Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Вентилятор нива шевроле


Как работают вентиляторы охлаждения Нива Шевроле и через какие предохранители и реле подключаются?

Вентиляторы системы охлаждения Нива Шевроле служат для принудительного обдува радиатора. Они повышают интенсивность теплоотвода во время движения на низкой скорости и являются единственным способом охладить антифриз в пробке или «тянучке».

Устройство и принцип работы

Конструкторы Нивы Шевроле применили в системе охлаждения сдвоенный вентиляторный блок. Это немного усложнило схему подключения, зато резко повысило эффективность обдува радиатора. Вентиляторы приводятся в действие 12-вольтовыми синхронными электродвигателями постоянного тока с индуктором на основе постоянных магнитов. Электромоторы имеют закрытую неразборную конструкцию и не нуждаются в обслуживании.

Мощность каждого электродвигателя — 110 Вт. Вентиляторный блок в сборе потребляет 18 ампер.

Вентиляторы по очереди включаются с помощью электромагнитного реле, которым управляет бортовой компьютер. Когда охлаждающая жидкость нагревается свыше 99 градусов, запускается электровентилятор, расположенный ближе к воздухозаборнику двигателя. Температура включения второй крыльчатки составляет 101 градус. Схема подключения вентиляторов изображена ниже.

Система питания вентиляторов включает три реле и резистор, который при необходимости обеспечивает пониженную скорость вращения первого мотора. Питание подается от аккумулятора через предохранители, которые спасают проводку и АКБ в случае короткого замыкания. Управляющие сигналы поступают с 29 и 68 вывода контроллера двигателя.

Вентиляторы автоматически выключаются когда антифриз охлаждается до 95 градусов.

Последовательное включение и выключение двигателей снижает нагрузку на бортовую электросеть. В большинстве случаев нормализовать температуру удается только за счет первого вентилятора. Это особенно полезно при движении в ночное время, когда лампы фар и габаритных огней сильно нагружают генератор.

Возможность принудительного включения вентиляторов может оказаться полезной при движении по бездорожью или в условиях городских «пробок». Однако конструкторы Шевроле Нива не снабдили машину этой функцией. Ее можно реализовать самостоятельно или на СТО. Необходимо подключить дублирующие реле параллельно контактам включения и запитать их от кнопки, установленной в салоне авто.

Полезное видео об установке и подключении кнопки принудительного включения вентиляторов на Шниве:

Важно: принудительное включение увеличивает надежность системы охлаждения. В случае сбоев работы датчиков, реле или бортового компьютера водитель может вручную включить обдув радиатора.

Полезно оборудовать Шевроле Ниву и выключателем, который принудительно отключает электродвигатели вентиляторов. Это позволит уберечь их лопасти при форсировании водных преград вброд.

Предохранители

Электрические схемы автомобилей Нива Шевроле, выпущенных до и после 2009 года отличаются. В обоих случаях предохранители с плавкими вставками на 50 ампер, защищающие цепи питания электровентиляторов, находятся в дополнительном блоке. Он находится за вещевым ящиком с пассажирской стороны салона. На рисунке показано где находятся предохранители вентиляторов.

При превышении допустимого тока вставка плавится и цепь размыкается. Поэтому предохранители — первое, что надо проверить, если не работает электровентилятор охлаждения. Работоспособность детали можно оценить визуально или с помощью омметра (мультиметра). Для этого придется предварительно извлечь предохранитель из гнезда.

Реле включения вентиляторов

В дополнительном блоке установлены не только предохранители. Там же расположены три электромагнитных реле, управляющих работой электродвигателей системы охлаждения. Их цепи управления запитаны от замка зажигания и выходов бортового контроллера, а силовой ток поступает от АКБ через предохранители. На фото показано, где стоит реле включения вентиляторов

Срабатывает реле следующим образом:

  1. На управляющие выводы подается напряжение.
  2. Ток проходит через катушку индуктивности, в результате чего появляется электромагнитное поле.
  3. Стальные контакты притягиваются и замыкаются.
  4. Ток, проходящий через реле, приводит в действие электродвигатель.

Как только управляющее напряжение исчезает, контакты размыкаются под воздействием пружины и вентилятор останавливается.

Проверить работоспособность реле можно тремя способами:

  • Замена реле на заведомо рабочее и протестировать работу системы.
  • На заглушенном двигателе при включенном зажигании отключить разъем датчика температуры. Должен быть слышен щелчок срабатывания реле.
  • Демонтировать и прозвонить выходные контакты мультиметром, подавая напряжение выводы индукционной катушки.

Датчик включения

Блок управления получает информацию о температуре антифриза с термодатчика. Он представляет собой резистор, сопротивление которого меняется с изменением при нагреве и охлаждении: от 1,3-1,8 кОм при 30℃ до 155-196 Ом при 90℃. Проверить его работоспособность можно при помощи омметра и термометра. Для этого необходимо снять деталь, погрузить в воду и измерить сопротивление при разной температуре.

Датчик расположен на головке двигателя в районе выпускной магистрали системы охлаждения. Открутить его можно торцовым или накидным ключом.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором показано, где расположен и как проверить датчик:

Возможные неисправности и их причины

1.Не срабатывают оба вентилятора. Возможен выход из строя электродвигателей, сбой работы датчика температуры или обрыв проводов питания, идущих от АКБ или замка зажигания.

2. Не работает второй вентилятор. Причины: неисправность датчика, отказ предохранителя или электромагнитного реле. Также возможен обрыв провода питания.

3. Не включается левый вентилятор. Причины: неисправность силового резистора или термодатчика, перегорел предохранитель или реле. Также возможен обрыв провода питания.

