Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Новейшая навигационная система


Новая российская система навигации будет работать без спутников

В НИИ микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» создаютсовременную локальную и защищенную систему навигации, не зависящую от сигналов навигационных спутников и работающую с точностью от 1 до 10 сантиметров по горизонтали и в пределах 15 сантиметров по вертик

Учёные и инженеры московского научно-исследовательского института микроэлектронной аппаратуры «Прогресс» заявили о том, что на их предприятии ведётся разработка современной локальной системы навигации, не зависящей от сигналов навигационных спутников. Точность позиционирования подобной системы составит от 1 до 10 сантиметров по горизонтали и в пределах 15 сантиметров по вертикали. По словам первого заместителя генерального директора «Прогресса» Игоря Корнеева, одна из основных целей разработки — это обеспечение полётов беспилотников. О работе над новой системой учёные «Прогресса» и их коллеги из ГОСНИИ АС рассказали на IX международном навигационном форуме в Москве.

Спутниковые системы глобального позиционирования (ГНСС — глобальные навигационные спутниковые системы) существуют давно и широко используются: американская система GPS, российская ГЛОНАСС, европейская Galileo, китайская Beidou… Работа этих систем обеспечивается группировками спутников на орбитах в несколько десятков тысяч километров высотой. Все эти спутники передают сигналы, улавливаемые приёмниками, — которые и вычисляют собственное местонахождение. При этом ГНСС имеют ряд неоспоримых преимуществ, таких как полное покрытие Земли и околоземного пространства, бесплатный доступ к системе, доступность унифицированного оборудования для всех пользователей и т.д.

Но, несмотря на очевидные преимущества, спутниковые системы имеют и определённые недостатки, главным из которых является низкая помехоустойчивость. При желании заглушить сигналы ГНСС не составляет труда. Для того, чтобы сделать невозможным приём сигнала, идущего от спутника, находящегося на расстоянии 20 000 км, требуется генератор имитационно-шумовой помехи мощностью 2 Вт, расположенный в радиусе 160 км от приёмника. Этим часто пользуются злоумышленники, заглушая сигнал GPS в противоугонных устройствах. Критически важными могут стать проблемы с естественными или искусственными помехами в спутниковых системах навигации при повсеместном распространении автоматических беспилотников, доставки при их помощи продуктов, почты, лекарств…

Для того чтобы устранить недостатки системы спутниковой навигации, создаются локальные наземные системы позиционирования (ЛСН). В таких системах навигационные сигналы передаются с наземных вышек, покрывающих сетью заданный район. Помехоустойчивость такой системы на четыре порядка (то есть, в десять тысяч раз) выше, чем у спутниковых систем навигации. В качестве примера можно привести следующий расчёт: для того, чтобы полностью исключить приём сигнала от передатчика ЛСН мощностью 2 Вт, находящегося на расстоянии 20 км, потребуется генератор помех мощностью более 20 кВт. Кроме этого, важное преимущество локальной системы навигации — широкий диапазон потенциальных частот передатчика. Это ещё больше затрудняет постановку помех.

В настоящее время, используя достижения микроэлектроники, удалось реализовать основную аппаратуру ЛСН всего на двух микросхемах (радиочастотной и цифровой). Система очень компактна: может быть встроена в сотовый телефон, планшетник, скрытно размещена на теле человека или на корпусе объекта, может выполнять и навигационные, и охранные функции. Скрытность работы системы обеспечивается использованием специальных генераторов случайных последовательностей, меняющихся по сложному закону, что не позволяет третьей стороне войти через эфир в систему, чтобы нарушить её функционирование и, вообще, узнать, что она работает.

По словам Игоря Корнеева, сначала предполагается развернуть разрабатываемую систему на полигоне, для чего необходимо установить как минимум 4 вышки, находящиеся друг от друга на расстоянии 20 км. После отладки рабочих режимов предполагается развернуть ЛСН в опытном районе в Московской области. В дальнейшем такая система может быть использована в различных целях: в качестве противоугонной системы, системы точной посадки беспилотных летательных аппаратов. В применении предлагаемой системы заинтересованы органы МВД и МЧС.

«Прогресс» уже провёл переговоры с представителями концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) по использованию новой системы для обеспечения точной посадки беспилотников. Интерес КРЭТ понятен: при современных средствах радиоэлектронной борьбы системы спутниковой навигации беспилотников оказываются бессильны.

Нужно отметить, что новая система — не первая подобная система, разабатываемая в нашей стране и за рубежом. Небезуспешные попытки построить альтернативную спутниковым локальную систему навигации предпринимались в России в 80-х, 90-х годах прошлого века — в Москве и в 2000 году — в городе Балашиха Московской области.

В 1950-е годы, ещё до спутниковых систем, в СССР и США были разработаны системы «Чайка» и Loran. Эти системы работали в диапазоне динных волн и отличались невысокой точностью местоопределения — порядка 100 м. Но из-за опасности вывода из строя ГНСС сейчас и в США и в России принято решение расконсервировать системы Loran и «Чайка».

