В наше время автомобиль уже не является роскошью. Практически каждый человек может позволить себе приобрести его. Но зачастую очень мало людей знакомы с устройством автомобиля, хотя каждому водителю очень важно знать о том из каких основных частей, узлов и агрегатов состоит транспортное средство. В первую очередь это необходимо когда происходит какая-то поломка автомобиля, благодаря тому что владелец хотя бы в общих чертах знаком с конструкцией машины, он может определить где же именно случилась неисправность. Существует огромное количество самых различных марок и моделей машин, но в своём большинстве все легковые автомобили имеют одинаковую конструкцию. Разберём устройство легкового автомобиля.
Легковой автомобиль состоит из 5 основных частей:
Кузов — та часть автомобиля на которую крепятся все остальные составляющие. Стоит отметить, что когда только появились автомобили, они не имели кузова. Все узлы крепились к раме, из-за чего автомобиль становился достаточно тяжёлым. Чтобы снизить вес производители отказались от рамы, и заменили её кузовом.
Кузов состоит из четырёх основных частей:
Надо заметить, что такое разделение деталей достаточно условно, потому что все детали взаимосвязаны друг с другом и образуют одну конструкцию. Опорой для подвески являются лонжероны, которые привариваются к днищу. Двери, крышка багажника, капот и крылья относятся больше к навесным составляющим. Также надо отметить и задние крылья, которые присваиваются непосредственно к кузову, а вот передние бывают съёмными (всё зависит от производителя).
Ходовая часть состоит из огромного количества самых разнообразных узлов и агрегатов, благодаря которым автомобиль и имеет возможность передвигаться. Основными составляющими ходовой части являются:
Чаще всего на современные автомобили производители устанавливают переднюю независимую подвеску, т.к. она обеспечивает наилучшее управление, а также что не мало важно — комфорт. В независимой подвеске все колёса крепятся к кузову с помощью собственной крепёжной системы, за счёт чего обеспечивается прекрасное управление автомобилем.
Нельзя забывать и про уже устаревшую, но всё равно присутствующую во многих автомобилях зависимую подвеску. Задняя зависимая подвеска в основном представляет собой жёсткую балку или ведущий мост, если конечно рассматривать автомобиль с задним приводом.
Трансмиссия автомобиля — это совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Из составляющих трансмиссии можно выделить три основных узла:
Для того чтобы обеспечить плавную передачу крутящего момента на автомобиле установлено сцепление, благодаря которому происходит соединение вала двигателя с валом коробки передач. Сама коробка переключения передача нужна для того чтобы изменять передаточное число, а также уменьшать нагрузку на сам двигатель. Карданная передача необходима чтобы соединять коробку переключения передач непосредственно с колёсами или с ведущим мостом. А сам ведущий мост монтируется в корпусе коробки передач, если у машины передний привод. Если у автомобиля задний привод то ведущий мост служит задней балкой.
Двигатель — это сердце машины, которое состоит из большого количества различных частей.
Основное назначение двигателя – это преобразование тепловой энергии сгорающего топлива в механическую энергию, которая с помощью трансмиссии передаётся на колёса.
К основным элементам электрооборудования автомобиля относятся:
Аккумуляторная батарея (АКБ) предназначена главным образом для запуска самого двигателя автомобиля. АКБ является постоянным возобновляемым источником энергии. Если двигатель не запущен, то именно благодаря АКБ осуществляется работа всех устройств, работающих за счёт электроэнергии.
Генератор нужен для того чтобы происходила постоянная подзарядка АКБ, а также для поддержания постоянного напряжения в борт–сети.
Система управления двигателем состоит из всевозможных датчиков и электронного блока управления, который сокращённо называется ЭБУ.
Потребителями электроэнергии о которых говорилось чуть выше являются:
Нельзя забыть и о электропроводке, которая состоит из большого количества проводов. Эти провода и составляют бортовую сеть всего автомобиля, которая соединяет воедино все источники, а также потребители электроэнергии.
В трудные времена автомобиль придёт на помощь, выручит и никогда не повернется спиной к своему владельцу. Сейчас мы не представляем свою жизнь без транспортного средства.
В наше время автомобиль - это уже далеко не роскошь. Купить его может любой желающий. Он есть в каждой семье, однако мало кто пытается понять техническое устройство автомобиля. И очень зря.
Развитие автомобильной промышленности двигается широкими шагами вперед. Множество разнообразных моделей выпускаются в наше время. По внутреннему строению все легковые авто схожи. Устройство автомобиля для начинающих водителей кажется темным лесом, но все же в нем придётся хоть немного разобраться. Это необходимо для того, чтобы при поломке иметь возможность самостоятельно минимально отремонтировать. Или четко объяснить в автосервисе, что в вашем авто сломалось.
Описывая устройство автомобиля для начинающих, углубляться в мелочи не стоит. Но есть определенная база информации, которую должен знать каждый. Независимо от стажа вождения, знания о схематическом устройстве вашего транспортного средства поможет существенно снизить расходы на ремонт и техобслуживание железного коня.
Общее устройство автомобиля:
Устройство автомобиля для начинающих следует начинать рассматривать с главной составляющей - двигателя. Это своего рода сердце вашего транспортного средства.
