Главное предназначение любой коробки передач – обеспечение необходимого диапазона изменения крутящего момента при различных режимах движения автомобиля. Одной из видов АКПП с функцией ручного режима переключения передач является Типтроник. В статье разберем, что такое Типтроник, чем она отличается от обычного автомата, определим ее основные плюсы и минусы. Не оставим без внимания и устройство, а также принцип работы Tiptronic.
Термин «Типтроник» имеет двойственное значение. С одной стороны, это название торгового бренда, зарегистрированного в 1989 году и принадлежащего производителю спортивных автомобилей Porshe. С другой – это коробка автомат, сочетающая функции автоматической КПП с ручным управлением.
Изначально система Типтроник была создана для автоспорта с целью обеспечения быстрого переключения передач за счет того, что селектор управления имеет минимальный ход.
Заблуждением является мнение, что понятие «Типтроник» обозначает отдельную конструкцию АКПП, включающую функцию ручного переключения передач. Типтроник является только функцией автомата, которая предназначена для контроля динамики автомобиля в различных режимах работы двигателя. Для классической автоматической трансмиссии это недоступно.
С начала 2000-х годов в автомобильной промышленности коробка Tiptronic стала получать широкое распространение.
Сегодня этот термин стал нарицательным в связи с использованием АКПП с типтроником в автомобилях многих производителей. В настоящее время под этой коробкой может подразумеваться любая КПП с возможностью имитации ручного управления. С другой стороны, не каждая коробка автомат с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и подпадает под условия товарного знака Tiptronic.
Сегодня АКПП с функцией Типтроник используется в следующих автомобилях:
1. Концерн Volkswagen:
2. BMW – здесь данная функция носит несколько иное название – Стептроник.
Такая же функция ручного переключения используется в роботизированных КПП DSG и S-Tronic, а также в вариаторе Multitronic.
Схема АКПП Tiptronic от ZFУстройство Tiptronic практически ничем не отличается от устройства классической АКПП. Да и движение в автомобиле с типтроником идентично движению машины, в которой установлен обычный автомат. Разница лишь в том, что коробка Типтроник позволяет водителю при необходимости быстро перевести селектор управления в ручной режим работы.
Читайте также: Автомат или механика: что лучшеРаботает система Типтроник при помощи переключателей в селекторе КПП и переключателей (при наличии) на рулевом колесе.
Селектор КПП может быть оснащен переключателями в количестве от одного до трех: один – для включения режима, второй и третий – для переключения на пониженную и повышенную передачи. Сигналы от переключателей передаются в электронный блок управления трансмиссией, который запускает алгоритм программы и обеспечивает переключение скоростей.
Особенность алгоритма смены передач в коробке Tiptronic следующая: при повышении передач селектор занимает переднее не фиксируемое положение, при понижении– селектор переходит в заднее не фиксируемое положение. Этот алгоритм отличается от общепринятого переключения скоростей, когда селектор толкается назад для повышения передачи и вперед для ее понижения.
Коробка Типтроник работает в двух режимах: полного автомата и ручного управления. В ручном режиме водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а самостоятельно решает, какая конкретная передача должна быть включена.
Автоматический режим имеет те же позиции – D, N, R, P, но сбоку есть специальный вырез под ручной режим. Когда селектор при переключении скоростей перемещается в этот паз, осуществляется ручное управление работой КПП. Регулировать передачу можно перемещением рычага в положение «+» или «-».
Выключается Tiptronic обратным перемещением селектора передач в положение D. На некоторых моделях автомобилей переключение выполняется с помощью подрулевых переключателей (лепестков). Установленная передача отображается на панели приборов.
При нажатии на подрулевые переключатели система управления переводит коробку в ручной режим, минуя переключение рычага селектора. Если подрулевые лепестки не используются водителем, то система управления сама переводит коробку в автоматический режим работы.
По сути, коробка Tiptronic — это автоматическая коробка передач с функцией ручного управления. Но это не обычная АКПП, это все же принципиально новая коробка, которая, например, в отличие от автомата может тормозить двигателем.
Tiptronic эффективен в любых условиях. Например, можно быстро перейти на понижающую передачу и повысить тем самым динамику автомобиля. АКПП себе такое позволить не может. Помимо этого, в неблагоприятных дорожных условиях можно заранее выбрать пониженную передачу, а значит, чувствовать себя более уверенно на дороге.
Читайте также: Что выбрать: вариатор или автоматРежим Типтроник в АКПП предоставляет водителю больше возможностей при управлении транспортным средством.
В коробке Tiptronic переключение в ручной режим абсолютно безопасно, электронная система заблокирует все недопустимые для автомобиля условия работы. В то же время при торможении компьютер автоматически понизит передачу, и движение транспортного средства будет осуществляться с первой передачи.
Какие еще положительные стороны можно найти у Tiptronic?
А как же с минусами? Немного, но они есть!
Трансмиссия – один из основных элементов автомобиля, позволяющая изменять поступающий на колеса авто крутящий момент. Исторически с этой целью применялась ручная, или механическая, коробка передач, но со временем была изобретена автоматическая. Разновидность коробки передач «типтроник» - одно из ответвлений в эволюции систем АКПП.
Для понимания сути работы рассматриваемой технологии нужно знать, что такое типтроник. Итак, коробка передач системы Типтроник – что это такое?
