Отдел продаж
8 (499) 755-89-57
Лодки, запчасти
8 (499) 755-89-57

Датчика температуры ремонт


Замена датчика температуры: как поменять и выполнить ремонт ДТОЖ

Температурный сенсор представляет собой маленькое устройство, отвечающее за отслеживания изменений в климате хладагента движка. Благодаря его данным бортовой процессор решает вопрос о включении дополнительных вентиляторов.

Замена датчика температуры

Неисправности ДТОЖ вызывают определенные недомогания транспортного средства:

  • повышение износа двигательных систем;
  • повышение расхода топлива;
  • грязный выхлоп;
  • спонтанная остановка двигателя.

Обычно устройство располагается в корпусе радиатора или в наружной части силового агрегата. Сам по себе детектор является маленьким устройством, помещающимся в ладонь.

Принцип работы

Функционирование прибора ведется за счет изменения электрического сопротивления материала используемого в чувствительном элементе находящемся внутри от температуры. Аппарат состоит из чувствительного конуса и пары электропроводящих контактов позволяющих сообщаться ему с эбу через подключение к электронной цепи.

Измерения прибора на поверку оказывают влияние не только стабилизацию температуры двигателя, но и на ряд других элементов системы:

  1. увеличение оборотов двигателя при прогреве. Это стабилизирует переход мотора в рабочий режим;
  2. регулировка открытия и закрытия клапана рециркуляции выхлопа;
  3. калибровка угла опережения зажигания.

Виды ДТОЖ

Существуют два основных типа измерителя: механический и цифровой.

Механический аппарат осуществляет свою работу в «аналоговой» форме через передачу электронного сигнала. Такой прибор напрямую подсоединен к температурному указателю или с реле, замыкающимся при достижении определенной температурной отметки. Такое подключение использовалось на старых карбюраторных моторах в особенности в популярных в России «Жигулях».

Цифровой детектор работает аналогичным образом, только подключается он к цифровому блоку – он же ЭБУ.

Уже в этом блоке совершается первичный анализ полученной информации. Происходит отражение информации на соответствующий элемент приборной панели. В том числе ЭБУ определяет, когда отдавать команду на зажигание вентилятору.

Цифровые приборы используются на всех современных автомобилях любой марки от рено логан до ламборджини диабло.

При неисправности ДТОЖ ЭБУ автоматически принимает решение о запуске дополнительного охлаждения в виде работы вентиляторов. Иными словами без датчика вентиляторы работают на протяжении всего времени активности двигателя.

Какие бывают причины неисправностей ДТОЖ?

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости считается последним шагом в деле ремонта неисправности. Так как чаще всего сложности с датчиком вовсе не связаны с конкретно его неисправностью просто по той причине, что ломаться в нем практически нечему.

К основным неисправностям относят:

  1. низкое качество охлаждающей жидкости. В результате использования некачественной продукции поверхность прибора может разъедаться и покрываться осадком. Как результат детектор начинает давать неверные показания, чаще всего в сторону понижения. В результате несвоевременный запуск системы охлаждения приводит к закипанию движка;
  2. некачественный прибор. К некачественному устройству относят не только дефекты самой заводской сборки, но и отсутствие герметичной прокладки, или чрезмерное усилие, при вкручивании устройства приводящее к его срыву или поломке;
  1. утечка\нехватка антифриза. В результате плохой герметичности прибора, износа уплотнителя, трещинах в термостате могут возникать протечки. Также нехватка охлаждающей жидкости может быть вызвана и просто несвоевременным пополнением бака. Результатом, так или иначе, становиться отсутствие контакта между прибором и жидкостью, и как следствие отсутствие измерений.
  2. Нарушение в электросети. Сбой в электронике считается одним из самых распространённых дефектов. Проблемы на линии, замыкания, окисления контактов. Все это приводит к неисправности в работе прибора. К этому же пункту можно отнести и проблемы в самом ЭБУ. Они приводят к сбоям в контроле над измерительным прибором.

Ремонт датчика

Независимо от транспортного средства замена прибора везде происходит примерно по одному алгоритму действий. Прежде чем поменять его необходимо заглушить мотор и желательно дать остыть двигателю. Это делается с единственной целью – чтобы слития антифриза не происходило под большим напором. Дальше после остывания двигательной системы как раз предстоит слить антифриз и отключить прибор от электронной сети.