О предназначении этой части автомобиля известно каждому с самых ранних лет. Двигатель с помощью энергии, полученной при сгорании топлива, приводит в движение транспортное средство. Мощь от него передается колесам через трансмиссию. Исходя из этого автомобили делятся на передне-, задне- и полноприводные. К примеру, если энергия передается на передние колеса - это переднеприводной.
В зависимости от используемого типа топлива, двигатели делятся на несколько видов:
На сегодняшний день самый распространенным является ДВС - двигатель внутреннего сгорания. Постепенно появляются новые виды, которые возможно заменят полостью ДВС. Однако пока он не отдает лидирующие позиции никому.
Ходовая часть - это совокупность деталей, объединенных воедино, заставляющие автомобиль двигаться. Грубо говоря, она представляет собой эдакую тележку, на которую крепится кузов, двигатель и прочие составляющие авто. Две её основные составляющие - это колеса и подвеска.
С первой частью ходовой все предельно просто. А вот о подвеске стоит поговорить подробнее. Ведь для многих опытных водителей она остается загадкой. Из названия этой части автомобиля ясно, что она где-то подвешена снизу. Но для чего? А ответ банально прост. При проезде даже по ровной дороге транспортное средство подвергается вибрации и тряске. Согласитесь, в таких условиях поездка вряд ли бы доставила вам удовольствие. Так вот именно подвеска уменьшает уровень колебаний, оказываемых на авто. Она защищает водителя и пассажиров от прыжков и скачков, во время движения по неровностям. А вспоминая наши дороги, хочется надеяться, что подвеска будет служить верой и правдой долгое время.
Трансмиссия - это общее название для множества механизмов, которые перенаправляют энергию от двигателя колесам. К ней относятся:
Кузов является каркасом автомобиля. На него цепляются все составляющие части транспортного средства. В далеком прошлом первые автомобили были без кузова. Его заменяла рама, к которой все крепилось. Сейчас такая схема осталась у некоторых грузовых авто и мотоциклах. А у легковых транспортных средств от такого вида сборки отказались, для того чтобы сделать меньшим их вес. Так появился всем знакомый кузов легкового автомобиля.
В состав кузовной части входит:
Деление на составляющие довольно условное, так как все части сопряжены между собой. Если грубо сравнить, то кузов - это своеобразная металлическая коробка, в которую вкладывают составляющие автомобиля.
По типу кузова делятся:
Именно кузов определяет внешний вид автомобиля, а также внутренний комфорт и его размеры.
Немногие процессы в нашей жизни происходят без электричества. Движение автомобиля не входит в их число. Внутреннее и внешнее освещение, дворники, контрольные приборы, магнитола, кондиционер - все они работают благодаря электрическому току. Автомобиль потребляет огромный объём электроэнергии, в связи с этим заряжать от розетки его нецелесообразно.
Поэтому внутри вашего транспортного средства имеется генератор, который позволяет вырабатывать электрическую энергию самостоятельно, а также запасать впрок при заведенном двигателе. Накопителем является аккумуляторная батарея.
Рассматривая устройство автомобиля для начинающих водителей, стоит коснуться не только легковых, но и грузовых моделей.
По сути, внутренние составляющие идентичны. Отличия, конечно же, кроются в размере. А главным различием устройства грузового от легкового автомобиля является состав кузова. У первого он делится на кабину и грузовую платформу. А у легкового такого разделения на части нет. Все остальные составляющие у автомобилей схожи.
Автомобиль – это самоходная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем. Автомобиль состоит из отдельных деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем.
Деталь – это часть машины, состоящая из целого куска материала.
Узел – соединение нескольких деталей.
Механизм – устройство, предназначенное для преобразования движения и скорости.
Система – совокупность отдельных частей, связанных общей функцией (например, системы питания, охлаждения и т.д.)
Итак, приступим к изучению устройства автомобиля.
Автомобиль состоит из трех основных частей:
1) Двигатель (источник энергии)
2) Шасси(объединяет трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления)
3)Кузов автомобиля (предназначен для размещения водителя и пассажиров в легковом автомобиле и груза в грузовом автомобиле).
ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ ЭЛЕМЕНТЫ ШАССИ:
Трансмиссия передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента.
В трансмиссию входят:
1) Сцепление (разъединяет коробку передач и двигатель во время переключения передач и плавно соединяет их для плавного движения с места).
2) Коробка передач (изменяет силу тяги, скорость и направление движения автомобиля).
3) Карданная передача (передают крутящий момент от ведомого вала коробки передач на ведущий вал главной передачи)
4) Главная передача (увеличивает крутящий момент и передает его на полуоси)
5) Дифференциал (обеспечивает вращение ведущих колес с разными угловыми скоростями)
6) Полуоси (передают крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам).
7) Раздаточная коробка (устанавливается в автомобилях повышенной проходимости, с двумя или тремя ведущими мостами) и служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами.
Ходовая часть выполняет роль телеги и состоит из:
1) Рамы (на которую устанавливаются все механизмы автомобиля).
2) Подвески (обеспечивает плавный ход автомобиля, смягчая удары и толчки, воспринимаемые колесами от дороги).
3) Мостов (агрегаты, которые соединяют колеса одной оси).
4) Колеса (круглые, свободно вращающиеся диски, которые позволяют автомобилю катиться).
