Основой для создания и работы HAC послужила система динамической стабилизации автомобиля. На самом же деле это программное обеспечение, с дополнительными возможностями для механизма динамической стабилизации, а не техническая часть, как таковая. Система помощи при подъеме с помощью логики программы имитирует псевдодифференциал, тем самым передавая крутящий момент на более свободное колесо или колесо, которое требует больше мощности. Учитывая все факты и принцип работы системы помощи при подъеме, водителю намного проще рушить на подъеме, не пользуясь стояночным тормозом и не просчитывая разные ситуации.
На сегодня представить современный автомобиль без каких-либо систем безопасности или новшеств, производителя практически невозможно. Некоторые обеспечивают безопасность, другие же помогают водителю в той или иной ситуации. Система помощи при подъеме играет роль безопасности и помощи. Первые разработки данного механизма принадлежат компании Toyota, именно её наработки взяли на вооружение другие автомобильные производители. В зависимости от компании, название системы меняется, при этом основная задача и принцип работы остается неизменным.Наименование | Авто производитель |
USS, Uphill Start Support | Nissan |
Hill Holder | Fiat и Subaru |
HHC, Hill Hold Control | Volkswagen |
HAC, Hill-Start Assist Control | Toyota |
Видео-обзор принцип работы системы HAC:
Теги
Авто схемы Рассмотрим устройство и принцип работы системы помощи при подъеме (HAC). В конце статьи видео-обзор принцип работы системы HAC.Интересные статьи:
Системой помощи при трогании на подъеме (далее — СПП) оснащаются некоторые транспортные средства в качестве дополнительной опции. В основном, это автомобили премиум-категории и внедорожники.
Она служит для предотвращения откатывания автомобиля при начале движения на подъеме, заносов при трогании с места под уклон. Эта функция активируется как при движении вперед, так и при движении задним ходом.
Наличие СПП уменьшает вероятность дорожно-транспортных происшествий на перекрестках, находящихся под уклоном. При её активации стояночным тормозом во время начала движения под горку можно не пользоваться.
В процессе работы системы помощи при старте на подъеме последовательно активируются следующие режимы:
Приблизительно такую последовательность действий производит опытный водитель в условиях движения на уклон. Однако водитель не может произвести регулирование тормозного усилия каждого колеса по отдельности.
Поэтому даже опытные водители с трудом предотвращают занос или соскальзывание автомобиля при движении на подъем, если противоположные ведущие колеса имеют неодинаковое сцепление с дорогой.
Видео — как работает функция Hill Start Assist Control Toyota (HAC):
Система помощи при трогании на подъеме обеспечивает защиту от следующих негативных моментов:
С такими ситуациями сталкиваются многие начинающие автолюбители во время первых занятий в автошколе.
Данная опция активируется при следующих условиях:
СПП автоматически деактивируется при перемещении на участок дороги с наклоном менее 5%.
В современных автомобилях есть различные обозначения систем помощи при трогании на подъеме:
В некоторых автомобилях производители не рекламируют наличие дополнительной функции системы помощи при подъеме (например, в Mercedes). Встроенный в систему ESP датчик горизонтального положения автоматически активирует математический алгоритм системы контроля движения при подъеме для блоков ESP и управления автоматической коробки передач.
СПП является встроенным алгоритмом работы ESP. Чтобы проверить наличие алгоритма помощи при трогании на подъеме в конкретном автомобиле, следует внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.
Конструктивно блок СПП обычно располагается в блоке ESP (или ABS), При неисправностях системы ABS или ESP система помощи при старте на подъеме не работает. Поэтому все нюансы, касающиеся исправности этих блоков следует учитывать при обслуживании и ремонте системы помощи на подъеме. Это:
Принцип работы системы помощи при трогании на подъеме состоит в синхронизации момента отпускания подтормаживания конкретного колеса с моментом начала движения. Таким образом, достигается равномерное и направленное движение под гору даже в условиях скользкого дорожного покрытия.
На автомобилях с автоматической трансмиссией контроль при трогании с места на ровной дороге производит блок управления АКПП. Однако алгоритм его работы не учитывает перераспределения усилий старта для различных колес, моментов проскальзывания, уклон дороги.
Поэтому современные системы помощи при трогании на подъеме производят обмен информацией между блоками ESP и блоком управления автоматической коробкой переключения передач. В целом, получается довольно сложный алгоритм.
