Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Закон об утилизации автомобилей


Законодательство об утилизации старых автомобилей

Процесс переработки старого автомобиля (то есть полная разборка и отправка под пресс) раньше не несла автолюбителям никакой выгоды. Но с 2012 года заработала государственная программа утилизации транспортных средств, которая ставила перед собой цель стимулирования покупки новых автомобилей. Таким образом, автовладелец мог избавиться от своей старой машины и со скидкой приобрести новую. Данная программа действует и в 2018 году. Какими законодательными актами она регулируется? Каковы их основные положения? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Нормативно-правовая база

Главным законом, который регулирует процесс утилизации старого транспортного средства и регламентирует его порядок, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Последние поправки, связанные с процедурой утилизации, были внесены в него Федеральным законом № 393-ФЗ от 05.12.2017 «О внесении изменений». Но помимо этого в той или иной степени вопросы утилизации затрагиваются в следующих нормативно-правовых актах:

  • Приказ МВД России № 1001 от 24.11.2008 (ред. от 20.03.2017) «О порядке регистрации транспортных средств»;
  • Приказ МВД России № 605 от 07.08.2013 (ред. от 06.09.2017) «Об утверждении Административного регламента»;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Письмо Минфина России № 03-03-06/1/65024 от 05.10.2017 г.;
  • Письмо Минэкономразвития России N Д28и-2716 от 05.10.2016 и т.д.

Так, в Приказах Министерства внутренних дел оговаривается необходимость снимать транспортное средство с учета (регистрации) перед утилизацией. Налоговый кодекс регламентирует вопросы включения в налоговую базу субсидий, перечисляемых государством организациям в качестве потери доходов при реализации новых транспортных средств в рамках программы утилизации (п.2 ст.154 и пп.2 п.1 ст.162). Письма государственных ведомств отвечают на более частные вопросы, например, о заключении контракта с утилизирующей организацией или передачей ей в собственность списанного автомобиля по предложенной цене.

Основные положения закона

Согласно положениям законодательства факт уплаты утилизационного сбора должен быть отражен в паспорте транспортного средства (в графе «Особые отметки»). Такие записи стали указываться после 31 августа 2012 года. В соответствии с этим положением утилизация транспортного средства будет осуществлена на безвозмездной основе, если будет доказан факт уплаты госсбора. При этом утилизировать автомобиль собственник не должен самостоятельно, он может передать эту обязанность на уполномоченные Минпромторгом организации. Если же утильсбор не был уплачен, то всю процедуру владелец авто должен осуществить самостоятельно — найти специализирующуюся на таких услугах организацию, оплатить процесс утилизации. Некоторые юридические лица не требуют оплаты, поскольку само транспортное средство может себя окупить.

В законодательстве четко сказано, что автомобиль должен быть снят с учета посредством подачи в ГИБДД соответствующего заявления с указанием причины прекращения регистрации. Для осуществления данной процедуры необходимо убедиться, что нет долгов по административным штрафам ГИБДД, а также просрочек в уплате транспортного налога на данный автомобиль. В принципе нормативные акты не запрещают снимать с учета после непосредственной утилизации авто, но в таком случае пакет необходимых документов для процедуры нужно будет дополнить свидетельством об утилизации, которое выдается организацией-утилизатором.

Последние нововведения

Последние изменения в закон об утилизации транспортных средств были внесены в 2017 году и касались вопросов свободной таможенной зоны. Так, пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона №89 был дополнен абзацем, указывающим, что плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые ранее его не уплатили из-за положений, действующих в свободной таможенной зоне, при перемещении такого транспортного средства под иную таможенную процедуру. Кроме того, был дополнен пункт 6 той же статьи, указывающий, что нет необходимости уплачивать утилизационный сбор, если автомобилю менее 3 лет и он находится на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

В 2015 году Федеральным законом № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона №89» был изменен пункт 1 указанной статьи, а именно добавлены положения об обязанности уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к транспортным средствам в целях обеспечения не только экологической безопасности, но и охраны здоровья людей. Также был изменен пункт 7, согласно которому ПТС или паспорта самоходных машин стало необходимым выдавать в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Заключение

Таким образом, сразу несколько нормативно-правовых актов регламентируют процедуру утилизации старого транспортного средства. Большее внимание в законодательстве уделено порядку и правилам уплаты утилизационного сбора, который в дальнейшем позволяет произвести уничтожение машины бесплатно и в соответствии со всеми требованиями экологической безопасности.

