?

А также, можно ли смешивать масла разных производителей, вязкости, допусков и прочее…Вообще, любое смешивание разных масел в двигателе — это плохо. Плохо в первую очередь потому, что смешиваются совершенно разные присадки, которые содержатся в этих автомаслах, и совершенно неизвестно, какая будет химическая реакция при таком смешивании. Абсолютно очевидно, что полученная смесь не может соответствовать хоть каким-нибудь стандартам или требованиям. Поэтому нужно понимать, что любое смешивание разных масел — это крайняя мера.

Обычно вопрос о смешивании возникает либо при смене одного моторного масла на другое (вязкость, тип, производитель и т.д.), либо же в случаях, когда необходимо долить масло в двигатель, а нужной марки под рукой нет. С точки зрения долгожительства Вашего двигателя, рекомендую 10 раз подумать о целесообразности смены в первом случае и всегда иметь литр масла в багажнике для избежания второго.

Насколько это все таки вредно для двигателя? Среди автолюбителей бытует мнение о том, что при смешивании разные автомасла якобы могут сворачиваться, особенно это относится именно к смешиванию синтетики и минералки. Так все таки, можно их смешивать или нет? Сам факт существования моторных масел на полусинтетической основе доказывает, что смешивать минеральное и синтетическое моторные масла можно.

Правда, тут есть несколько очень важных оговорок:

1. Гарантированно совместимы только основы одного производителя. У разных производителей разные технологии получения самой основы и соответственно ее химический состав, поэтому при переходе с одного вида масла на другой (к примеру, с синтетики на полусинтетику, или минералку), лучше еще как минимум несколько сервисных циклов заливать масло того же производителя.

2. Исходя из вышеописанного, не исключено, что при необходимости долива масла безвреднее будет долить другое масло того-же производителя (другого вида, вязкости и т.д.), нежели такое-же по параметрам, но от другой торговой марки. Но в любом случае нужно понимать, что долив другого масла в любом случае означает, что при первой же возможности Вы эту адскую смесь из мотора уберете!

3. При замене масла, какое-то его количество все равно остается в двигателе (в среднем 5-10%) и смешивается с вновь залитым. Поэтому важно понимать, что свойства масла несколько изменяются, поэтому в те же несколько сервисных циклов масло следует менять чаще обычного.

Минеральное моторное масло

Минеральные моторные масла – наиболее простой по технологии производства класс смазочных материалов, где в качестве базы используются нефтепродукты. Низкая стабильность такой базы и повышенное содержание посторонних соединений, особенно при переработке высокосернистых сортов нефти, ограничивают применяемость минеральных масел для двигателей, рассчитанных на современные экологические нормы, требуют уменьшать сроки замены. Они оптимальны для старых автомобилей с большим пробегом, особенно имеющих заметный расход на угар.

Технология производства

Нефтяная индустрия при переработке исходной нефти разделяет ее на различные фракции, отличающиеся по химическому составу (от нефтяного газа к мазуту и твердому остатку). Часть этих фракций имеет свойства, подходящие для использования в качестве смазки. Но даже старые моторы не могут длительно работать на продуктах нефтепереработки, даже достаточной очистки, без коррекции свойств.

Для этого к минеральной основе добавляется пакет присадок, задающих основные эксплуатационные свойства масла.

  • Антифрикционные присадки снижают трение, уменьшая расход топлива, снижая нагрузки на механизмы.
  • Противоизносные присадки увеличивают ресурс двигателя, а при предельных нагрузках вступают в действие противозадирные, борющиеся с повреждениями при разрушении масляной пленки.
  • Модификаторы вязкости расширяют температурный диапазон применения масла.
  • Моющие присадки нужны для того, чтобы выносить из зон трения продукты износа и разложения самого масла, позволяя в дальнейшем отфильтровать их, не давая выпадать в осадок.
  • Антиокислительные присадки уменьшают темпы разрушения базы под действием кислорода, агрессивных картерных газов.

Также специальные присадки, применяемые ROLF Lubricants GmbH, снижают вспениваемость, ограничивают коррозионную активность масла. В итоге при сохранении доступной цены удается значительно улучшить свойства базового масла, позволяя успешно применять этот тип смазки и сейчас.