Двумя десятилетиями позже появилась отечественная объединённая система навигации и обмена данными ОСНОД. По словам Игоря Корнеева, по сравнению с ОСНОД, разработанная «Прогрессом» новая система обладает гораздо большей точностью и помехоустойчивостью.

Навигационные системы следующего поколения обойдутся без спутников

В мире существуют всего несколько глобальных навигационных спутниковых систем: американская GPS, российская ГЛОНАСС, европейская Galileo и китайская Beidou. Однако все они по умолчанию ненадежны, требуют подтверждения данных с нескольких спутников и имеют свойство пропадать. Это вполне можно пережить, передвигаясь в обычном автомобиле, но абсолютно недопустимо для автономного транспорта будущего.

Например, военные компенсируют неточность за счет персональных инерциальных систем навигации, компасов, акселерометров и т.д. В гражданской сфере, в условиях сложного рельефа или плотной застройки, невозможность принимать сигнал вынуждает инженеров выкручиваться при помощи подручных средств. Роботов оснащают камерами для ориентации в пространстве, эхолокаторами, лазерными лидарами и прочими сенсорами. Но усложнение конструкции – тупиковый путь.

Команда Зака Кассаса из Университета Калифорнии решила разработать альтернативный принцип навигации. Он базируется на анализе вторичных радиосигналов. Любой Wi-Fi роутер, смартфон, платежный терминал, спутниковая антенна, вышка сотовой связи, бортовой компьютер автомобиля или корабля излучает сигналы. Задача – уловить и проанализировать их.

Чтобы добиться этого, команда провела теоретический анализ существующих вторичных сигналов. Также была разработана специализированная программно-аппаратная система, которая может извлекать данные о времени и местоположении из вторичных сигналов и преобразовывать их в навигационную информацию.

Следующим шагом планируется протестировать новую навигационную систему на дронах и наземной беспилотной технике. В перспективе эта технология может стать краеугольным камнем для навигации массы автономных роботизированных систем будущего.

Навигационные системы повышенной точности нового поколения

Вспомните, как трудно было раньше обходится без спутниковой навигационной системы, известной нам как GPS? Любой уважающий себя автовладелец держал в своей машине атлас автомобильных дорог, путешественники прекрасно умели использовать компас и в точности знали, как нужно складывать бумажные карты. Как показывают исследования, очень скоро любой навигатор или смартфон сможет «проложить» для вас путь, точность которого будет измеряться сантиметрами.

Система GPS и современные разработки

Спутниковая навигационная система GPS и ее корректная работа основаны на простом принципе — это передача со спутника специального радиосигнала определенной частоты. В данном сигнале закодирована информация о точном времени и местоположении спутника, который и посылает сигнал в конкретный момент. Так, процессор навигационного устройства, имея как время передачи сигнала, так и время, необходимое сигналу для того, чтобы «прийти» к приемнику, способен легко узнать точное расстояние до конкретного спутника-передатчика. Проделав данную процедуру с переданными сигналами от нескольких других спутников, устройство с достаточной точностью может вычислить ту точку в пространстве, в которой оно расположено в данный конкретный момент времени. Такой способ очень надежный и простой, хотя, конечно же, обладает некоторыми неприятными моментами.

Ведущие специалисты компании Locata разработали способ, при помощи которого можно сделать все тоже самое, только вместо спутников будет использоваться сеть специальных радиомаяков. Такие маяки способны синхронизировать свое время. Точность при такой синхронизации измеряется в наносекундах. Потом маяки передают сигнал, в котором зашифровано их местоположение, на специальные приемники. Теперь задача таких приемников (они также поддерживают стандарт Locata), пользуясь алгоритмом работы, который совпадает с соответствующим алгоритмом GPS, корректно вычислить точное место, в котором расположен приемник.

Технология, при которой используются сигналы таких наземных радиомаяков обладает рядом недостатков. Но, несмотря на это, преимуществ такой системы перед спутниками GPS намного больше. Так, радиосигнал передаваемый наземными маяками имеет достаточную силу для того, что бы проходить через стены зданий большой толщины. Стоит отметить, что точность при определении местоположения объекта в замкнутом пространстве (например, в комнате) составляет всего несколько сантиметров!

Подробности о LocataNet

В скором времени начнут применятся наземные навигационные системы LocataNet. Их работа базируется на частотах беспроводных Wi-Fi сетей. Такая технологи не нуждается в разработке какого-либо специального оборудования для приема/передачи. Необходимо просто немного изменить саму архитектуру Wi-Fi сетей.

Так, синхронизация абсолютно всех приемо-передающих устройств системы происходит с точностью до 1/1000000000 секунды (1 наносекунды). Это позволяет осуществить запатентованная технология TimeLoc. На всех трансиверах LocataNet могут быть установлены дополнительные антенны, которые будут способны определить местоположение необходимого объекта не только в замкнутом пространстве, но и под землей. Погрешность при таком определении достаточно небольшая — от 6 до 15 сантиметров.