Коробка передач типтроник – подвид АКПП, оснащенный возможностью перехода на ручной режим управления. Название коробки «Типтроник», вместе с самой технологией, были запатентованы в 1990 году концерном Porsche. Впервые этот тип АКПП был внедрен в конструкцию спорткаров Porsche серии 911. Коробки ставились в исполнении:
Позднее агрегат был внедрен в автомобили моделей Cayenne и Panamera. Эти коробки имели уже 8 ступеней переключения.
Автомат типтроник – хорошо это или плохо? Говоря об этом, важно понимать задачи, которые ставились разработчиками перед агрегатом. Немецкие конструкторы хотели создать автомобиль, имеющий на борту полностью автоматическую КПП, но с возможностью для водителя переключаться на спорт-режим, приближаясь в этом к широко применяемым в автоспорте секвентальным коробкам передач. Преследовалось две цели:
«Ультрадрайв» в первых версиях не позволял ручного переключения передач, но зато имел адаптивные режимы езды. «Ручной» перевод был добавлен в следующих моделях, выпущенных на рынок под именемAutoStick. Но созданный инженерами Порше вариант переключения передач стал более удачным, а название «Типтроник» вошло в лексикон как нарицательное. Эти АКПП сегодня ставятся на автомобили многих ведущих производителей, а у концерна BMW есть свой вариант конструкции коробки с названием Steptronic.
Для соответствия товарному знаку «Типтроника» коробка передач должна удовлетворять нескольким условиям:
Чтобы производить ручное переключение, автомобиль должен иметь жесткую связь колес с мотором, что было недостижимо на моделях АКПП образца восьмидесятых годов. Коробки тех лет при блокировке гидротрансформатора страдали от ударных нагрузок, увеличивающихся по мере понижения передач. Это изнашивало и планетарную систему, и пакеты, и другие элементы конструктива коробки. Но технический прогресс позволил создать материалы и узлы, решившие эту проблему и давшие «зеленый свет» изобретению типтроника.
Сегодня АКПП Типтроник могут переключать передачи с помощью подрулевых лепестков или специальной секции на селекторе передач. Для перехода на ручное управление следует переместить рычаг КПП системы Типтроник в специальную секцию на селекторе, имеющую вид буквы Т. В этой секции рычаг смены передач можно переместить в два положения, обозначенные символами + и –. Первый обозначает повышенную передачу, второй, соответственно, пониженную. Аналогичные пиктограммы наносятся и на подрулевые лепестки. Выбранная водителем передача отрисовывается на приборной панели авто.
В автоматическом переключение происходит без участия водителя – как на «классической» АКПП. При переводе селектора или нажатии лепестков ЭБУ переводит коробку в ручной режим. При этом, если водитель какое-то время не пользуется лепестками для смены передач, КПП вновь возвращается в режим полного автомата. При использовании стандартной схемы изменения передач на АКПП, с рычагом переключения, водитель должен перевести его в положение D, чтобы выключить типтроник, вернув коробку к штатной работе.
Читать далее >>>>
За годы развития автомобилестроения было много попыток совместить механическую и автоматическую КПП. Появились трансмиссии, называемые полуавтоматическими, в которых к ручной коробке пытались добавить элементы автоматической. Современные АКПП с функцией ручного управления имеют свои особенности. Статья посвящена этому виду трансмиссий: в чем их преимущества и недостатки, как пользоваться типтроником. Кроме того, прилагается видео, в котором рассказывается о коробках автомат с функцией ручного переключения скоростей.
Для того чтобы ездить на автомобиле в разных режимах была изобретена трансмиссия. С ее помощью передается крутящий момент от двигателя к колесной группе. На современных авто устанавливаются механические и автоматические коробки. Водители, стремящиеся контролировать свою машину, выбирают механическую КПП, на автоматической предпочитают ездить женщины и новички.
Для того чтобы на автомобилях с АКПП можно было управлять динамикой при торможении, поворотах, ускорении, переключать на пониженную передачу, была добавлена функция типтроник. Всего этого лишена обычная коробка автомат. Многие автолюбители ошибочно считают, что это отдельный агрегат, представляющий собой новую трансмиссию. Но это не так.
Сначала система стала применяться для спортивных автомобилей. Понятие типтроник было запатентовано фирмой Porsche, которая выпустила в 1990 году автомобиль с АКПП, имеющей возможность управлять передачами вручную. Со временем этот принцип стали применять в своих машинах другие компании, называя их тач-троник, стептроник, эспатик и др. Система также нашла свое применение в роботизированных коробках и вариаторах. Понятие типтроник стало нарицательным. В настоящее время под этим понятием понимается любая АКПП, которая имеет функцию управления переключением передач вручную.
В обычном режиме действиями автоматической коробки руководит бортовой компьютер. Переход на ручное управление не означает, что можно будет механически переключать передачи путем нажатия на педаль сцепления. Это всего лишь электронная имитация работы МКПП в упрощенном виде, не требующая от водителя специальных навыков и опыта вождения.
При переходе в режим типтроник компьютер продолжает осуществлять контроль за действиями водителя: в электронном блоке управления (ЭБУ) автомобиля начинает работу специальная программа. Анализируя поступающие команды в зависимости от действий водителя, программа подключает определенные алгоритмы. Если при этом компьютер посчитает, что в данный момент такое переключение опасно для двигателя, она игнорирует поступившую команду.
Все автомобили, оснащенные АКПП с типтроником, ничем не отличаются от обычной коробки автомат:
Если эксплуатация машины осуществляется в обычном режиме «D», то все действия контролирует бортовой компьютер, но с помощью типтроника, водитель имеет возможность при необходимости выбрать сам нужную передачу.