Чем отличается минеральное масло от синтетики и полусинтетики?

Моторные масла на синтетической основе производятся несколькими способами.

  • Глубокий гидрокрекинг нефти (или HC-синтетика). Эта классификация несколько спорная, поскольку фактически база имеет минеральную природу, но здесь происходит не отбор нужных фракций из сырья, а разрушение цепочек тяжелых углеводородов с получением более легких. По свойствам полученная база близка к настоящей синтетике, в то время как ее себестоимость снижается практически до уровня «минералки».
  • Синтез тяжелых углеводородов из легких (этилен-бутиленовая смесь) дает полиальфаолефиновую синтетику (ПАО). Чистая ПАО-база уже сама по себе имеет низкую температуру застывания, малую испаряемость, хорошо сопротивляется окислению.
  • Эстеровые масла как сырье используют эфирные компоненты растительного происхождения, проходящие полимеризацию. Базовое масло на полиэфирной основе дороже любых других видов синтетики, но обладает весьма ценными свойствами. Так, его вязкость можно «программировать» уже на этапе синтеза, а пленка эстерового масла прочнее удерживается на металлических деталях.

За счет более однородного состава, меньшей необходимости в коррекции присадками синтетические масла превосходят минеральные в эксплуатационных свойствах. Но существует и компромиссная методика производства масла: к минеральной базе добавляется часть гидрокрекинговой, давая в результате так называемую полусинтетику. По цене и свойствам этот тип попадает в сегмент между минеральными и синтетическими маслами.

Технические характеристики и спецификации

Все минеральные масла ROLF проходят обязательные испытания на соответствие требованиям стандартов качества API/ACEA и вязкости по SAE. Таким образом гарантируется, что среди них можно выбрать моторное масло, которое будет соответствовать требованиям производителя автомобиля. Также проводятся необязательные сертификационные испытания по отдельным требованиям автопроизводителей. Перечень таких допусков указывается в характеристиках конкретного сорта масла, что позволяет выбрать наиболее подходящее по свойствам, если завод-изготовитель указывает в сервисной документации дополнительные требования, помимо вязкости и класса качества API.

Плюсы и минусы минерального масла

Минеральные масла недороги, поэтому их можно считать хорошим выбором для старых автомобилей, где нет высоких требований к качеству масла, а его стоимость имеет важное значение для владельца. В малонагруженных, простых по устройству двигателях минеральные масла по своей эффективности достаточны, а более дорогая синтетика не дает ощутимых преимуществ.

В то же время эксплуатационные свойства минеральных масел довольно специфичны. Обеспечить достаточные характеристики по прокачиваемости и усилию проворота коленчатого вала при низких температурах трудно даже при введении сложных модификаторов вязкости. Именно поэтому у минеральных моторных масел индекс низкотемпературной вязкости по SAE находится обычно в интервале от 20W до 15W, а менее густые масла с индексом 10W и ниже – это уже либо полусинтетика, либо синтетика. В северных широтах применение минеральных масел возможно только при наличии пускового подогревателя.

Меньшая стабильность минеральных масел требует снижать интервалы замены, при больших годовых пробегах это может стать аргументом в пользу более дорогих, но имеющих повышенный срок службы масел.

Каталог минеральных моторных масел ROLF

Советы и рекомендации

Минеральные масла ROLF рекомендованы для двигателей без катализаторов либо с устаревшими однокомпонентными катализаторами, дизелей с механическими ТНВД и насос-форсунками. При выборе учитывайте климатические условия своего региона, поскольку у этих масел выше температура замерзания, чем в линейках полусинтетики и синтетики ROLF.

Минеральное масло для мотора

Минеральное моторное автомасло на современном рынке не пользуется большой популярностью, многие автолюбители предпочитают синтетику или полусинтетику. При этом большинство покупателей не знают, что некоторые известные бренды продают под маркой синтетики, переработанную минеральную смесь.

Содержание

  • 1 Технология производства
  • 2 Преимущества и недостатки
  • 3 Заключение

Технология производства

Минеральные моторные масла являются продуктом переработки нефтяных углеводородов. Их структура состоит из молекул неоднородных по форме и строению — это приводит к неустойчивости характеристик моторной жидкости при различных температурных режимах.