Преимущества и использование системы Locata

Для большинства обычных людей точность определения местоположения, которая исчисляется сантиметрами, не играет важной роли. Но, когда установить такую навигационную систему в автомобиле, он будет знать не только то, в каком районе он сейчас пребывает, он будет информировать еще и о точном расстояние обочины, до полосы встречного движения, до следующего за ним и идущего впереди него автомобиля.

По мнению экспертов самое интересное преимущество данной системы — это ее способность работать в замкнутом пространстве. Так, пользуясь специально разработанным навигационным приложением, ваш смартфон (с поддержкой стандарта Locata) сможет указать вам как нужный ряд в супермаркете, так и конкретное место на витрине, где лежит необходимый товар.

Новая навигационная технология уже реализована и успешно используются на определенных промышленных установках и военных объектах. Специалисты компании утверждают, что в течение 5 лет данная технология будет намного удешевлена и настолько минимизирована, что появятся мобильные устройства с ее поддержкой.

Конечно, новая система от Locata полностью заменить GPS не сможет. Но ее применение будет очень полезным, например, при военных и спасательных операциях, для лучшей работы полиции, служб аэропортов, в сфере горнодобывающей промышленности, поскольку она обладает быстротой и огромной точностью при нахождения координат необходимого объекта.

Дайте свою оценку данной статье

Загрузка...0/50

Навигация без спутника

Госкорпорация «Ростех» создала систему локальной радионавигации, обеспечивающую эффективную защиту от помех и повышенную по сравнению со спутниковыми системами точность. На базе этой технологии возможно создавать защищенные от глушения противоугонные системы, средства мониторинга транспорта, а также объектов, которые плохо видны спутникам ГЛОНАСС. В будущем новая система может быть использована в наземных беспилотных транспортных средствах, где безопасность движения требует точности в пределах 10 см.

Специалисты объединенного холдинга «Росэлектроника» (входит в «Ростех») разработали новую систему локальной радионавигации, которая на начальном этапе обеспечивает точность позиционирования объектов до 10 см. Точность систем спутниковой навигации — в диапазоне 1–3 м. Как рассказали «Известиям» в «Ростехе», в настоящее время идет тестирование четырех передающих устройств. В дальнейшем планируются испытания системы с использованием вышек операторов мобильной связи. По данным разработчиков, сигнал в сети будет не только более устойчив к подавлению в сравнении со спутниковым, но и защищен от подмены — специальный алгоритм обеспечит его постоянное изменение. Что такое подмена навигационного сигнала — с некоторых пор хорошо известно столичным автомобилистам, проезжающим мимо Кремля. Периодически навигатор указывает местом нахождения аэропорт Внуково — более мощный сигнал дается поверх спутникового.

— Система практически полностью исключит возможность стороннего воздействия с целью искажения или похищения навигационных данных. В этом — одно из основных отличий разработки от глобальных систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo, сигналы которых хорошо известны, постоянны и могут быть подвержены воздействию с враждебными целями, — отметил представитель «Ростеха».

Система локальной навигации использует дальномерный принцип, пояснили «Известиям» в «Росэлектронике». Для определения положения объекта измеряют расстояние от него до нескольких реперных точек с известными координатами.

— В сентябре будут проходить испытания системы в Тимирязевском парке в Москве с установкой шести базовых станций на вышках мобильной связи. Наша задача в ходе этой работы довести точность позиционирования системы до 2–3 см по горизонтали и до 10 см по вертикали. Далее будем продолжать повышать точность вплоть до 2–3 мм. В перспективе навигационная система сможет функционировать на расстоянии до 50–70 км до ближайших базовых станций, — сообщили в «Росэлектронике».

Австралийская компания Locata в настоящее время развертывает в США аналогичную навигационную сеть, которая применяется в интересах промышленности и военных. Точность позиционирования у этой системы на момент ее тестирования в 2011 году составляла 10 см по горизонтали и 15 см по вертикали. В настоящее время ее точность удалось улучшить до 3–5 мм. Среди других менее известных зарубежных аналогов — американская UHRS и британская PINpoint.

В НП «ГЛОНАСС» (федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности) отметили, что разработанная система обладает большей устойчивостью к помехам по сравнению с зарубежными аналогами. Это обеспечивается за счет более сложного, постоянно меняющегося сигнала, который невозможно подделать. При этом основной недостаток глобальных навигационных спутниковых систем — низкая помехоустойчивость в условиях постановки искусственных шумовых и имитационных помех.