Как утилизировать автомобиль в 2019 году: 4 необходимых документа

В общепринятом понятии утилизация – это безопасное уничтожение какого-либо объекта или предмета, с целью его дальнейшей переработки и использования вторичного ресурса. То же самое касается и утилизации автомобиля. Если автомашина не может использоваться по своему прямому назначению, то ее нужно правильно уничтожить. Это нужно для того, чтобы материалы, из которых она сделана, не нанесли вреда окружающей среде и могли в дальнейшем быть переработаны и использованы вторично.

Так, например:

  • металлические части транспорта переплавляются для получения металлических сплавов. Металлолом, как известно — это ценный источник для автомобильной и металлургической промышленности;
  • автомобильные стекла превращаются в стекловату, фильтрующие и абразивные материалы, используются при производстве светоотражателей, в дорожном строительстве;
  • пластик, который составляет около 10 процентов веса автомобиля, находит свое вторичное применение в черной металлургии, производстве строительных материалов и упаковочной тары;
  • автомобильная резина после переработки используется для изготовления резиноасфальтов (мы их видим, в основном, на железнодорожных переездах), спортивных покрытий, напольных матов, конвейерных лент, а также для изготовления современных кровельных и звукоизоляционных материалов. В цементном производстве автомобильную резину используют для получения горючего, которое препятствует вредным выбросам в атмосферу из-за высоких температур плавления;
  • технические автожидкости представляют наибольшую опасность для окружающей среды, особенно для почвы и воды. Их технологическая переработка заключается в регенерации (очищение и получение новых материалов, обладающих аналогичными химическими свойствами), а также в использовании их как альтернативного топлива на различных производствах. Часть автомобильных жидкостей сжигается специальным образом, без вреда для человека и природы.

Таким образом, каждый сданный в утиль автомобиль может принести много пользы и обрести множество новых «жизней».

Причины для утилизации авто

Как машину сдать в утиль? Какие на то должны быть причины?

Существуют следующие причины, на основании которых можно и нужно утилизировать автотранспортное средство:

  • ваше ТС сильно изношено, старое или не подлежит восстановлению после дорожного происшествия;
  • ваше ТС находится в угоне и пропала всякая надежда на то, что она найдётся и вернётся к вам. В этом случае придётся письменно изложить подробности угона и поисковых действий и заявить о своём желании получить на руки свидетельства на оставшиеся детали, документы и номера (если таковые остались);
  • ваше ТС после продажи не переоформлено на нового хозяина в положенные временные сроки. Соответственно, транспортный налог и штрафы продолжают приходить на ваше имя, а новый владелец не идет на контакт.

Пошаговая процедура утилизации

Как утилизировать автомобиль в 2019 году в рамках действующего законодательства России? Процедура утилизации транспорта включает в себя физическую и юридическую выбраковку. Причём эти два составляющих элемента могут быть применены к автомобилю как совместно, так и раздельно. Например, если машина изношена или  безвозвратно повреждена, но как объект физически существует и находится у автовладельца, то сначала от него требуются действия по юридической выбраковке, а затем можно думать о сдаче её в утиль. А если машины физически нет, например, она угнана или находится во владении другого лица, которое документально не является её собственником, то здесь идёт речь только о том, что утилизация будет происходить только с юридической точки зрения, на бумаге.

В том или другом случае юридический порядок действий будет следующий:

  1. Лицо, владеющее ТС, лично посещает отделение Госавтоинспекции с целью письменно заявить о своём желании провести процедуру утилизации, объясняет причину своего решения. В зависимости от причины нужно представить объяснительные записки на имя начальника МРЭО ГИБДД.
  2. Автовладелец получает на руки справку о совершенном юридическом действии — снятии с учёта транспортного средства с целью утилизации.

Список необходимых документов

Если машина не может больше использоваться по назначению по причине физической негодности, была угнана или находится во владении третьего лица, которое после покупки (или дарения) данного ТС не переоформило его на своё имя, то владелец автотранспорта должен представить в ГИБДД следующие документы:

  • личный паспорт, как документ подтверждающий личность собственника ТС;
  • письменное заявление о снятии ТС с учёта (обязательно с указанием причины своего решения);
  • объяснительная записка на имя начальника территориального отдела Госавтоинспекции о причинах утилизации;
  • автодокументы (СТС, ПТС, договор отчуждения автомобиля, государственные регистрационные номера) при наличии. Если документов на руках нет, например, авто похищено вместе с бумагами на него, то этот факт нужно описать в объяснительной записке. А также нужно написать о том, что в случае обнаружения их обязуетесь вернуть их в ГИБДД. Если утеряны договора, по которым авто было продано, то можно заказать в том же отделе ГИБДД выписку из реестра, в которой будут указаны данные договора.
Осмотр автотранспорта при утилизации по вышеперечисленным причинам не производится!