4. Включаются только два вентилятора одновременно. Такое происходит при обрыве дополнительного резистора в цепи первого электромотора.

5. Вентилятор не выключается. Обычно вентилятор постоянно работает при поломке реле или неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт вентиляторов, датчика, реле, предохранителей и дополнительного резистора не предусмотрен. При поломке этих деталей их следует заменить новыми.

Замена вентиляторов

Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.

Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.

Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:

  • Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
  • Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
  • Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
  • Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
  • Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.

Полезное видео, в котором показано как снять и поменять вентиляторы:

Важно: чтобы добраться до болта, закрытого масляным фильтром, необходимо отодвинуть усилитель от кронштейна.

  • Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
  • Демонтировать ремень привода кондиционера.
  • Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
  • Снять шкив и ремень.
  • Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
  • Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.

Совет: датчик положения коленвала затрудняет демонтаж вентиляторов. Потому их нужно вытаскивать постепенно. Сначала опускается левая сторона, потом блок смещается влево, приподнимая правый край, чтобы кожух стал вертикально.

Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.

Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.

Важно: срок службы моторов вентиляторов примерно одинаковый. Поэтому даже если отказал один из них, менять надо оба. Иначе вскоре придется снова заниматься ремонтом машины.

Снятие и замена резистора вентилятора

Перед началом работ необходимо заехать на смотровую яму и снять клемму с аккумулятора. Для ремонта понадобятся гаечные ключи 10-13, отвертка и новый резистор. Деталь установлена в балке снизу под радиатором. Порядок снятия следующий:

  1. Открутить болты крепления и снять защиту картера вместе с грязезащитным кожухом.
  2. Демонтировать защитную планку резистора и выкрутить деталь.

Сборка выполняется в обратной последовательности.

Причины по которым не работает вентилятор охлаждения на Ниве шевроле

Для подержания  оптимальной температуры  в двигателе в автомобиле установлена система охлаждение.  Одним из главных элементов в этой системе являются вентиляторы, благодаря которым  через радиаторную сердцевину в двигатель происходит подача нужного количества  воздуха. Если перестает работать,  вентилятор охлаждения Нива Шевроле перегревается, так как начинает собираться лишнее тепло.  В отличие от  классических автомобилей в нем  установлено два вентилятора, за счет чего  функционирование систем в ней происходят намного  сложнее.  Если стрелка, которая показывает температуру, находится в красной области, и система охлаждения  отказывается работать, вместе с тем не включается вентилятор охлаждения, то автомобиль нужно как можно быстрей доставить в автосервис, либо попробовать самостоятельно найти причину неисправности.

Содержание

  • 1 Причины неисправности
  • 2 Проверка и снятие Вентиляторов

Причины неисправности

Первое на что следует обратить внимание при неработающей системе, на то, в каком состояние находятся предохранители, которые расположены под передней панелью, со стороны пассажира,  в специальном монтажном блоке.  За работу охлаждения  отвечает пара предохранителей,  если выходит из строя правый, то оба вентилятора перестают работать, а если левый предохранитель перегорает, то один элемент может продолжать свою работу.

Помимо этого в монтажном блоке имеется три реле, которые отвечают, за работу вентиляторов на разных скоростях. И если, реле отвечающая за работу на малых скоростях перегорает, то система охлаждения правильно работает только на большой скорости, а на малой скорости  двигатель начинает греться.  Питание на реле подается через специальный предохранитель, который так же может выйти из строя, что спровоцирует выход из строя системы.

Выход из строя температурных датчиков также влияет на правильную работу охлаждения. Они располагаются на двигателе.  Срабатывают они  тогда, когда достигается нужная температура, один при достижении 90 градусов, а второй при достижении 101 градуса. Проверку рекомендуется начинать проводить именно с них, делается это так, отсоединяется разъем от электродвигателя, и питание на них подается напрямую через АКБ,  если  электродвигатель работает, то причина в датчиках.

Если после проверки все, предохранители, реле и датчик в порядки, следует обратить внимание на вентиляторы.

Проверка и снятие Вентиляторов

Чтобы понят, работают они или нет, нужно от их двигателей  отсоединить разъем, и к проводам через которые подается напряжение подключить лампу, аналогично  делаем и с датчиком, если обе лампочки загораются, то проблема в вентиляторах.

Чтобы их снять нужно, проделать следующие действия:

  1. Отключаем все провода
  2. Снимаем верхний патрубок                                                                                                                                
  3. Снимаем  бампер
  4. Если имеется кондиционер, отгибаем трубки (делать это нужно аккуратно, так как они могут лопнуть) или сливаем фреон (залить обратно будет стоить не дёшево) затем снимаем радиатор кондиционера.
  5. На кожухе радиатора нужно ослабить гайки
  6. Наклоняем радиатор таким образом, чтобы можно было извлечь блок вентиляторов
  7. Откручиваем болты, которые крепят блок и извлекаем его

После снятие рекомендуется заменить сразу оба на новые, так как есть вероятность того что пройдет немного времени и из строя выйдет второй элемент и всю работу по замене нужно будет проводить повторно. Можно эту процедуру проделать снизу, но понадобятся специальное оборудование, и  нужно будет двигать двигатель на десять сантиметров назад, что является, очень трудоемки.

Переделка схемы включения вентиляторов (часть 2). — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2013 года на DRIVE2

Чтобы не делать каждый раз отсылку к странице coff, скопирую сюда схему переделки и его оригинальное описание курсивом с моими дополнениями и комментариями:

0. Итак, для начала обязательно! отсоединяем массовый провод с аккумулятора.На наших реле есть контакты под постоянным напряжением, а так как делать это все придется в неудобной позе под бардачком и рядом с металлическими деталями — то запросто можно сделать КЗ.