— Были разработаны комплект сверхбольших интегральных систем и плата для отладки аппаратного и программного обеспечения модуля системы. Основные преимущества разрабатываемой отечественной системы перед зарубежными аналогами: асинхронный режим работы (реакция на каждую одиночную посылку), более высокая точность и в асинхронном, и тем более в периодическом (стандартном) режиме, большая скорость передачи информации по помехозащищенным скрытым линиям связи, что позволяет использовать ее одновременно в качестве навигационно-связной системы и системы мониторинга состояния объектов, — рассказал «Известиям» представитель НП «ГЛОНАСС».

По мнению заместителя генерального конструктора «Цифровых радиотехнических систем» Сергея Быбина, технология «Ростеха» похожа на разработки, использующие принцип псевдоспутника: они функционируют идентично глобальным навигационным спутниковым системам, но с размещением передатчиков на земле. Плюсы псевдоспутника — высокая мощность сигнала, что повышает надежность системы, а также оптимальная геометрия, обеспечивающая точность определения цели. Такая технология уже много лет используется в военных целях, но до сих пор массового распространения в гражданском секторе не получила.

— В основе единой информационной среды транспортного комплекса лежат технологии глобальных навигационных спутниковых систем. Речь, в частности, об ЭРА-ГЛОНАСС, государственной системе экстренного реагирования при авариях и чрезвычайных ситуациях. Мы считаем, что при разработке новых решений необходимо рассматривать комплексные подходы, чтобы избегать тиражирования сервисов, которые могут не вписаться в общегосударственную политику в области информационных транспортных систем, — заявил «Известиям» Сергей Быбин.

Создаваемая технология может стать основой для противоугонных систем, защищенных от глушения, систем мониторинга движения транспорта, а также объектов, которые плохо видны спутникам ГЛОНАСС. В «Ростехе» считают, что в будущем новую разработку можно использовать в наземных беспилотных транспортных средствах, где безопасность движения требует точности в пределах 10 см. Однако представитель рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы отметил, что вопрос использования подобной системы для беспилотного движения нуждается в дополнительном изучении.

Передатчики системы локальной навигации планируется размещать на вышках мобильной связи. Стоимость базовой станции составляет около 60 тыс. рублей. Размеры модуля системы для конечного пользователя, например автовладельцев, не превысят 50х100 мм.

Новейшая система навигации создана в России.

Российская госкорпорация «Ростех» разработала уникальную систему навигации без применения орбитальной группировки спутников.

Знать свое местоположение на поле боя, иметь четкую картину театра военных действий и точные координаты вражеских объектов – залог успеха в современной войне. Противник тоже не дремлет! Он «заглушает» работу приборов геопозиционирования, нарушая их связь со спутниками навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, в полном объеме применяя системы радиоэлектронной борьбы. В условиях современной цифровой войны любая система должна иметь высокую помехозащищенность и быть не подвластна негативному воздействию средств РЭБ. Благо, наша страна впереди планеты всей по данным системам.

Как показали недавние совместные учения стран НАТО в Черном море, взломать можно все… Наши специалисты РЭБ жестоко скомпрометировали хваленую американскую систему GPS, получив полный расклад по диспозиции иностранных судов. Вскрыть местоположение врага – это полдела, а внедрить в систему ложные координаты дружественных сил, подменив их, например, вражескими, вот это уже может привести к весьма печальным последствиям.

Прибор ГЛОНАСС-GPS

Разработка российских ученых позволяет не только исключить «спутниковое звено» и не допустить перехвата данных противником, но и сделать работу системы позиционирования в разы быстрее и точнее (до 10 см в трехмерном пространстве). Отметим, что наилучший показатель для современных навигационных систем составляет от 1 до 2 метров.

МИР ГЛОНАСС

Современные средства обороны и нападения «крутятся» вокруг точного определения координат – своих и противоборствующей стороны. Миллиарды долларов тратятся экономически развитыми странами на создание глобальных навигационных систем. В результате этого тренда в США появилась GPS, в России – ГЛОНАСС, в Европе – «Галилео». Но в последнее время политики, военные и ученые удивительно единодушно делают вывод о том, что своя глобальная навигационная система – это еще не панацея в достижении военного превосходства в современной войне.

Спутниковая система необходима, она в режиме реального времени дает высочайшую точность определения координат для самолетов, ракет, кораблей и наземной бронетехники. Но современными средствами радиоэлектронной борьбы противник может спутниковый сигнал исказить, «зашумить», отключить, в конце концов, уничтожить сам спутник.

Российская система ГЛОНАСС также, как и американская GPS, имеет два режима передачи навигационного сигнала – открытый и закрытый. Однако, если уровень помехового сигнала свыше 20 дБ, то можно заглушить любой навигационный сигнал – сейчас или в ближайшем будущем, ведь развитие техники и технологий не стоит на месте.

В батальонах и полках РЭБ есть штатная станция подавления сигнала GPS. И случаи пропажи спутников в мировой космической практике тоже известны. Поэтому у российских военных есть догма: на любом объекте должна быть автономная инерциальная навигационная система (ИНС). В силу принципа своего действия ИНС является помехозащищенным, не подверженным действиям средств из арсенала РЭБ источником навигационной информации, и в настоящее время одна из ее разновидностей – бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) – находит наиболее широкое применение.