Механизмы управления автомобиля служат для управления автомобилем.
Механизмы управления автомобиля состоят из:
1) Рулевого управления(изменяет направление движения).
2) Тормозная система(позволяет уменьшать скорость, вплоть до остановки автомобиля).
Автомобиль является технически сложным устройством, состоящим из большого количества деталей, узлов и механизмов. Разбираться в них обязан каждый уважающий себя автовладелец, даже не для того, чтобы уметь самостоятельно устранить любую неисправность, которая может возникнуть в дороге, а просто для понимания принципа работы своей машины, и умения на понятном специалисту языке объяснить суть возникших проблем. Для этого необходимо знать хотя бы азы, из каких основных частей состоит авто, и как называются правильно каждая деталь.
Основой любой машины является её кузов, представляющий собой корпус автомобиля, в котором размещаются водитель, пассажиры и грузы. Именно в кузове располагаются и все остальные элементы авто. Одно из главных его назначений – это защита находящихся в нём людей и грузов от воздействия внешней среды.
Обычно кузов крепится на раме, но встречаются авто и с безрамной конструкцией, и тогда кузов одновременно выполняет функции рамы. Конструкция кузова автомобиля бывает:
В зависимости от характера нагрузки кузов может иметь три типа:
Большинство современных легковых автомобилей имеет несущую конструкцию, которая воспринимает все действующие на машину нагрузки. Общее устройство кузова легкового автомобиля предусматривает наличие следующих основных элементов:
Сердцем авто, его главным узлом является двигатель. Именно эта часть автомобиля создаёт крутящий момент, который передаётся на колёса, заставляя машину перемещаться в пространстве. Сегодня существуют следующие основные виды автодвигателей:
По типу сжигаемого топлива все ДВС делятся на следующие разновидности:
По конструкции ДВС бывают:
Главное назначение трансмиссии состоит передаче крутящего момент от коленчатого вала двигателя на колёса. Элементы, из которых она состоит, носят такие названия:
В полноприводных машинах имеется раздаточная коробка, распределяющая вращение на обе оси.
Комплекс механизмов и деталей, служащих для перемещения автомобиля и погашения, возникающих при этом вибраций и колебаний, называется ходовой частью. К ходовой части относятся:
Большинство современных легковых автомашин имеют независимую подвеску, и балки мостов у них отсутствуют.
Для нормального перемещения на автомобиле водителю необходимо совершать повороты, развороты или объезды, то есть отклоняться от прямолинейного движения, или просто контролировать свою машину, чтобы её не увело в сторону. Для этого в её конструкции предусмотрено рулевое управление. Это один из самых простых механизмов в автомобиле. Как называется часть элементов, рассмотрим ниже. Рулевое управление состоит из:
В современных авто используется дополнительный элемент – усилитель руля, позволяющий водителю прилагать меньшее усилие для обеспечения поворота рулевого колеса. Он бывает следующих видов:
Важной частью машины, обеспечивающей безопасность управления, является тормозная система. Главное её назначение состоит в том, чтобы принудительно остановить движущееся транспортное средство. Она также используется, когда необходимо резко сбросить скорость движения авто.
Тормозная система бывает следующих видов по типу привода:
На современных легковых авто устанавливается тормозная система с гидроприводом, которая состоит из следующих элементов:
Тормозные колодки бывают дисковые или барабанные и имеют возвратную пружину, которая отжимает их от обода колёс при завершении процесса торможения.
Одна из наиболее сложных систем легковых авто с множеством самых разных элементов и соединяющих их проводов, опутывающих весь корпус автомобиля, – это электрооборудование, которое служит для обеспечения электроэнергией всех электротехнических устройств и электронной системы. Электрооборудование включает в себя следующие устройства и системы:
Это неполный перечень устройств, входящих в электрооборудование авто и потребляющих электроэнергию.
Устройство кузова автомобиля и всех его составных частей необходимо знать каждому водителю, чтобы поддерживать машину всегда в исправном состоянии.
В странах Европы и России легковые автомобили разделяют на классы в зависимости от их габаритных размеров. Таких классов шесть: А+, В+, С+, D+, Е+ и F+.
Класс А+ — малогабаритные четырех- и пятиместные легковые автомобили, длина которых не превышает 3,7 м, а ширина - 1,6 м. К данному классу относятся также двух — четырехместные городские мини автомобили, например, Smart. В данную категорию входят модели Daewоо Маtiz, Сhevrolet Sрагk, КIА Picanto, Реиgeot 107, СеАЗ-11116 (ВАЗ-1111) «Ока».
Класс В+ — легковые автомобили длиной 3,7-4,3 м, шириной до 1,7 м. Чаще всего они оснащаются кузовом хэтчбек (3 или 5 дверей) и передним приводом. Это, например, все модели LАDА от 2104 до Рriога, Rеnаиlt Logan, Нуиndai Ассеnt, Сhevгоlet Lаnоs, Fогеd Fиsion. По устаревшей отечественной классификации автомобили нынешних классов А+ и В+ относились к особо малому классу с двигателем рабочим объемом до 1,1 л (отраслевой индекс начинался с цифр 11, например, ВАЗ-1111, ЗАЗ-1102).