Пользоваться типтроником очень просто. Это можно увидеть на видео, размещенном в конце статьи. Осуществляется переключение с помощью рычага выбора диапазонов (РВД), когда он находится в режиме «D». В этот момент ручку следует перевести специальный паз, имеющий обозначения «+» и «-». Для повышения передачи используется «+», а для понижения, соответственно, «-».
Выключение режима типтроник выполняется обратным перемещением рычага в положение «D». Все перемещения ручки отображаются на дисплее управления.
Некоторые модели автомобилей вместо специальной ниши на РВД оснащены «лепестком», который расположен на рулевом колесе. С его помощью осуществляется ручное управление, путем нажатия кнопок на нем. Для повышения передачи нужно тянуть правый рычажок «+» к рулю, для понижения – левый рычажок «-».
Если водитель продолжительное время не пользуется подрулевыми лепестками, бортовой компьютер сам переводит коробку в режим автомата. Если автомобиль тормозит, то система также автоматически понизит передаточное число. Повторный старт будет происходить лишь на первой передаче. Это удобно на светофорах, так как не нужно постоянно задумываться о переключении скоростей, управляя машиной вручную.
В режиме типтроник компьютер продолжает контролировать действия водителя, отменяя команды, которые способны нанести вред двигателю или коробке. К примеру, если машина остановилась при включенной первой скорости блок управления не даст заглохнуть мотору.
В некоторых автомобилях предусмотрены спортивная и зимняя программы. При использовании спортивной, в режиме типтроник, ЭБУ позволяет водителю держать высокие обороты при каждой передаче. Это дает возможность получить максимальную отзывчивость автомобиля при ускорении и обгонах. Зимняя программа позволяет избежать пробуксовки на скользком дорожном покрытии.
Загрузка ...Система типтроник завоевывает все большую популярность. На современных автомобилях почти повсеместно устанавливаются коробки автомат с ручным управлением. Причиной этого являются следующие преимущества системы:
Коробкам с типтроником присущи недостатки. За счет добавления функции ручного управления увеличились размеры трансмиссии и ее вес. Передачи переключаются с некоторой задержкой. Например, на автомобиле Ауди она составляет 0,1 секунды, а на Порше достигает 0,7 секунды.
Функция типтроник дает дополнительные возможности опытному водителю управлять динамикой автомобиля, при этом сохраняются все преимущества АКПП. Благодаря этому многие противники коробки автомат стали ее приверженцами.
В этом видео рассказывается о коробках автомат, оснащенных функцией ручного управления.
Чтобы разобраться, что такое типтроник, нужно изучить особенности его работы относительно АКПП и МКПП. Тогда станут очевидны преимущества и минусы коробки передач, вызывающей столько вопросов в среде автомобилистов. Если говорить об определении, то типтроник – это коробка передач, относящаяся к автоматическому классу, но обладающая возможностью переключения режимов вручную.
Подобная система была создана для повышения контроля над работой двигателя. Используя коробку типтроник, автомобилист сам выбирает, когда переключать режимы работы на разных участках трассы. Однако на фоне полумеханического управления образуются определенные минусы устройства. При выборе подобной КПП необходимо понимать, что управлять ею сложнее, чем привычным автоматом или классической механикой.
Из истории можно подметить, что изначально tiptronic использовалась в спортивных автомобилях. А название коробки передач запатентовал автомобильный производитель Porsche, выпустивший первый автомобиль с аналогичным управлением в 1990 году. За определением нередко скрываются и другие названия, по сути являющиеся классическим типтроником: стептроник, эспатик, тач-троник. Широко используется короба в роботизированной технике, в вариаторах. И, говоря о коробке tiptronic, большинство автомобилистов подразумевает автоматическую коробку передач, а не механику.
Устройство коробки типтроник имеет такую же структуру, как у классической АКПП. Однако присутствует возможность перевода механизма в режим ручного управления. Что касается движения автомобиля, то оно идентично машинам, снабженным автоматической коробкой.
Работа системы тесно связана с переключателями, расположенными в селекторе КПП. В некоторых автомобилях дополнительные переключатели находятся на руле:
От переключателей коробки типтроника сигналы подаются в электронный блок управления трансмиссией, который реагирует на переключение скоростей.
Среди особенностей этого алгоритма можно выделить следующее. Когда повышается передача, селектор устанавливается на переднее положение, когда передача понижается, он занимает заднее положение. Классический алгоритм выглядит иначе: селектор уходит назад для повышения передачи и, наоборот, располагается впереди для понижения.
Коробка типтроник использует в работе 2 режима:
Для отключения коробки типтроник необходимо переместить селектор в положение D. В большинстве автомобилей выбранный режим работы коробки передач отображается на панели управления. В некоторых машинах предусмотрена система подрулевых лепестков, при нажимании которых tiptronic включается или отключается.
Чтобы коробка могла называться типтроником, она должна соответствовать определенным критериям:
Важное условие для нормальной работы коробки tiptronic – наличие безупречной связи колес с мотором. Этот баланс удалось достигнуть только после совершенствования автомобилей. Так, типтроником не могут оснащаться машины образца 80-х годов и ранее.
Важно! КПП тех лет при блокировке получали катастрофические ударные нагрузки, происходившие при понижении передачи. Это приводило к быстрому износу элементов трансмиссии.
Со временем появились материалы и дополнительные элементы в системе управления автомобилем, которые повысили износостойкость транспортного средства. Все это позволило разработать классический типтроник, который сейчас без проблем используется во многих машинах.