Минералка в отличие от синтетических и полусинтетических смазочных материалов имеет природное происхождение, для ее изготовления используются натуральные присадки. Структуру минеральных смесей производители моторных масел улучшают двумя методами:

  1. Удаление из жидкости примесей вредных смол, кислот, сернистых соединений. Указанный метод дает возможность получить базу масла без вредных веществ, но вязкость смеси при высоких и низки температурах будет изменяться.
  2. Более эффективным методом переработки минеральных жидкостей считается технология гидрокрекинга. Благодаря ей из базовой основы не только удаляются вредные вещества, но и изменяется длина углеводородных цепочек. Таким образом, технология гидрокрекинга позволяет получить продукцию с устойчивыми вязкостными характеристиками к перепаду температур. Гидрокрекинговое масло будет лучше сохранять свойства на протяжении всего эксплуатационного периода (чем чистое минеральное), оно практически не будет отличаться от синтетических смесей.

Синтетические смазочные материалы получают с помощью синтеза углеводородных соединений, их стоимость значительно дороже, чем гидрокрекинговой продукции. Если вы стремитесь приобрести полностью синтетическое автомобильное масло, а не продукт переработки минеральной основы, синтетика отличается обозначением в классификациях, а также обратите внимание: надпись на канистре «Full-synthetic» — полностью синтетическая.

Рекомендуем посмотреть видео о составе моторных масел:

Преимущества и недостатки

Основное и наиболее важное отличие минерального автомасла от синтетического или полусинтетического заключается в устойчивости смеси к различным температурным режимам работы силового агрегата. Зимой минералка при очень низких температурах начинает кристаллизоваться и не может обеспечить нормальную прокачку жидкости по смазочной системе, а также пуск привода без прогрева. Летом это моторное масло разжижается при высоких температурах за бортом машины и не может образовать устойчивую защитную масляную пленку на элементах мотора.

В отличие от других базовых основ, в минеральных жидкостях отсутствуют присадки, необходимые для нормальной работы большинства современных двигателей.

Синтетика и полусинтетика отличаются от минералки по таким характеристикам:

  1. Текучесть. Минералка слишком густая для использования в современных моторах.
  2. Молекулярное строение. Неоднородность молекулярной структуры минеральных смесей приводит к снижению их устойчивости к кристаллизации и разжижению.
  3. Присадки. В синтетике и полусинтетике присадки лучше, они не разрушаются при высоких температурах за бортом машины. В отличие от них, для минералки используют присадки натурального происхождения, которые выгорают при высокой температуре.
  4. Разница по срокам замены, синтетика меняется гораздо реже.
  5. Минералка образовывает большее количество отложений во время работы мотора.

Среди преимуществ минерального моторного масла следует выделить:

  1. Эти жидкости лучше работают в двигателях с большим пробегом. В отличие от синтетики, которая обладает большими моющими свойствами, минеральные смеси не приводят к отрыву нагара от узлов привода и не вызывают засорение системы смазки и каналов мотора. Минералка отмывает нагар с внутренних элементов мотора постепенно.
  2. Минералка, в отличие от синтетики и полусинтетики менее агрессивно взаимодействует с резиновыми поверхностями узлов смазочной системы и привода, не приводит к их разрушению.
  3. Улучшает работу изношенных силовых агрегатов. Минеральные масла достаточно густые, они способны заполнить увеличенные зазоры в узлах трения моторов с большим пробегом.

Заключение

Минеральные автомасла по вязкостным характеристикам проигрывают синтетическим и полусинтетическим жидкостям. Но есть силовые агрегаты, в которых возможно только использование минералки, к примеру, в двигатель на протяжении нескольких лет заливалось только минеральное масло или привод имеет значительный побег. При таких ситуациях использование синтетики или полусинтетики недопустимо из-за большого количества нагара внутри мотора.

Выбирая минеральное масло, учитывайте требования производителя автомобиля, тип мотора, базовую основу смеси, которая заливалась в двигатель ранее.

Минеральное моторное масло, что это такое? Характеристики, недостатки и преимущества минерального масла для двигателя

Минеральное моторное масло имеет минеральную основу, поскольку является продуктом нефтяного происхождения и производится путем перегонки мазута. Оно отличается нестабильностью своих характеристик и высокой степенью испаряемости. Минеральные масла также могут изготавливаться из технических сельскохозяйственных культур.