Класс С+ — легковые автомобили длиной 4,2-4,5 м, шириной 1,7-1,8 м. Данный класс часто называют «нижнесредним» или «Гольф-классом» по самому популярному в Европе его представителю — Volkswagen Golf. К классу С+ относятся также Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Тоуоtа Согllа, Мitsubishi Lаnсег, Daewoo Nexia, Ореl Аstга, Маsda 3.
Класс D+ — легковые автомобили длиной 4,5-4,8 м, шириной 1,7-1,8 м. Данный класс часто называют «верхнесредним». К данному классу относятся модели Тоуоtа Аvепsis, Маzdа 6, Volkswagеn Раssat, Ноnda Ассогd, Ford Моndeо, Нyundai Sonata, Ореl Vectra, Аudi А4, Мегсеdes-Вепz С-класс, ВМW «третьей серии». По устаревшей отечественной классификации автомобили нынешних классов С+ и D+ относились к малому классу с двигателем рабочим объемом 1,1-1,8 л (отраслевой индекс начинался с цифр 21, например, АЗЛК-2141, ВАЗ-2105, ИЖ-2126).
Класс Е+ — легковые автомобили длиной 4,8-5 м, шириной более 1,8 м. Данный класс именуется «бизнес-классом». В этом классе представлены Тоуоta Саmгу, «Волга» ГАЗ-3102/31105 и Volgа SiЬег, Nissan Теапа, Аиdi А6, ВMW «пятой серии», Мitsubishi Galant, Мегсеdes-Веnz Е-класс, Volvo S80, Lехиз GS. По устаревшей отечественной классификации автомобили нынешнего класса Е+ (частично и D+) относились к среднему классу с двигателем рабочим объемом 1,8-3,5 л (отраслевой индекс начинался с цифр 31, например, ГАЗ-3102, ГАЗ-3110).
Класс F+ — состоит из автомобилей длиной более 5 м, шириной свыше 1,8 м. Этот класс именуется классом «люкс» или «представительским классом», так как к нему относятся комфортабельные, мощные автомобили типа ВМW «седьмой серии», Мегcedes-Веnz S-класс, Lехиs LX, Infiniti СS, Jagиаг Х]8, Веntlеу, МауЬасh и Rоlls-Rоусе. По устаревшей отечественной классификации автомобили класса F+ и частично Е+ относились к большому (с двигателем рабочим объемом свыше 3,5 л) и высшему (без ограничений) классам: отраслевой индекс начинался с цифр 41, например, ЗИЛ-4104.
Следует отметить, что кроме базовых моделей большинство зарубежных автопроизводителей выпускают легковые автомобили с кузовом универсал. Чаще всего они находятся в том же классе. Однако существует еще несколько видов автомобилей, не попадающих в приведенную выше классификацию. Это автомобили с кузовами типа кабриолет, купе, универсал повышенной вместимости (УПВ), мини-вэн (МРV), а также кроссоверы и внедорожники (автомобили повышенной проходимости или SUV). Класс SUV также подразделяется на компактный, среднеразмерный и полноразмерный сегменты. Также автомобили подразделяются по ценовым категориям. Самая дешевая комплектация называется базовой или стандартной. В современном зарубежном серийном автомобилестроении в последние годы прослеживается следующая тенденция: ценовая категория зависит не столько от размерности модели автомобиля, сколько от его комплектации.
В данном разделе речь будет идти о легковом автомобиле.
Современный легковой автомобиль предназначен, конечно же, для перевозки пассажиров и грузов. Одни легковые автомобили могут ездить только по дорогам, другие - ещё и по бездорожью (так называемые внедорожники).
Современные легковые автомобили весьма комфортны и в значительной мере безопасны, и потому не следует удивляться тому, что устройство автомобилей становится все более сложным.
Чтобы автомобиль безотказно служил на протяжении долгих лет, водителю стоит иметь представление об устройстве автомобиля и об основных принципах работы систем автомобиля.
Итак, легковой автомобиль состоит из кузова, установленного на колёсах. Колёса нужны для движения автомобиля по дороге, и, когда водитель захочет поехать, они должны начать вращаться.
Для того, чтобы заставить их вращаться, есть двигатель. Двигатель преобразует тепловую энергию сгорания топлива в механическую энергию вращения, которая, через некую промежуточную систему (трансмиссию) передаётся колёсам. Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.
Для изменения направления движения автомобиль оборудован рулевым управлением, а для возможности остановиться - тормозной системой. Рулевое управление и тормозную систему также называют механизмами управления, чтобы подчеркнуть их важнейшую роль при движении автомобиля. Из следующей главы можно будет узнать краткий обзор систем управления автомобиля - органы управления автомобилем.
Ходовая часть образована колёсами и деталями, соединяющими их с кузовом, и предназначена для плавного, комфортного движения во всём диапазоне возможных скоростей. А в одной из следующих глав можно будет узнать обзор основных типов двигателей: бензиновый, дизельный, газовый, электрический, гибридный (гибридная установка).
Кроме того, на автомобиле установлено много электрических приборов, предназначенных для выполнения различных функций. Все они объединены в систему электрооборудования.
Итак, мы начали рассматривать устройство автомобиля с различий в конструкции кузова. Кузова автомобилей бывают разными. Наибольшее распространение получили следующие типы кузова - седан, хетчбэк, универсал.
