Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Возможно ли привлечение стажеров к выполнению обязанностей полиции


Возможно ли привлечение стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию?

1) нет, поскольку стажер не является сотрудником органов внутренних дел;

2) стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

3) могут, но лишь в исключительных случаях и с их согласия.

10. Одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является:

1) состояние охраны общественного порядка и общественной безопасности на подведомственной территории;

2) общественное мнение;

3) результаты работы полиции по выявленным, пресеченным и раскрытым преступлениям и административным правонарушениям в отчетном году.

11. Назовите дату принятия Конституции Российской Федерации:

1) 12 июня 1991 года;

2) 12 июня 1992 года;

3) 12 декабря 1992 года;

4) 12 декабря 1993 года.

12. Информация о какой категории лиц подлежит внесению в банки данных, формирование и ведение которых осуществляет полиция:

1) о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

2) о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов;

3) о лицах, осуществляющих сотрудничество с полицией на конфиденциальной основе.

13. Сотрудник полиции не несет ответственность:

1) за действия правонарушителя;

2) за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения;

3) за вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении служебных обязанностей;

4) за ущерб, причиненных МВД России, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему МВД России.

14. Для чего предназначена полиция согласно ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»:

1) для защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений и административных правонарушений.

2) для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

3) Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

15. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, устанавливается испытание на срок:

1) от 3-х до 6-ти месяцев;

2) от 3-х месяцев до 1 года;

3) от 1 –го до 6-ти месяцев

16. Задержанные лица подвергаются осмотру:

1)Перед водворением в специально отведенные помещения;

2) После окончания срока задержания;

3) Перед водворением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания.

17. Сотрудник полиции обязан разъяснить лицу, подвергнутому задержанию:

1) право на юридическую помощь, на услуги переводчика;

2)право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

3) право на отказ от дачи объяснения;

4)все выше перечисленное.

В какой форме полиция обязана принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях?

1) в письменной;

2) в устной;

3) в электронной;

4) во всех перечисленных.

19. Информация о какой категории лиц подлежит внесению в банки данных, формирование и ведение которых осуществляет полиция:

1)о лицах, в отношении которых заведены дела оперативного учета;

2) о лицах, уклоняющихся от уплаты налогов;

3) о лицах, осуществляющих сотрудничество с полицией на конфиденциальной основе.

В отношении кого сотрудникам полиции запрещается применять специальные средства?

1) явно несовершеннолетних;

2) женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

3) молодых женщин;

4) лиц в наркотическом или алкогольном опьянении;

5) иностранцев и лиц без гражданства.

Правовая подготовка

Билет № 9

1. Сотрудники полиции имеют право доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных:

1) в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

2) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

3) в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

4)все вышеперечисленное.

2. Полиция является:

1) единой централизованной системой представительного органа государственной власти в сфере органов внутренних дел;

2)составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

3) основной частью системы органа власти и осуществляет работу служб и подразделений органов внутренних дел.

3. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, за исключением случаев совершения ими преступлений и административных правонарушений;

2) выполнять служебные обязанности исходя из уровня профессиональной подготовки;

3) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.

Можно ли привлекать сотрудников внутренней службы, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию?

Привлечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию осуществляется в соответствии с Порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, утвержденного приказом МВД России от 15.08.2011 № 942 (далее – Порядок).

Учитывая требования Порядка, привлечение сотрудников к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя территориального органа МВД России, имеющего право назначать на соответствующую должность.

В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

Перед выполнением обязанностей, возложенных на полицию, сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в установленном порядке, а стажеры – проверку знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Таким образом, сотрудники внутренней службы, а также стажеры могут быть привлечены к выполнению обязанностей, возложенных на полицию на основании соответствующего правового акта руководителя территориального органа МВД России, имеющего право назначать на соответствующую должность.

Привлечение сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, к выполнению обязанностей возложенных на полицию

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Кроме того, полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Органы внутренних дел Российской Федерации разделены на три основных направления. Это полиция, органы предварительного следствия и подразделения, обеспечивающие деятельность органов внутренних дел.