Читайте также: Плюсы электронных датчиков температуры

После этого происходит изъятие прибора из своего гнезда путем откручивания. Ремонт прибора в кустарных условиях невозможен, поэтому чаще всего этап диагностики игнорируется и на его место просто устанавливается новый сенсор вместе с новым уплотнителем.

Когда новый измеритель встал на свое место, его подключают к электросети, а антифриз возвращают обратно в бак. Дальше происходит проверка мотором работы датчика, а также проверяется наличие течи охлаждающей жидкости. Если всё исправно и течи нет, можно приступать к дальнейшей эксплуатации.

В некоторых моделях машин измерителей охлаждающей жидкости в машине два, а то и больше. Так распространенной практикой является установка одного измерителя для работы с ЭБУ, а другого для передачи данных прямиком на приборную панель. Более же качественной версией является установка второго прибора для измерения хладагента на подступе к радиатору.

Своевременные данные измерений антифриза на входе и выходе позволяют анализировать эффективность работы радиатора и аппаратного процесса охлаждения в том числе, позволяя вести более гибкую регулировку климатических механизмов.

Помимо антифризного сенсора в машине имеют место быть и другие температурные измерители. К таким относятся приборы для измерения наружного воздуха, внутреннего, кислорода идущего на впуск и т.д. Все они выполняют свои важные функции исправной работы транспортного средства.

Приборы, следящие за наружным воздухом, позволяют отслеживать появление наледи на дороге, принимать данные на дисплее, и анализировать работу автомобиля. Внутренние сенсоры, как правило, работают в паре с климатической системой, обеспечивая своевременно отопление или охлаждение воздуха в салоне.

Детектор температуры входящего воздуха и вовсе отслеживает его для измерения плотности воздушной массы обогащающей топливную смесь. Слишком высокая плотность может привести к детонации, а низкая к перерасходу топлива и грязному выхлопу. Этот прибор напрямую влияет на исправную работу транспортного средства.

Все подобные им устройства обеспечивают машине продолжительный срок жизни всех частей, а также постоянно обеспечивают экономный расход ресурсов. Выход из строя любого из них может привести к повышению расхода на обслуживание автомобиля без учета самой замены прибора. Таким образом, своевременная замена снижает в целом уровень расходов.

Для примера можно привести неисправный детектор антифриза. Достаточно проехать около пяти сотен километров (в зависимости от модели автомобиля) с неисправным устройством, чтобы перерасход превысил стоимость самого датчика. И это без учета невероятного износа самого двигателя и охлаждающей системы,  которые за это время вполне могут выйти из строя навсегда.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Проверка

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости, при выходе из строя, обеспечит двигатель автомобиля качественным охлаждением. От его показаний зависит включение/выключение определенного режима циркуляции антифриза и электрического двигателя обдува радиатора. Он осуществляет контроль за температурным режимом, с выводом значений на панель.

Технические характеристики

При запуске и работе мотора на «холодную», происходят процессы, повышающие износ трущихся деталей, вызывающие повышенный расход топлива и снижение мощности.

Для более быстрого прогрева и достижения оптимальных рабочих температур, практически на всех современных автомобилях, применяется двойная циркуляция в системе охлаждения:

1) По малому кругу – осуществляется циркуляция антифризом только по блоку двигателя, за счет этого, его нагревание происходит в ускоренном варианте.

2) Через радиатор – после достижения оптимальных температурных значений, происходит открытие термостата, перекрывающего доступ в радиатор. Циркуляция антифриза задействует всю систему охлаждения.

Команда на термостат, также запуск вентилятора, поступает с датчика.

Он функционирует за счет термистора, который обладает свойством изменения сопротивления, с учетом температурных факторов окружающей пространства. На его нижней части имеется резьба для крепления в блоке двигателя. На противоположной стороне расположены контактные соединения для подключения проводки, подается напряжение 5 В от эбу и масса. Изменение напряжения соответствует установленным производителем температурным значениям.

В различных машинах, ДТОЖ устанавливается почти одинаково и найти его не составит труда. Например, необходима замена датчика температуры охлаждающей жидкости ваз с инжекторным движком, следует учитывать, что их установлено 2:

1) Отправляет показания на эбу.