Полное официальное описание типов кузовов дано в ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».
Седаном принято называть четырехдверный автомобиль, в котором багажный отсек отделен от салона перегородкой. Такой тип кузова наилучшим образом обеспечивает высокий уровень комфорта для водителя и пассажиров.
На хетчбэке и универсале, наоборот, доступ в салон возможен через пятую дверь - дверь багажного отделения. При этом хетчбэк имеет наклонную дверь багажного отделения и меньшую длину заднего свеса, а универсал - почти вертикальную дверь и длинный задний свес.
Хетчбэк может быть трехдверным или пятидверным. Основным преимуществом хетчбэка при прочих равных условиях является отличная обтекаемость кузова и соответственно высокая топливная экономичность.
Универсал отличается функциональностью, так как позволяет перевозить достаточно габаритные грузы.
За последние десять лет на дорогах нашей страны резко возросло количество автомобилей с кузовом пикап. Такие автомобили бывают с одинарной (две двери, один ряд сидений) или двойной (четыре двери, два ряда сидений) кабиной.
Существуют также кузова минивэн (универсал повышенной вместимости) и лимузин (удлиненный седан с перегородкой, отделяющей водителя от пассажиров на заднем сиденье).
Для любителей шика и быстрой езды выпускаются купе (двухдверный седан) и кабриолеты (купе без крыши).
В последние годы перечисленные названия кузовов фактически потеряли былой смысл, так как многие автопроизводители увлеклись постройкой всевозможных гибридов (четырехдверные купе, седаны с открывающимся вверх задним стеклом, как у хетчбэка, и так далее). Таким образом, конструкция кузова легкового автомобиля стала ещё более многообразной.
На большинстве современных автомобилей установлены бензиновые ими дизельные двигатели. Они отличаются типом применяемого топлива и имеют некоторые конструктивные отличия.
Также есть автомобили с двигателями, работающими на газе, гибридные автомобили (бензиновый или дизельный двигатель сочетается с электромоторами) и электромобили.
Расположение двигателя на автомобиле, независимо от его типа, может быть продольным или поперечным.
По типу трансмиссии автомобили бывают заднеприводными (трансмиссия передает крутящий момент от двигателя только к задним колесам), переднеприводными (трансмиссия передает крутящий момент от двигателя только к передним колесам) или полноприводными (крутящий момент от двигателя передается ко всем колесам).
Здесь стоит отметить, что далеко не каждый полноприводный автомобиль является внедорожником (джипом). Мощному и скоростному шоссейному автомобилю полный привод необходим для безопасного движения по скользкой дороге, например, в дождь.
Рулевое управление на большинстве современных автомобилей воздействует на передние колеса, которые в этом случае называют управляемыми. На некоторых моделях автомобилей Mazda, Toyota, Cadillac и других применяется рулевое управление 4WS (Four Wheel Steering - «четыре управляемых колеса»), в этом случае управляемыми являются все колеса, в том числе и задние.
Рулевое колесо расположено слева, но в эксплуатации много машин с правым расположением рулевого колеса, ввезенных из Японии и других стран, в которых организовано левостороннее движение.
Автомобили классифицируются по назначению, объему двигателя и размерам кузова.
По назначению автомобили бывают транспортные, специальные и гоночные.
Транспортные автомобили предназначены для перевозки пассажиров и (или) грузов.
Специальные автомобили используются для выполнения специальных задач (пожарная охрана, полиция, медицинская помощь, коммунальное хозяйство и т. д.). Гоночные автомобили предназначены для участия в различных спортивных соревнованиях.
Общие сведения об устройстве автомобиля
Понятие «автомобиль» включает в себя легковой, грузовой автомобиль и автобус. Несмотря на ряд принципиальных конструктивных различий, между ними имеется много общего: двигатель внутреннего сгорания, несущая система с подвеской и шинами, органы управления, тормозная система.
На автомобильных заводах конечным продуктом производства могут быть как автомобили в сборе, так и отдельные их составные части (двигатели, задние мосты, топливная аппаратура и т. п.), включающие в себя большое число деталей, узлов, механизмов и систем.
Деталь — это неразделимый элемент, выполненный из целой заготовки (куска материала). Деталями являются, например, болты, шестерни, валы и т. д. Детали, с которых начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов, называются базовыми (например, блок цилиндров) .
Простой узел — это несколько деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений (например, шестерня, установленная на валу с помощью шпонки).
В автомобилях много сложных узлов, состоящих из нескольких простых, сборка которых осуществляется также посредством указанных выше соединений (например, поршень в сборе с кольцами, соединенный пальцем с шатуном в сборе).
Механизм — это подвижно связанные между собой детали или узлы, совершающие под действием приложенных к ним сил определенные, заранее заданные движения (например, кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень, соединенный с шатуном и коленчатым валом, совершает возвратно-поступательное движение).
Агрегат — это несколько механизмов или сложных узлов, объединенных различными соединениями в одно целое с базовой деталью [например, коробка передач, состоящая из корпуса (базовая деталь), с установленными в нем валами, зубчатыми колесами, подшипниками и т. д.
Система — это ряд узлов, механизмов, взаимодействующих между собой и выполняющих определенные функции в процессе работы (например, системы зажигания, охлаждения, питания и т. п.).