Поскольку технология производства «минералки» относительно не сложная — цена таких масел значительно ниже, нежели синтетических масел.

В натуральном чистом виде минеральные масла практически не встречаются, так как необходимые смазочные свойства могут иметь только при «комнатных» температурах без тяжёлых нагрузок. Поэтому в ДВС применяются только со стабилизирующими присадками, чтобы сделать масла более работоспособными.

Такие присадки добавляются к базовому маслу, и способствуют увеличению антикоррозионных, противоизносных, а также моющих свойств минеральных моторных масел. Ведь эксплуатационные характеристики масел минерального происхождения не позволяют выдерживать слишком высокие температуры, оно быстро густеет на морозе, а при закипании засоряет двигатель продуктами горения. Как раз из-за таких характеристик минеральное масло для автомобилей, кроме самой основы, содержит около 12% присадок. Качественное минеральное масло должно производиться из хороших нефтепродуктов и обладать высокой степенью очистки.

Состав минерального масла

«Минералка», которая применяется как смазочный материал, имеет такой состав:

  1. Щелочные и циклические парафины.
  2. Циклановые – 75-80 %, ароматические – 10-15 % и циклано-ароматические углеводороды – 5-15 процентов.
  3. Мизерное количество ненасыщенных и алкановых углеводородов.

Минеральные моторные масла также содержат кислородные и сернистые производные углеводороды, а еще смолисто-асфальтовые соединения. Но в основу смазочных масел для двигателей все эти соединения не входят в том количестве, в котором описано выше, ведь они проходят глубокую очистку.

Кроме самой базы «минералки» различной вязкости, масло также содержит различный набор присадок, которые, кроме улучшения основных эксплуатационных показателей, являются и недостатком. Так как высокие температуры пагубно на них влияют, присадки относительно быстро выгорают, в результате чего масло изменяет свои свойства. Это особенно сказывается на моторах с большим пробегом.

Для оптимальной работы ДВС замену минерального масла рекомендуют производить после пробега 5–6 тыс. км, пока оно еще не успело потерять свойства.

Не только в минеральном, но и в других маслах (синтетика, полусинтетика), вязкость является важнейшей характеристикой. В моторном масле, как и в большинстве ГСМ, вязкость изменяется в зависимости от температуры (чем она ниже, тем больше масло становится вязким и наоборот). Для нормальной работы двигателя она не должна быть выше или ниже определенного значения, то есть, запуская холодный мотор при минусовой температуре, вязкость масла не должна быть большой. А в жаркое время года, при запуске разогретого движка, масло не должно быть сильно жидким, дабы обеспечивать между трущимися деталями прочную пленку и необходимое давление.

Масло для двигателя имеет определенный индекс вязкости. Данный показатель характеризует зависимость вязкости от изменяющейся температуры.

Индекс вязкости масла – безразмерная величина (просто число), которая не измеряется в каких-то единицах. Это число показывает «степень разжижения» масла, и чем выше данный индекс, тем шире температурный диапазон, при котором обеспечивается нормальная работоспособность двигателя.

График зависимости кинематической вязкости минерального масла от температуры.

В минеральных маслах, в которых нет вязкостных присадок, величина индекса колеблется от 85 до 100, а с присадками может составлять до 120. Малый индекс вязкости говорит о плохом запуске двигателя при низкой температуре окружающей среды и плохой защите от износа при высокой температуре.

По стандарту SAE, основные показатели вязкости (виды) масел на минеральной основе могут быть такими: 10W-30, 10W-40 и 15W-40. Эти 2 числа, разделенные буквой W, обозначают температурный диапазон, в котором данное масло можно применять. То есть, его вязкость, при нижнем пороге температуры и при верхнем, должна обеспечивать нормальную работу мотора.

К примеру, если это 10W40, то его температурный диапазон применяемости составляет от -20 до +35 °С по Цельсию, причем при +100 °С его вязкость должна составлять 12,5–16,3 сСт. Таким образом, при подборе смазки для двигателя, нужно понимать, что в минеральных моторных маслах вязкость изменяется обратно пропорционально температуре — чем температура масла выше, тем его вязкость становится ниже и наоборот. Характер этой зависимости отличается исходя из того, какое сырье и какой способ применялись при производстве масла.