Будет полезно повторить допустимые габариты груза для автоперевозок, чтобы не нарушать правила и не получить штраф.
Какую выбрать и как поставить сигнализацию на автомобиль.
Схема розетки фаркопа https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/sxema-podklyucheniya-rozetki-farkopa.html легкового автомобиля.
Видео — работа помощника при трогании на подьеме Лада Веста:
Может заинтересовать:
Трогание на автомобиле в горку у многих новичков за рулём вызывает настоящую панику. Скажем честно, процедура эта не простая, а особенно приходится понервничать, если начать движение нужно в плотном трафике, когда и спереди, и сзади в метре у вас ещё по одному авто. Специально для этого инженерами была разработана система помощи при подъеме. О ней и поговорим.
Даже опытный водитель может попасть в неприятную ситуацию, когда внезапно на подъёме его машина начинает катиться назад.
Такое может случиться по разным причинам — невнимательность, какие-то механические неполадки и так далее. В любом случае итог обещает быть одним — ДТП.
К счастью, разработчикам автомобилей известен сей нюанс, и они, придумали систему помощи при подъёме, главная задача которой как раз и заключается в том, чтобы не дать авто откатиться назад на уклоне.
Уже привычным делом является тот факт, что у разных производителей транспортных средств одни и те же системы зовутся по-разному. Всего лишь несколько примеров для общей картины: концерн Volkswagen назвал эту систему Hill Hold Control (HHC), у Subaru и Fiat это Hill Holder, а у Toyota — Hill-Start Assist Control (HAC).
Идея работы технологии заключается в том, чтобы после того как на уклоне педаль тормоза отжата, и вы готовы нажать на газ, в тормозных магистралях давление падает не сразу, удерживая до определённого момента колодки зажатыми. Система активируется автоматически и для её включения должны быть выполнены некоторые условия, вот они:
Как и в случае с помощником при спуске, о котором мы уже писали, система помощи при подъёме получила своё название немного несправедливо. Дело в том, что, по сути, никакой самостоятельной системой он не является, а представляет собой всего лишь программную функцию системы динамической стабилизации (ESC/ESP).
Как мы уже упомянули выше, алгоритм работы системы помощи при подъёме создан таким образом, чтобы не дать тормозам сразу же после отжатия педали отпустить колодки.
Электроника, при выполнении вышеперечисленных условий, действует следующим образом: после того как нога убрана с педали тормоза давление в магистралях не падает, машина продолжает стоять на месте, постепенное снижение давления начинается только после нажатия педали газа, причём полностью тормоза отпускаются только тогда, когда электроника «видит», что созданного мотором крутящего момента будет достаточно для начала движения.
Прежде чем мы закончим, хотелось бы сказать ещё вот что. Считается, что оптимальным применение системы помощи при подъёме является только на автомобилях, оснащённых автоматической коробкой передач.
Тем не менее, встречаются разновидности и для «механики», но сильно расслабляться водителю в этом случае не стоит — возможны сюрпризы в работе.
Так как электроника для момента отпускания тормозов отслеживает обороты двигателя, в машинах с механикой может возникнуть казус, когда необходимые обороты достигнуты были на нейтральной передаче. В результате авто покатится назад, а водителю обеспечен лишний стресс.
Будьте внимательны, друзья, и до новых интересных встреч!
Плотное городское движение и поездки в горной местности требуют от водителя крайней бдительности, особенно на участках с уклонами. Хотя опытные автомобилисты должны без проблем трогаться с места, но проблема отката машины на горке является распространенной причиной аварий. Решением проблемы стала система помощи при подъеме, которая должна подстраховывать начинающих и потерявших бдительность водителей.
Современные автопроизводители направляют максимум усилий на создание безопасного транспорта путем внедрения в конструкцию различных систем активной безопасности. Одной из них является система помощи при подъеме. Ее суть заключается в том, чтобы не дать автомобилю откатиться вниз, когда водитель отпустил педаль тормоза на уклоне.
Основное известное решение — Hill-Start Assist Control (HAC или HSA). Она поддерживает давление в тормозных контурах после того, как водитель убрал ногу с педали. Это позволяет продлить период работы тормозных колодок и обезопасить старт на подъеме.
Работа системы сводится к автоматическому определению уклонов и использованию тормозной системы. Водителю больше не нужно применять ручной тормоз или заботиться о дополнительной безопасности при движении вверх.