1. Снимаем крышку бардачка, вытащив две пластиковые оси и отцепив ограничивающие тросики, откручиваем гайку и снимаем кожух, закрывающий мозги. Получаем такую картину.Если у вас раньше в этот узел не лазили и реле местами не меняли, то расположение реле (по нумерации старой схемы) будет таким:Но лучше предварительно все же проверить.Откручиваем две гайки, которые крепят металлические ушки реле и весь блок оттягиваем вниз (он теперь держится только на проводах).

Выдергиваем из колодок реле 6 и 8. Откручиваем гайку 2-го реле и снимаем его. Для удобства колодки реле можно расцепить, там есть специальный пружинный пластиковый зажим.

2. Реле 6 и 8 меняем на 5 контактные.Это сделаем позже, в конце сборки.

3. Между 88 ногой у 6 и 8 реле, ставим перемычку.Перемычку между НО контактами (88 по новой схеме или в реале между контактами 87a) наших новых реле. Провод должен выдерживать не менее 10 А.У меня получилось так:Была в запасе колодка реле, выдернул оттуда подходящие провода и срастил.

Перемычку можно было сделать и короче (реле рядом стоят), но получилось так.

4. На реле 8 меняем красный 30 и розово черный 87 местами.Небольшое отступление. Клемма в штатной колодке реле держится за счет отогнутого железного усика (на самой клемме) с одной стороны и пластиковым пружинным выступом в самой колодке с другой стороны. Этим заводская колодка отличается от многих продающихся в магазинах отдельных колодок. В них, как правило, контакт держится только за счет усика на клемме. Соответственно, в обычной колодке отгибаем толстой иглой или узенькой часовой отверткой пружинный контакт (со стороны разъема) и клемму можно выдернуть.C штатной колодкой такое не прокатывает. Кроме отжима пружинного контакта нужно еще опять же шилом или узкой отверткой поджать пластиковый контакт колодки. Чаще это проще сделать вставив отвертку в клемму со стороны провода. Если контакт не выдергивается — не применяйте излишнюю силу — просто сломаете или оторвете клемму. Конечно, проще использовать специальные съемники, но если их нет, то тонкими отвертками вполне можно обойтись.Я использовал такие из набора для ремонта сотовых телефонов:Когда извлеченную клемму устанавливаем обратно — не забываем отогнуть согнутый усик на клемме, иначе она будет плохо держаться (как-то держаться конечно будет, там же еще пластиковый усик на колодке).

5. На реле 6 отрезаем красный 87 и пускаем его на массу.Перекусываем толстый красный провод (по длине примерно сантиметра три от колодки). Часть, которая уходит в жгут проводов — изолируем. Клемму, оставшуюся в колодке, извлекаем и сращиваем с толстым (не меньше толщины красного провода) проводом с круглой клеммой. На этом проводе сила тока уже может превышать 25 ампер.Круглую клемму нужно подсоединить на массу. Я использовал штатную шпильку массы слева от мозгов, но можно подсоединить в любое место, главное чтобы был хороший контакт.

Как уже говорил — по этому проводу ток может достигать 25 ампер и при плохом контакт массы может быть локальный перегрев в этом месте (проверять нагрев надо на второй скорости вентиляторов).

6. Меняем розовые провода реле 2 87 и реле 6 30 местами.Аккуратно работайте с контактами — не ломайте клеммы, хотя если вы до этого уже успешно извлекли предыдущие — то затруднений не будет.

7. Собираем все.Собираем колодки, если их расцепляли. Вставляем все реле на место и пытаемся все собрать как было.Тут меня поджидал упс. Смотрим на фото.На штатном реле была металлическая планка-держатель. На боше его нет. Об этом я упоминал в первой части, когда говорил что ошибся с выбором корпуса бошевского реле. Корпус не позволяет прикрепить металлический держатель. Покачал блок колодок реле — шевелится. По нашей тряске будет разбалтываться, а возможно и контакт потеряется.Сначала хотел сместить бошевские реле в центр, а штатное с ушками передвинуть влево. НО там провода уже внатяжку идут, а провод от 2 до 6 реле так вообще не дотягивается при таком раскладе.Затем думал бошевское реле перекинуть в черный корпус с держателем. Но при одинаковой схожести реле усики фиксации корпусов у них все же разные, да и не хотелось портить бош черным корпусом.В итоге не стал мудрить и использовал пластиковую стяжку. Получилось достаточно прочно.Кто будет повторять и захочет эстетики — ищите одно бошевское реле с держателем.Одеваем кожух и крышку бардачка.

Работы в салоне закончены.

8. Открываем капот, сверху радиатора видим жгут идущий на два вентилятора и доп резистор, разматываем конец жгута.

9. Отрезаем провода от колодки доп резистора. Там 2 розовых провода.

10. Прозваниваем их с колодкой правого вентилятора(со стороны пассажира)Я прозванивал еще до отрезания (фото чуть ранее) прямо на снятых колодках разъема вентилятора и разъема доп.резистора. Пометил нужные провода, после чего откусил окончательно колодку резистора, а разъем вентилятора вставил обратно на место.

11. Розовый с резистора прозванивающийся с розовым вентилятора изолируем.Размотанный конец жгута.

12. Отрезаем коричневый провод идущий на вентилятор. Изолируем ту часть что идет в жгут.13. Оставшийся у доп резистора розовый, тот что не прозванивался, цепляем к коричневому проводу на вентилятор.

Стрелка — провод на нужный нам вентилятор со стороны пассажира.Крестик — место где перекусил этот провод.

Красная линия — какие провода соединил друг с другом.