Что делать, если хозяин авто решил, что его «железный друг» больше не может ездить по дорогам, но может принести некоторый доход, полученный в результате его продажи по частям? Такой вопрос довольно–таки часто возникает у автовладельцев, которые потеряли машину в результате ДТП, не видят смысла её восстанавливать, но при этом имеют возможность заработать деньги на целых и работающих частях машины.

Для снятия такого авто с учёта собственнику ТС, помимо общепринятого пакета документов, придётся представить в обязательном порядке документы на автомобиль: его паспорт, свидетельство и два гос. знака, оплатить госпошлину, и обеспечить доставку высвобождаемых агрегатов (двигатель, кузов и др.) на осмотр в ГИБДД. При этом, в заявлении и объяснительной записке нужно перечислить все детали, которые планируется продать и обязательно заявить о своём желании получить свидетельства на все части автомобиля. На практике же нужно получить свидетельства только на те детали, которые имеют личные идентификационные номера. Как правило, владельцы ТС получают документы только на двигатель, так как при его продаже или покупке требуются регистрационные бумаги. По результату таких действий автовладелец должен получить выписку из реестра и свидетельства на высвобожденные агрегаты.

Если нет документов на автомобиль, госномера или самого автомобиля

Как сдать машину на утилизацию, если у вас на руках нет никаких документов на него, да и самой машины тоже нет? Это обычно происходит в результате хищения, физического уничтожения (например, машина сгорела или утонула) автомобиля вместе с документами, которые были внутри него. А также такая ситуация бывает после его отчуждения (продажи или дарения), и отказа нового собственника от переоформления транспорта на себя. Выбраковка автомобиля и юридические действия по его снятию с регистрационного учёта могут производиться без представления оригиналов документов на автомобиль и его осмотра. Для проведения юридических мероприятий по его документальному уничтожению достаточно личного паспорта собственника, заявления и письменного объяснения причины.

Однако, если документы есть, то лучше их представить (даже если есть документы не все  в наличии или они испорчены). Это избавит заявителя от массы спорных вопросов со стороны сотрудников в погонах, и обеспечит беспрепятственное осуществление задуманной цели.

Стоимость утилизации

Государственная услуга по снятию машины с учёта производится на бесплатной основе. Госпошлина берётся только за выдачу свидетельства на высвобождаемые агрегаты (для продажи ТС по  частям). Она составляет 200 рублей за один документ.

С того момента, как автомобиль снят с учёта, он не имеет права передвигаться своим ходом по дорогам. Поэтому, если вы решили сдать его в утиль в специальный пункт приёма или воспользоваться государственной программой по утилизации, то его доставка до конечной станции может осуществляться только на эвакуаторе. Его стоимость оплачивается согласно расценкам в вашем городе.

Также следует учесть, что есть такое понятие как утилизационный сбор. Для всех машин, приобретённых до 2012 года, в РФ, он считается автоматически уплаченным. И при сдаче машины в специализированный пункт по утилизации ТС плата не будет взиматься. Владельцы же всех остальных автомобилей должны оплатить этот сбор самостоятельно и согласно прейскуранту выбранной компании.

Можно ли вернуть автомобиль из утиля?

Некоторые автолюбители хотят знать: можно ли восстановить свои регистрационные права на  автомобиль после того как он был снят с учёта, в связи с утилизацией? Ответ на этот вопрос регламентируется пунктом 13 Правил МВД РФ о регистрационных действиях с транспортными средствами:

  • в том случае, если автомобиль снят с учёта в ГИБДД по причине утилизации, но физически ещё не утилизирован, то возможно восстановление регистрационных прав на него;
  • а если автомобиль снят с учёта и физически сдан в утиль, то восстановить его регистрацию невозможно.

Государственная программа утилизации

Почти 8 лет назад в нашей стране появилась действующая модель поддержки отечественного автомопрома – программа утилизации транспортных средств. Также эта программа призвана улучшить общее состояние экологии и сократить количество старых, аварийно–опасных автомобилей на наших дорогах.

Любой автовладелец может войти в программу, если он владеет машиной массой до 3,5 тонн,  сроком более 1 года, а её возраст более 10 лет. Для многих людей сдача  старой машины в утиль и получение скидки на покупку нового автомобиля стало исполнением мечты о новом автомобиле. Актуальный список машин, которые можно купить в рамках этой госпрограммы, постоянно обновляется и находится на сайте Минпромторга.

Изначально программа планировалась на срок 1 год (календарный 2010 год), затем была продлена до конца 2011 года. Однако, стремительно снижающийся спрос на  автомобильном рынке в России предопределил возобновление программы с 2014 года и по настоящее время.

Как узнать, не утилизирован ли автомобиль?