БИНС устанавливаются везде: на самолетах, на наземной бронетехнике, на ракетах. Для каждого вида подвижного объекта предназначен свой тип БИНС. В военной технике наличие автономных ИНС является обязательным, а их совершенствование – одна из главных задач промышленности.

Развитие современной науки позволило передовым странам создать качественно новые ИНС. Раньше инерциальные навигационные системы были платформенного типа на базе электромеханических гироскопов и акселерометров в кардановом подвесе. В бссплатформенных инерциальных навигационных системах нет подвижных деталей. Сам гироскоп, можно сказать трансформировался в электровакуумный прибор.

В настоящее время гироскопы есть лазерные, волоконно-оптические, волновые твердотельные, микро-механические. Какой из них самый совершенный – это вопрос удовлетворения требований потребителя к точности формирования навигационной информации. Чем ниже точность и проще технология, тем ИНС дешевле. Лазерный гироскоп самый точный, но при этом достаточно сложный и дорогой. Есть и другие типы гироскопов, которые еще не достигли технологического совершенства и не используются индустриально, например, СВЧ, ядерный магнитно-резонансный, гироскоп на холодных атомах и другие.

В точных и высокоточных БИНС наиболее распространенные, отработанные и массовые сейчас – лазерные. Современный БИНС на лазерных гироскопах и кварцевых акселерометрах является одним из наиболее сложных и высокотехнологичных изделий авиакосмической промышленности.

Сегодня эти системы являются незаменимым автономным средством навигации и востребованы широким классом потребителей, так как обладают рядом преимуществ тактического характера: автономностью, невозможностью воздействия на них помех, непрерывностью и глобальностью функционирования в любое время года и суток на воздушных, морских и наземных объектах. БИНС выдают информацию для решения задач навигации, управления полетом, прицеливания, подготовки и наведения ракет, а также для обеспечения работоспособности радиолокационных, оптико-электронных, инфракрасных и других бортовых систем. На магистральных самолетах коммерческой авиации автономные инерциальные системы являются основным средством навигации и определения пространственного положения.

Обладание всей номенклатурой возможностей для разработки и производства высокоточных БИНС выдвигает страну на передовые рубежи технического прогресса и непосредственно влияет на обеспечение безопасности государства. В мире не так много стран, освоивших сложное производство этих систем. Их можно перечесть по пальцам одной руки – Китай, Россия, США и Франция.

Разработкой БИНС авиационного применения в России занимаются пять организаций, в том числе и Московский институт электромеханики и автоматики (МИЭА), входящий в КРЭТ. Причем БИНС только этого института принят в серийное производство. Системы навигации на лазерных гироскопах и кварцевых акселерометрах, разработанные в МИЭА входят в состав комплексов бортового оборудования современных и перспективных самолетов гражданского и военного назначения.

Кольцевые лазерные гироскопы и кварцевые акселерометры сегодня – самые точные и наиболее распространенные в мире. Их разработка и производство одна из компетенций КРЭТ.

Принцип действия лазерного гироскопа заключается в том, что внутри замкнутого по периметру пространства, образованного системой зеркал и корпусом, изготовленным из специального стекла, возбуждаются два лазерных луча, которые по каналам идут навстречу друг другу. Когда гироскоп находится в состоянии покоя, два луча «бегут» навстречу друг другу с одинаковой частотой, а когда начинает совершать угловое движение, то каждый из лучей изменяет свою частоту в зависимости от направления и скорости этого движения.

Через одно из зеркал выводится часть энергии лучей и формируется интерференционная картина. Наблюдая за этой картиной, с помощью фотоприемника считывают информацию об угловом движении гироскопа, определяют направление вращения по направлению движения интерференционной картины и величину угловой скорости по скорости ее движения. Фотоприемник преобразует оптический сигнал в электрический, очень маломощный, а дальше начинаются процессы его усиления, фильтрации и отделения помех.

Сам гироскоп одноосный, он измеряет угловую скорость, действующую вдоль его оси чувствительности, которая перпендикулярна плоскости распространения лазерных лучей. Поэтому система состоит из трех гироскопов. Для получения информации не только об угловом, но и о линейном движении объекта в системе используются три измерителя ускорения – акселерометра. Это очень точные приборы, в которых на упругом подвесе в виде маятника подвешивается пробная масса. Современные акселерометры осуществляют измерения с точностью до одной стотысячной доли ускорения свободного падения.

Сейчас промышленность выпускает столько БИНС, сколько ей заказывают Минобороны, Министерство транспорта и другие ведомства. Однако в ближайшем будущем спрос на автономные инерциальные системы начнет существенно расти. Чтобы разобраться в современных возможностях их производства, надо в первую очередь понимать, что речь идет о высокотехнологичных изделиях, в которых сходится много технологий – это и оптика, и электроника, и вакуумная обработка, и прецизионное полирование.