2) Контролирует включение режимов работы системы охлаждения.

Обычно устанавливаются рядом с термостатом. Имеют электрическую подводку с защитой разъемов. На некоторых марках автомобилей, для удобства проверки, необходимо демонтировать воздушный фильтр.

  Самостоятельная диагностика неисправности

Благодаря простоте конструкции, температурные датчики редко ломаются и выходят из строя. Обычно, проблемы возникают из-за нарушения градуировки – сигналы на включение определенных режимов и вентилятора посылаются при более низких или завышенных значениях. При появлении в работе двигателя следующих признаков:

Расход топлива. «Тяжелый» запуск в прогретом состоянии. Завышение оборотов на «холостом» ходу. Детонирует двигатель после выключения. При явном перегреве не включается электрический вентилятор.

Проведите визуальный осмотр приборов температуры охлаждающей жидкости. Предупреждения бортового компьютера, могут отсутствовать из-за некорректной работы и сбоя системы. Причиной поломки может служить нарушение целостности, подключенной к ним электрической проводки. Проверьте ее надежность, обработайте контакты специальным антикоррозийным средством.

Разберем пример, нужна ли замена датчика температуры охлаждающей жидкости ваз 2114, приготовьте вольтметр:

Прогрейте двигатель до максимального температурного значения, согласно показанию прибора на панели. Если при этом двигатель холодный, уберите контакт от датчика. Прибор показал минимальные температурные значения – датчик неисправен. При нормальной работе двигателя, стрелка показателя температуры постоянно перемещается – следует проверить исправность предохранителей. Предохранители целы, тогда снимите и замкните на блок провод датчика, если стрелка прибора, при этом, остановилась на максимальном значении – датчик сломан. Замерить поступающее с эбу напряжение. Отсоединить фишку и подключить к проводящему ток проводу прибор для замера. Заведите двигатель, показание прибора должно соответствовать 5 В. При других значениях, рекомендуется провести диагностику в специализированном сервисе. Датчик исправен.

Более точная проверка ДТОЖ потребует наличие омметра, специального градусника и нагревательного прибора, навряд ли найдется «под рукой» у рядового автолюбителя. Подобные датчики, по своей стоимости, доступны и поменять вышедший из строя на новый не сильно ударит по карману. Процедура простая и доступна для проведения даже начинающему автолюбителю.

Замена датчика

При обнаружении выхода из строя датчика, купите подходящий под марку вашего автомобиля. Приступая к демонтажу, убедитесь, что двигатель автомобиля остыл, чтобы избежать получения ожога антифризом. Если вы не считаете себя опытным авто механиком и, ранее, подобную процедуру не проводили, предварительно слейте часть антифриза из блока двигателя. Для этого необходимо открыть крышку радиатора, подставить емкость под место слива и открыть кран. Жидкость сливается примерно 10 минут, придется немного подождать. После слива можно приступить к замене:

Для более удобного доступа, на некоторых моделях, придется предварительно демонтировать воздушный фильтр. Аккуратно отсоедините провода от датчика. С помощью ключа на 21 мм открутите старый ДТОЖ. У нового, предварительно смажьте резьбовое соединение автомобильным герметиком, и вкрутите его. Контролируйте точность попадания в резьбовое соединение. Подсоедините проводку, обращайте внимание на правильность и надежность контактов. Обработайте антикоррозийным средством Закройте слив и залейте охлаждающую жидкость, рекомендуется использовать воронку для исключения пролива. Запустите двигатель, проверьте показание прибора на водительской панели. Дождитесь срабатывания вентилятора охлаждения и термостата. В случае несрабатывания, проверьте правильность установки, возможно датчик не закручен до конца и правильность подключения проводки.

Опытные водители советуют проверить его работоспособность сразу после покупки, еще до установки. Это не сложно сделать в сервисе или найти электрика по объявлению. У этой детали не исключен заводской брак, поэтому не спешите выкидывать чек после покупки. Всегда можно обменять или вернуть деньги за некачественный товар.