Если знать VIN–номер любого автомобиля (даже не обязательно своего, например, перед покупкой) и иметь выход в интернет, то с помощью официального сайта ГИБДД можно узнать всю историю регистрационных действий с ним совершенно бесплатно. При этом в целях безопасности и конфиденциальности граждан в отчёте будут указаны периоды владения ТС без указания имен и фамилий.

Аналогичную проверку могут произвести жители столицы и её окрестностей на сайте «Автокод. ру». Этот специализированный сервис отражает данные по угону, утилизации, арестам, залогам, а также работе в такси тех авто, которые зарегистрированы в московской области. Купить и получить подробный отчёт можно в электронном виде.

Также можно произвести проверку автомобиля непосредственно запросив сведения в Госавтоинспекции. Это возможно только от лица собственника ТС и в письменном виде.

Заключение

Утилизация автотранспорта – это процедура, с которой далеко не каждый автовладелец в своей жизни сталкивается. Многие просто стремятся избавиться от такой машины, пусть даже даром. Именно внедрение государственной программы по утилизации машин, выпущенных более 10 лет назад с конвейера, стало открытием для многих владельцев старых автомобилей. Многие избавились от железного «старья» и приобрели новые машины, причём именно новые и именно первый раз в жизни! Стоит также отметить, что государственной пошлины при утилизации нет, а утилизационный сбор с машин, купленных ранее 2012 года, не взимается. И только представьте себе какую пользу может принести каждый сданный в утиль старый автомобиль и его составляющие части! И какой вред для экологии в целом может нанести ржавеющий, стоящий во дворах старый железный хлам! Наверное, стоит задуматься об утилизации транспортных средств в глобальном масштабе.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

Пожалуйста, оцените статью! (7 оценок, среднее: 4,43 из 5) Загрузка...Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Закон об утилизации

В Приказе Минпромторга России от января 2010 года № 8 установлена структура предоставления скидки в процессе приобретения нового транспортного средства, при осуществлении утилизации старого авто.

На сегодняшний день в Федеральном законе № 89 от июня 1998 года “Об отходах производства и потребления” подробно изложена процедура утилизации транспортных средств.

В частности, если в период покупки автомобиля, был факт уплаты утилизационного сбора, то в данной ситуации, автолюбителю гарантировано предоставляются утилизационные услуги на безвозмездной основе.

Что такое утилизация авто

Программа по утилизации транспортных средств была принята Правительством России порядка 6 лет назад. За период действия она принесла немало полезного отечественной экономике.

Закон об утилизации изначально был рассчитан на период действия в 1 год, но в дальнейшем было принято решение о продлении программы, из-за чего многие автолюбители интересуются вопросом относительно установленных правил принятия участия в программе в нынешнем году.

Необходимо обращать внимание на то, что программа по утилизации старых транспортных средств для большей части российского населения является весьма заманчивой. Во многом это связано с тем, что она оказывает существенную поддержку в обновлении отечественного автопарка.

Причем с наибольшей эффективностью оценили новшества отечественные производители, а также те, кто сдает автомобили на переработку.

В каких случаях требуется

Необходимо изначально обращать внимание на то, что утилизации подлежат не только старые, признанные непригодными к эксплуатации транспортные средства, но и новые.

Причем новый автомобиль может быть утилизирован только в случае:

  • дорожно-транспортного происшествия, если же процесс утилизации пострадавшего транспортного средства является обязательной по условию подписанного договора с непосредственным страховым агентом;
  • выявленного технического дефекта.

В случае выявления в новом транспортном средстве опасного для безопасности автолюбителя технического брака, то приобретателю предоставляется новый автомобиль, а неисправное/дефектное авто — утилизации.

Видео: детали

Чем может быть полезно

Утилизация старого автомобиля полезна для большинства автолюбителей тем, что разработанная государственная программа предоставляет возможность приобрести новое ТС по существенным скидкам.

В соответствии с правилами программы по утилизации старых автомобилей, их возраст не должен быть меньше 3-х лет, а размер скидки напрямую зависит от таких факторов, как:

  • модель автомобиля;
  • год выпуска;
  • пробег и так далее.

По условиям программы, приобрести автомобиль можно только в случае его производства либо сборки на территории России.

Последние внесенные поправки в рассматриваемый Закон относительно утилизации были внесены в июле прошлого года.

В соответствии с правилами разработанной государственной программы, автолюбители могут рассчитывать на определенный размер скидки при покупке нового авто взамен старого такого размера:

  • в случае с легковыми автомобилями — до 175 тысяч рублей;
  • в случае с внедорожниками — до 140 тысяч рублей;
  • для автобусов — до 300 тысяч рублей;
  • для грузовиков скидка не может превышать 350 тысяч рублей.