Например, шероховатость поверхности зеркала при финишной полировке должна быть на уровне 0,1 нанометра, то есть это уже почти молекулярный уровень. В гироскопах зеркала двух типов: плоские и сферические. Зеркало имеет диаметр 5 мм. Зеркальное покрытие наносится методом ионного напыления на специальный стекло-кристаллический материал ситалл. Толщина каждого из слоев имеет порядок 100 нанометров.

Лазерный луч распространяется в гелий-неоновой газовой среде низкого давления. Характеристики этой среды должны быть неизменными на протяжении всего срока эксплуатации гироскопа. Изменение состава газовой среды за счет попадания в нее даже ничтожного количества внутренних и наружных примесей приводит сначала к изменению характеристик гироскопа, а затем и его отказу.

Есть свои трудности и в электронике. Приходится работать с маломощным частотно-модулированным сигналом, для которого надо обеспечить требуемое усиление, фильтрацию, подавление помех и преобразование в цифру, а кроме того выполнить требования по помехозащищенности во всех условиях эксплуатации. В БИНС разработки КРЭТ все эти задачи решены.

Сам прибор должен выдерживать интервалы рабочих температур от минус 60 до плюс 55 градусов по шкале Цельсия. Технология изготовления прибора гарантирует его надежную работу во всем диапазоне температур в процессе полного жизненного цикла авиационного изделия, который составляет десятки лет.

Одним словом, в процессе производства приходится преодолевать множество трудностей. Сегодня все технологии, применяемые при изготовлении БИНС, освоены на предприятиях КРЭТ.

Опытный образец новейшей бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-2015, способной работать без связи с GPS и ГЛОНАСС, уже готов и прошел все испытания. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу «Научно-исследовательского института авиационного оборудования» (НИИАО) Александра Воробьева.

«Сейчас речь идет о начале серийного производства. Скорее всего, оно будет осуществляться на Раменском приборостроительном заводе, так как на нем делали предыдущие инерциальные системы такого класса», — сообщил Воробьев, добавив, что опытный образец уже готов и прошел все испытания.

По его словам, система работает без коррекции от спутников GPS или ГЛОНАСС. «Она может быть использована на спецбортах, чтобы их траекторию полета не могли засечь, либо в боевой авиации», — пояснил Воробьев.

В отчете Московского института электромеханики и автоматики (одного из участников создания БИНС-2015) за 2011 год было указано, что система является перспективным направлением исследований и разработок на период 2012–2014 годов и «предназначена для применения на самолете МС-21 и для импортозамещения на самолете SSJ-100», то есть ориентирована в первую очередь на внедрение в сфере гражданской авиации.

Разработка БИНС-2015 велась в рамках опытно-конструкторской работы ИКБО ИМА («Интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования на основе интегрированной модульной авионики»). На этом проекте создаются базовые компоненты и комплектующие бортового оборудования, которые благодаря адаптации могут быть использованы на разных типах отечественных воздушных судов.

БИНС способна определять местоположение летательного аппарата автономно, без использования спутниковой навигации и связи с наземными объектами. Она может в автономном режиме в условиях отсутствия сигналов извне определять координаты и параметры движения объекта, на котором установлена.

В новом комплексе бортового оборудования для МС-21 и SSJ 100 реализованы функции и режимы навигации, пилотирования, сигнализации, индикации, управления общесамолетным оборудованием и т.д. Дополнительно будут установлены российские системы видеонаблюдения, посадки, метеолокации, связи, электронный планшет летчика и многое другое.

По материалам журнала «Радиоэлектронные технологии»

Лучшие карты для навигаторов и как выбрать программу навигации

Помимо операционной системы, на основе которой работает автомобильный gps-навигатор, неотъемлемой частью программного обеспечения (ПО) навигатора является программа навигации и карты. При покупке навигатора программа навигации и базовые карты, как правило, уже предустановлены, и вам не нужно покупать их отдельно.

Вместе с набором ПО при покупке вы получаете также лицензионный ключ на вашу копию программы, с помощью которого вы можете периодически обновлять программу навигации и карты совершенно бесплатно с сайта производителя.

Содержание

Чтобы выбрать лучшую для вас программу навигации, подумайте, где вы собираетесь путешествовать с вашим навигатором. Будет ли это только Россия или Европа, а может быть вам нужен навигатор всего лишь для езды по улицам Москвы. Вот некоторые интересные факты относительно различных программ навигации, которые помогут вам сделать выбор навигатора.