О вязкостных присадках масла

Толщина масляной пленки между трущимися поверхностями зависит от вязкости масла. А это, в свою очередь, влияет на работу двигателя и его ресурс. Как мы разбирались выше с температурной зависимостью вязкости, высокая вязкость сопровождается большой толщиной масляной пленки, а с понижениям вязкости масла толщина пленки становится меньше. Поэтому, чтобы предотвратить износ некоторых деталей (кулачок распредвала – толкатель), приходится добавлять в «минералку» кроме вязкостных присадок еще и противозадирные, поскольку в таком узле создавать масляную пленку нужной толщины становится невозможно.

Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы.

Кроме основных характеристик минерального масла существуют и несколько других.

  1. Температура вспышки является показателем легкокипящих фракций. Данный показатель определяет испаряемость масла в процессе эксплуатации. У некачественных маслах температура вспышки низкая, что способствует высокому расходу масла.
  2. Щелочное число – определяет способность масла к нейтрализации вредных кислот и противодействии отложениям за счет активных присадок.
  3. Температура застывания – показатель, определяющий температуру, при которой минеральное масло застывает и теряет текучесть за счёт кристаллизации парафина.
  4. Кислотное число – показывает наличие продуктов окисления масла.

Недостатки и преимущества минерального моторного масла

К основным недостаткам минерального моторного масла относится нестабильность параметров при различных температурах, а также быстрое окисление и разрушение (выгорание присадок при высоких температурах), что негативно влияет на работу двигателя. А единственным преимуществом является цена.

Минеральные масла, по большей части, используются в качестве механической смазки, хотя гидрокрекинговые масла, полученные методом перегонки и глубокой очистки с добавлением пакета присадок, еще используются современными автомобильными марками (например, Субару) в качестве смазки для двигателя. Такое минеральное масло получается близким по качеству к «синтетике», но быстрее стареет, теряя свои свойства. Поэтому приходится производить замену масла в два раза чаще.

Рекомендации автопроизводителя по применению масла можно найти в технической документации. Хотя зачастую стараются лить только синтетическое масло, которое на порядок превосходит минералку, впрочем и цена также значительно выше. Обычное же минеральное масло предназначается для старых типов двигателей, либо в моторы с большим пробегом и только в теплое время года. Конкретное предназначение определяется классификацией по уровню качества.

Автор: Иван Матиешин

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Минеральные масла для автомобилей – характеристики, свойства

В производстве существует всего три типа моторных масел: минеральные масла для автомобилей, синтетические и полусинтетические. Различаются они по многим критериям: составу, цене, техническим характеристикам.

Свойства и состав

Минеральное масло – это результат неоднократных последовательных переработок нефти (точнее, мазута). Название говорит о том, что оно является натуральным, и это действительно так. Благодаря простоте и незатратности производства на выходе получается достаточно дешевый продукт, в чей состав входит:

  1. Различные типы углеводородов: ¾ от всего объема – циклановые, примерно до 15% ароматических, около 10% – циклано-ароматических и минимум алкановых, характеризующихся низкой насыщенностью.
  2. Компоненты парафинов – циклических и щелочных.

Во время производства продукт подвергается тщательной очистке и в итоге в состав входит очень мало веществ, типа сернистых и кислородных углеводов, положительно влияющих на работу двигателя. Также в базовую минералку не вводятся дополнительные элементы – присадки – как в синтетические или полусинтетические аналоги, поэтому она не обладает высоким качеством защиты деталей двигателя от трения. Но в таком виде она почти не встречается, так как ее применение будет просто нецелесообразным, поэтому стоит выделить три типа, на которые делят минеральное масло, в зависимости от наличия присадок:

  1. Нафтеновые;
  2. Парафиновые;
  3. Ароматические.

Еще по теме:  Белорусское моторное масло Нафтан

Различия в них базируется на составе углеводорода, а именно на его строении. Например, наиболее высокая вязкость в парафиновом типе.