Окончательная сумма скидки напрямую зависит от указанных выше факторов.

Процедура утилизации

В соответствии с действующими нормами российского законодательства, в частности Закона об утилизации, очередность действий заключается в следующем:

  1. Сбор обязательного пакета документов.

    Для возможности снятия автомобиля с регистрационного учета автолюбителям необходимо иметь в наличии общероссийский паспорт, а также правоустанавливающую документацию на транспортное средство, включая номерные знаки.

  2. После этого необходимо написать соответствующее заявление.

    С целью составления заявления надлежащего вида рекомендуется использовать стандартный шаблон. О процедуре составления документа указано ниже.

  3. На завершающем этапе необходимо обратиться в ближайшее структурное подразделение ГИБДД с целью оформления справки относительно снятия с регистрационного учета конкретного автомобиля.

Не стоит также забывать о возможности обращения к официальным дилерам. В таком случае, после подписания соответствующего договора они сделают все самостоятельно.

Хотите понять, как проходит утилизация ТС без документов? Смотрите об этом тут.

Набор документов

Для возможности инициировать процедуру утилизации автомобиля, в 2019 году необходимо в обязательно предоставить такой пакет документов, в состав которого входят:

  • заявление относительно снятия транспортного средства с регистрационного учета, в котором отображаются основания и для дальнейшей регистрации;
  • общероссийский паспорт собственника транспортного средства;
  • ПТС;
  • составленный в надлежащем виде акт относительно утилизации транспортного средства;
  • документальное подтверждение оплаты госпошлины в составе 350 рублей за предоставление свидетельства на освобожденный номерной агрегат — необходимо в случае, если по ранее составленному заявлению данное свидетельство было предоставлено на основании статьи 333.3 НК России;
  • СТС;
  • государственные номера.

Не беря во внимание тот факт, что вышеуказанный перечень документации является обязательным, владельцы автомобилей оставляют за собой право снять с регистрационного учета, предоставив только общероссийский паспорт и соответствующее заявление.

Заявление

Изначально необходимо обращать внимание на то, что принять участие в разработанной государственной программе имеют право:

  • физические лица;
  • и компании.

С целью утилизировать транспортное средство возникает необходимость составить и подать уполномоченному государственному органу соответствующее заявление.

Документ необходимо подать в структурное подразделение ГИБД по адресу постоянного проживания либо регистрации автомобиля. В соответствии с установленными правилами, заявление может быть составлено от руки.

Передать заявление уполномоченному органу можно:

  • путем личного обращения;
  • либо же с помощью доверенного лица.

В обязательном порядке документ должен включать в себя:

  • полное наименование структурного подразделения ГИБДД;
  • полные инициалы владельца транспортного средства;
  • иные немаловажные данные в соответствующие поля документа.

После этого заполняются сведения о собственнике или его представителе:

  • ФИО или наименование организации;
  • коды регистрации;
  • паспортные данные;
  • адреса и контактные телефоны.

В соответствующей графе вписываются сведения о транспортном средстве (марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова, шасси и пр.), отметить, если вносились изменения в конструкцию транспорта. В конце документе крайне важно перечислить то, что было принято от непосредственного заявителя и что ему выдано. Документ оформляется подписями каждой стороны.

Скачать бланк заявления можно по ссылке здесь.

ГИБДД

Для возможности существенно сэкономить персональное время, рекомендуется записываться на прием в структурное подразделение в режиме онлайн либо же с помощью специализированного терминала в государственном органе.

Дальнейший механизм действий является стандартным и в 2018 году ничем не потерпел каких-либо изменений.

Необходимо помнить на ключевой нюанс — нет необходимости транспортировать автомобиль в структурное подразделение ГИБДД. Это связано с тем, что в соответствии с разработанными правилами утилизации, в период снятия с регистрационного учета ТС не подлежит осмотру.

Хотите понять, как можно восстановить авто после утилизации? Смотрите тут.

Детально про заявление на утилизацию, написано здесь.

По достижению конкретных договоренностей с компанией относительно утилизации транспортного средства и ее осуществления, в частности автолюбителю, выдается надлежаще составленный акт, который и является подтверждением фактического снятия с регистрационного учета.