К сожалению, замена датчика может не дать положительного результата. Двигатель продолжает плохо заводиться, расход топлива не снизился. Рекомендация только одна - необходимо обратиться к профессионалам и провести диагностические мероприятия. Возможно потребуется перепрошивка электронного блока управления или замеры выдаваемого генератором напряжения. В связи с тем, что эти мероприятия считаются очень ответственными, требуют специального оборудования и навыков, обращаться необходимо только в проверенные, имеющие хорошую репутацию сервисы. Не забывайте, что качественное поддержание заданных температурных режимов при эксплуатации вашего автомобиля-это залог надежной долгой работы всего силового агрегата в целом.

Оставив заявку на сайте Uremont.com, вы получите несколько оптимальных вариантов, с адресами автосервисов, где качественно и с гарантией решат возникшие с автомобилем проблемы.

Ремонт датчиков темепературы (термопар) при обрывах, повреждении изоляции рабочих выводов и горячего спая

При обнаружении дефектов, нестабильности работы датчиков температуры, а конкретно термопар, их следует вынуть из защитного чехла и разобрать: демонтировать блок зажимов, снять бусы с электродов термопары и защитный фарфоровый наконечник с рабочего (горячего) спая. Места обрывов термоэлектродов термопары из неблагородных металлов подлежат сварке с помощью графитового электрода при напряжении от 12 до 24 вольт переменного тока. Первым делом, скручиваются места обрыва проводника, затем графитовым электродом малого диаметра 5-8 мм через цепь низкого напряжения прикасаются к месту скрутки, тем самым образуется шарообразное окончание. Перед сваркой термопар типов хромель-алюмель и хромель-копель на поверхность скрутки в качестве флюса наносят буру.

При ремонте термопар из благородных металлов производится отжиг, чистка и проверка термоэлектродов на однородность. Отжиг осуществляется при температуре до 1300 градусов Цельсия в течение одного часа при одновременной очистке электродов от оксидов с применением буры. Сварка ведется аналогичным методом, как и для термопар из неблагородных металлов. Для проверки однородности термоэлектродов после сварки собирается электрическая цепь, которая состоит из отремонтированной термопары и милливольтметpa. Термоэлектроды помещаются в нагреватель (муфельную печь), создается определенная температура порядка 500 градусов Цельсия и, перемещая электроды через печь, измеряется термо ЭДС. Если ее величина не превышает половину допустимой погрешности термопары, то датчик температуры пригоден к дальнейшей эксплуатации. В противном случае необходимо произвести замену неоднородной части проводника термопары на данном участке.

Ремонт датчика температуры воздуха б/к Multitronics SL-50v — Hyundai Getz, 1.4 л., 2007 года на DRIVE2

Решил написать небольшой отчет о ремонте датчика, потому что пытался нагуглить что-нибудь путное, вообще никакой информации по этой теме. Конечно, в итоге получилось совсем не идеально, зато работает :)

В 2012 году купил себе бортовой компьютер Мультитроникс SL-50v, т. к. стандартный имел только одометр и два «суточных» счетчика пробега, этого не хватало. Установил у «профессионалов», откалибровал. Всё прекрасно.Вот такой б/к:

Multitronics-SL50v, фото с сайта производителя

Не так давно датчик температуры воздуха (ДТВ) стал сильно врать:

Показания температуры воздуха. Датчик сильно врет

По косвенным признакам (я всё еще на Земле, могу ходить без скафандра) я догадался, что что-то произошло с ДТВ. Довольно долго искал место его установки, нашел поверх пыльника жгута проводов в том месте, где он идет к водительской двери. К сожалению, не сфотографировал как это было. Датчик был притянут прямо за провод двумя пластиковыми хомутами, причем с офигенным усилием. В итоге при открывании/закрывании двери провод очевидно сломался/перетерся.Ну что делать, снимаем полочку под рулем:

Снимаем полочку под рулем

Обрезаем датчик, который подключен при помощи двух проводов: черного и черного с белой полосой:

Без датчика

До того как заизолировать концы я попробовал просто соединить два провода вместе, при этом показания б/к бодренько ссыпаются к минусовым температурам. Ага, всё достаточно очевидно: температура зависит от сопротивления датчика. При сопротивлении 0 — минимум температуры, при максимальном сопротивлении (обрыв) — максимум температуры.Сам датчик представляет собой обычный выводной элемент LM335, который был затянут в термоусадку:

Примерно так это выглядело

Вот он сам датчик (фото не моё):

Датчик температуры воздуха: lm335z

Термоусадку я конечно срезал и увидел, что от датчика отломился один вывод, второй остался на проводе, третий не используется. На данном этапе непонятно какой именно вывод не используется, поскольку электронщик я аховый, даташит вроде почитал, но ничего не понял :) Ничего страшного, схему подключения датчика мы чуть позже установим экспериментальным путем.Покупаем новый датчик на радиорынке (7 гривен — около $0,6).