Основное назначение заключается в предотвращении отката автомобиля на уклоне после начала движения. Неопытные водители могут забыть об особенностях езды при подъеме, в результате чего машина покатится вниз, что может вызвать ДТП. Если говорить о функциональных особенностях HAC, стоит выделить следующие:
Система отлично справляется с работой в нормальных условиях, а также помогает автомобилю при гололеде и бездорожье. Дополнительное преимущество — предотвращение обратного скатывания под силой тяжести или при сильном уклоне.
Для интеграции решения в автомобиль не требуется никаких дополнительных конструктивных элементов. Работоспособность обеспечивается с помощью программного обеспечения и прописанной логики действий блока ABS или ESP. Внешних отличий у автомобиля с HAS также нет.
Функция помощи при подъеме должна исправно работать даже в том случае, если автомобиль движется вверх задним ходом.
Система в автоматическом режиме определяет угол уклона. Если он превышает 5% — запускается автоматический алгоритм действий. Работает этот таким образом, что после отпускания педали тормоза HAS поддерживает давление в системе и предотвращает откат. Существует четыре основных этапа работы:
Практическая реализация работы системы аналогична работе системы АБС. Более подробно об этом можно почитать в нашей статье. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, в тормозной системе повышается давление и срабатывают тормозные механизмы колес. Система фиксирует уклон и автоматически закрывает впускные и выпускные клапаны в гидроблоке ABS. Таким образом, происходит удержание давления в тормозных контурах и если водитель уберет ногу с педали тормоза — автомобиль останется неподвижен.
В зависимости от производителя, время удержания автомобиля на уклоне может быть ограничено (около 2 сек.).
Когда водитель нажимает на педаль газа, система начинает постепенно открывать выпускные клапаны в гидроблоке. Давление начинает снижаться, но все еще позволяет предотвратить скатывание вниз. Когда двигатель набирает нужный крутящий момент, клапаны полностью открываются, давление сбрасывается, и колодки полностью отпускаются.
Большинство мировых компаний заботится о внедрении новинок в транспортные средства и повышении комфорта движения. Для этого на вооружение берутся все разработки, предназначенные для безопасности и удобства водителей. Первопроходцем в создании HAC стала компания Toyota, которая показала миру возможности старта на уклоне без дополнительных действий. После этого система начала появляться и у других производителей.
HAC, Hill-Start Assist Control | Toyota |
HHC, Hill Hold Control | Volkswagen |
Hill Holder | Fiat, Subaru |
USS, Uphill Start Support | Nissan |
Хотя у систем разные названия и может незначительно отличаться логика работы, суть решения сводиться к одному. Использование помощи при подъеме позволяет без лишних действий увеличивать скорость транспортного средства, не опасаясь угрозы отката назад.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...Каждому водителю (а то и не один раз) приходилось трогаться в условиях, когда машина стоит на подъёме, и практически все помнят, что в начале становления вас как автолюбителя это было совсем непросто сделать — транспортное средство начинало существенно откатываться. Данный процесс и заставлял неопытного водителя немного нервничать, особенно если авто стоит в плотной пробке, да ещё и под довольно большим уклоном. При учёте данной проблемы производители автомобилей разработали систему помощи при трогании на подъеме – HSA (Hill Start Assist), которую многие автомобильные марки используют, выпуская свою продукцию. В инструкциях к своим машинам эта функция может иметь разные названия, например, Volkswagen именует её ННС, Subaru и Fiat – HG, Toyota – НАС, Nissan – USS.
Некоторые производители транспортных средств не рекламируют применение такого устройства на своих моделях, например, Mercedes , но данная функция в их современных моделях имеется и довольно активно применяется.
Чтобы точно знать о наличии того или иного типа помощи, при покупке «железного коня» нужно очень внимательно ознакомиться с инструкцией по управлению данной моделью.
Такая функция первоначально была предназначена для транспортных средств с автоматической коробкой передач и владельцы таких моделей сразу же оценили их преимущества. К сожалению, HSА устанавливаются по большей части на авто, относящиеся к премиум-классу, и на внедорожники.
Система предназначена для снижения риска попадания в аварийную ситуацию, в то время когда машина начинает трогаться на дороге находящейся под уклоном. Особенно это актуально при остановках на светофоре перед перекрёстком, на скользком покрытии дороги. Кроме момента старта, система проконтролирует и избежание процесса заноса при движении вверх по дороге и при одновременном повороте.