Законодательство об утилизации старых автомобилей

Законодательство об утилизации старых автомобилей Процесс переработки старого автомобиля (то есть полная разборка и отправка под пресс) раньше не несла автолюбителям никакой выгоды. Но с

2012 года заработала государственная программа утилизации транспортных средств, которая ставила перед собой цель стимулирования покупки новых

автомобилей. Таким образом, автовладелец мог избавиться от своей старой машины и со скидкой приобрести новую. Данная программа действует и в 2018 году. Какими законодательными актами она регулируется? Каковы их

основные положения? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Главным законом, который регулирует процесс утилизации старого транспортного средства и регламентирует его порядок, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Последние поправки, связанные с процедурой утилизации, были внесены в него Федеральным законом № 393-ФЗ от 05.12.2017 «О внесении изменений». Но помимо этого в той или иной степени вопросы утилизации затрагиваются в следующих нормативно-правовых актах:

  • Приказ МВД России № 1001 от 24.11.2008 (ред. от 20.03.2017) «О порядке регистрации транспортных средств»;
  • Приказ МВД России № 605 от 07.08.2013 (ред. от 06.09.2017) «Об утверждении Административного регламента»;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Письмо Минфина России № 03-03-06/1/65024 от 05.10.2017 г.;
  • Письмо Минэкономразвития России N Д28и-2716 от 05.10.2016 и т.д.

Так, в Приказах Министерства внутренних дел оговаривается необходимость снимать транспортное средство с учета (регистрации) перед утилизацией. Налоговый кодекс регламентирует вопросы включения в налоговую базу субсидий, перечисляемых государством организациям в качестве потери доходов при реализации новых транспортных средств в рамках программы утилизации (п.2 ст.154 и пп.2 п.1 ст.162). Письма государственных ведомств отвечают на более частные вопросы, например, о заключении контракта с утилизирующей организацией или передачей ей в собственность списанного автомобиля по предложенной цене.

В законодательстве четко сказано, что автомобиль должен быть снят с учета посредством подачи в ГИБДД соответствующего заявления с указанием причины прекращения регистрации. Для осуществления данной процедуры необходимо убедиться, что нет долгов по административным штрафам ГИБДД, а также просрочек в уплате транспортного налога на данный автомобиль. В принципе нормативные акты не запрещают снимать с учета после непосредственной утилизации авто, но в таком случае пакет необходимых документов для процедуры нужно будет дополнить свидетельством об утилизации, которое выдается организацией-утилизатором.Согласно положениям законодательства факт уплаты утилизационного сбора должен быть отражен в паспорте транспортного средства (в графе «Особые отметки»). Такие записи стали указываться после 31 августа 2012 года. В соответствии с этим положением утилизация транспортного средства будет осуществлена на безвозмездной основе, если будет доказан факт уплаты госсбора. При этом утилизировать автомобиль собственник не должен самостоятельно, он может передать эту обязанность на уполномоченные Минпромторгом организации. Если же утильсбор не был уплачен, то всю процедуру владелец авто должен осуществить самостоятельно — найти специализирующуюся на таких услугах организацию, оплатить процесс утилизации. Некоторые юридические лица не требуют оплаты, поскольку само транспортное средство может себя окупить.

Последние изменения в закон об утилизации транспортных средств были внесены в 2017 году и касались вопросов свободной таможенной зоны. Так, пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона №89 был дополнен абзацем, указывающим, что плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые ранее его не уплатили из-за положений, действующих в свободной таможенной зоне, при перемещении такого транспортного средства под иную таможенную процедуру. Кроме того, был дополнен пункт 6 той же статьи, указывающий, что нет необходимости уплачивать утилизационный сбор, если автомобилю менее 3 лет и он находится на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.

В 2015 году Федеральным законом № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона №89» был изменен пункт 1 указанной статьи, а именно добавлены положения об обязанности уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к транспортным средствам в целях обеспечения не только экологической безопасности, но и охраны здоровья людей. Также был изменен пункт 7, согласно которому ПТС или паспорта самоходных машин стало необходимым выдавать в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Таким образом, сразу несколько нормативно-правовых актов регламентируют процедуру утилизации старого транспортного средства. Большее внимание в законодательстве уделено порядку и правилам уплаты утилизационного сбора, который в дальнейшем позволяет произвести уничтожение машины бесплатно и в соответствии со всеми требованиями экологической безопасности.

Утилизация автомобилей: условия, порядок применения, преимущества | Правоведус

Государственная программа старых автомобилей имеет сразу несколько целей: 

  1. Утилизация должна помочь сократить количество старых автомобилей, наличие которых отрицательно влияет на природу.
  2. Это максимально удобный способ избавления российских автомобилистов от ненужных старых транспортных средств.

Вредное воздействие на экологию: общие сведения

Российскими специалистами были проведены исследования воздействия, которое оказывает неиспользуемый транспорт на окружающую среду. Транспортные средства, которые в течении длительного срока не используются владельцами, загрязняют природу посредством следующих проблем: 

  • остатков горюче-смазочных материалов;
  • протекания отработанного машинного масла;
  • опасных соединений хрома и свинца;
  • ржавчины, которая образуется на металлических поверхностях.