Предварительно просто прикладываем его «по месту». Для этого рассоединяем разъем, к которому подключен датчик, два вывода выгибаем в одну сторону, третий — в другую. Нам известно, что правый вывод датчика (если смотреть на плоскую грань) соединяется с черным проводом, значит один из двух оставшихся соединяется с черно-белым проводом. Пробуем сначала левый вывод, неудача (фотографии нет), пробуем средний вывод — работает! Вот как это выглядит в разъеме:

Датчик

Бортовой компьютер показывает более-менее правильное значение (сегодня тепло, +28):

Работает! Температуру показывает нормально.

Всё, теперь мы поступим следующим образом. Левый вывод (если мы смотрим на плоскую грань с маркировкой) нам не нужен — безжалостно откусываем его, а оставшиеся два немного разгибаем в стороны, у меня вышло вот так:

Подготовка датчика к пайке

Припаиваем датчик к кабелю, каждый вывод утягиваем термоусадочкой, подливаем термоклеем для пущей надежности, потом затягиваем в термоусадку всё вместе. Вот на последнем шаге у меня вышел FAIL, я не учел, что датчик в термосоплях не поместится в термоусадку. Пришлось использовать фантазию и незаменимую изоленту.

Датчик припаян и залит термоклеем

Получаем вот такой колхоз:

Готово

Прикручиваем полученный колхоз к жгуту проводов белым хомутиком и получаем колхоз в квадрате :D

Ставим полочку на место, еще раз проверяем показания температуры:

Всё в порядке

Всё ок, к вечеру немного попрохладнело.

Буду рад любым советам по поводу того куда деть этот датчик. Под бампер тянуть далеко и геморройно, подумываю протянуть его в дверь, но не уверен что он у меня теперь пройдет внутри резинового пыльника жгута проводов.

Обновление:

По поводу датчика. Во-первых это не терморезистор, а специализированная микросхема, которая изображает из себя стабилитрон с напряжением стабилизации 10милливольт*Ткельвин. Ткельвин = Тцельсий+273. То есть при температуре +27С на ней должно быть ровно 3В. Измерять ее исправность омметром — бестолку. Подключение полярное, то есть не все равно какую ножку датчика на какой проводок.Замена возможная. Импортные LM135, LM235. Отечественные — К1019ЕМ1, К1019ЧТ1. Ну и самое прикольное — автомобильный датчик температуры 19.3828 — внутри него стоит та самая LM235. Этот датчик использовался с микропроцессорными системами зажигания отечественных автомобилей и мозгами впрыска Микас до версии 7 включительно(автомобили ГАЗ, УАЗ, наверняка и на каких-то ВАЗах использовался, просто я не в курсе). Найти его в запчастях — не проблема. Его аналоги от разных производителей — 42.3828 – 405226 – LS0306.

Информация от AlvoF

Цена вопроса: 7 грн Пробег: 112000 км

Page 2

Решил написать небольшой отчет о ремонте датчика, потому что пытался нагуглить что-нибудь путное, вообще никакой информации по этой теме. Конечно, в итоге получилось совсем не идеально, зато работает :)

В 2012 году купил себе бортовой компьютер Мультитроникс SL-50v, т. к. стандартный имел только одометр и два «суточных» счетчика пробега, этого не хватало. Установил у «профессионалов», откалибровал. Всё прекрасно.Вот такой б/к:

Multitronics-SL50v, фото с сайта производителя

Не так давно датчик температуры воздуха (ДТВ) стал сильно врать:

Показания температуры воздуха. Датчик сильно врет

По косвенным признакам (я всё еще на Земле, могу ходить без скафандра) я догадался, что что-то произошло с ДТВ. Довольно долго искал место его установки, нашел поверх пыльника жгута проводов в том месте, где он идет к водительской двери. К сожалению, не сфотографировал как это было. Датчик был притянут прямо за провод двумя пластиковыми хомутами, причем с офигенным усилием. В итоге при открывании/закрывании двери провод очевидно сломался/перетерся.Ну что делать, снимаем полочку под рулем:

Снимаем полочку под рулем

Обрезаем датчик, который подключен при помощи двух проводов: черного и черного с белой полосой:

Без датчика

До того как заизолировать концы я попробовал просто соединить два провода вместе, при этом показания б/к бодренько ссыпаются к минусовым температурам. Ага, всё достаточно очевидно: температура зависит от сопротивления датчика. При сопротивлении 0 — минимум температуры, при максимальном сопротивлении (обрыв) — максимум температуры.Сам датчик представляет собой обычный выводной элемент LM335, который был затянут в термоусадку:

Примерно так это выглядело

Вот он сам датчик (фото не моё):

Датчик температуры воздуха: lm335z

Термоусадку я конечно срезал и увидел, что от датчика отломился один вывод, второй остался на проводе, третий не используется. На данном этапе непонятно какой именно вывод не используется, поскольку электронщик я аховый, даташит вроде почитал, но ничего не понял :) Ничего страшного, схему подключения датчика мы чуть позже установим экспериментальным путем.Покупаем новый датчик на радиорынке (7 гривен — около $0,6).

Предварительно просто прикладываем его «по месту». Для этого рассоединяем разъем, к которому подключен датчик, два вывода выгибаем в одну сторону, третий — в другую. Нам известно, что правый вывод датчика (если смотреть на плоскую грань) соединяется с черным проводом, значит один из двух оставшихся соединяется с черно-белым проводом. Пробуем сначала левый вывод, неудача (фотографии нет), пробуем средний вывод — работает! Вот как это выглядит в разъеме:

Датчик

Бортовой компьютер показывает более-менее правильное значение (сегодня тепло, +28):

Работает! Температуру показывает нормально.

Всё, теперь мы поступим следующим образом. Левый вывод (если мы смотрим на плоскую грань с маркировкой) нам не нужен — безжалостно откусываем его, а оставшиеся два немного разгибаем в стороны, у меня вышло вот так:

Подготовка датчика к пайке

Припаиваем датчик к кабелю, каждый вывод утягиваем термоусадочкой, подливаем термоклеем для пущей надежности, потом затягиваем в термоусадку всё вместе. Вот на последнем шаге у меня вышел FAIL, я не учел, что датчик в термосоплях не поместится в термоусадку. Пришлось использовать фантазию и незаменимую изоленту.

Датчик припаян и залит термоклеем

Получаем вот такой колхоз:

Готово

Прикручиваем полученный колхоз к жгуту проводов белым хомутиком и получаем колхоз в квадрате :D

Ставим полочку на место, еще раз проверяем показания температуры:

Всё в порядке

Всё ок, к вечеру немного попрохладнело.

Буду рад любым советам по поводу того куда деть этот датчик. Под бампер тянуть далеко и геморройно, подумываю протянуть его в дверь, но не уверен что он у меня теперь пройдет внутри резинового пыльника жгута проводов.

Обновление:

По поводу датчика. Во-первых это не терморезистор, а специализированная микросхема, которая изображает из себя стабилитрон с напряжением стабилизации 10милливольт*Ткельвин. Ткельвин = Тцельсий+273. То есть при температуре +27С на ней должно быть ровно 3В. Измерять ее исправность омметром — бестолку. Подключение полярное, то есть не все равно какую ножку датчика на какой проводок.Замена возможная. Импортные LM135, LM235. Отечественные — К1019ЕМ1, К1019ЧТ1. Ну и самое прикольное — автомобильный датчик температуры 19.3828 — внутри него стоит та самая LM235. Этот датчик использовался с микропроцессорными системами зажигания отечественных автомобилей и мозгами впрыска Микас до версии 7 включительно(автомобили ГАЗ, УАЗ, наверняка и на каких-то ВАЗах использовался, просто я не в курсе). Найти его в запчастях — не проблема. Его аналоги от разных производителей — 42.3828 – 405226 – LS0306.

Информация от AlvoF

Цена вопроса: 7 грн Пробег: 112000 км

Проверка температурных датчиков

Современные кондиционеры имеют развитую систему самодиагностики, которая получает информацию от различных датчиков и на основании этого изменяет параметры системы или выдаёт коды ошибок.