14. Все изолируем, проверяем.Вот в итоге что получилось у меня:

Оставшиеся провода в штекере разъема доп. резистора так же заизолировал и поставил разъем обратно на место. Он теперь не нужен, но снимать этот резистор с проводкой муторно — не стал. Если когда придется разбирать/доставать вентиляторы — можно будет окончательно снять и штекер и провод и сам резистор.

Могу порекомендовать делать тестовые испытания получившейся схемы до окончательной сборки и изоляции проводов, чтобы можно было, если что, переделать снова все не распутывая.

Надеваем клемму массы на аккумулятор и пробуем.У меня все заработало с первого раза. Проверил работу вентиляторов при кондиционере и при первой скорости. До второй так и не смог нагреть (подсказали, надо было снять фишку с вентилятора со стороны водителя, тогда первая скорость не включилась бы. Так же можно было бы из БК поменять канал включения вентиляторов и поставить для проверки температуру на 90 градусов).

Начало тут

Page 2

Чтобы не делать каждый раз отсылку к странице coff, скопирую сюда схему переделки и его оригинальное описание курсивом с моими дополнениями и комментариями:

0. Итак, для начала обязательно! отсоединяем массовый провод с аккумулятора.На наших реле есть контакты под постоянным напряжением, а так как делать это все придется в неудобной позе под бардачком и рядом с металлическими деталями — то запросто можно сделать КЗ.

1. Снимаем крышку бардачка, вытащив две пластиковые оси и отцепив ограничивающие тросики, откручиваем гайку и снимаем кожух, закрывающий мозги. Получаем такую картину.Если у вас раньше в этот узел не лазили и реле местами не меняли, то расположение реле (по нумерации старой схемы) будет таким:Но лучше предварительно все же проверить.Откручиваем две гайки, которые крепят металлические ушки реле и весь блок оттягиваем вниз (он теперь держится только на проводах).

Выдергиваем из колодок реле 6 и 8. Откручиваем гайку 2-го реле и снимаем его. Для удобства колодки реле можно расцепить, там есть специальный пружинный пластиковый зажим.

2. Реле 6 и 8 меняем на 5 контактные.Это сделаем позже, в конце сборки.

3. Между 88 ногой у 6 и 8 реле, ставим перемычку.Перемычку между НО контактами (88 по новой схеме или в реале между контактами 87a) наших новых реле. Провод должен выдерживать не менее 10 А.У меня получилось так:Была в запасе колодка реле, выдернул оттуда подходящие провода и срастил.

Перемычку можно было сделать и короче (реле рядом стоят), но получилось так.

4. На реле 8 меняем красный 30 и розово черный 87 местами.Небольшое отступление. Клемма в штатной колодке реле держится за счет отогнутого железного усика (на самой клемме) с одной стороны и пластиковым пружинным выступом в самой колодке с другой стороны. Этим заводская колодка отличается от многих продающихся в магазинах отдельных колодок. В них, как правило, контакт держится только за счет усика на клемме. Соответственно, в обычной колодке отгибаем толстой иглой или узенькой часовой отверткой пружинный контакт (со стороны разъема) и клемму можно выдернуть.C штатной колодкой такое не прокатывает. Кроме отжима пружинного контакта нужно еще опять же шилом или узкой отверткой поджать пластиковый контакт колодки. Чаще это проще сделать вставив отвертку в клемму со стороны провода. Если контакт не выдергивается — не применяйте излишнюю силу — просто сломаете или оторвете клемму. Конечно, проще использовать специальные съемники, но если их нет, то тонкими отвертками вполне можно обойтись.Я использовал такие из набора для ремонта сотовых телефонов:Когда извлеченную клемму устанавливаем обратно — не забываем отогнуть согнутый усик на клемме, иначе она будет плохо держаться (как-то держаться конечно будет, там же еще пластиковый усик на колодке).

5. На реле 6 отрезаем красный 87 и пускаем его на массу.Перекусываем толстый красный провод (по длине примерно сантиметра три от колодки). Часть, которая уходит в жгут проводов — изолируем. Клемму, оставшуюся в колодке, извлекаем и сращиваем с толстым (не меньше толщины красного провода) проводом с круглой клеммой. На этом проводе сила тока уже может превышать 25 ампер.Круглую клемму нужно подсоединить на массу. Я использовал штатную шпильку массы слева от мозгов, но можно подсоединить в любое место, главное чтобы был хороший контакт.

Как уже говорил — по этому проводу ток может достигать 25 ампер и при плохом контакт массы может быть локальный перегрев в этом месте (проверять нагрев надо на второй скорости вентиляторов).

6. Меняем розовые провода реле 2 87 и реле 6 30 местами.Аккуратно работайте с контактами — не ломайте клеммы, хотя если вы до этого уже успешно извлекли предыдущие — то затруднений не будет.

7. Собираем все.Собираем колодки, если их расцепляли. Вставляем все реле на место и пытаемся все собрать как было.Тут меня поджидал упс. Смотрим на фото.На штатном реле была металлическая планка-держатель. На боше его нет. Об этом я упоминал в первой части, когда говорил что ошибся с выбором корпуса бошевского реле. Корпус не позволяет прикрепить металлический держатель. Покачал блок колодок реле — шевелится. По нашей тряске будет разбалтываться, а возможно и контакт потеряется.Сначала хотел сместить бошевские реле в центр, а штатное с ушками передвинуть влево. НО там провода уже внатяжку идут, а провод от 2 до 6 реле так вообще не дотягивается при таком раскладе.Затем думал бошевское реле перекинуть в черный корпус с держателем. Но при одинаковой схожести реле усики фиксации корпусов у них все же разные, да и не хотелось портить бош черным корпусом.В итоге не стал мудрить и использовал пластиковую стяжку. Получилось достаточно прочно.Кто будет повторять и захочет эстетики — ищите одно бошевское реле с держателем.Одеваем кожух и крышку бардачка.