Итак, принцип работы классической коробки типтроник сводится к следующему:
Переключение вверх и вниз проводится последовательно, перескакивать режимы нельзя.
В обычном режиме коробка типтроник использует секцию D, а действия машины контролирует бортовой компьютер. При переходе в секцию T водитель получает полный контроль передачи. Если же типтроник долгое время не используется, то бортовой компьютер сам активирует автоматическую коробку.
Коробка типтроник оснащена классическим рычагом и 2 пазами для управления – в автоматическом и ручном режиме. Обычно переход с МКПП или АКПП требует от водителя некоторой переподготовки и привыкания к новой системе.
Важно! Автоматический режим имеет классические буквы на панели – D, N, R, P.
В большинстве случаев для активации типтроника требуется переключение рычага, либо применяются подрулевые лепестки и кнопки на руле. Для активации делают следующее:
После активации того или иного режима отслеживать состояние коробки можно на электронном дисплее панели управления.
Бортовой компьютер продолжает контролировать работу машину даже в механическом режиме. Так, он отвечает за защиту коробки и двигателя от действий, которые способны причинить вред. Например, если машина останавливается при первом режиме передачи, то электронный блок не даст отключиться мотору.
Некоторые машины оснащены специальными программами – спортивной и зимней. При использовании первой программы коробка типтроник поддерживает высокие обороты двигателя даже при первой передаче. Это необходимо для совершения маневров, обгонов и моментального ускорения. А зимняя программа защищает от пробуксовки на обледенелых дорогах.
Любое устройство имеет свои плюсы и минусы, и коробка передач типтроник не стала исключением. Среди преимуществ элемента выделяют:
Если говорить о недостатках АКПП с типтроником, то следует учитывать несколько параметров, на которые влияет этот элемент:
Что же лучше – типтроник или классический автомат? Если рассматривать вопрос с точки зрения технической стороны, то tiptronic – это «золотая середина», которая нивелирует многие минусы АКПП и МКПП, а также удовлетворяет нужды большинства автомобилистов. Коробка с такой функцией станет лучшим решением для шоферов, долгое время пользовавшихся только МКПП. После небольшого привыкания пользователи часто переходят на полную АКПП, оставляя типтронику периоды, когда нужны повороты и обгоны.
Так как в коробке типтроник находится несколько больше деталей, чем в классической АКПП, то и неисправности случаются время от времени. Главное, что должен помнить водитель, — это аккуратность эксплуатации и своевременное обслуживание. Постоянные нарушения рекомендаций производителя приведут к повреждениям и дорогому ремонты. Среди наиболее распространенных неполадок tiptronic выделяют:
Самостоятельный ремонт во всех этих случаях – нерациональное решение. В домашних условиях нет возможности применения профессионального оборудования, а знаний владельца авто обычно недостаточно для обнаружения проблемы и ее полноценного устранения. Самостоятельные действия в худшем случае приводят к полной неисправности типтроника, ЭБУ и даже двигателя.
Выбор коробки передач – один из важнейших вопросов, на который должен ответить покупатель. От этого зависит удобство управления автомобилем. В отличие от механических и автоматических коробок, типтроник лишен многих их минусов. Коробка tiptronic лаконично объединяет большую часть преимуществ этих устройств. Однако, кроме технического превосходства и параметров, нужно учитывать и личные предпочтения водителя. Можно привести несколько главных параметров для сравнения tiptronic, АКПП и МКПП:
Современные машины по большей части сразу же оснащаются коробкой tiptronic, что позволяет сделать вывод: гибридный вариант превосходит классические АКПП и МКПП по большинству параметров и подходит как для вождения в городских условиях, так и для регулярных поездок за город. Но, отвечая на вопрос, что же лучше – типтроник или автомат, водитель должен самостоятельно взвешивать все плюсы и минусы устройств.
Если внимательно рассмотреть преимущества и недостатки АКПП с типтроником и без него, то можно узнать следующее:
АКПП с типтроником – это современное решение, которое оптимизирует классический автомат и возвращает автовладельцу больше контроля над транспортным средством.
Автоматическая коробка – это изобретение, которое создавалось с целью повышения комфорта автомобилиста, предпочитающего водить исключительно в городских условиях. Полностью автоматическое управление устраняет потребность в выборе скоростей – компьютер выбирает лучший вариант самостоятельно. Однако некоторые ситуации до сих пор требуют специфических действий водителя, а АКПП не способна доверить их человеку.
Ручная смена передач при использовании типтроника – решение, которое оптимизировало полностью автоматическую коробку. При этом, сохранилась возможность комфортного управления транспортным средством без отвлечения на переключение скоростей там, где это не нужно.
Но существует еще одна версия АКПП – это вариатор. В отличие от типтроника и большинства других коробок, вариатор не имеет ступеней переключения. На фоне стандартных КПП он смотрится гораздо привлекательнее: при переключении отсутствуют рывки, достигается плавный разгон, нет подергиваний и провалов.
Однако существенный минус вариатора – это передаточное звено нагрузки. В качестве детали подавляющее большинство авто использует ремень, а это – очень ненадежный элемент, который быстро изнашивается. Поэтому обращаться с вариатором нужно намного бережнее, чем с типтроником. Автомобили с вариатором не должны оснащаться прицепами, в них нельзя усаживать больше людей, чем допускает инструкция и, тем более, перевозить полные багажники вещей.