Согласно статье 32 Закона сотрудники ОВД, не являющиеся сотрудниками полиции, могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел – это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. А часть 1 статьи 25 Закона гласит о том, что сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на полицию, выступают элементами их профессиональной подготовки и предусматриваются соответствующими образовательными программами. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, определен приказом МВД России от 15.08.2011 №942. В соответствии с данным правовым актом решение о привлечении иных сотрудников органов внутренних дел и стажеров к выполнению задач полиции принимается в отношении каждого конкретного сотрудника (стажера) и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя соответствующего органа (подразделения).

В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

При реализации сотрудниками органов внутренних дел обязанностей, возложенных на полицию, сотрудник обязан руководствоваться Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Статья 24. Испытание при поступлении на службу в органы внутренних дел / КонсультантПлюс

1. Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

2. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

3. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. Порядок организации индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и порядок оценки результатов индивидуального обучения стажера устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 300-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.

5. Не позднее чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель (начальник) стажера подготавливает заключение в письменной форме о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания. Это заключение после ознакомления с ним стажера представляется уполномоченному руководителю на утверждение.

6. Заключение должно содержать одну из следующих рекомендаций:

1) о признании стажера выдержавшим испытание;

2) о признании стажера не выдержавшим испытание.

7. На основании заключения уполномоченный руководитель не позднее чем за три дня до окончания срока испытания принимает одно из следующих решений:

1) о заключении со стажером контракта;

2) о расторжении со стажером трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.

8. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности стажера и другие периоды, когда он фактически не выполнял служебные обязанности. Увеличение срока испытания на период временной нетрудоспособности стажера, а также на время его отсутствия на службе по иным уважительным причинам оформляется приказом уполномоченного руководителя.

9. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

10. Испытание не устанавливается:

1) для граждан, назначаемых на должности высшего начальствующего состава;

2) для граждан, поступающих в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) для граждан, назначаемых на должности по результатам конкурса.

11. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, замещавших должности в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах или подразделениях, а также для граждан, ранее проходивших службу в иных федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 318-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Как проходит стажировка в полиции?

Отбор в полицию проходят далеко не все кандидаты. Приказ МВД определяет механизм для оформления личного поручительства опытного сотрудника. В течение двух лет поручитель должен отвечать за подопечного.

Документ определяет высокую степень ответственности, а так же дисциплинарное взыскание и увольнение в случае серьезных нарушений. Поручителями могут стать сотрудники полиции, которые имеют срок службы не менее 3 лет. При этом сотрудник не должен иметь дисциплинарных взысканий и не состоять в родстве с рекомендуемым лицом.

Что такое стажировка?

Кандидат на должность переходит в статусе стажера. Несколько месяцев сотрудник должен проходить стажировку по месту работы или в центре подготовки. Решение на прием будет принято только по истечении испытательного срока.

Гражданин, поступивший на службу в органах внутренних дел в целях проверки должен проходить стажировку от 2 до 6 месяцев. При поступлении на службу в МВД сотруднику присваивается специальное звание на период установленного испытания.

Кандидат назначается стажером и выполняет правила в соответствии с занимаемой должностью. Обязанности определены условиями трудового договора. Стажер в период испытания не может иметь при себе огнестрельное оружие. Так же он не может принимать участие в оперативных мероприятиях, так как повышается риск для его жизни и здоровья. Самостоятельные действия в силу неподготовленности могут привести к нарушению и ущемлению прав и свободы.

На период испытания стажер кроме основных обязанностей должен проходить обучение по месту службы. Его наставником должен быть опытный сотрудник МВД. Он назначается приказом уполномоченного руководителя.

Порядок организации определяется личными и деловыми качествами. Оценка результатов проводится в соответствии с положением федеральных органов исполнительной власти. На период испытательного срока осуществляется изучение личных, профессиональных качеств стажера.