Программа навигации и карты Garmin

Это ПО работает исключительно с навигаторами Garmin. Лидер рынка GPS-навигаторов в США Garmin успешно захватывает и российский рынок навигационных устройств, благодаря ориентации на специфику нашего потребителя. Этому способствует, в частности, использование российских карт от ЗАО «НАВИКОМ» - официального дистрибьютора Garmin в РФ, которые включают в себя детальные карты всех регионов, около 200 000 населенных пунктов, среди которых более 2000 с адресным поиском, а также 750 000 точек интереса.

Каждые три месяца Garmin выпускает обновления навигационных карт по России, все более детализируя их, обращая пристальное внимание на быстрый адресный поиск не только по номеру дома, как принято в других странах, но и по корпусу и строению. Garmin наравне с российскими производителями борется за право выпускать лучшие карты для навигаторов. Пользователи Garmin могут также устанавливать на свои устройства карты стран СНГ, Европы, Северной Америки, включая США и Канаду, и др.

Программа навигации Garmin

Преимуществами использования навигационного ПО от Garmin являются: широкое покрытие, хорошая техподдержка, бесплатный сервис «Пробки» и удобство использования. А вот бесплатно скачать лицензионные карты с пробками для навигаторов Garmin из сети законно не возможно. Базовые карты уже предустановлены на вашем навигаторе Garmin при покупке, а дополнительные карты устанавливаются за отдельную плату.

Программа навигации и карты Навител

Навител не зря называет себя лидером рынка навигационных программ и картографии в России, ведь ей принадлежит порядка 60% этой области. И, как показывает практика, это один из наиболее раскрученных и узнаваемых брендов, а рост их клиентской базы составляет 400% в год. Надо отметить, что цифры говорят сами за себя. Зайдите в любой магазин, и вы обязательно увидите навигатор с программой Навител.

Отличительными особенностями бренда Навител является многоплатформенность (программа работает на 9 разных операционных системах), поддержка большого количества языков и расширенная техническая поддержка.

Программа навигации Навител

Сайт Навител наглядно демонстрирует, что программа успешно развивается и совершенствуется, ее обновления выходят по несколько раз в месяц, а помимо подробных карт России с более чем 2000 подробно детализированных городов и более чем 100 000 населенных пунктов, компания выпустила карты Белоруссии, Казахстана, Украины, Финляндии и Восточной Европы. В 2012 году Навител планирует выпустить карты всей Европы.

Кроме того, Навител предоставляет ряд бесплатных сервисов, таких как: пробки, предупреждение о системах контроля скорости на дорогах, поиск нужного адреса с учетом специфики российской нумерации строений и др. Под брэндом Навител выпускаются устройства с таким же наименованием: Navitel NX5300 Navitel NX5210, а сама программа установлена на навигаторах марок Prestigio, JJ-Connect, Carman-i и многих других. Посмотрите такие модели: Prestigio GeoVision 5600, TeXet TM-650, JJ-Connect AutoNavigator 6000 Wide с программой Навител Навигатор.

Производитель естественно не дает возможности скачать бесплатно лицензионные карты для навигаторов Навител и саму программу, но позволяет купить нужные вам пакеты картографического ПО на своем сайте или на сайтах дилеров.

Программа навигации и карты Автоспутник

Пожалуй, «фишкой» программы Автоспутник можно считать ее сервис отображения информации о пробках. Не каждая программа навигации способна показывать пробки с точностью до 85%, а для мегаполиса такой показатель чрезвычайно приемлем. И это факт, подтвержденный тестами в 2010 году, в которых навигатор с программой Автоспутник попал в тройку лидеров среди программ наиболее точно предоставляющих сервис пробки, сокращая время в пути на 1-2 часа.

Программа навигации Автоспутник

Стоит отметить также удобство реализации адресного поиска в программе. Ввод ключевых слов адреса позволяет вывести на экран все подходящие комбинации. При этом даже не обязательно полностью дописывать слова. Что интересно, Автоспутник в отличие от других разработчиков ПО для навигаторов старается удивить своего пользователя. В частности, в проекте у компании добавление возможности ручного выбора цветов карты для тех, кто любит настраивать программы под себя, а среди пакетов ПО есть специальная сборка Автоспутник Lady для женщин-автомобилисток. Вы можете выбрать: xDevice microMAP Monza Deluxe Автоспутник, а также некоторые другие модели.

Для тех, кто не уверен, стоит ли покупать данную программу на свой навигатор, производитель предлагает бесплатно скачать навигационное ПО Автоспутник и карты к нему в рамках 30-дневной пробной версии с некоторыми ограничениями с сайта Автоспутник

Программа навигации и карты iGO

Навигация iGo отличается дружественным интерфейсом, в котором любая настройка навигатора осуществляется максимум в два касания по экрану. ПО иностранное, поэтому рекомендуется приобретать iGO особенно, если собираетесь ехать заграницу. Помимо России и стран СНГ карты программы содержат области 42 государств Европы. Водители отмечают следующие достоинства iGO: легкое управление, автомасштабирование карты в реальном времени, автоподсветка и переход в режим дневного или ночного вида в зависимости от времени суток, а также возможность записи треков.