После выпадения естественных осадков указанные среды попадают в воду, их испарение наносит значительный вред экологической обстановке, а также служит причиной отравлений животных и людей. К основным факторам, способствующим повышению опасности в этой сфере, относят: 

  1. разбалансировку топливной системы транспортных средств;
  2. использование низкокачественного топлива и смазки;
  3. отсутствие системы нейтрализации выхлопных газов.

Программа утилизации автомобилей: содержание и порядок участия

Программа начала действовать на территории России с 2010 года, при этом каждый регион имеет свою разработанную программу по утилизации транспортных средств. Общая суть программы заключается в том, что гражданин должен сдать свой автомобиль, выпущенный более 10 лет назад, на утилизацию, взамен ему предоставляется определенная скидка на приобретение нового транспортного средства. Сдать на утилизацию автомобиль можно только в том случае, если: 

  1. машина была выпущена более 10 лет назад;
  2. транспортное средство принадлежит гражданину на праве собственности не менее 1 года;
  3. общая масса автомобиля не превышает 3,5 тонн.

Получить скидку на приобретение нового автомобиля можно, только если его марка входит в перечень транспортных средств программы, утвержденный Минпромторгом. Сразу стоит отметить, что выгоднее всего выглядит приобретение с участием программы отечественных марок. Так, модели АвтоВАЗ можно приобрести со скидкой 50 000 рублей, автомобили от ГАЗ подешевеют на 175 000 рублей, а модели грузового транспорта отечественного производителя на 350 000 рублей. Заграничные марки по программе утилизации также доступны отечественным автовладельцам. К примеру, со скидкой есть возможность приобрести автомобили марки Ford, Škoda, Nissan, Фольксваген и Рено. Помимо этих машин автовладельцы могут приобрести модели таких известных производителей, как: Peugeot, Ssang Yong и Citroen. Порядок участия в программе утилизации можно разделить на действия каждого из участников: 

  • Действия владельца транспортного средства.

Чтобы получить скидку на приобретение нового автомобиля, гражданин должен передать дилеру старое транспортное средство и оплатить утилизационный сбор. Размер утилизационного сбора зависит от нескольких факторов, в числе которых год выпуска автомобиля, его масса и технические характеристики. Само понятие «утилизационный сбор» закреплено в законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», где зафиксировано обязательство по оплате каждого колесного транспортного средства при условии его утилизации. Утилизационный сбор уплачивается с целью обеспечения экологической безопасности, защиты окружающей среды и здоровья человека. Оплатив сбор, владелец транспортного средства предоставляет дилеру копию квитанции и доверенность на осуществление действий по передаче автомобиля на утилизацию. Одновременно с этим дилер передает водителю свидетельство об утилизации машины, которое является подтверждением факта передачи автомобиля и документы, необходимые для получения скидки при приобретении нового транспортного средства. 

  • Действия дилера при утилизации автомобиля.

Дилер после получения квитанции и доверенности от владельца снимает автомобиль с государственного учета и перевозит транспортное средство на площадку для разборки, передает его утилизатору. При передаче транспорта дилер получает от утилизатора соответствующий документ, который в последующем передает в органы Минпромторга РФ. Уполномоченное должностное лицо после получения документа оформляет субсидию на покупку нового автомобиля для владельца сданного автомобиля. Справка на получение субсидии передается дилером владельцу автотранспорта. 

После получения транспортного средства от дилера, организация, производящая работу по утилизации автомобиля, осуществляет разборку транспорта: снимаются кресла, стекла, колеса, уплотнитель, пластик и электропроводка, специалисты осуществляют слив горюче-смазочных материалов. В последующем элементы конструкции сортируются и отправляются в переработку, металлический каркас транспортного средства прессуется и в последующем переплавляется. 

Вывод. Таким образом, можно отметить, что программа утилизации старых транспортных средств уже несколько лет благодаря ее удобству и простоте воплощения является очень востребованной во многих регионах Российской Федерации. Граждане получают уникальную возможность одновременно избавиться от ненужного старого автомобиля и приобрести новое транспортное средство с существенной скидкой.

Стоимость утилизации автомобиля в 2018 году

Правительство Российской Федерации продлило действие программы по утилизации устаревших автомобилей еще на год, выделив для этого 60 млрд рублей государственного финансирования. По закону, отправление машины в утиль является платной услугой. Но как разобраться, кто и в каком случае должен оплачивать процедуру? Как производить оплату? В каком случае можно рассчитывать на скидки и субсидии, а когда утилизация проходит бесплатно для автовладельца? Как самостоятельно снизить стоимость? Ответы на эти вопросы вы узнаете в данной статье.

Кто и сколько должен платить?