Средний заработок в полиции от 40 тысяч рублей. Кроме того работнику обеспечивают полный социальный пакет. В нем есть все льготы, преимущества, которые гарантированы государством. Зарплата в органах полностью белая. Многих привлекают перспективы развития в профессии, однако, чтобы занятия высшую должность нужно пройти этап стажировки, испытательного срока. Подъем по карьерной лестнице организован несколькими путями:

  • Выслуга лет. За каждый год гражданин получит более высокое звание, которое повышает заработную плату;
  • Особые выслуги. За доблесть работника могут повысить на несколько должностей выше.
  • Высокие показатели. Одно из самых главных – высокая эффективность работы. Основная задача полицейских – защита людей и обеспечение безопасности.

Порядок прохождения испытательного срока

Путь сотрудника полиции начинается с отдела кадров. Кадровые работники решают, попадет гражданин в штат или нет. При собеседовании будут заданы вопросы: почему есть желание служить в полиции, какой представляется работа будущего, что хочется получить от работы в полиции. Менеджер по кадрам будет оценивать ответы и поможет выбрать направление и территориальный отдел. На вопросы нужно отвечать честно.

На период испытания со стажером должен быть заключен срочный трудовой договор. На сотрудника распространяется действие трудового законодательства.

Не позднее, чем за две недели до окончания работы начальник стажера должен подготовить заключение о выполнении служебных обязанностей на период испытательного срока. Заключение должно быть представлено руководителю учреждения.

Что должно присутствовать в заключении?

  1. Выдержал ли стажер испытание;
  2. Какие профессиональные качества препятствовали прохождению испытательного срока.

На основании данного документа руководитель не позднее, чем за три дня должен принять решение:

  • Заключить контракт;
  • Расторгнуть со стажером трудовой договор.

В период испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности, то есть срок, когда гражданин не выполнял свои служебные обязанности.

Увеличение периода испытания допустимо по причине временной нетрудоспособности. Решение оформляется приказом уполномоченного руководителя.

Сколько длится практика?

Прохождение стажировки не занимает больше полугода. Срок испытания будет засчитываться в стаж службы в МВД. Испытание не должно быть установлено:

  1. Для граждан, которые назначены на должность высшего начальствующего состава;
  2. Для граждан, которые назначены на должность на конкурсной основе;
  3. Для граждан, которые поступили в образовательные учреждения и обучаются очно.

По решению начальства федерального органа исполнительной власти испытание не может устанавливаться для лиц, которые раннее проходили службу в федеральных органах исполнительной власти.

Работники органов внутренних дел, не являются работниками полиции. Стажеры могут быть привлечены к исполнению обязанностей, возложенных на полицию. Порядок должен быть определен федеральным органом исполнительной власти.

Сотрудниками полиции не являются начальствующие составы подразделений внутренних войск, следователи, рядовые, работники контрольно-ревизионных отделов.

В некоторых случаях работник полиции переводится для продолжения деятельности в подразделение внутренних дел, которые не входят в подразделение полиции.

Проверка стажера проводится в течение трех месяцев. Соискателю могут отказать в рассмотрении заявление даже без объяснения причины. В приложении находятся образцы заявления, перечень документов и сведений, которые кандидат должен предоставить.

В инструкции установлен перечень должностных лиц, которые должны принимать заявление и назначать проверки гражданам, которые хотят стать сотрудникам полиции.

Размер зарплаты стажера в МВД

Стажировка в МВД – самый первый этап для карьерного роста в органах. Средний срок прохождения стажировки – четыре месяца. Молодой сотрудник должен работать под контролем опытного наставника.

Трудовой день обычно длиться четыре часа. На период прохождения стажировки выплачивается оклад от девяти до шестнадцати тысяч рублей. Зарплата зависит от региона проживания и занимаемой должности.

Как и сотрудникам, в качестве поощрения могут выплатить премию. Общая сумма заработной платы может достигать двадцати тысяч рублей.

Длительность периода назначается руководителем отдела. Работника не допускают к служебным обязанностям высокой сложности. На этот период ношение табельного огнестрельного оружия запрещено.