Работы в салоне закончены.

8. Открываем капот, сверху радиатора видим жгут идущий на два вентилятора и доп резистор, разматываем конец жгута.

9. Отрезаем провода от колодки доп резистора. Там 2 розовых провода.

10. Прозваниваем их с колодкой правого вентилятора(со стороны пассажира)Я прозванивал еще до отрезания (фото чуть ранее) прямо на снятых колодках разъема вентилятора и разъема доп.резистора. Пометил нужные провода, после чего откусил окончательно колодку резистора, а разъем вентилятора вставил обратно на место.

11. Розовый с резистора прозванивающийся с розовым вентилятора изолируем.Размотанный конец жгута.

12. Отрезаем коричневый провод идущий на вентилятор. Изолируем ту часть что идет в жгут.13. Оставшийся у доп резистора розовый, тот что не прозванивался, цепляем к коричневому проводу на вентилятор.

Стрелка — провод на нужный нам вентилятор со стороны пассажира.Крестик — место где перекусил этот провод.

Красная линия — какие провода соединил друг с другом.

14. Все изолируем, проверяем.Вот в итоге что получилось у меня:

Оставшиеся провода в штекере разъема доп. резистора так же заизолировал и поставил разъем обратно на место. Он теперь не нужен, но снимать этот резистор с проводкой муторно — не стал. Если когда придется разбирать/доставать вентиляторы — можно будет окончательно снять и штекер и провод и сам резистор.

Могу порекомендовать делать тестовые испытания получившейся схемы до окончательной сборки и изоляции проводов, чтобы можно было, если что, переделать снова все не распутывая.

Надеваем клемму массы на аккумулятор и пробуем.У меня все заработало с первого раза. Проверил работу вентиляторов при кондиционере и при первой скорости. До второй так и не смог нагреть (подсказали, надо было снять фишку с вентилятора со стороны водителя, тогда первая скорость не включилась бы. Так же можно было бы из БК поменять канал включения вентиляторов и поставить для проверки температуру на 90 градусов).

Начало тут

Новый режим работы вентиляторов — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2007 года на DRIVE2

Сегодня переделал схему включения вентиляторов.Большое спасибо coff за подробное описание!

Теперь при 99 градусах вентиляторы включаются последовательно, а при 101 градусе — параллельно.Кстати, при включенном кондее, вентиляторы периодически так же в паре включаются последовательно.

Сначала прикупил пару пятиконтактных релюшек псковского производства по 50р. У них контакты на 20/30А. А ведь вентиляторы большой ток потребляют, и летом включаются часто. Так что, подумав, и придушив жабу, купил немецкие релюшки по 200р на 30/40А, чтобы уж один раз поставить и забыть)

Копировать полное описание переключений не буду, а вот фоток наделал)

Реле. И перемычка для контактов 88.

Снят бардачок, откручен блок ЭБУ с релюшками.

Слева внизу — реле дополнительное правого вентилятора; далее сверху реле правого вентилятора, следующее — левого; затем — бензонасоса и главное реле.

Слева немецкое реле, справа — наше

Как оказалось, крепление у них сделано наоборот!

Пришлось открыть релюшку и перевернуть корпус на 180 градусов, чтоб крепежка стала с нужной стороны

И нужно рассверлить отверстие в крепеже. На болт М6 не налазит!

Далее занимаемся переключением контактов как описано у coff.

На реле левого вентилятора меняем местами выводы красный 30 и розово-черный 87.

С реле правого вентилятора убираем вывод красный 87, а на его место подаем массу, которую прокинул желто-зеленым толстым проводом от ближайшего болта массы.

Вынутый контакт красный 87 изолируем термоусадкой

Далее нужно поменять местами розовый вывод дополнительного реле правого вентилятора 87 и розовый вывод реле правого вентилятора 30. Однако провод 87 от доп. реле короткий. Пришлось его нарастить. Вытащил контакт из колодки, прикрутил к нему отрезок провода с контактом и заизолировал термоусадкой.

Под руками была керамическая чашка. Её подложил под провод чтоб не поплавить другие провода, и нагревал строительным феном

Затем воткнул, подготовленную ранее, перемычку между 88 контактами реле правого и левого вентиляторов.

Вообщем-то на этом модификация блока реле завершена

В блоке реле ничего не резал. Использовал новые контакты от купленных отдельно колодок.Теперь переходим к вентиляторам… под капот.

Отключил фишку разъема доп резистора, снял изоляцию с проводов.

Всё видно, что куда идет

Один розовый провод доп. резистора изолируем; режем коричневый; один конец коричневого изолируем, другой соединяем со вторым розовым

Всё изолируем

Разъем от доп. резистора отрезать не стал, подмотал его изоляцией к проводам, чтоб не болтался.

Вообщем постарался оставить возможность возврата к старой схеме.

Теперь можно проверять! Накидываем, ранее скинутую, массу на аккум. Заводим и ждем пока нагреется движок. Включил кондей и… о чудо! Вентиляторы стали периодически включаться на низкой скорости!Затем выключил кондей, чтоб проверить как они будут включаться при повышении температуры.

Поездил на пониженной вдоль гаражей туда-сюда, погазовал) При 99 градусах вентиляторы включились так же на низкой скорости, а при 101 градусе оба включились на полную скорость! что и требовалось доказать)

Всем удачи)

Цена вопроса: 400 ₽ Пробег: 90500 км

Page 2

Сегодня переделал схему включения вентиляторов.Большое спасибо coff за подробное описание!