Коробка типтроник – отличное решение для автомобилистов, предпочитающих активное вождение. Однако злоупотреблять этим параметром и постоянно нагружать автомобиль не следует. Нередко после резких обгонов и поворотов трансмиссия ломается.
Чтобы автомобиль работал долго и исправно, ему требуется качественное топливо. Никаких низкосортных типов бензина и масел, наполовину разбавленных водой. Все это снижает срок службы элементов АКПП и двигателя.
Важное правило обслуживания – регулярное посещение СТО и выполнение плановых осмотров. Большинство неисправностей невозможно заметить в условиях собственного гаража. А исправить поломки, как следует, не получится из-за отсутствия профессионального оборудования.
Совет! Внимательно читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля и строго соблюдайте требования производителя, и тогда машина прослужит очень долго.
При появлении первых «симптомов» износа типтроника нужно обращаться в сервисный центр за диагностикой. Специалисты выявят неисправность коробки и помогут ее устранить.
Масло для коробки типтроник нужно выбирать, исходя из рекомендаций производителя автомобиля. Главные отличия заключаются в температуре кипения жидкости, а также в его вязкости. Общим параметром для любой КПП будет периодичность замены – не позднее 80 тыс. км пробега. Однако водители советуют менять жидкость уже после 40-50 тыс. км. Если вы сомневаетесь в рекомендациях, либо нет возможности изучить инструкцию к транспортному средству, следует получить консультацию в сервисном центре. Замену масла в коробке тоже лучше доверять специалистам, так как нарушение технологии или использование неподходящего продукта может привести к преждевременному износу.
Коробка tiptronic – это ступень эволюции автомобилей, которая смогла объединить преимущества автоматов и механики, избавившись от части их минусов. Однако при выборе транспортного средства с этой функцией необходимо учитывать существующие ограничения. Если авто с коробкой типтроник покупает пользователь, который раньше ездил только на механике, ему понравится наличие функции самостоятельного контроля скоростей. Также важно помнить, что коробка нуждается в грамотном обслуживании и постоянном уходе – для этого необходимо внимательно изучить инструкцию по эксплуатации.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Метки: tiptronic, типтроникБольшинство выпускаемых сегодня автомобилей с автоматической коробкой передач укомплектовываются АКПП с режимом типтроник. Данная разработка стала следствием долгих лет конкуренции механической и автоматической КПП. Развитие компьютерных технологий помогло команде Порше разработать первую удачную «гибридную» коробку, удовлетворяющую потребностям каждого клиента.
Большинство людей, услышав о типтронике, представляют некий автомат с переключением на механику. Но это абсолютно не так.
Сегодня множество автопроизводителей выпускают КПП типа типтроник, при этом, если заглянуть под руль, там по-прежнему будет только две педали – газ и тормоз. Говоря простым языком, принцип работы типтроника тот же, что и у автомата, различия всего лишь в режиме контроля хода в различных режимах работы мотора.
Впервые новую КПП мир увидел в 90-х годах, когда компания Порше укомплектовала им свою 911 модель. Целью разработки было внедрить в автоматическую коробку ручное управление по типу гоночных секвентальных КПП. Таким образом, немецкий концерн добился высокой динамики и контроля, схожего с управлением механической коробкой.
Работа типтроника контролируется при помощи электронного блока управления, который также выполняет роль педали сцепления. Переводя рычаг коробки в определенное положение, включают режим ручного управления, где, что бы повысить передачу, нужно дергать рычаг вверх, а, чтобы понизить – вниз.
Чтобы достигнуть такого управления, в КПП вместо обычных для механической коробки шестеренок установлены планетарные усиленные шестерни, жесткое переключение возможно благодаря гидротрансформатору.
Общий вид стандартной коробки с режимом типтроник на фото:
Чтобы агрегат служил долго, электронный блок управления сам решает, возможно ли ручное переключение в определенный момент. ЭБУ моментально просчитывает крутящий момент, положение шестерней и предполагаемой динамики. Если переключение будет угрожать работе агрегата, команда будет проигнорирована.
Внимание! Ощущения при управлении данной КПП чем-то схожи с тем, что испытывает пилот гоночного болида с секвентальной трансмиссией.При переключении КПП в режим типтроника водителю доступны пять передач. Благодаря планетарным шестерням, передачи переключаются очень плавно, без рывков. На некоторых автомобилях можно встретить дополнительный спортивный режим типтроника, который существенно увеличивает тягу и частоту вращения двигателя.
Если же не переводить рычаг в режим типтроника, разницы с обычным автоматом нет.
Как уже отмечалось выше, tiptronic переключает передачи с помощью гидротрансформатора. Данная система была прогрессивна еще в начале 2000-х годов. Но сегодня инженеры из Audi разработали более совершенную роботизированную систему, где роль гидротрансформатора выполняет робот.
Audi занялась поисками альтернативы в момент, когда большинство автопроизводителей стали гнаться за экономичностью своих автомобилей. А система tiptronic, хотя и управлялась с помощью электронного блока, все-таки имела небольшой КПД.
Робот позволил повысить КПД, при этом уменьшив расход топлива. Сейчас все модели бренда Audi с автоматической КПП имеют внутри систему s-tronic. Некоторые модели типтроника от Audi имеют до 8 передач.
Стоит упомянуть, что при разработке за основу была взята коробка DSG с подобной системой от Фольксваген. Audi лишь адаптировали ее под свои модели с полным и передним приводом. Поэтому многие отмечают их схожесть.