После прохождения стажировки назначается звание и начинается испытательный срок до трех месяцев. Младший лейтенант может заработать до 35 тысяч рублей за месяц.

Какие обязанности может выполнять стажер, и какое жалование он будет получать?

  • Зарплата полицейского – от 13 тысяч;
  • Зарплата старшего полицейского от 13 500 тысяч;
  • Зарплата младшего инспектора от 14 тысяч рублей;
  • Зарплата замкома взвода от 14 500 рублей.

На 2019 и 2020 года заработная плата должна вырасти еще на 4 процента. Планируется индексация окладов на процент инфляции в РФ.

Обучение в МВД после прохождения практики

После стажировки работник должен пройти обучение. Сотрудники должны:

  1. Соблюдать Конституцию РФ;
  2. Выполнять служебные обязанности;
  3. Выполнять приказы и распоряжение начальников;
  4. Обращаться к начальнику или к прямому руководству. При обращении нужно поставить в известность начальника;
  5. Соблюдать служебные обязанности права и интересы граждан;
  6. Соблюдать порядок территориального органа;
  7. Поддерживать уровень квалификации.

Работа в полиции среди сотрудников называет службой. После принятия присяги гражданин должен служить свой стране. На службу может поступить любой гражданин от 18 лет. При этом он должен отслужить в армии и быть годен по состоянию здоровья. Студентов юридического факультета могут взять и без прохождения службы.

Однако они должны иметь бумагу об отсрочке. Кандидат обязан пройти медицинскую комиссию. Период прохождения чуть больше двух месяцев. При этом не должно быть тяжелых заболеваний, травм, увечий, психических отклонений.

Стажировка длится не более полугода. Работник является временным сотрудником. Он закрепляется в штате. Если стажировка пройдет успешно, то гражданину установят испытательный срок. После успешного прохождения начальник может повысить сотрудника до полноценного работника.

Сотрудники на стажировке работают пять дней в неделю по четыре часа в день. Прохождение стажировки дает старт в начале карьеры в органах полиции. Это большая возможность получить опыт и зарекомендовать себя с хорошей стороны. Сотрудник полиции и стажер получает небольшие деньги, однако эта зарплата временна.

Работа в полиции имеет множество перспектив. Руководство страны поддерживает служащих. В ближайшее время сотрудники полиции могут получить повышение окладов.

О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

В целях реализации статьи 32 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»[1] -

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

2. Признать утратившим силу приказ МВД России от 27 июня 2005 г. № 505.

Министр

генерал армии

Р. Нургалиев

Приложение

к приказу МВД России

от. . №

ПОРЯДОК

привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

1.  Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, регулирует привлечение к выполнению обязанностей, возложенных на полицию:

1.1. Сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальное звание внутренней службы или юстиции, замещающих должности в подразделениях и организациях МВД России, не входящих в состав полиции[2].

1.2. Граждан Российской Федерации, назначенных стажерами на должности в подразделениях полиции.

1.3. Граждан Российской Федерации, назначенных стажерами на должности в органах внутренних дел, не подлежащие замещению сотрудниками полиции.

2. Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей полиции осуществляется по решению руководителей подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, образовательных учреждений, научно-исследовательских организаций, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которых входят подразделения полиции, имеющих право назначать на соответствующую должность.

3. Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей полиции принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.

4. В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей полиции указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей полиции, объем возлагаемых на них обязанностей полиции, сроки привлечения к выполнению обязанностей полиции.

5. Сотрудники, временно замещающие должности в подразделениях полиции в соответствии с частью 12 статьи 54 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции», привлекаются к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) по временно замещаемой должности. Правовой акт о привлечении к выполнению обязанностей полиции указанной категории сотрудников не издается.

6. Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей полиции, в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность сотрудников полиции, а также настоящим Порядком.

7. Сотрудники в рамках служебно-боевой подготовки изучают нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, порядок применения в соответствии с федеральными законами в этих целях мер принуждения, в том числе с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также формируют соответствующие умения и навыки[3].