Все механизмы, агрегаты и системы, входящие в автомобиль, услов-ч но можно разбить на три основные части: двигатель, шасси и кузов.
Двигатель (рис. 1) является источником механической энергии, необходимой для движения автомобиля. Наибольшее распространение на автомобилях получили двигатели внутреннего сгорания.
Шасси объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам, для управления автомобилем и его передвижения. Шасси состоит из трансмиссии, несущей системы и органов управления.
Трансмиссия состоит из механизмов, которые преобразуют и передают крутящий момент, подводимый от двигателя к ведущим колесам. В трансмиссию входят сцепление, коробка передач, карданная передача и ведущий мост, объединяющий главную передачу, дифференциал и полуоси. Крутящий момент от главной передачи через дифференциал передается к ведущим колесам при помощи полуосей. Современные автомобили могут иметь один-два или несколько ведущих мостов.
Несущая система грузовых автомобилей состоит из рамы, к которой крепится передний мост с амортизаторами и установленными на нем управляемыми колесами, задний ведущий мост с подвеской и колесами.
Органы управления включают рулевое управление, служащее для изменения положения передних колес относительно рамы или кузова, что позволяет менять направление движения автомобиля, и тормозную систему, которая обеспечивает уменьшение скорости движения, быструю остановку автомобиля, а также удержание его на месте.
Кузов предназначен для размещения в нем полезного груза и людей. Грузовые автомобили обычно имеют грузовую платформу для груза и кабину для водителя и пассажиров.
Рис. 1. Общее устройство автомобиля: а — грузового: б — легкового
Легковые автомобили и автобусы имеют кузова, состоящие из салона, в котором размещаются водитель и пассажиры, багажного отделения и моторного отсека.
Роль рамы в несущей системе легковых автомобилей и автобусов выполняет кузов (рис. 1).
Устройство большинства автомобилей выполнено по рассмотренной выше схеме. Однако применяют и другие схемы расположения двигателя, шасси и кузова. Например, для повышения проходимости автомобилей делают ведущими задние и передние колеса. В трансмиссию таких автомобилей вводят дополнительные механизмы — раздаточную коробку и межосевой дифференциал, которые распределяют крутящий момент между ведущими мостами.
Для повышения пассажировмести-мости и комфортабельности городских автобусов применяют кузов вагонного типа с задним расположением двигателя. С этой же целью на современных легковых автомобилях устанавливают кузова с увеличенной поверхностью остекления и с расположением двигателя спереди поперек продольной оси автомобиля, что позволяет увеличить площадь пассажирского салона кузова. Передача усилий от двигателя осуществляется на передние ведущие колеса через приводные валы. При этом сцепление, коробка передач и главная передача монтируются в едином силовом агрегате, закрепленном на двигателе. При такой компоновочной схеме не требуется туннель (короб) для карданной передачи в салоне автомобиля, поэтому кузов становится комфортабельней и легче. Кроме того, отсутствие карданного вала снижает металлоемкость конструкции и позволяет ниже опустить пол кузова, т. е. получить более низкое расположение центра тяжести автомобиля, что обеспечивает его лучшую продольную и поперечную устойчивость при движении.
Классификация подвижного состава автомобильного транспорта
Подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на грузовой, пассажирский и специальный (рис. 2). К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.
К пассажирскому подвижному составу относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.
Рис. 2. Примерная схема классификации подвижного состава автомобильного транспорта
К специальному подвижному составу относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и др.).
Грузовой подвижной состав. Основной частью грузового подвижного состава являются грузовые автомобили, которые можно классифицировать следующим образом (рис. 3).
По назначению их разделяют на автомобили общего назначения и специализированные.
Автомобили общего назначения имеют кузова в виде платформы с бортами и применяются для перевозки грузов всех видов, кроме жидкости (без тары).
Специализированные автомобили оборудованы кузовами, приспособленными для перевозки грузов определенного вида. Это автомобили с саморазгружающимися кузовами (самосвалы), автомобили-цистерны для цемента, нефтепродуктов, молока, автомобили с кузовами для перевозки животных и т. д.
По проходимости, т. е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях, различают автомобили дорожной (обычной), повышенной и высокой проходимости. Автомобили дорожной (обычной) проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствованным (асфальтобетонным) покрытием. Автомобили повышенной проходимости и автомобили высокой проходимости предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью. Наиболее распространенными являются автомобили дорожной проходимости.
У автомобилей число ведущих колес характеризуется колесной формулой. Например, 4×2 и 6×4 означает в первом случае общее число колес 4, ведущих 2, во втором — общее число колес 6, ведущих 4. При этом спаренные колеса, устанавливаемые с каждой стороны автомобиля на задней и средней осях, считаются как одно колесо.
По приспособленности к климатическим условиям автомобили делят для эксплуатации в условиях умерен: ного, холодного (северного) и жаркого (тропического) климата.
Для умеренного климата выпускают автомобили массового спроса в серийном исполнении. На базе этих автомобилей создают автомобили в северном и тропическом исполнениях.
По характеру использования различают одиночные автомобили и автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов.
Одиночные автомобили используют без прицепов и полуприцепов.
Рис. 3. Классификация грузовых автомобилей
Автомобиль-тягач или грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами образует автопоезд.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Автомобильные поезда по типу соединения тягача с прицепными звеньями разделяют на прицепные, седельные и роспуски.