Таким образом, основное отличие коробки tiptronic от робота s-tronic в переключении передач. Вместо гидротрансформатора, теперь этим занимается робот.
Коробки с типтроником можно встретить также на БМВ и Митсубиси Паджеро. Компании также усовершенствовали технологию. Например, на BMW типтроник переключается не роботом, как на Audi, а с помощью вариатора.
Конечно, каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Единственное, что можно сказать точно, автомат с типтроником по всем параметрам будет лучше обычного автомата.
Автомат с типтроником позволяет:
Немаловажным плюсом, из-за которого многие покупают авто с данной коробкой, является более экономный расход топлива. Достигается это в основном благодаря поддержанию уровня оборотов двигателя во время переключения передач, тогда как на обычном автомате двигателю приходится наращивать обороты заново, забирая при этом КПД.
Единственные минусы, которые отмечают бывалые автолюбители, – это большие размеры коробки, хотя автопроизводители научились грамотно использовать ее габариты, и присутствующая в основной массе задержка при переключении передачи. В зависимости от возраста коробки, задержка может варьироваться до семи миллисекунд.
Также сюда можно отнести более высокую цену типтроника в сравнении с обычной коробкой автомат. Но со временем разница будет компенсирована за счет экономии топлива.
Во-первых, типтроником можно вообще не пользоваться. Если коробку не переключать в ручной режим, различия не будут ощутимы совершенно. Так же, как на обычном автомате, коробка представлена четырьмя стандартными положениями - «D», «N», «R», «P».
Но в отличие от обычного автомата, на большинстве коробок с типтроником, рычаг можно увести вправо или влево, в специальный паз, где уже подключится типтроник. В большинстве моделей для повышения передачи рычаг двигается вперед, для понижения – назад. Для перехода в автоматический режим рычаг возвращается на прежнее положение.
Коробка передач tiptronic представлена на фото:
На некоторых моделях можно встретить отсутствие дополнительного положения рычага. В таких случаях, обычно, управление типтроника представлено кнопками на руле «+» и «-».
Сам алгоритм действий с данной КПП выглядит следующим образом:
Все действия водителя анализируются бортовым компьютером, поэтому бояться не стоит. Если действие будет противоречить механике или здравому смыслу, система проигнорирует действие.
Если коробка в режиме типтроника, но длительное время не используется, то система автоматически переключится обратно на автомат.
Подробнее о некоторых нюансах управления авто с АКПП типтроник:
Стоимость автомобиля, укомплектованного типтроником, обычно выше аналога с обычной коробкой, поэтому вопрос отключения данного режима не совсем рационален. К тому же, если нет желания использовать режим типтроник, достаточно просто не переключать рычаг в позицию режима.
Тем не менее, иногда возникают ситуации, когда типтроник мог выйти из строя или его попросту нужно отключить. Совсем отключить режим можно. Для этого достаточно отключить электронный блок управления. В таком случае, даже при переводе рычага в позицию режима типтроник, коробка попросту не будет реагировать на ручное управление.
Как и любой другой технический агрегат со сложными движущимися частями, коробка с типтроником периодически требует ремонта. Конечно, если использовать коробку в соответствии с рекомендациями производителя и вовремя проходить техническое обслуживание, большинства проблем можно избежать.
Большинство поломок АКПП с типтроником связано с водителями, имеющими большой стаж, но впервые севших за руль с типтроником. Наиболее частые поломки таких КПП – это:
Заменить масло в коробке типтроник можно самостоятельно, придерживаясь инструкции.
Большинство поломок не могут быть решены автовладельцем самостоятельно, так как проблемы, связанные с коробкой с типтроником, решаются только с помощью дорогостоящего технологичного оборудования. Самостоятельное вмешательство и настройка типтроника могут привести к полной неисправности коробки и даже двигателя.
Несомненно, автоматическая коробка передач предназначена для людей, предпочитающих максимально комфортную езду. В случаях, когда человек не может решить для себя, какая манера вождения ему ближе, выбор АКПП с типтроником будет наилучшим решением. К тому же, в семьях, где автомобиль эксплуатируется несколькими членами семьи, возможность подстроится под манеру езды каждого водителя является большим плюсом данной коробки.
Опытные автолюбители не рекомендуют покупать автомобили с данными коробками новичкам. Так как его использование может вызвать некоторые трудности у неопытных водителей. А, учитывая его чувствительность к ошибкам, приобретение может обернуться дорогостоящим ремонтом.
История
Термин «Tiptronic», является товарным знаком компании Porsche, но со временем стал нарицательным. В 1990 году немецкий производитель элитных спортивных автомобилей Porsche запатентовал технологию собственной разработки, которая была разработана для третьего поколения легендарной модели 911. Технология представляла собой 4-ступенчтую гидромеханическую автоматическую коробку передач с электронным управлением. Название «Tiptronic» было придумано для обозначения одной из ее функций – а именно возможности ручного переключения передач.
Технология возымела успех среди клиентов компании, поэтому Tiptronic сохранился в неизменном виде до 1998 года, до конца выпуска четвертой генерации 911-ой. Система подверглась незначительным изменениям, и сегодня, такой коробкой оборудуется уже не только 911-ая, но им модели Cayenne и Panamera.