Присадки призваны улучшать технические характеристики минерального моторного масла, но одновременно они могут повлиять и негативно. Это связано с тем, что из-за высоких рабочих температур двигателя присадки с колоссальной скоростью выгорают, в связи с чем меняются свойства смазочной жидкости. В целом же применение стабилизирующих присадок делает минералку более устойчивой к износу и коррозийным проявлениям, улучшают ее моющие свойства.

Вязкость

Вязкостный показатель минерального масла – это число, определяющее диапазон температурных значений, при которых мотор работает в нормальном режиме. В чистой минералке индекс вязкости варьируется в диапазоне 85-100, с присадками – до 120 единиц. Невысокий индекс – показатель того, что при минусовой атмосферной t° можно ждать проблем с запуском двигателя. В жару также особой защиты мотору не гарантировано.

В соответствии со стандартами SAE различают минеральное масло трех типов – 10W-30/40 и 15W-40. Расшифровка этих данных говорит о том, в каких температурных условиях оно применимо. Следует учитывать, что вязкость и t° взаимосвязаны – чем вторая выше, тем показатели первой ниже, то есть масло разжижается в жару и густеет на холоде. А вязкость напрямую влияет на толщину масляной пленки, защищающей детали от излишнего трения. Соответственно, чем выше вязкостное значение, тем толще пленка и больший ресурс работы двигателя.

Еще по теме:  Моторные масла 5W-30 Shell Helix Ultra

Преимущества и недостатки

Из плюсов можно отметить, что минералка значительно дешевле той же синтетики и п/синтетики.

Отрицательные свойства:

  • Нестабильность состава при различных температурных данных,
  • Повышенная испаряемость,
  • Быстрое окисление и, как следствие, разрушение,
  • Необходимость частой замены,
  • Неспособность выдерживать высокие температуры,
  • Быстрое загустевание на морозе,
  • Засорение двигателя продуктами горения при закипании.

Возникает закономерный вопрос – зачем вообще нужны минеральные масла для автомобилей? Используют его в основном при эксплуатации «возрастных» транспортных средств, чаще всего отечественного производства. Оно позволяет поддерживать в рабочем состоянии двигатели, имеющие большой пробег, а также проблемные.

Как выбрать минеральное масло для авто

Минеральные масла производятся на основе продуктов переработки нефти. Достигается это путем не особо технически сложных манипуляций с перегонками мазута (остаточный компонент нефти после извлечения из нее таких продуктов вторичной переработки как бензин, керосин и прочее). Из-за этого, а также огромного масштаба нефтедобывающей промышленности, минеральное масло для авто оценивается достаточно дешево. Это позволяет применять этот вид моторного масла во многих индустриальных, сельскохозяйственных, машиностроительных отраслях, где используются двигатели внутреннего сгорания.

Читайте также: Как выбрать автомобильную акустику

Особенности минеральных масел

Для достижения необходимых качеств и характеристик в базовую субстанцию защитно-смазочной жидкости добавляются специальные присадки. Они предназначены для повышения эксплуатационных качеств масла, повышения его срока службы и снижения негативного влияния на узлы, механизмы и детали двигателей внутреннего сгорания. В минеральных, впрочем, как и в синтетических, и в полусинтетических (хотя более корректно будет назвать их минеральными маслами с добавлением синтетических компонентов) используются различные виды присадок.

Но если в «минералку» добавляются специальные защитные компоненты, то почему было сказано, что масло может негативно влиять на механические компоненты двигателя? Основным недостатком минерального масля является нестабильность собственных защитно-смазочных свойств при высоких и низких температурах. То есть, под воздействием времени (продолжительности или интенсивности использования в рабочем состоянии), условий эксплуатации, общего технического состояния цилиндро-поршневой группы и двигателя в целом, масло может не стабилизировать работу мотора, и даже активно препятствовать этому. Возможны образования масляного нагара, вспенивания, разжижения и прочих мелких и не очень «радостей» даже несмотря на присутствие необходимых стабилизирующих компонентов (присадок).

Читайте также: Как выбрать шины или какой должна быть правильная “обувь” для авто?