Прицепные автопоезда состоят из автомобиля, оборудованного бортовой платформой или специальным кузовом, и одного или нескольких прицепов. В качестве тягачей в прицепных автопоездах используются грузовые автомобили дорожной, повышенной и высокой проходимости.
Седельные автопоезда состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.
Автопоезда-роспуски состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (труб, сортового проката, леса и др.).
Принципиальное различие между прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилями-тягачами тягово-сцеп-ным устройством, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.
Прицепы и полуприцепы различают по назначению (типу кузова) и числу осей (грузоподъемности), а также по приводу осей.
По назначению они могут быть общего назначения и специализированные.
Прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозки народнохозяйственных грузов всех видов, кроме жидких (без тары). Специализированные (панелевозы, контейнеровозы и др.) — для перевозки грузов определенного вида.
По числу осей прицепы и полуприцепы различаются на одно-, двух-и многоосные.
Широкое распространение получили одноосные и двухосные прицепы и полуприцепы общего назначения (рис. 4, а, б, в) с кузовами в виде платформ, используемые для перевозки различных тарных и сыпучих грузов, а также полуприцепы с закрытым кузовом типа фургон для перевозки промышленных и продовольственных грузов в том числе, требующих защиты от воздействия атмосферных осадков. Значительная часть таких прицепов и полуприцепов выпускается для сельского хозяйства. Их специализированные кузова приспособлены для перевозки скота, птицы, кормов и т. д.
Многоосные низкорамные прицепы большой габаритной длины (рис. 4, г) используются для транспортировки тяжелых неделимых грузов, а прицепы-роспуски (рис. 4, д) — для перевозки длинномерных строительных грузов.
По приводу осей прицепы и полуприцепы различаются с активным и без активного приводов.
Наиболее эффективными являются прицепы и полуприцепы с активными, т. е. ведущими, осями (колесами), которые приводятся в действие от двигателя автомобиля-тягача или автономного двигателя, установленного на прицепном звене.
Активный привод осей прицепного звена может быть механическим, гидравлическим, электрическим или смешанным. Тип привода выбирается в зависимости от состава автопоезда (прицепной, седельный), его длины и районов применения.
Прицепы и полуприцепы, у которых отсутствует активный привод к осям, называются прицепами и полуприцепами без активного привода. Эти прицепы не имеют ведущих колес.
Все прицепы и полуприцепы независимо от привода должны иметь колесные тормозные устройства с гидравлическим,пневматическим или комбинированным приводом. Тормозные механизмы прицепных звеньев должны срабатывать одновременно с тормозами автомобиля-тягача или самостоятельно в случае отрыва-прицепа.
Одним из важных условий эффективного использования автопоездов является взаимосцепляемост ь, под которой понимается возможность сцепки автомобиля-тягача с различными типами прицепных звеньев (прицепами и полуприцепами).
Каждой модели базового грузового автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.
Система обозначений прицепного состава также состоит из четырехзначного числа. При этом для различных видов (моделей) прицепов и полуприцепов даются строго определенные первые индексы (две первые цифры из четырех).
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЭАП-8390 означает, что этот прицеп изготовлен Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов, грузовой, полной массой свыше 24 т. Полуприцеп ОдАЗ-9771 означает, что он изготовлен Одесским автосборочным заводом, фургон, массой в пределах от 16 до 25 т (полная масса полуприцепа ОдАЗ-9771 равна 17,5 т).
Пассажирский подвижной состав.
К пассажирскому подвижному составу относятся легковые автомобили и автобусы. Автомобили, вмещающие не более восьми человек, включая водителя, называются легковыми, а вмещающие более восьми человек— автобусами.
Легковые автомобили выпускаются двух видов: дорожной и повышенной проходимости. Автомобили повышенной проходимости используются в основном для сельского хозяйства. Они могут создаваться как на базе легковых автомобилей дорожной проходимости в результате увеличения числа ведущих колес, так и в результате создания оригинальных конструкций, например для геологоразведочных работ и т. д.
Наибольшее распространение получила классификация легковых автомобилей по массе не с наряженного автомобиля и рабочему объему двигателя (табл. 1).
В представленной классификации к первым трем классам относятся автомобили семейств ЗАЗ, ВАЗ, «Москвич» и ГАЗ с приводом на задние колеса (ВАЗ-2104, 2105, -2106, «Москвич-2140», ГАЗ-ЗЮ2, «Волга» и др.), а также переднепри-водимые автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия», ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич».
В обозначениях базовых моделей легковых автомобилей первые две цифры четырехзначного числа означают индекс автомобиля (11, 21, 31, 41) в зависимости от рабочего объема двигателя, а две последние — номер модели. Буквы перед цифрами означают завод-изготови-тель. Например, ВАЗ-2108, «Спутник» означает, что автомобиль изготовлен Волжским автомобильным заводом, малого класса, с рабочим объемом двигателя 1,1-1,8 л, 08 — номер модели.
По общей компоновке легковые автомобили разделяются на автомобили, сделанные по классической, заднеприводной и переднеприводной схемам.
При к лассической схе-м е компоновки двигатель расположен спереди автомобиля, ведущими являются задние колеса.