Практически одновременно с Porsche разработки в этом направлении велись и другим производителем – американским Chrysler. Однако если немецкая компания старалась за счет типтроника сделать свои автомобили с «автоматом» более спортивными, то Chrysler преследовал другие цели — экономию топлива. Соответственно, и подходы у разработчиков были разные. Американцы добавили в механическую коробку передач элементы автоматической, в то время как немцы взяли «автомат» и добавили в него элементы ручной коробки. То, что нарицательным стало название «Tiptronic», а не другое, доказывает, что подход немцев оказался успешнее. Позже многие автопроизводители переняли эту технологию и широко применяют ее на своих моделях под другими названиями. К примеру, на автомобилях марки BMW подобная система называется Steptronic.
В автоспорте похожая система появилась немногим раньше — в 1989 году. Болид Ferrari F-640 пилота Формулы-1 Найджела Мэнселла оборудовали полуавтоматической коробкой передач с подрулевыми лепестками-переключателями. Таким образом, пилот получил возможность использовать в гонке только две педали – газ и тормоз, за исключением старта с места, когда необходимо включить сцепление.
Интересный факт: алгоритм переключения передач в гоночных автомобилях следующий – повышенная передача включается при толчке рычага в заднее положение, а пониженная – толчком рычага вперед. При этом типтроник устроен иначе: переднее положение включает повышенную передачу, а заднее – пониженную.
Назначение
Назначение типтроника – объединить две, казалось бы, несовместимые вещи – комфорт автоматической коробки передач и достоинства МКПП. Благодаря типтронику водитель, управляя автомобилем с АКПП, может испытать ощущения, как от вождения автомобиля с секвентальной механической коробкой переключения передач. И при этом совершенно не обязательно обладать навыками управления подобной коробкой, как пилот Формулы-1.
Функция ручного переключения передач на автоматической коробке дает возможность держать под контролем динамику автомобиля при разных режимах работы мотора: торможение двигателем, переход на пониженную передачу при входе в поворот, дополнительное ускорение.
Из недостатков автоматической коробки с функцией ручного переключения передач можно выделить главный: это более сложная и тяжелая конструкция, что, разумеется, сказывается на массе автомобиля и стоимости ремонта при поломке. Так же к недостаткам можно отнести задержку переключения скоростей (от 0 до 100 км/ч) даже в ручном режиме. Она может составлять от 0,1 до 1 секунды.
Устройство и принцип работы
Существует два варианта ручного переключения передач: посредством переключателей в селекторе коробки или с помощью переключателей на рулевом колесе, так называемых подрулевых лепестков.
Итак, первый вариант предполагает использование рычага селектора автоматической коробки передач. Для включения ручного режима необходимо переместить рычаг с положения D в специальную Т-образную секцию селектора. Секция имеет два положения, обозначенные символами: «+» — это повышенная передача, а «-» — пониженная. Такими же символами отмечены и подрулевые лепестки: один отвечает за переход на пониженную передачу, другой — на повышенную. При этом выбранная передача отображается на информационном дисплее.
Типтроник имеет два режима – ручной и полностью автоматический. При нажатии на подрулевые переключатели система переводит АКП в ручной режим. При этом если лепестки не используются какое-то время, то система самостоятельно возвращает коробку в режим «автомат».
Работа типтроника организована следующим образом: сигнал от переключателя (рычага или лепестков, в зависимости от конструкции) поступают в электронный блок управления коробкой передач, где происходит запуск соответствующей программы. Именно блок управления обеспечивает переключение передачи. При этом переход от одной передачи к другой осуществляется последовательно – в этом и заключается аналогия с секвентальной механической коробкой передач.Отдельное спасибо Blamper за полезную инфу!
Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Трансмиссия – один из основных элементов автомобиля, позволяющая изменять поступающий на колеса авто крутящий момент. Исторически с этой целью применялась ручная, или механическая, коробка передач, но со временем была изобретена автоматическая. Разновидность коробки передач «типтроник» – одно из ответвлений в эволюции систем АКПП.
Для понимания сути работы рассматриваемой технологии нужно знать, что такое типтроник. Итак, коробка передач системы Типтроник – что это такое?
Коробка передач типтроник – подвид АКПП, оснащенный возможностью перехода на ручной режим управления. Название коробки «Типтроник», вместе с самой технологией, были запатентованы в 1990 году концерном Porsche. Впервые этот тип АКПП был внедрен в конструкцию спорткаров Porsche серии 911. Коробки ставились в исполнении:
Позднее агрегат был внедрен в автомобили моделей Cayenne и Panamera. Эти коробки имели уже 8 ступеней переключения.
Автомат типтроник – хорошо это или плохо? Говоря об этом, важно понимать задачи, которые ставились разработчиками перед агрегатом. Немецкие конструкторы хотели создать автомобиль, имеющий на борту полностью автоматическую КПП, но с возможностью для водителя переключаться на спорт-режим, приближаясь в этом к широко применяемым в автоспорте секвентальным коробкам передач. Преследовалось две цели:
Интересно: параллельно с немцами конструкцию, устройство и принцип которой схожи, разрабатывали и в американском автопроме: компания Chrysler создавала четырехступенчатую коробку Ultradrive. Но в США хотели добиться иных целей: если режим типтроник от Porsche делал упор на динамику, то «Крайслер» ставил во главу угла снижение потребления машиной топлива.
«Ультрадрайв» в первых версиях не позволял ручного переключения передач, но зато имел адаптивные режимы езды. «Ручной» перевод был добавлен в следующих моделях, выпущенных на рынок под именемAutoStick. Но созданный инженерами Порше вариант переключения передач стал более удачным, а название «Типтроник» вошло в лексикон как нарицательное. Эти АКПП сегодня ставятся на автомобили многих ведущих производителей, а у концерна BMW есть свой вариант конструкции коробки с названием Steptronic.