Автовладелец, отдающий машину в утиль, обязан позаботиться о том, сколько ему придется заплатить за эту процедуру. Большинство расходов понесет именно хозяин транспортного средства. Первое, что нужно узнать — оплачивался ли утилизационный сбор при покупке или ввозе из-за границы автомобиля (после 1 августа 2012 года). Об этом свидетельствует наличие или отсутствие печати в паспорте автотранспорта (ПТС). Если машина — продукт отечественного автопрома, значит сбор оплачивает компания-производитель. Если оплата не совершалась, то придется сделать взнос в Госавтоинспекции или в таможенной службе (если автомобиль прибыл из-за рубежа).

В 2018 году для расчета размера утилизационного сбора базовая ставка, которая равна 20 тысячам рублей умножается на коэффициент, присваиваемый машине. Коэффициент назначается отдельно для каждого автомобиля с учетом его класса, технических характеристик, состояния и т.д. Помимо этого, если при покупке или ввозе иностранного авто сбор не взимался, то за процедуру утилизации придется доплатить 3-4 тысяч рублей. К этой сумме потребуется добавить уплату экологического налога, транспортного налога и государственной пошлины (1600 рублей). Но и это не все. После снятия транспортного средства с учета в отделе Госавтоинспекции РФ, его запрещено использовать для передвижения. Следовательно, довести его до места утилизации может только эвакуатор автодилера, за который придется отдать примерно 2-10 тысяч рублей.

Какие существуют льготы?

Для граждан Российской Федерации предусмотрены законные льготы. Но для их получения автомобиль и владелец должны соответствовать определенным критериям. На бесплатную утилизацию могут рассчитывать владельцы некоммерческих транспортных средств возрастом более 30 лет. Для этого машина должна иметь оригинальный заводской кузов, раму и двигатель в удовлетворительном состоянии. Скидку на утилизацию могут получить:

  • Вынужденные переселенцы и беженцы, зарегистрировавшие авто как личную собственность при въезде в РФ;
  • Этнические россияне, вернувшиеся на территорию государства на своем автомобиле;
  • Иностранцы, прибывшие на постоянное место жительство в РФ;
  • Члены дипломатических миссий, сотрудники консульств и посольств освобождаются от уплаты экологического налога;
  • Собственники малолитражных автомобилей (объем двигателя до 1.3 л) отечественного производства оплачивают минимальную ставку 10 тысяч рублей;
  • Владельцы прицепов и полуприцепов (масса меньше 10 т) освобождаются от утилизационного сбора.

Также существуют способы самостоятельно снизить стоимость утилизации. Одним из них является трудоемкий, но бюджетный вариант самостоятельной разборки авто. Для этого автовладелец обязан демонтировать транспортное средство, разобрать его на запчасти, не повредив их, и передать их в металлолом. Перед этим необходимо рассортировать все детали по группам согласно материалам, из которых они изготовлены. Это занимает дольше времени и сил, плюс повышается риск повредить составные части автомобиля, но утилизация выходит дороже.

Заключение

Стоимость утилизации, как и правила ее проведения, в 2018 году не претерпела особых изменений. В общей сложности, за процедуру придется выложить не менее 25 тысяч рублей с учетом скидок. Существует также группа автовладельцев, способных претендовать на бесплатную или льготную утилизацию старого транспортного средства, но окончательное решение о возможности скидки выносит сам дилер после осмотра авто.

Федеральный закон об утилизации и утилизационном сборе от 28 июля 2012

Дата официальной публикации:30 июля 2012 г. Опубликовано: 30 июля 2012 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 5845 Вступает в силу:1 сентября 2012 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

Статья 1

Главу V Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 1, ст. 17) дополнить статьей 241 следующего содержания:

«Статья 241 . Утилизационный сбор

1. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

2. Виды и категории колесных транспортных средств (далее в настоящей статье — транспортные средства), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;

которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;

которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;

которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым — четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

8. Затраты организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, компенсируются за счет средств федерального бюджета в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к данным организациям и индивидуальным предпринимателям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Не допускается взимание платы с собственников (владельцев) транспортных средств, в отношении которых указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами уплачен утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими транспортными средствами своих потребительских свойств, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, или организациям, принявшим на себя предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, либо представителям данных организаций.«.

Статья 2

Пункт 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2002, N 22, ст. 2026; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 52, ст. 5572; 2006, N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; 2007, N 18, ст. 2117; 2008, N 30, ст. 3617; 2009, N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291) дополнить абзацем следующего содержания:

«утилизационных сборов — по нормативу 100 процентов.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2012 года.

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Читайте также Утилизационный сбор на автомобили: разъяснения и калькулятор подсчета


Смотрите также

Возврат к списку