Одним из типов таких датчиков являются термодатчики, обычно полупроводниковые термисторы.

Самые простые кондиционеры кондиционеры имеют, как минимум, два термодатчика во внутреннем блоке, а более интеллектуальные гораздо больше.

Рассмотрим подробнее где их устанавливают и как их проверить.

Как найти температурный датчик в кондиционере

Внутренний блок:

  • Датчик температуры комнатного воздуха

Это тот самый датчик, который задаёт режим работы компрессора.

  • Датчик температуры испарителя (установлен в средней точке испарителя)

Он служит для отключения компрессора при температуре испарителя ниже нуля, или индикации ошибки, во избежание обледенения испарителя.

  • Температурный датчик на выходе из испарителя
  • Датчик температуры электродвигателя вентилятора

Отключает двигатель при перегреве, предупреждая возгорание.

Перегрев обычно случается в случае межвиткового замыкания.

  • Термопредохранитель в клеммной колодке
  • При превышении температуры срабатывания (чаще всего около 90 0С) он сгорает, размыкая цепь питания кондиционера.

Внешний блок:

  • Датчик температуры наружного воздуха

Этот датчик служит для ограничения работы кондиционера при температуре на улице ниже его рабочего диапазона

Кондиционер просто не включится, если температура на улице ниже его предела.

  • Датчик температуры конденсатора (может быть установлено несколько, в разных точках)

Функция этого датчика - поддержание давления конденсации в заданном пределе при изменении температуры на улице.

  • Датчик температуры нагнетания компрессора

По температуре нагнетания можно косвенно определить давление, и если оно выше нормы, то кондиционер выдаёт ошибку.

  • Датчик температуры газовой магистрали

Датчик газовой магистрали дублирует датчик низкого давления, и выдаёт ошибку при его чрезмерном снижении.

  • Температурный датчик на двигателе вентилятора
  • Термопредохранитель на соединительной колодке

Также существуют системы с определением уровня конденсата с помощью термодатчиков, вместо механического поплавка.

Как проверить датчик температуры кондиционера

Главный параметр, по которому можно судить о исправности термисторов, это его сопротивление.

Причём его сопротивление зависит от температуры

Для определения сопротивления необходим прибор - омметр или мультиметр, в котором есть функция измерения сопротивления.

Также необходим термометр, можно обычный комнатный.

Методика проверки термодатчиков:

  • Вынимаем датчик из разъёма на плате
  • Устанавливаем  прибор на функцию измерения сопротивления (лучше автоматический выбор предела измерения)

  • Считываем показания с прибора

  • Измеряем комнатную температуру
  • Сверяем показания с данными из документации на эту модель.

 

Пример проверки датчика температуры 

Для примера возьмём кондиционер Toshiba RAV-SM562KRT-E.

Скачиваем сервис мануал для этой модели.

В разделе Troubleshooting находим таблицы зависимости сопротивления датчиков от температуры.

Возьмём для датчика температуры комнатного воздуха:

Из графика видно, что при температуре 25 0С его сопротивление равно 10 кОм (самое распространённое значение).

Для проверки можно нагреть датчик, взяв его в руку, при этом, как видно из графика, его сопротивление должно уменьшиться.

Как узнать сопротивление датчика температуры кондиционера

Главный источник информации - документация для кондиционеров, сервис мануалы (service manual) и технические данные (technikal data).

Если же не удаётся найти информацию для данной модели, можно посмотреть документацию для других моделей этого же производителя, очень часто датчики устанавливают с одинаковыми параметрами.

Также можно измерить параметры на аналогичном кондиционере, если есть такая возможность.

Если выяснилось что датчик всё-таки неисправен и требуется временно восстановить работоспособность кондиционера пока не приобретён датчик, это можно сделать поставив на место штатного датчика резистор.

Проще всего это сделать отрезав старый неисправный датчик, а освободившиеся выводы зачистить и припаять или прикрутить к ним резистор.

Для нашего примера нужен номинал 10 кОм, можно использовать любой постоянный или подстроечный.

При этом нужно учесть, что кондиционер будет всё время работать в режиме максимальной мощности не выключая компрессор.