Теперь при 99 градусах вентиляторы включаются последовательно, а при 101 градусе — параллельно.Кстати, при включенном кондее, вентиляторы периодически так же в паре включаются последовательно.

Сначала прикупил пару пятиконтактных релюшек псковского производства по 50р. У них контакты на 20/30А. А ведь вентиляторы большой ток потребляют, и летом включаются часто. Так что, подумав, и придушив жабу, купил немецкие релюшки по 200р на 30/40А, чтобы уж один раз поставить и забыть)

Копировать полное описание переключений не буду, а вот фоток наделал)

Реле. И перемычка для контактов 88.

Снят бардачок, откручен блок ЭБУ с релюшками.

Слева внизу — реле дополнительное правого вентилятора; далее сверху реле правого вентилятора, следующее — левого; затем — бензонасоса и главное реле.

Слева немецкое реле, справа — наше

Как оказалось, крепление у них сделано наоборот!

Пришлось открыть релюшку и перевернуть корпус на 180 градусов, чтоб крепежка стала с нужной стороны

И нужно рассверлить отверстие в крепеже. На болт М6 не налазит!

Далее занимаемся переключением контактов как описано у coff.

На реле левого вентилятора меняем местами выводы красный 30 и розово-черный 87.

С реле правого вентилятора убираем вывод красный 87, а на его место подаем массу, которую прокинул желто-зеленым толстым проводом от ближайшего болта массы.

Вынутый контакт красный 87 изолируем термоусадкой

Далее нужно поменять местами розовый вывод дополнительного реле правого вентилятора 87 и розовый вывод реле правого вентилятора 30. Однако провод 87 от доп. реле короткий. Пришлось его нарастить. Вытащил контакт из колодки, прикрутил к нему отрезок провода с контактом и заизолировал термоусадкой.

Под руками была керамическая чашка. Её подложил под провод чтоб не поплавить другие провода, и нагревал строительным феном

Затем воткнул, подготовленную ранее, перемычку между 88 контактами реле правого и левого вентиляторов.

Вообщем-то на этом модификация блока реле завершена

В блоке реле ничего не резал. Использовал новые контакты от купленных отдельно колодок.Теперь переходим к вентиляторам… под капот.

Отключил фишку разъема доп резистора, снял изоляцию с проводов.

Всё видно, что куда идет

Один розовый провод доп. резистора изолируем; режем коричневый; один конец коричневого изолируем, другой соединяем со вторым розовым

Всё изолируем

Разъем от доп. резистора отрезать не стал, подмотал его изоляцией к проводам, чтоб не болтался.

Вообщем постарался оставить возможность возврата к старой схеме.

Теперь можно проверять! Накидываем, ранее скинутую, массу на аккум. Заводим и ждем пока нагреется движок. Включил кондей и… о чудо! Вентиляторы стали периодически включаться на низкой скорости!Затем выключил кондей, чтоб проверить как они будут включаться при повышении температуры.

Поездил на пониженной вдоль гаражей туда-сюда, погазовал) При 99 градусах вентиляторы включились так же на низкой скорости, а при 101 градусе оба включились на полную скорость! что и требовалось доказать)

Всем удачи)

Цена вопроса: 400 ₽ Пробег: 90500 км

Нива Шевроле: реле вентилятора охлаждения двигателя

Всем известно, что современные автомобили имеют в конструкции водяную систему охлаждения двигателя, которая позволяет во много раз увеличить ресурс функционирования не только мотора, но и всего механизма в целом. Шевроле Нива также имеет в конструкции радиатор, которые наполнен охлаждающей жидкостью. Данная жидкость циркулирует по системе, тем самым охлаждая мотор автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, поэтому если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она превратится из охлаждающей в нагревающую. Именно для этого и имеется система охлаждения радиатора, работа которой осуществляется за счет вентилятора. Но так как Шевроле Нива оснащена мощным 1,7-литровым двигателем, то для охлаждения радиатора используется два вентилятора. В данной статье же рассмотрим, за счет чего осуществляется работа этих устройств, а точнее, что является основным элементом включения этих приспособлений на внедорожнике Нива Шевроле.

Принцип включения вентиляторов

Вентилятор охлаждения питается постоянным напряжением 12 В от аккумуляторной батареи. Включаются они при достижении определенной температуры двумя датчиками, которые размещены в двигателе. Итак, при достижении первым датчиком температуры в 99 градусов по Цельсию, происходит его срабатывание, что обуславливает включение первого вентилятора. Он имеет два положения скорости вращения – большие и малые обороты вращения. Когда же второй датчик достигает величины в 101 градус, то, соответственно, и включается второе приспособление. Таким образом, кратко осуществляется срабатывание устройств охлаждения двигателя Нивы Шевроле. Но нас интересует, какую роль в этом процессе выполняет такое маленькое устройство, как реле, которых на Шевроле Ниве три.

Назначение и конструкция реле

Реле предназначается для коммутирования больших токов нагрузки. Довольно-таки сложная формулировка, поэтому простыми словами говоря, реле необходимо для того, чтобы иметь возможность управлять электрическими цепями, где имеются токи больших величин. Электрический мотор охладителя потребляет постоянный ток, величина которого равняется 20-30 амперам, а это означает, что если его включить в цепь управления (где проходят токи малых величин), то вся электроника выйдет из строя (расплавится проводка). Именно поэтому в конструкции автомобилей устанавливается такой немаловажный элемент управления.

Внешне изделие представляет собой пластиковое основание, внутри которого размещается сам механизм. На обратной стороне основания выведены пять (четыре) контактов. Они и являются основой для включения реле в цепь управления.