Программа навигации iGo

Из недостатков - не столь частое обновление, как хотелось бы, из-за чего эта программа навигации далеко не лучшая, и не столь актуальна, как те же Навител и Автоспутник. Программу iGo можно приобрести на отдельной SD-карте дополнительно к основной программе навигации, например, для навигаторов x-Device Imola HD или любых других с операционной системой Windows CE 5.0 и выше. Скачать бесплатно карты iGo для навигаторов вы можете в виде обновления уже имеющихся карт при регистрации на сайте производителя. Саму программу с пакетом базовых карт можно приобрести на micro-SD карте через дилеров, например здесь.

Программа навигации и карты СитиГид

СитиГид – российский бренд навигационных программ, появившийся на рынке в 2003 году. В данный момент набирает обороты. И хотя ранее наиболее полная картографическая информация в программе была представлена по Москве и Санкт-Петербургу, то сейчас карты СитиГид охватывают всю Россию. Причем карты Москвы, МО, Санкт-Петербурга и Ленинградской области можно скачать бесплатно с сайта СитиГид, а подробные карты других областей и саму программу можно купить у дилеров.

Программа навигации СитиГид

Что касается самой навигации, то программа решает основные задачи, поставленные перед любой программой такого рода, а также имеет ряд удачных находок. В частности, СитиГид поддерживает уникальный алгоритм построения маршрутов в объезд пробок, при этом учитываются такие факторы, как выходные и рабочие дни, свободные и занятые полосы движения, а также время суток.

Еще одной уникальной «фишкой» программы является возможность диспетчеризации групп автомобилистов с программой СитиГид на борту. Это рисует перспективы для построения корпоративных автомобильных систем, координации службы такси и пр. На данный момент программа СитиГид поставляется на некоторых навигаторах марки Texet, Explay, Oysters: TeXet TN-600BT СитиГид, TeXet TM-650 СитиГид, Oysters Bronze 2600 TV СитиГид, Explay PN-985 СитиГид.

Программа навигации и карты Прогород

Еще одна отечественная разработка и довольно молодая. Однако, следует отметить, что Прогород, не смотря на свой молодой возраст (анонсировался в 2009 году), уже приобрел массу приверженцев. В данный момент Прогород главным образом можно посоветовать жителям больших городов и близлежащих к ним областей, в виду того, что карты программы еще разрабатываются.

У команды Прогород есть одно большое преимущество перед своими конкурентами, свои карты они разрабатывают сами, не покупая у государственных компаний или сторонник разработчиков. Этот факт позволил Прогороду реализовать в программе несколько интересных моментов. В частности, программа позволяет просматривать во время пути схемы сложных дорожных развязок практически в том виде, в каком они существуют в реальности, а также отображать карту в трехмерном виде с сохранением реальных пропорций строений, что расширяет возможности поиска. Среди устройств, поставляемых с навигацией Прогород, есть навигаторы BBK N4326, BBK N4328.

Программа навигации Прогород

Скачать бесплатно программу навигации Прогород можно с сайта разработчика, это ознакомительная версия, официальная версия и бесплатное обновление доступны при покупке лицензии, которая стоит всего 950 рублей.

Другие программы навигации и карты

Помимо вышеперечисленных программ навигации, если и другие, предоставляющие пользователям основные функции навигации, возможность отображения пробок и некоторые другие возможности. У каждой из них есть свои недостатки и преимущества, каждая имеет поклонников. Мы просто перечислим некоторые из них, и при желании вы можете ознакомиться с ними самостоятельно: Гис Русса, Be-On-Road, навигационное ПО Штурман и пр.

Также существуют карты для смартфонов и кпк, которые при подключении gps-приемника могут сойти за простой навигатор, так карты гугл или карты Яндекс предоставляют вполне удобный сервис поиска адресов, но в любом случае лучшие карты для навигаторов – это те, которые отвечают вашим маршрутам поездок.

Скачать бесплатно карты для навигатора

Специально для тех, кого все-таки не устраивают официальные карты от производителя, есть возможности загружать свои собственные карты с помощью, например, OpenStreetMap.

Это сервис в сети, суть которого в том, чтобы любой пользователь навигатора мог сам создать или отредактировать карту мира или любой области совместно с другими такими же пользователями. В частности для таких программ навигации как Garmin, Навител, Гис Русса есть возможность бесплатно загружать неофициальные карты для автонавигатора с адресным поиском и автоматической прокладкой маршрута.

Однако в них есть ряд недостатков по сравнению с лицензионными. Во-первых, отсутствует поддержка сервиса пробки, во-вторых, их невозможно хранить в одном атласе с лицензионными, в-третьих, есть ограничения в адресном поиске. Поэтому лучшие карты для навигатора все-таки лицензионные.

Другие статьи о навигаторах:

Почему возникают пробки на дорогах?


Смотрите также

Возврат к списку