Присадки

Базовое масло не способно в полной мере обеспечить корректную смазку деталей и механизмов, не говоря уже о защите от коррозии, сколов и задиров, вспенивания, окисления и прочего. В связи с этим в масла добавляют специальные защитные и стабилизирующие присадки. Однако следует помнить, что даже самый фантастический пакет присадок не сможет преобразовать базовую смазочную жидкость посредственного качества в масло экстра качества.

Основной пакет присадок состоит из следующих компонентов:

  • Детергенты и дисперсанты (моющие) – присадки, которые способствуют очистке двигателя от нагара, сажи и прочего. Препятствуют образованию комков сажи и грязи непосредственно в масляной среде.
  • Антиокислительные – присадки которые подавляют каталитическое влияние различных масляных примесей на металлические детали и элементы. Препятствуют химическому износу и разрушению двигателя и составляющих.
  • Противокоррозионные – не допускают появление ржавчины.
  • Противоизносные – предотвращают непосредственный контакт металлических деталей движущихся в соприкосновении посредством образования масляной пленки. Этим путем достигается снижение нагрузки трением.
  • Антикавитационные (противопенные) – образование пены приводит к образованию воздушных пробок в магистралях подачи масла. Вследствие этого нарушается циркуляция масла, и возникает вероятность повреждения элементов двигателя.
  • Присадки, снижающие температуру, при которой происходит парафинизация кристаллов и застывание масла.
  • Комплекс присадок, которые компенсируют разницу вязкости масла при эксплуатации в минусовую температуру.

Количество и концентрация присадок существенно отличается в зависимости от того, где и для чего используется масло. Также «минералку» разных производителей зачастую содержат различный пакет дополнительных компрессионных и стабилизирующих добавок, поэтому не рекомендуется осуществлять частичную замену или смешивать масла.

Читайте также: Рейтинг лучших генераторов для дома и дачи-2016

Вязкость и классификация моторных масел

Один из наиболее важных параметров не только минерального масла, поскольку именно от вязкости вещества зависит толщина смазочной пленки на поверхностях взаимодействующих в зацеплении механизмов. Этот параметр изменяется в зависимости от температуры: холодное масло более вязкое, горячее – обладает повышенной текучестью и утрачивает свои полезные свойства. Параметры вязкости напрямую описывают климатические условия, в которых разрешается применение донного виды масла.

По вязкости ГОСТ распределяет масла летние, зимние и всесезонные. Летние масла идут с цифровыми индексами 8, 10, 12, 14, 20, 24, зимние – 0, 4, 5, 6, а всесезонные – 33/8, 43/6, 43/8, 43/10 и прочее.

Далее после цифрового индекса идет буквенное обозначение рекомендуемой области применения:

  • А – нефорсированные карбюраторные и дизельные ДВС
  • Б1 – малофорсированные карбюраторные двигатели.
  • Б2 – малофорсированные дизельные ДВС.
  • В1 – среднефорсированные карбюраторные моторы.
  • В2 – среднефорсированные дизельные моторы.
  • В – универсальное масло для среднефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей, которые имеют повышенные требования к антикоррозионным и противоизносным свойствам.
  • Г1 – высокофорсированные карбюраторные двигатели, которые работают в условиях высокоинтенсивных нагрузок. Имеется повышенное количество антикоррозионных присадок.
  • Г2 – высокофорсированные дизельные двигатели без наддува или со средним наддувом, которые работают в условиях высокоинтенсивных нагрузок. Имеется повышенное количество антикоррозионных присадок.
  • Г – универсальное масло для высокофорсированных карбюраторных и дизельных двигателей.
  • Д – высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом которые работают в условиях высокоинтенсивных нагрузок. Также используется, когда топливо требует масло с высокой нейтрализующей способностью, повышенным количеством антикоррозионных и противоизносных присадок.
  • Е – масла, применяющиеся на дизельных моторах, которые работают на топливе с большими примесями серы.

Международная система классификации моторных масел базируется на их вязкости. Маркировка масла 10W-40 означает допустимые температурные рамки эксплуатации составляют -20 С0 – +35 С0. Разобраться здесь достаточно легко. Буква «W» означает, что масло зимнее (с англ. Winter — зима). Чтобы получить необходимые температурные данные нужно от первого цифрового индекса отнять 30, а от второго – 5. Так обозначаются всесезонные масла. У чисто зимних нет цифр через дефис (10W), а сугубо летние имеют лишь одно число, без литеры W (например, 70).