Внутри механизм реле представлен в виде катушки с сердечником – она же и является основой для замыкания контактов цепи. На фото ниже можно увидеть внешний вид изделия Нивы Шевроле.

Чтобы на Шниве сделать расход топлива меньше нужно всего лишь...

Принцип срабатывания устройства и его размещение на Ниве Шевроле

На лицевой части изделия находится схема расположения контактов, по которой и рассмотрим его принцип функционирования.

Контакты «85» и «86» являются выводами катушки.

Общий контакт «30» – без наличия напряжения на обмотке всегда находится в замкнутом положении на контакт «87а». В свою очередь, контакты:

  • «87а» – нормально-замкнутый;
  • «87» – нормально-разомкнутый.

Именно к этим контактам и подведены силовые кабели от двигателя вентилятора.

При подаче питания на контакты «85» и «86», происходит срабатывание реле катушки. Тем самым контакт «30» размыкается от «87а» и замыкается на «87». Таким образом, питание подается на электродвигатель приспособления. Процесс срабатывания занимает доли секунд.

Итак, при повышении температуры в двигателе, датчик срабатывает и подает импульс в цепь управления. В свою очередь, в цепи наводится напряжение, которое поступает не реле, а оно и включает непосредственное устройство охлаждения.

Реле – это сменная деталь, которая при выходе из строя требует замены, но не ремонта. Некоторые умельцы пытаются починить их, но нет потребности в этом, так как одно изделие стоит от 50 до 80 рублей (в зависимости от производителя).

Для Шевроле Нивы рекомендуется использовать реле производства России. Они являются оптимальным решением для автомобилей семейства ВАЗ.

Прежде чем осуществлять замену реле, потребуется его найти, ведь по конструкции это небольшая пластиковая коробочка. Где же стоят реле вентиляторов на Ниве Шевроле? Дабы ответить на этот вопрос, стоит заметить, что устройств охлаждения на Ниве Шевроле два, поэтому за работу каждого отвечает соответствующее реле.

Итак, обнаружив неисправность работы системы охлаждения автомобиля, стоит уделить внимание пригодности реле. Но прежде их необходимо извлечь из места установки. Для этого необходимо открыть правую переднюю дверь Шевика и заглянуть из-под низа на торпеду. Именно там, под крышкой монтажного блока и располагаются реле управления вентилятором и бензонасосом, а также предохранители этих устройств. На фото ниже можно понаблюдать, где находятся релюшки управления: правого и левого, а также малого хода вентилятора.

Чтобы извлечь устройство из посадочного места, необходимо вытащить его из установленного гнезда. Для этого одной рукой охватите изделие и потяните. После его извлечения не спешите покупать новую релюху, так как проблема может заключаться и в другом. Для этого стоит проверить его работоспособность.

Проверка работоспособности реле, и замена устройства

Существует два способа проверки:

  1. Поменять местами релюшки, при условии, что один из вентиляторов работает.
  2. Закоротить контакты «85» и «86» на колодке, не включая при этом зажигания. При этом должен сработать вентилятор, если нет, то причину неисправности стоит отыскать в ином месте.

Чтобы заменить устройство, необходимо после проверки включить в цепь исправное изделие (желательно новое). Чтобы его установить, необходимо попросту проверить правильность расположения контактов, и в таком положении воткнуть в приемные гнезда. На некоторых моделях автомобилей Нива Шевроле предусмотрена металлическая пластина-фиксатор. Фиксируется она саморезом во избежание выпадения изделия при дребезжании торпеды.

Подводя итог, стоит заметить, что чаще всего выходит из строя не само устройство, а предохранители, оберегающие цепь управления от повышения токов нагрузки. Именно поэтому рекомендуется осуществлять проверку предохранителей, а затем уже и реле, но это уже другая история. Удачных работ!

как работают вентиляторы на ниве шевроле ~ AUTOTEXNIKA.RU

Как работают вентиляторы на ниве шевроле

Советы для автомобилистов

Выгодный тепловой режим двигателя внедорожника Шевроле Нива поддерживает система охлаждения, в которой немало важную роль играют два исправных вентилятора, обеспечивающих требуемый поток воздуха через сердцевину радиатора. В случае выхода из строя вентиляторов, система охлаждения не справляется с отводом лишнего тепла от двигателя, и он начинает перегреваться. В связи с тем, что число вентиляторов на автомобиле Шевроле Нива увеличено вдвое, электрическая схема их включения стала сложнее, чем на обычных легковых автомобилях.

Если стрелка указателя температуры находится вблизи красной части его шкалы, а вентиляторы системы не включаются, то придётся остановиться и начинать поиск этой неисправности. Для этого понадобится снять крышку дополнительного монтажного блока, находящуюся под передней панелью (ниже бардачка) в районе расположения ног переднего пассажира. Предохранителей, защищающих электрические цепи электродвигателей вентиляторов, два. При перегорании предохранителя защищающего цепь правого электродвигателя не будут включаться оба вентилятора, а при перегорании второго не будет включаться только левый вентилятор.

В этом же блоке, расположено три реле, которые отвечают за включение правого вентилятора на малой и большой скорости вращения и включение левого вентилятора на большой скорости вращения. Дополнительное реле должно срабатывать при подаче на её клемму №86 управляющего сигнала с клеммы №46 (контролёра ЭСУД). В этом случае, напряжение на клеммы электродвигателя вентилятора будет подаваться через резистор. При перегорании резистора или выхода из строя этого реле, малая скорость включения вентилятора работать не будет.

Принудительное включение вентиляторов охлаждения на Ниве Шевроле

Если вы посмотрели это видео то непытайтесь писать свои тупые коменты я загрузил его не для этого.