Система помощи при трогании на подъеме действует примерно по следующему принципу:
Основой для работы данной функции является динамическая стабилизация. Именно за её счет производители добились надежной фиксации ТС на дороге под довольно большим уклоном. Но в то же время можно с полной уверенностью говорить, что данная функция автономна и ее можно установить на автомобиль самостоятельно.
Функция торможения активизируется автоматически, как только автомобиль останавливается на дороге с уклоном в 5 градусов. Эти параметры обычно задаются производителем данной системы, но у хозяина авто есть возможность отрегулировать градус подъёма дороги самостоятельно. В процессе ежедневных поездок водитель такой модели может решить, что ему будет комфортнее управлять транспортным средством, если автомобиль будет реагировать на уклон дороги больше (или меньше) пяти градусов. Исходя из собственных пожеланий, владелец машины может отрегулировать HSA.
Владельцу такого авто нужно знать, что система трогания на подъём чаще всего встраивается в блок ESP (ABS). В том случае если блоки ESP и ABS по какой-либо причине вышли из строя, HSA тоже работать не будет. К таким последствиям могут привести:
Как уже говорилось ранее, данная система была предназначена для снижения риска откатывания автомобилей в момент старта движения на дороге, имеющей уклон вверх от 5 градусов. Устанавливалась она изначально только на транспортные средства с автоматической коробкой передач. Результаты использования этой системы были очень хорошими, и разработчики решили опробовать ее и на машинах с механикой. Она прошла дополнительную процедуру доработки. Судя по отзывам автомобилистов, HSA для механики — не самое лучшее решение. К сожалению, она зачастую не может отличить начало движения и простую «перегазовку». Это делает авто практически не предсказуемым, и вместо помощи водитель получает дополнительные проблемы. Если всё же автолюбитель решается на такой вариант, то вождение такой модели потребует дополнительной тренировки.
Hill Start Assist — это целый набор узлов, работа которых направлена на предупреждение откатывания при начале движения на дороге с уклоном свыше 5 градусов.
Основная задача этого усовершенствования – сделать работу автолюбителя во время остановки на подъёме максимально простой и сделать ненужным использование ручника.
Весьма популярная опция, позволяющая даже новичкам, недавно получившим права на вождение, чувствовать себя вполне уверенно и комфортно даже за рулем большого, тяжелого внедорожника в условиях бездорожья, горных серпантинов и дорог с опасными подъемам и спусками.
Современное автомобилестроение предполагает создание и использование огромного количества опций, призванных облегчить работу водителя, создать для него максимально комфортные условия при вождении. И в этом плане система помощи при спуске, активируя которую водитель включает торможение, не позволяющее разогнаться на крутых горных склонах и опасных серпантинах, вполне оправдывает свое предназначение. Еще бы, ведь не давая, скажем, тяжелому внедорожнику разогнаться до критических в условиях экстремального спуска 15 – 20 километров в час, помощь при спуске до предела упрощает управление. И это позволяет водителю целиком сконцентрироваться именно на дороге.
Подобные опции, позволяющие регулировать скоростной режим движения, оказываются весьма актуальными особенно в тех случаях, когда дополнительная помощь в управлении требуется новичку, для которого даже скатывание под гору может оказаться серьезным испытанием, во время которого есть шанс перегреть тормозные колодки (если по неопытности слишком долго держать тормозную педаль нажатой). Что уж говорить о том, насколько полезной может оказаться такая функция, как помощь при трогании на подъеме, с которым даже опытный водитель не всегда может справиться. Особенно если машина большая, тяжелая или груженая. Тем более что чисто технически, эти две функции весьма сходны.
В одном случае, необходимо, чтобы тормозная система автомобиля держала колеса в заблокированном состоянии до тех пор, пока автомобиль не тронется с места вперед, в гору (это система помощи при подъеме), в другом – частичная блокировка и активизация тормозной системы позволяет не дать разогнаться при резком и продолжительном спуске.
Как бы то ни было, опции, которые функционально предназначены для того, чтобы оказать водителю помощь при подъеме в гору, равно как и система помощи при спуске, весьма популярны. Правда, конкретного обозначения для нее на международном автомобильном рынке пока еще не существует, и каждый производитель достаточно произвольно маркирует их собственной терминологией.