Заднеприводная схема характерна тем, что двигатель расположен сзади и задние колеса являются ведущими.
При переднеприводной схеме двигатель располагается спереди, передние колеса являются ведущими и управляемыми.
Отечественные автомобили ВАЗ—2104, 2105, 2106, 2107, «Жигули» и «Москвич-2140» имеют классическую схему компоновки с передним расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на задние ведущие колеса. Наряду с этими автомобилями выпускаются переднеприводные легковые автомобили ВАЗ-2108 «Спутник», АЗЛК-2141 «Москвич» и ЗАЗ-1102 «Таврия» с передним продольным или поперечным расположением двигателя, от которого крутящий момент передается на передние ведущие колеса.
Автобусы создаются на основе агрегатов базовых грузовых автомобилей серийного производства. Однако в конструкциях автобусных шасси применяют специальные автобусные агрегаты — П-образные задние мосты, гидромеханические коробки передач с горизонтальной компоновкой, независимые подвески колес и т. д. Широкое распространение получили также микроавтобусы, выпускаемые на базе легковых автомобилей.
Общими признаками классификации автобусов являются их общая компоновка и особенности устройства кузова.
Общая компоновка автобусов определяется их назначением, формой кузова, пассажировместимостью, числом осей, колесной формулой и расположением двигателя.
По назначению автобусы разделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристские.
По форме кузова (наличию капота) автобусы разделяются на вагонного типа, капотные и корот-кокапотные (рис. 5, а, б).
Автобусы вагонного типа создаются путем увеличения длины кузова. Чтобы обеспечить маневренность такого автобуса, кузов его делают из двух или трех сочлененных (шарнирносоединяемых) между собой звеньев.
Капотные и короткокапотные автобусы создаются на базе шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности с классической схемой компоновки агрегатов.
По пассажировмести-мости автобусы разделяются на пять классов в зависимости от их габаритной длины в метрах: особо малый — до 5,0, малый — 6,0—7,5, средний — 8—9,5 большой — 10,5— 12, особо большой — 16,5—24. В последний класс входят двух-и трех-звенные (сочлененные) автобусы.
По числу осей автобусы могут быть двух, трех и четырехосными.
По колесной формуле — полноприводные (со всеми ведущими колесами) 4X4,6X6 и непол-ноприводные 4X2,6X4 и 8X4.
По расположению двигателя компоновочные схемы автобусов разделяются с передним или задним расположением двигателя, а иногда и с двигателем с противолежащими цилиндрами, расположенным между лонжеронами рамы под полом кузова.
По особенностям устройства кузова автобусы различаются по числу этажей и герметизации кузова.
По числу этажей автобусы могут быть одноэтажные 1—7 (рис. 5, а, б,), 1/4-этажные (рис. 5, в), когда над частью кузова приподняты крыша и окна, полу-тораэтажные, когда в задней части кузова имеется надстройка в виде этажа с низким потолком и высотой прохода 1700—1800 мм и двухэтажные 10.
Рис. 5. Классификация автобусов по общим признакам: а— вагонного типа: 1, 2— одиночные; 3— сочленённый с прицепным звеном; б — капотные (4) и корот-кокапотные (5—7); в — этажные: 8—11 — этажные; 9 — полутораэтажные; 10—двухэтажные; г — открытые: 11— без крыши; 12— с крышей
В отечественном автобусостроении применяются в основном одноэтажные автобусы, обеспечивающие наилучшую планировку мест в салоне кузова с необходимой комфортабельностью для пассажиров.
По герметизации кузо-в а автобусы разделяют на закрытые и открытые. Наибольшее распространение получили закрытые кузова. При наличии установки для кондиционирования воздуха окна полностью герметизируют. В остальных случаях закрытые кузова имеют открывающиеся окна.
Открытые кузова 11 и 12 применяются на автобусах (рис. 5, г), используемых в южных районах. Они могут быть без крыши или с крышей, но, как правило, со съемным тентом.
Каждой новой модели автобуса присваивается четырехзначный индекс.
Например, ЛиАЗ-5256, изготовлен Ликинским автобусным заводом длиной в пределах 10,5—12 м, 2 — автобус, 56 — номер модели. (Длина автобуса ЛиАЗ-5256 11,4 м.).
Специальный подвижной состав. Специальные автомобили создаются на базе шасси грузовых, легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специального оборудования или в результате изменения конструкций самих автомобилей. Специальные автомобили выполняют различные, строго определенные функции. Так, например, специальные автомобили на шасси грузовых — это автобетономешалки, автовышки, автокомпрессоры, пожарные автомобили и др.
На базе грузовых автомобилей выпускаются также автомобили-механизмы для коммунального хозяйства, к Которым относятся поливомоечные, автомобили-мусоровозы, автомобили-пескоразбрасыватели, автомобили-снегопогрузчики и др.
Специальные автомобили на базе легковых автомобилей создаются как автомобили скорой медицинской помощи, автомобили-лаборатории ГАИ, милицейские и др.
Специальные автомобили на базе автобусов используются для создания подвижных телевизионных станций, фото- и кинолабораторий, санитарно-ветеринарных автомобилей и др.
К специальным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемым по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различных типов.img src=
Категория: - Техническое обслуживание автомобилей