Читайте также... Коробка передач CVTДля соответствия товарному знаку «Типтроника» коробка передач должна удовлетворять нескольким условиям:
Чтобы производить ручное переключение, автомобиль должен иметь жесткую связь колес с мотором, что было недостижимо на моделях АКПП образца восьмидесятых годов. Коробки тех лет при блокировке гидротрансформатора страдали от ударных нагрузок, увеличивающихся по мере понижения передач. Это изнашивало и планетарную систему, и пакеты, и другие элементы конструктива коробки. Но технический прогресс позволил создать материалы и узлы, решившие эту проблему и давшие «зеленый свет» изобретению типтроника.
Сегодня АКПП Типтроник могут переключать передачи с помощью подрулевых лепестков или специальной секции на селекторе передач. Для перехода на ручное управление следует переместить рычаг КПП системы Типтроник в специальную секцию на селекторе, имеющую вид буквы Т. В этой секции рычаг смены передач можно переместить в два положения, обозначенные символами + и –. Первый обозначает повышенную передачу, второй, соответственно, пониженную. Аналогичные пиктограммы наносятся и на подрулевые лепестки. Выбранная водителем передача отрисовывается на приборной панели авто.
В автоматическом переключение происходит без участия водителя – как на «классической» АКПП. При переводе селектора или нажатии лепестков ЭБУ переводит коробку в ручной режим. При этом, если водитель какое-то время не пользуется лепестками для смены передач, КПП вновь возвращается в режим полного автомата. При использовании стандартной схемы изменения передач на АКПП, с рычагом переключения, водитель должен перевести его в положение D, чтобы выключить типтроник, вернув коробку к штатной работе.
Важно: переключение «вверх» и «вниз» делается именно последовательно, «проскочить» передачу в этом режиме АКПП нельзя. Это – полная аналогия с секвентальной МКПП.
Как и у любого технического решения, здесь есть свои преимущества и недостатки. Плюсы и минусы типтроник исходят из применяемых конструктивных решений и целей, преследуемых инженерами.
Читайте также... Роботизированная коробка передач Изитроник: Что это?Водителю не нужно отслеживать активную передачу, как это приходится делать на «ручке», и, в то же время, можно самому определять режим оптимальной работы двигателя. При этом нет нужды переключать коробку на пониженную передачу вручную – АКП фиксирует обороты двигателя и переходит на нужную ступень самостоятельно.
Фиксированная «пониженная» передача позволит дать машине с типтроником нужную тягу без повышения ступени, чтобы преодолеть плохой участок трассы. Но нежелательно двигаться в таком режиме долгое время, поскольку он вызывает повышенный износ узлов коробки передач.
Классическая коробка-автомат самостоятельно переключается на более высокую ступень, когда машине нужно дать больше ускорения и оборотов двигателя (при обгоне, например), из-за этого скорость на некоторое время проседает. А в ручном режиме АКПП требуемая передача фиксируется, обороты остаются стабильными, и маневр выполняется быстрее, время обгона снижается.
В условиях гололеда функция tiptronic дает возможность двинуться с места не с первой передачи, что снижает шанс пробуксовки.
При калькуляции расхода топлива расчет показывает экономию, за счет выбираемого коробкой оптимального момента переключения.
Что же лучше – типтроник или автомат «классической» конструкции? С технической точки зрения рассматриваемый вид АКПП представляет «золотую середину» между автоматической и механической коробками, и подходит под нужды большинства водителей.
Читайте также... 6т40 АКПП-Шевроле Круз, Опель АстраЛучше всего оценить типтроник смогут те, кто долгое время ездил на авто с МКПП и привык контролировать процесс смены передач вручную. Спустя некоторое время, когда человек привыкнет к отсутствию сцепления на АКПП, он часто решает, что лучше положиться на «автомат» полностью, а типтроник помогает в поворотах и обгонах.
Коробка с ручным режимом добавляет «автомату» дополнительный функционал, могущий оказаться полезным. Но стоит такая АКПП дороже.
Рассматриваемая коробка имеет множество очевидных преимуществ. Но как пользоваться типтроникомводителю правильно?
Внешний вид АКПП с функцией ручного переключения передач:
Подрулевые переключатели:
Активация типтроника производится переключателями или кнопками. Для этого (например, во время обгона) нужно перевести рычаг в Т-образную выемку селектора в коробке, после чего двигать им в сторону символов «+» или «-», повышая или понижая передачу соответственно. Если на авто есть «лепестки» или кнопки с указанными пиктограммами, следует нажимать их, дополнительных манипуляций с АКПП от водителя не требуется.
Когда нужда в типтронике отпадает, водитель возвращает рычаг передач в положение D, и коробка переключается в автоматический режим. То же происходит, если шофер не пользуется типтроником с «лепестками», система сама возвращается к обычному режиму работы.
Типтроник – интересная и перспективная разработка, прочно занявшая позиции в автомобильной индустрии и облегчающая жизнь автолюбителю. Машину с такой коробкой по достоинству оценят те, кто желает совместить комфорт «автомата» с повышенным контролем за процессом движения автомобиля, присущим механической трансмиссии.
Минус такой коробки – ее дороговизна, поскольку обилие технически сложных узлов и электроники увеличивает цену узла даже по отношению к обычной АКПП. Но такое вложение станет разумной платой за синтез удобства «автомата» и ощущения контроля над машиной от «механики».