Например:
Однако суть и функциональность опции от названия не меняется, равно как и принцип работы. Предполагается, что тормозная система автомобиля активизируется на работу в определенном скоростном режиме и, скажем, помощь заключается в том, что если необходимо поехать в гору, то отпуская тормозную педаль, водитель не деблокирует тормозную систему полностью. И тогда машина не скатываться назад до тех пор, пока тормоза не «почувствуют» движение вперед. Тогда только тормоза «отпускают», и автомобиль трогается в гору без предварительного (даже малейшего отката назад).
Сама по себе конструкция этой опции может ощутимо различаться у разных производителей. Однако одинаков смысл: задается заранее предусмотренный алгоритм функционирования, который и при подъеме в гору, и при спуске под гору, автоматически активирует тормозные колодки в режиме наибольшего соответствия заданной программе. Удобство и комфорт управления транспортным средством, снабженным подобной опцией, оценили уже давно многие миллионы автомобилистов во всем мире. И система помощи при подъеме, позволяющая даже новичку чувствовать себя уверенно за рулем даже на самом экстремальном горном серпантине, сегодня предусмотрена, наверное, на всех тяжелых внедорожниках. Да и на других автомобилях (седанах и прочая) система помощи при подъеме встречается достаточно часто.
Обычно система представляет собой специальную кнопку, расположенную в салоне, которую водителю следует активировать перед тем, как въехать на участок бездорожья. И будучи активированной, она при подъеме в гору будет блокировать обратный ход колес, «отпуская» их только в том случае, когда будет обозначено движение вперед, при спуске же крутом не будет давать автомобилю разгоняться свыше пяти – пятнадцати километров в час. Что для крутого спуска под гору является оптимальной скоростью. При нажимании на кнопку давление в тормозной системе повышается до тех пор, активируя тормозные колодки, пока скорость автомобиля не будет соответствовать заданному алгоритму (при спуске). При подъеме же давление снижается постепенно с тем, чтобы удерживать автомобиль на подъеме в неподвижном состоянии до тех пор, пока он не тронется вперед.
К каким только хитростям не прибегают менеджеры в автосалонах, дабы «впихнуть» потенциальному покупателю автомобиль подороже! И так и сяк расхваливают машину, презентуя массу вспомогательных опций, коими она напичкана. Нередко продавцы упоминают и систему помощи при трогании на подъеме, которая в большинстве случаев — не более, чем маркетинговая уловка.
Система помощи при трогании на подъеме, как можно догадаться из названия, призвана предотвращать откатывание автомобиля, когда водитель начинает движение в горку. В списках оснащения машин она может «прятаться» под аббревиатурами HHC (Volkswagen и родственные бренды), HH (Subaru и FIAT), HAC (Toyota), USS (Nissan) и так далее. Но сути дела это не меняет — все технологии построены на едином принципе.
В основе электронного ассистента при трогании на подъеме лежит система динамической стабилизации — а вернее, она является этаким программным расширением ESP. Принцип работы очень, на первый взгляд, полезной опции заключается в том, что когда водитель отпускает педаль тормоза, в системе замедляется снижение давления. То есть, в этот момент закрываются переключающие клапаны в контурах, давление как бы удерживается, и машина «замирает» на месте.
Когда шофер полностью отпускает педаль тормоза и начинает постепенно прижимать акселератор, мало-помалу открываются и перепускные клапаны. При достижении достаточного крутящего момента давление в тормозной системе сбрасывается окончательно, и автомобиль продолжает движение в обычном режиме. Удобно? На машинах, оборудованных механической коробкой передач — безусловно. А что же до «автоматов»?
Автоматические трансмиссии устроены таким образом, что при незначительном подъеме автомобиль в режиме D назад не катится. Двухпедальная машина «ползет» вниз только в том случае, если коробка изрядно «поношена», неисправна, не прогрета или склон действительно внушительный. И то — даже при самых печальных раскладах — откат весьма незначителен.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что система помощи при трогании на подъеме — хитрость, позволяющая «накинуть» к ценнику новой машины с «автоматом» несколько тысяч рублей. Реальную пользу можно уловить лишь на автомобилях с «ручкой» — взять, к примеру, LADA Vesta. В течение 2—3 секунд с того момента, как водитель отпускает педаль тормоза, седан действительно удерживается на месте, что позволяет не прибегать к стояночному тормозу.