Так что применять этот способ можно лишь на время при крайней необходимости.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и обнаружить неисправность

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

  • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
  • Заметное повышение расхода бензина;
  • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
  • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

  1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
  2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
  3. Поместить датчик в чайник;
  4. Замерить показание датчика и записать его;
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева — +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
  6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

Поместите датчик температуры охлаждающей жидкости в кипящую воду и замерьте его сопротивление при помощи мультиметра. При температуре в 100 градусов датчик должен показывать значение около 177 Ом. Учитывая погрешность на снижение температуры в процессе кипения (примерно до 95-97 градусов по Цельсию), в момент измерения сопротивление датчика должно находиться на уровне около 210-190 Ом.

(454 голос., средний: 4,49 из 5) Загрузка...

«Ремонт» датчика температуры - Автоцентр.ua

Полезные советы

Двигатель моего Ford Sierra 1986 года выпуска при температуре окружающего воздуха выше +250С стал часто отказываться заводиться «на холодную». Чтобы запустить его, приходилось по 5 – 8 раз крутить стартером, «утапливая» педаль газа до упора. Если мотор все же удавалось завести, в дальнейшем он работал абсолютно нормально.

Двигатель моего Ford Sierra 1986 года выпуска при температуре окружающего воздуха выше +250С стал часто отказываться заводиться «на холодную». Чтобы запустить его, приходилось по 5 – 8 раз крутить стартером, «утапливая» педаль газа до упора. Если мотор все же удавалось завести, в дальнейшем он работал абсолютно нормально.

Как оказалось, причиной этого явления стали искажения в работе датчика температуры охлаждающей жидкости. От него зависит дозировка топлива на разных тепловых режимах работы двигателя. Датчик при этом остался «живым», но выдавал заниженные показания температуры «прогретого» двигателя. В итоге электронный блок управления двигателем (ЭБУ) обеднял смесь ниже уровня, требуемого для пуска мотора.

Определить состояние датчика путем его сравнения с новым – не самый простой способ. Во-первых, найти новый оригинальный датчик на автомобили ранних годов выпуска сложно. По каталогам можно подобрать универсальную замену, однако параметры этих датчиков часто не «нравятся» бортовому компьютеру машины, и он отказывается с ними работать. Во-вторых, заменить датчик непросто: придется частично демонтировать навесное оборудование двигателя и слить охлаждающую жидкость.

В качестве временного решения проблемы можно попробовать «обмануть» ЭБУ: в моменты пуска немного увеличить показания датчика. Для этого в его электрическую цепь вводят добавочное сопротивление, в качестве которого удобно применить переменный резистор (потенциометр).

В Ford Sierra термодатчик размещен на правой стенке двигателя, между вторым и третьим цилиндрами. Сначала с датчика снимают разъем и тестером измеряют сопротивление при температуре затрудненного пуска двигателя (например, при +270 С). Величина добавочного сопротивления должна в 1,2…1,5 раза превышать измеренное значение. То есть, если тестер показал, например, 14,0 кОм, номинал потенциометра должен быть 16 – 22 кОм. Затем разъем устанавливают на место, а резистор подключают в разрыв одного из двух проводов, идущих от датчика к ЭБУ двигателя. В случае с Sierra был применен потенциометр типа СП-1 номиналом 27 кОм.

Перед включением стартера ручку потенциометра поворачивают примерно на 1/4…1/2 хода. Чтобы в дальнейшем при уже запущенном и прогретом двигателе не вносить искажения в работу ЭБУ (это может проявиться в увеличенных оборотах холостого хода и повышенном расходе топлива), после пуска ручку необходимо установить в исходное положение. Изготовленное устройство фактически является электрическим «подсосом» системы впрыска топлива.

Потенциометр можно расположить в моторном отсеке. Но более удобный вариант – разместить его под приборной панелью, однако для этого соединительные провода придется протянуть в салон – через перегородку моторного отсека. Это позволит управлять «электроподсосом», не выходя из машины и не открывая каждый раз капот.

Таким образом можно «отремонтировать» «капризничающий» термодатчик и в других подержанных иномарках, оборудованных системой электронного впрыска топлива.

 Параметры исправного термодатчика
Тем-ра, °С Сопротивление, кОм
0 90 – 100
+20 35 – 40
+30 24 – 27
+40 15 – 18
+60 7 – 8
+100 1,9 – 2,9

Подготовил Владимир Корницкий Фото Владислава Бойко

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Смотрите также

Возврат к списку