Существует также классификация моторных масел по API, которая определяет их принадлежность. На букву S (например, SC) начинаются бензиновые масла, на C – дизельные. Чем ниже в алфавитном порядке находится вторая буква, тем старее машины, для которых предназначено оно. Так, CB рассчитано на дизеля, созданные до 1961 года, а CI – для современных машин, соответствующих строгим экологическим нормам.

Классификация моторных масел по API (кликните для просмотра в полном размере)

Трансмисионные масла – более густые, их индекс заметно выше. Приблизительной взаимосвязи между цифрой и температурами не прослеживается.

Читайте также: Как рассчитать проводку в квартире и заменить кабель своими руками

Стоит ли использовать минеральное масло

Минеральное масло практически по всем показателям отстает от полусинтетических и синтетических:

  • Неоднородная фракция образует масляную пленку разной толщины, что приводит к неоднородности пятна контакта по все площади соприкосновения. Из этого следует плохой отвод излишков тепла.
  • При использовании минерального масла в механизмах с повышенной степенью прилегания движущихся элементов в зацеплении возникают дополнительные нагрузки на зубчатые колеса и червячные валы. Это может привести к повреждениям ЗК, «червяков», подшипников, повышению износа двигателя в целом.
  • Легко коксуется и выгорает.
  • Быстро испаряется.
  • Плохо переносит низкие температуры.
  • Нестабильно при сильном нагреве или холодную пору года.
  • Имеет небольшой срок службы при оптимальных условиях эксплуатации, а при интенсивных укорачивается еще примерно на треть – на половину.

Единственным достоинством является низкая цена. Минеральное моторное масло имеет смысл заправлять только в двигатели старого типа, которые конструировались с учетом использования именно такого типа смазки или в моторы с большим пробегом где присутствует естественная выработка. Однако нормальные эксплуатационные свойства будут достигнуты исключительно при плюсовой температуре.

Читайте также: Перфоратор для дома: какой выбрать и на что обратить внимание при покупке

Чайная ложка меда…

Существуют так называемые гидрокрекинговые масла. Если человеческим языком, то суть такова – берется обычная минералка и посредством новой технологии очистительных перегонок, именуемых гидрокрекингом, на молекулярном уровне доводится практически до уровня синтетического масла. Важное уточнение! До синтетики гидрокренинговому маслу хоть и не очень, но все же далековато, хотя и от «минералки» оно уже выше на несколько голов.

Следственно это хорошая альтернатива тем, кому нормальное масло не по карману, а допотопное старье использовать не хочется. Здесь в принципе возникает золотая середина – качество чуть хуже чем у синтетического масла, а цена немного больше минерального.

Итог

Синтетика – хорошо. Минералка – хуже. Гидрокрекинг – альтернатива, однако. А если без шуток, то к каждому двигателю прилагается руководство по эксплуатации, где написано какой тип масла необходимо использовать и когда производить замену. Ведь синтетическое масло изобрели не вчера и не позавчера, оно используется довольно продолжительный отрезок времени, но полного замещения «минералки» так и не смогло добиться. В определенных климатических условиях или при эксплуатации соответствующих двигателей использование синтетического масла не является целесообразным, поскольку стоимость его довольно высокая, а ожидаемый эффект увеличивается незначительно.

Следует уточнить, что речь идет о качественных маслах, а не о подделках и фальсификатах – поганенькое качество этого продукта является константой во все времена и во всех широтах. Поэтому не нужно гнаться за красивыми названиями и высокими результатами без необходимости. Более рациональное решение – это использование регламентированного продукта в установленных рамках рабочего процесса.

Какое конкретно выбрать минеральное масло – зависит от предписаний инструкции по эксплуатации авто, условий езды и кошелька. Если последний не сильно ограничивает, а машина – не дедушкин Москвич девятьсот-лохматого года – стоит присмотреться к гидрокрекинговой минералке. Конкретная маркировка и свойства определяются условиями использования, то есть для тех, кто на авто ездит только летом на дачу, а зимой изредка выбирается в теплые дни в супермаркет – морозостойкие зимние сорта не являются предметом крайней необходимости.


Смотрите также

Возврат к списку