Вентиляторы на Ниве Шевролет

Всем привет! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и рассказывайте Друзьям. Еще много чего есть интересное.

Реле включения правого вентилятора срабатывает при поступлении управляющего сигнала на его клемму №86 с клеммы №6 управления (контролёра ЭСУД). В этом случае вентилятор должен начать работать на большой скорости вращения. Если нет управляющего сигнала или вышло из строя это реле, правый вентилятор включаться не будет. Этот же управляющий сигнал включает в работу и левый вентилятор, так как между клеммами №86 и №85 правого и левого реле включения вентиляторов стоит перемычка. Но питание на электродвигатель левого вентилятора идёт через свой предохранитель.

Также не будут включаться оба вентилятора при выходе из строя датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Так как именно по его данным о температуре антифриза, зависит решение контролёра о включении или не включении вентиляторов.

Из-за повышенной температуры внутри моторного отсека бывают случаи деформации пластмассовых кожухов вентиляторов, а при их включении, вращающиеся лопасти вентиляторов задевают за кожух. В результате чего, происходит разогрев кончиков лопастей до температуры их плавления. Когда вентиляторы отключаются, лопасти привариваются к кожуху и при последующем их включении они работать не будут.

Возможна ещё одна проблема, связанная с началом работы вентиляторов сразу после включения зажигания, когда антифриз в системе охлаждения двигателя ещё холодный. Происходит это по следующим причинам:

  • потеря контакта на колодке или в жгуте проводов идущих от датчика температуры охлаждающей жидкости до контролёра ЭСУД, ведь если снять разъём с этого датчика, то при исправных электрических цепях вентиляторов, они должны оба заработать;
  • «глюк» (неисправность) контролёра ЭСУД;
  • залипание контактов реле включения вентиляторов (но вероятность залипания контактов сразу на трёх реле очень мала);

Отказ вентиляторов охлаждения — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2004 года на DRIVE2

9 мая все отмечали день победы а я тока начал войну со своими вентиляторами. По дороге домой с Уральского Региона еще 8 числа сего месяца, заметил что стрелка температуры ОЖ уже почти в красной зоне. Остановился, подергал провода, почесал репу, охладил машину и поехал домой, ладно хоть день стоял не жарки а дорога была только про трассе…Пролог:

Но буду, честен перед собой и Вами. Проблемы с эти двумя друзьями начались месяца два назад, сначала напрочь отказал один, потом начал выпендриваться второй…но в связи со своим разгильдяйством к ремонту я все не приступал.

И вот время пришло

Процесс снятия описывать особо не буду, но если снимать их не снимая радиатор, Вам будет обеспечен хороший такой секс с элементами БДСМ…мне не понравилось…

Полный размер

откручиваем поперечину

Полный размер

откручиваем поперечину снизу

Отдельно стоит отметить крепления площадки замка капота к этой поперечине

Вот наху зачем, делать болты шляпкой во внутрь?Но спокойно же можно было сделать с точностью до наоборот, ни чего бы не изменилось.но стало бы гораздо удобней откручивать…но нет муда инженерам конечно видней

Полный размер

откручиваем дефлектор вентилятора всего 4 болта по

Радиатор пришлось снять с верхних креплений что бы открутить гайку дефлектора

Полный размер

верхняя гайка дефлектора

Дальше я думал тупо смогу опустить дефлектор с вентиляторами вниз…я его крутил, вертел, тащил снизу, толкал сверху, поцарапал все руки но хрен.Потом я открутил вентиляторы от дефлектора, чудным образом и матерным словом я смог вытащить вентиляторы через вверх а сам дефлектор через низ

Полный размер

откручиваем вентиляторы

Полный размер

крутим вертим дефлектор

ну да ладно сняли

Как показало вскрытие моторы у меня стояли разные один который умер еще давно был от шнивы а второй который сражался до последнего от Самары или что то типо того Русского пузотерского, он разумеется был меньше в диаметре.

мотор от него оказался не разборный а вот нивовский я разобрал

Из него пахло болью, ненавистью, презрением и немного жженным…видать ненависть его и погубила

Узнав сколько стоит новый комплект вентиляторов я опечалился, т.к. цена в 4 рубля в канун дня рожденья жены меня всяко не устраивала…не вы не подумайте, я не дурак, я предложил подарить на её день рожденья новые вентиляторы, но она отказалась…девушки че с них взять, не понимают толк в хороших подарках…

Ну че звоним другу Сереге в Логово с вопросом а нет ли у него пару рабочих вентиляторов…но радость была не долгой.

Полный размер

походу он убил двух Карлсона и его брата…хотя не знал что у него был брат…

Думаю ладно, че даренному в зубы не смотрят…да и нафиг вообще их смотреть.

Маленько подтачив ножки крепления болгаркой стал их ставить.но как я не крутил, не вертел, не прыгал, не пинал я не смог установить два вентилятора, поставил тока один…

Но все равно я принял решение найти где нибудь Б/У но родные, по этому пару дней ездил на одном и с печкой на 4 скорости…ну а че на улице тепло, окно отрыл, музыка играет ни кто и не подумает что у меня печка ебо включена.Сегодня нашел замену за 950р

Почему так дешево ?Есть косяки:

Полный размер

Сломаны лопасти на одном

Полный размер

сломан дефлектор

Но у меня же как раз есть одни целые лопасти и целый дефлекторА другие б/у комлекты везде по 2р. продают.

Моторы работаю, не клинет это главное.

на днях поставлю и сразу сделаю съемной рамку радиатора ибо второй раз я такой секс не переживу.

Всем удачи и хорошего охлаждения!)


Смотрите также

Возврат к списку