8. До привлечения к выполнению обязанностей полиции сотрудники проходят проверку знаний, умений и навыков в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

9. Сотрудники, не прошедшие проверку знаний, умений и навыков, не допускаются к выполнению обязанностей полиции.

10. Стажеры до привлечения к выполнению обязанностей полиции проходят индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного начальника и наставника из числа опытных сотрудников (работников), назначаемых приказом начальника органа внутренних дел (подразделения центрального аппарата МВД России), в ходе которого стажеры ознакамливаются с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств.

11. Стажеры по должностям в органах внутренних дел, не подлежащим замещению сотрудниками полиции, привлекаются к выполнению обязанностей полиции в исключительных случаях, когда к выполнению обязанностей полиции привлекается весь личный состав органа внутренних дел.

12. При привлечении стажеров к выполнению обязанностей полиции запрещается:

поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в проведении) оперативно-разыскных мероприятий, регулирование дорожного движения, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии, составление протоколов об административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о преступлениях и об административных правонарушениях;

привлекать стажера к выполнению обязанностей полиции в случаях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан;

ношение и хранение стажерами табельного огнестрельного оружия и специальных средств;

знакомить стажера с документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию ограниченного пользования.

13. При привлечении сотрудников и стажеров к исполнению обязанностей полиции на них распространяются установленные Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.

[1]Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

[2] Далее – «сотрудники».

[3] Далее – «знаний, умений и навыков».

Ответственность сотрудника полиции

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N АПЛ16-567 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 16.08.2016, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 Инструкции по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ от 29.04.2015 N 495дсп.

В силу части 2 статьи 34 Закона о полиции действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Определение Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 46-КГ16-7 Требование: О взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. Обстоятельства: Истец указывает на то, что он был уволен из органов внутренних дел, основание увольнения со службы им было оспорено в судебном порядке, судебным актом был признан незаконным приказ об увольнении, судебный акт ответчиком был исполнен с нарушением установленного срока, ввиду длительного неисполнения судебного акта ему причинен моральный вред. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как судебным актом истцу не была присуждена денежная сумма, а выплаты, связанные с его увольнением по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ, до принятия решения судом истцу не начислялись, в связи с чем положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям не подлежат применению.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным федеральным законом.

Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 70-КГ16-12 Требование: Об определении выслуги лет, назначении пенсии. Обстоятельства: Истец не согласен с расчетом выслуги лет. Ответчиком периоды службы в качестве стажера по соответствующей должности в сведения о выслуге лет не включены. Решение: В удовлетворении требования в части включения в расчет выслуги лет спорных периодов службы в качестве стажера по соответствующей должности в льготном исчислении отказано, поскольку спорный период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.

Согласно статье 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2016 N 5-КГ16-9 Требование: О взыскании задолженности по выплате денежного довольствия, материального ущерба и компенсации морального вреда. Обстоятельства: Истцом указано, что в связи с отсутствием средств к существованию он был вынужден был взять кредит. Уплаченные по кредиту проценты истец считает реальным ущербом, подлежащим взысканию с ответчика. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судебные инстанции в нарушение ст. 56 ГПК РФ не устанавливали обстоятельство того, что если истцу выплачивалось ежемесячное государственное пособие, то с ответчика подлежит взысканию разница между подлежащим ему выплате в период временного отстранения от должности денежным довольствием и суммой выплаченного ежемесячного государственного пособия.

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений данного Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и этим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон) полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Кроме того, полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Органы внутренних дел Российской Федерации разделены на три основных направления. Это полиция, органы предварительного следствия и подразделения, обеспечивающие деятельность органов внутренних дел.

Согласно статье 32 Закона сотрудники ОВД, не являющиеся сотрудниками полиции, могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел – это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. А часть 1 статьи 25 Закона гласит о том, что сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

Участие курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов в мероприятиях по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на полицию, выступают элементами их профессиональной подготовки и предусматриваются соответствующими образовательными программами. К участию в таких мероприятиях и выполнению указанных обязанностей не допускаются курсанты, слушатели, не достигшие возраста 18 лет.

Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, определен приказом МВД России от 15.08.2011 №942. В соответствии с данным правовым актом решение о привлечении иных сотрудников органов внутренних дел и стажеров к выполнению задач полиции принимается в отношении каждого конкретного сотрудника (стажера) и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя соответствующего органа (подразделения).

В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.

При реализации сотрудниками органов внутренних дел обязанностей, возложенных на полицию, сотрудник обязан руководствоваться Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации.

Законодательством РФ регулируются права и обязанности полиции.

В ФЗ-№ 3 «О полиции» от 07.02.2011 г. обозначено более 40 обязанностей сотрудников полиции, которые касаются не только уполномоченных лиц, но и каждого гражданина. Ведь любой из нас может столкнуться с правонарушением.

Что обязаны делать полицейские, каковы их права и обязанности в 2019 году?

Права сотрудника полиции

Для выполнения своих обязанностей полицейскому предоставлены следующие права (ст. 13 ФЗ-№3):

  • проверять удостоверяющие личность документы;
  • патрулировать общественные места;
  • доставлять в медучреждения лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
  • доставлять безнадзорных несовершеннолетних в специализированные центры, районные отделения полиции и пр.;
  • посещать любые учреждения, организации и предприятии (по предъявлении служебного удостоверения), знакомиться с необходимыми документами (в том числе содержащими персональные данные граждан) и материалами.

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в ст. 23 ФЗ «О полиции».

Служащие правоохранительных органов в основном применяют оружие для защиты себя и граждан от умышленных действий сторонних лиц. Чаще всего оружие применяется в ходе задержания преступников, совершивших злодеяние.

Перед применением оружия полицейский обязан предупредить нарушителя/подозреваемого о том, что произойдёт в случае неподчинения.

Не допускается применение оружия в отношении детей, беременных, инвалидов, за исключением случаев, когда это опасно для людей. Нельзя применять оружие, если это может повлечь опасные последствия для окружающих.

Применение физической силы полицейским будет считаться правомерным, если является реакцией на сопротивление правонарушителя; при этом отсутствует хотя бы малейшая возможность несилового воздействия.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на улице?

Проверка документов полицией – ситуация достаточно привычная в наши дни. И всё же эту процедуру нельзя назвать приятной.

Полицейский вправе проверять документы, если:

  • гражданин подозревается в совершении преступления;
  • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
  • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
  • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

Имеет ли право полиция заходить в квартиру?

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

В ст. 15 ФЗ «О полиции» прописано, что проникновение полицейских в жилые или иные частные помещения, а также на земельные участки, допускается:

  • для спасения или обеспечения безопасности граждан;
  • для задержания подозреваемых в совершении преступления лиц;
  • для пресечения преступления;
  • для выяснения обстоятельств несчастного случая.

В этих случаях полиция вправе произвести взлом запирающих устройств, препятствующих проникновению. При этом сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан предварительно уведомить граждан об основаниях своих действий, за исключением случаев, если промедление создаёт угрозу жизни всем окружающим или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

В то же время любой гражданин задаётся вопросом: «Имею ли я право не открывать дверь полиции?». Прежде чем открыть двери полицейскому, вы можете:

  • Попросить представиться и показать служебное удостоверение через глазок или накинутую цепочку.
  • Переписать данные и сообщить близким по телефону ФИО и звание рвущегося к вам сотрудника. Закон даёт гражданам такое право, чтобы позаботиться о своей безопасности.
  • Потребовать назвать причину визита.

Если полицейский отказывается сообщить данные о себе, вы вправе не открывать ему дверь. В этом случае позвоните по номеру 112, участковому или в дежурную часть отделения полиции.

При отказе полицейского озвучить причину визита у вас имеется полное право не открывать ему дверь. Сообщите полицейскому о неправомерности его действий и превышении полномочий, предложите оставить вам повестку.


Смотрите также

Возврат к списку